Князь игорь чей сын: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Урок/ Первые киевские князья – Документ 1 – УчМет

МОУ «Клишинская ООШ»

Урок
истории в 6 классе

Тема
: «Первые киевские князья»

Цель
:
рассмотреть
процесс становления Древнерусского
государства, охарактеризовать систему
управления, а также внутреннюю и внешнюю
политику первых князей

Образовательно-развивающие
задачи урока:

  1. Формировать
    у учащихся комплексное представление
    о первых киевских князьях.

  2. Закреплять
    представление об организации власти
    князей над покоренными племенами и их
    роли в сложении государства.

  3. Показать
    роль внешней политики в укреплении
    молодого государства.

  4. Развивать
    умение работы с документами.

  5. Воспитывать
    чувство патриотизма, гордости за свой
    народ.

Основные
понятия: полюдье, погосты, уроки.

Основные
даты:

882–912
гг. – правление Олега

907–911
гг. — походы Олега на Византию

912–945
гг. – правление Игоря

945
гг. – убийство Игоря древлянами

945–957
гг. – правление Ольги

957–972
гг. – правление Святослава

Оборудование:


карта “Киевская Русь в IX–XII вв.”;

Презентация
к уроку

  1. Организационный
    момент.

Приветственное
слово учителя.

Сообщение
темы, цели урока.

Слайд
№2

Слайд
№3

“Мягкая
посадка” — проверка знания дат и понятий.

  1. Слово
    учителя
    :
    Мы познакомились с деятельностью первых
    русских князей, князей, которые много
    сделали для укрепления молодого
    древнерусского государства.

Слайд №4

Сегодня на
уроке мы должны рассмотреть наиболее
яркие моменты их деятельности.

Сформулируйте
цель нашего урока. Что мы должны узнать
о первых русских князьях. (Запись на
доске: Кто? Когда? Чем прославился?)

Деятельность
князя Олега.

Деятельность
первых киевских князей была подчинена
двум основным целям. Во – первых, они
стремились распространить свою власть
на все восточнославянские племена. Во
– вторых, хотели выгодно продать
полученное во время полюдья добро. Для
этого необходимо поддерживать торговые
пути от разбойников, грабивших купеческие
караваны.

Наиболее
привлекательной и доступной для руссов
была византийская империя – самое
развитое и богатое европейское государство
того времени. Поэтому киевские князья
совершали военные походы на Константинополь
(Царьград), чтобы поддержать или
восстановить прерванные торговые связи
с Византией.

Первый
князь Древнерусского государства Олег
постепенно присоединил к Киеву большую
часть восточнославянских земель Под
его властью оказался путь из варяг в
греки.

Слайд
№5

В
907 году Олег совершил грандиозный поход
на Царьград. В нём участвовало 2 тысячи
судов, на которых размещалось 80 тысяч
воинов. Византийцы, узнав о приближении
русской рати, замкнули гавань
Константинополя огромной цепью и
укрылись за стенами города.

Тогда
Олег повелел вытащить корабли на берег
и поставить их на колёса. Попутный ветер
погнал парусники руссов к стенам
византийской столицы. Испуганные греки
запросили мира. Князь Олег в знак победы
прибил к воротам Царьграда свой щит.
Был подписан выгодный для русских купцов
торговый договор Руси с Византией.

Но
вскоре византийцы попытались нарушить
условия договора. И в 911 году Олег вновь
направил своих дружинников в
Константинополь. Новый договор с
Византией предусматривал ещё больше
торговых преимуществ для Руси.

Согласно
преданию, Олег, которого современники
называли Вещим, умер от укуса змеи,
выползшей из валявшегося черепа его
умершего любимого коня.

Слайд
№7

Слайд
№8

Ребята,
скажите,

Какое
значение для Древнерусского государства
имела деятельность князя Олега?
Какие
изменения в положении княжеской власти
произошли в годы его правления?

Правление
Игоря

После
смерти Олега киевским князем стал сын
Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность
с возвращения под власть Киева древлян,
которые отделились, воспользовавшись
смертью Олега.

Слайд
№9

В
941 году Игорь совершил большой поход на
Константинополь. Но он был неудачным.
Византийцы сожгли ладьи руссов особой
горючей смесью – «греческим огнём»

Это
поражение не остановило Игоря. В 944 году
он вновь пошёл на Византию. Узнав об
этом, греки направили к князю посольство
с богатыми дарами. Игорь повернул свою
дружину назад. Заключённый им договор
содержал ряд ограничений для русских
купцов по сравнению с договорами Олега,
но оставался выгодным для них. В этом
договоре владения русского князя впервые
были названы Русской землёй.

В
945 году князь Игорь собирал дань у
древлян. Собрав её, он отправился в Киев.
Однако по дороге дружинники уговорили
Игоря вернуться и собрать с древлян
дополнительную дань. Князь отпустил
большую часть дружины и пошёл за данью
снова с небольшим количеством воинов.
На этот раз древляне возмутились –
князь грубо нарушил договор о полюдье.
И древлянское вече решило : «Если
повадится волк к овцам, то унесёт всё
стадо, пока не убьют его»

Древляне
разгромили дружину Игоря в бою и жестоко
расправились с князем.

После
смерти князя Игоря в Киеве остался его
малолетний сын Святослав, но от его
имени править государством стала его
мать – княгиня Ольга.

Слайд
№10

Она
отомстила древлянам за смерть мужа.
После этого княгиня Ольга установила
точный размер дани – уроки и места сбора
дани – погосты. Дань теперь собирали
не сами князья, а специально назначенные
ими люди. Это была первая государственная
реформа –важное изменение в жизни
людей.

В
957 году Ольга с пышной свитой отправилась
в далёкий Царьград. Здесь она приняла
православную веру.

Слайд№11

Князь
Святослав.

Слайд
№14

По
возвращении из Византии Ольга передала
княжение достигшему совершеннолетия
Святославу. Ему суждено было стать одним
из выдающихся полководцев своего
времени. Вся жизнь этого князя прошла
в походах и сражениях. Святослав
присоединил к Руси- вятичей, которые до
того платили дань хазарам. Разорив земли
волжских булгар, Святослав устремился
в Хазарию, которая чинила препятствия
русским купцам на Волжском торговом
пути, ведущим в богатые страны Востока.
Победоносные походы князя Святослава
встревожили византийского императора.
Он всеми силами старался превратить
киевского князя в своего союзника,
рассчитывая использовать русские
дружины в борьбе с дунайскими болгарами.

В
968 году киевская флотилия вошла в устье
реки Дуная. Святослав захватил ряд
болгарских поселений, а город Переяславец
объявил своей столицей.

Слайд
№15

Подобный
поворот событий не входил в планы
Византии. У её границ появлялся сильный
новый противник. Император уговорил
своих союзников печенегов напасть на
Киев, где находилась престарелая княгиня
Ольга с внуками. Святослав с частью
дружин поспешил домой и отогнал печенег.
Однако скоро он заявил своей матери и
боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить
в Переяславце на Дунае: там середина
земли моей, туда со всех сторон свозят
всё добро: от греков золото, ткани, вина,
фрукты разные, от чехов и венгров серебро
и коней, из Руси меха, воск и рабов. Но
старая княгиня Ольга не хотела отпускать
князя в новый поход. Вскоре она умерла.
Святослав оставил в Киеве старшего сына
Ярополка. Второго сына – Олега отправил
в землю Древлянскую. Третьего сына –
малолетнего Владимира, которого ему
родила ключница Ольги рабыня малуша, с
дядей её Добрынею отпустил в Новгород.
А сам князь устремился на Дунай, где
ситуация изменилась не в его пользу.

Слайд
№16

Весной
971 года против Святослава двинулись
лучшие войска византии. Завязались
ожесточённые бои, в ходе которых
противники понесли большие потери. Это
вынудило их начать переговоры. Византийский
император согласился пропустить
дружинников Святослава домой в обмен
на обещание князя отступиться от
Болгарии.

Слайд
№17

В
972 году, когда Святослав с небольшим
отрядом возвращался в Киев, печенеги
подстерегли его в засаде у днепропетровских
порогов и убили. Печенежский хан приказал
вставить череп Святослава в золотую
оправу и использовал его на пирах в
качестве чаши.

Слайд
№18

  1. Чем
    отличалось правление
    Святослава от
    деятельности других князей?

    2. Что
    было общего в деятельности первых
    русских князей?

  2. Проверь
    себя:

Слайд №19

  1. Установите
    хронологическую последовательность
    правления первых русских князей

  2. А)
    Игорь Б) Святослав

  3. В)
    Ольга Г) Олег

Слайд №20

Установите
соответствие
между именами князей и
временем правления

1. Олег а) 912 – 945 гг.
2. Игорь
б) 882 – 912 гг.
3. Ольга в) 957 – 972
гг.
4. Святослав г) 945 – 957 гг

Слайд №21

Восстание
древлян в 945 году было вызвано:

А) межплеменной рознью древлян и вятичей

Б) попыткой
князя Игоря вторично взять дань с древлян

В) нежеланием
древлян принять участие в походах князя
Святослава

Слайд №22

Укажите
имя князя, который всегда предупреждал
своего противника о наступлении фразой
«Иду на Вы»

А) Игорь Б) Олег

В) Рюрик
Г) Святослав

Слайд №23

. Укажите
имя князя, чей щит был прибит на воротах
Константинополя

А) Игорь Б) Олег

В) Рюрик
Г) Святослав

Проверьте
свои ответы

слайд №24

Слово
учителя
:
А теперь сделаем вывод: Что было общего
в деятельности первых русских князей?

Работа
с документом

(Приложение
№1)

6.
Подведение итогов.

Приложение
1

Документ.

Перестал
ездить он на этом коне, велел его покоить
и холить. Воротившись из царьградского
похода, он спросил, где его конь? Ему и
говорят, что конь издох. И стало князю
жалко коня, захотел он посмотреть его
кости, приехал туда, где они лежали,
наступил на череп и сказал: “Зачем я
послушался этого кудесника? Он все ложь
говорил: сказал, что я умру от коня, а
вот конь-то мертвый, а я жив и здоров”.
Когда князь говорил это, из черепа коня
выползла змея, обвилась вокруг ног князя
и ужалила его. От этого _________________ умер.

Древнерусская
летопись “Повесть временных лет”
о
захвате ________ Киева

В
лето 6390 (882). Пошел в поход _____________, набрав
с собой много воинов: варяг, чуди, словен,
мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску
с кривичами, и взял город, и посадил в
нем мужа своего. И пришла к горам Киевским,
и узнал __________, что княжат здесь Аскольд
и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях,
а других оставил позади, а сам пошел к
горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл
под Угорское, укрыв своих воинов, и
послал к Аскольду и Диру, говоря им:
“Гость я, и идем мы в Греки от _______________

и
княжича Игоря. Придите к нам, своим
родичам”. Когда же Аскольд и Дир пришли,
воины выскочили из ладей и сказал
______________ Аскольду и Диру: “Вы не князья
и не княжеского рода, я же княжеского
рода”.И вынесли Игоря: “А это сын
Рюриков”. И убили Аскольда и Дира… И
сел _______ княжить в Киеве, и сказал
_________ “Это будет мать городам русским”…
Тот ____________ начал строить города и
установил дани славянам, и кривичам, и
мери, положил и для варягов давать дань
от Новгорода по триста гривен ежегодно
ради сохранения мира…

Вопросы:

  1. Представители
    каких племен приняли участие в походе
    на Киев? Какие выводы из этого следуют?

  2. Как
    вы думаете, почему ________ объявил Киев
    столицей Древнерусского государства?

Документ.

При
нем появляются печенеги и _________ довольно
успешно отражает их набеги. ____________
подчинил и обложил данью древлян .и
уличей. По примеру Олега, когда греки
перестали строго соблюдать условия
договора, совершил поход на Византию,
однако неудачно. Греки сожгли флот
_______ т.н. “греческим огнем”, который
язычники-воины восприняли как наказание
за сильные зверства.

Три
года спустя ____________ повторил набег и
добился восстановления условий договора
Олега. Дважды со своей дружиной ходил
походом в Закавказье. Однако более
известен ___________ своей смертью в земле
древлян.

Повесть
временных лет”
о
делах князя _______

“…
Как пришла
осень, то дружина стала говорить князю:
“Отроки Свенельда богаты оружием и
платьем, а мы наги; пойди, князь с нами
в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался
их _________, пошел за данью к древлянам,
начал брать у них больше прежнего, делал
им насилия и дружина его также. Взявши
дань, ________ пошел в свой город; на дороге,
подумав, сказал своей дружине: “Идите
с данью домой, а я возвращусь, похожу
еще”.

Отпустив
большую часть дружины домой, ________ с
небольшим числом ратников возвратился,
чтоб набрать еще больше дани. Древляне,
услыхав, что __________ опять идет, начали
думать с князем своим Малом: “Повадиться
волк к овцам, перетаскает все стадо,
пока не убьют его, так и этот: если не
убьем его, то всех нас разорит”. Порешивши
так, они послали сказать ___________: “Зачем
идешь опять? Ведь ты взял всю дань?” Но
_________ не послушался их, тогда древляне,
вышедши из города Коро-стена, убили
_________ и всех бывших с ним…”

Вопросы:

  1. Как
    вы думаете, какими качествами
    характеризуется князь?

  2. Почему
    погиб князь _________?

Документ.

О
крещении.

В
год (955). Отправилась _________ в Греческую
землю и пришла к Царьграду. И царствовал
тогда цесарь Константин, сын Льва, и
пришла к нему _______, и увидел царь, что
она очень красива лицом и разумна,
подивился царь ее разуму, беседуя с нею,
и сказал ей: “Достойна ты царствовать
с нами в столице нашей”. Она же уразумев
смысл этого обращения, ответила цесарю
“Я язычница; если хочешь крестить меня,
то крести меня сам – иначе не крещусь”.

И
крестил ее царь с патриархом. Просветившись
же, она радовалась душой и телом; и
наставил ее патриарх в вере и сказал
ей: “Благословенна ты в женах русских,
так как возлюбила свет и оставила тьму.
Благословят тебя русские потомки в
грядущих поколениях твоих внуков”. И
дал ей заповеди о церковном уставе, и о
молитве, и о посте, и о милостыне.

