Крамской иван николаевич биография: Крамской Иван Николаевич — биография художника, личная жизнь, картины

Содержание

Иван Крамской биография и творчество художника. Описание

Крамской Иван Николаевич родился в небольшом городе Острогожске, Воронежской губернии 27 мая мая (8 июня) 1837 года, в небогатой семье чиновника. У молодого Ивана еще с детства проявились признаки тяги к рисованию, в познании некоторых приемов рисования ему помогал подкованный в этом направлении его сосед. Начальное образование Крамской получил В Острогожском местном училище, которое закончил с отличием.

Все это время Ваня рисовал, как самоучка раскрывая в себе потаенные признаки этого мастерства, но этого было не достаточно. За не имением возможности учиться у хороших мастеров, в 16 лет его принимает к себе в ретушеры местный Харьковский фотограф. Крамскому эта работа конечно нравилась но в глубине души он чувствовал, что ему необходимо, нечто большее, чем раскрашивать фотографии. Поднаторев на этом поприще он едет в 1856 году в в Петербург, где работает ретушером у

знаменитых в столице фотографов. И только волей случая приблизительно через год его принимают в академию художеств, шаг за шагом успешно раскрывая себя в искусстве живописи и рисования у профессора А. Т. Маркова.

Крамской много рисует с натуры оттачивая навыки, в 1858 его награждают серебряными медалями за натурный рисунок, в 1860 году за картину Умирающий Ленский. Уже в 1861 его награждают большой серебряной медалью за этюд с натуры и наконец за работу Моисей источает воду из камня ему вручают малую золотую медаль.

Шло время, в академии Крамской за все время обучения хорошо подружился со многими друзьями художниками, часто среди них шла полемика о неправильности преподавания в академии. Простым языком это можно сказать так, художники академисты не хотели исполнять задания на неудобные для них темы, потому, как заслужить за свою работу большую золотую медаль, было почти нереально.

Собравшись вместе и посовещавшись они подали прошение, суть, которого была такая, это свободный выбор тем написания своих работ. На что в академии отреагировали грозным отказом. Такое положение дел очень было не по нраву 14 молодым художникам и 1863 году вся эта протестующая группа из 14 во главе, которой стоял сам Иван Крамской, отказались исполнять академическое задание Пир на Валгалле и вынуждены были

покинуть академию. Оказавшись в таком положении они нуждались в средствах, поэтому для выживания было предложено создать артель художников, Крамской конечно возглавил артель исполняя все трудные задачи по организации. В артели все исправно платили взносы с проданных картин художников.

Но, к сожалению артель просуществовала не долго, виною был все тот же денежный вопрос или процент по взносам, который не устраивал многих художников.

Тем временем Крамской много работает со своими картинами, пишет ряд портретов, среди которых портреты художника Ивана Шишкина, государственного деятеля Дмитрия Андреевича Толстого это даже добавляло Крамскому популярности и со временем он становится известным и модным художником и получил звание академика. Впервые в жизни он едет за рубеж России в Дрезден в 1969 году, гуляет по музеям, Его очень впечатляет произведение Рафаэля Сикстинская Мадонна, которой он еще долго восхищался рассказывая часто о картине своей жене.

1970 год год открытия товарищества передвижных выставок во главе которой, как организатор был Иван Крамской. С 1970 по 1980 годы это было золотым временем Крамского, он создает много портретов, где персонажами различные знаменитости портрет Салтыкова-Щедрина, Федора Васильева и много других вплоть до самой императрицы Марии Александровны.

Крамской переступает очередную ступень славы, завораживая всех своими выразительными работами. Самый замечаемый и выразительный портрет Крамского был, портрет Александра Дмитриевича Литовченко, в образе, которого чувствуется могучий порыв и внутренний мир, положительный отзыв дал этому портрету Стасов В.В. Очень замечательно художник написал портрет писателя Григоровича Д. В., портреты: Лавровой, Суворина, Шишкина и других. Создает картины, Охотник на тяге, Майская ночь, Лунная ночь, насыщенную психологизмом знаменитую картину Христос в пустыне, которую восторженно оценила тогдашняя публика.

в 1876 Иван Крамской едет опять за границу, посещает Рим, Неаполь и Помпею где занимается творчеством. В Париже он исполняет огромный портрет-офорт цесаревича Александра Александровича. 80 годы Крамской создает также ряд портретов, рисунки Неизвестная.

Также в 1883 году он создает очередной шедевр картина портрет Неизвестной, красивая девушка в полу коляске. Также в эти годы из под кистей Крамского выходят замечательные картины Лунная ночь и Неутешное горе. В тоже время его начала одолевать болезнь, он много кашлял, характер художника понемногу угасал, он был раздражителен, становился пессимистом. в 1887 году он умер прямо за работой стоя у мольберта, когда рисовал с натуры доктора Раухфуса. Портрет так и остался незаконченным, в лице Крамского изобразительное искусство потеряло очень талантливого и прогрессивного художника, каких было мало

Крамской Иван Николаевич



Крамской Иван Николаевич

1837-1887

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Иван Николаевич Крамской

Автопортрет. 1867 г.

