Когда состоялась битва на куликовом поле: В 1380 году Куликовской битвы не было | Телеграф

Содержание

Великие битвы России. Битва на Куликовом поле (ВИДЕО)

21.09.2020 14:42:00

Великие битвы России. Битва на Куликовом поле (ВИДЕО)



21 сентября 1380 года состоялась знаменитая в русской истории битва объединенного русского войска во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под командованием Мамая.


Утром 8 сентября 1380 г. началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», которое было написано в конце XV в., сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли: Позднее богатыря-печенега именовали Темир-мурзой, или Челубеем. Андрей Ослябя первым ринулся в бой и первым пал на поле брани.

Основные силы татар устремились на Передовой полк, разбили его и ударили в центр Большого полка. Три часа продолжался этот бой. Татары рвались к знамени великого князя, под которым стоял боярин Михаил Бренок в доспехах Дмитрия. Боярин погиб, но полк устоял. Великий князь в это время в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Не добившись успеха в центре, татары ударили по полку Правой руки, но потерпели неудачу. Тогда они обрушились на полк Левой руки, в тяжелом бою оттеснили его и стали обходить с тыла главные силы.

Но они не знали о Засадном полке. Начав окружение Большого полка, татары подставили под удар свои тылы. В этот момент свежая русская конница из засады нанесла разгромный удар в тыл и фланг татарам. Немногим из них удалось в панике бежать.

В наступление перешли остальные русские полки и гнали татар на протяжении 30 — 40 км до реки Красивая Меча, захватили обоз и богатые трофеи. Разгром татар был полный, войско Мамая перестало существовать. Малое число татар добралось до Орды, а сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

Восемь дней русские воины собирали и хоронили убитых, а затем войско двинулось к Коломне. 28 сентября войско победителей вступило в Москву, где его ожидало все население города.

Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Великий князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь Серпуховский Владимир Андреевич — прозвание Храбрый. В честь воинов, павших на Куликовом поле, в Москве была заложена церковь Всех Святых на Кулишках.

Возврат к списку

Новости СМИ2

Новости ВРФ

Новости ВРФ

Куликовская битва: День воинской славы России

Ордынский правитель Мамай, запланировавший масштабный поход на Русь, был разбит русскими дружинами на Куликовом поле
В средневековых источниках сообщается, что Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Богородицы, для православного мировоззрения связывать хронологию исторических событий с

Ордынский правитель Мамай, запланировавший масштабный поход на Русь, был разбит русскими дружинами на Куликовом поле

В средневековых источниках сообщается, что Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Богородицы, для православного мировоззрения связывать хронологию исторических событий с событиями священной истории является традиционным. Поэтому правительственное постановление отмечать День воинской славы России — победу в Куликовской битве 21 сентября, выглядит хоть и необычным, но является обоснованным.

К 1380 году русские княжества уже полтора столетия пребывали в зависимости от Орды: князья и духовенство регулярно ездили в ставку ордынских правителей для подтверждения своих полномочий, русские люди отдавали последнее, чтобы заплатить кочевникам дань. Все выступления против ордынцев жестоко подавлялись, консолидировано действовать против Орды русские князья стали при Дмитрии Ивановиче, великом князе Московском.

Его инициативу о совместных действиях против Орды поддержали другие князья на съезде в Переяславле в 1374 году. Москва перестала платить «выход» завоевателям, что привело к серии боевых столкновений. Сначала Мамай разорил нижегородские пределы. В ответном походе весной 1377 года объединенные русские дружины вторглись на подконтрольные Орде территории в Волжской Булгарии и принудили местных правителей к выплате дани.

Далее было сражение на Пьяне, в котором русские дружины, потеряв бдительность, с позором проиграли сражение, ставшее для них бойней. Но уже в следующем году на реке Вожа русская рать под командованием Дмитрия Донского разгромила ордынского царевича Бегича. Это было первое поражение для войска, направленным правителем Орды.

