Как крестили Русь. Последствия крещения Руси. Когда русь крестили
Мифы о Крещении Руси: fomaru
Комментирует историк Сергей Алексеев
Читать на сайте
О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода
Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»
Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством. Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи. Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси. Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.
Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым.
Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт. Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.
Читайте также: Неизвестный Владимир
Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.
Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века.Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью
О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар. Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону. Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер». Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.
Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность
Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи. Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема. Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.
Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие. Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин. Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание. В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.
В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей. Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан. Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно. Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет. Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.
Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать
Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988-989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения. Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях. С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша. На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу. Окончательная победа христианства произошла в XIII-XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.
Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником
Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.
Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране
Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?
Читайте также: Князь Владимир — история покаяния
Владимир учился христианству вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и часто не сразу понимал, в чем его настоящий долг. В Священном Писании сказано: «Не убий». Киевский правитель решил полностью отказаться от казней, а в ответ на вопрос духовенства, почему он так поступает, сказал: «Боюсь греха!» Но «расцвет уголовщины» был явно недолгим — уже очень скоро христианские епископы объяснили князю, для чего дана ему власть, что «не напрасно он носит меч» и что «достоит ему казнити разбойника, но с испытанием», т. е. расследованием дела. И Владимир справился с разбоями.
Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами
Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов. Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов. В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад. Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги. Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их. Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.
Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления. Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир. Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.
Читайте также: Крещение Руси: как это было
Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно. Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами. Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт. Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.
Автор: Сергей Алексеев
Сайт: https://foma.ru/mifyi-o-kreshhenii-rusi.html
fomaru.livejournal.com
Крещение Руси: главные заблуждения | Русская семерка
Крещения
Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза - высказал мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия и третье - общепринятое - при Владимире.
Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение произошло в 872 году при патриархе Игнатии, якобы послушном папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в союзе с Римом.
В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.
Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое — от апостола Андрея, второе — в 883 году при патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое — при княгине Ольге в 958 году и пятое — при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).
Западно-русский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути, объясняет, почему поднимается вопрос о нескольких крещениях Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».
Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. С точки зрения известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.
«Редактор «Повести временных лет», — пишет Рыбаков, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».
russian7.ru
Сколько раз крестили Русь на самом деле?
Множественные крещения
Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза - выдвинул мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском Патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, и третье - общепринятое - при Владимире.
Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель, архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение, произошло в 872 году при Патриархе Игнатии, якобы послушном Папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что Патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в единстве с Римом.
В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.
Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое — от апостола Андрея, второе — в 883 году при Патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое — при княгине Ольге в 958 году и пятое — при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).
Западнорусский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути объясняет почему поднимаются вопросы о множественном крещении Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».
Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. По мнению известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.
«Редактор «Повести временных лет», — пишет Рыбаков, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».
russian7.ru
Как крестили Русь. Последствия крещения Руси | СветВМир.ру
Все факты и высказывания, нелестно характеризующие светских и церковных «крестителей» Киевской Руси, хорошо известны богословско-церковным кругам Московской патриархии. И тем не менее современные богословы и проповедники либо замалчивают их, либо выступают с заявлениями прямо противоположного содержания — уверяют своих читателей и слушателей, будто введению христианства никто не противодействовал и осуществлялась эта акция в атмосфере всеобщей поддержки. «Привлечение язычников и инаковерующих в Киевской Руси к церкви Христовой, — утверждает митрополит Антоний (Мельников), ничем не аргументируя свое утверждение, — совершалось не путем насилия, а силой убеждения, при содействии благодати божией, живой и чудесной» (ЖМП, 1982, № 5, с. 50).
На самом деле, потребность в новой религии первоначально ощущали лишь социальные верхи Киевской Руси.Владимиру и его ближайшему окружению она была нужна для укрепления великокняжеской власти.Бояре искали в ней оправдание своего привилегированного положения в древнерусском обществе и узду для челяди и смердов. Купцам христианизация Руси сулила расширение и укрепление торговых связей с христианскими странами. Все они получали возможность с помощью новой веры насаждать в массах дух покорности, примирять угнетенных с тяготами подневольной жизни и тем самым удерживать народ от бунта. Ради этого можно было изменить многовековой традиции, порвать с языческим прошлым, отказаться от привычных форм духовной жизни.
Народ сопротивлялся чужой религии. Это отражается в летописи, но очень глухо: попы подстрекают князя бороться с какими-то неназванными разбойниками. Гораздо красноречивей пустые годы «Повести временных лет»: после крещения год за годом ничего будто не происходит. Происходит, конечно, но не обо всём же можно писать православному летописцу. И так уже он дал такой компромат на крестителя Руси, что лучше бы нам всего этого и не знать.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
После битвы между братьями Ярополком и Олегом,последний погиб упав с моста ,Владимир бежал за море, почему-то решив, что Ярополк теперь обязательно доберётся и до него. Вернулся в 980 году с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей. Для укрепления своего положения решил жениться на Полоцкой княжне Рогнеде. Послал её отцу князю Рогволоду предложение. Княжна ответила: не хочу робичича, хочу Ярополка. Это было чувствительное оскорбление, княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. И вот результат: «И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены». По совету своего дяди Добрыни Владимир обесчестил Рогнеду на глазах её родителей, после чего они были убиты.Рогнеда стала второй из шести жен Владимира.Примерно в 987 Рогнеда решилась отомстить за содеянное и убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, где жила Рогнеда, и ночью, когда он спал, она хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар.
Словно в насмешку, внук Рогнеды и Владимира, язычник и князь чародей Всеслав в 1068–1069 г. стал Киевским князем.
