Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка. Ломоносов михаил васильевич фото
Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь
Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.
«За утверждение наук в отечестве»
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru
Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru
Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.
В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.
«Европейский ученый» Михаил Ломоносов
Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru
Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru
Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.
В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.
«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»
«Он сам был нашим первым университетом»
Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург
Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова
В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».
В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».
Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.
В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.
С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.
Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.
Виктор Садовничий
2011
26 мин
Виктор Садовничий
2012
44 мин
www.culture.ru
Факты из жизни Михаила Ломоносова
Михаил Ломоносов: факты из жизни.
Известнейший химик родился 303 года назад.
Михаил Ломоносов – один из ученых мировой величины. Его имя знают все школьники, взрослые же также помнят фильм "Михайло Ломоносов", где ученого показали не только как энциклопедиста, химика и физика, но и человека с почти авантюрной судьбой.
Рыбацкая кровь
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской, что на острове на Северной Двине в Архангельской губернии. Почти все мужчины рода Ломоносовых занимались рыбалкой - промысел служил главным источником благосостояния семьи . Михаил и сам помогал отцу в нелегком промысле – он выходил в море с десяти лет.
Все изменилось, когда Михаил узнал, что отец надумал женить его –19-летний парень не горел желанием обзаводиться семьей. Он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Был декабрь 1730 года. Он шел пешком. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. При нем была лишь одежда и две книжки — "Грамматика" и "Арифметика".э
|
Он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где жил очень стесненно, питался порой только хлебом и квасом, но прилежно учился. Через полгода Ломоносова перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
В 1734 г. Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. Уже в следующем году Ломоносов был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Но первое время положение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии наук было сложным, главным образом потому, что они не знали немецкого языка, главенствующего тогда в Академии. Но Ломоносов и здесь с головой окунулся в науку: начал изучать математику, знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение, интересовался химией и минералогией, начал изучать европейские языки.
|
В 1736 году Академия наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей для учёбы в Европу. Среди них был и Ломоносов. Там он пробыл пять лет.
Характер
О научных достижениях Ломоносова знают все, поэтому останавливаться на их перечислениях не будем. В то же время сделаем акцент на его характере, который, кстати, был довольно-таки "взрывным".
Так, был случай когда рукоприкладство Ломоносова стало причиной суда и заключения. Еще одни случай стал поводом для исторического анекдота: однажды вечером на Васильевском острове на ученого него напали три матроса. Завязалась схватка, в результате которой двое из нападавших бежали, а третий оказался.. в заложниках у Ломоносова. Ученый повалил нападавшего на землю и стал требовать, чтобы тот "открыл ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать". Услышав, что его хотели ограбить, Ломоносов в решил отомстить и сам отобрал одежду грабителя, принеся ее в качестве трофея себе домой.
|
Кстати, Ломоносов также был известен среди современником своей борьбой за образование молодежи: ученого обижало то, что заниматься наукой было "немодным". Он неустанно доказывал, что люди науки ценны и нужны везде – от горного дела до предсказания погоды.
Ломоносов и церковь
В 1757 году достоянием общественности стало произведение Ломоносова "Гимн бороде", в котором поэт описывает такую темную страницу в истории христианства, как сожжение еретиков, и позволяет себе довольно смелые высказывания в адрес священнослужителей.
|
После его выхода Члены Святейшего Синода призвали императрицу Елизавету наказать его. Но она оставила их призывы без внимания: слишком ценен он был как ученый.
Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года от воспаления легких в расцвете сил. Похоронен он в Александро-Невской лавре.
|
kp.ua
Некоторые тайны о жизни Михаила Васильевича Ломоносова
Михаил Ломоносов стал для российской науки монументальной фигурой. Эта знаменитая персона еще при жизни отличалась своей неординарностью и недюжинным талантом. Еще при его жизни у многих возникали вопросы о его судьбе.
Михаил Ломоносов прожил всего 54 года. После его смерти с невероятной быстротой стали распространяться мифы и легенды об этом великом человеке, о его невероятном таланте.
Споры о точной дате рождения ученого
Точной даты рождения Михаила Васильевича Ломоносова никто так и не знает. У историков, которые занимаются изучением жизни и деятельности великого российского ученого, бытует некоторое расхождение относительно точной даты его рождения. Одни утверждают, что он родился в ноябре 1711 года, восьмого числа. Другие утверждают, что это число было взято «с потолка» ввиду того, что в 1911 году отмечался двухсотлетний юбилей великого ученого. Еще существует мнение, что в 1711 году Ломоносову было, как минимум, три годика.Но спорные вопросы касаются не только дня рождения Михаила Васильевича. В научных и околонаучных кругах многие годы существует такое мнение, что отцом «человека - университета» является вовсе не простой рыбак из Мишанинской деревни, расположенной недалеко от Архангельских Холмогор.Ученые утверждают, что отцом Михаила Ломоносова является не кто иной, как сам российский самодержец Петр Великий. И, соответственно, Михаил Ломоносов должен носить отчество Петрович, а не Васильевич. Но прямых доказательств этим догадкам ученых не существует. Такие слухи связаны лишь только с тем, что в те годы Петр Первый действительно бывал в местах, расположенных неподалеку от Холмогор. Тогда он трудился на корабельных верфях в Архангельске. Но из официальных источников доподлинно известно, что царь Петр посещал эти места в последний раз в 1702 году, что никак не соответствует дате рождения Михаила Васильевича. Ведь тогда Ломоносову в ноябре 1711 должно быть, как минимум, лет восемь. А может Петр Первый посещал эту деревушку неформально? И одна, и вторая версия кажутся, мягко говоря, просто сказочными. Вряд ли царь уехал бы в какую-то северную деревушку, бросив все свои дела в столице, даже если ему уж очень понравилась Мишанинская крестьянка. Но и вторая версия, доказывающая, что родился Михаил Ломоносов не 1711, а в 1703 году, тоже абсолютно абсурдна. Разве двадцатилетнего молодого человека невозможно отличить от десятилетнего подростка?
Кто же настоящий отец великого ученого?
Но в дальнейшем жизнь Михаила Васильевича сложилась так, что поневоле приходится думать о том, что он может быт действительно сыном великого царя Петра Первого. А иначе как бы смог простой деревенский парень, которому всего двадцать лет отроду, вдруг стать действительным слушателем Спасской школы? В те времена не было, да и не могло быть, равенства между поступающими в высшие школы. И это всем известно. Поэтому, в России, где процветала абсолютная монархия в 17 веке, ни о каких правах крестьянских детей не могло быть и речи. Да разве мог кто-то из них учиться в Славяно-греко-латинской академии? Никто из «холопов» не смог бы учиться в высшей школе, ведь в 1723 году, к тому же, Святейшим Синодом был издан указ, запрещающий обучаться всем крестьянам. Довольно трудно поверить в те данные, которые значатся в официальной биографии Михаила Васильевича Ломоносова. В них указано, что юноша добрался в Москву вместе с обозом рыбаков. В Спасскую школу юноша поступил самостоятельно, только исключительно своим знаниям и великому таланту. Он выдал себя за сына одного из поморских священников. Но ведь всем известно, что в те времена существовали определенные традиции и, поэтому, в это с трудом верится. Ведь, к примеру, если представить, что в наши дни любой молодой человек поедет в Москву и попытается подать документы в престижное высшее учебное заведение, но при этом не предоставит свой аттестат и данные о баллах ЕГЭ, то что из этого выйдет? Вот так же с трудом верится и в то, что служащие высших школ верили всем на слово, не убедившись в происхождении молодых людей. По крайней мере, уж грамоту о том, что абитуриент – сын священника, они должны были потребовать. Из этого следует, что Михаил Ломоносов смог поступить в академию только в таких случаях:1) Обыкновенное стечение обстоятельств. Это возможно в том случае, если молодой человек проявил свой талант перед каким-то профессором. Но никаких данных в официальной биографии об этом факте нет.2) Кто-то из достаточно властных особ посодействовал молодому человеку. Это может быть, по некоторым данным, профессор Феофан Прокопович. Но причина, по которой могла состояться такая протекция, абсолютно непонятна.3) Взятка. Но из достоверных источников известно, что юноша пришел в столицу абсолютно без денег, так как не получил на то согласия своего отца, который, к стати, был человеком не бедным. 4) Ну и еще один вариант, который уже рассматривался: он действительно был не крестьянского происхождения.