Повесть
временных лет”
о
том, как княгиня ____ отомстила древлянам

В
лето 946 ______ же устремилась с сыном к
городу Искоростеню, так как именно те
убили мужа ее… И стояла ______ все лето, и
не могла взять города… Древляне же
спросили: “Чего хочешь от нас? Мы готовы
дать тебе мед и меха”. Она же сказала:
“нет у вас теперь ни меду, ни мехов,
поэтому прошу вас немного: дайте мне от
каждого двора по три голубя и по три
воробья. Я не хочу возлагать нас тяжкую
дань, как муж мой, поэтому и прошу вас
мало…”. Древляне же, обрадовавшись,
собрали от двора по три голубя и по три
воробья и послали _________. Она же, раздав
воинам – кому по голубю, кому по воробью,
приказала привязать каждому голубю и
воробью трут (высушенный прутик,
воспламеняющийся от искры). И когда
стало смеркаться, приказала своим воинам
пустить голубей и воробьев.

Голуби
же и воробьи полетели в свои гнезда… И
загорелись где голубятни, где клетки,
где сараи и сеновалы. И не было двора,
где бы не горело. И побежали люди из
города, и приказала __________ воинам своим
хватать их. И так взяла город и сожгла
его, городских же старейшин взяла в
плен, а других людей убила, третьих
отдала в рабство мужам своим, а остальных
оставила платить дань.

Вопросы:

  1. Какую
    веру, и в какой стране приняла данная
    княгиня?

  2. Как
    вы думаете, почему ________ так жестоко
    отомстила древлянам за убийство мужа?

Документ.

Неудивительно,
что _______________ не слушал добрых советов
своей матери, когда она говорила ему о
Боге: он думал только о сражениях, желал
только того, чтобы все говорили о его
храбрости и чтобы все говорили о его
храбрости и чтобы все боялись его.
Конечно, нельзя было и не говорить о
нем: мало было таких смелых и таких
терпеливых, как он. Он всегда первый
бросался в опасность и никогда не нападал
на врагов нечаянно, но посылал наперед
сказать им: “Иду на вас!”

Повесть
временных лет

“В
год 6472 (964). Когда (князь) вырос и возмужал,
стал он собирать много воинов храбрых,
и легко ходил в походах, как пардус (барс
– Ред.)”, и много воевал. В походах же
не возил за собою возов, ни котлов, не
варил мяса, но тонко нарезал конину, или
зверину, или говядину и, зажарив на
углях, так ел; не имел он и шатра, но спал
постилая потник с седлом в головах, —
такими же были и все прочие его воины.
… И пошел на Оку реку и на Волгу, и
встретил вятичей, и сказал вятичам:
“Кому дань даете?” Они же ответили:
“Хазарам – по щелягу с сохи даем”.

В
год 6473 (965). Пошел (князь) на хазар. Услышав
же, хазары вышли навстречу во главе со
своим князем Каганом и сошлись биться,
и в битве одолел (князь) хазар и столицу
их Белую Вежу взял. И победил ясов и
касогов…

В
год 6475 (967) Пошел (князь) на Дунай на
болгар. И бились обе стороны , и одолел
________

болгар,
и взял городов их восемьдесят по Дунаю,
и сел княжить там в Переяславце, беря
дань с греков.

В
год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на
Русскую землю, а Святослав был тогда в
Переяславце, и заперлась Ольга со своими
внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром
в городе Киеве… И послали киевляне к
Святославу со словами: “Ты, князь”
ищешь чужой земли и о ней заботишься, а
свою покинул, а нас чуть было не взяли
печенеги и мать твою и детей твоих. Если
не придешь и не защитишь нас, то
возьмут-таки нас. Не уже не жаль тебе
своей отчины, старой матери, детей
своих?” Услышав это, ____________ с дружиною
быстро сел на коней и вернулся в Киев;
приветствовал и мать свою и детей и
сокрушился о том, что случилось с ними
от печенегов. И собрал воинов, и прогнал
печенегов в поле, и наступил мир”.

Вопросы:

  1. О
    каких чертах характера князя говорится
    в документе?

  2. Куда
    совершал военные походы князь?

  3. Как
    вы думаете, почему киевляне были
    недовольны его походами?

Документ.

____________
с помощью злодеяний и наемников овладел
государством. Но скоро сказал, что он
родился быть государем великим. Главное
право его на вечную память и благодарность
состоит, конечно, в том, что он поставил
россиян на путь истинной веры, но имя
Великого принадлежит ему за дела
государственные.

Повесть
временных лет

О введении христианства

“А
Перуна повелел привязать к хвосту коня…
Когда влекли Перуна по ручью к Днепру,
верующие люди оплакивали его…. После
этого _________ послал по всему городу со
словами: “Кого не окажется завтра на
реке, богатого ли, убого ли, нижнего или
раба, тот идет против меня”… людей
заставлял креститься по всем городам
и селам… И стал брать у нарочитых людей
их детей и отдавать их в книжное учение.
А матери плакали по ним, как по мертвым…
если кто это поведение нарушит, да будет
проклят…”

Вопросы:

  1. Как
    князь _______________ овладел государством?

  2. Как
    вы думаете, какой характер носил
    начальный этап крещения?

Главные герои «Слово о полку Игореве» характеристика персонажей и образов в таблице

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика главных героев в Слово о полку Игореве

Читая поэму, познакомились с образами этого замечательного произведения, образцом древнерусской литературы.

В произведении рассказывается о неудачном походе князя против половцев в 1185 году. Его дружина потерпела поражение на речке Каяле. Было бы проще и легче защищать родную землю от кочевников, если бы не междоусобные войны и распри. Многие князья Руси вели борьбу за богатства, но больше всего за земли. Эти соревнования вели только к ослаблению мощи и величия Киевской Руси. Тем самым открывая путь половцам для нападений и уничтожений. Некоторые князья пытались хотя бы как то облегчить положение Руси: заключали мирные договора с половцами, брали в жены дочерей хана, дарили богатые подарки. Но все это не имело успеха. Были и такие князья, которые использовали кочевников в борьбе со своими. Святославу общими усилиями удалось добиться победы над врагом. Половецкий хан Кобяк был взят в плен.

Князь Игорь

Князь Игорь, который правил в Новгород-Сиверском княжестве, решил и себе получить победу над половцами. Так и произошло. Но через два года новый поход князя Игоря завершился поражением. Накануне походы происходит затмение солнца. Волхвы предсказывают, что поход будет неудачным и просят князя изменить свое решение. Но Игорь – человек целеустремленный и слово князя остается нерушимым. Игорь любит свою землю, отважен и мужествен. А еще волевой, гордый и открытый. Его высказывание о том, что лучше быть убитым, нежели быть в плену, стал крылатым. Дружина во главе с князем Игорем выступила в поход. Первый бой был победоносным. Но второй бой был более тяжелым, и упали стяги Игоревой дружины. Много воинов полегло, многих мужей и отцов не дождались дома. Сам князь попал в плен. Все его качества вызывают симпатию и у автора, и у читателя. Некоторые его поступки заставляют задуматься. Может он действует очень самоуверенно? Нет! Князь Игорь верен своему слову и целеустремленно движется к своей цели.

