Коловрат евпатий это: Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа? / Православие.Ru

Содержание

Евпатий Коловрат. 100 великих подвигов России

«Это люди крылатые, не знают они смерти…»: Евпатий Коловрат

Январь 1238 г.

1237 год был одним из самых черных в истории Руси. Огромное войско хана Батыя вторглось в ее пределы, опустошая все на своем пути, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Противостоять 300-тысячной массе отлично вооруженных и обученных монгольских всадников разрозненные дружины русских княжеств не могли. Но отдельные храбрецы, шедшие на смертный бой с врагом, все же находились…

Таким был боярин Евпатий Коловрат (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указано его отчество — Львович), приближенный рязанского князя Юрия Ингоревича. Предвидя неизбежное столкновение с ордой захватчиков, князь отправил Евпатия в Чернигов за помощью. Правда, собрать удалось очень немногих — всего триста конных добровольцев отправились с Коловратом на помощь рязанцам. Каковы же были ужас и гнев ратников, когда вместо цветущего города-крепости, какой всегда была Рязань, они увидели дымящиеся руины, заваленные трупами!. . Во время лютого штурма, длившегося шесть дней, пришельцы из степей не пощадили ни одного горожанина. Как свидетельствует летопись, «множество народу полегшего: одни убиты, другие посечены, а иные потоплены».


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

При виде испепеленного родного города сердца Евпатия Коловрата и его соратников облились кровью. В несколько дней к отряду черниговских добровольцев добавились еще 1400 чудом уцелевших рязанцев — те, кто во время осады по разным обстоятельствам задержался вне города. Средь них почти не оказалось профессиональных воинов, большинство были пешими. Все ратники в дружине Коловрата знали, что идут на верную смерть — ведь 1700 бойцов при любом раскладе не могли одолеть 300-тысячную рать. Но все горели желанием отомстить за погибших близких и сожженные храмы уничтоженной Рязани…

Началась погоня. Небольшая дружина с трудом настигла стремительно продвигавшуюся Батыеву орду в Суздальской земле и с яростью врубилась в боевые порядки врага. Внезапное нападение ошеломило степняков: они были уверены, что на них напали внезапно воскресшие рязанцы. Бой был таким яростным, что, по свидетельству летописца, Коловрат сломал не один меч и вынужден был сражаться вражескими… Лишь с превеликим трудом татаро-монголам удалось взять в плен пятерых израненных бойцов из отряда Коловрата. Когда их спросили, кто они, какой веры и почему так много делают зла Батыю, дружинники отвечали:

— Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу-рать татарскую.

В ответ Батый повелел сразиться с Коловратом своему шурину, знаменитому богатырю Хоставрулу. Тот хвастливо заявил, что захватит русского витязя живым, и выехал сразиться с Коловратом один на один. Но славянский меч оказался прочнее: Евпатий разрубил противника надвое вплоть до седла. По преданию, после этого пораженный Батый направил к Коловрату переговорщика, который спросил у русских, чего они хотят. Ответом было одно слово: «Умереть!»

Местом последнего боя дружины Коловрата стал берег Плещеева озера. Видя, что одолеть яростно бьющихся русских они не в силах, захватчики применили против них осадные орудия, которые использовались во время штурма городов, — камнеметные пороки. Лишь таким способом им удалось убить русского витязя Евпатия Коловрата и его дружинников, до последнего мига продолжавших разить врага.

По преданию, тело погибшего богатыря принесли Батыю. Татарские мурзы, собравшись над убитым, сказали:

— Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища.

Батый же отозвался о павшем противнике так:

— О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиной, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего.