В ответ Мамай стал готовить великий поход на Русь, на его стороне были литовский князь Ягайло, а также черкесы, аланы, ясы, кавказские евреи и армяне наряду с другими наемниками. К Орде, желая обезопасить свое княжество от первого удара, присоединился Рязанский князь Олег. Поход на Русь темник Мамай возглавил лично.

Известия о движении кочевников Москва получила в середине июня, великий князь, оценив донесения разведки, стал готовиться к войне. Гонцы были разосланы во все княжества, по свидетельству летописца на призыв Дмитрия Ивановича откликнулись «все князья русские».

Перед походом князь Дмитрий посетил преподобного Сергия Радонежского, именуемого игуменом земли Русской. Святой благословил Дмитрия, сказав: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

В помощь князю старец дал двух иноков Пересвета и Ослябю, до поступления в обитель они были искусными воинами. Этим символическим действием преподобный Сергий показал, что русские люди выходят на битву не с обычным противником, и что борьба носит метафизический характер. Поединок православного воина Пересвета с богатырем Челубеем, адептом культа насилия и крови, свидетельствует об этом.

Ободренный благословением преподобного Сергия, Дмитрий Иванович отправился в Коломну, где собрались дружины. 40-70 тысячам русских воинов предстояло сразиться с превосходящими в 2-3 раза силами противника.

Чтобы не допустить соединения Мамая с литовцами, русское войско спешно вышло из Коломны. Князь Дмитрий перебрался через Оку, прошел через рязанские пределы, подошел к Дону и близ устья реки Непрядвы переправился через него. Сколоченные мосты были разобраны, нужно было обезопасить собственный тыл от литовцев и рязанцев.

Тем временем кочевники подходили к лагерю русских, встреча произошла на рассвете, летописец, чтобы подчеркнуть контраст между двумя ратями, говорит, что вид татар была мрачен и темен, а доспехи русских блистали на солнце.

В центре русского войска находился большой полк московского князя, на правом фланге — полк князя Андрея Ольгердовича, на левом — князей Феодора Моложского и Василия Ярославского, в дубраве стоял засадный полк.

После поединка Пересвета с Челубеем, завершившегося смертью обоих, началась ожесточенная битва. С переменным успехом она продолжалась весь день. Обе стороны несли большие потери, исход решил удар засадного полка Владимира Андреевича и Дмитрия Боброка. Татар загнали в реку и добили, резервов у противника не было, поэтому удар засадного полка стал финальным.

Мамай не стал дожидаться полного разгрома своего войска, и бежал с поля битвы. Узнав о его поражении, князь Ягайло, находившийся в 40 километрах от Куликова поля, как сообщает летописец, «со всею силою литовскою побежа назад с великой скоростью, никем же гоним».

Победа была полная, но она досталась дорогой ценой. Несколько дней русские воины собирали и хоронили своих товарищей. Тем не менее, день Куликовской битвы стал началом нового этапа в истории Руси. С этой победы, по выражению Льва Гумилева, началось «осознание русскими себя как целостности и утверждение русского национального самосознания».

Кирилл Брагин

Источник: Русская планета

Подписывайтесь на канал
«Новороссия» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров

Новости СМИ2

Житий всех святых, память 24 октября


Памятная суббота святителя Димитрия

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке с гробницы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб).


Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников

Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников пострадали за Господа Иисуса Христа в шестом веке. Арета был префектом христианского города Негран в Аравии. Арабский (или омиритский) царь Дунаан, который был евреем, решил уничтожить христианство на земле. Он издал указ о том, что все последователи Христа должны быть преданы смерти.

Поскольку жители Неграна остались верны Господу, Дунаан пришел с большим войском, чтобы разрушить город. У городских стен Неграна царские глашатаи объявили, что Дунаан пощадит только тех, кто отрекся от Христа, и назвал Его Крест «знамением проклятия».

