История битва на поле куликовом: Куликовская битва | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Краткий анализ «На поле Куликовом» по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.
История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Стихотворение «На поле Куликовом» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

1908–1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Тема

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905–1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Жанр

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Вариант 2

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907–1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами, и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла.

Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.

Также автор говорит о красотах и богатстве страны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.

Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.

Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.

Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.

Идея

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Тема

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны. Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать. Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий.

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи», метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи». Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

А.А.Блок. Цикл «На поле Куликовом». История и современность | Презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс):

Слайд 1

А. А. БЛОК. «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ »,« РОССИЯ»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Слайд 2

Вопросы Почему литературовед В. Орлов назвал А. А. Блока « самым историческим поэтом в литературе XX века»? Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности ? Почему Блок воспринимал Россию «в двух лицах»? Какова тема цикла «На поле Куликовом»? Каковы мысли Блока о народе и России?

Слайд 3

Историческая тема в стихотворном цикле «На поле Куликовом», её современное звучание и смысл Чтение и обсуждение глав «Чужеземное иго» и «Битва» из книги Д. С. Лихачёва : Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро -монгольского ига?

Слайд 4

Почему русским воинам было трудно победить войска Мамая? Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы? Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва ? А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

Слайд 5

Чтение и обсуждение главы «Похвала и жалость » из книги Д . С. Лихачёва : Почему цикл «На поле Куликовом» назван народным и национальным ? Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока? Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными ?

Слайд 6

В 1905 году Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом», который сопроводил примечанием о том, что Куликовская битва — символ истории, разгадка которого впереди. Стихотворный цикл – несколько стихотворений, объединённых общей темой (жанром, главными героями, рассказчиком, эпохой, настроением). Циклу присуща смысловая завершённость . ► Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»?

Слайд 7

Куликовская битва (8 сентября 1380 г .) — важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань Орде, поражение в битве на р. Воже стали основными причинами замысла темника Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь.

Слайд 8

Виктор Маторин . Дмитрий Донской . Герой Куликовской битвы . Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль.

Слайд 9

Группа 1. « Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Какие образы стихотворения являются неожиданными , а какие созвучны образам русской литературы XIX века? Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица ? Какое ощущение вносит в стихотворение 4 строфа? Почему? Найдите в 4-й строфе звукопись и объясните её роль . Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей ( инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.). Какие цветовые образы создаёт поэт ? Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу? *Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк. * Какое настроение придаёт стихотворению его ритмический рисунок? Как вы думаете, почему Блок, обращаясь к родине, Руси, называет её женой ? Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку ?

Слайд 10

Анализ стихотворения “ Река раскинулась …” В стихотворении «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного . Затем звучит прямое обращение к России , и в свое время оно многим показалось шокирующим — ведь А . Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности , есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол , данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. 1.Душевное состояние лирического героя 1.Каков объект поэтической речи? 2.Опишите пейзаж. 3.Как понимать прямое обращение к России «О, Русь моя! Жена моя!» 4.Образ лирического героя.

Слайд 11

Группа 2. « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали …» Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва , стяг, горючий . Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым? Какие звуковые образы создаёт поэт? С какой целью ? Какую роль играет повторение частицы не ? Какие образы стихотворения можно считать символами ? Обоснуйте свой ответ. Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей ( инверсий, повторов и др.). Какой смысл приобретает мотив павших за Родину? * Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения .

Слайд 12

Группа 3. « В ночь, когда Мамай залёг с ордою…» К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется ? Как рисуется образ родины в третьем стихотворении? Этот образ многогранен : « слышал я Твой голос сердцем вещим/ В криках лебедей», « отголосила мать», « Непрядва убралась туманом, / что княжна фатой», «Твой лик нерукотворный / Светел навсегда ». Образ Святой Руси сливается с образом Богоматери.

Слайд 13

4 « Опять с вековою тоскою …» Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты ? В чём находит духовную опору лирическое я ? Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света? Какие образы имеют символическое звучание? Обоснуйте своё мнение. Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова « вековая тоска», «тоска могучая». Всё повторяется: Опять с вековою тоскою … Опять за туманной рекою… Ты кличешь меня издали…

Слайд 14

Группа 5. «Опять над полем Куликовым…» Как понять эпиграф к стихотворению? Какие образы являются сквозными для всего цикла? Почему настроение лирического я полно тревоги? На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт? Какими словами передаётся течение времени, исторический процесс? Поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней». Последняя строфа звучит грозным предостережением, призывом.

Слайд 15

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а : Ответы на вопросы 1—4, 6 из раздела учебника « Размышляем о прочитанном». *О чём цикл «На поле Куликовом»: о прошлом, настоящем или будущем России? Обоснуйте свой ответ. *Как цикл «На поле Куликовом» связан с исторической судьбой России в начале XX века ?

Слайд 16

«Россия» Как вы поняли смысл стихотворения? «Опять, как в годы золотые. ..» Что означает слово «опять»? Шлея – а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут. Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «… Три стертых треплются шлеи…»? г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» – «расхлябанные колеи»? д ) Найдите эпитеты во 2-й строфе. е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»?

Слайд 17

Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим . архетип – первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.

Слайд 18

А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу…»? к акой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? Чем отличается от предыдущих последняя строфа? Какие антитезы вы видите в последней строфе? Какие еще образы вы могли назвать архетипическими ? Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги.