Княгиня ольга крестилась где: Крещение княгини Ольги в Константинополе

Крещение княгини Ольги в константинополе в 893 году

Княгиня Ольга была родом из Псковской земли. В исторических документах нет точной даты ее рождения. Однако историки вычислили по косвенным данным примерную дату рождения княгини Ольги, и получили 893 год. Имена родителей княгини также не сохранились, но имеется информация, что они были незнатного рода.

О происхождении княгини Ольги

О точном происхождении княгини Ольги информация не сохранилась. Однако некоторые косвенные данные указывают на ее варяжские корни, в том числе и ее имя известное среди варягов как Хельга.

Ольга еще совсем молодой (12 лет) вышла замуж за князя Игоря. Это был примерно 903 год. Существуют разные версии того, как это произошло. По одним данным их познакомил и поженил Олег Вещий. По другой версии Игорь случайно увидел Ольгу, когда охотился в псковских землях. Якобы Игорь принял вначале Ольгу за гребца и попросил переправить его через реку. Уже вернувшись в Киев, и когда встал вопрос о женитьбе, Игорь вспомнил о той встрече и повелел привести Ольгу в Киев для бракосочетания.

Автор «Жития святой Ольги» сказал о ней следующие мудрые слова:

«Оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

Старинные летописи приписывают Ольге и основание города Пскова. По легенде, в год своего замужества она, стоя у берега реки Великой, что в псковской земле, увидела странные лучи и приказала затем на этом месте возвести храм и вокруг него град.

Политика кнута и пряника

К сожалению, о жизни Ольги в период княжения ее мужа Игоря мало что известно. Имя княгини упоминается только в русско-византийском договоре 944 года.

В 945 году муж Ольги князь Игорь был убит древлянами, уставшими от его поборов. У Игоря с Ольгой был только один ребенок, трехлетний Святослав. Смелое и решительное поведение Ольги до смерти мужа, и особенно после нее стало причиной того, что дружина без колебаний признала ее правительницей Руси.

Ольга совсем не по-женски расправилась с древлянами. После убийства Игоря древляне прислали сватов к Ольге, прося ее выйти замуж за их князя. По приказу Ольги сватов закопали живьем. Затем по просьбе Ольги к ней прислали новых сватов из «лучших мужчин». Эти сваты были сожжены в бане, пока мылись перед встречей с княгиней. После этого Ольга совершила с войском поход в землю древлян, в результате которого многие из них были убиты, а их селения сожжены.

После жестокой расправы с древлянами княгиня мудро правила страной до совершеннолетия Святослава. Она провела ряд важных реформ. При ней на Руси началось каменное градостроительство. Ольга показала подданным, что где надо может жестоко наказать и при этом проводить важные изменения на пользу страны.

Причины принятия христианской веры

После гибели мужа, князя Игоря в 945 году, княгиня Ольга довольно долгое время (около 15 лет) управляла огромной страной, и управляла довольно удачно. Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин так высказался о правлении Ольги в Киеве: «Мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Видимо в эти годы она серьезно задумалась о том, что может помочь сохранить единое государство и власть за ее потомками. Исповедующая, как и все вокруг язычество, киевская княгиня все более склонялась к принятию новой веры.

По мнению многих историков причины побудившие княгиню к принятию христианства были схожи с теми же, что в будущем привели к крещению ее внука Владимира и всей страны.  Основными причинами крещения княгини Ольги были следующие:

  • найти силу для объединения разрозненных славянских племен. Христианство могло стать такой силой, так как христианская Византийская империя и власть императора в ней были сильны;
  • желание превратить Русь в более цивилизованную страну, так как многие соседние страны в Европе уже исповедовали христианство и считали язычников варварами;
  • улучшение экономического положения государства, так как приверженность язычеству отталкивало от страны многих торговцев;
  • стремление сблизиться с высококультурной Византией, тем самым повысив образованность и духовное положение Киевской Руси.

Поездка в Царьград

Стремившаяся принять христианскую веру княгиня Ольга, чтобы окончательно убедиться в правильности своего выбора, решила посетить Византию. В окружении своих приближенных Ольга отправилась в столицу Византии Константинополь, который на Руси называли Царьградом. Здесь княгиня хотела встретиться с правителем империи, иерархами церкви, посетить христианские храмы и увидеть воочию особенности проведения религиозных ритуалов у христиан.