В воздаяние небывалого мужества и доблести Батый приказал похоронить Евпатия Коловрата с воинскими почестями, а немногочисленных уцелевших воинов его дружины отпустил из плена. По преданию, Евпатий Коловрат был погребен 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

18 октября 2007 года в Рязани был установлен памятник легендарному герою, который погиб, но в памяти русского народа так и остался непобежденным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Пусть они знают, как вы воспринимаете их поведение

Пусть они знают, как вы воспринимаете их поведение
Если вы не находите намерения человека добрыми, то прямо скажите ему, как действуют на вас его комментарии или любая другая демонстрация негативного отношения к вашей работе. Но при этом свяжите свою реакцию с действием,

Крылатые львы и львы-люди

Крылатые львы и львы-люди
Крылатый лев — это существо, которое часто изображают на рисунках, в живописи и скульптуре всего Среднего Востока. Персидский золотой ритон (сосуд для питья) был изготовлен в форме передней части крылатого льва, служившей основанием для

Крылатые пантеры

Крылатые пантеры
На Среднем и Дальнем Востоке леопардов называли пантерами. В Греции пантера считалась священным животным Диониса. Ее название на греческом языке значит «Зверь всего», что, возможно, указывает на Диониса как на «Бога всего». Однако такой титул носил также

18 КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ

18
КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ
Довоенные крылатые ракеты
В Советском Союзе разработкой крылатых ракет занимались в 30-х гг. , причем работы шли по двум направлениям – ракеты с пороховым двигателем и ракеты с ЖРД. Для концентрации усилий в области создания ракетной техники 21 сентября

Довоенные крылатые ракеты

Довоенные крылатые ракеты
В Советском Союзе разработкой крылатых ракет занимались в 30-х гг., причем работы шли по двум направлениям – ракеты с пороховым двигателем и ракеты с ЖРД. Для концентрации усилий в области создания ракетной техники 21 сентября 1933 г. приказом М.Н.

Крылатые люди

Крылатые люди
Ныне, впрочем, летают не только в аэродинамических трубах, но и непосредственно в атмосфере. По телевидению как-то показывали короткий сюжет о «человеке-самолете», который, прыгая с высоты, летает на особых крыльях.
Этого 34-летнего австрийца зовут Феликс

«Знают все, что осетрина – это рыбная свинина…»

«Знают все, что осетрина – это рыбная свинина…»
Признаки кошерных, то есть разрешенных в пищу евреям рыб также определены в вышеприведенном отрывке предельно точно:
«Из всего, что в воде, есть можете тех, у кого есть плавники и чешуя, в воде, в морях и реках, – их можете

Крылатые латинские фразы

Крылатые латинские фразы
Alma mater. (Мать-кормилица.)Aurae mediocritas. (Золотая середина.)Aut disce, aut discede. (Или учись, или уходи.)Cogito ergo sum. (Я мыслю, значит, я существую.)De facto. (Фактически, на деле.)De jure. (По закону.)Dictum factum. (Сказано – сделано.)Divide et impera. (Разделяй и властвуй.)Dum spiro, spero. (Пока дышу,

Евпатий Коловрат

Крылатые слова

Крылатые слова
С немецкого: Gefl?gelte Worte.Первоисточник. — поэмы «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где такое выражение встречается неоднократно: «Он крылатое слово промолвил», «Между собой обменялись словами крылатыми тихо» и т. д.Но

Существуют – не существуя, знают – не зная

Существуют – не существуя, знают – не зная
Истинное происходит без слов. Слова – это просто трюк, способ, прием. Истинное следует за словами, как тень. Если в вас слишком много разума, вы будете слышать слова, но тогда истинное не может быть передано.Вы замечали, как трудно

Пусть знают, что мы не промах!

Пусть знают, что мы не промах!
Если вы уже определили, каким видом спорта будете в свободное время восполнять дефицит движения в офисе, пришла пора выбрать место тренировок. Будет ли это спортивный зал, фитнес-центр или клуб, обязательно обратите внимание на следующие

Люди См. также «Близкие люди», «Великие люди», «Человек»

Люди
См. также «Близкие люди», «Великие люди», «Человек»
Люди подобны цветам – четыре миллиарда нарциссов.
Уршула Зыбура*
Общего у людей только одно: все они разные.
Роберт Зенд*
Для человека заурядного все люди на одно лицо.
Блез Паскаль
Большая часть людей друг друга

Прием «Об этом теперь знают все»

Прием «Об этом теперь знают все»
Раструбить на весь мир о своей цели (всем вокруг), но только не надо на этом зацикливаться и тратить целый год на рассказывание о своей цели. Необходимо немного времени уделить для информирования народа о своей цели – ну а далее –

Язык их враг их. О некоторых лингво-мифах современных язычников

Несмотря на то, что в наше время в Православной Церкви есть немало талантливых миссионеров и апологетов, системно проблемой неоязычества никто не занимается. Изредка проходят локальные диспуты с представителями неоязычников, публикуются статьи, но полноценного разбора этого нового и крайне враждебного христианству учения нет. Сделать это, на наш взгляд, необходимо, поскольку неоязыческие антихристианские нападки хоть и являются достаточно примитивными, но весьма охотно воспринимаются частью молодежи, не знакомой с историческими и богословскими науками.