Святослав

Святослав — это выдающийся государственный деятель, полководец. Он мудрый и благородный человек. Больно и горько смотреть Святославу на опустошенную Русь. Он осуждает необдуманные поступки Всеволода и Игоря. Желая сберечь величие Руси, Святослав обращается с пламенным словом к другим князьям. Князь просит их вспомнить былые времена и придти на помощь Руси. Он молвил золотое слово и говорит о бедах, которые пришли на землю Руси после поражения князя Игоря. Половцы стали опустошать земли, жечь дома, грабить людей. Многие молодые женщины и мужчины попали в плен к половцам. Земля Руси плакала под копытами половецких коней. Святослав обращается с просьбой, просит их не тратить силы на междоусобные войны, а призывает объединиться для общей защиты Руси.

Ярославна

Необычайно привлекательным образом в поэме выступает образ жены князя Игоря Ярославны. Ее плач по мужу, который попал в плен к половцам, является образцом проявления нежности и верности чувств. Ярославна обращается к силам природы, чтобы они помогли спастись ее мужу. Она просит и ветер, и солнце. И обращается княгиня к могучему Днепру. Она не только жена князя Игоря, она – патриотка своей земли. Поэтому княгиня переживает не только за мужа, но и других воинов, которые встали на защиту родной земли.

Образ Ярославны в поэме обобщенный. Это и мать – отчизна, которая послала своих сынов защищать родную землю от врага. И одновременно это и лирический образ женщины. Это образ жены, матери. Ярославна – историческая личность, но вместе с тем – художественный образ, ярко воплощенный автором поэмы.

Автор поэмы

Автор поэмы – всесторонне образованная и талантливая личность. Именно этот человек, скорее всего, был в числе дружины князя Игоря. Он хорошо знал устное народное творчество, историю, географию. Названия многих животных и растений можно встретить в тексте поэмы. Он хорошо разбирался и в политике, и в военном деле. Автор поэмы правдиво передает дух той далекой эпохи. Детально изображает ход битв дружины князя Игоря против половцев. Это не только большой мастер слова, но и преданный гражданин, пламенный борец за объединение Руси.

Таким образом, поэма знакомит нас с яркими представителями эпохи Киевской Руси.

История написания

История написания этого произведения довольно туманна. Рукопись обнаружил в XVIII столетии обер-прокурор Синода Мусин-Пушкин в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, хоть считается, что оригинал был уничтожен при пожаре в Москве в 1812 г. Существует несколько гипотез, которые по-разному объясняют историю появления произведения:

  1. Мусин-Пушкин сам написал текст, чтобы показать, что русский народ не менее развит, чем европейцы. В то время общество увлекалось западной культурой, разговаривало на французском и не интересовалось своей историей. В Синоде это не приветствовали. Главный аргумент, который это отрицает: несоответствие языка рукописи и поздних литературных памятников, к примеру, «Задонщины». Манера написания первого текста являлась намного совершенней того, что появилось позже.
  2. Другую гипотезу выдвинули многие филологи, в частности Д. Лихачев, которые произвели анализ стиля написания и средств выразительности произведения, чтобы убедиться в его подлинности. Как они считают, автор брал участие в походе князя Игоря и являлся отличным знатоком территорий, описание которых им приводится. Помимо этого, лингвисты посвятили множество научных работ, чтобы с учетом языка написания доказать, что текст подлинный.

Произведение большое количество раз переводилось с древнего языка на русский. Сегодня самым актуальным является перевод историка Лихачева.

Автор произведения

Литературный анализ «Слова о полку Игореве» и сведения, которыми на данный момент располагают историки, лингвисты и литературоведы, не позволяют установить человека, которому принадлежит авторство этого уникального памятника древнерусской литературы. Не представляется также возможным установить имя автора и в обозримом будущем. Поэтому остаётся говорить только о его литературном мастерстве и стилистических достоинствах созданного им шедевра. На основании многих анализов этого произведения, проведённых как отечественными, так и зарубежными учёными, можно сделать вывод, что человек, написавший «Слово», был потрясающе развитой с точки зрения познаний в области культуры, широты кругозора и богатства лексического запаса личностью.

Характеристика автора «Слова о полку Игореве», проведённая академиком Лихачёвым, содержит следующие предположения. Дмитрий Сергеевич считает, что автор данного произведения не был человеком, имеющим отношение к исторической науке, так как его повествование об исторических событиях не содержат конкретных дат и цифр. Автор предполагает, что его творение будут читать люди уже в той или иной мере знакомые с русской историей. Его цель – это именно поэтическое изложение этих событий, представление главных героев как образов, чьи внутренние качества могут быть основой для нравственных поучений, которые автор, пусть не прямым образом, но даёт своим читателям.

Жанровое своеобразие

Так как «Слово» — это образец древнерусского произведения XII столетия, его нельзя отнести к какому-либо принятому сегодня литературному жанру. Первое направление — классицизм, возникло только в XVII столетии.

В основе «Слова» находится эпическая поэма. Произведение описывает значительный промежуток времени, включающий в себя большое количество исторических событий, где участвует много людей. Также оно собой представляет стихотворный текст. Помимо этого, к нему можно применить средневековые представления о стиле написания, он даже указывается в названии рукописи. Это «Слово» — эпическая поэма небольшого объема.

Часто принимались попытки точно узнать стихотворный размер текста, но все они терпели неудачу. Ри все время изменяется с учетом происходящих в произведении событий.

Всеволод Святославич

Прозвище родного брата Игоря — Буй Тур. Так на Руси в древности называли очень крепких и здоровых быков. Такое яркое сравнение без труда поможет читателю представить, какой из себя Всеволод: сильный и храбрый молодой человек, который без раздумий готов встать и сражаться бок о бок со своим братом против захватчиков.

Всеволод глубоко уважает Игоря и без труда собирает войско для того, чтобы выступить в поход. Однако в нём также прослеживаются качества, свойственные молодым людям: он горяч и не обдумывает свои поступки. Ему с Игорем недостаёт опыта и умений полководцев, что в итоге приводит к катастрофе. Отправляясь в поход, он желал получить славу и не делить её с другими князьями. Поражение и пленение показали ему, насколько эгоистичны такие порывы и стремления и как дорого приходится платить за необдуманные решения. Вернувшись домой, Всеволод осознаёт важность единства народа.

Будучи заурядным полководцем, брат Игоря, однако, был превосходным воином. Благодаря своему богатырскому телосложению Всеволод наводит ужас на половцев. Никто из них не решается напасть на него. Только собравшись в кучу, им удаётся сразить русского богатыря. Всеволод на своём примере показал, что такое преданность Родине. Позабыв обо всём, Буй Тур отважно сражается, вдохновляя своими примером окружающих его воинов.

Князь Всеволод — преданный друг и верный соратник Игоря. Ему также приходится горько сожалеть о своих ошибках, но он признаёт эгоизм, исправляется и становится рядом с Игорем и другими князьями на защиту Руси.

Краткое содержание

Князь Игорь, который был движим жаждой признания и почета, начинает собираться в рискованный поход в половецкие степи, невзирая на мир, подписанный с кочевниками. С ним отправляется его брат Всеволод со своим войском. Несмотря на множественные предупреждения своей придворной свиты и даже затмения солнца (считалось плохим знаком), Игорь остался непоколебимым.

Поход заканчивается поражением князя и его взятием в плен. Вначале он одерживает победу, но затем хитрые кочевники нападают в неожиданный момент. Помимо этого, половцы в ответ на нарушение мирного договора начинают атаковать раздробленную Русь, круша и уничтожая все на своем пути.