Свитки с непонятными письменами
Кроме того, ученые, которые исследовали все подробности жизни Михаила Ломоносова, не понимают: как же все-таки простому рыбаку (отцу юноши) за несколько лет удалось стать самым богатым человеком Поморского края. Василий Ломоносов имел в своей собственности земельные наделы. Более того, у него имелся и огромный рыболовецкий корабль. На нем отец Василий и сын Михаил выходили на нем на промысел вместе.
Определенный круг людей на этот счет имеет свое соображение. Бытует такое мнение, будто бы в то время, когда жена Василия была беременна, к нему пришли морские колдуны. Они вручили рыбаку какой-то футляр, в котором находились свитки с непонятными письменами. Пришедшие в дом Василия люди заявили ему, что эти свитку имеет право прочесть только его будущий сын. Кроме того, отцу Михаила были оставлены несколько мешков с золотом в качестве подарка. На это золото Василий смог приобрести рыболовецкое судно и нанять команду на корабль. Кроме того, он приобрел огромные земельные наделы, а какая-то часть денег ушла на обучение сына в Москве. Те ученые, которые придерживаются этой версии, уверены, что именно Василий отправил Михаила в столицу на учебу. К тому же, Василий никогда не препятствовал тому, чтобы его сын изучал разные науки. Кстати о свитках, которые были оставлены для сына Василия Ломоносова. Исследователи утверждают, что это были записи, которые остались от исчезнувшей с лица Земли страны Гипербореи. Произошло это более, чем 9 тысяч лет назад. Разгадать эти записи царь Петр Первый и предоставил Михаилу. Несмотря на то, что эта версия выглядит очень фантастической, это проливает свет на то, как же все-таки Михаилу Васильевичу удалось поступить в высшую школу. К тому же, теперь становится ясным, зачем же все-таки крестьянскому сыну необходимо было выучиться и заниматься науками. Юноша мог бы продолжить дело, которое начал его отец. Приличное состояние уже было накоплено Василием, и вовсе не требовалась Михаилу для этого образовательная база. Но, как нам известно, мальчик с детства стремился к знаниям. Откуда же у сына простого рыбака такая любовь и тяга к знаниям? В университете, по словам самого Михаила, его любимыми книгами стали «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.
Учеба в высшей школе
Но не заканчиваются загадки биографии Михаила Васильевича Ломоносова только в те времена, когда он поступает в высшую школу и получает отличное образование. Для всех стало неожиданностью, когда юноша оказался в Петербурге. Именно там решается его дальнейшая судьба: он оказался в тройке самых достойных кандидатур, которые получили возможность продолжить учебу в университете Германии. И снова, исходя из официальных данных биографии Ломоносова, становится загадкой, почему же никого не смутило никого в Академии происхождение юноши? Ведь перед тем, как отправиться в Германию, молодой человек не знад на немецком языке ни единого слова! В такой либерализм Академии верится с большим трудом, при всем уважении к этому заведению. Даже если представить, что происхождение человека при поступлении в высшее учебное заведение никакого значения не имело, то тогда иначе, как первым признаком и призывом к отмене крепостного права и не назовешь. Роль Ломоносова в истории России очень велика и умалять ее не стоит. Но возникает вопрос, почему же ни одному молодому человеку на протяжении ста пятидесяти лет после возвращения Михаила с Германии, так и не удалось проявить себя хотя бы в одной науке? На ум приходит только одно: или же ученый находился под покровительством Петра Первого, или же над юношей всю жизнь сияла какая-то путеводная звезда. Просто удивительно, насколько быстро Михаил Васильевич смог взобраться по служебной лестнице. А ведь в детстве он не видел ничего, кроме рыбацких поселков и Белого моря. Да, Ломоносов был очень харизматичен и имел недюжинную силу. Но ведь великая Россия имела немало людей, которые отличались харизмой втрое больше, да вот достичь такого успеха, как Ломоносову не удалось никому. Во время учебы в германском университете Михаил Ломоносов повздорил с профессором, который и приглашал юношу в числе избранных на обучение. Поговаривают, что Ломоносов не только повздорил с Генкелем – дело дошло до рукоприкладства. Профессор был вынужден доложить о неприятном инциденте в Россию. Он указал, что студент нагло отстаивает позицию и, кроме того, сквернословит. По тем временам любой студент был бы не только отчислен из учебного заведения, но и сослан на каторгу. Но, несмотря на ожидания профессора, никакого серьезного разбирательства в России не произошло. Это лишний раз доказывает то, что Ломоносову явно кто-то покровительствовал.