Возможно также, что русскую правительницу на принятие христианства подталкивал и наставлял священник Георгий, который упоминается в «Повести временных лет» как один из тех, кто сопровождал Ольгу во время ее поездки в Царьград.

Однако есть мнение, что княгиня не намеревалась принимать христианство и направилась в Византию как язычница. По прибытию в страну, увидев все великолепие греческой веры, Ольга решила поменять веру.

Как крестили русскую правительницу

Как бы там ни было, в 957 году княгиня приняла христианство. Крещение княгини Ольги проходило в знаменитом храме святой Софии. Ритуал провел самолично византийский император Константин Багрянородный в присутствии главы византийской церкви патриарха Феофилакта (по другим сведениям, это был патриарх Полиевкт). После крещения русская княгиня стала именоваться Еленой, в честь матери первого римского императора и основателя Константинополя Константина Великого.

Согласно преданиям, византийский император был под сильным впечатлением от красоты и уровня интеллекта Ольги. Император Константин даже вознамерился заключить брак с Ольгой и просил ее об этом, мотивируя это взаимовыгодным быстрым сближением двух государств. Однако княгиня пожелала остаться вдовой и сохранить верность покойному мужу Игорю. При этом, будучи мудрой женщиной, Ольга отказала Константину в дипломатичной форме.

Сначала она пошла на хитрость, сказав императору, что, мол, как он возьмет в жены язычницу. После же своего крещения, княгиня объяснила свой отказ тем, что он теперь приходится крестным отцом княгине, а по христианским порядкам крестному отцу нельзя жениться на своей крестнице. Остается только гадать, как император не предвидел этого, будучи хорошо знакомым с догматами христианской веры.

Крещение княгини Ольги в Константинополе прошло с невиданной пышностью, что говорило о большой важности данного события для Византии.

Второе посещение Византии

Крестившись, русская княгиня в сопровождении многочисленной свиты отправилась домой в Киев. Возвращалась Ольга не с пустыми руками. Византийский император одарил ее щедрыми дарами в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.

Позже византийский император отправил своих послов в Киев за богатыми дарами, обещанными ему княгиней. И на этот раз Ольга поступила хитро и очень смело. Она отказалась передавать дары через послов и сказала, что передаст их государю лично, если он посетит Киев. Послы так и уехали ни с чем. Правда и сведений о том, что император посещал Киев, нигде не упоминается.

По некоторым данным Ольга позже второй раз посетила Византию, уже как истинная христианка. По преданиям княгиня провела месяц в пути и еще почти два месяца ожидала приема, что было связано определенными правилами. Ольга также приехала не с пустыми руками и привезла роскошные дары. Император Константин ее встретил со всеми почестями и вниманием.

Однако по мнению некоторых историков княгиня не была в Константинополе после своего первого визита и крещения, так как это не упоминается в византийских источниках.

Жизнь на Руси после принятия христианства княгиней

Христианство в виде отдельных людей и групп существовало в Киевской Руси еще до того как Ольга крестилась. В самом Киеве находилась христианская церковь, известная как церковь Ильи пророка. Ольга же стала первой из правителей Киевской Руси принявшей христианство. При этом почти все ее окружение, включая сына Святослава и дружину, оставались язычниками. Это не помешало мирно сосуществовать христианству и язычеству в годы правления христианской княгини.

Сын Святослав отказался принимать новую веру предложенную матерью, и предпочел язычество. Согласно летописным источникам Святослав объяснил свой отказ тем, что его дружинники-язычники будут над ним смеяться за веру в распятого Христа, и перестанут его уважать. В то же время Святослав  не мешал матери распространять христианство среди воинов и других людей. Однако в будущем сын княгини станет недоволен слишком рьяным стремлением матери распространить новую веру. По приказу Святослава некоторых христиан в Киеве стали преследовать.

ИНТЕРЕСНО! В годы своего правления Ольга попыталась наладить отношения с германским императором Оттоном I. Император для укрепления своего влияния даже прислал в Киев католического священника Адальберта, надеясь крестить русских. Однако жители Киева возмутились этому и чуть не убили священника и его спутников. Адальберт в спешке уехал из Киева. По некоторым сведениям Адальберта и других немецких священников преследовали по приказу Святослава Игоревича, являвшегося язычником.