Когда войска Владимира подошли к Киеву, Ярополк повёл себя глупо и нерешительно, вместо того чтобы сражаться, Ярополк решил отсидеться за стенами Киева. Хуже всего то, что он слишком доверял своему воеводе, носившему говорящее имя Блуд. Тот посоветовал пойти к Владимиру и сказать: «Что ты мне ни дашь, то я и приму». Ярополка отговаривали, но он пошёл. «Когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк».После этого убийца овладел женой брата, в прошлом — греческой монахиней. «Повесть временных лет» сообщает: «Была она беременна, и родился от неё Святополк». И далее: «Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира». Православные историки называют Святополка Окаянного пасынком Владимира. Но точно установить, чьим он был сыном, а чьим пасынком, теперь уже невозможно. Да это и неважно. У Владимира было столько детей, жён и наложниц, что можно только позавидовать. Летописец даёт подробный каталог его гарема:
«И были у него жёны: Рогнеда, от неё имел он четырёх сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а ещё от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Убив брата, овладев его женой и Киевом, узурпатор, увы, не достиг покоя. Киевляне относились к незаконнорождённому Каину с омерзением и страхом, всех этих пришлых князей с их дружинами, состоявшими из варягов, угринов, ляхов и прочих, просто ненавидели.
Владимир задумал жениться на византийской принцессе. Чтобы никто уже больше ему не мог колоть глаза его худородством. Шёл 987 год, войска Владимира стояли в Болгарии и готовы были уже перейти границу империи, в которой разгорелся мятеж доместика Варды Фоки. Вот тут-то и начался брачный торг между императором Василием II и князем Владимиром, который должен был получить сестру Василия Анну Порфирогенету за военную поддержку против Варды Фоки.
Но как только при помощи шеститысячного русского корпуса мятежник был разгромлен, император сказал: ты вначале крестись, а потом получишь нашу Анну. Владимир долго противился обряду, пошёл в Крым, взял Корсунь и обещал взять Царьград, но в конце концов всё-таки крестился.
Вернувшись в Киев, Владимир повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь.Крещение Руси счастья князю не принесло. Бедная Анна прожила остаток своей жизни со скудоумным злым варваром и родила Бориса и Глеба, которым предстояло погибнуть.
Летописи хранят глухое молчание и о смерти князя Владимира, лишь зафиксировав сам факт.Когда в 1015 году Владимир Святой умер, люди из его ближнего круга разобрали помост между двумя клетями в его дворце, завернули князя в ковёр и, спустив верёвками на землю, отвезли в церковь. Разобранное в помосте место, разумеется, тут же заделали. Это не для того, чтобы скрыть его смерть, как пишет летописец Нестор, это для того, чтобы не выносить покойника через дверь. Как известно: выносить плохого покойника через дверь никак нельзя, ибо он может вернуться. А вот так, через пролом в стене, который сразу заделают, гораздо надёжней. Покойник уже не сможет найти дорогу назад. Не сможет вернуться и вредить живым.Вот и выходит, что и самые близкие люди считали равноапостольного князя Владимира ЗАЛОЖНЫМ ПОКОЙНИКОМ- упырём. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. Насильник женщин и братоубийца.
ЗАЛОЖНЫЕ ПОКОЙНИКИ (УМРУНЫ) — “нечистые”, особенно вредоносные умершие. По народным представлениям, к ним относились умершие насильственной и преждевременной смертью: убитые: погибшие в результате несчастного случая; самоубийцы; умершие в молодом возрасте, т.е. “не дожившие своего века”; те, кого при жизни прокляли родители; те, кто вступил в контакт с нечистой силой.Заложные Покойники становились существами демонической природы, сближенными с нечистой силой. Их называли: “мертвяк”, “упырь”, “нечистик”, “вешальник”, “злой дух”,»приведение»,»русалка» и т.п.Заложные Покойники, как и другая нечистая сила, появляются по ночам, бродят по земле, пугают и преследуют людей, заводят на бездорожье путников, проникают в дома своих близких родственников, мучают их, являются им во сне, вредят в хозяйстве, могут наслать болезни.
КРЕЩЕНИЕ
На Руси христианство насаждалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения Славян, зачастую вместе с сопротивлявшимися людьми. Отметим, что христианство было городской религией, для сельских жителей в целом это вероучение было и непонятно и неполезно, поскольку ничем не помогало им, в отличии от природных культов веры. Но и в городах Руси введение христианства как единственной религии, сопровождающееся разрушением и осквернением родных святынь, вызывало упорное сопротивление, восставали против уничтожения старой веры.
Дохристианская Киевская Русь была одной из наиболее «урбанизированных» стран тогдашней Европы: в 9-10 веках там было не менее 25 городов, а в 11 веке их число подбиралось к сотне. Из-за этого в скандинавских сагах эти земли называют Гардарикой, страной городов.О том, как шла христианизация Руси интересные данные сообщает археология: из 83 стационарно исследованных археологами городищ Киевской Руси IX – начала XI в. 24 (почти 30%) «прекратили своё существование к началу XI в. По всех видимости, речь идет в первую очередь о тех городищах древних славян, которые изначально были святилищами. Именно такие крупные известные языческие центры поклонения разрушались в первую очередь, а люди из городищ либо гибли, защищая свои святыни, либо предпочитали уходить подальше, туда, где их не достали бы христианские миссионеры, насаждающие новую веру «огнем и мечом».
«Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Узнав о цели, прибытия Добрыни с епископом, новгородцы порешили на вече не пускать в город этих миссионеров и не принимать новой религии. Жители Новгорода взялись за оружие. Их действия направлял тысяцкий Угоняй и языческий жрец Богомил Соловей. Центром сопротивления, стала Софийская сторона. Путята с помощью военной хитрости проник со своим отрядом в центр Софийской стороны и захватил самого Угоняя и его соратников. Но восставшие новгородцы продолжали сопротивляться. Лишь после того, как тайком переправившийся через реку отряд Добрыни поджег дома участников восстания, сопротивление противников христианизации Новгородской земли было подавлено.Кстати, на Новгородчине сохранилось предание, что креститель Новгорода Добрыня впоследствии утопился в Ильмене. По крайней мере, в летописях после 990 г. он действительно больше не упоминается.