Советский взгляд

Крамской Иван Николаевич [27.5(8.6).1837, Острогожск, ныне Воронежской
обл., — 24.3(5.4). 1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и
художеств, критик. Идейный вождь русского демократического художественного движения
1860-1880-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857-1863 учился в АХ в
Петербурге; в её стенах выступил против академического искусства, явился инициатором
«бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников,
организовавших Артель художников. Под воздействием идей русских революционных
демократов К. утверждал представление о высоком общественном долге
художника, принципы реализма, идейности и народности искусства. Стал одним из
гл. создателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1863-1868 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения
художеств. Создал галерею портретов крупнейших рус. писателей, учёных,
художников и обществ. деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И.
Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879,- все в
Третьяковской галереи; С. П. Боткина, 1880, частное собр., Москва), в которых
выразит. простота композиции , ясность рисунка и тщательность светотеневой
моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологической
характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада,
богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, портреты К. воплощают
одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его
представления о человеке-гражданине.

Христос в пустыне. 1872 г.

Демократические взгляды К. нашли наиболее
яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутр.
достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест
(«Полесовщик», 1874, Третьяковская гал.; «Мина Моисеев», 1882, Рус. музей,
Ленинград; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Киевский музей рус. иск-ва).
Центр. произв. К.-«Христос в пустыне» (1872, Третьяковская гал.). Продолжая
гуманистическую традицию А. А. Иванова, К. трактует религ. сюжет в
морально-философском плане, придаёт ему актуальное общественное звучание.
«Очеловечив» Христа, придав его драматич. переживаниям глубоко психологич.
жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья современников
над судьбами мира, идею героич. самопожертвования.

Полесовщик. 1874 г.

Стремясь к расширению идейно-художественного содержания образов, К. создал произв., стоящие на грани
портрета и тематические картины («Некрасов в период «Последних песен»»,
1877-1878, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884,- все в Третьяковской гал.). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений,
характеров и судеб. В ряде поздних произв. художника проявились черты
салонной красивости.

Неизвестная. 1883 г.

Демократическая направленность творчества К., его проницат. критич. суждения
об иск-ве, свойственные ему настойчивые поиски объективных обществ.
критериев оценки художеств. произведений оказали существенное влияние на
развитие демократич. иск-ва и художеств. мысли в России последней трети 19
в.

Использован материал Большой советской энциклопедии.


И.Н. Крамской. Портрет украинского писателя и художника
Т.Г. Шевченко. 1871.

Теоретик искусства

Крамской Иван Николаевич (27.05 (8.06). 1837, Острогожск — 24.03(5.04).
1887, Петербург) — художник и теоретик искусства, представитель русского
реализма периода его расцвета. В 1857-1863 годы учился в Петербургской
академии художеств, но вместе с группой товарищей покинул, когда начальство
не позволило конкурсантам в борьбе за золотую медаль самим выбрать тему
будущего произведения (так называемый «бунт четырнадцати»). Позже выступил
одним из главных организаторов и идеологов ряда художественных объединений
демократической направленности, в т. ч. знаменитого Товарищества передвижных
художественных выставок.

Создал портретную галерею выдающихся представителей русской культуры 2-й
половины XIX века, ряд картин, воплотивших высокие морально-этические народные
идеалы. В 1869 году получил звание академика живописи. Как теоретика Крамского
интересовала в первую очередь связь искусства с «духом времени», понимаемая им
обычно социологически — как отношение между характером творчества и характером
общества, к которому принадлежит художник. Эта мысль звучит уже в его ранней
теоретической статье «Взгляд на историческую живопись» (1858). Рассматривая в
этом аспекте пути современного ему русского искусства, совсем еще молодой
Крамской констатирует необходимость назревающих в стране перемен, с которыми
связывает окончание одной и начало другой эпохи в развитии национального
искусства. Рубежом между этими эпохами Крамской считал творчество А. А. Иванова,
в котором он видел последнего представителя традиции историко-религиозной
живописи, восходящей к Леонардо, Рафаэлю и Корреджо. В грандиозном «Явлении
Христа народу» этот тип художественного творчества достиг своей вершины и вместе
с тем исчерпал свои возможности, чем Крамской объясняет недооценку публикой
творческого подвига Иванова. Необходимо, доказывал он, искать новые
художественные формы, способные затронуть мысли и чувства совр. человека, и
сделать это можно только в том случае, если изменятся функции искусства: ему
необходимо стать средством отображения и осмысления повседневной жизни и
повседневных дел. Эту мысль Крамской выражает через основополагающую для
эстетики реализма метафору искусства-зеркала, в котором каждый отныне может
увидеть свой собственный портрет.

