Содержание
Семен Дежнев. Картинки. Карты походов
Карта походов Семена Дежнева
// Кедров В. На край света. – Л., 1964
архив
Поход Семена Дежнева в 1648 году:
Карта-схема. Рис. Л.Хайлова
// Бахревский В. Семен Дежнев. – М., 1984
архив
Памятный знак С.Дежневу на мысе Дежнева
// Дальний Восток: Фотоальбом. – М., 1989
архив
Памятный знак С.Дежневу на мысе Дежнева
// ruschudo.ru
архив
Памятный крест С.Дежневу.
Фото 1910 года
// Великие путешественники:
Биографич. словарь. – СПб., 2000
архив
Памятник С.Дежневу и его семье в Якутске
// www.sitex.ru
архив
Памятник С.Дежневу и его семье в Якутске
// venividi.ru
архив
Памятник С. Дежневу и его семье в Якутске
// www.yakutsk-photo.ru
архив
Памятник С.Дежневу в Великом Устюге
архив
Русский корабль в Ледовитом океане
// Герберштейн С. Записки о Московитских делах. – СПб., 1908
архив
Типы русских судов в Сибири XVII века:
дощаник, каюк и коч. Рис. XVII века
// Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев
и его время. – М., 1999
архив
Езда русских на собаках в Сибири. Рис. XVII века
// Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Рыбный промысел в Сибири Рис. XVII века
// Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Охота на тюленей Рис. XVII века
// Н. Никитин. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Сбор ясака
Миниатюра из Кунгурской летописи XVII век
//Великие путешественники: Биографич. Словарь. – СПб., 2000
архив
Г.Якутск. Гравюра
// Великие путешественники:
Биографич. Словарь. – СПб., 2000
архив
Западная стена Якутского «города». XVII век Рис. XIX века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
г.Енисейск. Гравюра
//Великие путешественники: Биографич. Словарь. – СПб., 2000
архив
Большой Шаманский порог на Ангаре. Рис. XVII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Индигирка. Вид на Зашиверск. Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Зашиверская церковь. XVII век. Фото 1929 года
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Вид Нижнеколымского острога. Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Остров Малый Диомид. Берингов пролив
//Великие путешественники: Биографич. словарь. – СПб., 2000
архив
Мыс Дежнева
//Дальний Восток: Фотоальбом. – М., 1989
архив
Чукотское подземное (зимнее) жилище
и башня из китовых костей
Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Внутренний вид подземного жилища чукчей. Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Летнее чукотское жилище из шкур,
натянутых на деревянные стойки.
Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Тунгус в зимней одежде. Рис. XVII века
//Н.Никитин. Землепроходец Семен Дежнев
и его время. – М., 1999
архив
Чукотские женщины. Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Чукотские женщины. Рис. XVIII века
//Никитин Н. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Коряк. Гравюра из книги И.Георги «Описание всех
в российском государстве обитающих народов». 1799 год
//Великие путешественники: Биографич. словарь. – СПб., 2000
архив
Якутский воин. Рис. XVIII века
//Н.Никитин. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Чукотский воин в костяных доспехах. Рис. XVIII века
//Н.Никитин. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Тунгусский воин. Рис. XVIII века
//Н.Никитин. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Шаман в тунгусском одеянии Рис. XVII века
//Н.Никитин. Землепроходец Семен Дежнев и его время. – М., 1999
архив
Вхождением в низовье р. Анадырь завершилась экспедиция Семена Ивановича Дежнёва, открывшая пролив между Азией и Америкой :: Издательство Русская Идея
9.12.1648 (22.12). – Вхождением в низовье р. Анадырь завершилась экспедиция Семена Ивановича Дежнёва, открывшая пролив между Азией и Америкой
Семен Иванович Дежнёв (ок. 1605–нач. 1673), выдающийся русский землепроходец, сибирский казак. В 1648 г. (почти за столетие до Беринга) прошел морским путем на нескольких судах из устья Колымы до р. Анадырь – обогнув с севера на юг восточную оконечность Азии через пролив, отделяющий ее от Америки.
Дежнёв родился в русском Поморье, в г. Великий Устюг. Ушёл искать счастье в Сибирь, где сначала служил в Тобольске, затем в Енисейске, а в 1638 г. перешёл в Якутский острог. Он участвовал в походах по сбору ясака и примирению местных якутских князьков, поскольку царская администрация в целях ycпешного сбора ясака решительно пресекала племенные раздоры. За 20 лет службы он был 9 раз ранен в стычках с туземным населением.