После смерти Владимира крещение Руси продолжалось теми же методами, хотя уже гораздо медленнее.Сохраняя кровавые братоубийственные традиции своего отца, христианский князь Святополк убил трёх братьев Бориса, Глеба и Святослава и возглавил Русь. А напав на очередного своего брата Ярослава, потерпел сокрушительное поражение и убежал к родственникам по линии матери в Польшу. И Ярослав стал править Русью, но не долго, потому его ещё один брат Мстислав, управляющий Тмутараканью разгромил его, и после переговоров оба брата поделили Русь на две части.
Внутри Руси было неспокойно – в 1024 году вспыхнуло мощное религиозное восстание, которое возглавили вятские волхвы, — и славяне-родноверы пошли с оружием против христиан. Восстание было жестоко подавлено.А после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году вспыхнуло ещё большее освободительное восстание под предводительством уцелевших волхвов в 1068 году, которое охватило многие города Руси, включая Киев. Причём народ требовал не только возвращения религии предков, но и былой справедливости и былого жизнеустройства, ибо началось сильное имущественное расслоение, появилось много богатеньких при княжеских дворах, наличие которых удачно объясняла христианская церковь.
После крещения Руси кто друг, а кто враг – уже трудно было разобраться. И это ослабление в свою очередь не могли не заметить враги Руси и, искушенные слабостью Руси и лёгкой добычею, они участили набеги — «уже с 1055 го по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях» — отметил знаменитый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
ПОЧЕМУ КРИЧАТ ОГЛАШЕННЫЕ
1.ОГЛАШЕННЫЙ(Первонач.) — взрослый человек, объявленный готовящимся принять христианство; проходящий подготовку к обряду крещения. 2.Оглашенный — Ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно.
На насильственность приобщения к новой вере киевлян указывали в своих трудах многие историки церкви. Открыто признавался насильственный характер приобщения к христианству жителей Киева и на страницах дореволюционной церковной периодики — в статьях, посвященных князю Владимиру и его деятельности по «крещению Руси». В частности, священник М. Морев писал, комментируя рассказ летописца о крещении киевлян: «Многие не желали креститься: одни по нерешительности, в которой прежде долго находился и сам князь Владимир, другие по упорству; но последние не желали слушать и проповеди… Ожесточенные приверженцы старой веры бежали в степи и леса» (Приходская жизнь, 1911, № 12, с. 719). В таком же духе пересказал летописное повествование архимандрит Макарий. Констатировав, что многие жители Киева «явились на реку из страха перед князем», он далее отметил: «Крестились одновременно очень много киевлян. Но нашлись и такие, которые не хотели слушать ни проповедей духовенства, ни приказания князя: они бежали из Киева в степи и леса» (Православный благовестник, 1914, № 2, с. 35 — 36).
В Муроме и Ростове сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась до XII века. Дольше других славянских племен родную веру сохраняли Вятичи, оказывавшие сопротивление христианским миссионерам вплоть до 13 века. В то же время до 12 века в уже крещеных землях то и дело вспыхивали антихристианские восстания. (см. статью «Антихристианские выступления домонгольского периода»).В частности, с большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова. Первые два епископа Федор и Иларион (XI в.) ничего не могли поделать с ростовчанами-язычниками и сами отказались от своего пребывания в этом городе: «избегоша, не терпяще неверия и многая досаждения от людей». Против третьего епископа Леонтия город взбунтовался: над «владыкой» нависла реальная угроза не только изгнания, но и насильственной смерти. Лишь четвертый епископ Исайя смог добиться некоторого успеха, да и то не в самом Ростове, а в Ростовской земле. Но и ему не удалось заставить всех ростовчан отказаться от язычества и окончательно перейти в христианство.
Такие же трудности возникли при христианизации населения древнего Мурома: не смогли приобщить муромцев к новой вере ни сын киевского князя Владимира Глеб, ни его преемник.Все это, вместе взятое, дало основание историкам (в том числе и церковным) говорить о том, что введение христианства на Руси при князе Владимире и его преемниках не было мирным и спокойным процессом, что новую веру насаждали с применением насилия, вызывавшего противодействие различных групп местного населения и прежде всего простого люда.
Русь, писал Е. Е. Голубинский, «крещена была не только проповедью, но и принуждением» (т. I, ч. I, с. 199).«Совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму. Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты» (там же, с. 175 — 176).
Столь же категоричны в своих высказываниях на эту тему и авторы многих статей, публиковавшихся в дореволюционное время на страницах церковной периодики. «Язычество, — говорилось в статье «Политическая и общественная деятельность высших представителей русской церкви (X — XV вв.)», — было еще сильно, оно не отжило еще своего времени у нас на Руси, оно сопротивлялось введению христианства; поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христа не вооружаются против таких средств; напротив, они их оправдывают и на трупах воздвигают крест Христов» (Звонарь, 1907, № 8, с. 32).
Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» (в двух томах) (?)
svetvmir.ru
Сколько раз крестили Русь | Русская семерка
Крещения
Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза - высказал мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия и третье - общепринятое - при Владимире.
Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение произошло в 872 году при патриархе Игнатии, якобы послушном папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в союзе с Римом.
В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.
Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое — от апостола Андрея, второе — в 883 году при патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое — при княгине Ольге в 958 году и пятое — при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).
Западно-русский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути, объясняет, почему поднимается вопрос о нескольких крещениях Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».
Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. С точки зрения известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.
«Редактор «Повести временных лет», — пишет Рыбаков, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».
russian7.ru
Кто и зачем крестил Русь. Часть I: yar46
Выбирая Бога, мы выбираем свою историю!В.А. Пономарёв
Рейдерский захват.
Сразу оговорюсь. Я не воинствующий атеист, но и к верующим отнести себя не могу. Все, что вы прочтете в данной работе, прошло через боль сердца. Я глубоко уважаю Русскую Православную Церковь. Уважаю за её искреннюю любовь к русскому народу и государству. Её евангельская любовь была не раз продемонстрирована конкретными делами. Но что было, то было и свершившееся не отменить. Знание истории дает нам силы сегодня и начинает будущее.