Великий ученый возвращается на Родину
Михаил Васильевич возвратился после учебы на Родину в 1741 году. Четырнадцать лет спустя он принял активное участие в том, чтобы в Москве открыть Университет. Ученый смог собрать вокруг себя людей, которые разделяли его мнение. Вместе со своими сторонниками Ломоносов занимается разгадкой «гиперборейского свитка» и всех тайн древней цивилизации. Этот университет носит имя великого ученого и сегодня. Михаил Васильевич почти во всех отраслях науки отметился своими научными работами. Ему принадлежит идея молекулярно-кинетической теории и создал теорию физической химии. Ученый занимался химическими экспериментами и минералогическими исследованиями. Ломоносовым была открыта атмосфера у планеты Венера и металлические свойства ртути. Ученого интересовала метеорология и теория проводимости. Им был создан и географический атлас. Да и в развитие русской словесности этот ученый внес также огромный вклад. Его знаменитые оды и ныне являются образцом стиля риторики, который был присущ тому времени. Некоторые заявляют, что Михаил Ломоносов сам открыть так ничего и не смог, так как был абсолютно безграмотен в математическом плане. Можно спорить об этом сколько угодно, но то что он является настоящей глыбой российской истории – это факт. Не поспоришь с тем, что он был талантливейшим ученым и, к тому же, очень удачливым.
Загадочная смерть Михаила Ломоносова
Стоит остановиться еще на одной загадке, касающейся этого ученого, - загадке его смерти. Михаил Васильевич не дожил и до 54 лет. В этом многие также видят тайный знак: не мог же крепкий деревенский мужик так рано умереть! Историки часто высказывают такое мнение, будто бы его отравили из-за того, что он слишком «быстро и высоко взобрался». А еще поговаривают о том, что это козни все тех же колдунов, которые так и не смогли получить расшифровку непонятных и довольно странных свитков страны Гипербореи. Любая монументальная фигура обрастает неимоверным количеством тайн. Ломоносов тоже не является исключением. Но главное не в этом. Важно то, что после себя Михаил Васильевич оставил после себя огромнейшее наследие. Он один сделал для России столько, сколько смог бы сделать не один десяток литераторов и ученых. Россия с достоинством отпраздновала 300-летие известнейшего ученого, да и просто счастливчика.
Добавить комментарий
istorii-x.ru
Михаил Васильевич Ломоносов. Биографическая справка
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, поэта, реформатора русского языка, художника и историка Михаила Васильевича Ломоносова.
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
В декабре1730 г., стремясь получить образование, Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно‑греко‑латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы").
В 1735 г. в числе 12 лучших студентов академии он был отправлен учиться в Санкт‑Петербургскую академию наук.В 1736 г. трое из способных студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет.
В Германии Ломоносов поселился в Мальбурге – в доме Екатерины Елизаветы Цильх, вдовы пивовара и члена городской думы Генриха Цильха, с младшей дочерью которой Елизаветой он обвенчался 6 июня 1740 г.
