Содержание
власть и сообщество (У истоков государственности)
Применение понятия «государственность» или «государство» к реалиям архаического социума до определенной степени условно. Именно слово «государство» до ХVІІ века как специальный термин употреблялось не в точном, привычном для нас, значении, а существовало лишь как одно из определений верховной власти, было метафорой ее царственности и могущества. Содержательное наполнение и действенность содержания понятия «государство» относительно раннесредневековой Руси определяют две общих характерных для нее черты. Это наличие определенной группы людей, использующих силу с целью добиться подчинения своим командам и претендующих на право командовать и право подчинять, то есть на то, чтобы быть легитимной. Эта вторая черта представляется особенно важной, потому что позволяет установить четкое отличие между бандой грабителей и «государственным», так сказать, аппаратом. На Руси такой разбойничьей структурой, которая несла в себе зародыши государственности, скорее того самого аппарата, была возглавляемая князем военная дружина, которая представляла общественный институт привилегированных людей — профессиональных воинов. В отличие от народного ополчения, которое было первоначальным элементом военной организации славян в более ранние времена, дружина стала постоянной организацией профессиональных воинов, стоявшей вне общины и над ней.
Подчиненная князю вооруженная дружина стала той социальной силой, которая объединила племенные княжества восточного славянства в относительно единое политическое образование — Киевскую Русь. Это еще аморфное и хрупкое в ІХ—Х веках объединение ученые справедливо называют дружинным государством. Выделение князя и дружины из основной массы общинников, отчуждение власти от народа, появление нового типа поселенческих структур — княжеских крепостей в конце ІХ—Х веков являлось важным фактором возникновения государственности у восточных славян. Институту княжеской власти, неразделимо связанной со своим дружинным окружением, принадлежит определяющая роль в формировании социально-политических сообществ протодержавного типа.
Отображая картину мира древнерусского социума в простанственно-временном его измерении старокиевские книжники конца ХІ—ХІІ веков широко использовали мифологизированные «исторические» предания и генеалогии, с помощью которых они стремились показать происхождение и становление Киевской Руси и ее правящей династии. Этой цели было подчинено помещенное в недатированной части «Повести временных лет» — грандиозном летописном произведении начала ХІІ века — сказание про легендарного князя Кия — предполагаемого основателя стольного града Руси. Старокиевский книжник наделяет Кия княжеским достоинством, отмечая, что тот «ходил» в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи, где, как свидетельствует летописец, был с большим уважением и почестями встречен греческим императором. Для древних книжников-летописцев появление княжеской власти равнозначно началу действительности, началу собственной истории, которая измерялась ими ab urbe condіta — то есть от начала города. Отечественная летописная традиция не случайно начинается словами: «Bот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля и кто в Киеве стал первым княжить».
Помещенная в недатированной части «Повести временных лет» эпонимическая легенда об основании Киева Кием, Щеком и Хоривом оповещает нас не только и не столько о рождении города, сколько о происхождении местной княжеской власти и установлении цивилизационного строя (порядка) в Поляно-Русской земле. Обосновывая легитимное происхождение стольного града Руси и ее правящей династии, она акцентирует внимание на том, что основателем последней был не какой-то там перевозчик через Днепр, как поговаривают невежды, а правдивый князь — стоящий во главе племенного княжества полянинов, «принявший честь великую» от византийского царя. Тем самым подчеркивается, что основание Киева произошло будто по благословению владыки царьградского престола — мифического главы семьи всех христианских народов тогдашнего мира. Таким образом первоистоки стольного града Руси и ее правящая династия связывали узами спиритуального породнения с византийским императорским домом. Это должно было обосновать мнение о том, что рождение Киева и Киево-Русского государства произошло якобы по благословению владыки царьградского престола — безоговорочного суверена всей христианской ойкумены.
Еще одну — Ладожско-Новгородскую версию происхождения княжеской династии на Руси отображает летописное сказание о зазывании варягов. Этот забронзовело-хрестоматийный летописный сюжет вот уже более двухсот лет остается предметом острых дебатов в науке. После многих десятилетий отрицания его достоверности советской исторической наукой многие исследователи нынче признают, что в своей основе он отражает исторические реалии эпохи. Однако не следует абсолютизировать заключение «ряда» (договора), регулировавшего отношения между Рюриком и родоплеменной элитой северорусской конфедерации разноэтнических племен. Он не был зафиксирован письменно, однако для легитимации оснований российской истории стал основой для обоснования развития отношений княжеской династии Рюриковичей со славянскими племенами Восточной Европы. Изначальными центрами дислокации военных дружин Рюрика и его легендарных братьев стали такие центры, как Холмград-Новгород (городище Рюрика), Изборск и Белоозеро. Со временем Рюрик, как свидетельствует «Повесть временных лет», усаживает своих «мужей» и в другие грады северной части Восточной Европы (Полоцк, Ростов, Муром). Главными центрами власти норманнского вождя были Ладога (Альдейгьюборг) и поселение у истоков реки Волхов (городище Рюрика).