Я не ставил перед собой задачу формировать какие-либо комплексы, чувства озлобления или самоуничижения. Я не сторонник вспоминать замшелые мифы и не поддерживаю глупые штампы о Руси и народе русском.
Наши предки оставили нам страну, в которой можно жить с гордо поднятой головой, не прогибаясь перед иными государями. Великое им за то спасибо. Теперь забота очередного поколения передать свой опыт молодежи, и научить, не глотать все без разбора, а фильтровать даже то, что имеет метку «историческое».
Проникновение христианства на Русь.
«Религия – опиум для народа». Этим штампом много десятилетий пользовались коммунисты идеологические противники православия.
Сегодня множество статей, рефератов и даже трудов сообщают о переходе Руси к христианству как единственной возможности дальнейшего развития в X веке н.э. Русь пребывала в вековой дикости, а рядом, разумеется, был тот, кто мог подарить просвещение.
Перед нами ещё один идеологический штамп. На этот раз другого идеолога Византии.
Соедините оба лозунга и улыбнитесь от сознания того, как очевидна их предвзятость и как далеки они от истины. От вековой дикости мы перешли к опиуму для народа, но каким-то непостижимым образом от всего этого безобразия образовалось великое государство Россия.
Штампы и лозунги, явные спутники борьбы за чьи-то интересы. А кто и за что боролся? Почему крестилась Русь?
Объяснения в учебниках выглядят неубедительно. Сообщается, что вот так запросто ни с того ни с сего при киевском князе Владимире была заменена одна религия на другую, и началась эпоха рассвета, а между тем…
От эволюции к революции.
С момента крещения Киевского княжества прошло десять веков. А христианство на Руси и сегодня до конца не принято. Посещая церковь и монастыри одеваем условную каноническую одежду … женщины надевают платки и фартуки-юбки, а выходим и снова мы в своей обычной одежде и с бытовыми заботами далекими от церкви. Кого мы обманываем Бога или себя. Соблюдая внешнее, соблюдаем ли внутреннее.
Ответьте без лукавства хотя бы себе, разве ушел из нашей жизни старинный уклад? Если да, то откуда сегодня языческие обряды с гаданиями и предсказаниями, посещение колдунов, цветы на местах катастроф, символические захоронения и венки вдоль автомобильных и железнодорожных трасс, почему мы совершаем тризны на могилах и дома, а обращение к древним велесовым камням за исцелением и т.д. и т.п. Ведь это все не христианское, а ведическое. Это то чем жили наши предки задолго до князя Владимира.
В христианском писании сказано: «Отдай Богу божье, а Кесарю кесарево». Славянские Веды не разделяли жизнь на светскую и религиозную. Образ жизни славян был неразделим.
Человеческое общество начинается со Слова, описывающего традицию. Традиция становится идеологией. И наконец возникает письменность и документы как вещественное подтверждение закона, сначала религиозного, затем светского т.н. Римское право. Но это право мы видим ещё раньше в «глиняном праве» у хеттов, шумеров и праславян.
К чему эта вся философия, а вот к чему. Общество и религия развиваются неразрыно, т.е. путем эволюции. На Руси в X веке н.э. произошла настоящая религиозная революция. Причем революция сверху не от народа, и не просто сверху, а из заграницы от Византии.
Внуки бога славяне в одночасье были объявлены божьими рабами, была нарушена неразрывность общества и религии. Вы только вдумайтесь - рабы в стране, которая не знала рабовладельческого строя. Строя, который не признавался славянским законом Ведами: «Умерший рабом идет рабом в загробный мир». Вот вам и объяснение почему после крещения народ носил и крестики и змеевики-обереги, и почему христианской церкви пришлось на самом деле много веков завоевывать место под русским солнцем.
То, что когда-то произошло, конечно, не отменить, да и не о том речь. На территории России уже много веков живут вместе народы разных религий и культур. Каждый народ и страна в целом только выиграли от этого многообразия, но история должна быть правдива, а не излагаться красивой сказкой. Общество без прошлого обречено, поэтому нас и пытаются лишить настоящей истории. Так людей легче сталкивать друг с другом. Потому и учебники вызывают недоуменные вопросы, которые остаются без ответа.
Киевское крещение очевидное нарушение естественного процесса эволюции славянского общества. Давайте отойдем от штампов и посмотрим историю христианства на Руси, как крестили государство, и что происходило вокруг этого события.
Первые крещения.
Сведения о крещении при князе Владимире в иностранных источниках отсутствуют. Наши историки объясняют это тем, что впервые акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при князе Аскольде. После его убийства варягом Олегом в 882 г. в глазах Зарубежья Русь осталась христианской страной. Б. Рыбаков уверенно говорит о церковной митрополии Византийского Патриарха на Киевской земле ещё во времена Аскольда.
Тоже подтверждает и Влесова Книга: «Аскольд после Дира уселся как непрошенный князь и стал вождем Огнебога. Отвратил Огнебог от нас лик свой, за то, что имели мы князя, крещёного греками». Последние слова Книги: «И крещена Русь сегодня» [1, с.561]. Было это до Игоря и тем более до Владимира.
А нам говорят, что Владимир устроил «Выбор веры» и выбрал на его взгляд самую красивую из числа ему предложенных.
Разная оценка события в разных источниках, включая зарубежные, наводит на мысль, что не все так гладко как принято считать.
Известный сюжет «Выбор веры» - красивая сказка поздних времен. Очевидный идеологический штамп просто добавили при переписывании летописей. Недаром подлинники не сохранились.
Первые общины.
Первые христианские общины появились на славянской земле задолго до Владимира.
