Крещение на руси первое: Крещение Руси в 988 году

3.15. Крещение Руси при Аскольде. Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима.

3.15. Крещение Руси при Аскольде

И, наконец, крещение Руси. В книге «Царь Славян» мы показали, что Русь была крещена самим Христом в XII веке. Поэтому совершенно правильно, что в летописи говорится о крещении Руси при Аскольде. Более того, Большой Катехизис XVII века прямо утверждает, что Русь была крещена несколько раз, причём одно из крещений произошло именно при князе Аскольде. В Катехизисе сказано, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси. ПЕРВОЕ — от апостола Андрея. ВТОРОЕ крещение — от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И ПРИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕХ ПРИ АСКОЛДЕ И ДИРЕ» [21], лист 28, оборот.

Как мы теперь понимаем, Большой Катехизис дважды упомянул об одном и том же крещении Руси в XII веке, при самом Христе. Один раз называя его апостолом Андреем («Человеком»), а второй раз — Аскольдом, то есть Исусом Колядой. См. книгу «Царь Славян».

В.Н. Татищев сообщает: «Четвёртое кресчение в славянах точно до нас принадлежит и есть первое в Руси чрез кир Михаила митрополита и показанном чуде незгоревшаго евангелия. Сие по летом во ВРЕМЯ ОСКОЛЬДОВО, который от грек Рос имянован и в 867-м году КРЕСЧЕНИЕ ПРИЯЛ, яко Бароний из Кедрина и Куропалата в том и 867-м сказует тако: „Рос, князь скифский, часто на места поморские нападая, около Чернаго моря разорял и бе от него в Константинополи бедствие немало. Рос той к царю Михаилу (тому лету) послов прислал и СВЯТОЕ КРЕСЧЕНИЕ ИСПРОСИЛ“. А в 866-м тот же Бароний пишет: „Роман император с руссами мир учинил и для научения их закона послал к ним архиепископа, и егда руссы, отговариваясь, просили, чтоб чудо им показал, тогда архиепископ, прося господа бога, книгу евангелия во огонь великий поверг, в котором оная несколько часов пребыла, и по угашении огня выняли оную книгу невредиму, чим все возбуждены с радостию кресчение прияли“» [130], т. 1, с. 106; [131], т. 1, с. 49–50.


Перевод на современный русский язык: «Четвёртое крещение славян точно было у нас и есть первое крещение Руси через кир Михаила митрополита, сопровождённое показом чуда с несгоревшим Евангелием. Оно, судя по времени, было во время Оскольда, которого греки именовали РОС. Он в 867-м году принял крещение, о чём Бароний, ссылаясь на Кедрина и Куропалата, сообщает под тем же 867-м годом, и пишет так: „Рос, князь скифский, часто нападая на приморские земли, разорял места возле Чёрного моря и было от него в Константинополе бедствие немалое. Этот Рос прислал послов к царю Михаилу (в том году) и попросил СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ“. А под 886-м годом тот же Бароний пишет: „Роман император с руссами мир учинил и для того, чтобы научить их закону послал к ним архиепископа. И когда руссы, отговариваясь, просили показать им чудо, архиепископ, попросив помощи у Господа Бога, книгу Евангелие вверг в сильный огонь и она в нём несколько часов пребывала. Когда огонь погасили, её вынули невредимой, от чего все пришли в возбуждение и с радостью крещение приняли“».

На рис. 1.13 приведена старинная миниатюра, показывающая крещение болгар якобы в 864 году. На рис. 1.14 показана миниатюра, посвящённая крещению великого князя Владимира якобы в 989 году.

Рис. 1.13. «Крещение болгар. Рукопись летописи Константина Манассии. Рим, библиотека Ватикана» [67], с. 108.

Рис. 1.14. «Крещение Владимира, князя киевского» [67], с. 114.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке
Первое крещение Руси
В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

3.