Связи этой межплеменной конфедерации с Киевским Югом были спорадическими, пока, как свидетельствует «Повесть временных лет», не нашлись в окружении Рюрика два мужа (Аскольд и Дир), решившие отправиться на военную службу к византийскому императору. Плывя по Днепру, увидели они на горах город, основанный Кием, и остались здесь править. Это сообщение помещено под 862 годом. Эта дата, как и вся, впрочем, ранняя летописная хронология, весьма условна, а само сказание — искусственная конструкция ученого монаха начала ХІІ века. Ведь еще в середине ХІ века «глубина» историко-генеалогической памяти древнерусских книжников не достигала, как свидетельствуют слова киевского митрополита Илариона, дальше Игоря «Старого». Ретроспективное углубление гениалогических корней княжеской династии и, особенно, воспроизведение порядка наследования «законных» прав владычества от Рюрика до Игоря, было основоположным принципом временного отсчета древнерусской истории в летописании. Ее течение измерялось по примогенитурному принципу передачи властных полномочий от поколения к поколению. Это структурировало сообщество, закрепляя традиционный тип отношений господства/подчинения.
Вполне вероятно, что составители «Повести временных лет» стремились наверстать пробелы в своих знаниях, объединяя имена, взятые из разных генеалогических историй и легенд, в более-менее непрерывную цепь. Утверждение в Киеве малолетнего Игоря Рюриковича при отцовском воеводе (летописный Вещий Олег) в начале 80-х годов ІХ века положило начало, по крайней мере в представлении старокиевских книжников, укоренению здесь княжеской династии Рюриковичей и формированию более совершенной общественно-политической структуры организации местных сообществ.
Однако Киевское государство рождается не в Ладоге или Новгороде, откуда будто бы распространяются объединительные импульсы на Киевский Юг. Вектор процессов эндогенного социального развития восточного славянства пролегал в обратном, распространению в Восточной Европе варяжских старобытностей, направлении, а именно с Юга на Север. То есть импульсы к освоению, организация государственно-политической и культурной жизни на северном Залесье шли с Киевского Юга.
Изначальным территориально-политическим средоточием Киевской Руси было Среднее Поднепровье. В первой половине ІХ века здесь сложилась определенным образом организованная военно-политическая структура, известная, по источникам, под названием «Русская земля». На рубеже ІХ—Х веков территория этого политического образования ограничивалась Киевом и близлежащей к нему землей поднепровских полянинов. Для того, чтобы сохранить ее внутреннюю мощь и утвердить свою гегемонию в Среднем Поднепровье киевским властителям необходимо было завоевать свое жизненное пространство. Подобная, так сказать, легализация Руси была немыслима без ликвидации самостоятельности окрестных «племен». Не случайно именно к этому времени летописные источники и относят начало борьбы киевских князей за распространение своего политического влияния над прилегающими к Киевскому По-днепровью восточнославянскими землями.
Важно отметить, что киевское «правительство» сперва не вводило на подвластных землях каких-то нововведений. Существующая уже у восточных славян система налогообложения была вполне жизнеспособна и в достаточной степени могла обеспечить материальное содержание хрупкой еще прослойки надплеменной верхушки. Вместе с тем следует отказаться от попытки усматривать в восточнославянских племенах какую-то высшую социальную и политическую форму организации. Последняя не несла в себе еще зародышей государственности и в большинстве случаев племя политически являлось тупиковой единицей. Очевидно, этим и предопределялась стремительная динамика успешных походов дружинников князя Олега. Всего за три года, как свидетельствуют летописи, ему удалось подчинить своей власти полянинов, древлян, северян и радимичей.
В древнерусской истории разбойничьи наезды русов постепенно превратились в своеобразную определенным образом упорядоченную систему, которая получила название — полюдье, или кружение. Оно осуществлялось зимой и продолжалось до весны. Круговой объезд подвластных земель осуществлялся по кольцу год в таком направлении: через междуречье Днепра и Горыни к древлянам, потом через Любеч к радимичам и, возможно, дреговичам, дальше обратно по Десне к северянам и через Чернигов и Вышгород в Киев. Военно-торговый промысел князя и дружины способствовал стабилизации центральной власти. Прибыли от торговли мехами бобров, соболей, белок, лисиц и т. п. на международных рынках составляли едва ли не главный источник государственного бюджета Киевской Руси конца ІХ — большей половины Х века. Тогдашние арабские авторы удостоверяют грандиозные масштабы русской меховой торговли. Собранные во время зимнего полюдья дары-контрибуции складывались в Киеве и весной подданные киевского князя сплавляли их на византийские рынки. Международная торговля и обмен товаров способствовали структуризации древнерусского социума и закрепляли традиционный тип господства-покорения.