В начале 1640-х гг. он совершил походы из Якутска в район Средней Яны и по р. Индигирке до Северного Ледовитого океана (моря Студеного). Затем Дежнёв прошел океаном до устья р. Алазеи, а в 1643 г. дошел до устья р. Колымы, где участвовал в создании Нижне-Колымского острога. Это поселение стало отправной базой следующего, уже морского путешествия на восток с целью поиска лежбищ моржей и выхода к устью р. Анадырь.
Причина путешествия была экономической: в Нижнеколымск проникали слухи о богатой соболями «захребетной» реке Анадырь, которой можно достичь морем. Мезенец И. Игнатьев совершил первое плавание по Ледовитому океану на восток от устья Колымы и привёз в Нижнеколымск «рыбий зуб» (моржовую кость).
Летом 1647 г. за этим товаром была послана новая партия промышленников, к которой правительственный приказчик острога присоединил и Дежнёва по его личной просьбе: он должен был собирать пошлины с добычи и попутно объясачивать туземцев; он обещал представить государю «прибыли на новой реке на Анадыре» 280 соболиных шкурок. В состав партии входили 63 промышленника. Однако четыре коча (двухпарусных судна) во главе с Алексеевым далеко не продвинулись из-за льдов.
Следующее плавание от Колымы на восток состоялось летом 1648 г. На семи кочах разместилось 90 человек – промышленников, торговых и служилых людей. Цели у всех были разные, государственные интересы представлял один Дежнёв, которого местные власти утвердили руководителем экспедиции. Он должен был провести караван морских судов вдоль неизвестного северного побережья Чукотки, спуститься в южном направлении до устья реки Анадырь и подчинить новую территорию власти московского Царя.
Караван отправился в плавание 20 июня. Шли вдоль побережья, медленно. В середине августа в районе мыса Беллингса караван попал в бурю и потерял 2 судна.
К 1 сентября пять судов подошли к мысу, названному Дежнёвым Большим Каменным Носом. Это, видимо, и была самая восточная часть азиатского материка, в 80 км от этого мыса через пролив находится Америка. В ясный день с верхней точки этого мыса (назван теперь именем Дежнёва) можно увидеть берег Аляски.
В Чукотском море во время бури караван Дежнёва потерял третье судно. Четыре оставшихся поспешили на юг и к 1 октября достигли северного входа в Анадырский залив. Здесь суда ещё раз попали в сильнейшую бурю, которая разметала их в разные стороны. Одна часть каравана во главе с Фёдором Алексеевым оказалась на юге, около Камчатского полуострова, где Алексеев и погиб.
Судно, на котором плыл сам Дежнёв и ещё 24 человека, выбросило на берег. Отсюда они отправились пешком на поиски реки Анадырь. Стояла глубокая осень, шли по труднопроходимым, незнакомым местам. Половина отряда погибла в дороге. Лишь зимой Дежнёв и его товарищи достигли цели своего многотрудного путешествия: они пересекли Корякское нагорье и 9 декабря 1648 г. вышли в низовье Анадыря. Кое-как оставшиеся 15 человек во главе с Дежнёвым оборудовали на Анадыре укрепленное зимовье, а летом 1649 г. построили речные суда, на которых принялись обследовать местность и собирать ясак с туземцев, приводя их в подданство русскому Царю Алексею Михайловичу.
Затем Дежнёвым были совершены походы по р. Анюй в 1659, по низовьям р. Лены в 1662, по низовьям р. Оленек в 1667-68, по р. Вилюю в 1669. В 1664-65 гг. Дежнёв побывал в Москве, где его деятельность по исследованию Сибири получила высокую оценку. В это время в Москве и Тобольске уже шла работа над созданием географического описания Сибири и крайнего Северо-Востока Азии. Дежнёву был присвоен чин казачьего атамана.
В 1665 г. Дежнёв вернулся на службу в Якутск. В 1668 г. он предотвратил столкновение двух тунгуских племён на р. Оленёк, примирив их друг с другом. В 1670 г. он снова был послан с государевой казной в Москву, куда прибыл в 1671 г., и умер там в начале 1673 г. Был дважды женат, и оба раза на якутках.
Впоследствии именем Дежнёва были названы самый восточный мыс Евразийского материка, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на р. Амур.