Общественно-историческую обусловленность искусства Крамской прослеживал и на
другом уровне — в плане идейно-эстетической направленности творчества и форм
социальной организации духовного производства. Полагая, что в искусстве «все
держится на свободе развития индивидуума», он выступал против бюрократической
опеки над художником, доказывая, что подчиняясь «приемам департамента»,
искусство неизбежно утрачивает внутренние импульсы развития. Не надеясь на
быстрое реформирование порядков, сформировавшихся в условиях крепостничества и
бюрократического произвола, Крамской выступил с идеей «рядом с официальным и
законным искусством» создать «незаконное, партикулярное», «демократическое». Эта
концепция у Крамского многопланова: демократическое искусство — это и разрыв с
салонными вкусами, и ориентация на идеалы и социальные потребности народных
слоев, и ничем не стесняемую возможность художника вступать в прямой и
непосредственный диалог с публикой («самим ведаться с обществом»). В то же время
пафос анализа социальной обусловленности искусства у Крамского по существу
антибуржуазен, он выступает не только против попыток подчинить творчество власти
государства, но и против более тонкого и внешне незаметного подчинения его
деньгам и коммерческим расчетам. По мере накопления и расширения опыта Крамского
как художника и общественного деятеля у него формируется собственная философия
искусства. Присущие каждому художнику творческие интересы, симпатии, вкусы,
стилевые предпочтения Крамского уподоблял «телеграфным проволочкам», через
которые транслируются всеобщие законы («главные положения»)
художественно-эстетической деятельности. Задачи и функции искусства объясняются
существованием вещей, «которые слово выразить решительно не может».

Основным предметом искусства является внутренний мир человека, взятый
преимущественно с эмоциональной стороны: художественное творчество в настоящем и
высшем его значении всегда раскрывает «глубокие драмы человеческого сердца».
«Невидимым стержнем» произв. является его идея, выступающая как некоторое
подвижное целое, развивающееся в ходе реализации замысла. Как только автор
начинает понимать «узел идеи», это почти неизбежно рождает остальные компоненты
смысловой структуры произв. (колорит, композицию и др. ). Соотношение
художественного мышления и теоретического сознания, по Крамскому, исторически
изменчиво. Если искусство мастеров прошлого преимущественно дорефлексивно, то в
современных условиях творчество как правило опосредствуется общей идеей,
размышлением, в т. ч. и научным знанием. Но, в отличие от науки, «искусство
тогда сильно, когда национально». Национальное входит в самую сущность
художественного. Следуя современной ему традиции русской мысли, в частности,
Белинскому, Крамской считал, что общечеловеческое проявляется в искусстве не
иначе, как «сквозь национальную форму». В этом контексте он рассматривает
становление рус. школы в изобразительном искусстве (нач. 50-х гг. XIX в.), когда
«появились существенные признаки самостоятельного отношения русских художников
en masse к действительности, сравнительно с прежним временем, когда движение это
было только единичным». Эта самостоятельность роднит русское изобразительное
искусство с отечественной литературой.

Анализ русской художественной традиции Крамской ведет в сопоставлении с
западноевропейской культурой. В этом анализе в ряде случаев заметно влияние
славянофилов, однако в отличие от них он полагает, что сопоставления должны
проводиться не только на уровне «духа народа», но и на уровне изучения той
социально-исторической среды, в которой искусство складывается и существует. В
этом контексте у него появляется и разрабатывается очень важное для
эстетического сознания радикальных демократов понятие тенденциозности искусства,
которую К. считает прямым следствием искренности художника и его внимания к
жизни.

А. Л. Андреев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014,
с. 299-300.

Сочинения: Письма, статьи: В 2 т. М., 1965.

Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995;
Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины
XIX века. М., 1955; Давыдова А. Крамской. М., 1962; Андреев А. Л. И. Н. Крамской
как теоретик демократического направления в русском искусстве: К 150-летию со
дня рождения // Вестник Академии наук СССР. 1987. № 12; Jackson D. L. The
Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Painting.
Manchester and New York, 2006.


Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Иван Николаевич Крамской —
талантливый портретист, исторический живописец, жанрист, теоретик,
педагог, страстный борец против догматизма в искусстве, вошел в историю
национальной культуры как один из руководителей Товарищества
передвижников.

Крамской родился 27 мая 1837 года в слободе Новая Сотня уездного города
Острогожска Воронежской губернии. Художник был третьим сыном в семье писаря
городской управы Н. М. Крамского. После смерти отца двенадцатилетний мальчик уже
не смог продолжать образование. Его художественные интересы, проявившиеся очень
рано, не нашли поддержки у окружающих. Случайные обстоятельства изменили жизнь
будущего художника. Крамского порекомендовали в качестве ретушера приехавшему в
Острогожск фотографу Я. Данилевскому. В октябре 1853 года вместе с Данилевским
Крамской покинул родную слободу и после странствий по городам России, наконец,
оказался в Петербурге. Здесь он был принят на службу в лучшую столичную
фотографию Деньера. Его новые друзья, молодые художники, заметили у него
способности к рисованию и посоветовали учиться. Осенью 1857 года он был принят в
Академию художеств.