15. Крещение Руси при Аскольде

3.15. Крещение Руси при Аскольде
И, наконец, крещение Руси. В книге «Царь Славян» мы показали, что Русь была крещена самим Христом в XII веке. Поэтому совершенно правильно, что в летописи говорится о крещении Руси при Аскольде. Более того, Большой Катехизис XVII века прямо

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси
В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Крещение Руси

Крещение Руси
Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Выше сказано, что киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное

48. Крещение Руси

48. Крещение Руси
Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно

Крещение Руси

Крещение Руси
Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это

Крещение Руси

Крещение Руси
Причем здесь крещение Руси? — могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причем. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская

Крещение Руси

Крещение Руси
§ 9. Язычество на Руси в древнейшее время. Около 988 года Киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси.Языческие

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
С. Гординский. Крещение в Киеве в 988 годуХристианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860–870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника

Крещение Руси

Крещение Руси
Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром

«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1)

«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1)
Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлен киевским князем Владимиром около 988 г. Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, начало которого

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Крещение Руси

Крещение Руси
Крещение Руси никак не было связано с религиозным чувством и самого Владимира, и населения Руси. В качестве государственной религии язычество не годилось, ибо языческий бог, хотя бы и верховный, силен лишь когда побеждает. Любое поражение Владимира или

Крещение на Руси

Крещение на Руси
С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси.Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие

Первое ли Крещение Руси мы празднуем?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Многие историки с ‘Повестью временных лет’ не согласны. Они считают, что крещение Руси произошло намного раньше — в предыдущем веке, во времена правления Аскольда и Дира, где-то в середине IX столетия. Эту теорию признавали и некоторые советские историки, в том числе — украинские; она имеет под собой солидный научный ‘фундамент’, а недосказанного и непонятного в ней не больше, чем в привычной ‘Повести временных лет’.

Все мы всегда со школьной скамьи привыкли считать, что крещение нашего народа состоялось в 988 году. В этом убеждены маститые историки, так написано в учебниках, от этой даты (988) отсчитываются все юбилеи, в том числе — несколько странный (арифметически) юбилей 1020-летия. Для большинства читающей публики достаточным доказательством правдивости этой даты является славная ‘Повесть временных лет’, согласно с которой ‘Владимир велел строить церкви и ставить их на тех местах, где стояли идолы… И начал забирать детей у родителей и посылать на научение книжное’. Казалось бы, все ясно и понятно.

Оказывается, однако, что многие историки с ‘Повестью временных лет’ не согласны. Они считают, что крещение Руси произошло намного раньше — в предыдущем веке, во времена правления Аскольда и Дира, где-то в середине IX столетия. Эту теорию признавали и некоторые советские историки, в том числе — украинские; она имеет под собой солидный научный ‘фундамент’, а недосказанного и непонятного в ней не больше, чем в привычной ‘Повести временных лет’.

Ниже на рассмотрение читателя предлагаются некоторые исторические факты, на основании которых вполне можно согласиться с тем, что христианство в Киевской Руси было принято еще в IX столетии — более чем за сто лет до крещения Владимира 988 года.

‘Заговор молчания’

Одним из убедительных доказательств более раннего крещения Руси является так называемый заговор молчания, который блестяще описал украинский ученый Михаил Юлианович Брайчевский. В своих исследованиях он обратил внимание на то, что в иностранных источниках того времени полностью отсутствуют сведения о крещении Руси 988г. Этой ‘подробностью’ занимались и другие ученые. Все полученные результаты свидетельствовали о весьма странном обстоятельстве: ни в одном сохранившемся тексте того времени не было обнаружено каких-либо сведений об обращении Руси в христианство в конце X в. Польские, чешские, венгерские, немецкие источники, а также итальянские, французские и др. тоже не упоминают об этом событии. Единственное исключение — некий Титмар Мерзебургский, хотя он был осведомлен только о крещении великого князя в связи с его вступлением в брак. А об обращении народа или страны — ни слова.

Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Ни одна греческая хроника конца X-XI веков об этих событиях ничего не сообщает. Между тем в письменных источниках имеются сведения о многом другом: о падении Херсонеса, о договоре Владимира Святославича с императором Василием II, о вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной и др. Но нет ни одного намека на крещение Владимира и всей его страны, как это описывает ‘Повесть временных лет’. Аналогичная картина прослеживается и в восточных источниках. Все это означает только одно — Русь IX-X вв. уже считается христианской страной.

