Содержание
КРЕЩЕНИЕ РУСИ — ЗАКОНОВЕСТ
Под этим понятием в современной исторической науке подразумевается введение на территории Киевской Руси князем Владимиром Святославичем в качестве государственной религии христианства. Основываясь на летописные источники, принято это историческое событие относить к 988 году. Однако, есть среди историков и мнение, что оно могло произойти и на несколько лет позже. В российской историографии Нового времени впервые этот термин был употреблён В.Н. Татищевым и Н.М. Карамзиным.
Язычество, которое тогда было распространено среди славянских племен на территории Руси, было достаточно неупорядоченной совокупностью различных верований, культов, но не учением. Это было соединение религиозных обрядов и массы объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, которое было так необходимо восточным славянам в X–ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Само же язычестве содержало сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. Отдельные племена и население отдельных местностей объединялись по признаку общего культа.
Древние славяне поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом) и Велесу (Волосу) – скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун – бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом. Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; поэтому Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича. Почиталось также божество земли – Мать-земля сыра, некое женское божество – Мокош, а также податели семейного блага – Род и Рожаница.
У славянских богов не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились изображения божеств – деревянные кумиры и каменные бабы. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.
Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот или степей, страх одиночества, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Таким образом, стремление к государственности на Руси не было принесено извне, из Греции или Скандинавии. Введение единого верования способствовало укреплению появившегося государства.
В 980 году князь Владимир Святославич делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав восточнославянские, финно-угорские и тюркские племена.
По территории, а точнее, по рекам появившегося русского государства проходил европейский торговый путь, известный по русским летописям как путь «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию и обратно. Он оставался в Европе наиболее важным вплоть до XII века, до тех пор когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге.
С этим же путем связана и легенда о путешествии просветителя и небесного покровителя Руси апостола Андрея Первозванного из Синопии и Корсуни (Херсонеса) по Днепру, Ловати и Волхову в Балтийское море, а затем кругом Европы в Рим.
В 988 году византийскому императору Василия II потребовалась военная помощь. Шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром Святославичем, спас императора, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии.
За оказание военной помощи Владимиру была обещана в жены сестра императора Анна, которой к этому времени исполнилось двадцать шесть лет.
Но обещание не было выполнено. Восприняв это как оскорбление, Владимир решил добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Одна из дочерей Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Родственные связи русских князей XI–XII веков свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.
Князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься. Жена его по национальности была болгарыней. Именно она, говоря на родственном русичам языке, смогла его убедить в таком сложном вопросе, как принятие новой религии.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы – в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, – ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли. Там новая вера распространялась гораздо медленнее, с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: значительную часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие большую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Слабость и пестрота язычества, поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городах способствовали скорому почти бескровному утверждению христианской религии на Руси. В Киеве еще почти за сто лет до Владимира стояли малые церковки. В варяжских дружинах, состоявших на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, исповедовавшие христианство. Еще раньше, много лет на Киевском столе находилась княгиня Ольга (945–969), бабушка Владимира, которая ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой.
Благодаря болгарской письменности, христианство предстало на Руси как высокоорганизованная религия с высокой культурой. С церковными книгами он пришел к нам из Болгарии. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию.
В целом распространение христианства на Руси было довольно мирным. Чего нельзя сказать о других станах и народах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ король венгерский Стефан I. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира Святославича нет. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: «…боюсь греха».
Всякая религия, в том числе и язычество Руси, имеет помимо всякого рода культов и идолов еще и нравственные устои, которые так или иначе организуют народную жизнь.
Одной из христианских добродетелей, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Согласно летописи, Владимир «повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)». А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Обычная щедрость становилась милосердием. Акт добродеяния переносился с человека, дающего, на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
Долгое время в деревнях оставались, например, так называемые помочи или толока – общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской (крестьянской) деревне помочи стали формой коллективной помощи бедным семьям – семьям, лишившимся главы, нетрудоспособным, сиротам и т. д. Помочи совершались как праздник, сопровождались шутками, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как обычай, доставлявший радость всем участникам.