В июне 1741 г. (по другим сведениям, в январе 1742 г.) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
В 1749 г. на торжественном собрании Академии наук Ломоносов выступил с речью под названием "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне". Речь произвела хорошее впечатление и Ломоносов стал пользоваться большим вниманием при дворе, сблизился с любимцем Елизаветы графом Иваном Шуваловым.
Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к Ивану Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.
25 (12 по старому стилю) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. 7 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.
В марте 1757 г. Ломоносов был назначен советником Академической канцелярии. В ведении Ломоносова находились Академическое собрание, университет, гимназия и Географический департамент.
В 1763 г. Михаил Ломоносов был избран членом Российской академии художеств. В конце жизни Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской (в 1760 г.) и Болонской (в 1764 г.) академий наук.
Умер Михаил Ломоносов 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры в Петербурге.
Открытия Ломоносова в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Он выдвинул учение о свете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Известны его труды в области истории.
Ломоносов – крупнейший поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Имя Ломоносова носят многие учреждения науки, образования и культуры России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова и др.
Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне.
В марте 2012 г. будет запущен космический спутник МГУ "Ломоносов", который станет отслеживать связь между высокоэнергичными процессами во Вселенной и атмосферными явлениями.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: биография и творчество
Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов - один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам.
Детские годы
Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово.
Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.
Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя - Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки.
Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов.
Тяжелый выбор
В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.
Начало обучения
В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.
За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц.
Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком.
Петербург
В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении.
Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель.
Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией.
Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов.
Немецкий период жизни
В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию.
Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов.
Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления.
Семейная жизнь
В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, покидает обучение и пытается вернуться обратно в Россию. Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором он снимал жилье, – Елизавете Цильх. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.
В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но не прожив и двух месяцев, ребенок скончался. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.
Возвращение в Россию
В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную академию наук и совместно с профессором И. Амманом начал сбор минералов и окаменелостей. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Уже вскоре получает возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в заседаниях академического собрания. Скоро мир увидели первые диссертации по физике и химии.
В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Санкт-Петербургской академии. По личному прошению ученого начато обустройство химической лаборатории, которое было завершено через два года.
В 1748 г. открыт исторический департамент, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.
В этом же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов зарубежных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Дальнейшая деятельность
После сближения с любимцем императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.
Так, под его влиянием в 1755 году открыт Московский университет с обучением заграничного образца.
Уже в 1756 г. Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей представителей низшего сословия. Отчасти ему это удается.
В 1758 году он становится главой географического департамента. Производится колоссальная работа по созданию атласа России.
В 1763 Екатерина II произвела ученого в статские советники.
В этом же году получает титул члена академии художеств за работы с мозаикой.
Память
В 1765 году Михаил Васильевич тяжело заболевает. К сожалению, излечиться ему не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в г. Санкт-Петербурге.
Ломоносов – уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Помимо этого, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работы с мозаикой долгое время поражали умы современников. Работа была очень длительная, напряженная и кропотливая. Использовал разнообразные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением по замене не удовлетворяющей его гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут заинтересовать специалистов. В целом Михаил Васильевич Ломоносов был незаурядной личностью.
Память о нем будет еще долго передаваться из поколения в поколение.
fb.ru
Михаил Васильевич Ломоносов - Читать онлайн биографию, фото
В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в полном смысле слова. Ломоносов явился основоположником и корифеем высокого «витийственного» классицизма.
Великовозрастный ученик
М.В. Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника. 1750-е гг.
Замечательная биография Ломоносова хорошо известна. С детства проявилась в нем страсть к учению. Самоучкой он освоил начала арифметики и церковно-славянской грамматики. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, невзирая на бедность и насмешки однокашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришел латине учиться», за год освоил курс трех классов. Затем его отправили в Петербург, в университет при Академии наук, а оттуда - завершать образование в Германию.