Распространение новой веры

Приняв христианство, русская княгиня начала с большим рвением и в то же время не принуждая, повсеместно распространять идеи христианства, стремясь приобщать к новой вере русский народ. Годы после крещения княгини Ольги были отмечены такими событиями в направлении распространения новой религии как:

  • строительство Николаевского храма в Киеве, построенного на месте погребения первого на Руси князя-христианина Аскольда;
  • возведение собора Святой Троицы в Пскове, ставшего впоследствии главным православным храмом города;
  • основание в Киеве храма Святой Софии;
  • налаживание связей с уже упомянутым германским императором и приглашение в страну христианских миссионеров из Германии.

Крещение русской княгини и ее деятельность в годы правления фактически подготовили почву для будущего перехода всей страны в христианскую веру. Начался процесс постепенного искоренения языческих обычаев.

Последние годы жизни

С годами сын Ольги рос и по разным данным в 960 или 964 году Святослав Игоревич стал полноправным киевским правителем. Однако так как большую часть своего правления Святослав провел в военных походах, вопросами внутренней политике продолжала заниматься его мать Ольга. Вплоть до своей смерти она так и не вышла замуж во второй раз, предпочтя остаться чистой вдовой. Княгиня много времени проводила с внуками, детьми Святослава, и хотя открыто их крестить не решилась, она привила им христианские ценности. Результатом этого станет крещение Киевской Руси внуком княгини Ольги Владимиром.

В 969 году княгиня Ольга умирает в пожилом возрасте. На момент смерти княгине было по разным данным 75-80 лет. Похороны княгини прошли по христианским обычаям. Она была предана земле в построенном по ее приказу Николаевском храме Киева. После крещения Руси князем Владимиром, внуком Ольги, ее останки были перенесены в построенную Владимиром знаменитую Десятинную церковь в Киеве. В 1547 году русская православная церковь причислила княгиню к лику святых.

Через сто с лишним лет после смерти Ольги, древнерусский летописец описал свое отношение к первому крещеному правителю Киевской Руси такими словами:

«Была она предвестницей христианской на земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она сияла, как луна в ночи, как жемчуг в грязи, так и она светилась среди язычников».

Источники:

  1. Повесть временных лет / Л. Летописец Нестор – «Эксмо», 2011
  2. Княгиня Ольга. Жизнь замечательных людей. Карпов А. Ю. 2009
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н., Милов Л.В., 2010
  4. История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций. Рыбаков С.В. «Урал», 2014

Святая равноапостольная княгиня Ольга – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Сергей Кириллов. «Княгиня Ольга (Крещение). Первая часть трилогии «Святая Русь». 1993, фрагмент. Источник: wikimedia

Княгиня Ольга: кто она такая?

Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям?

На вопросы «Фомы» отвечает священник Сергий Круглов, постоянный автор журнала.

Что отмечаем 24 июля?

24 июля по новому стилю отмечается память святой равноапостольной княгини Ольги. А что, собственно, мы празднуем?

Это день ее преставления, то есть смерти. Для кого-то это может показаться странным: как можно праздновать день смерти? Это же не день рождения… Однако для христиан это не представляет особой проблемы. Потому что это радостный момент – переход в вечную жизнь со Христом. Момент, когда отрезок земного пути человека, полный тягот и скорбей, закончился, когда наступает новый этап – в жизни вечной, в которой человек становится ближе к Богу. Это как бы второй день рождения.

Поэтому 24 июля все Ольги обязательно должны отмечать свои именины, и делать это с радостью. Ведь мы радуемся в этот день тому, что святая равноапостольная княгиня Ольга, завершив все земные труды, которые послал ей Господь, теперь наконец смогла отдохнуть и с плодами своих трудов предстала перед Богом.

Ольга или Елена?

В крещении Ольга получила имя Елены – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. Зачем ей дали другое имя и кто же она все-таки теперь – Ольга или Елена?

Ее крещение произошло в 957 году в Константинополе. В то время она была уже правительницей Руси. Ольгу лично крестили патриарх Феофилакт и император Константин Багрянородный, то есть высочайшие лица Византийской империи.

