От крымских проповедей Андрея Первозванного — до крещения Руси
Комсомольская правда
ОбществоИстория современностиРелигия: Чтим память святыхКрым — колыбель православия
Анастасия КУРДЮКОВА
27 августа 2015 21:49
«Комсомолка» запускает цикл материалов «Крым — колыбель православия»
Фото: Архив «КП»
Утопили с якорем на шее
О зарождении христианства на Руси ходит много преданий. Ученые, историки и церковные деятели приводят различные доказательства в пользу той или иной версии, но до сих пор к единому мнению так и не пришли.
Если верить церковным преданиям, то начало христианской проповеди было положено еще в I веке учеником Иисуса Христа апостолом Андреем Первозванным. Апостол, проповедуя Евангелие, прошел большой путь, начиная от Греции до славянских земель, где спустя столетия возникнут города Киев и Новгород.
— Одним из ключевых пунктов в его путешествии был Крым, — рассказал «КП» доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Ишин. — Андрей Первозванный прошел расстояние от Боспора (крайнего востока Крыма) до Феодосии, Центрального Крыма и Херсонеса. Не исключено, что побывал он также на южном берегу полуострова, проповедовал в районе Мангупа и Демерджи. Некоторые современные историки скептически относятся к тому, что апостол здесь был. Но в крымской топонимике сохранилась информация о пребывании его на полуострове. Например, в честь апостола назван мыс святого Андрея в районе Херсонеса и водопад Ай-Андре в районе Демерджи. Эти топонимы глубоко врезались в память людей и передавались через века.
Батюшки освящают воду возле ХерсонесаФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН
Апостол Андрей проповедовал идеалы Царства Божьего, любви и гуманности. Для древнего мира такие рассказы были чем-то новым и невиданным, принесли свои ощутимые плоды.
На рубеже I и II веков (100-101 год), когда в Крым за проповедь христианства был сослан четвертый епископ Рима, один из ближайших учеников апостола Петра, священномученик Климент, обнаружил здесь несколько тысяч христиан. Причем далеко не все они были сюда сосланы за свою веру из Средиземноморья на каменоломни, для многих толчком для принятия веры стали запавшие в сердце слова апостола Андрея.
С именем святого Климента связано возникновение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. В каменоломнях в окрестностях Херсонеса, куда он был сослан тесать камни, святой вместе с другими осужденными вырубил пещерный храм, где совершал богослужения. Молиться сюда приходили и свободные люди. Слух об этом дошел до Рима, и император Траян отдал приказ умертвить Климента. Священномученика утопили в море, недалеко от Херсонеса, привязав к шее якорь.
— Останки святого обнаружили славянские просветители Кирилл и Мефодий в 861 году, а потом, уже после крещения, мощи взял с собой в Киев князь Владимир, — говорит историк Андрей Ишин. — Голова Климента Римского в настоящее время находится на территории Украины, в Киево-Печерской Лавре, и мироточит. Кстати, Кирилл и Мефодий обнаружили в Севастополе какие-то загадочные знаки, на которых были написаны священные книги христиан — Евангелие и Псалтырь. Просветители познакомились с руссами, которые раскрыли им значение этих знаков. Это стало мощнейшим толчком для создания в 863 году славянской азбуки.
Миссия семи епископов
До того момента, когда Херсонес стал духовным центром православной веры, прошло не одно столетие. С 300 годов иерусалимский патриарх начал одного за другим присылать в Херсонес епископов — Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа. Слова святых о неправильной жизни и заблуждениях язычников приводили в ярость людей, епископов с кулаками и палками выгоняли из города. Еще не все люди готовы были принять новую веру.
Но однажды случилось чудо. У одного из херсонесских князей умер сын. Родители долго оплакивали мальчика, пока он не явился им во сне и не сказал найти священника Василия, которого они выгнали из города, и попросить его помолиться. Вроде бы после этого ребенок воскреснет. Родители нашли святого в нескольких километрах от города в одной из пещер. Мужчина ответил, что не может воскресить кого-то, но Господь, если они уверуют, сможет это сделать. Так и случилось. После долгих молитв и окропления святой водой ребенок ожил. Святого с почестями привели в город, и многие жители, услышав о чуде, приняли христианство. Но в Херсонесе все равно оставалось много язычников, которые решили убить святого. 7 марта 310 года его забили камнями и палками, а тело оставили за воротами на съедение животным. Но оно осталось нетронутым и неистлевшим. Христиане потом тайно похоронили епископа в пещере. В 311 году в Херсонес прибыли епископы Евгений, Елпидий и Агафодор. Их тоже ждала мученическая смерть. Их привязали к лошадям и протянули по всему городу, а затем избили. Шестеро из семи епископов умерли мученической смертью 7 числа, но в разные годы.