Со стабилизацией социальных и политических взаимоотношений киевского «правительства» со своими подданными последний мог рассчитывать на поддержку местных племенных вождей в организовываемых им военных походах на Византию. Византийские и другие дальние походы Руси ІХ—Х веков способствовали институализации княжеской власти, ее внутренней организации и структуризации. Как отмечал М. Грушевский, «эти походы, которые были венцом тогдашней дружинной организации, соединяли в одно тело весь дружинный слой, разбросанный по всему пространству государства, позволяли ощутить единство государственной организации, и тем были для нее весьма полезны. Неудивительно, что эти походы повторялись довольно часто, пока не отяжелела государственная организация, став более дифференцированной, глубже разветвленной».
После трагической гибели в 40-х годах Х века киевского князя Игоря его вдова Ольга стала легитимной владычицей Руси — в правосознании той эпохи ее властные полномочия не подлежали сомнению. Ей удалось отомстить за смерть своего мужа. В результате организованного ею военного похода на землю древлян была ликвидирована местная правящая династия во главе с князем Малом. Эта коллизия ярко высвечивает драматическо-напряженный характер завязи древнерусской государственности, которая росла на таком противостоянии местного автономизма гегемонистским устремлениям киевского княжеского дома Рюриковичей. Установление Ольгой более сурового порядка сбора дани, определение ее объемов, сроков и определенных мест хранения, регламентация налогов положило, без преувеличения, начало существованию Киевской Руси как государства. Ведь его развитие повсеместно начинается благодаря тому, что князь осуществляет экспроприацию других самостоятельных носителей управленческой власти, присваивает средства управления (финансы и армию) и все, что могло быть использовано с политической выгодой.
Следующим шагом на пути ликвидации автономии восточнославянских княжеств и упрочения их за династией Рюриковичей стала замена местных племенных правителей киевскими правительственными мужами. В 969 году киевский князь Святослав Игоревич впервые в политической практике Киевской Руси назначает своих наместников в главные древнерусские города для управления над прилежащими к ним землями. Ими стали его сыновья. Младший, Владимир (на снимке), отправился вместе со своим опекуном Добрыней на Новгородское княжение, Олег получил Древлянскую землю, а старший Ярополк остался княжествовать в Киеве. Начатая Святославом практика посадовления великокняжеских наместников отвечала потребностям объединительной политики киевского правящего дома, способствовала интеграции служилой и местной знати, формированию единой политической системы и единой государственной власти. Впрочем, политические связи между сыновьями киевского князя не были еще достаточно уравновешены нормами установленного освященного традицией права. Вот почему вскоре после трагической гибели Святослава Игоревича на Днепровских порогах в 972 году между ними завязались междоусобные распри, в результате которых Владимир стал единовластным властителем. Однако еще не укоренившееся в политической практике и правовых обычаях его единовластие было неустойчивым и непродолжительным.
Только реформирование организации государственной власти и введение христианства в Киевской Руси при Владимире Святославиче в конце Х века окончательно закрепило ее легитимность, или, так сказать, огосударствило государственность. Христианизация Руси означала вхождение ее в мировое христианское сообщество, отыскание ею своего четко определенного места в содружестве христианских государств. Благодаря унизительному, для византийского императорского дома, бракосочетанию Владимира с Анной Пурпурогенетой киевский князь сразу занял в этой иерархии видное место. С принятием христианства Киевская Русь словно очистилась от скверны, нашла духовное прозрение/просветление и, посему, из негосударства стала государством.
Владимир РИЧКА, доктор исторических наук, профессор.
Украина или Киевская Русь? | Голос Карпат
Интересно, кто и кому является старшим братом? Для более правдивой информации, предлагаем заглянуть в историю.
Первое, что нужно знать, откуда пошло название Русь. Виктор Старущак подготовил увлекательное познавательное путешествие в украинскую историю для того, чтобы отыскать истину.