Конечно, принятие христианства не означало автоматически расставание с язычеством. Христианство смягчало и вбирало в себя и другие языческие обычаи. На протяжении веков, скрытно или явно, отголоски языческих обрядов существовали рядом с верой в Христа, существуют они и сейчас, не вступая в противоречие с христианской религией. Они трансформировались в христианские символы.
После признания христианства государственной религией оно охватило, прежде всего, городское население. Одним из показателей постепенного распространения христианства являются находки нательных крестов и образков в культурных слоях поселений и в погребальных памятниках.
Православие, как и все христианство, не стояло на месте. С течением времени оно менялось, часто подвергалось критике и гонениям. Но все же, признавалась его роль в становлении Российского государства. Например, в книге «Церковь и идея самодержавия в России», изданной в 1930 г., о крещении Руси говорится следующее:
«Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.»
Впервые крещение Руси официально праздновалось в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева. Юбилейные мероприятия были проведены в Киеве. Там в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения. В следующий раз об этом событии заговорили через 100 лет, после множества исторических и политических событий в жизни России. В 1988 году в Советском Союзе было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Этот праздник отмечался на фоне «перестройки» и «политики гласности». А в июне 2008 года Архирейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира, т.е. 28 июля, совершать богослужение по уставу великого праздника.
Автор публикации
День Крещения Руси
28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, в России отмечается новая памятная дата ‑ День Крещения Руси, которое состоялось в 988 году по инициативе этого киевского князя, известного также как основателя города Владимира-на-Клязьме.
Традиция отмечать День Крещения Руси имеет давнюю историю. В ХIХ веке этот день отмечали с большой торжественностью. В годы советской власти, когда гонения на Русскую Православную церковь приняли массовый характер, о христианском празднике не вспоминали. И лишь в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, эта традиция возобновилась и стала отправной точкой нового курса государства в отношении религиозных организаций. В мае текущего года по инициативе Русской Православной церкви Государственная Дума РФ приняла законопроект, касающийся дополнения перечня памятных дат России новой датой ‑ Днем Крещения Руси. Принятие этого законопроекта направлено на то, чтобы юридически закрепить в качестве памятной даты важное историческое событие, оказавшее огромное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и ближнего зарубежья, на укрепление российской государственности. На Украине аналогичная дата уже несколько лет является государственным праздником.
Для Владимирской земли этот день особенный. Основателем города Владимира, по мнению ряда исследователей, считается именно Владимир Святославович Красное Солнышко ‑ киевский князь, при котором на Руси было принято христианство: «В лето 6498-е (990 год) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимерь, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную: повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
За более чем тысячелетнюю историю во Владимире сохранилось 264 объекта культурного наследия, что свидетельствует о высоком уровне развития древнего города. Из общего числа памятников областного центра 97 имеют культовое значение.
Всего из 3704 памятников, расположенных на территории Владимирской области, культовыми зданиями и сооружениями являются 994 объекта.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области тесно взаимодействует с Владимирской епархией Русской Православной церкви, в безвозмездном пользовании которой находится наибольшее количество памятников истории и культуры религиозного характера федерального и регионального значения ‑ 421 объект.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», запросом Владимирской епархии РПЦ, на основании распоряжения департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, а также в целях сохранения объектов культурного наследия культового значения Государственная инспекция продолжает работу по подготовке документов для передачи в безвозмездное пользование Русской Православной церкви (Московского Патриархата) памятников истории и культуры. В 2009-2010 гг. передано в безвозмездное пользование Русской Православной церкви 46 объектов, оформлено 140 договоров о сохранении и использовании недвижимых памятников истории и культуры; выдано 33 разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; организован постоянный контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ на объектах религиозного значения. Государственной инспекцией проводится активная работа по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. За 2008-2010 гг. выявлено 109 памятников, в том числе религиозного значения (церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, XVIII в., Меленковский район, с. Синжаны; церковь Рождества Богородицы, 1861 г., Юрьев-Польский район, с. Малолучинское, Братский келейный корпус и настоятельские корпуса ансамбля Благовещенского монастыря, округ Муром, ул. Красноармейская и др.).