Развалины древнего ХерсонесаФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН
Несмотря на это, историки говорят, что в Крыму рано начали создаваться христианские епархии (Боспорская, Херсонская, Сугдейская или Судакская, Готская и загадочная Фулльская, до сих пор точно неизвестно, где на полуострове находился ее духовный центр, возможно, это район Чуфут-Кале), возглавляемые отдельными епископами.
Крымские иерархии принимали активное участие во Вселенских соборах, на которых присутствовали все представители христианского мира того времени. Соборы проводились в период с 325 по 787 год. Первый прошел в Никее (сейчас Изник, Турция), второй в Константинополе (современный Стамбул, Турция). Инициатором их проведения стал выдающийся римский император Константин Великий, который впервые в истории прекратил гонения на христианство и покровительствовал его проповеди, став христианином.
— Крым имел исключительное значение в христианском мире, — говорит профессор А.В. Ишин. — На первых двух Вселенских соборах были всесторонне осмыслены понятия о вере, которые содержатся в Евангелии и Посланиях апостолов. Вероучение систематизировали и обобщили в виде емких формул, которые называют догматами. Основные догматы о том, как мы понимаем Бога — Святую Троицу, содержатся в одной из главных христианских молитв «Символе веры». Ее поют на каждой божественной литургии в православных храмах.
Поверь и исцелишься
Принимать христианство массово люди начали после крещения князя Владимира в 988 году. До этого к православию обращались и некоторые другие древнерусские князья, но последствия их деятельности не были столь ощутимыми.
На рубеже VIII-IX веков в Судаке (по-древнерусски Сурож) крестился новгородский князь Бравлин. Произошло это во время проведения блестящей операции по захвату юго-восточного побережья полуострова от Херсонеса до Керчи. После 10-дневной осады он ворвался в Сурож и попытался ограбить храм Святой Софии, где находились богато украшенные мощи святителя Стефана Сурожского.
— Согласно агиографическим данным, во время грабежа Бравлина поразил тяжелый физический недуг, и в это время он увидел в видении святого Стефана, который повелел князю принять святое крещение, в противном случае храм он уже не покинет, — говорит профессор кафедры истории России. — Князь и его дружинники приняли христианство и вернули награбленное.
Здесь зарождалось христианство. ..Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН
Обратился к новой вере в 866 году и князь Аскольд. Произошло это после похода на Константинополь. Разыгрался сильный шторм, во время которого был разбит древнерусский флот, немало видавший во время военных походов.
— Аскольд понял, что языческие боги Перун и другие — изделия рук человеческих, бессильные перед Творцом Вселенной, и принял крещение, — подчеркнул Андрей Ишин.
До князя Владимира крещение в 955 году приняла его бабушка, княгиня Ольга.
Древнерусский летописец Нестор писал, что «княгиня первая из руссов вошла в Царство Небесное». Правительницу называли мудрейшей, ведь после крещения в ее мировоззрении произошли кардинальные перемены.
— Крещение княгини Ольги — важная фаза в христианизации Руси, — считает доктор исторических наук. — Это была авторитетная правительница. Мы знаем, как она расправилась, будучи еще язычницей, с восстанием древлян, которые убили ее мужа, князя Игоря. Она первая установила местные административные центры и четкие размеры сбора дани. Она сделала мощный шаг к политическому объединению всех восточнославянских племенных союзов.
Приняв христианство, княгиня духовно преображается. Нестор-летописец пишет о ней как о женщине, которая с юности искала истину. Кроме того, ее манила красота христианского богослужения.
— Княгиня Ольга активно стоила храмы, проповедовала христианство, но действовала не насильственными методами, — отмечает профессор Ишин. — Яркий пример этому — сын Святослав, который, несмотря на уговоры матери, до конца своих дней оставался язычником. В отношении него и других она действовала уговорами, а не силой. Это показывает колоссальную трансформацию, которую испытала личность великой княгини после крещения.
Прозрел телесно и духовно
Крещение в Херсонесе князя Владимира в 988 году стало толчком для распространения христианства по всей Руси. До похода на Херсонес князь заключил с византийскими императорами договор, суть которого заключалась в том, что Владимир поможет справиться с восстанием полководца Варды Фоки. В обмен они должны были выдать за князя Владимира свою сестру Анну. Родниться с варварами не было в традициях ни западного Рима, ни Византии, поэтому, чтобы ускорить события, Владимир предпринимает поход на Херсонес Таврический — крупный административный центр Византии в Крыму. Завоевать город он хотел без кровопролития. Так и получилось.