Близкие князя тяжко переживают произошедшие события. Старый Святослав сетует на горячность молодого Игоря и разрозненность всей Руси. Супруга князя Ярославна не находит себе места, поскольку не знает судьбу своего любимого.

В то же время Игорь в плену признал собственные ошибки и раскаялся. Он всеми силами пытается вернуться домой. В результате это у него получается.

Вся природа после мольбы Ярославны помогает князю в этом: земля, ветер и реки — все это способствовало побегу. Рукопись завершается радостной встречей беглеца в Киеве.

«Слово о полку Игореве»: главные герои

«Слово о полку Игореве» посвящено битве русских с половцами в 1185 году. Существует версия, что это произведение создала княжна Болеслава, дочь князя Святослава Всеволодовича, упомянутого в этом произведении. На современный язык произведение было переработано в разные годы В. А. Жуковским, А. Ф. Вельтманом, А. Н. Майковым, К. Д. Бальмонтом, Н. А. Заболоцким, Е. А. Евтушенко, академиком Д.С. Лихачевым.

Главные герои «Слова о полку Игореве»:

Игорь Святославович – князь Новгород-Северский. Это храбрый воин и мудрый руководитель. В этом сражении с половцами численный перевес был на стороне последних, так как половцы успели подготовиться к встрече с русскими. В результате русские дружины оказались окруженными. В произведении рассказывается о попытке князя Игоря помочь брату, но, как и другие князья, оказался в плену у половцев. Пока его оплакивала верная жена, князю Игорю удалось бежать из плена. Его преследовали Гзак с Кончаком. Князь Игорь бежал, но в плену оставался его сын Владимир Игоревич.

Молвил Гзак Кончаку:

«Если сокол ко гнезду долетит,

Соколенка мы расстреляем стрелами злачеными!»

И в ответ Кончак ко люту Гзаку::

«Если сокол ко гнезду долетит,

Соколенка опутаем красной девицей!»

Боян – древнерусский поэт, певец. «Соловей старого времени».

Всеволод Святославович – князь, брат Игоря. Князь Всеволод получил прозвище буй-тур, что можно перевести как отважный, необузданный бык. В те времена еще водились туры – мощные парнокопытные, прародители современных быков. В этом сражении он бился с половцами также яростно. Князь Всеволод был одним из самых храбрых в княжеском роду Ольговичей.

Святослав – Князь Киевский. Это был грозный князь, наводивший ужас на врагов и непослушных. Гибель войска Князи Игоря и пленение братьев удручающе действует на Святослава. Ему снится сон, предвещающий Киевской Руси тяжкие беды. В своей речи он осуждает самонадеянность Игоря и Всеволода, ослабившую Русь, и принесшую горе и распри на землю русскую.

Ярославна – жена князя Игоря. Любящая и верная супруга, ставшая символом супружеской верности. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла, галицкого князя. Плач Ярославны является одним из самых трогательных мест «Слова».

Гзак и Кончак – половецкие ханы. Гзак более жесткосердный, а Кончак более дальновидный. Кончак понимал, что брак сына русского князя с половецкой княжной может сулить обоим сторонам прежде всего мир.

Произведение заканчивается обращением к князьям, некоторые из них были еще в плену, и к погибшей дружине.

Описание персонажей

В основе «Слова» находятся исторические события: поход на кочевников князем Игорем с его братом Всеволодом и сыном Владимиром. Но также в рукописи описываются и другие персонажи.

Система образов, список главных героев и их характеристика описаны в таблице:

Главные героиХарактеристика
Князь ИгорьГлавный герой произведения. Мужественный и смелый человек, заботящийся о защите родной земли. Его горячий нрав не дает ему жить спокойно. Тщеславный, невзирая на плохие знаки, самоуверенно ведет дружину на кочевников.
ЯрославнаСупруга князя, в ее лице описывается весь русский народ, который верит в мудрость и храбрость своих героев. Также это обобщенное описание всех жен, преданно ожидающих с войны своих мужей.
СвятославМудрый правитель, отец главных персонажей, которые отправились в поход на кочевников. Умный и дальновидный человек, понимающий, какой вред причинит междоусобица, пытается объединить Русь.
ВсеволодБрат Игоря, сильный и храбрый человек. Настолько огромна его любовь к отечеству, что во время кровавого боя с половцами он обо всем забывает. Даже не почувствовал, что его ранили. Также попадает в плен.
ПриродаВ рукописи она играет роль одушевленного существа, действующего в союзе с людьми.
БоянДревнерусский сказатель, который воспевает подвиги князей. Имеет дар предсказания, может предугадывать будущее. В поэме выступает в качестве контраста с автором повествования.
АвторЭто образ патриота. У него получилось написать масштабную эпопею, которая превосходит любые жанры. Его удивительный стиль и язык, позволяют смело назвать произведение великим памятником древнерусской литературы. Это образованный и неординарный человек, с большим кругозором. Мастерски описав поражение Игоря, он смог передать его силу и мощь.
ОвлурПерсонаж из стана врага, который помогал организовать побег князя, сбежал вместе с Игорем.

Итоги поражения

Поражение русского войска тяжелее всего переживали жёны воинов. А русские князья, обескураженные поражением своих соотечественников, перестали предпринимать походы на другие народы. Теперь они решались воевать только друг с другом. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» проявляется и в этом эпизоде через описание русской природы: деревья скорбно наклонили свои ветви, степь стояла в печальном молчании.

Киевский князь Святослав собирает бояр и просит растолковать ему его дурной сон. В поэме «Слово о полку Игореве» образ автора, а точнее его точка зрения выражается в речи Святослава, который критикует Игоря за безрассудство, а других князей за то, что не пришли к нему на помощь, позабыв в междоусобицах о братской любви.

Основная тематика

Тематика этого сочинения довольно насыщенна и богата. В нем поднимаются такие темы:

  1. Патриотизм. Автор порицает эгоизм людей. Любой человек, который считает себя достойным, должен подумать о благах своей земли. Эта тема отображена в описании князя Святослава, призывающего к объединению.
  2. Народный эпос. В эпопее важное место уделено судьбе русского народа. Как считает автор, настоящий правитель должен в первую очередь подумать о благе обычных людей.
  3. Отчизна. По убеждению автора, родина — самое важное, что может быть у людей. Эта тема описывается в образе Ярославны. Русь все время ассоциировалась с женщиной, а князья — были ее защитниками.
  4. Природа. Она является полноценным персонажем в произведении. Затмение солнца предостерегает князя от принятого решения. Вокруг его войска тревожно воют дикие звери, шумит листва. Когда Игорь совершает побег, природа стихает, помогает в его спасении. Это отображение древнего фольклора, когда языческие силы внешнего мира люди ставили высоко.
  5. Родная земля. Внутри всех порядочных людей живет любовь к своей земле. Разлука с ней — самое ужасное наказание, а возвращение — огромная радость, это описано в образе Игоря.
  6. Русь. Автор описывает противоречивую картину Руси. Вроде бы землю населяют преданные, добрые и храбрые люди. Но при этом она ослаблена междоусобными войнами.
  7. Единство. В эпопее показана вся пагубность раздробленности Руси. Из-за эгоизма правителей и междоусобиц она подвержена разорению.
  8. Героизм. Автор показал, что часто бездумный героизм приводит только к бедам. Пи этом настоящий герой — это лишь человек, способный подумать не только о собственном благе, но и о счастье окружающих.
  9. Верность. Любовь к родине и близким людям представлены как великие добродетели всех людей. Именно это позволило спастись героям: преданность своей земле и любовь Ярославны смогли помочь князю сбежать.