Принятие христианства на Руси имело огромное значение: Русь вошла в сферу христианской культуры, ассимилировала и трансформировала ее в соответствии со своими культурными традициями. С принятием христианства были заложены основы богатейшего культурного наследия: началось строительство церквей, была обретена письменность, развивался древнерусский литературный язык, формировалось православное мировоззрение, согласно которому смысл жизни заключался не в богатстве, а в духовности человека. Сохранить и приумножить национальные православные традиции, культурное наследие, донести их до последующих поколений возможно, лишь консолидировав усилия государственных органов власти, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации, всех жителей Владимирской земли.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области искренне поздравляет всех жителей области с памятной датой ‑ Днем Крещения Руси! Желаем вам процветания, душевной красоты, сохранения православных традиций и памятников истории и культуры!
Автор: В.И.Нефедов, начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области
Программа усыновления в России приостановлена на неопределенный срок
Программа усыновления в России в настоящее время приостановлена на неопределенный срок из-за запрета на усыновление в России. Пока программа приостановлена, обратите внимание на наши программы усыновления в Казахстане, Украине, Болгарии и Румынии.
Nightlight имеет программы в нескольких регионах России, включая Санкт-Петербург и Томск. Пока мы не сможем получить разрешение на деятельность внутри страны, мы сотрудничаем с другими агентствами, которые имеют разрешения и временно взяли на себя ответственность за наш персонал в стране. Мы продолжаем поддерживать офис и персонал в Москве в качестве зарегистрированной неправительственной организации.
ДЕТИ В НАЛИЧИИ
Детские дома в России называются «Детскими домами» и «Детскими домами». Младенцы в возрасте от нескольких месяцев до примерно 3-4 лет остаются в домах ребенка, а дети старшего возраста остаются в домах ребенка. Детские дома далее подразделяются на дошкольные детские дома (возраст 4-7 лет), детские дома школьного возраста (7-16 лет) и комбинированные детские дома. Некоторые детские дома специализируются на детях с особыми потребностями, такими как трудности в обучении, нарушения зрения, ортопедические проблемы и т. д. Часто детей, которых родители не отправили в школу, направляют в детские дома, где они получают более коррекционную помощь, даже если их интеллектуальные способности могут быть хорошими.
ПРАВО НА УСЫНОВЛЕНИЕ
Супружеские пары или одинокие женщины могут подать заявку на усыновление из России. Мы требуем, чтобы усыновители были не старше ребенка более чем на 45 лет, хотя это требование может быть несколько смягчено в случае детей старшего возраста. Родители должны быть в добром здравии. Вопросы о количестве других детей в семье и другие соображения оцениваются в каждом конкретном случае в зависимости от характеристик ребенка, которого разыскивают для усыновления. Директор приюта, должностные лица по усыновлению или суд могут наложить другие ограничения, которые они сочтут необходимыми или целесообразными.
ПРОЦЕСС
Процесс удочерения обычно занимает около 8-14 месяцев (иногда для маленьких девочек и дольше). Сначала вам нужно будет пройти домашнее обучение, получить одобрение СНГ (ранее INS) и подготовить досье для России (около 3-5 месяцев). После того, как ваше досье будет передано местным органам по усыновлению в России, вы будете рассматриваться как кандидат на направление ребенка. Чем более вы гибки и чем старше ребенок, которого вы надеетесь усыновить, тем короче период ожидания ребенка. Никакая предварительная информация о доступных детях не может быть предоставлена лицами, кроме российских чиновников по усыновлению. Предоставление видео и медицинской информации о детях строго запрещено. (Когда детей старшего возраста выявляют в результате деятельности, не связанной с усыновлением (например, в рамках программ приема или миссионерских поездок, направление идентифицированного ребенка обычно можно получить, если он имеет законное право на усыновление).