— Князь Владимир отказался от штурма и взял Херсонес в осаду, когда ему было 25 лет, — рассказал «КП» благочинный Севастопольского округа, протоирей Сергей Халюта. — На подходах к городу он провел 9 месяцев. Все это время он также думал и о крещении. Вынашивал эту идею как дитя. В это время князя посетила болезнь глаз, он ослеп. И прозрел только после принятия христианства.
Взять город ему помог местный житель Анастас, который послал ему стрелу с запиской, в которой говорилось, что нужно перекопать водовод. Как только жители перестали получать питьевую воду, они сдались. В Херсонесе на тот момент жило большое количество влиятельных людей, признающих христианство.
— После крещения Господь не только исцелил князя Владимира телесно, избавив от страшного недуга, произошло и духовное перерождение князя, — говорит отец Сергий. — Все киевляне, которые не видели его около года, назвали его «Владимир Красно Солнышко». Такие разительные перемены в нем произошли! Он стал человеком, соблюдавшим заповеди божьи, человеком, который молился о своем народе, который киевлян и Русь крестил не огнем и мечом, а Словом Божьим.
Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушенФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН
По словам историков, после принятия христианства он отпустил наложниц, которых было около 700, и отказался от многоженства. Огромные суммы жертвовал на благотворительность, кормил нищих, убогих, хромых и слепых, а для тех, кто не мог прийти к княжескому столу по выходным, когда он устраивал пиршества для бедных, отправлял телеги с едой и одеждой.
Кстати, по словам историков, решение о принятии христианства князь принял почти за три года до похода на Херсонес. К нему приходили миссионеры — мусульмане, иудеи, христиане западного обряда из Германии, которые беседовали с ним о религии. Все из них, кроме богослова из Греции, пытались понравиться князю, показывая выгоду от принятия их веры. Философ из Византии — единственный, кто не льстил Владимиру, он поведал библейскую историю и завершил рассказ иллюстрацией Страшного Суда. Отпустил посла князь с большими почестями, несмотря на то, что был многоженцем, грехов у него накопилось немало. Многие из других правителей за осуждение их образа жизни казнили богословов, но византийской посол впечатлил князя.
КСТАТИ
На месте, где крестился князь Владимир, сейчас находится Владимирский собор. Раньше там была торговая площадь, а после воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес: 127015, МОСКВА, НОВОДМИТРОВСКАЯ Д. 2Б
Контакты рекламной службы: +7 (3652) 788-132, +7 978 109 32 07; [email protected], [email protected]
Контакты редакции: +7 978 907 52 50; [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Глава Русской Православной Церкви призвал своих последователей усыновлять детей
Стив Гаттерман закон, принятый в прошлом месяце, запрещающий американцам делать это.
Президент России Владимир Путин наблюдает за записью традиционного телевизионного новогоднего обращения к народу в Москве, 27 декабря 2012 года. REUTERS/Александр Земляниченко/Pool
Запрет является ответом на законодательство США, направленное на наказание российских нарушителей прав человека, которое, по словам Путина, отравляет отношения. Критики российского законодательства говорят, что Путин сделал благополучие детей, попавших в неблагополучную систему детских домов, заложником политических маневров, лишив их шансов найти любящий дом или адекватную медицинскую помощь.
Православный патриарх Кирилл, убежденный сторонник Путина, уделил этому вопросу особое внимание в рождественском послании, поддержав обещания президента о том, что Россия позаботится о своих.
«Для нашего народа очень важно принимать детей-сирот в свои семьи, с радостью и особым чувством благодарности к Богу, давая им не только приют и воспитание, но и даря им свою любовь», — сказал он.
Противники нового закона планируют акцию протеста против него 13 января и уже заручились поддержкой некоторых художников и либеральной партии «Яблоко».
Количество усыновлений российскими семьями невелико: около 7400 в 2011 году по сравнению с 3400 российских детей семьями за границей, из которых почти 1000 — американцами.
В России сиротами считаются более 650 000 детей, в том числе отвергнутых живыми родителями или взятых из неблагополучных семей. По данным правительства, в 2011 году из этого общего числа 110 000 проживали в государственных учреждениях.
Подписывая закон, Путин повторил утверждения российского депутата о том, что американские суды и правоохранительные органы слишком снисходительно относятся к американским родителям, которых обвиняют в жестоком обращении с их усыновленными детьми, рожденными в России.