Есть много версий происхождения названия Русь, много ученых и историков слово «Русь» связывают с названиями рек Рось и Русна. А более правдоподобная версия утверждает, что слово «Русь» происходит от осел (Osovie). Чтобы знать, что это означает или кто это, нужно обратиться к книге Семенюка «История Украинского Народа».Из книги Семенюк. «История Украинского Народа»В 10 году до нашей эры римские источники впервые упоминают о загадочных осел (Osovie), которых где-то на севере от Среднего Дуная покорил римский консул Марк Візіній. Более конкретные сведения подает о них Тацит (55-120 гг.) в своей «Германии». И хотя он писал, что осы не являются германцами, чуть ли не до наших дней историки считали их если не германцами, то иллирийцами, пока в 1920 году немецкий историк Ріттерлінг опроверг эту ошибочную версию.
Он доказал, что это могли быть только славяне, поскольку римляне потом использовали их в борьбе с германскими племенами. Эти осы жили на востоке от германцев, которые концентрировались в то время на западе современной Словакии, поэтому германцы называли их «остами», то есть «восточным народом» или «схидняками». У римлян «осты» трансформировались в «осел», которые, собственно, и попали на страницы истории. Следовательно, именно 10-й год до нашей эры следует считать своеобразной датой «рождения» украинской народности, именно тогда она вышла на историческую арену.
Это подтверждают и следующие упоминания. О «Карпатских оросів» (Karpathes Oros) упоминает Птолемей в своей «Географии». Сочетание этих двух этнических названий в одну чрезвычайно красноречив и свидетельствует о том, что это уже является не только общая для целого этноса, а конкретное название одного из его крупнейших племен, которая непосредственно указывает на карпов как древнерусское племя. Все дальнейшие трансформации этого названия убеждают нас, что ею современники называли племена, которые впоследствии стали называться хорватами (карпы — Карпаты – горваты — хорваты).
Известно, что именно карпы, а не фракийцы, вытеснили римлян из Дакии, и поражен их военным талантом император Галерий в 312 году поселил часть этих Карпов для защиты от германских племен в Паннонии, а других осел — вдоль левого берега Дуная. В V веке на территории Венгрии упоминается народ «Rhos», таким образом, название «осы» постепенно трансформировалась как: осы — ороси — росы — русины — русы. Когда только 890 году сюда пришли венгры, то они называли местных жителей оросами (орошами), и это название в них сохранилась до наших дней.
Отдельные случаи употребления этнического названия «рос», «рус», «русин» мы имеем в V, VI, VIII веках, значительно чаще в IX-X веках. А господствующей она стала с XI века, до того времени украинцев еще преимущественно знали под их старой этнической названием «словене». В середине VI века, еще перед аварским нашествием, историк Иордан упоминает «словенов, которые живут от Мурсіанського озера (Болотона) до Днестра». Поскольку присутствие украинцев в VI веке на Днестре уже доказана, то благодаря этому сообщению можно считать доказанным проживания украинцев в то время и у Болотона.
Не следует оставлять вне внимания и свидетельство Приска Понійського, который в 448 году посетил где-то на территории Венгрии столицу гуннов, которая называлась Бич. Хотя он и не употребляет названий «словене» или «русыми», но слова, которые он упоминает в своем описании, — мед, тризна, рожь, квас и другие — являются сугубо украинскими, следовательно, речь идет именно об украинцах.
Ну и, конечно, летописец Нестор: «А Словенскый язык и Рускый одно есть…», «А первое быша Словене, аще и Поляне звахуся», «Первое быша Словене, а ныне зовомая Русь». Украинская историография просто… проигнорировала факт существования нашей древнейшей этнической названия «словене». И именно поэтому в истории украинства от VII века. к н.е. и чуть не до 882-го существует огромная пропасть.
На протяжении XI-XVIII веков, абсолютно господствующей в среде украинцев было название «русы» или «русины», ее очередная замена — на украинцев — состоялась в XIX веке под давлением унизительных для нашего национального достоинства обстоятельств трансформации этого названия на «малороссы». Это событие вообще «превратила» нас на одну из самых молодых народностей мира, хотя одни из самых старших.
Кстати, уже предчувствуя нечто очень нехорошее для украинства, Аркас и Грушевский вполне сознательно назвали свои фундаментальные труды «История Украины-Руси». И это одна из основных причин того, что в СССР они были запрещены.
Это слово «Русь» происходит от нем. «Ost» – Восток, «осты», то есть «восточный народ» или «схидняки», которое трансформуваось: осты – осы — ороси — росы — русины — русы.
Следующий вопрос, который Государство/Княжество было на территории Украины, как называлась столица? Ответ на эти вопросы мы найдем опять же в истории.