На основании описанного выше Брайчевский и некоторые другие исследователи делают вывод, что отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем и только тем, что официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся еще в 860 г. — при Аскольде и Дире. И хотя после убийства Аскольда в 882 г. христианство на время утратило статус государственной религии, в глазах окружающих стран Русь была страной христианской.

Аскольдово крещение

Правление Аскольда (погиб в 882 г.) является весьма яркой страницей в истории ранней Руси — молодое государство тогда впервые вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть раннесредневековой ойкумены. Титул кагана, принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царскому) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях киевского правителя. Главными (и наиболее удачными) внешнеполитическими деяниями Аскольда были походы на Византию, а также договоры, заключенные с этой супер-державой того времени. Аскольд добился дипломатического признания Руси как великой державы и достойного соседа Византии. Этими походами Киевская Русь утвердила свою международную позицию в тогдашнем мире. Ее отношения и письменные соглашения с Византией сохранились в византийских источниках. Некоторые из них подписаны византийскими императорами.

Успешные походы против Византийской империи показали ‘городу и миру’, что Русь была тогда одним из наиболее могущественных государств средневековой Европы. Среди результатов походов Аскольда на Византию и заключенных с империей соглашений одним из наиболее важных было введение на Руси христианства.

Относительно крещения Аскольда существует много гипотез, хотя сохранились также некоторые документы того времени. В советской историографии была популярной так называемая сословная точка зрения. Ее тезис состоит в том, что в 60-е годы IX века крестилась не вся Русь, не народ, не государство, а только лишь определенная часть верхушки во главе с киевским каганом — Аскольдом. Население же Руси продолжало оставаться языческим.

Процесс христианизации Руси (как и любой другой страны) не мог быть простым и коротким. Далеко не сразу новая религия была воспринята народом и преодолела старое ‘поганство’. Ученые считают, что окончательное провозглашение христианства государственной религией в 988 г. не сразу привело к ликвидации языческих пережитков — несмотря и на Аскольдово крещение. Предполагают даже, что Аскольд погиб из-за существования в Киеве достаточно сильного язычества.

В те времена на Руси начали появляться византийские и римские миссионеры, направлялись и принимались различные посольства, что привело к знакомству русов с религиозными верованиями соседних стран и народов. В пользу Византии говорил тот факт, что эта страна допускала использование для культовых целей не только греческого языка, но и языков других народов. Тогда, как известно, был начат перевод на славянский язык богослужебных книг.

Некоторые ученые считают, что князья приняли крещение в Киеве вместе с некоторым количеством народа от епископа, посланного известным Константинопольским патриархом Фотием. И поэтому в конце IХ в. русская епархия уже числится — по некоторым источникам — в списках константинопольских епископий: сначала на 61 м, потом на 60 м месте.

Все эти события иногда именуют первым крещением Руси. Патриарх Фотий в послании 866-867 года писал: ‘И не только этот народ (болгары) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое практиковали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших — вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли они христианского епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью почитают Бога’.

Справка ‘Дня’

Михаил Юлианович Брайчевский, 1924 г.р. В 1948 г. закончил Киевский университет. В Институте археологии работал с 1946 г., еще учась в университете. Был одним из инициаторов создания в 1966 р. Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Выступал против тенденциозности советской исторической концепции, за что попал в немилость со стороны ЦК КПУ. В 1968 году его увольняют с работы.

За выдающиеся достижения в развитии исторической науки М. Ю. Брайчевский удостоен международной премии фонда Антоновичей (США), премии Национальной академии наук Украины и звания ‘Заслуженный деятель науки и техники Украины’, избран профессором Киево-Могилянской академии, действительным членом Свободной украинской академии (США), действительным членом Научного общества им. Т.Г.Шевченко (Львов), членом Украинского исторического общества (США).

Кирилл и Мефодий/Крещение Руси

РАЗДЕЛ 11: СЛАВЯНСКИЕ ЦЕРКВИ

 

Цель: Учащиеся должны уметь идентифицировать свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира, св. Ольги, св. Александра Невского, св. Иннокентия, св. Германа Аляскинского, св. ПЦА и Русские Православные Церкви, а также нынешняя организация и лидеры ПЦА.