За границей Ломоносов изучает философию, иностранные языки, точные науки, в том числе горное дело. Овладев всеми достижениями современной мысли в самых разных областях, он вернулся в Россию, чтобы работать в Академии наук. Он осуществил ряд важнейших открытий в химии, физике, астрономии, занимался историей и филологией, вел обширную переписку с учеными разных стран. В 1755 г. Ломоносов добился открытия Московского университета.
Поэтическая теория и практика
Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов.
Московский государственный университет им. Ломоносова. Здание на Маховой улице.
Создавая канон русской оды, Ломоносов утверждал господство четырехстопного ямба, десятистрочную строфу, определенный характер рифмовки. Первая ода Ломоносова - «На взятие Хотина» (1739) - была практическим подтверждением провозглашенных в «Письме о правилах российского стихотворства» принципов русского стихосложения. Силлабо-тоническая система объявляется Ломоносовым «природной», а основным признаком русского стиха называется не постоянное количество слогов в строке, а повторение одних и тех же комбинаций ударных и безударных слогов. Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб.
Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях», согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений». К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука»), ко второму - редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный»). К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который»). Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях». Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.
Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие - формами, тот и другие - обзацами» (А.А. Бестужев-Марлинский).
tululu.org
Ломоносов Михаил Васильевич (08 ноября 1711 — 04 апреля 1765 гг.)
Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии (позднее переименована в деревню Ломоносова, Архангельская область).
Эпоха, в которой протекала жизнь Михаила Васильевича была временем быстрого экономического и культурного развития феодально-крепостной России. Амбиции Петра Великого подняли Россию на уровень развитых европейских стран и привели к развитию производства, судостроения, металлургии и торговли. Все это требовало современных знаний во всех областях науки и техники. Петр Великий не только посылал молодых русских дворян обучаться наукам и производству в Европу, но и создавал в России специальные учебные заведения. Так в 1724 году в Санкт-Петербурге была основана Русская академия наук, в которой позже учился и работал Ломоносов.
Суровая северная природа, в которой жил Ломоносов способствовала формированию характера Михаила Васильевича. Отец Михаила, Василий Дорофеев (по некоторым источникам Фёдоров) имел не только землю, но и суда, на которых занимался рыбным промыслом. 10-летний Михаил сопровождал своего отца в его плаваниях по Белому и Баренцеву морям, наблюдал северную природу и получил обширные знания по судоходству и рыболовству. В 14 лет Михаил Васильевич Ломоносов в совершенстве умеет читать и писать и помогает окрестным крестьянам составлять прошения и другие необходимые им документы. Но, кроме грамматики и арифметики у молодого Ломоносова были только религиозные книги. В конце 1730 года Ломоносов покинул дом и направился с обозом в Москву, чтобы изучать латынь, на которой, по словам его учителя, были написаны все ученые книги.
Первоначально в «Спасской школе», а затем в Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов изучает в основном латынь и греческий, читает в оригинале труды древнегреческих и римских мыслителей, изучает риторику. К этому же времени относятся и его первые попытки писать стихи. Двадцатилетнему Ломоносову пришлось обучаться основам наук в одном классе с маленькими детьми от которых ему приходилось сносить насмешки. Но полуголодный Ломоносов, который жил на три копейки в день, был одним из самых прилежных и усердных учеников. За один год он закончил программу трех классов.
В конце 1735 года пришел указ Сената отправить в Санкт-Петербург лучших учеников, чтобы они продолжили обучение в Петербургской Академии. В числе двенадцати отобранных оказался и Ломоносов. Обучение в Академии проходило на более высоком уровне. На лекциях их обучали математике, риторике, истории, географии, латинскому, немецкому языкам и танцам. Интересные лекции по физике студентам читал академик Крафт.
Академия приняла решение организовать экспедицию по изучению Сибири, для которой требовался химик, знакомый с добычей руд и минералов. Поскольку таких в академии не было, руководство решило направить на обучение в Германию трех студентов — Райзера, Виноградова и Ломоносова.