Киевская Русь средневековое государство на территории Восточной Европы с центром в Киеве. Существовала с конца IX до середины XIII веков 882-1240рр. Была объединением восточно-славянских племен под властью династии Рюриковичей. Во времена наибольшего могущества простиралась от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от верховьев Вислы на западе до Таманского полуострова на востоке.
Историческим ядром Руси стало Среднее Поднепровье, где традиции политического развития достигали еще скифских времен. Ведущую роль в становлении государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Киевская Русь заложила традиции независимой государственности на территории Украины, в настоящее время украинская народность получила мощный стимул для своего дальнейшего развития. По мнению украинского историка Н. Грушевского: «Киевская Русь является первой формой украинской государственности». Древнерусское государство оставило яркий след в мировой истории IX–XIII ст., ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и сделала их равноправными участниками политической жизни Европы и Ближнего Востока.
Термин «Киевская Русь» в современной историографии используется как для обозначения единого государства, просуществовавшая до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII-середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренітету». Оба подхода сохраняют актуальность и в наше время.
В связи с тем, что центром восточнославянского государства на протяжении многих веков был Киев, в исторической литературе Русь получила название «Киевская Русь».
После разрушения Киевской Руси на ее территории были Галицко-Волынское Княжество 1199-1349, Великое княжество Литовское 1236-1795, речь Посполитая 1569-1795, Запорожская Сечь XVI-конца XVIII века 1649-1764, Российская империя 1721-1917, Австро-Венгерская империя 1867-1918, Украинская Народная Республика 1917-1920, Западноукраинская Народная Республика (1918-1919, СССР 1922-1991, Украина 1991.
Україїна или Вкраина (давньорус. Оукранпа, Въкранпа; лат. Vkraina) — топоним в Восточной Европе. Впервые упоминается в Киевской летописи под 1187 годом, в связи со смертью переяславского князя Владимира Глебовича. С 19 века название территории вдоль Днепра, между Доном и Саном, и Припятью и Черным морем, заселенная преимущественно украинцами.
Поэтому Украина — это Киевская Русь. Поэтому встает вопрос где, какой была тогда Россия и Москва и когда появилось название Россия?
Название города связано с именем реки Москвы, которая носила это ім’яотримала его задолго до появления поселения. Существует несколько гипотез о происхождении гидронима «Москва». Согласно первой версии, название происходит из финно-угорской группы языков. Слог -ва означает «вода», «река» или «мокрый», а основа «моск» может иметь значение «телка, корова». По другой версии, название происходит от финно-угорского, а точнее мерянського, слова маска, которое означает «медведь». Согласно славянской гипотезе, корень «моск» означает «вязкий, болотистый» или «болото, сырость, влага, жидкость». Также существует версия о балтийское происхождение названия реки.
Точная дата основания Москвы неизвестна. Первое письменное упоминание о городе находится в Ипатьевской летописи под 1147 годом. 4 апреля 1147 года Юрий Долгорукий пригласил северского князя Святослава Ольговича на военный совет: «Приди ко мне, брате, в Москов!»
Великое Княжество Московское, Московский улус Золотой Орды княжество, которое было вассалом Ордынского царства с 1240 года, и в котором правила младшая ветвь рода Мономаховичей (династии суздальских Юрьевичей). Располагалось на территории европейской части современной России со столицей в Москве. Изначально использовалась в Западной Европе название «Московия», а позже — Московское царство.
Великое княжество Московское было правопреемником Владимиро-Суздальского княжества в составе Золотой Орды в качестве улуса, столица которого была перенесена в Москву в 1328 году. Просуществовало до 1721 года, до официального провозглашения Российской империи. Московское царство – название централизованного российского государства в период конца XV—XVII вв. , употреблявшееся в письменности, сочинениях иностранцев XV–XVII веков, юридической и исторической литературе XVI—XX веков. Предшественником Московского царства есть Великое княжество московское и Золотая Орда
С провозглашением Петра i императором всероссийским (1721) название государства было изменено на «Российскую империю».
Московские, а позже русские цари понимали, что без великого прошлого невозможно создать великую нацию, великую империю. Для этого нужно было украсить свое историческое прошлое и даже присвоить чужое. Поэтому московские цари, начиная с Ивана IV (Грозного) (1533-1584), поставили задача присвоить историю Киевской Руси, ее славное прошлое и создать официальную мифологию Российской империи.
На это можно было бы не обращать внимания, если бы эта мифология не затрагивала коренных интересов Украины, не была направлена на полное уничтожение Украины – ее истории, языка, культуры. Время показало, что российские імпершовіністи делали и делают все возможное для реализации этой задачи.