Следует отметить, что значение географического открытия участники этой экспедиции ей не придавали, думали не об Америке, а об Анадыре и присоединении Чукотки, и, видимо, потому известие о походе «какого-то» казака и о проливе не очень распространилось в Европе. Там этот вопрос остался нерешенным и лишь результат организованной по приказу Петра I государственной экспедиции русского капитана Беринга (датчанина по рождению) в 1741 г. был признан как открытие.
Православие на Чукотке: вчера и сегодня
Из интервью с епископом Диомидом, Анадырским и Чукотским (2007 г. )
– Если можно, в двух словах, расскажите, пожалуйста, для наших читателей об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши дни, а с казака Семена Дежнева?
– Православная Церковь всегда была верной помощницей русского самодержавия в деле обращения народов в подданство России. Уже в 1644 г. была построена Спасская часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 г. можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. В 1649 г. в верхнем течении реки Анадырь Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 г. был построен Анадырский острог – первый русский форпост на Крайнем Севере России.
Начало XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке новую знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 г. была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки – иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 г., в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.
В 1862 г. произошло знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая, в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.
Через десять лет, в 1879 г., была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие трудились трое монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX века и начале XX века на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено 9 православных храмов и часовен…
9 июля 1888 г. в селе Марково была организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л.Ф. Гриневицкий – первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь).
Гуманная деятельность первого «начальника Чукотки» оставила в народе добрую память. В 1909 г. в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 г. была бухта Провидения, а с 1912 г. – поселок Уэлен…
– Я читала, что сохранились даже первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе, принадлежавшее в XVIII веке верующим села Марково?
– В нашем Музейном Центре «Наследие Чукотки» в Анадыре бережно хранятся эти, по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры: недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны.
– Дорогой Владыко, я 7 лет проработала на Чукотке и родные мне места – это Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта. Поэтому не могу не спросить – есть ли православные общины в этих поселках, кто их окормляет? Что удалось сделать за почти семь лет, сколько приходов сейчас на Чукотке, сколько храмов построено?
– На Чукотке сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют храмовые помещения. Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего четыре: собор, два храма и храм – часовня, построенные уже после основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные 9 храмов реконструированы из старых, как правило, списанных административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на квартирах. Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия там священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины названных вами сел. У нас серьезная проблема с кадрами священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно окормлять несколько приходов.
– Анадырский Собор Святой Живоначальной Троицы называют самым восточным в России и самым крупным деревянным храмом в мiре. Это действительно так? Установлены ли на Чукотке поклонные кресты и где установлен памятник святителю Николаю?
– Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы – это форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным храмом деревянного зодчества в мiре… На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и воздвигнут в 2003 г. на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель обращен ликом к востоку и воздетыми кверху руками незримо благословляет гостей и жителей столицы Чукотки.
– Велико ли засилье сект и инославных проповедников на вверенной Вам территории?
– Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в основном, неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый.
Само участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные проповедники сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и политический шпионаж. Конечная их цель – отторжение наших территорий в сторону запредельных государств.
– Не понаслышке знаю о многих серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке – высокие показатели хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост самоубийств… Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история которых своими корнями уходит в языческое прошлое – праздник Кита, праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество всех тех, кто служит и миссионерствует сегодня на Чукотке…
– Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин тому много, но одна из главных – отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне.
Традиционные ремесла коренных народностей Севера пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие места заняты приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины, Белоруссии, Сибири и других мест.
Шаманов, как таковых, на Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту – кормят духа охоты, собираются на рыбалку – задабривают духа рыбалки и т.д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя многие принимают крещение… Недавно в пос. Сиреники произошел интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности человека, который имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки обрели способность двигаться и человек почувствовал себя здоровым. Зовут этого человека Рахтин Владимiр Иванович. Вот как об этом рассказывает он сам: «В декабре 2004 года я получил травму правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня на инвалидность. 19 марта 2007 года я получил православное крещение. Когда о. Илия крестил в воде меня, пальцы руки стали сжиматься и разжиматься. Я сначала не поверил и растерялся от неожиданности. И мне стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов».
– Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее запомнившемся Вам духовном событии последних лет на Чукотке…
– У нас на Чукотке почти ежедневно происходят важные духовные события. Это – Божественная Литургия, которую мы на Севере совершаем первыми. Мы первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в неотапливаемом храме. На улице – мороз под тридцать градусов, в храме – чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду, остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими.