Бытует устоявшееся мнение, что Апостол Андрей побывал в Новгороде на р. Волхов и в Киеве на р. Днепр, а между тем…
В I веке н.э. жил и проповедовал апостол Андрей Первозванный. Согласно Евангелию, по жребию между первыми учениками Христа, апостол Андрей посетил Крым и побывал на Северном Кавказе в стране Аланов. Новгорода на Волхове и Киева на Днепре тогда не существовало. В начале новой эры в Приэльбрусье стоял Киев Русколанский (Кияр), а в Крыму был построен Новгород, который именовался Неаполь Скифский (в окрестностях нынешнего Симферополя). В этих местах археологи обнаружили следы православных храмов, датируемые именно I веком н.э., здесь возникли первые христианские общины славян. Вот какие города на самом деле посетил Апостол Андрей, вот где он строил первые храмы на земле будущей Руси. [1, с.547]
Иван Грозный так говорил послам Папы Римского, пытавшихся в очередной раз склонить Русь к католичеству: «Мы приняли христианскую веру с самого начала церкви христианской». [2] Это говорилось в смысле - не вам нас учить вере. И действительно Римская империя в обеих своих частях приняла христианство только в IV веке н.э.
От апостола Андрея Русская Православная Церковь стала именоваться Апостольской.
Из множества житий и древних преданий известно, что Андрей проповедовал Слово Божие антам, русам-казакам, аланам, абхазам и адыгам. Апостол посетил города Диоскурию (нынешний Сухум) и Боспор (Керчь). Только один народ, который в житиях назван «джигитами» не стал внимать его проповеди.
В IV веке христианство приживается на Дону и в Тмуторокани (современный Краснодарский край). На известных сегодня монументах князей антов видна символика ранних христиан, представляющая собой равносторонний крест.
Однако большая часть славянского мира до IX века видела в христианах византийцах и римлян иноверцев и врагов.
Позднее уже из летописей мы узнаем о других крещениях. Крестился Блаженный князь Киева Аскольд, который, став христианином и оставаясь жрецом Огнебога, начинает насильственное крещение киевлян, но погибает от руки варягов Олега. Крестится и Равноапостольная Великая княгиня киевская Ольга.
С момента зарождения христианства, т.е. с I века н.э. в Европе начался процесс вытеснения славян на Восток язычниками готами и германскими племенами под руководством римской Курии. Курия как союз богатых семейств существовала задолго до христианства. С IV века став христианским, Рим продолжил политику экспансии в отношении славян по всей Центральной, Южной и Западной Европе.
В этот процесс вклинилась и Византия, распространяя каноническое влияние на Восток Европы, захватывая колонии вокруг Черного моря.
В русском обществе до X века мы не видим объективных предпосылок для крещения. Принимают христианство отдельные личности и население ромейских колоний на берегах Черного моря. Но общенародного признания на Руси эта новая вера не получила.
Крещение Олега.
В свете последних открытий исторической науки возникла необходимость отдельно рассмотреть отношение к христианству Вещего Олега - варяжского сподвижника Рюрика.
Во время княжения Олега в Киеве возникла серьезная угроза государственности и самобытности Руси со стороны Хазарского Каганата. Стояла и вторая задача, решение которой обещало Олегу честь и богатство – создание транзитных торговых путей «Из варяг в греки» по Днепру и «Из варяг в персы» по Волге. Но и здесь то же препятствие - хазары.
Столкнувшись с хазарской проблемой, Олег ищет выход и как ему кажется, находит в военном союзе с Византией. В проекте договора 912 года об этом говорится недвусмысленно.
Для достижения своей цели Олег не возражает включить в Договор пункт о крещении Руси. До отдалённых ли последствий такого деяния князю, если хазары просто достали. Кроме угрозы существованию Руси от хазар и иная беда – встал Великий шелковый путь из Китая в Европу. Хазары богатеют, «снимая пенки» и на западе и на востоке, а Русь слабеет, платя дань и деньгами и кровью, поставляя своих воинов на Каспий для интересов той же Хазарии.
Решая эти задачи, Олег столкнулся с серьезным препятствием у себя дома. Возникло противоречие между его интересами и волхвами, которые после крещения народа потеряют власть.
Но ему ли бояться волхвов, ведь он и сам Вещий. «Волхвов боятся к Велесу не ходить» говорит древняя поговорка. Как известно Олег трагически погибает. И теперь становится понятно почему.
В Киеве 2 сентября Олег подписывает проект договора с греками и направляет посольство в Византию. В договоре, внимание, князь клянется уже не Перуном и Велесом, как клянутся язычники, а «предлежащим святым крестом и святою единосущною Троицей». Это означает, что 2 сентября 912 года Олег крестился и теперь собирается крестить Русь, для чего отправляет посольство в Византию с проектом договора. [3] Но как оказалось, вместе с договором Олег подписал и свой приговор. Волхвам уже терять было нечего. Так появилась красивая легенда о гибели Вещего Олега подтверждающая «правильное» предсказание волхвов о будущей гибели князя «от коня своего». Так или иначе, но смерть Олега случилась для волхвов вовремя даже слишком вовремя. Вот и не успел Олег «Отмстить неразумным хазарам».
Освобождение от ига хазарского отодвигается до победы князя Святослава при Итиле. Крестится в тайне от волхвов вдова погибшего Игоря Великая княгиня Ольга. Не сразу находит женщина княгиня признание и поддержку константинопольской власти. Она вынуждена, не смотря на крещение обратиться к волхвам для подготовки в скрытых лесных лагерях оружия и ополчения против хазар. Ольга затеяла то, до чего не догадался Олег. Победа Святослава над хазарами это и её Ольгина победа.
Как видим для решения насущных задач князья и княгини не особенно раздумывали о религии. Князья явно следовали персидской мудрости: «У необходимости свои законы».
Князь киевский Владимир согласно имеющейся информации не первый креститель Руси, и далеко не первый христианин на земле будущей России.
И есть ещё один интересный вывод. Во времена княгини Ольги Византия всерьез Русь не принимала. Потому и отказался император выполнить просьбу Ольги о династическом браке её сына князя Святослава с императорской дочкой.
Замена мировоззрения.