 Годы учебы Крамского совпали с годами общественно-демократического подъема в
стране. Широкое распространение идей революционеров-демократов — Н. Г.
Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена — находило
отклик в сердцах разночинной молодежи, в том числе и у студентов Академии
художеств. Вокруг Крамского, который еще в Острогожске увлекался статьями В. Г.
Белинского, группировалась талантливая молодежь.

В его квартире на 8-й линии Васильевского острова почти каждый вечер
собирались молодые люди. «В этом маленьком гнездышке вырабатывалась как бы новая
русская Академия, тоже еще маленькая, которая впоследствии разрослась в большую
„Художественную Артель»».

Академия же продолжала оставаться на старых позициях. Между тем, основы
старой эстетики под напором новых запросов рушились. Антагонизм между
устремлениями группы Крамского и академической рутинной системой привел осенью
1863 года к открытому конфликту. Четырнадцать конкурентов на золотую медаль
отказались писать программную картину на единую для всех тему «Пир в Валгалле» и
подали прошение о свободном выборе сюжета. Когда же академический Совет отверг
их просьбу, они во главе с И. Н. Крамским покинули Академию. За художниками был
установлен негласный надзор, о них запретили упоминать в печати.

В 1865 году была учреждена Артель художников. Душой артели, инициатором
Первой художественной выставки вне Петербурга (в Нижнем Новгороде) явился И. Н.
Крамской. Демократические круги встретили протест молодых людей горячим
сочувствием. Когда назрела необходимость объединения всех художественных сил
России, Крамской горячо поддержал московских художников (Г. Г. Мясоедова, В. Г.
Перова, И. М. Прянишникова) в создании Товарищества передвижных выставок. В 1870
году был подписан Устав и началась деятельность той художественной организации,
которая в течение нескольких десятилетий объединяла передовых художников России
и сделалась синонимом национального русского реалистического искусства.

Видная роль в работе Товарищества принадлежала Крамскому. Принципиальный,
справедливый и чуткий, он стал вождем целого поколения художников.

Крамской считал, что «только чувство общественности дает силу художнику,
удесятеряет его силы, только умственная атмосфера родная ему и здоровая, может
поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд
художника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям,
называемым картинами».

Крамской всегда требовал высокого совершенства художественной формы. «Без
идеи нет искусства, но в то же время без живописи живой и разительной нет
картин, а есть благие намерения».

Самым ценным в художественном наследии Крамского были портреты его
современников. Среди них карандашные портреты М. М. Панова (1860,
Днепропетровский художественный музей), Г. Г. Мясоедова (1861, ГРМ), Н. А.
Кошелева (1866, ГРМ), Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (1861, ГРМ). В 1860-х годах
художник создает портрет жены — Софьи Николаевны Крамской. Самым выразительным
из всей портретной серии этих лет является овальный «Автопортрет» (1867, ГТГ). В
нем ярко предстает Крамской — человек, художник, учитель. «Так вот он какой!
Какие глаза! Не спрячешься, даром, что маленькие и сидят глубоко во впалых
орбитах, серые, светятся», — писал И. Е. Репин.

Простота, скромность, человечность и проницательность — то, что увидел в
Крамском Репин, — составляли характерные черты личности и творчества художника.
Новые творческие успехи Крамского в 70—80-е годы сказались не только в портрете,
но и в жанровой и исторической живописи.

На Первой передвижной выставке попыткой интерпретировать образы народной
фантазии привлекла внимание картина «Русалки» (1871, ГТГ). Событием Второй
передвижной выставки было полотно «Христос в пустыне» (1872, ГТГ). В нем
художник раскрывает драму человеческой жизни, используя для этого известный
евангельский сюжет. В письме к В. М. Гаршину Крамской писал, что он обратился к
языку иероглифа, к евангельскому сюжету, потому что для него Христос явился
символом человека с высоким чувством общественного долга. Еще с появлением
знаменитой картины А. А. Иванова евангельский сюжет утратил свой канонический
смысл и религиозная тема в творчестве передовых русских художников приобрела
значение своеобразной формы оценки современной действительности.