Одним из излюбленных полемических приемов неоязычников является искажение значений слов. В данной статье мы разберем несколько наиболее часто используемых язычниками мифов, связанных с этимологией и значением ряда понятий.

Правильное славие

Наверное, одним из самых распространенных среди язычников лингво-мифов является история о том, что само слово «православие» никакого отношения к христианству не имеет. Это понятие якобы изначально имело религиозный языческий смысл и означало «прославление Прави», то есть высшего мира богов. С точки зрения сторонников данной теории, древние славяне имели представление о мироздании как о нераздельном сосуществовании трех его частей: «нави» – подземного мира мертвых, «яви» – мира материального и «прави» – мира божественного. Христиане заимствовали термин «православие», причем сделали это довольно поздно – во времена реформ патриарха Никона, а до этого вместо «православие» употребляли слово «правоверие».

На самом деле данная точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Прежде всего, стоит заметить, что никакого подтверждения о вере славян в «правь-явь-навь» историки не знают. Эта терминология впервые появляется на страницах так называемой «Велесовой книги», однозначно признаваемой подавляющим большинством научного сообщества довольно неумелой фальшивкой. Есть также широко тиражируемая в интернете неоязыческая выдумка о некоем византийском монахе Велизарии, который в 532 году писал о «православных славянах», однако официальная историческая наука ни такой личности, ни такого текста не знает.

Реальная этимология слова «православие» действительно весьма интересна. «Православие» – это «калька», то есть точнейший перевод греческого слова «ὀρθοδοξία» (ортодоксия). Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ὀρθός» (ортос) – «правильный, правый» и «δόξα» (докса), что в дословном переводе означает «мнение, суждение, учение», хотя может переводиться и как «слава, честь». Слово «ортодоксия» вошло в христианский лексикон в эпоху Вселенских Соборов и употреблялось отцами Церкви как антоним различных еретических учений – «гетеродоксий» (в дословном переводе – «разные мнения, суждения»). Слово «православие» также имеет два корня. Корень «прав» вопросов не вызывает, однозначная его семантика – «правильное, верное». Вторая часть – «славие» – имеет тот же корень, что и слово «слава», одно из значений которого также «мнение, суждение, учение», например: «об этих людях идет дурная слава». Таким образом, словосочетание «православное христианство» означает «правильное христианское учение». Как мы видим, перевод был сделан предельно точно и полностью аутентичен иноязычному значению. Кроме того, есть большое количество упоминаний этого термина в различных дониконовских письменных источниках, к примеру в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, датируемом историками 1037 годом, или в «Повести о стоянии на Угре» (XV в.). Иногда в летописях также присутствовало слово «правоверие» в качестве синонима «православию». Это вполне корректная замена, однако данный синоним не в полной мере передавал изначальный смысл понятия, поэтому постепенно его употребление сократилось. Наконец, наименование «православие» используется в других Поместных Церквях – Болгарской (Българска Православна Църква) и Сербской (Српска Православна Црква).

Есть еще один интересный момент, на который следует обратить внимание. После отпадения римо-католиков от Вселенской Церкви в католических странах слово «ортодоксия» постепенно стало синонимично слову «фанатик». Именно в таком значении оно снова пришло в русский язык уже без перевода – к примеру, словосочетание «ортодоксальный иудей» по смыслу отнюдь не означает «православный иудей».