Начало произведения

Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.

В первой части «Слова о полку Игореве» князь Игорь ожидает прибытия князя киевского Всеволода с войском. Два брата решили, объединив силы, нанести удар по половцам. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве», в том числе образ природы является одним из действующих персонажей произведения. Уже на первых страницах повести природа играет роль заботливой матери, предостерегая князей от опасной военной операции: случается солнечное затмение. Это природное явление воспринималось русским народом как плохая примета. Однако упрямый Игорь не замечает этого грозного предостережения.

Раскрытие проблем

Проблематика также довольно интересна. В эпопее автор пытается дать ответ на следующие вопросы:

  1. Разобщенность. Произведение в определенной степени является политическим манифестом той эпохи. Поскольку в нем находится открытый призыв к объединению разрозненных территорий против внешних врагов.
  2. Тщеславие. Именно это чувство двигало князем в начале произведения, в результате это чуть не погубило его и в целом Древнюю Русь.
  3. Властолюбие и жадность правителей. Автор в подробностях изображает хронику того времени: брат может пойти на брата, только бы присвоить себе его земли. Это и есть погибель Руси, поскольку русские сами для себя могут быть хуже, чем внешняя угроза.
  4. Эгоизм. Он подробно описывается при характеристике Игоря. Князь, как и множество правителей, думает только о себе и собственной славе, а судьба войска ему безразлична. Это порицается автором.

Князь Игорь

Характеристика персонажа показывает, что в нем есть качества истинного лидера, способного вести в бой сотни храбрых воинов: смелость, отвага, мужество. Он полководец, способный вдохновить людей и побудить их сражаться насмерть против заклятого врага.

С самого начала произведения автор наделяет героя качествами ярого патриота. Он решает собрать войско и дать бой половцам, которые заполонили русские земли. Игорь не намерен терпеть присутствие чужаков в своём доме и готовится к операции по изгнанию их с Руси. Заручившись поддержкой брата, Всеволода Святославича, он выступает в поход. Здесь и начинают проявляться отрицательные качества Игоря, показываются его истинные мотивы.

Увидев солнечное затмение, князь всё равно решает продолжить поход, игнорируя явные предупреждения. Когда войско встречает армию половцев, которая значительно превосходит их по численности, Игорь приказывает готовиться к бою. Становится, очевидно, что движет русским князем. Главной целью является не победа над врагом, а стремление прославить собственное имя. Игорь хочет доказать всем князьям свою значимость. Тщеславие и жажда признания — вот что для него в приоритете.

Победив в первом бою против половцев, Игорь и Всеволод теряют бдительность, забывая о том, что захватчики, несмотря на поражение, всё равно превышают их числом. За ошибки пришлось дорого поплатиться: после сокрушительного поражения братья Святославовичи попадают в плен к ханам половецким.

Но, несмотря на гордыню, Игорь — положительный персонаж. После чудесного спасения из плена князь возвращается совершенно другим человеком. Теперь, претерпев жестокий урок смирения, он осознаёт необходимость объединения всех русских князей в совместной борьбе против половцев. Дома Игоря встречают как героя и защитника Отечества. Объединившись с другими правителями, он готовится к новому походу.

Из произведения выделяются три этапа становления Игоря как личности:

  1. Молодой полководец, жаждущий славы и признания.
  2. Человек, осознающий свою ошибку.
  3. Мудрый правитель и воин.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Игорь — обыкновенный человек, в силу своей неопытности допускающий ошибки. Однако ему хватает смирения признаться в этом и приложить усилия для того, чтобы всё исправить.

Главная мысль

Эпопея дает возможность читателю понять контекст эпохи, когда была написана рукопись. Разрозненная Русь с трудом могла противостоять натиску кочевников. Автор предупреждает правителей о том, что если политики не попытаются отыскать компромисс и не создадут прочного военного союза, ее неизбежно сметут внешние враги. Удивительно, что через одно столетие именно это и произошло.

Основная идея состоит в призыве к объединению. Идейный комплекс дублирует множество средневековых эпосов, в которых в основе повествования находился сильный и храбрый герой, учившийся на собственных ошибках и спасающий родину. Но эта рукопись отличается от остальных основной идеей, фольклорными элементами и колоритом.

Она учит читателя при принятии решений следовать не своей выгоде, а потребностям остальных. Произведение показывает, что действительно означает патриотизм. В нем осуждается низость, глупость и эгоизм, и превозносится честность, мудрость и сострадательность.

Нравственные ценности, которые заложены в эпопее, относятся ко всем слоям общества, поскольку и князь, и его воины должны одинаково искренне любить родину и защищать ее.

То есть смелость нужно выражать не в жестокости. Храбрость необходимо сберечь для защиты, а не для атаки.

Это произведение повлияло в дальнейшем на множество шедевров русской литературы. Отголоски эпопеи можно увидеть в «Тарасе Бульбе» Гоголя и «Руслане и Людмиле» Пушкина. Также нужно сказать о картинах Васнецова по сюжету этой рукописи и об опере «Князь Игорь» Бородина.

Монах или нет?

Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.

Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ. Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.

Главный в иерархии

Самым мудрым и проницательным персонажем перед читателем предстаёт Святослав Киевский. Герой понимал чрезвычайно важное условие победы над половцами — объединение всех русских князей в одну армию.

Святослав как никто другой знает о кочевниках. За свою жизнь ему не один раз приходилось сражаться с половецкими ордами. Киевскому князю удалось одержать блистательные победы и прогнать неприятеля с родной земли. Святослав воплощает в себе качества, которых недоставало Игорю и Всеволоду — мудрость и дальновидность.

Узнав об опрометчивом поступке своих родственников, князь глубоко разочарован. Хотя он осуждает Игоря, он понимает главную причину поражения: годы междоусобных войн сильно ослабили Русь, сделав страну лёгкой добычей для степных кочевников. Но правитель Киева не собирается сидеть на месте и ждать прихода неприятельских орд.

Обладая весом среди других князей, Святослав выступает с глубокой и пламенной речью, призывая соотечественников сплотиться и дать отпор врагу. Он показывает крайнюю необходимость остановить кровопролитие между русскими правителями и сконцентрироваться на настоящей угрозе. План Святослава выглядит следующим образом:

  1. Немедленно прекратить междоусобные войны на Руси, так как они дробят страну на мелкие области, которые являются лёгкой добычей для врага.
  2. Забыть обо всех обидах и ссорах и объединить всех русских князей.
  3. Собрав огромное войско, выступить против половцев и навсегда прогнать их со своей земли.

Эффект речи Святослава превзошёл все ожидания. Понимая всю мудрость его слова, князья Древней Руси осознали реальную опасность кочевников и важность объединения.

Настоящая любовь

Если мужские персонажи в поэме сосредоточены на походах, защите Родины и объединении Руси, особняком от них стоит княгиня Ярославна: преданная и верная жена, которая больше всего хочет оказаться рядом с мужем в минуты испытаний.

Образ Ярославны пронизан драмой и трагедией. Хотя в поэме о ней много не упоминается, те строки, что посвящены ей, наполнены поэзией и любовью. Княгиня Ярославна — жена Игоря. Она осталась в родном городе дожидаться своего горячо любимого мужа.