Из интервью Аллы Зуевой с епископом Диомидом для всеукраинского православного издания «Спасите наши души!» и газеты «Мир» http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1598
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25122203
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
Следующая запись »
Как путешествуют семена — Маленькие паспорта
ПОДЕЛИТЬСЯ
ЭТО:
Как и животным, растениям нужны способы расселяться и находить новые места для жизни из поколения в поколение. Каждое семя начинается на растении, но оно не может там расти. Ему нужно найти собственное пространство, почву для прорастания, воду, солнечный свет и питательные вещества. Животные могут двигаться, чтобы получить то, что им нужно, но у растений есть другое решение: их семена путешествуют за ними.
Семена перемещаются пятью основными способами: ветром, гравитацией, водой, животными и баллистически. Растения часто полагаются на один из этих методов, но их можно комбинировать. Представьте себе семя одуванчика, которое уносится ветром и приземляется в ручье, где оно плывет, пока не зацепится за шерсть животного, остановившегося напиться, которое уносит его еще дальше, пока оно, наконец, не упадет.
Перемещение ветром
Перемещение семян ветром — вот как это звучит: такие растения, как клены и одуванчики, имеют специальные приспособления, которые помогают их семенам перемещаться по воздуху на большие расстояния. Легкие и часто снабженные пушистыми частями или «крыльями», эти семена могут лететь куда угодно, куда дует ветер. Поскольку они подвержены капризам ветра, большинство из них не окажутся в подходящем месте для выращивания, поэтому растения, как правило, производят их много.
Движение по воде
Есть только один способ, которым семена путешествуют дальше ветра: вода! Семя, случайно упавшее в ручей, — это одно, но растения в тропиках, такие как кокосовые пальмы, развили сильные, прочные семена, которые могут путешествовать по океану на тысячи миль. Чтобы пережить путешествие по воде, семя должно иметь водонепроницаемую или водостойкую оболочку и какой-то способ оставаться на плаву, как прикрепленный к нему пух.
Движение под действием силы тяжести
Не все семена преодолевают тысячи миль, как кокосовый орех. Некоторые растения, такие как мак, лучше всего растут в колониях. Эти растения часто имеют семена, которые падают прямо на землю. Эти семена могут быть жесткими или круглыми, чтобы помочь им выжить при падении на землю или помочь им откатиться на небольшое расстояние от растения, с которого они упали.
Баллистическое движение
Что-то среднее между движением за счет ветра и движением под действием силы тяжести находится в баллистическом движении. Некоторые растения эволюционировали с семенными коробочками, которые раскрываются при высыхании, физически запуская семена в воздух. Стручки с семенами тропического дерева-песочницы, похожие на тыквы, взрываются вот так — и громко! Коробочки с семенами недотроги в Соединенном Королевстве также лопнули, разбрасывая семена по лесам Озерного края.
Передвижение животных
Многие растения полагаются на животных, которые помогают их семенам перемещаться. Иногда это означает бесплатно прокатиться на проходящем мимо животном с крючковатыми или зазубренными семенами, которые застревают в его меху (или в одежде человека!). Иногда это означает спрятать семя в вкусный плод, чтобы оно прошло через пищеварительный тракт животного и оказалось далеко от своего начала. Птицы, жующие семена, или белки, поедающие желуди, также помогают растениям распространяться, когда они оставляют несколько после еды. И даже насекомые могут способствовать распространению семян, сбивая их с растений или, в случае с муравьями, собирая их в пищу!
Время вместе
Люди тоже животные, и мы также можем помочь семенам найти идеальное место для роста! Узнайте, как посадить салатный сад и наслаждаться целым летом вкусными домашними овощами.
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТО:
Похожие сообщения
Выращивайте потрясающие кристаллы дома с помощью этого научного эксперимента
Хотите привить детям любовь к науке? Узнайте, как сделать кристаллы в домашних условиях, эксперимент, который обязательно ошеломит и вдохновит молодых ученых.
Пробудите интерес вашего ребенка к науке с помощью этих забавных экспериментов
Хотите помочь своему ребенку удивить всех на научной ярмарке в этом году? Мы можем помочь! Ознакомьтесь с нашей подборкой интересных идей для научных ярмарок.
Погрузитесь в науку с помощью этих забавных экспериментов с водой
Расскажите своим детям об уникальных свойствах воды и сделайте науку еще более увлекательной. Посмотрите эти авантюрные водные эксперименты для детей.
БОЛЬШЕ ИЗ НАШЕГО БЛОГА
Получите бесплатные мероприятия и эксклюзивные предложения
Введите свой адрес электронной почты
Категории блога
Узнайте, как семена путешествуют, и создайте свой собственный стручок семян (занятие)
Мира Джагруп | 5 ноября 2020 г.