Замена религии это замена ранее существовавшей культуры народа. По существу это означает, что вместо одного народа возникает другой. Отсюда путаница и как представляю намеренная. Кто такие и откуда взялись славяне? А если мы потомки славян, то откуда взялись эти непонятные русские после крещения славян?
Та же «непонятка» и с Византией. Когда-то это были православные греки, а чьи потомки сегодня населяют Турцию? Только ли одни турки, а куда подевались те греки православной Византии?
А ответ на заданные вопросы лежит на поверхности. «Те греки» вместе с турками и составили народ Турции, исповедующий уже другую религию и невизантийскую культуру. Прежняя была заменена внешней силой. Много веков назад пала Византия. Теперь в бывших православных храмах устроены храмы иной религии. В стране действуют, конечно, турецкие, а не византийские законы.
Аналогичная ситуация и со славянами и русскими. Под действием опять-таки внешней силы принята иная культура, и народ стал другой, и этот другой возникает как бы из воздуха без корней и предков, без своей истории, без храмов древней веры, ну и на всякий случай возникает без письменности. А то вдруг возьмет свою письменность, вспомнит древние корни, и перестанет верить в басни про славянскую и русскую дикость.
Русь и Рось.
Кстати при замене религии Византия заменила нам и наше самоназвание Русь на Рось, Россию. Здесь тоже много споров вокруг государственного топонима. А истина спрятана не так уж и далеко.
В наших источниках об этом говорится весьма скупо, зато за рубежом русско-славянская история сохранилась. В арабских источниках упоминается Остров Руссов на Карельском перешейке. Отсюда пришли варяги, отсюда «от тех варяг прозвалась Русская земля». Это нам сообщает уже наша Повесть временных лет.
Россия – греческий синоним Руси. В Византии — Росия (греч. Ρωσία) впервые использовано в середине X века Константином Багрянородным.
В южной Руси после крещения начинают применяться оба названия и Русь и Россия. С XV века после падения Византии во всех частях государства появляются термины "Росия", "Российский" и распространяются всё больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке.
Ну и кто из русских князей в X веке мог такое запланировать на Руси?
До крещения в славянском обществе присутствуют князья, витязи, ведуны, волхвы, поляницы, веси, судры. Кроме витязей существовали и богатыри. Слово богатырь первоначально имело смысл грабитель. От «бог» - богатство, а «тырь» - тырить, воровать.
После крещения структура общества начинает меняться. Ведуны, волхвы, уступают место греческим священнослужителям, вместо весей и судров появляются крестьяне и смерды, грабитель богатырь переходит на службу к князю и становится положительным персонажем.
Теперь рассмотрим, а что приобрела Русь, вместо прежней многовековой веры.
Христианство, став при Владимире государственной религией, выразилось не только в проповеди и изменении обрядов богослужения. В Киеве поселился греческий митрополит, назначаемый патриархом Константинополя, в городах Русской земли поставлены подчиненные митрополиту епископы, по началу тоже греки. В Киеве и во всех епархиях (сначала их было организовано 4) строятся церкви и устраиваются монастыри.
Власть греческого митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла церковная письменность. На Руси возникают школы с греческими учителями священниками. В школах изучается Евангелие, т.е. история не славянского народа, а иудейского, римлян и греков. Митрополит и духовенство управляют и судят подчиненных им людей на основании греческого сборника законов Номоканона, получившего на Руси название Кормчей книги. В этом сборнике находились не только церковные правила, но и гражданские законы византийских императоров. Церкви получили земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство, руководствуясь византийскими обычаями и законами.
На Руси народная культура объявлялась языческой со всеми вытекающими из этого последствиями. Традиционные славянские имена заменялись греческими, иудейскими и римскими.
Процесс христианизации Руси идет долго. Общество постепенно меняется и вот первые серьезные результаты. В наказах монастырским приказчикам XVII века предписывалось наблюдать, чтобы крестьяне «в бесовские игры, в сопели и в гусли, и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли». Против тех же обычаев предостерегает и царская окружная грамота 1648 года. В грамоте записано: «чтобы православные не призывали к себе скоморохов с домрами, волынками и всякими играми, чтобы медведей не водили, и по ночам на улицах и полях, и во время свадеб песен не пели и не плясали». Женские пляски, признавались грехом. Церковные подвижники проповедовали: «О лукавое жены многовертимое плясание! Пляшущи бо жена любодейница диаволя, невеста сатанина!». Даже смотреть на пляски - грех: «не зрите плясания и иные бесовских игр злых прелестных, да не прельщены будете, зряще и слушающе игр всяких бесовских, нарекутся сатанины любовницы».
Вместе с новым вероучением появилась новая власть, греческие законы и суды, новая письменность, новые землевладельцы - церкви и монастыри с новыми обычаями владения землей.
В результате крещения Русь получила от Византии все византийское и утратила все самобытное, которое было запрещено под предлогом, что это языческое и дикое. И где же тут славянской письменности уцелеть.
Такие последствия смены религии наши князья явно не ожидали, но пути назад уже не было.
Рейдерский захват Руси был назван приобщением к культуре. Позднее таким же приобщением к культуре будут названы колониальные захваты в Африке, Азии и Америке.
Многообразие как свобода совести.
Каждый здравомыслящий человек понимает, жизнь во всем её многообразие надлежит сохранять. Сегодня на уровне государств объявлена политика мирного восприятия иных религий. На государственном уровне приняты программы сохранения всех видов растений, животных и птиц, даже змей, а тут уничтожение культурного наследия целого народа и это объявляется приобщением к культуре.
Ну ладно это говорили тогда, но почему и теперь. У людей с такой логикой, что-то сбилось в голове. Вы представьте в ваш дом пришли, поселились, установили свои порядки, ликвидировали милые вашему сердцу безделушки, запретили плясать на свадьбах и говорят - это мы вас приобщили к культуре, а свою прошлую дикость забудьте. Сегодня от таких действий любой суд защитит. А нам, не моргнув глазом, этот кошмар называют приобщением к общечеловеческим ценностям.