Не решаясь штурмовать христианский город силой, Дунаан прибегнул к хитрости. Дунаан поклялся, что не будет принуждать христиан к иудаизму, а просто будет собирать дань с Неграна. Жители города не послушались совета святого Арефы и, доверившись Дунаану, отворили городские ворота.

Уже на следующий день Дунаан приказал разжечь огромный костер и бросить в него все духовенство города, чтобы напугать остальных христиан. 427 человек были сожжены. Он также бросил в тюрьму префекта Арету и других вождей. Тогда угнетатель послал своих гонцов через город, чтобы обратить христиан в иудаизм. Сам Дунаан беседовал с приведенными из темниц жителями, говоря: «Я не требую, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, и не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, я хочу только, чтобы вы не верили в Иисуса Христа, потому что Распятый был человеком, а не Богом».

Святые мученики ответили, что Иисус есть Бог Слово, Второе Лицо Святой Троицы, Который ради спасения человечества воплотился от Святого Духа и Девы Марии. Страдающие говорили: «Мы не отречемся от Христа, ибо Он для нас Жизнь. Умереть за Него — значит найти Жизнь».

Более четырех тысяч христиан, мужчин, женщин, стариков и детей, из города Негран и окрестных сел претерпели мученическую смерть за Христа.


Преподобный Арефий Затворник Киевский Припечерский

Святой Арефа (12 век) был пустынником Ближних пещер в Киеве. Подвизался в Киево-Печерском монастыре и был похоронен в Ближних пещерах.

Святой Арефа был родом из Полоцка. Живя в монастыре, он хранил в своей келье много имущества. Однажды с ним скрылись грабители. Скорбя о потерянном богатстве, святой Арефа стал роптать на Бога, за что и поразил его тяжелой болезнью. Находясь на самом краю гибели, он увидел, как за ним явились и ангелы, и черти и спорят между собой. Бесы утверждали, что он должен быть отдан им за его скупость и жалобы на Бога. Тогда ангелы сказали ему: «Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденные богатства, это было бы зачтено тебе как милостыня».

После этого видения святой выздоровел. Последние дни он провел отшельником, в скорби и покаянии о своих грехах, отрекшись от всех земных владений. Скончался преподобный Арефа не позднее 1190 года. В Иконописных руководствах святитель описывается так: «В виде сутулого, с бородою такой же длины, как у Козьмины, в монашеском одеянии».

Общее поминовение всех отцов Ближних пещер совершается 28 сентября и во второе воскресенье Великого поста.


Преподобный Сисой Затворник Киевский Ближние Печеры

Преподобный Сисой (13 век) был пустынником Ближних пещер в Киеве. Подвизался в Киево-Печерском монастыре и был похоронен в Ближних пещерах.

В общей службе для отцов Киево-Печерских святой Сисой назван «светлым в посте».

Общее поминовение всех отцов Ближних пещер совершается 28 сентября и во второе воскресенье Великого поста.


Преподобный Феофил Затворник Киевский Ближние пещеры

Преподобный Феофил (12-13 вв.) был пустынником Ближних пещер в Киеве. Подвизался в Киево-Печерском монастыре и был похоронен в Ближних пещерах.

Святитель Феофил в общем служении Киево-Печерским отцам именуется «чудотворным».

Общее поминовение всех отцов Ближних пещер совершается 28 сентября и во второе воскресенье Великого поста.


Блаженный Элесбаан, царь Эфиопии

Блаженный Элесбаан 1 был императором современной Эфиопии и жил, когда Аравией правил Дунаан, угнетатель христиан. Благочестивый Элесбаан не мог стоять в стороне, когда убивали верующих во Христа. Он объявил войну Дунаану, но его первая военная кампания не увенчалась успехом.

Желая узнать причину своего поражения, Элесбаан, вдохновленный откровением свыше, посетил отшельника по имени Зенон. Он открыл Императору, что поступил неправедно, желая отомстить Дунаану, ибо Господь сказал: «Мне отмщение, Я воздам!» (Евреям 10:30).