Почему же ей дали другое имя? Дело в том, что на христианском Востоке было принято крестить в честь какого-то святого, а имя Ольга было в то время еще языческим. Но поскольку мы, современные христиане, теперь уже имеем святую Ольгу, то мы вполне можем называть в честь нее своих детей.

Аналогично, кстати, дело обстояло с именами Светлана и Фотиния. Когда-то славянское имя Светлана было языческим. Мы же, современные люди, можем почитать уже и Светлану, и Фотинию. Из этого, кстати, следует практический вывод: Светланам и Ольгам можно писать в записках свои имена, не обязательно заменять их на Фотинию или Елену, потому что все они равно почитаемы Церковью.

Так кто же все-таки в этот день отмечает именины? Только Ольги? Или Елены тоже могут присоединиться?

24 июля – это именины, прежде всего, для христианок с именем Ольга. Но и Елены, если хотят, конечно, тоже могут присоединиться. Жизнерадостные люди вообще празднуют каждый раз, когда в календаре упомянут святой с их именем.

Но хорошо бы при этом знать, в честь какой именно Елены, Ольги или другого святого вы крещены, с кем именно связали свою жизнь. В христианстве много святых с одинаковыми именами – Александры, Иоанны, Сергии… Один из них – тот, в честь кого вас крестили.

Но есть такое понятие как малые именины – когда чествуют святого с таким же именем, как у вас, но при этом он не ваш небесный покровитель.

Да, и малые именины тоже можно праздновать.

Легенды или факты биографии святой княгини Ольги

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» — вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

Шекспировская героиня

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, — так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

И как к этому ко всему относиться?

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна. Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было. На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.

Княгиня Ольга и Крещение Руси

Отец Сергий, а можем ли мы говорить, что Ольга имела какое-то отношение к последующему Крещению Руси, которое было в 988 году при участии ее внука, святого равноапостольного князя Владимира? Ведь Ольги тогда уже не было в живых?

Возможно, прямого влияния на князя Владимира она и не имела, но память ее почиталась – это несомненно. Кроме того, будучи правительницей Руси, Ольга очень многое сделала для проповеди христианства. У нее было языческое окружение, ее сын Святослав тоже был язычником. И при этом на Руси строились православные храмы. В том же Киеве, еще до Крещения Руси, было немало православных церквей. Кстати, княгиня Ольга была у нас родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва. Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло.

Почему же ей не удалось сына-то своего, Святослава, крестить?

Думаю, нам по-человечески именно это как раз и понятно. У любой мамы, которая пытается привести своих детей в Церковь, тут не будет вопросов: все знают, насколько это сложно. Не могу сказать, стояла ли перед Ольгой вообще такая цель – крестить Святослава. Но, поскольку она была мудрой правительницей, она, возможно, понимала, что не стоит на него давить – на это завязано очень много политических узлов, да и дружина вся некрещеная… Насильственное введение христианства чревато разными потрясениями. Даже при Крещении Руси князем Владимиром они были – потому что языческая вера так просто не отступала. Возможно, Ольга не была готова к таким поворотам, поэтому делала другое: она давала возможность быть христианству на Руси до всеобщего крещения.

Равноапостольная 

Ольгу называют святой равноапостольной княгиней. Так же называют и царицу Елену, мать императора Константина, в честь которой Ольга была крещена. Что это за чин такой? Почему их так называли

В самом слове кроется ответ: равные апостолам. В чем была миссия учеников Христовых? – нести проповедь христианства в разные страны и народы, чтобы как можно большее число людей узнало о Христе. И те, кто принимал в этом участие, как святая княгиня Ольга, называются равноапостольными. Она способствовала тому, чтобы вера Христова пришла на Русь, чтобы в храмах, которые создавались, звучала проповедь Евангелия, и все люди могли, придя в храм, услышать эту проповедь и принять крещение. Благодаря ей христианская вера на Руси перестала быть экзотикой.