Вы когда-нибудь задумывались, как семенам удается перемещаться с места на место, чтобы новые растения могли расти повсюду?
К семенам молочая прикреплены перистые нити, которые помогают разносить их по ветру. Фото Бланки Бегерт.
Внутри семени находится будущее растение (эмбрион), которое вырастет в новое растение при правильных условиях. Семена должны путешествовать достаточно далеко от других растений, чтобы у них не было слишком большой конкуренции за пространство, свет, воду, питательные вещества и другие вещи, которые им нужны для роста. Это называется рассеиванием семян. Со временем плоды и семена развили приспособления, позволяющие переносить их с места на место, чтобы они стали растениями следующего поколения.
Растения полагаются на ветер, воду, животных и даже людей, чтобы распространять свои семена.
Воздушное путешествие
Кленовые самары имеют прикрепленную часть, похожую на пропеллер. Фото Фото Миры Джагруп.
У некоторых семян есть крылья, оперенные части или даже части, похожие на парашюты, которые помогают им парить на ветру, а не падать на землю под родительским растением. В это время года вы можете увидеть кленовые самары на земле или среди кленов. К этим семенам прикреплена часть, похожая на пропеллер, которая заставляет семя вращаться при переносе ветром. Другие растения имеют пушистые части, прикрепленные к их семенам, которые помогают им летать на большие расстояния, как семена молочая или одуванчика.
Дрейфуя
Семя кокосового плода может дрейфовать через океан и расти на новом месте. Фото Хасанблейза.
Знаете ли вы, что кокос считается одним из самых больших семян в мире? Это хороший пример дрейфующего семени, семени, которое приспособилось плавать в воде, иногда путешествуя по океанам от острова к острову. У кокоса есть воздушный карман внутри, который позволяет ему плавать, и толстая шелуха, которая защищает его от хищников и соленой океанской воды.
Поскольку этому семени нужно преодолевать большие расстояния, оно наполнено сладкой водой и питательной белой кокосовой мякотью, чтобы помочь питать зародыш, пока он не прибудет туда, где сможет вырасти в кокосовую пальму. Дрейф — не самый распространенный способ перемещения семени, но, похоже, он более распространен в тропических прибрежных местах. Семена манго, миндаля и некоторых других тропических фруктов и орехов распределяются таким образом.
Поездка внутри и снаружи
Семена обыкновенного лопуха прилипают к меху, как липучка. Фото Альберто Сальгеро.
Вам нравятся пушистые животные? Многие растения тоже! У некоторых есть маленькие крючки или зазубрины, которые позволяют им прилипать к меху животного или даже к одежде человека. Животное (или человек) может переносить семена на большие расстояния, прежде чем они опадут и начнут расти на новом месте. Семена лопуха имеют крошечные зацепляющиеся крючки, которые превосходно прилипают практически к чему угодно, и вдохновили ученых на создание искусственной версии, известной как липучка!
Семена также могут перемещаться в желудке животного! Растения с вкусными плодами, такие как малина и яблоки, и это лишь некоторые из них, распространяются, когда животные, такие как птицы, олени, еноты или медведи, поедают плоды вместе с семенами. Животное путешествует с непереваренными семенами внутри себя, а затем выбрасывает их куда-то еще!
Разработайте собственный способ транспортировки семян
Фото Эллен Маккарти.
Можно ли сделать путешествующее семя? Будет ли он путешествовать по воздуху, воде или животным? Используйте обычные бытовые материалы, чтобы сделать и протестировать свои собственные семена.
Материалы:
- семена или семена (фасоль, желудь, тыква или любые другие семена, которые вы найдете)
- лента или клей
- принадлежности для рукоделия или переработанные материалы, такие как бумага, фольга, воздушные шары, перья, средства для чистки труб или глина
- чаша с водой
- вентилятор (дополнительно)
Сначала подумайте о том, как вы хотите, чтобы ваше семя перемещалось. Какие части нужны для этого?
Обыкновенный желудь. Фото Хестер Гриффин.
Далее приступайте к строительству. Прикрепите материалы к своему семени, чтобы создать детали, которые оно будет использовать для передвижения.
Прочные скобы согнуты в зазубрины. Фото Хестер Гриффин.
Наконец-то проверьте свое семя! Посмотрите, прилипнет ли ваше семя к вашим волосам или свитеру, будет ли оно плавать в миске с водой или развеваться на ветру.