На протяжении веков, особенно с началом XVI века. в головы людей внушали и внушают, что Российское государство и российский народ берут начало от великого княжества Киевского; что Киевская Русь – колыбель трех братских народов – русского, украинского и белорусского; что россияне по закону «старшебратства» имеют право на наследие Киевской Руси. Этой жалкой ложью до сих пор пользуется русская историография и государственные деятели России, а также «пятая колонна» в Украине.
– Во время существования государства Киевской Руси о Московском государстве не было ни упоминания. Известно, что Московское княжество, как улус Золотой Орды, основанная ханом Менгу-Тимуром только в 1277 году. К этому времени Киевская Русь уже существовала более 300 лет. (Из книги «Страна Моксель, или Московия» автор Белинский В.)
– Нет никаких фактов о связи Киевской Руси с финским этносом земли «Моксель» и позже Московским княжеством с княжествами земель Киевской Руси до XVI века. В то время, как в 988 году состоялось крещение государства Киевской Руси, финские племена земли «Моксель» находились в полудиком состоянии.
Как можно говорить о каком-то «старшего брата», когда этот «старший брат» появился на свет несколько веков позже чем русичи-украинцы. Он не имеет никакого морального права называть себя «старшим братом», диктовать человечеству правила существования, насаждать свою культуру, язык, мировосприятие. Известно, что до конца XV века. не существовало русского государства, не было старшего брата «великоросса» и российского народа, а была Суздальская земля – земля Моксель, а позже Московское княжество, входившее в состав Золотой Орды – государства Чинґізидів. С конца XIII до начала XVIII века. народ этой земли называли московитами. Московские историки замалчивают вопрос о своем национальном происхождении.
Следовательно такого Государства как Россия не существовало. Москвія через манию величия, чтобы выйти на мировую арену обманом, ложью, мошенничеством украли историю, название Киевской Руси.
Поэтому сейчас в это не простое время, когда циничным обманом Кремль называет себя собирателем земель Руси, обманув жителей Донбасса, России-Московии, развязал войну против Украины-Киевской Руси. Украине нужно восстановить историческую справедливость и вернуть себе старое название Киевская Русь. Этим самым разрушив кремлевский обман и поставив перед фактом обманутых жителей Донбасса, России-Московии, что они воюют не против Украины, а против Киевской Руси.
«Призываю власти Украины, Президента, Премьер-министра, Председателя ВРУ восстановить историческую справедливость и вернуть Украине старое название Киевская Русь», — подытожил Старущак.
Читайте на ГК:Как улучшить защиту квартиры и дома?
Читайте на ГК:«Связали руки, расстреляли колени»: в Киевской области обнаружили новое братское захоронение после нашествия россиян (ФОТО)
Читайте на ГК:Оккупанты увозят свои семьи в Херсонскую область: убеждают, что они там навсегда
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский
Гамбит Путина о «государственности» повышает ставки на востоке Украины «Новая Россия» становится все более частой
* Путин заставляет Киев и Запад гадать о конечной цели
Марк Тревельян
МОСКВА, 1 сентября (Рейтер) — Изменение языка президента Владимира Путина в отношении конфликта на востоке Украины отражает трансформацию в ситуацию на поле боя и звучит предупреждение Киеву начать переговоры как можно скорее.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков поспешил сообщить журналистам, что кремлевский лидер не требует независимости для пророссийских сепаратистов, когда заявил в воскресенье о необходимости немедленного проведения переговоров «о политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины».
Но в контексте сепаратистской войны, в которой повстанцы добились поразительных успехов в течение недели — с помощью, как говорят Украина и ее западные союзники, российских танков и войск — эта формулировка звучала для Киева зловеще. .
Впервые Путин публично заговорил о «государственности» в восточных русскоязычных регионах, где повстанцы борются за отделение от Украины, в войне, в которой с апреля погибло около 2600 человек.
Подразумевалось, что если Украине не удастся быстро договориться с повстанцами о «федерализации» (термин, который Москва ранее использовала для расширения автономии на востоке), то она может столкнуться с требованиями чего-то гораздо большего.
«Думаю, это сознательный или неосознанный намек на то, что чем дольше будет продолжаться ситуация, и чем дольше Киев будет ее обсуждать, тем хуже будут условия», — заявил главный редактор журнала «Россия в России» Федор Лукьянов. Глобальные дела.
После наступления повстанцев на прошлой неделе он сказал: «Я думаю, что Москва как минимум дает понять украинским лидерам: что бы вы ни делали, вы не выиграете эту войну. Поэтому либо это будет продолжаться бесконечно, либо, как сказал вчера (Путин), нужны предметные переговоры».