Ольга Прекрасная, российская правительница

« Клишина Дарья, прыгунья в длину

Анна Дубовицкая, экс-участница группы «Блестящие» »

Святая Великая Княгиня Ольга. Н. А. Бруни. 1901

Княгиня Ольга, известная также как Ольга Прекрасная, правила Русью с 945 по 962 год после смерти своего мужа Игоря, великого князя Киевского. Она была первой из русских правителей, принявшей христианство до Крещения Руси.
Ольга родилась в 890 году. По Первому летописию родилась в Плескове (Пскове), в семье варяжского происхождения. По некоторым сведениям, Ольга была дочерью Вещего Олега, Олега Новгородского. Он стал правителем Киевской Руси как опекун несовершеннолетнего Игоря, сына Рюрика. Именно Олег женил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения принцессы не подтверждается.
Прекрасная Ольга была женой Игоря Киевского, убитого древлянами. После смерти мужа их сыну Святославу было три года, что сделало Ольгу официальной правительницей Киевской Руси, пока он не достиг совершеннолетия. Древляне хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мала, сделав его правителем Киевской Руси. Но Ольга хотела остаться у власти и сохранить ее для своего сына.

Кстати, Ольга решила отомстить за убийство мужа. 20 древлян прибыли на лодке просить Ольгу выйти замуж за их князя Мала. В результате Ольга приказала бросить их и их лодку в глубокую яму во дворе и заживо закопать.
Тогда Ольга попросила прислать к ней новых лучших послов. Так их сжигали в бане (сауне).
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной пришла в древлянскую землю отпраздновать тризну на могиле мужа. Во время пира она дала древлянам зелье и велела своим воинам зарезать их. Летопись сообщает о 5 тысячах убитых древлян.
Согласно Повести временных лет, Ольга сожгла город древлян с помощью птиц, она приказала привязать зажженную паклю к их ногам.
Княгиня Ольга инициировала каменное градостроительство в России (первыми каменными постройками в Киеве были городской дворец и загородный дом Ольги).
В 955 году Ольга крестилась в Константинополе. Однако она не смогла сделать христианство основной религией на Руси.
Умерла 11 июля 969 года.
В 1547 году Ольга была канонизирована. В христианской истории всего 5 святых женского пола: Мария Магдалина, Первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и Нина Просветительница Грузинская. Святая княгиня Ольга является покровительницей вдов.
О княжне Ольге сняты десятки фильмов и сериалов. Ее портреты находятся в российских картинных галереях. В ее родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два памятника, посвященные ей.
Источник: www.liveinternet.ru

Василий Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, 1915 год

Первая встреча Ольги и князя Игоря. Художник Сазонов В.К.

Крещение княгини Ольги

Первая часть трилогии «Святая Русь». Княгиня Ольга (Крещение). 1993

Святая Ольга

Известная Святая Ольга

Виктор Васнецов. Княгиня Ольга. 1885-1893

Памятник Ольге в русском городе Пскове

Памятник княгине Ольге в ознаменование 1000-летия России в Великом Новгороде

Украинская марка, посвященная княгине Ольге Россия

Знаменитая Святая Ольга Княгиня Российская

Великая Святая Ольга Княгиня Российская

Икона княгини Ольги

Импозантная княгиня

Памятник княгине Ольге и Владимиру в Пскове

Памятник княгине Ольге в Киеве

Ольга Прекрасная ждет мужа

Выдающаяся святая Ольга Княгиня Российская

Выдающаяся Святая Ольга Княгиня Российская

Сегодня память святой равноапостольной княгини Ольги

В Украине 24 июля по новому стилю празднуется память святой княгини Ольги, бабушки святого Владимира Великого. После смерти мужа, князя Игоря († 945), Ольга много лет правила Русским государством от имени своего несовершеннолетнего сына Святослава. Княгиня Ольга приняла христианство.

В Украине 24 июля по новому стилю поминают святую княгиню Ольгу, бабушку святого Владимира Великого. После смерти мужа, князя Игоря († 945), Ольга долгие годы правила Русским государством от имени своего несовершеннолетнего сына Святослава. Княгиня Ольга приняла христианство.

«Княгиня Ольга, — говорит историк Мела Чубатый, — действительно стоит на перекрестке религиозной и культурной истории Руси-Украины» («История христианства на Руси-Украине», т. I, стр. 186). Историк Наталья Полонская-Василенко писала: «Наша летопись никому из правительниц уделяла не меньше внимания, чем Ольге, которая два десятилетия действовала в ареоле женской мудрости и обаяния» («История Украины», т. 101).