Какая же эта культура, если запрещены пляски и игры, сжигаются музыкальные инструменты, уничтожается упоминание о прежней истории, детям даются чужестранные имена, которые в переводе на родной язык означают растения и животных. Например, Тамара – по-гречески Пальма, Онуфрий – Священный египетский бык. Ну и чем это лучше наших Прибрана или Ярослав? Это ещё вопрос кто тогда был более диким.
После принятия христианства в Римской империи по отношению к своей истории таких жестких мер не принимали. Всем сегодня известны древние боги языческих Рима и Греции их эпические повествования. Мы видим сохранившиеся языческие памятники и храмы в современной Италии, Греции, Турции.
Согласно общепринятой точке зрения после крещения на Руси началась эпоха рассвета. Но все слышали о «Ледовом побоище», о шведах на Неве, о раздроблении Руси на отдельные княжества и т.д. и т.п. А как вам утрата грамотности новгородцев 100%-й ещё в XI веке. Все эти неприятности произошли не до, а как раз после крещения. Что-то мало похоже на эпоху рассвета.
Настоящий рассвет начался после создания Московской Руси и России, когда была возвращена независимость Украине и Белоруссии от Польши и Литвы, оказана помощь в освобождении от иностранного ига братьям болгарам. Вот как раз в этих процессах церковь сыграла ключевую роль. Но церковь не византийская, а автокефальная Русского народного православия.
Это Православие значительно отличается от первоначального Византийского обряда. Утешительная религия рабов, пришедшая из Византии, не подошла в полной мере как объединительная идея для славян внуков богов.
Только когда Православие приняло русскую окраску, оно распространилось по Руси, и было принято всем народом. Со времени Преподобного Сергия Радонежского, государство уже Московская Русь и её государственная идеология становятся едиными в общественном процессе развития. С этого времени начинает таять двоеверие. Это уже процесс объективный и его никакими авторитетными мнениями и «правильными» историями не затуманить.
Religio paganorum.
В период становления христианства родился латинский термин для обозначения дохристианских верований Европы – Religio paganorum. Нарочито уничижительное осмысление этих слов привело к ошибочной его трактовке. В древнерусских летописях появился термин «поганые», которым именовали и чужих и своих ещё не принявших христианства.
На самом деле авторы термина имели в виду совершенно иное. Religio paganorum - религия тех, кто близок к земле, кто близок к реальным скрытым силам Природы. Ошибка в трактовке термина привела к серьёзным последствиям.
На перекрестке истории перед нашей цивилизацией были переведены стрелки, и мы вместо Religio paganorum направились в сторону техногенного развития. В итоге сегодня вместо духовности преобладает светский прагматизм как естественный результат техногенной эволюции.
Христианство заменило религиозно-природную доктрину Веды. Вот что следует понимать под словами «Крещение Руси».
В список по темеyar46.livejournal.com
История, которой нигде не учат. Как крестили Русь
При Древнем Православии Русь процветала и бурно развивалась, и сатанинские оккультисты хотели погрузить Русь в информационное поле своих религий. Официальную версию можно прочитать из “официальной истории” России, картина была якобы такая:
“До князя Владимира царило язычество, и Русь процветала. Соседние народы уговаривали Владимира перейти в их веру, и к нему приходило много послов от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков, и каждый расхваливал свою веру. Владимир вначале оценивал эти веры по красоте придуманного. Посоветовался с боярами. Они ему сказали: ‘Всякий свою веру хвалит, а лучше послать в разные земли узнать, где вера лучше’. Владимир послал десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. У болгар они нашли бедные храмы, унылые молитвы, печальные лица; у немцев много обрядов, да без красоты и величия. Наконец они приехали в Царьград. Император узнал об этом и решил показать русским служение патриарха. ‘С патриархом служило множество духовенства, ИКОНОСТАС СИЯЛ В ЗОЛОТЕ И СЕРЕБРЕ, ФИМИАМ НАПОЛНЯЛ ЦЕРКОВЬ, ПЕНИЕ ТАК И ЛИЛОСЬ В ДУШУ’. Внешняя красота и величие, роскошь и богатство поразили и восхитили боярскую комиссию, и когда она вернулась в Киев, то сказала Владимиру: ‘После сладкого человек не захочет горького, так и мы, увидя греческую веру, не хотим иной’. ‘Ну что ж, быть посему, выбираем христианство’, — сказал Владимир”.
И далее, вместо пропагандисткой кампании и убеждения Владимир пошел крушить русскую религию и внедрять христианство силой и кровью.
Вот так преподносится процесс христианизации Руси. Из всей этой официальной истории следует, что сама процедура выбора религии у Владимира и его свиты носила, якобы, наивный характер. И главную роль в этом выборе сыграла не осмысленность религии (ее никто и не разбирал), а внешняя красота ритуалов и стремление бояр к роскоши и богатству. То есть, по официальной версии, внедрение христианства на Русь было результатом глупости Владимира и его окружения.
А как было на самом деле? Вся эта официальная версия, мягко говоря, не правдоподобна. Вспомним, что отец князя Владимира великий князь Святослав презирал христианство и прекрасно понимал его сущность. Однозначны его слова: ‘Вера христианска — уродство есть’. Не мог сын Святослава, зная мнение своего отца, вдруг ни с того ни с сего поменять религию всех русских предков. Не бывало такого на Руси никогда. Да и основания для такого серьезнейшего решения, как смена многотысячелетней религии, не могут быть такими примитивными, как это описано в официальной истории. Да и народ бы не стерпел такого надругательства над тысячелетней религией предков. Повесили бы такого поганого князя, и дружина бы не помогла.
Давайте посмотрим, кто же такой этот князь Владимир, откуда он взялся.
Появление евреев в Киевской Руси следует отнести к очень отдаленной эпохе. Евреи, жившие до Владимира, были из Хазарского царства.