Оба родителя должны совершить первую поездку продолжительностью около одной недели в Россию, чтобы получить официальное направление от ребенка. В эту поездку вы получите направление и познакомитесь с ребенком. Вы сможете задать различные вопросы, касающиеся медицинской и социальной истории ребенка. Кроме того, вы сможете получить доступ к независимым врачам, которые помогут вам в оценке состояния ребенка. Если вы не примете первое направление, вы можете получить второе направление в той же поездке, в зависимости от возраста запрошенного ребенка. Как только вы примете направление, вы вернетесь домой, чтобы дождаться даты суда. Дата суда обычно назначается примерно через 8 недель после вашей первой поездки (что дает время для получения подтверждения из Москвы о том, что ваш ребенок находится в Федеральном банке данных более шести месяцев, и суда для рассмотрения вашего досье).
Оба усыновителя должны присутствовать в суде. Российское законодательство предусматривает 10-дневный период ожидания до вступления в силу решения об усыновлении. Судья может отменить этот 10-дневный срок, если он/она считает, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, но такой отказ не является обычным явлением. После завершения усыновления ребенку выдается новое свидетельство о рождении, выдается российский паспорт на новое имя ребенка, и вы едете в Москву для получения иммиграционной визы ребенка. Обычно вы едете прямо домой из Москвы.
ПОЕЗДКИ
После того, как ваше досье будет заполнено, мы предоставим вам «Туристический пакет», в котором будут указаны все детали вашей поездки (2-3 поездки). Мы забронируем для вас все жилье в стране, и вы можете организовать авиаперелет по своему усмотрению (хотя мы также поможем вам на этом этапе, если потребуется). Ваша первая поездка будет длиться около 5 дней, а ваша поездка в суд обычно длится 5 дней. Предполагая, что 10 дней не отменены, ваша третья поездка будет длиться около 7 дней (в третью поездку должен ехать только один родитель).
ПОСЛЕ УСЫНОВЛЕНИЯ
По возвращении домой вам необходимо будет немедленно зарегистрировать паспорт вашего ребенка в посольстве России (мы дадим вам инструкции). В настоящее время в России требуется, чтобы вы совершили как минимум 4 визита после усыновления к своему воспитателю, чтобы оценить адаптацию вашего ребенка в вашей семье. Вместе с несколькими фотографиями эти отчеты будут отправлены персоналу и должностным лицам детского дома для получения в России через 6 месяцев, 1 год, 2 года и 3 года после завершения усыновления вашего ребенка. (Пожалуйста, будьте готовы к гибкости, поскольку требования правительства к отчетам после усыновления иногда меняются, и от вас ожидают выполнения самых последних требований. )
РАСХОДЫ
Расходы на усыновление в России указаны в действующей Таблице сборов и варьируются от 33 400 до 42 300 долларов США. Вознаграждения и расходы включают плату за программу, пожертвования для детского дома и ориентировочные скоординированные расходы клиента, включая проезд, проживание, сборы СНГ и прочее. расходы. Плата за детей в возрасте 7 лет и старше снижена до такой степени, чтобы семьи могли поощряться к усыновлению детей старшего возраста. Мы прилагаем все усилия, чтобы дать вам реалистичный бюджет, чтобы избежать сюрпризов. Тем не менее, различия могут быть связаны с разницей в стоимости обучения в семье, проезде и фактической продолжительности пребывания в России. Если вы получите полный налоговый вычет в размере 13 170 долларов США, ваши сборы и расходы могут составить всего 23 230 долларов США. Кроме того, если вы усыновите группу из двух братьев и сестер, вы можете получить до 26 340 долларов США в виде налогового кредита/на каждого дополнительного брата/сестру, налоговый кредит/возмещение может быть увеличено на 13 170 долларов США. Это может означать, что стоимость вашего усыновления может быть почти оплачена за счет налогового кредита. Обычно требуется несколько лет, чтобы окупить все эти налоговые льготы, если вы усыновили более одного ребенка.
Кроме того, ваши наличные расходы могут еще больше сократиться, если вы будете получать стипендии или другие льготы, предоставляемые работодателем в связи с усыновлением.