«Под влиянием ряда впечатлений, — писал И. Н. Крамской Гаршину, — у меня
осело очень тяжелое ощущение от жизни, я ясно вижу, что есть один момент в жизни
каждого человека… когда на него находит раздумье — пойти ли направо или
налево. Итак, это не Христос. То есть, я не знаю кто это. Это есть выражение
моих личных мыслей. … Одинокий Христос исполнен тяжких раздумий: идти к людям,
учить их, страдать и погибнуть, или поддаться искушению и отступить…»

Не случайно реакционная печать встретила картину яростной критикой. Крамского
обвинили в искажении образа Христа, в антирелигиозности. А передовое поколение
эпохи восприняло ее как призыв к исполнению гражданского долга. Л. Н. Толстой в
письме к П. М. Третьякову так отозвался об этом произведении Крамского: «Это
лучший Христос, которого я знаю».

Лето 1873 года Крамской проводит со своей семьей в Тульской губернии близ
станции Козловка-Засека. Сюда и пришло известие о смерти его юного друга,
пейзажиста Ф. А. Васильева. Когда тяжелобольной Васильев нуждался в материальной
поддержке, Крамской неустанно заботился о нем, не раз просил Третьякова
субсидировать умирающего художника под залог своих картин. Чувство потери
близкого друга, несомненно, отразилось на эмоциональном строе своеобразной и
интересной картины «Осмотр старого барского дома» (1873—1880, ГТГ). Летом того
же года он писал Третьякову: «Я употребляю все старания, чтобы написать портрет
графа Толстого, который оказывается моим соседом, в пяти верстах от нас, в его
имении, в селе Ясная Поляна». Однако Крамской написал два портрета: один — для
Третьякова, другой — для Толстого (1873, ГТГ). «Помню удовольствие в первый раз
от встречи с человеком, у которого все детальные суждения крепко связаны с
общими положениями, как радиусы с центром… Я перед собою видел в первый раз
редкое явление: развитие, культуру и цельный характер», — пишет Крамской,
пораженный органической цельностью натуры Толстого. Толстой со взаимной
симпатией отнесся к художнику. Более того, Крамской послужил прообразом
художника Михайлова в романе «Анна Каренина».

Лев Николаевич Толстой работы И.Н. Крамского. 1873 г.

Портрет Толстого работы И. Н. Крамского высоко оценили современники. «Изо
всех портретов Толстого, написанных Репиным, Ге и др. , портрет работы
Крамского один из удачнейших по глубине раскрытия сложного, сильного
характера гениального писателя».

В Козловке-Засеке Крамской написал и портрет своего друга И. И. Шишкина с
этюдником на плече (1874, ГТГ), а через несколько лет создал еще один (1880,
ГРМ), который считают лучшим из портретов пейзажиста. По заказу Третьякова
Крамской написал галерею портретов русских деятелей культуры: И. А. Гончарова
(1874, ГТГ), Я. П. Полонского (1875, ГТГ), П. И. Мельникова-Печерского (1876,
ГТГ), С. Т. Аксакова (1878, ГТГ), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879, ГТГ), П. М.
Третьякова (1876, ГТГ).

Одна из лучших работ этого времени — портрет-картина «Некрасов в период
„Последних песен»» (1877, ГТГ). Крамской сразу же согласился написать портрет
больного Некрасова. Художнику приходилось писать порою урывками, по 10—15 минут,
так как больной с каждым днем чувствовал себя все хуже. Контраст физической
немощи и ясного ума раскрывает Крамской в благородном образе Некрасова,
поэта-гражданина, человека большого сердца и воли, одного из лучших
представителей демократической интеллигенции 70-х годов XIX века.

Особое место в портретной галерее Крамского занимают люди из народа. «Народ —
неисчерпаемый источник творческого вдохновения», — писал художник. Для понимания
отношения художника к этой теме значителен портрет «Полесовщик» (1874, ГТГ), где
очерчен характер волевой, неукротимый. О «Полесовщике» И. Н. Крамской писал:
«Мой этюд по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть в русском
народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни
понимают своим умом и у которых глубоко засело недовольство, граничащее в
трудные минуты с ненавистью».

Совсем иной — светлый и мягкий — образ предстает в портрете известного
сказителя Мины Моисеева (1882, ГРМ).

Деятельность Крамского не ограничивалась областью портретной живописи. Он
много работает над многофигурными сюжетными картинами. Вслед за полотном
«Христос в пустыне» была написана картина «Хохот». Она осталась неоконченной, но
мысль о конфликте между благородным смелым человеком, живущим для блага людей, и
человеческим корыстолюбием не покидала художника. «Этот хохот вот уже несколько
лет преследует меня. Не то тяжело, что тяжело, а то тяжело, что смеются».

Последние годы жизни художника были крайне трудными. С глубокой скорбью он
писал: «Я честно бился всю жизнь и устал вот только под конец». В 80-е годы
Крамской работает сразу над двумя произведениями: «Неизвестная» (1883, ГТГ) и
«Неутешное горе» (1884, ГТГ). Картина «Неутешное горе» во многом
автобиографична: у Крамского умерли двое детей.

Несмотря на все невзгоды последних лет жизни, Крамской верил в свои силы,
художественные идеалы его остались прежними. «За все русское искусство я
спокоен, я знаю, что оно рано или поздно завоюет уважение широкое».