Неделя 1: Кирил и Методюс/Крещение России

Исторический контекст

На Западе римлян упал на «варвары» — Висготы, франки, вандалы и т. Д. Востока. Подготовьте карту, чтобы найти эти племена и места, упомянутые позже в уроке. Подталкиваемые нашествиями гуннов (помните Аттилу Гунна?), некоторые племена двинулись на запад (став чехами и поляками), некоторые двинулись на север (став русскими), но балканские славяне постоянно напирали на Византийскую империю на юг, изредка вторгаясь сам город Константинополь. Они были завоеваны в 79 г.0023-м -го века булгарами, монгольским племенем, принявшим славянский язык и образовавшим могущественное царство, которое часто вступало в конфликт с Византийской империей. Восточные славяне были завоеваны шведскими варягами под предводительством Рюрика. Рюрик, также называемый Русью, основал царство со столицей в Новгороде; народ этого нового царства назывался русским. Эти новые королевства постоянно находились в состоянии войны друг с другом, а также с византийцами, и до тех пор не разделяли ни одной части греко-римской цивилизации, общей для христианской церкви. Будут ли они вообще интересоваться христианством?

 

Кирилл и Мефодий :

В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий.

Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Некоторые из славян пришли сюда как рабы, но теперь поселились в городе как торговцы. Славянский язык был широко распространен в Фессалониках. В этом городе жила христианская семья с семью высокообразованными сыновьями, которые должны были сделать хорошую карьеру в Империи. Мефодий, старший, тихий, совестливый человек, стал наместником провинции в Азии; его младший брат Константин, вдумчивый и мечтательный мальчик, отправился в Константинополь учиться у молодого императора, а затем работать на патриарха, защищая иконопочитание. Константин даже провел некоторое время в Сирии в качестве посланника арабов; у него было много дискуссий с халифом о христианстве. Но вскоре оба брата решили стать монахами.

Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством разных религий. Кто-то принял ислам, а кто-то иудаизм. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию по Днепру. Там они научили короля всему, что касается христианской веры. Многие люди крестились. Наконец братья отправились обратно в Константинополь. Они вернулись в свой монастырь.

В следующем году к болгарскому народу прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Князь Ростислав хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы учить народ на его родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Люди стекались послушать миссионеров; славяне были действительно готовы к христианству.

Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.

Крещение Руси:

Варяжские русские сначала были известны как Киевское государство. Киев стоял в центре речного сообщения в России; купцы, столкнувшиеся с исламскими пиратскими кораблями в Средиземном море, сочли эти новые маршруты более безопасными. Они принесли с собой свою христианскую религию. А кириллица и славянский язык проникли через их южные границы с Болгарией. На самом деле ни у одного из других варварских племен не было своего алфавита, письменного Писания и литургии на своем языке.

Умер российский правитель Игорь, а его вдова Ольга стала регентшей при сыне Святославе. Ольга посетила Константинополь в 955 году нашей эры, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Ольга пыталась распространять христианство, но это не интересовало даже ее сына. Святослав женился на пленной дочери великого врага Киевского государства Малуше; это взбесило Ольгу, которая отослала пленную служанку в родные края. Там у Святослава и Малуши родился сын, названный Володомиром, или Мирным Владыкой. А потом, когда сын подрос и ушел на войны, Ольга заботилась о внуке, которого теперь звали Владимиром. Она рассказала ему о христианстве. Святая Ольга известна как «Равноапостольная». Сначала Владимир бунтовал и жил жизнью удовольствия и греха, будучи еще язычником. Святослав перед смертью разделил свое царство в битве между тремя своими сыновьями, причем Владимир унаследовал Новгород на севере, но мирным путем и битвой Владимир завоевал всю землю.

Владимир стал правителем в 980 году нашей эры. Он хотел государственной религии для русского народа. Миссионеры пришли из ислама, иудаизма, Латинской церкви и Восточной церкви. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!

Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. В 988 году нашей эры он сказал всем киевлянам, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — в тот день крестились тысячи. На месте языческих алтарей строились храмы, а литургия совершалась на славянском языке Кирилла и Мефодия. Молитва святого Владимира при освящении величественного собора в Киеве, посвященного Богородице, сохранилась до наших дней: «Господи Боже, призри с Неба и воззри, и посети виноградник Твой, который насадила десница Твоя. . И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Бога Истинного. И воззри на сию церковь Твою, которую устроил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, за молитвы Пречистой Богородице». В 9В 91 г. крестилось и население Новгорода. К концу правления Владимира в 1015 г. на Руси было три епископства, доходивших до верхней Волги. Даже врагов-язычников в далеких степях часто побеждали не в бою, а крещением! Князя Владимира помнят как «крестителя Руси», равноапостольного.

 

Сыграйте в обучающую игру: код кириллицы —St. Кирилл создал совершенно новый алфавит для славянского народа, теперь известный как кириллица. Он до сих пор используется в России и многих славянских странах. В то время как выучить русский язык было бы огромной задачей, знакомство с алфавитом для православного христианина имеет решающее значение. Было бы неплохо иметь возможность озвучивать имена святых на иконах в русском храме? Посмотрите на алфавит на следующей странице. Поместите копию на доску или сделайте копию для каждого учащегося. Произносите каждую букву так, как если бы это был секретный код. Затем озвучьте сообщение внизу. Может ли каждый из вас также написать короткое сообщение на кириллице для своих одноклассников?

 

Примстав: Добавить ст. Кирилла и Мефодия 11 мая и св. Владимира 15 июля.

 

Закрыть молитвой


 

Крещение Романовых в Москве!

Принцесса Виктория держит принца Александра, а великий князь Джордж наблюдает за ним.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Вчера состоялось крещение Его Святейшества. Князь Александр Георгиевич Романов, сын Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович и Е.С.Х. Княгиня Виктория Романовна, состоялась в 13:00 в Спасо-Преображенском храме комплекса Храма Христа Спасителя в Москве. Собор был разрушен и превращен в общественный бассейн во времена СССР. Между 1995-2000 был перестроен. Сейчас Собор находится в осаде Московского Патриархата. Собор был местом канонизации Романовых, когда последний царь Николай II и его семья были прославлены в лике святых по просьбе Е.И.В. Великая княгиня Мария Владимировна, бабушка князя Александра, в роли главы императорской семьи.

Храм Христа Спасителя в Москве.

Князь Александр во время крещения.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Великий князь Георгий и принцесса Виктория становятся свидетелями крестин своего сына.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Таинство Крещения произошло в именины князя 23 ноября по ст. / 6 декабря н.с., в день преставления святого Александра Невского. Первый викарий Его Святейшества Патриарха, Е.П. Митрополит Дионисий Воскресенский возглавил службу крещения. После этого на территории собора последовал прием для семьи и их гостей.

Бабушка и дедушка: г-жа Карла Каччаторе Беттарини, великая княгиня Мария Российская, принц Франц Вильгельм и принцесса Надя Прусская.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Помимо родителей, бабушка Александра по отцовской линии Е. И.В. Великая княгиня Мария Владимировна Российская, его дед по отцовской линии Е.В. Принц Михаил Павлович (Франц Вильгельм) Прусский и его вторая жена принцесса Надя, а также его дедушка и бабушка по материнской линии Роберто Беттарини и Карла Каччаторе присутствовали, чтобы стать свидетелями этого важного момента в духовной жизни молодого Романова.

Родным подарена мерная икона святого Александра Невского.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

После совершения Таинства Императорской Семье были вручены иконы Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Первая икона с мощами святого Александра Невского была специально привезена из Санкт-Петербурга протоиереем Александром Ткаченко по просьбе Е.П. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсанофий, который сам возглавил свадьбу великого князя Георгия и принцессы Виктории в прошлом году. Вторая икона была подарком кавалеров Российских Императорских Орденов.