Около 730 г. евреи оседлали все хазарские, караимские племена и власть захватил еврейский царь или ‘каган’. Каган вместе со своими сановниками принял иудаистскую веру и сделал её господствующей в стране. Так возникло это еврейское царство. Царство было сильным. Даже Киев одно время платил ему дань, но длилось это недолго.
В 965 г. князь Святослав взял хазарскую крепость Саркел на Азовском море, а в 969 г. пала и столица хазар – Итиль.
Святослав завоевал царство хазарского каганата и присоединил его к Руси. Но после этого хазарские евреи стали быстро наводнять Киевскую землю. Их манило туда огромное торговое значение Киева, лежавшего на главном водном пути от греков к Варяжскому морю.
Внедрение своих кадров в высшие эшелоны власти и совращение властителей через еврейских женщин — это один из наиболее любимых еврейских методов.
Мать князя Святослава — княгиня Ольга, не предполагая каких-либо дурных последствий, приняла на работу ключницу, девушку Малушу (ласкательное от имени Малка — на иврите — царица). Отцом означенной Малуши был раввин, также носивший еврейское имя Малк (на иврите — царь) из русского города Любича, который в своё время находился в вассальной зависимости от Хазарского каганата.
По наущению своего папочки Малуша в один прекрасный момент отдыха подпоила и соблазнила князя Святослава и забеременела. Княгиня Ольга, узнав, что Малуша зачала от Святослава, разгневалась и сослала её в село Будутино близ Пскова, где и родился Владимир.
Даже в ‘Повести временных лет’ Владимир — внук раввина Малка остался фигурировать как ‘робичич’, т.е. ‘раввиныч’, однако в последующих официальных историях России стал упорно переводится как ‘сын рабыни’.
Не лучше относился к плоду своей мимолетной связи и сам князь Святослав Игоревич. Покидая землю Русскую и уезжая в Болгарию, Святослав старшего сына Ярополка посадил княжить в Киеве, среднего Олега в земле Древлянской, а самому младшему Владимиру не назначил никакого удела. Новгородцы, стремясь к самостоятельности от Киева, по совету Добрыни — Дабрана (брата Малки) стали просить у Святослава его сына Владимира в князья. Святослав не любил новгородцев и, отпуская к ним сына-полукровку Владимира, сказал: ‘Возьмите его! По вас и князь’.
Новгородцы повезли к себе малолетнего Владимира, с ним отправился и его родной дядя Добрыня (это по-русски, а подлинное имя Дабран) и правил Новгородом, пока возмужал Владимир (‘Повесть временных лет’, 1864 г.).
Дабран-Добрыня не дремал за престолом, а думал о реализации тысячелетних иудейских планов. Вначале он послал Владимира на двухлетнюю стажировку в Западную Русь, где к тому времени арийская вера сильно деградировала в результате малозаметной подрывной деятельности иудеев-псевдоязычников. Именно эти так называемые язычники, а на самом деле раввины-левиты, задолго до появления Владимира, медленно но верно, развращали западных русов повсеместным насаживанием грубых идолов, храмов-капищ и, главным образом, принесением кровавых жертвоприношений, взятых напрямую из иудаизма. Чаще всего для этих жертвоприношений использовали невинных мальчиков, кровь которых пользовалась у евреев большим спросом.
Во время этой стажировки иудеи обучили Владимира, как ему отомстить ненавистным родичам по отцовской линии за потерю власти его родичами по матери в Любиче и в Хазарском каганате. Он должен был взорвать арийскую веру изнутри путем внедрения рабской христианской религии.
Вернувшись в Новгород с нанятыми на еврейские деньги бандитами, Владимир безжалостно и вероломно убивает своего брата Ярополка (ведь он всего лишь гой — скот по-иудейски) и узурпирует власть в южной Руси. Беременную вдову своего брата “святой» Владимир изнасиловал и взял себе вторую жену, Рогнеду, которую для начала изнасиловал во взятом штурмом Полоцке на глазах её связанных родителей — князей, которых потом велел убить.
Воссев на киевский престол, он по заранее разработанному коварному плану начинает проявлять повышенное почтение к арийским Богам. Призывает поставить ранее неизвестных на Руси идолов и не только поклоняться им, но и приносить в жертву невинных мальчиков. Жертвенная кровь собиралась и поставлялась иудейским заказчикам. Волхвов же пытавшихся прекратить безумство князя, Владимир, которого христиане называют “красно солнышко”, истребил жесточайшим образом, их рассекали на две части и отдавали на съедение диким зверям. 10 лет идолопоклонства, сопровождавшихся кровавым изуверством, как и было запланировано, взорвали арийскую религию изнутри. Русские стали роптать на собственных Богов. Только после этого Владимир внедрил христианство силой, не вызвав особо мощного сопротивления, которое могло бы стоить ему жизни. Теперь Владимир у христиан один из главных святых. Какова религия — таковы и святые.
Мы уже вплотную подступили к святая святых официальной историографии — теории о централизации русских земель вокруг единой религии, ибо версия эта не выдерживает никакой критики, еврейские пастыри во главе с игуменом Феодосием из Печерского монастыря вместе с князем Владимиром поделили русскую землю на удельные владения и после его смерти раздали ее сыновьям, каковых у владыки было множество: Святославу — Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Игорю — Владимир, Вячеславу — Смоленск, Изяславу — Киев. Как это снова похоже на наше разрушение единого государства под эгидой парада опереточных суверенитетов, с бездумным осквернением храмов разных народов, кровью, хаосом, нечестием, позором.
Несмотря на то, что старая религия была в значительной степени скомпрометирована, новая христианская вера не была принята русским народом. И христианство, и коммунизм навязаны России силой, жестокой силой. И та и другая еврейские религии пролили на Руси море крови лучших сынов отечества.
В 996 г. князь Владимир уничтожает подробный Летописный Свод Русской Империи и устанавливает запрет на Русскую историю до христианизации, то есть закрывает историю. Но, несмотря на всё старание, Владимиру и его еврейской компании не удалось полностью ликвидировать исторические источники.
www
gifakt.ru