Трудился он до последнего часа. Во время работы над портретом доктора
Раухфуса 25 марта 1887 года Крамского настигла смерть.

«Мир праху твоему, могучий человек; выбившийся из ничтожества и грязи
захолустья, — писал в статье, посвященной Крамскому, его любимый ученик и друг
И. Е. Репин, — без гроша и без посторонней помощи, с одними идеальными
стремлениями ты быстро становишься предводителем самой даровитой, самой
образованной молодежи в Академии художеств. С гигантской энергией создаешь одну
за другой две художественные ассоциации, опрокидываешь навсегда отжившие
классические авторитеты и заставляешь уважать и признать национальное русское
творчество! Достоин ты национального монумента, русский гражданин и художник!» 

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф.,
Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971,
с. 130-135.

И.Н. Крамской. Портрет П.И. Мельникова. 1876 г.


Далее читайте:

Крамской Анатолий Иванович (1865-1941),
действительный статский советник, сын Ивана Николаевича.

Художники
(биографический справочник).

Галина Саксонова. Под впечатлением
жизни и опыта: Иван Крамской. (Очерк творчества для детей, с
иллюстрациями).

Сочинения:

Письма. Статьи. т. 1 — 2. М., 1965- 1966.

Литература:

Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и
художественно-критические статьи. 1837 — 1887, СПБ, 1888;

Репин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя, «Русская старина»,
1888. [май];

Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской, М., 1965.

Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995;

Сарабьянов Д. В. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины
XIX века. М., 1955;

Давыдова А. Крамской. М., 1962;

Андреев А. Л. И. Н. Крамской
как теоретик демократического направления в русском искусстве: К 150-летию со
дня рождения // Вестник Академии наук СССР. 1987. № 12;

Jackson D. L. The
Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Painting.
Manchester and New York, 2006.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Иван Николаевич Крамской | Русский художник

Узнайте об этой теме в этих статьях:

Передвижение

  • В России: XIX век

    …Левитан, выразительные портреты Ивана Крамского и Ильи Репина, социально ориентированные жанровые картины Владимира Маковского , Василий Перов и Репин, возможно, заслуживают международной известности. \n

    Подробнее

Передвижники

  • В Передвижниках

    … 1870-е и 1880-е годы, в том числе Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Василий Перов и Василий Верещагин, принадлежали к этой группе, как и менее известный Архип Куинджи. Это движение доминировало в русском искусстве почти 30 лет и послужило образцом для\n

    Подробнее

Васнецова

  • В Викторе Михайловиче Васнецове

    …где его наставником был Иван Крамской из группы передвижников («Передвижники»), который отверг классицизм Российской академии. Позже Васнецов закончил учебу в Петербургской Академии художеств (1868–75). За эскиз 9 он был награжден Большой серебряной медалью академии.0027 Христос и Пилат перед народом …\n

    Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:» false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«имя»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,» totalPages»: 1}, «seoTemplateName»: «ИНДЕКС С РАЗБИВКОЙ», «infiniteScrollList»: [{«p»:1,»t»:323221}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:323221 ,»title»:»Иван Николаевич Крамской»,»url»:»https://www. britannica.com/biography/Ivan-Nikolaevich-Kramskoy»,»description»:»Россия: 19век: …Левитана, выразительные портреты Ивана Крамского и Ильи Репина, а также социально ориентированные жанровые картины Владимира Маковского, Василия Перова и Репина, возможно, заслуживают международной известности.»,»type»:»TOPIC»,»titleText» :»Иван Николаевич Крамской»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается Иван Николаевич Крамской: Россия: XIX век: …Левитан, выразительные портреты Ивана Крамского и Ильи Репина, социально ориентированные жанровые картины Владимира Маковского, Василий Перов и Репин, возможно, заслуживают международной известности.»,»identifierHtml»:»Русский художник»,»identifierText»:»Русский художник»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:»Иван-Николаевич-Крамской» ,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PEOPLE»,»templateId»:4,»topicType»:»INDEX»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/323221/»},»topicLink»: {«title»:»Иван Николаевич Крамской»,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Ivan-Nikolaevich-Kramskoy»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,» Это emTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[{«type»:»MEDIA»,»title»:{«title»:»Media»,»url»:»https:// www. britannica.com/biography/Ivan-Nikolaevich-Kramskoy/images-videos»},»links»:[{«title»:»Изображения»,»url»:»https://www.britannica.com/biography /Иван-Николаевич-Крамской/images-videos#Изображения»,»target»:»Изображения-Иван-Николаевич-Крамской»}],»imageList»:false,»flatLinks»:[{«title»:»Изображения», «url»:»https://www.britannica.com/biography/Иван-Николаевич-Крамской/images-videos#Изображения»,»target»:»Изображения-Иван-Николаевич-Крамской»}]}]},» byline»:{«участники»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},» citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Иван Николаевич Крамской»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Ivan-Nikolaevich-Kramskoy»} ,»websites»:{«ВНЕШНИЕ»:[{«url»:»http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoybio.html»,»title»:»Галерея Ольги — Би ография Ивана Крамского»,»noFollow»:false,»type»:»ВНЕШНИЙ»}]},»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»initialLoad»:true}

Крамской Иван Николаевич (06.