Религия и российско-украинский конфликт
0:08 Религиозный контекст конфликта
5:45 Конфликт и русское православие в Украине
8:15 Свобода вероисповедания на Донбассе и в Крыму
1 90406 90406 5:45 Церковно-государственные отношения в Украине и конфликт с Русси
Религиозный контекст конфликта
В литературе можно найти различие между периферийным и центральным влиянием религии в войнах и насильственных конфликтах. Российско-украинский конфликт продемонстрировал более периферийное влияние, связанное с лояльностью и идентичностью участников конфликта, в отличие от более центрального влияния, касающегося политических целей противоборствующих сторон. Мы видим, что все стороны конфликта — Россия, прокси России на Донбассе (так называемые Донецкая и Луганская народные республики) и Украина — используют религию для продвижения своей политической повестки. Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что основные цели конфликта носят прежде всего светский характер, что для России и ее марионеток состоит в сохранении контроля над Украиной и предотвращении дрейфа страны в сторону Запада и европейских институтов, а для Украины – в сохранении ее независимость и право выбора собственного геополитического вектора.
Я не хочу сказать, что за конфликтом стоит только рациональная логика — например, экономическая логика. Конечно, конфликт во многом связан с исторической памятью, с представлением о российском государстве и российской «цивилизации». Это во многом связано с империализмом как чертой сознания российских политических элит и так далее. Но религия — это лишь часть — и я бы сказал, даже не самая важная часть — этой картины.
Конечно, за конфликтом мы видим некоторое религиозное оправдание. Например, президент Путин оправдывал аннексию Крыма, ссылаясь, в частности, на то, что Крым является некой «святыней» для России и русских, потому что в Крыму крестился киевский князь Владимир, крестивший Русь. Это очень спорное утверждение, потому что Владимир — это часть истории России и истории Украины, но тем не менее мы видели некоторую религиозную риторику.
Также мы видим, что Русская Православная Церковь (РПЦ) разработала учение о Русском Мире ( Русский мир ) как о сфере политического, культурного и духовного влияния России, включающей Украину. Однако американский историк украинского происхождения Сергей Плохий в своей книге «Последняя империя. мир или это представление о сакральной роли Крыма было разработано РПЦ и предложено общественности.
Елизавета Гауфман, немецкий и российский политолог, проанализировала Вконтакте , самую популярную российскую социальную сеть, чтобы понять, как простые россияне воспринимают и интерпретируют этот конфликт. Она приходит к выводу, что в этой популярной сфере конфликту не хватает сильных религиозных коннотаций; Россияне (то есть пользователи Вконтакте ) в основном интерпретируют конфликт как светский, где религиозные вопросы, такие как предоставление автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), являются лишь еще одним полем битвы в этой войне между Россией и Запад, или Россия и Украина.
На Донбассе, на территориях, затронутых войной, мы видели несколько военизированных формирований, таких как Русская православная армия, воюющих против украинского правительства. Эти группы имели четкую религиозную идентификацию — четкую субъективную принадлежность к русскому христианскому православию. Однако их секулярно аргументированный русский национализм, в том числе такие мифологемы, как русские и украинцы как «один народ» или украинское правительство как фашистский режим, угрожающий русским в регионе, способствовали их готовности к насилию не меньше, чем их религиозная принадлежность. Опять же, мы должны осознавать, что такого рода религиозная идентификация выходит за рамки христианского православия, выходит за рамки символов веры или некоторых традиционных православных доктрин или практик. Включает в себя сакрализацию российского государства и «русскость» как часть их идентичности — особую роль России в этом мире. В этом смысле с антропологической точки зрения, вероятно, следует говорить о вера , а не религия, как сказала Кэтрин Ваннер в интервью для нашего блога, потому что она имеет не меньшее отношение к сакрализации светских вопросов, чем к христианскому православию.