Это очень интересный, но далеко не единственный случай, когда переведенное некогда с греческого на церковнославянский слово снова приходило в наш язык уже без перевода и в измененном значении. Например, греческое слово «метаморфоза» было переведено как «преображение», но впоследствии пришло в нашу языковую традицию без перевода в значении «превращение или принятие иного образа», а слово «харизма» было переведено как «благодать», но потом также вошло в употребление без перевода в значении «обаяние, умение вести за собой».

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Еще одной характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении Сергия Радонежского или Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

«А для нас, спасаемых, – сила Божия»

Разберем также еще одно неоязыческое заблуждение, на этот раз касающееся князя Святослава. Современные многобожники довольно часто ссылаются на весьма почитаемого в их среде князя Святослава Игоревича, который якобы был большой противник христианства. Так, ему приписывается фраза: «Вера христианская уродство есть». Это выражение кочует из одной неоязыческой книги в другую со ссылкой на летописный свод «Повести временных лет», однако ничего подобного князь никогда не произносил. На самом деле это часть цитаты из 1-го послания Коринфянам апостола Павла, которая целиком звучит так: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Ее-то и цитирует автор «Повести временных лет», сетуя на то, что Святослав не хотел креститься, несмотря на увещевания своей матери христианки Ольги. Однако там же летописец поясняет, что Святослав не запрещал никому креститься, но, видимо, сам он был под сильным влиянием дружинников-многобожников и опасался пойти против их мнения. Это видно из его ответа княгине Ольге, который приводится в летописи: «Ольга часто говорила: “Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога – тоже станешь радоваться”. Он же не внимал тому, говоря: “Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться”». Но уже его сын, князь Владимир, не стал потворствовать своему окружению и смело принял христианскую веру.

Собственно, само слово «христианин» с тех пор начало отождествляться со всем народом, став именем нарицательным самому многочисленному сословию – крестьянству.

Почему ядовитые грибы стали именоваться поганками?

Но если христианство стало по сути самоидентификацией большей части русского народа, то сохранилась ли в языковой народной традиции память о язычестве? На этот вопрос можно ответить утвердительно. После Крещения Руси для обозначения человека, придерживающегося многобожия, стали использовать латинский термин «paganus», который стал ассоциироваться со всем нечистым, мерзким и вредоносным. От него произошли такие слова как поганый, поганка, поганец, погань. Именно так стало восприниматься в народном сознании языческое многобожие. И как апофеоз народного отношения к данному явлению – былинная легенда о святом Илии Муромце и его битве с идолищем поганым. И хотя неоязычники любят называть себя староверами, это наименование, согласно историческим документам, употреблялось только в отношении христиан-раскольников, не принявших реформ патриарха Никона, язычников же иначе как «погаными» летописные своды не именуют.

Не менее интересным является этимология изначального латинского слова «paganus». В дохристианские времена в Римской империи это слово означало «невоенный человек, деревенщина». Но уже во времена первых катакомбных церквей христиане, называющие себя воинами Христовыми, в качестве противопоставления стали употреблять термин «paganus», подразумевая при этом всех, кто не принадлежал к воинству Христа, – то есть последователей различных политеистических религий. В связи с чем довольно комично смотрятся неоязыческие плакаты и обложки музыкальных дисков с изображениями брутальных воинов и надписями типа «Pagan Power», «Pagan Metal War», «Pagan Front» и т.п.

Вообще большинство понятий, связанных с дохристианскими славянскими верованиями, имеют в русском языке крайне отрицательное значение, а порой и просто являются ругательствами. Таким, например, является слово «болван», изначально обозначавшее культовую языческую статую, изготовленную из дерева или камня. Его синонимы – истукан, идолище, чурбан или чурка. Да и сам термин «язычник» также имеет довольно пренебрежительный оттенок. «Языками» славяне называли представителей иных народностей, то есть тех, кто говорит на других языках, поэтому в буквальном смысле «язычник» – это «инородец».

***

В данной статье разобраны далеко не все этимологические манипуляции, которые в огромном количестве генерируют идеологи неоязычества. Конечно, порой далеко не просто доказать человеку, свято верящему, например, тому, что слово «календарь» исконно славянское и означает «Коляды дар», на самом деле происходит от латинского calendae. Однако давать ясный и обоснованный ответ на подчас совсем нелепые с точки зрения науки и здравого смысла утверждения и суеверия все же необходимо, чтобы уберечь сознание нашего народа от новой «погани».