Принц Александр в окружении своих родителей, бабушек, дедушек и крестных родителей.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Князь Александр Романов получил следующих крестных родителей:

  • Михаил (Мишель) Петрович Орлов — г-н Орлов является старшим сыном Пьера Алексиевича Орлова и египетской принцессы Фадии, одной из сестер короля Египта Фуада II. .
  • Х.Р.Х. Принцесса Ольга Савойская, герцогиня Аостская. Герцогиня Аостская родилась принцессой Греции Ольгой и является младшей дочерью принца Греции и Дании Майкла и Марины Кареллы. Она замужем за принцем Аймоне Савойским, герцогом Аосты; пара живет в Москве.
  • Его Высочество принц Иоахим Мюрат — принц Мюрат является потомком Иоахима Мюрата, великого герцога Бергского и короля Неаполя, и Каролины Бонапарт, сестры императора Наполеона I.  
  • H.Ill.H. Элен Кирби, графиня Двинская — Элен приходится двоюродной бабкой принцу Александру, а также крестной матерью его отца, своего племянника, великого князя Георгия. По состоянию здоровья графиня Двинская не смогла присутствовать на крестинах.
  • Князь Стефан Белосельский-Белозерский — Князь Белосельский-Белозерский является членом и представителем l’Association de la Noblesse Russe en France (ANRF), ассоциации, основанной в 1925 в Париже после Октябрьской революции, чтобы позволить белоэмигрантам перегруппироваться и соединиться.
  • Княгиня Екатерина Лопухина – друг семьи и супруга князя Вадима Олеговича Лопухина, директора Отдела внешних сношений Имперской канцелярии.
  • Мадам Оксана Гирко — друг семьи, климатический активист и меценат.
  • Мадам Юлия Абросимова — друг семьи.
Принц Александр дома с родителями, бабушкой и дедушкой.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Принцесса Виктория и великий князь Георгий с сыном принцем Александром.
Фото (с) Константин Грибов / Имперская канцелярия.

Великий Князь Георгий опубликовал следующее заявление:

«Для нас это радостное событие — иметь возможность отпраздновать это Крещение в России. Наш сын Александр — первый рожденный член Семьи. в нашей стране с тех пор, как нам разрешили вернуться в Россию в 1991. Для нашей Семьи это историческое событие, а также продолжение нашей династии и истории России».

Официальное сообщение Императорского Дома: Внук Главы Императорского Дома России Светлейший Князь Александр Георгиевич 

В этот день, 6 декабря (23 ноября по юлианскому календарю) 2022 года, в день памяти св. Великого Князя Александра Невского, Его Светлейший Князь Александр Георгиевич — внук Главы Российского Императорского Дома, Е. И.В. Великой Княгини Марии Российской, и сын Е.И.В. — крестился в Святой Православной Церкви.0005

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя в Москве совершены таинства Святого Крещения и Миропомазания, совершенные Высокопреосвященнейшим Митрополитом Воскресенским Дионисием в сопровождении Митрофы протоиерей Михаил Протопопов, приехавший из Австралии для помощи в совершении богослужений; протоиерей Александр Ткаченко, председатель правления благотворительного фонда «Круг добра»; иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), начальник Управления историко-мемориальной деятельности Канцелярии Ее Императорского Высочества; и клир Ново-Спасского монастыря в Москве о. Иоанн Игнатов и о. Владимир Игнатов.

На богослужении присутствовали родственники новокрещеного князя: бабушка, Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая княгиня Мария Российская; его родители, H.I.H. Великий князь Георгий Георгий и Его Святейшество. княгиня Виктория Романовна; его дед по отцовской линии, принц Франц Вильгельм Прусский (в православии Михаил Павлович) и его жена, принцесса Надя; и его дедушка и бабушка по материнской линии, Его Превосходительство посол Роберто Беттарина и его жена, г-жа Карла Беттарини.

По окончании службы Императорской Семье были преподнесены «мерные иконы» св. великого князя Александра Невского.

Первая икона, являющаяся благочестивым даром верных друзей и сторонников Императорской Семьи в Санкт-Петербурге и Москве, была привезена из Санкт-Петербурга протоиереем Александром Ткаченко. Он содержит частицу святых мощей св. великого князя Александра Невского и был прислан в благословение князю Александру Георгиевичу Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, который 1 октября 2021 года возглавил бракосочетание родителей Его Светлейшего Высочества в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Вторая мерная икона — подарок кавалеров Российских Императорских и Царских Орденов. Традиция писать мерные иконы (иконы небесного покровителя новокрещеных, «писаемые» на один рост с новорожденным) сложилась во времена правления Дома Рюриковичей и была унаследована первыми правителями Дома Романовых. Однако после правления Петра I обычай писать размерные иконы в значительной степени исчез.