Конфликт и русское православие в Украине
И Россия, и ее марионетки на Донбласе (так называемые народные республики) утверждают, что они защищают эту русско-православную идентичность местного населения, которая, по их мнению, находится под угрозой или атака украинского правительства. Стоит отметить, что на востоке Украины, включая территории, которые в настоящее время находятся под контролем сепаратистских республик, всегда доминировала Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) — часть русского православия, за которую пришли сражаться эти боевики. До начала конфликта в 2014 году не было свидетельств каких-либо угроз доминирующему положению УПЦ МП на Донбассе. С начала конфликта УПЦ МП продолжала пользоваться статусом религии большинства в регионе, в том числе пользующейся поддержкой местных властей, элит и населения в целом.
Однако в контексте Украины в целом сам конфликт оказал явное негативное влияние на интересы РПЦ в стране. Например, значительно снизилось общественное доверие к УПЦ МП и ее лидерам. Около 500 общин УПЦ МП решили выйти из церкви и присоединиться к вновь созданной ПЦУ. Глава Московского Патриархата Патриарх Кирилл фактически стал в Украине персоной нон грата; мы не можем представить, чтобы он совершал пастырский визит в страну в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе. Наконец, Вселенский Патриархат оспорил статус Украины как канонической территории РПЦ, предоставив ПЦУ автокефалию (церковную независимость). Это означает, что Русский мир (Русский мир) как политическая доктрина духовного единства с Россией утратила свое значение в стране; теперь она полностью маргинализирована и никак не может быть выбрана в общественном мнении Украины.
Свобода вероисповедания на Донбассе и в Крыму
Это одна из самых трагических частей истории. Конфликт оказал существенное влияние на ситуацию со свободой вероисповедания, прежде всего на Донбассе и в аннексированном Россией Крыму. Народные республики превратились в территорию самых жестоких нарушителей свободы вероисповедания в современной Европе и постсоветской эпохе. Регион, который был одним из самых религиозно разнообразных в Украине, стал территорией, где по-настоящему приветствуется только одна религиозная община.
И Донецкая, и Луганская Народные Республики (ДНР/ЛНР) пытаются имитировать российскую модель церковно-государственных отношений, предполагающую существование официальной или одобренной религии и существенные ограничения религиозной конкуренции в пользу официальной церкви (УПЦ- депутат). Однако принадлежность к УПЦ МП не обязательно обеспечивает защиту политически нелояльному лицу — например, политически нелояльному священнику — во всех подобных случаях. Русская православная идентификация играет согласованно или даже как часть лояльности к Народным республикам. С этой точки зрения быть русским православным означает также поддерживать режимы в Народных республиках и их независимость от Украины, а проукраинская политическая позиция означает, что человек не является настоящим русским православным христианином.
Существуют также религиозные меньшинства, которые подвергаются серьезному давлению и преследованиям со стороны властей Народных Республик, потому что они считают эти религиозные меньшинства чуждыми или вредными для местного населения, или потому что они считают их нелояльными по каким-либо причинам. К ним относятся украинские церкви, такие как Украинская греко-католическая церковь и Православная церковь Украины, а также церкви, связанные как с Украиной, так и с Западом: например, протестантские церкви, такие как баптистские общины, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, и Свидетели Иеговы, в дополнение к некоторым восточным религиям, таким как кришнаиты.
Однако, в отличие от России, где правовая система стабильна и относительно эффективна (хотя российское религиозное законодательство зачастую несправедливо и нарушает нормы международного права в области прав человека), правовые нормы и процедуры ДНР/ЛНР могут стихийно подменяться чисто произвольными проявления силы и насилия. Особенно это было в 2014 и 2015 годах, когда группировки боевиков, действовавшие в Народных республиках, могли просто конфисковать несколько церковных зданий под базы и огневые точки, забрать церковное имущество для своих нужд и так далее.
Известны случаи, например, убийств и похищений священников и верующих. Мы знаем много случаев пыток религиозных лидеров и активистов. Например, был случай с греко-католическим священником Тихоном Кульбакой, который был вынужден подвергнуться инсценировке казни. Мы знаем много случаев конфискации имущества религиозных меньшинств. Мы знаем примеры дискриминации и стигматизации религиозных меньшинств. Есть несколько случаев инспирированных или, вероятно, организованных властями Народных республик манифестаций против религиозных меньшинств, таких как греко-католики, Свидетели Иеговы и баптисты, которые были названы вредоносными сектами или культами в регионе. В других случаях имели место депортации и запреты на въезд на территорию ДНР/ЛНР, акты вандализма и унижения религиозных меньшинств. Например, баптистский священник Виталий Сорокун рассказал мне о случае, когда боевики проникли в баптистскую церковь и использовали баптистское имущество и копии Библии для разведения огня и приготовления пищи.