Марбургский университет, в который поступили на обучение русские студенты, является одним из старейших в Германии и не был основал указом Папы. Это давало университету независимость от церкви, а значит и большую свободу. В его университетской библиотеке имеются труды Галилея, Мариотти, Торричели, Декарта, Бойля, Гюйгенса и других знаменитых ученых. Под руководством Христиана Вольфа Ломоносов за два года изучает немецкий язык и направляет в Петербург две работы, среди которых находится труд «преобразование твердого тела в жидкости». Учеба в университете формирует у Ломоносове взгляды материалиста.
Второй период пребывания в Германии Ломоносова приходится на город Фрейберг, где он обучается горному делу у советника Генкеля. Это период интенсивного самостоятельного изучения и наблюдения работы в шахтах. Кроме того, Ломоносов изучает русское стихосложение и его особенности. Из-за напряженных отношений с Генкелем,которому приказано держать русских студентов в строгости, Ломоносова тайно покидает город и отправляется в Марбург, где женится на дочери хозяина небольшоой пивной — Елизавете-Христине Цильх.
Ломоносов не долго оставался в немецкой семье и направился странствовать по Германии. По некоторым сведениям в Дюссельдорфе его против воли взяли рекрутом в прусскую армию, но он сбежал и добравшись до Амстердама ищет корабль идущий в Россию. По пути он встречает выдающегося голландского химика и металлурга Крамера и некоторое время работает в его химической лаборатории. В июне 1741 года Ломоносов вернулся на родину.
В Петербургскую академию наук Ломоносов был зачислен 1.января 1742 года ассистент-профессором физики. В то время в академии доминируют иностранцы во главе с Шумахером, которые препятствуют развитию русской науки и культуры. Ломоносов начинает вести борьбу против засилья иностранного влияния, в результате чего он исключен из состава академии и даже проводит шесть месяцев в тюрьме. Ломоносов понимает, чтобы продолжать борьбу на равных, ему необходимо ученое звание и имя. И Ломоносов добивается присуждения профессорского звания и в июле 1745 года его назначают профессором химии. Вопреки воле Шумахера его научные работы посланы на рассмотрение Эйлеру и тот пишет на них чрезвычайно лестный отзыв. С тех пор между двумя учеными возникает дружба, продолжавшаяся до смерти Ломоносова.
Ломоносов в химической лаборатории. Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.
В 1748 году Ломоносову удалось создать химическую лабораторию и заложить основы русской химии. Как ученый энциклопедического образа, до конца своей жизни, Ломоносов работал в различных областях науки. В разработке корпускулярной теории он вводит понятия «корпускула» и «ячейки», чрезвычайно приближенные сегодня к понятию молекулы и атома, учитывает связь материи и движения, определяет закон сохранения материи и движения, отвергает теорию теплорода и объясняет распространение тепла в веществе; рассматривает неразрывную связь химии с физикой и математикой, закладывает основы физической химии , проводит исследования в области электричества, метеорологии, геологии, горного дела, металлургии, географии и истории; разрабатывает технологию изготовления оптических приборов, разрабатывает теорию оптики, обнаруживает наличие атмосферы у Венеры. В области литературы Ломоносов отстаивает чистоту русского языка, разрабатывает ряд стилистических и грамматических вопросов о преобразовании русского языка, вводит новые понятия, слова и научные термины, пишет стихи. Не случайно через сто лет Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».
Одной из основных задач своей научной и образовательной деятельности Ломоносов считал повышение культуры русского народа, в котором будет расти Платоны и Ньютоны. Всю свою жизнь он боролся за создание демократического университета и преуспел в этом. Его деятельность принесла ему много врагов, особенно среди духовенства. Ломоносов доказал в своей работе «О слоях земных» что на южном полюсе Земли должен быть материк. В самом конце своей жизни Ломоносов пишет фундаментальный исторический труд, который был опубликован уже после его смерти — «Древняя Российская история».
4 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов умирает. Он похоронен в Александро-Невской лавре.
vmireinteresnogo.com