08.1837 — 04.05.1887) — Биография, интересные факты, известные произведения , Санкт-Петербург) — русский художник (мастер портретной и жанровой живописи) и художественный деятель: Крамской был руководителем «Бунт 14», основатель Артели художников, он один из организаторов и идеолог Товарищества передвижных выставок.

Особенности творчества художника Ивана Крамского:простая и понятная композиция картин; глубокий психологизм и безупречное сходство портретов, умение найти «смысл лица» изображаемого, как говорил сам Крамский; строгие и сдержанные эмоции персонажей — даже в драматических жанровых произведениях.
 
Известные картины Ивана Крамского: «Неизвестная», «Христос в пустыне», «Портрет Мины Моисеевой», «Непостоянная скорбь», «Лунная ночь», «Русалки», портреты Шишкина, Толстого, Некрасовера.

Жизнь Крамского кажется попыткой втиснуть ее в идеологические рамки, в которые она не вписывалась. Он сумел указать путь многим другим, но нашел ли он свой собственный? Хотелось бы ответить положительно, но, похоже, Иван Крамской не оставил нам такой возможности.

«Да, но»

Практически на каждое «да» в жизни Крамского приходится «но», опровергающее смысл предыдущего утверждения. Он был борцом с академизмом, ниспровергателем застывших правил, идеологом, вдохновителем и организатором знаменитого «Бунта четырнадцати», затем Артели художников, позже Общества передвижных выставок. Представляется, что «идеологическое содержание» этой фигуры вполне однозначно. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается множество противоречий. Он ушел из Академии, но ему присвоили звание академика, а предложили профессуру — он отказался. Он построил свою жизнь «по заветам Чернышевского», но написал несколько прекрасных портретов членов царской семьи (1, 2). Смысл искусства он видел в поиске цели человеческого существования, в решении социальных и социальных проблем, но самой известной его картиной, по иронии судьбы, была «Неизвестная».

Считается (и не без оснований), что Крамской максимально проявил свой талант в виртуозном написании портретов. И тут не без «но». Он очень сильно нуждался в написании портретов, считал их обузой, кабалой, задачей которой было позволить обеспечить свою семью, и мечтал отдать свои силы серьезному, «настоящему» искусству.

На подходах к покраске

Работать с портретами Крамского он начал еще раньше, чем занялся самой живописью. В то время фотография только набирала популярность, и не обошлось без ретуши, и Иван делал первые шаги в этом направлении. Из небольшого городка Острогожска ему помог бежать случай в лице заезжего харьковского фотографа. Молодой человек был с ним ретушером и акварелистом. Перед этим он успел с отличием окончить Острогожское училище и немного научился рисовать у местного иконописца.

Двадцать лет исполнилось Крамскому, когда он был в Петербурге, там и остался. Без всяких раздумий он подался прямиком в Императорскую Академию художеств. И с первого раза сдал экзамены и был зачислен. Может, в Академии дела обстояли не так уж плохо, раз с улицы мог прийти и войти нищий разночинец? Впрочем, надо было подумать даже о еде Крамского, и тут, кстати, пришли навыки фотообработки. Его взял в одну из первых российских фотостудий бывший выпускник Академии художеств. Андрей Деньер. Фотографии, которые были в руках Крамского, словно светились. Очень скоро за ним закрепилась репутация «Бога ретуши». Да, портреты Крамского и тогда не выпускались. «Писать одни портреты, сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода, — это может угнетающе действовать на талант. Я устал от такого положения…» — признавался впоследствии художник. По оценкам исследователей, он написал около 3 тысяч «голов».0039

Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок

Крамской преподавал в Обществе поощрения художеств и как педагог оставил после себя добрую память и благодарных учеников. Илья Репин до конца своих дней отзывался о нем с большим уважением и любовью и прислушивался к его замечаниям. Организаторские способности у Ивана Крамского были велики. Именно он озвучил Совету Академии отказ 14 талантливых выпускников от участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Медаль означала для победителя шестилетнее проживание в Италии в полном пенсионном учреждении. Остальным участникам гарантировано место прибыли. Молодые амбициозные художники не захотели описывать мифологический сюжет на заданную тему «Пир в Валгалле» (по скандинавской мифологии). Оскорбленные игнорированием их требований и воодушевленные новыми демократическими течениями повстанцы во главе с Иваном Крамским вышли из Академии и организовали самостоятельную Артель художников. Она просуществовала восемь лет, хотя сам Крамской считал, что расцвет был достигнут на пятом году, а затем неизбежно был близок к упадку.