Крым перешел от относительно либерального регулирования религии в Украине к навязчивому авторитарному регулированию российской правовой системы. Религиозный плюрализм значительно уменьшился в регионе после аннексии полуострова. Несколько религиозных деятелей (например, протестантские пасторы) уехали или были депортированы с полуострова. Ограничительное и расплывчатое российское законодательство, особенно экстремистское законодательство, которое предоставляет государству правовые инструменты для эффективного преследования любой религии в стране, подрывает институциональную свободу, миссионерскую деятельность и любую общественную деятельность религиозных меньшинств, включая их социальные услуги для бедных, Например. Опять же, это не столько связано с религиозными мотивами, сколько с политическими причинами и факторами, такими как «надежность» религиозных меньшинств и некоторыми политическими мотивами и соображениями. Например, ПЦУ испытывает сильное давление, а Греко-католическая церковь испытывает меньшее давление из-за ее связей с Ватиканом, с которым Кремль хотел бы поддерживать хорошие отношения.
В целом ситуация в Крыму аналогична ситуации в России, где современной нормой является секьюритизация религиозных вопросов (постановка религиозных вопросов через призму национальной безопасности), притеснение религиозных меньшинств и утверждение РПЦ как де-факто официальная религия. Свобода вероисповедания в России — отдельная и сложная тема. Приведу лишь два примера, которые произошли во время конфликта. Во-первых, это печально известный закон Яровой, который поставил под контроль государства практически любую религиозную деятельность, в том числе частное распространение верований. А в 2017 году Верховный суд России полностью запретил организацию «Свидетели Иеговы» в России как экстремистскую. Я думаю, что это первый случай, когда известное религиозное меньшинство не просто преследовалось правительством, но и было полностью запрещено.
Религиозно-государственные отношения в Украине и конфликт с Россией
Язык Конституции Украины очень похож на язык Первой поправки к Конституции США. В статье 35 Конституции Украины есть как пункт о свободном исполнении, так и пункт об установлении, в отличие от многих европейских конституций, где есть только пункт о свободном исполнении. Однако с момента обретения независимости в 1991 году произошло большее сближение между государством и религией, которое усилилось в 2014 году, когда начался конфликт. Основные украинские религии, за исключением УПЦ МП, решительно поддерживали украинское правительство в конфликте с Россией и продвигали свое видение конфликта как внутри страны, так и за ее пределами — например, в институтах Европейского Союза и в Соединенных Штатах. Состояния.
Считая религию вопросом национальной безопасности, украинское правительство активно участвовало в создании Православной церкви Украины и договорилось об автокефалии (церковной независимости) со Вселенским Патриархатом. Правительство ввело ряд запретов и ограничений в отношении Московской Патриархии. Например, УПЦ МП запрещено направлять своих капелланов в украинскую армию. Правительство также упростило процесс перехода общин УПЦ МП в ПЦУ. И, наконец, правительство хочет, чтобы УПЦ МП была переименована. Сейчас официальное название церкви — Украинская Православная Церковь, точка; Московский Патриархат в его названии не упоминается. Правительство хочет, чтобы церковь была переименована наподобие Русской православной церкви в Украине. Однако эта достаточно спорная с точки зрения международного права прав человека мера до сих пор не введена в действие.
Есть и другие признаки более кооперативной модели церковно-государственных отношений в Украине. Например, в 2015 году государство предоставило религиозным организациям право создавать образовательные учреждения, в том числе университеты, общеобразовательные школы, детские сады и так далее. Правительство также признало ученые степени богословских школ в качестве ученых степеней, присуждаемых государством, с определенными финансовыми льготами для тех, кто получает эти степени.