Обладая твёрдым характером и способностью принимать трудные решения, Ярославна остаётся девушкой с очень ранимой душой, которая без раздумий принесёт себя в жертву ради супруга. Она беззаветно любит своего мужа, и весть про его пленение сразила её так же, как мечи половцев тела русских воинов. Ярославна горько плачет и готова отдать всё, лишь бы оказаться в ту самую минуту рядом с мужем и помочь ему пережить страдания, с которыми он столкнулся.

Понимая безысходность положения, героиня взывает к силам природы, моля о том, чтобы стать птицей и, расправив крылья, улететь к любимому мужу. Княгиня ругает природу и не понимает, как могло произойти такое несчастье.

Но Ярославна думает не только о своём муже: в её плаче чувствуется боль за каждого воина, который пал в битве. Ведь они — сыновья земли русской, а смерть храбрых богатырей причиняет нестерпимые мучения Руси и женщинам, которые вынуждены оплакивать своих мужей, сыновей или братьев.

В образе княгини заключены страдания каждой любящей жены, обречённой больше никогда не увидеть мужа.

Князь Игорь с кровью и кишками

Хотя Бородина Князь Игорь редко можно увидеть вживую на западе, записей много. Музыка великолепна, и всем известен хит «Stranger in Paradise». Бородина Князь Игорь в
Колизей, Лондон с Новой оперой и версия Метрополитена имеют
создали широкую огласку, но едва ли они являются единственными пунктами
Справка. Поэтому, чтобы узнать больше, я посмотрел, как это было сделано в Королевском оперном театре в 1990, всего 25 лет назад, на памяти живых, хотя постановку так и не возродили. Бернар Хайтинк дирижировал оркестром и хором Большого театра. Среди певцов были Сергей Лейферкус, Анна Томова-Синтов, Паата Бурчуладзе, Елена Заремба и Никола Гиселев. По любым меркам, выступление, с которым нужно считаться. Режиссером был Андрей Щербан , наиболее известный в Великобритании по фильму Пуччини Турандот

«Слава светлому солнцу! Слава князю Игорю! Слава, слава!» поют путивляне. Однако почти сразу же небо (и закат) темнеет. Там солнечное затмение. Набор Шербана основан на сильных углах обзора, диагонали, горизонтали и вертикали. Игорь и Ярослава дополнительно изолированы по цвету. Их платья переливаются золотым и красным цветом на фоне монохромности их последователей. Потом идут иконы, тоже красные с золотым. Неудивительно, что Игорь думает, что он на Божьей миссии. Но те же краски проявляются в сцене разврата, где сторонники князя Галицкого напиваются и нападают на женщин. Я подозреваю, что здесь больше наготы (осторожной) и насилия, чем в Метрополитене или Колизее, но это вполне уместно. Это в сценарии. Эти бандиты поют шуточные песни. Жестокость лежит в основе всего повествования: пропустите ее, и вы можете также смотреть «Почтальон Пэт».

Это подчеркивается, когда Ярослава поет свою длинную арию на фоне строгих ракурсов и лунных тонов. «Где ты теперь, о минувшие дни?» Она верна своему мужчине, но окружающие ее мужчины имеют мало понятия о верности. Изнасилованные служанки корчатся в белых сорочках. Вскоре после «Славы» возвращается хор, и бояре уповают на Божью защиту. Звенят огромные колокола, но Ярослава чувствует опасность. С пронзительным пафосом Томова-Синтов поет «Нет спасения от Божьего суда».

Бородин сразу же переключается на Танец половецких девиц (фото Елены Зарембы вверху). Костюмы экзотичны, музыка напоминает «восточную» экзотику, а настроение — запустение. Половецкий хан Кончак взял в плен князя Игоря, сын которого Владимир любит Кончаковну. В сдержанном наборе полный акцент сделан на певцах и пении, и они прекрасны. Великолепен Бурчулдазе и в золотых одеждах, и настоящий бас, его тембр подогрет индивидуальностью партии. Половецкие танцы прекрасно поставлены: танцор двигается с угловатой, но спортивной грацией. Оркестр настолько драматично воссоздает «дикие» ритмы степей, что оказаться Странником в Раю вовсе не кажется плохой перспективой. Можем ли мы услышать в этом празднике «дикости» намеки на Весна священная грядет? К сожалению, съемка размыта и снята с фиксированной точки на балконе.

Напротив, Путивль с его репрессивными ценностями действительно кажется скучным. Игорь вернулся, но что нового узнали? Юмористы, которые пьяно кутили, когда женщин насиловали, снова начинают петь. Галицкий безропотно уступает Игорю. Что могло бы быть на самом деле, если бы Бородин был жив? Постановка Шербана имеет большое значение для придания драматического смысла растянутому, нелогичному повествованию, скрепленному соблазнительной музыкой. Сложные контрактные проблемы помешали этому Князь Игорь от повторения. Жаль, поскольку постановка добавляет так много смысла. Тем не менее, она все еще выдерживает испытание временем, поэтому, если бы ее можно было возродить, это помогло бы зрителям лучше оценить оперу.

Князь Игорь/Князь Игорь (1890) – Мир оперы Фила

Опера в прологе и четырех действиях. Продолжительность: 3 часа 12 минут.

У меня почему-то запой в России.

Александр Бородин был внебрачным сыном грузинского князя и русской женщины, рождение которого было зарегистрировано как от одного из крепостных его биологического отца, отсюда и фамилия Бородин. Он был химиком по профессии, и, несмотря на это, он был удивительно успешным автором одной незавершенной большой оперы, двух струнных квартетов, трех симфоний и тональной поэмы 9.0035 В степях Средней Азии. Как я уже сказал, Князь Игорь Бородин не завершил, а увертюру и большую часть третьего акта написали Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

ДЕЙСТВИЕ: Путивль и половецкий стан, 1185 год. Князь Игорь решает пойти на войну, несмотря на зловещее солнечное затмение, оставив его молодую жену Ярославну наедине с половецким нашествием, в то время как он попадает в плен и развлекается половецкими девами. В конце концов ему удается сбежать, и он возвращается, чтобы найти свой город в руинах, но освобожденный.

ВНИМАНИЕ:

Пролог и действие 1:

0: Увертюра *** — довольно пышное попурри из основных тем из опера (они все здесь, буквально просто послушайте увертюру и пропустите остальное!) начиная с трезво-холодного начала, за которым следуют военные, романтические (одна довольно навязчивая мелодия вернется в третьем акте), патриотические мелодии. Ее написал не Бородин, а Александр Глазунов.

ПРОЛОГ: Соборная площадь Путивля.

12, 18, 25, 30: Сам пролог представляет собой двадцатиминутную хоровую последовательность, прерываемую солистами и (довольно известным) солнечным затмением. Начинается она довольно тихим оркестровым вступлением и довольно узнаваемым припевом**. Есть второй, гораздо более короткий и довольно медный хоровой отрывок, который происходит сразу после затмения солнца *: дурное предзнаменование, по мнению всех, но Игорь решает, что его честь будет конфискована, если он не уйдет на войну. Скула и Ерошка решают остаться в городе и не воевать, поэтому зять Игоря Галицкий даст им неплохую работу. Выход Ярославны**, в котором она предостерегает мужа от поездки, оборачивается трио с сыном Игоря Владимиром (взрослым сыном от первого брака). Игорю дается благословение Церкви, когда припев повторяет вступительный припев *.