Максим Кузнецов

Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77663.htm

Лайк Хостел Рязань от 12$. Ryazan Hotel Deals & Reviews

Radishcheva st, 69, 3

Ryazan, Ryazan, Russia

+7 900 601 1881

Like Hostel Ryazan

Fri 12/9

Tue 12/13

3

3

10035 О Like Hostel Ryazan

Like Hostel Ryazan — хороший вариант в городе Рязань. Памятник Евпатию Коловрату и Рязанский государственный областной художественный музей расположены в 10 минутах ходьбы. К дополнительным удобствам относятся круглосуточная стойка регистрации, услуги прачечной и микроволновая печь в местах общего пользования. На территории предоставляется бесплатная самостоятельная парковка.

Фотографии Лайк Хостел Рязань

Актуальные предложения Лайк Хостел Рязань

Пт 9/12

Вт 13/12

Показать предложения с

Бесплатная отмена

Бесплатный завтрак

Ничего не найдено. Пожалуйста, попробуйте другие даты поиска, свяжитесь с этим жильем, чтобы узнать о наличии мест, или найдите близлежащие отели.

Amenities at Like Hostel Ryazan

  • Free Wi-Fi
  • Parking
  • Laundry facilities
  • 24hr front desk
  • Concierge service
  • Lockers

Services and conveniences

  • Concierge service
  • 24hr front desk

Parking and transportation

  • Parking

Laundry

  • Laundry facilities

General

  • Lockers

Basics

  • Free Wi-Fi

Адрес

ул. Радищева, д. 69, 3

г. Рязань, г. Рязань

  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Поялостин0,5 км
  • Музей истории молодежного движения0,5 км
  • Преображенская церковь в Яре0,9 км
  • Выставочный зал Дома художника1,1 км
  • И.П. Музей Павлова0,8 км
  • Стадион ЦСК1,4 км

Правила

Provider
Провайдер Лайк Хостел Рязань
Провайдер Лайк Хостел Рязань
Провайдер Лайк Хостел Рязань

Регистрация заезда/отъезда

PM

Отмена/предоплата

Правила отмены/предоплаты зависят от типа номера и поставщика.

Часто задаваемые вопросы при бронировании в Лайк Хостел Рязань

  • Лайк Хостел Рязань расположен по адресу ул. Радищева, 69, в 3,4 км от центра Рязани. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Поялостин — ближайший ориентир к Лайк Хостел Рязань.

  • Время заезда: 13:00, время выезда: 12:00 в Лайк Хостел Рязань.

  • Да, Лайк Хостел Рязань предлагает бесплатный Wi-Fi.

  • Хостел Like Ryazan находится в 140 км от московского Жуковского. Хостел Like Ryazan находится в 150 км от московского Домодедово.

  • KAYAK просматривает в Интернете все предложения по размещению в Like Hostel Ryazan в Рязани и позволяет вам сравнить их, чтобы найти лучшую цену для вашего пребывания. Многие туристические сайты в разное время предлагают скидки или специальные предложения на номера в Like Hostel Ryazan, а KAYAK предоставит вам цены на огромном количестве туристических сайтов. А это значит, что вы всегда можете найти выгодное предложение на Лайк Хостел Рязань.

Ближайшие отели и другие виды жилья

Ближайшие

Посмотреть еще варианты проживания поблизости

4-звездочный отель

3-звездочный отель

Арагон Отель9,8 Отлично (3 отзыва)0,53 кмWi-Fi$51+

2-звездочный отель

Русская Тройка0,58 км19+

Аренда

2 Квартира на Максима Горко4300 руб.