Святой подвижник призвал Елесбаана дать обещание, что он посвятит остаток своей жизни Богу, если пожелает избежать Его гнева за свою своевольную месть, и тогда он победит Дунаана. Святой Елесбаан дал такой обет Господу, и в 520 году он со своим войском выступил против врага. На этот раз он победил, захватил и казнил Дунаана. Согласно римскому мартирологу, после того, как Елесбаан победил врагов Христовых, он отправил свою царскую диадему в Иерусалим, чтобы повесить возле Живоносного гроба Христа, во времена правления императора Юстина.

После победы Святой сдержал свое слово и отрекся от престола Императора, уединившись в монастыре. Следующие пятнадцать лет он жил жизнью строгого поста и аскетизма.

Император Элесбаан скончался около 553-555 гг.


1 Его имя указано как Калеб на его монетах и ​​надписях.


Мученица Синклетика и ее две дочери

Мученица Синклетика и две ее дочери пострадали при аравийском царе Дунаане. Святая Синклетика была потомком знатного рода. Овдовев еще совсем молодой, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей, а сама вела жизнь целомудренную и добродетельную.

Тем временем Дунаан начал преследование, намереваясь уничтожить христиан из своего царства. Он призвал к себе святую Синклетику и ее дочерей и, убеждая ее оставить свое «безумие», пообещал в награду взять ее в свиту своей жены.

«Как не убояться, царь, злословить Того, Кто дал тебе и царский венец, и жизнь?» — ответил святой мученик.

Дунаан приказал вести Святую Синклетику и ее дочерей по городу, как преступников. Женщины, глядя на посрамление святой, начинали плакать, но она говорила им, что этот «позор» для нее дороже всякой земной почести.

Снова привели мученика к Дунаану, и он сказал: «Если хочешь остаться в живых, ты должен отречься от Христа».

«Если да, то кто избавит меня от вечной смерти?» — спросил святой. В ярости мучитель приказал сначала убить дочерей святой Синклетики, а затем усечь мечом голову матери.


Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский

Святитель Афанасий I, патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1311), в миру Алексий, был родом из Адрианополя. Еще в юности, питаясь познанием премудрости Христовой, он оставил свой дом и отправился в Фессалонику, где принял постриг в одном из монастырей с именем Акакий. Вскоре он удалился на Афон и присоединился к братии Эсфигменовского монастыря, где в течение трех лет служил в трапезе. Своими трудами и подвигами он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее благоволение братии.

Избегая похвалы, Акакий смиренно оставил Афон сначала к святым местам Иерусалима, а затем на гору Патры, где долгое время подвизался отшельником. Оттуда подвижник перешел во Авксентийский монастырь, а затем на Галантийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где принял великую ангельскую схиму с именем Афанасий, был рукоположен во иерея и стал экклезиархом (монахом, хранящим святые мощи и сосуды в церкви). Здесь святому было даровано божественное откровение: он услышал от распятия Глас Господень, призывавший его на пастырское служение.

Желая еще больше укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий через десять лет снова поселился на Афоне. Но из-за возникших там беспорядков он вернулся на гору Галантея. Здесь он тоже недолго оставался в одиночестве. К нему стекалось множество людей для пастырского наставления, и поэтому он устроил там женский монастырь.

В это время престол Константинопольской Церкви стал вакантным после волнений и беспорядков периода патриарха Иоанна Беккоса. По предложению благочестивого императора Андроника Палеолога собор архиереев и духовенства единогласно избрал святителя Афанасия на Патриарший престол Церкви в 1289 году. .