Он также подписал указ об улучшении ухода за детьми-сиротами в России и призвал к патриотизму, предполагая, что россияне обязаны заботиться о малообеспеченных детях страны.
Кирилл добавил к этому сообщению религиозный элемент, сказав: «Господь говорит своим последователям, что если они хотят достичь Царствия Божия, они должны… делиться своими возможностями с нуждающимися — в первую очередь с инвалидами, стариками и детьми. ”
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, — говорит Господь. Эти его слова должны… заставить всех нас осознать, насколько важны дети в глазах Бога», — сказал Кирилл.
«И так как мы празднуем Рождество, я хочу обратиться ко всем с просьбой: Если вы можете сделать этот важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, поддержку сирот, сделайте этот шаг. В нашей стране не должно быть сирот».
Русская православная церковь использует юлианский календарь и празднует Рождество 7 января.
В прошлом году Кирилл неоднократно подвергался критике за обвинения в расточительном образе жизни и слишком тесных связях с Путиным. Патриарх однажды сравнил 13-летнее правление Россией бывшего агента КГБ с «чудом божьим».
Более трех четвертей россиян считают себя православными, но гораздо меньше людей регулярно посещают церковь, несмотря на возрождение религии после распада коммунистического Советского Союза два десятилетия назад.
60-летний Путин наладил тесные связи с Православной церковью с тех пор, как впервые пришел к власти, и больше полагался на ее поддержку с тех пор, как в мае начался его третий президентский срок после волны протестов против его правления.
Полуночное богослужение Кирилла в московском храме Христа Спасителя транслировалось в прямом эфире по государственному телевидению, где также было показано, как Путин присутствовал на богослужении в южном городе Сочи.
Дополнительный отчет Габриэлы Бачинской; Написание Стива Гаттермана; Монтаж Марк Генрих
Как Русская православная церковь помогает путинской войне
Для Владимира Путина православие — это инструмент отстаивания прав Москвы на суверенную Украину. В своем февральском телеобращении, в котором он объявил о недавнем вторжении в Украину, он утверждал, что жители этой «древнерусской земли» с незапамятных времен были православными и теперь столкнулись с преследованиями со стороны нелегитимного режима в Киеве.
Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Кириллом, является одним из самых прочных культурных уз между Россией и Украиной. Позолоченные купола Киево-Печерского монастыря и Софийского собора уже почти тысячу лет манят паломников со всех концов земли.
С помощью религиозной риторики Путин использует давнюю традицию, согласно которой Великая Россия простирается на территории современных Украины и Белоруссии на объединенной территории, известной как Святая Русь. Ностальгируя по империи, он видит в духовном единстве трех народов ключ к земной мощи России как исключительной цивилизации. Воодушевленные «спецоперацией» Путина, русские православные националисты взволнованно вспоминают пророчество святого двадцатого века из Чернигова, ныне одного из осажденных городов Украины. «Как Единый Господь Бог есть нераздельная Святая Троица Отца, Сына и Святого Духа, — предсказал этот монах, — так и Россия, Украина и Белоруссия вместе — Святая Русь и неразделимы».
Путин не первый современный московский правитель, который применяет эту идею в стремлении консолидировать светскую власть. В самые мрачные часы Второй мировой войны Сталин восстановил Русскую православную церковь — почти полностью опустошив ее — и заменил коммунистический Интернационал новым национальным гимном. В его текстах утверждалось, что Советский Союз был «нерушим, навеки спаян Великой Русью».
Примерно в 2007 году Кремль продвинул союзническую концепцию Русский мир , или Русский мир, первоначально проект мягкой силы, направленный на продвижение русской культуры во всем мире и сравнимый Патриархом Кириллом с Британским Содружеством. Однако Путин, обеспокоенный массовыми протестами против своего авторитарного режима в 2011–2012 годах, а также протестами, свергнувшими его вассала на Украине в 2013–2014 годах, с тех пор искажает и Святую Русь, и Русский мир, чтобы служить более насильственным целям.
Особое внимание теперь уделяется русской традиции святых воинов. Путин сказал тысячам размахивающих флагами сторонников на недавнем митинге на московском стадионе по удивительному совпадению, что военная операция в Украине началась в день рождения святого Феодора Ушакова, русского флотоводца восемнадцатого века, прославившегося тем, что он не проиграл ни одного сражения. . «Однажды он сказал: «Эта угроза послужит прославлению России», — с энтузиазмом сказал Путин. «Так было тогда, так есть сейчас и будет всегда!»