Другим значительным изменением в терминологии является то, что название, которое повстанцы использовали для обозначения своих восточных земель — Новороссия или Новая Россия — все чаще становится частью кремлевского жаргона.
Путин впервые употребил это выражение в апреле, назвав его царским названием территории, которая исторически была российской, но была включена, «Бог знает почему», в состав Украины в первые годы советской власти в 1920 с.
Украинцы считают этот термин глубоко оскорбительным и говорят, что он свидетельствует об имперских амбициях Москвы вырвать территорию у своего тысячелетнего государства, границы которого менялись на протяжении столетий господства Австрии, Польши, Литвы и России.
Пресс-секретарь Путина Песков снова использовал этот термин в воскресенье, а на сайте Кремля 29 августа было опубликовано обращение к повстанцам под заголовком «Президент России Владимир Путин обратился к ополченцам Новороссии».
Язык, исходящий из Кремля, похоже, рассчитан на усиление давления на Киев, в то же время заставляя Украину и Запад гадать о конечной цели Москвы.
Россия отрицает военное вмешательство в Украину, несмотря на протесты Европы и США и перед лицом неопровержимых доказательств, включая спутниковые снимки, свидетельства очевидцев и захват российских солдат на территории бывшего советского соседа.
Бесспорно то, что сепаратисты за неделю оправились от поражения, открыв новый южный фронт и прорвавшись к побережью Азовского моря, где им удалось обстрелять корабль ВМС Украины с берега в воскресенье.
Теперь, когда повстанцы снова перешли в наступление, Путин может рассчитать, что сможет отказаться от тайной военной поддержки со стороны России и тем самым избежать угрозы нового раунда западных санкций и дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с НАТО, которая проводит саммит в Уэльсе на этой неделе. .
Словно подчеркивая, что Россия может обратиться к влиятельным альтернативным партнерам, если вступят в силу дальнейшие санкции, он председательствовал в понедельник на церемонии, посвященной началу работ на газопроводе «Сила Сибири» протяженностью 4000 км (2500 миль), являющемся частью Сделка на 400 миллиардов долларов по поставкам российского газа в Китай в течение следующих трех десятилетий.
На таком неопределенном фоне — военном, политическом и экономическом — сам Путин заявил на прошлой неделе, что неизвестно, как и когда будет разрешен украинский кризис.
У России есть несколько моделей исхода «замороженных конфликтов», которые позволили ей сохранить влияние на соседей после распада Советского Союза.
Москва аннексировала украинский полуостров Крым в марте. В других частях бывшего Советского Союза российские войска защищают отколовшийся регион Молдовы, не признавая его независимости, и защищают два мятежных региона Грузии, которые Москва признала после короткой войны в 2008 году9.0003
Некоторые аналитики предполагают, что Путин может согласиться на решение на востоке Украины, которое напоминает боснийско-сербскую республику — образование, формально являющееся частью Украины, обладающее достаточной властью и автономией, чтобы помешать Киеву принять любой курс действий, против которого выступает Москва, в частности, любую попытку вступления в НАТО .
Лукьянов сказал, что сам Путин может не знать конечной цели.
«Я не думаю, что есть какая-то четкая модель, и цель движется», — сказал он. «У него нет стратегического плана, но на каждом шагу он понимает, что нужно сделать». (Отчетность Марка Тревельяна; редактирование Питера Граффа)
Институт изучения войны
Перейти к основному содержанию
Интерактивная карта: Российское вторжение в Украину
Нажмите здесь, чтобы увидеть интерактивную карту ISW. Эта карта дополняет статические карты контроля местности, которые ISW ежедневно выпускает, с точной и, по возможности, уличной оценкой войны в Украине.
Как мы пришли к России: мировоззрение Кремля
В этом отчете за 2019 год Наталья Бугаева анализирует траекторию российской внешней политики после распада СССР. Она утверждает, что США ошибочно полагали, что короткий период неуверенной внешней политики с середины 19-го80-е – середина 1990-х стали новой нормой для России.
Освещение кризиса в Украине
Война, которую ведет Россия в Украине, крупнейшей по территории стране Европы с населением 44 миллиона человек, станет гуманитарной и геополитической катастрофой, определяющей поколение людей. ISW внимательно следит за военными позициями России на границе с Украиной.
Компенсация Путина: Геополитическая адаптация Кремля с 2014 года
Запад добился определенных успехов в противодействии Кремлю после незаконной оккупации Крыма Россией, но президент России Владимир Путин нашел способы компенсировать внешнее давление на Россию, не отказываясь от своих достижений и целей .