Патриарх Афанасий усердно приступил к исполнению своего нового послушания и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его убеждений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден оставить престол и снова удалиться в свой монастырь, где вел подвижническую жизнь в уединении. В 1303 г. на него вновь был возложен состав патриаршего служения, которое он достойно исполнял еще семь лет. В 1308 году святитель Афанасий поставил святителя Петра митрополитом Киевским и всея Руси (память 21 декабря).

Опять же, из-за какого-то недовольства и не желая быть причиной церковной розни, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью. Ушел в свою обитель, полностью посвятив себя иноческому подвигу.

Под конец жизни святой вновь сподобился лицезреть Христа. Господь укорял его за то, что Афанасий не до конца исполнил свой пастырский долг. Плача, святитель раскаялся в своем малодушии и получил от Господа и прощение, и дар чудотворения. Святой Афанасий скончался в возрасте 100 лет.

В греческом обиходе память святого Афанасия совершается 28 октября.


Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Сколько утешения содержится в одном только имени этой иконы — пробуждающей, укрепляющей веру людей в Богородицу, как в дивную помощницу, спешащую всюду, где слышен стон человеческих страданий, утирающую слезы тех, плачущий и в самой скорби дарующий мгновения восторга и небесной радости. Радуйся всегда, Небесная Радость всех Скорбящих.

По вере народа в человеколюбие Божией Матери к роду человеческому, Богородицу принято изображать так, чтобы это соответствовало тому, что слышно в словах молитвы: «О Пресвятая Владычица Владычица Богородица, Ты превыше всех Ангелов и Архангелов и Честнейшая всей твари. алчущих питает, нагих одевает, больных исцеляет, грешным спасение, всем христианам помощь и покровительство».

Поэтому Богородица изображается в полный рост, иногда с Божественным Младенцем на руках (как в московском первообразе), иногда без Младенца (как на Иконе с монетами, прославленной в Петербурге на 23 июля 1888 г. Ее окружают всевозможные огорченные люди — нагие, обиженные, голодные. Вокруг этих бедных несчастных часто изображаются Ангелы, посланные Государыней для облегчения человеческих страданий. Ангелы, приближающиеся к народ указывает на Богородицу, изображенную на иконах «Всех скорбящих Радость» либо во славе, с венцом на главе и в царском одеянии, либо в обычных одеждах земного странствования Ее, и в белой повязке на голове.

В Москве в XVII веке прославилась некая икона Божией Матери с таким именем. Первое чудо произошло в 1688 году с больной Евфимией, сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она испытала ужасные страдания от раны в бок. Эта рана была настолько велика, что были видны ее кишки. Больная ждала смерти, но в то же время не теряла надежды на Божью помощь. Однажды, испросив причащения Святых Таин, Она с великой верой стала вопить к Пресвятой Богородице: «Услышь меня, Всемилостивая Государыня! Весь мир хвалится Тобою, и все примут Твои обильные милости. Я заслуживаю наказания за беззакония мои, но не наказывай меня в гневе Твоем. Воззри на тяжкую немощь мою и помилуй меня».

После этой молитвы больная услышала голос: «Евфимия, почему в своих страданиях ты не прибегаешь к универсальному Целителю всех?»

Пораженная голосом Юфимия ответила: «Где мне найти такого Целителя?»

Пришел ответ: «Есть образ мой в храме Преображения Сына Моего, называемый «Всех Скорбящих Радость». Он стоит с левой стороны в трапезе, где обычно стоят женщины. Вызовите священника из той церкви прийти в дом твой с иконой, и когда отслужит молебен с водоосвящением, то получишь исцеление. Не забывай милости Моей к тебе, и возвещай ее во прославление имени Моего».

Когда Евфимия оправилась от волнения этого видения, она узнала от родных, что в храме Преображения Господня на Ордынке действительно находится икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», поэтому вызвала священник пришел к ней домой с иконой. После отслужения молебна с водоосвящением Евфимия 24 октября 1688 г. исцелилась. Позднее в честь этой иконы был установлен праздник в воспоминание ее исцеления, происшедшего в этот день.