+

Самые дешевые

Посмотреть самые дешевые варианты проживания в Рязани

2-звездочный отель

Ловеч Спорт0,77 км10+

2-звездочный отель

Сакура Нео0,8 км14+

8 Приокская 2-звездочный отель

3

3 mi$17+

2-звездочный отель

Русская Тройка0,38 миль$19+

Рекомендуемые

Посмотрите наиболее рекомендуемые варианты проживания в Рязани

4-звездочный отель

Отель Старый Город10 Отлично (1 отзыв)0,21 /Гостиная, Бесплатный Wi-Fi$28+

Отель 3 звезды

Отель Рязань10 Отлично (1 отзыв)0,78 км$24+

Отель 3 звезды

Отель Арагон9.8 Отлично (3 отзыва)0,53 кмWi-Fi51$+

Отель 3 звезды

3

Амакс Конгресс-Отель Рязань5,6 Приемлемо (1 отзыв)1,01 миль$76+

Полезно знать

История. Кто такой Евпатий Коловрат?

Герой на войне — явление не простое. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой — самый враждебный враг. Но история знает несколько личностей, одинаково уважаемых как своими, так и чужими. Среди них был и былинный богатырь Евпатий Коловрат, подвиг которого на протяжении многих веков передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим самые известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине 13 века. в России. История сохранила о нем мало сведений.

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в составе Рязанского государства. По одной версии, он был воеводой, по другой — боярином. При этом все сходятся во мнении, что Коловрат был искусным и опытным воином и занимал важное место среди дворян, иначе он не смог бы собрать войско в 1700 человек.

Личная жизнь и душевные предпочтения Евпатия также неизвестны, кроме того, что у него, вероятно, было отчество Львович.

Герой родился около 1200 года. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения считается село Фролово Шиловской волости.

Как началась легенда?

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит узнать больше о том, чем он знаменит.

XIII век. для земель бывшей Киевской Руси и примыкавших к ней княжеств был трудным периодом. Дело в том, что из-за раздробленности небольшие государства на этой территории были легкой добычей кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством разных ханов и облагали данью княжества.

В 1237 году внук Чингисхана Батый пришел со своим войском в Рязань и, стоя у реки Воронеж, потребовал от местного князя уплатить ему десятую часть всех товаров в городе, и дать ему прекрасную невестка правителя Евпраксия.

Отказавшись от этого, Батый приказал убить красавицу-мужа — князя князя Федора — и напасть на город.

21 декабря 1237 года Рязань пала. Он был разрушен до основания, а его жители, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном бросилась с крыши башни и погибла.

Вскоре после инцидента Евпатий Коловрат вернулся из Чернигова в пепелище. В ужасе от случившегося он собирает небольшой отряд (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В Суздальских землях Коловрату и его товарищам удается настигнуть Орду. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их численность была намного выше численности русичей.

Тогда жители Евпатии стали партизанить в местных лесах и постепенно наносить урон войскам противника. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им отомстили лесные духи.

Смерть Коловрата

Несмотря на успешные усилия отряда, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. И в этой битве Евпатий Коловрат проявил поистине героические качества – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

Не хуже воевали и прочие русичи. И хотя у них не было шансов на победу, ордынцы не смогли справиться с противниками в честном бою. И для уничтожения воины стали стрелять по ним из каменных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 года.

После того как несколько уцелевших русичей попали в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько пожалел, что герой не служил ему. В награду за храбрость он отпустил оставшихся в живых, а тело Евпатия отдал им, наказав похоронить со всеми почестями. Это было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Выяснив, кто такой Евпатий Коловрат и чем он занимался, стоит рассмотреть, в каких письменных источниках описана его история.

Хотя сами события происходили в 1237-1238 гг. Впервые они были описаны в летописях спустя 300 лет.

Первое письменное упоминание о случившемся относится к концу XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

На сегодняшний день известны три версии этого произведения. У каждого из них есть отличия, но в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовала первоначальная версия произведения, впоследствии утраченная.

Благодаря рассказу в русском обществе XVI и последующих веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В последующие века многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом хотя бы одно произведение посвятить подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых был поэт-романтик Николай Языков, который в 1824 году посвятил герою поэму «Евпатий».

В 35 лет другой русский поэт написал «Песнь о боярине Евпатии Коловрате».