22 декабря 2022 г. — Пресс-центр ISW
Учетные записи в социальных сетях сообщили, что иранские силы безопасности начали насильственные убийства и массовые аресты граждан в Изехе, провинция Хузестан, с 21 декабря. Некоторые сообщения утверждают, что режим на данный момент арестовал более 350 человек и полностью отключил интернет-услуги в этом районе. Другие утверждали, что режим установил контрольно-пропускные пункты на основных дорогах, ведущих в город и из него.[3] CTP не может проверить эти отчеты в настоящее время, и информационное пространство остается крайне мутным. Мы предоставим больше информации о ситуации в Изе в будущих обновлениях.
22 декабря 2022 г. — Пресс-центр ISW
Президент России Владимир Путин продолжает отказываться относиться к президенту Украины Владимиру Зеленскому как к равноправному и суверенному партнеру, тем самым указывая на то, что Путин не заинтересован в серьезных переговорах с Украиной. Путин не отреагировал на выступление Зеленского перед Конгрессом США в Вашингтоне 22 декабря, а вместо этого сосредоточил свою пресс-конференцию 22 декабря на влиянии США и Запада на Украину. Путин повторил свои шаблонные и ложные заявления о том, что США и страны Запада вторгались в Украину со времен Советского Союза, вбивая клин в предполагаемое российско-украинское историческое и культурное единство. Подобные заявления призваны показать, что 19-летие Украины91 появление суверенного государства было фикцией. Путин также повторил максималистскую цель России по «защите» украинского народа от его правительства, подразумевая, что Россия намерена заставить киевское правительство капитулировать. Путин упомянул Украину как государство только для того, чтобы ложно отметить, что Украина запретила себе вести переговоры с Россией.
22 декабря 2022 г. — Пресс-центр ISW
Продолжающиеся протесты против режима в Иране 16 декабря исполнились три месяца. Демонстрации и забастовки по всей стране продолжают сотрясать иранский режим, представляя ему одну из самых серьезных угроз существованию, с которой он столкнулся со времен ирано-иракской войны в 1980-е годы. Продолжение этого народного восстания особенно впечатляет, учитывая огромные усилия, предпринятые иранским режимом для жестокого подавления этого движения. Его стойкость является свидетельством огромной храбрости, мужества и решимости иранских протестующих. CTP ежедневно публикует обновления об этих протестах и их развитии с сентября 2022 года. Мы представляем здесь серию визуализаций, созданных на основе данных из открытых источников, которые мы собрали за последние три месяца, чтобы дополнительно информировать общественность об этом важном моменте в Иране. история.
21 декабря 2022 г. — Пресса ISW
Кремль усилил информационную операцию, обвинив расширение НАТО в военной угрозе России. Шойгу заявил, что военная экспансия НАТО у границ России, в том числе стремление Финляндии и Швеции вступить в НАТО, требует «надлежащего» ответа России по созданию российской группировки войск на северо-западе России. Высокопоставленные представители Кремля заявили, что вступление стран Северной Европы в НАТО не будет угрожать России весной 2022 года. что вступление Финляндии и Швеции в НАТО не будет иметь «большого значения» в мае 2022 г.
21 декабря 2022 г. — Пресса ISW
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи, похоже, лично руководит подходом режима к протестам в провинции Систан и Белуджистан. Высокопоставленный иранский священнослужитель Мостафа Мохами заявил во время встречи со студентами местного университета 21 декабря, что Хаменеи проявляет «личный интерес» к беспорядкам в Систане и провинции Белуджистан. Мохами утверждал, что иранские власти использовали другой подход в Систане и провинции Белуджистан, представив этот подход как показатель интереса Хаменеи к региону. Он добавил, что Хаменеи поручил Высшему совету национальной безопасности — самому высокопоставленному органу режима в области внешней политики и безопасности — прислушаться к требованиям жителей провинции.
20 декабря 2022 г. — Пресс-центр ISW
Некоторые координаторы и организации протеста пытаются вернуть религию режиму, по сути утверждая, что можно быть искренне религиозным и при этом выступать против Исламской Республики. Молодежь района Мешхед опубликовала заявление «группы иранской мусульманской и шиитской молодежи», в котором Верховный лидер Али Хаменеи обвиняется в использовании религии для контроля и манипулирования. В заявлении утверждалось, что Хаменеи не представляет истинных исламских ценностей, а скорее подрывает религию. Примечательно то, что эта группа представляет «мусульман и шиитов» и может свидетельствовать об установлении контактов с суннитской общиной в Иране. Группа Мешхеда отдельно заявила, что режим не соблюдает некоторые из основополагающих принципов конституции. CTP ранее сообщала, как протестующие пытались вернуть идеи революции, иранского национализма и светского мученичества от режима для своего собственного движения.