Артель создавалась по общинному принципу (явно читается влияние романа Чернышевского «Что делать?»). Однако на самом деле приходилось сталкиваться с различными бытовыми волнениями. Успешные живописцы не желали отдавать часть своих доходов в общую кассу, совместное проживание также приводило к многочисленным бытовым стычкам, первыми ссорились жены художников. А то, что многие продолжали так или иначе сотрудничать с Академией, Крамскому в то время казалось предательством. Он еще не знал, что в будущем товарищи обвинят его в предательстве. Артель все меньше походила на ту идеальную общину, о которой мечтал Крамской. В 1870 году он покинул ее, и вскоре артель художников распалась. Увлеченный идеями Мясоедова, Крамской стал одним из организаторов Общества передвижных выставок, оказавшего большое влияние на развитие живописного движения в России.

Воплощенная мечта Веры Павловны

Софья Прохорова сожительствовала с неким художником Поповым, вполне счастливо женатым вовсе не на ней. Крамскому было 22 года, когда они познакомились. В этом рассказе тоже легко угадываются отголоски влияния Чернышевского и образ Веры Павловны. Вскоре Попов с законной женой уехал за границу, и Крамской предложил женщине руку — и руку помощи, и брак. Так Софья Прохорова стала Софьей Крамской. В Артели художников вела бытовые вопросы. Она всегда была с мужем, родила ему шестерых детей, четверо из которых умерли. Был ли Крамской счастлив? Конечно, да, хотя и признавал, что «Личное счастье жизни не наполняет».

Внезапное «Неизвестное» и портретное проклятие

Придерживаясь демократической идеологии, провозглашая идеологический характер искусства, Крамской особо не отражала этого в своих картинах. При этом в его искренности сомнений нет (опять же «да, но»). На 11-й выставке передвижников Репин показал свою «Шествие» — энциклопедию русской действительности. Маковский изобразил городскую бедноту в «Свидании» и «Позоре», Суриков написал в ссылке опального Меньшикова. А Крамской? Да как все это затесало эту роскошную даму?

Если бы Крамской не стоял у истоков Артели художников и Товарищества передвижных выставок, если бы не были известны его демократические взгляды, если бы не его скандальная женитьба на «падшей женщине», была бы эта картина иметь шанс быть на мобильной выставке? Однако, несмотря на «благонадежность» Крамского, картина вызвала бурю негодования у его товарищей. «Кокотка в коляске», — отрезал критик Владимир Стасов. Самая большая загадка Крамского, которую невозможно раскрыть до конца, заключается в том, о чем говорит имя. Но глядя на нее — и от Неизвестной глаз не оторвать — нет-нет, и подумаешь: что написал бы Крамской, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб насущный и идеология, внутри которой рамки, в которые он стремился втиснуть свою жизнь?

Чем популярнее становился Крамской, тем громче хулу слышали товарищи. А когда ему заказывали портреты членов царской семьи… Крамского называли отступником, продали в Академию (предлагал рассмотреть варианты сотрудничества «академиков» и передвижников), ренегатом, предателем идеалов, пропитан роскошью. Упрекали даже его любимые красные чулки! Выполнение портретов царственных особ действительно позволило его семье достичь более высокого уровня жизни. Но позволил ли художник себе расслабиться хотя бы на мгновение? Ни в коем случае. Он словно в беличьем колесе, и все, что он может делать, это бегать еще быстрее. Деньги идут, потребности семьи растут, возможности оставить необходимое и заняться желаемым Крамской не видит. В отчаянии он пишет Павлу Третьякову: «Мое дело дошло до боли, и я готов крикнуть «помогите». Дайте мне год жизни под судом. Я хочу год артистической жизни, чтобы не заставлять бегать за хлебом. Думаю, это терпит, хотя я уже был измотан. ». Но никто не дал ему желанный «год жизни».

Он не дожил и двух месяцев до 50 лет, но в конце жизни выглядел слабым стариком, с горечью признал, что от него все отвернулись, и ему не удалось сделать то, для чего он был рожден. Страдал болезнью сердца, в пожилом возрасте (это до 50 лет, «старость»!) принимал морфий в больших количествах, продолжал портретные сеансы, работая по 5-6 часов без перерыва. Григорий Мясоедов безжалостно описывает происходящее так: семья привыкла к роскоши, деньги шли без счета, детям нужно было все больше и больше, и в результате Крамской «Нам нужны деньги и деньги, нам нужно работать, нам нужно морфином побрызгать, нам надо умереть…». Он умер, не закончив последний в своей жизни портрет. По иронии судьбы, ему позировал известный врач Карл Рауффус. На пятом часу работы Крамской пошатнулся. Вскоре все закончилось, и даже близость врача не могла помочь.