Дата крещения Ольги точно неизвестна. В летописи говорится, что Ольга крестилась в Константинополе в 955 году. Греческие источники, подробно описывающие ее жизнь в Константинополе в 955-957 годах, не упоминают о ее крещении. Вряд ли они обошли бы молчанием такое важное событие, как крещение правителя Руси. Большинство историков считает, что Ольга крестилась в Киеве в 954-955 годах, а затем была с большим почетом принята в Константинополе как христианка.

Вообще украинское христианство известно с апостольских времен, и именно на наших землях принял мученическую смерть первый папа Климент. Еще во времена Аскольда и Дира, а позже князя Олега христианские варяги были в Киеве и на Руси, а во времена князя Игоря имели в Киеве свою Ильинскую церковь. В этой церкви воины-христиане, подписавшие мирный договор с Византией в 9 г.44, присягнул князю Игорю, мужу Ольги.

Профессор Николай Чубатый о побуждении Ольги принять христианство пишет следующее: «Нет сомнения, что ее врожденная интеллигентность и способность созерцать окружающий мир Руси и ее отношения с христианами, которых было много в Киеве, особенно с варягами, медленно привел ее на путь христианства» (цит. соч., стр. 174).

Христианская вера повлияла на личную жизнь Ольги. В некоторых документах утверждается, что якобы именно Ольга построила Софийский храм в Киеве и дала деньги на строительство Троицкого собора в Киеве в Пскове. В 959 г. она отправила гонцов к германскому королю Оттону I. Западные хроники говорят, что принцесса просила у него епископа и священников.

Попытки Ольги обратить сына Святослава в христианскую веру не увенчались успехом. В «Повести временных лет» читаем: «Ольга, живя с сыном своим Святославом, наставляла его о необходимости креститься, а он не соблюдал и не слушал его… Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и я счастлив, и я радуюсь, и я жду, когда ты узнаешь его и радуешься. «Он не обратил на это внимания, сказав: «Как я могу принять новый закон? И моя жена будет смеяться над этим».

Последнее завещание Ольги свидетельствует о ее христианской жизни, поскольку она просит, чтобы ее похоронили по христианскому обычаю и не устраивали на ее могиле языческих праздников.

Умерла в 969 году, в возрасте около 75 лет.

Святой Владимир Великий, внук княгини Ольги, введший христианство в 988 году как государственную религию на Руси, перенес тело Ольги в новопостроенную Десятинную церковь при киевском митрополите Леонтии (992-1008). Монах Иаков писал, что в гробу было окошко, через которое можно было увидеть нетленное тело Ольги.

Во время нашествия монголов мощи Ольги были спрятаны под развалинами Десятинной церкви. Митрополит Петр Могила при перестройке в 1635 году небольшой церкви на месте Десятинной церкви обнаружил мощи святой Ольги. Они оставались там до XVIII века. По решению Синода Русской Церкви они снова были спрятаны, но место неизвестно.

Княгиня Ольга долгое время после смерти не была канонизирована, так как на ее могиле не было никаких чудес, что является обязательным условием канонизации. Ни летописец, ни монах Иаков никогда не упоминали о памяти святой Ольги, хотя оба говорят, что при перенесении ее мощей в царствование Владимира Великого тело ее было нетленным.

Культ святой Ольги и поминовение дня ее кончины существовали до монгольского нашествия. Очевидно, еще в домонгольские времена при ее посредничестве совершались чудеса, потому что ее имя было причислено к лику святых около XII века. О праздновании памяти Ольги в домонгольское время мы можем узнать из трех сохранившихся сербских прологовых рукописей XIII-XIV веков. Рукописи были копиями с болгарского текста, который, в свою очередь, был скопирован с русского оригинала. Они представили жизнеописания святых Киевщины, праздники которых были установлены еще до монгольского нашествия. Среди житий святых есть жизнеописание княгини Ольги, которое заканчивается словами: «О Ольга, не переставай молиться Богу о тех, кто чтит день твоего погребения». В указанном сербском прологе день кончины Ольги упоминается как 11 июля (24 июля по новому стилю).

В книге «Знай свой чин» отец Юлиан Катрий отмечает, что мы не можем однозначно сказать, совершалась ли отдельная служба в честь святой Ольги уже в домонгольское время, так как никаких документов того времени не сохранилось.