А в 1885 г. известный исследователь фольклора М.Г. Галанский включил в свой сборник «Великорусские былины Киевского цикла» несколько народных былин о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою упал. И только Эвенин посвятил ему свое произведение «Повесть о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

С началом Великой Отечественной войны в целях мобилизации духа народа на борьбу с фашизмом многие писатели стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям, что в прошлом их предкам удавалось справляться с еще более страшными врагами. В те годы герою были посвящены три произведения: «Слово о Евпотии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В последующие годы история героя периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрат

В отличие от трио классических Славигероев — Муромца, Поповича и Никитича — Коловрат пользовался меньшей популярностью у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 году. Это был мультфильм «Сказка о Евпатии Коловрате», который особо не запомнился зрителям.

Однако в 2015-2016 гг. В России одновременно началась работа над двумя фильмами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восстание» Рустама Мосафира.

Первый из этих проектов выйдет 30 ноября 2017 года. А вот когда будет показан зрителям «Евпатий Коловрат: Вознесение», неизвестно.

Неоязыческая интерпретация мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, не скрываемые цензурой, современные люди имеют возможность по-иному взглянуть на многих известных исторических личностей. В том числе и Евпатий Коловрат.

Одна из самых известных и скандальных попыток переосмыслить свой образ была предпринята так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытается возродить дохристианскую славянскую культуру.

Таким образом, некоторые представители этого течения выдвинули теорию о том, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописях.

В пользу этого аргумента говорят факты, что в православных святых того времени нет имени Евпатий, а знак Коловрата в те времена был символом владыки небесного огня Сварога и его сына Даждьбог. Если учесть, что, согласно археологическим находкам, язычество было широко распространено в Рязани как минимум до XII века, значит, такая версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка интерпретации изображения Eupathy. По ее словам, Коловрат — это была не фамилия, а прозвище богатыря. Возможно, он дан ему за умение отлично сражаться двумя клинками, вращаясь при этом по кругу.

В то же время не стоит исключать возможность того, что герой был скандинавом, который в то время много жил в России. Отсюда и необычная манера ведения боя.

Кроме вышеперечисленного существует мнение, что Коловрат — это не реальный человек, а составной образ нескольких славянских богатырей.

Значение имени героя по мнению православных историков

В ответ на подобные теории многие православные форумы сталкиваются с попытками оспорить основные доводы неоязычников.

По их мнению, Евпатий — это вариация известного славянского имени Ипатий.

Коловрат — это старое название патронов с круглой ручкой. Так герой мог получить прозвище за умение отлично стрелять из лука или самострел.

Был ли герой?

Все вышеперечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь на самом деле об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, так как история о нем была записана лишь спустя несколько столетий. То есть люди, написавшие ее, просто физически не могли быть знакомы с кем-либо из очевидцев рязанской трагедии, а значит, их произведение основывалось больше на собственном воображении, чем на исторических фактах. Иначе как объяснить ряд несоответствий этой легенды?

Таким образом, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрат проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не только ограбить огромный город, перебить всех его жителей (а их немало), но и добраться поездом до Суздаля (от Рязани до него около 280 км по современным дорогам). . Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это было не очень сложно.

Однако с Коловратом было намного сложнее. В этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по дорогам современного уровня расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и догнать кочевников, пройдя еще 280 км. .

Пешком они бы монголов не догнали, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордынских землях найти стадо почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (и зимовать во дворе) и давать им отдых или менять на более свежие.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столько воинов? Ведь летопись говорит, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялись 1700 человек? Они прятались в лесу, пока Орда сжигала их город? Тогда какие же они воины, да и такое большое количество народа в лесу за кустом не спрячешь.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он отправился в Чернигов. Вот только какой князь накануне атаки врага выпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Более вероятно, что Евпатия отправили навстречу варяжским наемникам, которых рязанский правитель хотел использовать для защиты. А может, Коловрат был одним из них? Что, если богатырь был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), поселился в Рязани, а среди погибших были его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым было выгодно распространение и возвеличивание собственной веры. Ради этого они готовы были даже приукрасить правду, особенно если никто не помнил, как оно было на самом деле. А так, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было бы смело превратить в славянского витязя.

Как было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Впрочем, это не так важно. Ведь самое главное, что несколько веков назад среди жителей славянских земель, угнетенных монголами, были богатыри, которые без сожаления давали отпор врагу.