АКТ 1: Половецкий стан, вечер. (59 минут)

0: Безмятежное ночное начало *, когда половецкие девы (во главе с солисткой) развлекают свою принцессу, иронически названную Кончаковной. Это наполовину спокойный и наполовину экзотичный ориентализм в духе арабских ночей.

6: Танец половецких дев*, популярный концертный номер.

9: Монолог Кончаковны**, в котором она рассказывает нам о своей любви к пленному князю Владимиру. Неплохой номер контральто.

14: Русские заключенные после долгого дня принудительного ручного труда ведутся под хор, написанный Римским-Корсаковым и Глазуновым*, и благодарны Кончаковне за то, что она их накормила.

16: Ария Владимира *** в ожидании возлюбленной (без имени, но это Кончаковна).

21: Дуэт Кончаковна-Владимир ** имеет уникальное вокальное распределение: тенор часто поет выше, чем женщина, которую он любит. Они хотят пожениться, но знают, что, хотя ее отец, безусловно, согласится, его — нет.

27: Ария Игоря *** (а почему бы и нет?) начинается с очень сильного оркестрового вступления (впервые прозвучавшего в начале увертюры). Именно из этого номера изначально взялась большая часть увертюры, не вся, но большая часть, и, таким образом, она, вероятно, является одной из самых развитых в опере, возможно, слишком развитых. Весьма примечательная для баритона ария. Половец-христианин по имени Овлур велит Игорю бежать. Он обещает подумать над этим, но по большей части думает, что это плохая идея.

39: Первая часть дуэта Игорь-Кончак** (здесь преобладает скачущий мотив из увертюры).

41: Ария Кончака *.

46: Вторая часть дуэта Игорь-Кончак расцветает, когда возвращается мелодия из увертюры*, хотя в остальном номер состоит в основном из речитатива. Кончак считает Игоря не заключенным, а достойным гостем и приказывает своим рабам развлечь его серией хоровых танцев.

48: Последние двенадцать минут или около того акта составляют знаменитые половецкие пляски ***, хорошо известные как концертный номер, в конце которого Кончак представляет Игорю одну из своих танцовщиц.

Акт 2, 3 и 4:

АКТ 2: (48 минут)

Сцена 1: Суд Галицкого в Путивле. (16,5 минут)

3, 7, 11: Тем временем Галицкий устроил веселый беспорядок в городе-государстве своего зятя, но его последователи хвалят его и ужасающе сплетничают о девушке, которую похитили и посадили в тюрьму. во дворце и умоляет вернуть ее отцу, не опозорив мужчин (ее судьба рассказывается в следующей сцене, когда Ярославна узнает о ситуации). Песня Галицкого «Si j’étais roi» о том, как бы он всю ночь пировал и лишал девиц девиц, если бы мог*. Мелодично, но и довольно гротескно. Приходит хор женщин **, умоляющих Галицкого отпустить их подругу (похищенную девушку). Скула и Ерошка придают своим песням непростую комичность *, завершая сцену.

Сцена 2: Комната в покоях Ярославны во дворце. (31,5 мин.)

18: После грустного, но милого вступления, ария Ярославны ***, так как она опасается, что отсутствие известий об Игоре – плохая новость.

26: Прибывает хор женщин, умоляющих Ярославну заступиться за их друга, похищенного людьми Галицкого**.

31: Приезд Галицкого и выговор ему Ярославной* — этюд контрастов, Галицкий подлый и злобный, Ярославна очень драматичная и серьезная. Можно быть уверенным, что если бы он не был ее родным братом, она бы выгнала его несколько месяцев назад. Он обещает отпустить девушку, но предупреждает, что просто возьмет другую (и отпускает несколько грубых шуток о том, что Ярославна завела любовника, так как ее пожилой муж в отъезде, что не соответствует действительности).

38, 41, 43, 46: Теперь нечто гораздо более благородное: обращение Ярославны к боярам ***, которые сообщают ей (хроматически), что половецкий хан нападает на город*. Ярославна в отчаянии **, узнав, что никакое сообщение союзникам города не может быть отправлено, так как все дороги перекрыты, быстро переключается на сладкую мелодию, но затем снова в отчаяние ***, поскольку угроза половцев становится непосредственной, и Ярославна приказывает атака.

АКТ 3: Половецкий стан как в акте 1. (24 минуты)

0: Половецкий марш **, скорее антракт, прежде чем превратиться в боевой хор победоносных степных воинов, упивающихся победой над Путивлем.

5: Кончак взволнован тем, что победа над всей Россией почти обеспечена разгромом Путивля*. Последние две минуты возвещаются духовым вольным, который вы узнаете по увертюре (вероятно, потому, что этот номер написал Глазунов).

10: Игорь размышляет о поражении своего народа * в длинном монологе, в котором он решает убедить себя, что защищать Россию должны другие князья, а не он сам.

18, 22: Пока эта сцена, последние шесть минут состоят из трех кратких номеров: 1) Речитатив между Игорем и Овлуром*, в котором полоцвянин убеждает Игоря бежать. 2) Трио между Игорем, Владимиром и Кончаковной (точнее предполагается: почему-то Владимир в плену, Игорь уже бежал, и Кончаковна не умоляет Владимира ни взять ее с собой, ни остаться на ритмичной теме из увертюры). Вместо этого она спасает ему жизнь от полоцвян, и Кончак соглашается на их немедленную свадьбу среди народного ликования**.

АКТ 4: (28,5 минут)

0: Заря плача Ярославны ***.

6: Путивлянки (мужчины на заднем плане) оплакивают разрушение своего города**.

13: Возвращение Игоря *, с облегчением встреченное Ярославной, под очередную мелодию из увертюры, которая быстро увязает в гораздо более стандартном и менее интересном дуэте в европейском стиле. Это хорошо, но не так уж и интересно.

17, 23, 26: Скула и Ерошка дают очередное комическое напевное облегчение *, прежде чем они понимают, что Игорь вернулся, и впадают в панику (Ерошка пытается повеситься на своей арфе). Ничто из этого не представляет особого интереса, по крайней мере, для меня. Однако они делают возвращение принца достоянием общественности и, таким образом, приводят к единственной части общей траты времени в опере: сначала им никто не верит, и они должны доказать это боярам, ​​что приводит к двух с половиной минутному закрытию. припев, повторяющий припев из конца Пролога**.

КОММЕНТАРИИ:

Для оперы с относительно высокими музыкальными достижениями Князь Игорь страдает от непомерных структурных проблем. Первые два акта беспрецедентно взаимозаменяемы, а третий акт часто опускают, потому что большую его часть Бородин не написал. Тем не менее, третий акт настолько кульминационный, что четвертый акт кажется скорее антиклиматическим эпилогом, его драматическое единство поддерживается главным образом личностью Ярославны в первой половине (трудно, учитывая, что она находится на сцене всего около сорока лет). последних 164 минут) и возвращение домой во втором тайме. Сказать, что повествование растянуто, значит сильно преуменьшить ситуацию, хотя действия очень мало, учитывая огромную продолжительность оперы, большую часть времени персонажи либо стоят без дела, либо, в лучшем случае, выражают какие-то эмоции.