Отброшена альтернативная христианская святая традиция демонстративного пассивного сопротивления, примером которой являются первые канонизированные святые средневековой Руси, киевские князья Борис и Глеб, принявшие мученическую кончину от руки своего брата. «Они сдались без боя», — с отвращением заметил однажды Путин. «Это не может быть примером для нас». С нападением на нынешнего правителя Киева подавляются даже небольшие акты христианского пацифизма со стороны русских. Священника из отдаленной деревни оштрафовали на сотни долларов за то, что он публично отказался поддержать войну и, таким образом, «называть черное — белым, зло — добром». Молодую женщину задержали возле главного православного собора Москвы за то, что она держала простую табличку с библейской заповедью «Не убий».
Подробнее: Российские проблемы гораздо глубже, чем у Путина
В этом Путин может рассчитывать на поддержку группы шовинистических мнений, доминирующих сейчас в церковной иерархии. Патриарх Кирилл в сопровождении награжденного медалями министра обороны Шойгу на церемонии освящения огромного черно-зеленого военного собора в 2020 году молился о том, чтобы российские вооруженные силы никогда не потерпели поражения. В марте этого года, на том самом месте, где десять лет назад Pussy Riot устроили печально известную акцию протеста против уютных церковно-кремлевских связей, Патриарх преподнес икону главе российской Национальной гвардии — того же подразделения, которое, как сообщается, сейчас несет тяжелые потери на Украине — в в надежде, что это «вдохновит новобранцев принять присягу».
Кирилл не исключение в своей поддержке войны, так как ни один высокопоставленный священнослужитель в России не выразил несогласия. «Все, что делает президент, правильно», — сказал один архиепископ местному информационному агентству Regnum в конце марта. «Говоря как монархист, я лично возложил бы корону на голову Путина, если бы Бог дал возможность». Такое же рвение наблюдается и у уважаемых московских приходских священников. «Российские миротворцы проводят спецоперацию, чтобы провести Нюрнбергский процесс против всей Европы», — проповедовал один из них во время недавней проповеди, опровергая сообщения о жертвах среди гражданского населения. «Что может произвести Запад? Только ИГИЛ и неофашизм».
Крест и купол разрушенного обстрелом русской армией православного храма в отвоеванном украинской армией городе Хостомель Киевской области, Украина, 06 апреля 2022 г. что Казахстан, Молдова и Грузия воссоединятся с Россией в дополнение к Украине. Но если Путин хочет отполировать свое наследие собирателя исторических русских земель, возникает проблема. Жители Украины не заинтересованы в том, чтобы быть «освобожденными» благодаря его операции по «денацификации» их страны. «Русский мир наступил!» — саркастически выкрикнула одна женщина, снимая войска вторжения, сражающиеся с толпой разгневанных местных жителей всего в 20 милях от восточной границы Украины с Россией. «Мы тебя не ждем, так что убирайся отсюда!» Через несколько часов после первых ракетных ударов 24 февраля даже Православная Церковь на Украине, находящаяся под властью Московского патриарха, с негодованием обратилась к Путину. «Мы просим вас немедленно прекратить эту братоубийственную войну», — умолял митрополит Онуфрий. «Такая война не имеет оправдания ни перед Богом, ни перед людьми».
Таким образом, путинская авантюра — не только военная, но и духовная. Подобно развороту Сталина в низшей точке Второй мировой войны, его опора на православную церковь в последнее десятилетие попахивает отчаянием. Вряд ли это связано с личной приверженностью вере: хотя Путин с самого начала своего президентства позиционировался как верующий, более десяти лет Путин в значительной степени отвергал политические цели Церкви, такие как обязательные занятия по православию в государственных школах, пока ему не понадобилось самодержавное символизм преобладал после его возвращения на пост президента в 2011-2012 годах. На протяжении всего своего правления он постоянно говорил и вел себя вразрез с нормативным поведением православных христиан, например, заявляя, что выбор веры не имеет значения, поскольку все религиозные категории являются человеческим изобретением, или когда неловко приветствовал патриарха Кирилла жестами, зарезервированными для поклонения священной реликвии. или значок.
Воинственная риторика православных священнослужителей находит отклик у некоторых набожных россиян, но это узкая часть населения. В то время как общенациональный опрос 2019 года показал, что более 60 процентов россиян старше 25 лет считают себя православными, тех, кто внимательно относится к институциональной церковной жизни — например, посещая пасхальные богослужения, — всего несколько процентов. Тот же опрос показал резкое сокращение числа тех, кто идентифицирует себя как православных, среди возрастной группы 18-24 лет — всего 23 процента.
Это резко контрастирует с Украиной, где четверть населения посещает пасхальные службы и большинство 18-24-летних определяют себя как верующих.