Казанское взятие: Взятие Казани

Казанское взятие | Я русский

Казань была «крепким орешком». При Иване III один удачный поход даже завершился ее взятием, но закрепиться там не удалось.

А летом 1530 г. пришла к Казани большая русская рать, судовая и конная, под началом князей И. Вельского и М. Глинского. 10 июля соединившиеся русские силы разбили казанцев, взяли острог и стали готовиться к штурму города. Однако русские воеводы литовского происхождения, Глинский и Вельский, завели местнический спор, кому же первому въезжать в Казань. Пока начальники спорили, начался сильный дождь. Посошные люди и пищальники, намокнув, бросили к чертовой матери всю артиллерию и разошлись (нет, это точно не рабы).

Казанские татары помимо легкой конницы имели тяжелую панцирную кавалерию, численность которой достигала 10–15 тыс. всадников, и пехоту, приспособленную для защиты укреплений. Артиллерия Казани включала как легкие пушки-пищали, так и тяжелые полевые и крепостные орудия. По данным историка М. Г. Сафаргалиева, в казанском войске было не менее 40–50 тыс. человек — примерно столько же, сколько и в литовском.

Но Иван Грозный сделал покорение Казанского ханства неизбежным. Ключами к нему стал Свияжск, поставленный всего за месяц в стратегически удачном месте. Его появление было результатом сложной логистической операции. Под Угличем зимой срубили крепость, потом разобрали — все бревна были помечены — и, едва сошел лед, переправили по Волге до места впадения Свияги; потом это колоссальное «Лего» было собрано снова. В кратчайшие сроки на площади 150 га было извлечено 3 тыс. м3 земли, израсходовано 20 тыс. м3 бревен. Охраняли стройку казанские татары, перешедшие на царскую службу, числом около полутысячи человек. Живущие окрест нагорные черемисы «град делати помогаху» и более того — обеспечивали строителей сбалансированным питанием, «хлеб же и мед и скот и всякую потребу во град привожаху».

И после падения Казани освоение Поволжья было длительным и тяжелым. Оно обеспечивалось не только военными победами, но и строительством городов, оборонительных черт, организацией сторожевой службы, переселениями служилых людей и крестьян и привлечением на свою сторону «инородцев» (это слово не несло негативной нагрузки, означало человека иного рода, нерусского и некрещеного).

Несколько лет после казанского взятия воеводам пришлось подавлять вооруженную активность мурз и «сотенных князей», которые никак не могли забыть о «славном» набеговом прошлом. Они выстроили городок на реке Меше, получали помощь людьми от заволжских степняков, грабили суда на Волге, разоряли приволжские селения, даже проникали вглубь русских земель. Некоторые бояре, оппозиционные царю Ивану, считали, что Казань снова будет потеряна, и это вполне их устраивало.

Но феодал Мамич-Бердей, вожак восставших, был в конце концов взят в плен, причем чувашами, верными Москве. Местное чувашское или мордовское население нередко выдавало или просто умерщвляло восставших феодалов. Правительство царя Ивана выводило казанских воинов в московские города и волости, где давало им поместья, обращая в государевых служилых людей. Крупное феодальное землевладение в Казанском крае исчезло. С успокоением края его начали заселять земледельцы из числа русских, чувашей, мордвы.

Исследователь волжской колонизации Перетяткович пишет: «Русская государственная власть, уничтожив преобладание в крае аристократии, сама в своих отношениях к населению русскому и туземному руководится демократическим началом;последним обстоятельством некоторые даже склонны объяснять прочность русской власти между инородцами, среди которых она вследствие этого находила себе сочувствие».

После 1552 г. были выстроены заново казанские укрепления. На Волге, в 40 верстах ниже впадения Камы, рядом с «перевозом» был поставлен город Тетюшев. Он дал начало оборонительной черте. Тетюшская засечная черта, длиной в 10 верст, протянулась от нового города к реке Свияге.

На нагорной стороне Волги, при впадении Чебоксарки в Волгу, на месте чувашской деревни в 1554 г. был поставлен г. Чебоксары.

На одном из волжских «перевозов», которым пользовались для нашествий ногаи, неподалеку от устья Камы, в 1557 г. основан казанским воеводой город Лаишев. В нем поселились дети боярские и стрельцы, а на городских посадах и в окрестностях — бывшие пленники из числа татар, принявшие православие.

В 1574 г. среди устьев Большой и Малой Кокшаг, между Чебоксарами и Свияжском, на левой стороне Волги встал г. Кокшайск.

Во время восстания луговых черемисов, вошедших в сношения с крымским ханом и ногаями, в начале 1580-х гг. был воздвигнут Козьмодемьянск. Его поставили на правой стороне, между Василь-городом и Чебоксарами, неподалеку от впадения Ветлуги.

В каждом новом городе русские люди немедленно воздвигали церковь, выполнявшую не только культовую, но и просветительскую функцию, нередко основывались и монастыри.

В 1555 г. Москва учредила Казанскую и Свияжскую епархию. Поприще для апостольской (миссионерской) деятельности было обширное. Но мусульман к крещению не принуждали. Среди поволжских народов все еще было распространено язычество, и обращение язычников являлось главной целью православных миссионеров. И если Европа, начиная с соседки Польши, обращала в свою веру костоломными пыточными инструментами, сжиганием и погребением заживо, то русское православие принципиально чуралось насилия и измывательства над чадами божьими, как бы они глубоко ни заблуждались.

Удобной земли в Среднем Поволжье было предостаточно, «подрайские» черноземы давали урожая вдвое-втрое больше, чем московские суглинки. Однако значительная часть местного населения кочевала, кочевники же не хотели обрабатывать землю и не давали это делать другим. В Свияжском уезде мордва пахала землю наездом, приходя на время пахоты и жатвы с берегов Суры и Мокши.

Чуваши часто перебирались с места на места, бросая старые пашни, когда те начинали истощаться, и «хоромы свои перевозили». Лишь около Казани имелись деревни оседлых черемисов.

По замирению Казанской земли в 1557 г. царский наместник разделил земли, находившиеся ранее в руках хана и мурз, между государем, духовенством и детьми боярскими.

Дети боярские, поселившиеся около Казани, несли не только ратную службу, но также пахали землю на свое прокормление и десятинную пашню для государства («на государя и на всех»). Пахали наездом и те дети боярские, что поселились в городе. Этот пашущий служилый люд пополнялся крестившимися татарами и чувашами.

В 1563 г. и 1565–1567 гг., уже после распределения земель, последовало их описание в писцовых книгах. Сперва учитывались дворцовые, потом земли «верстанных людей» — различных служилых лиц. Далее земли государственные, которые сдавались земледельцам, платившим оброк за их использование. И в конце концов земли, на которых жили пленники и поволжские «инородцы». Они вносили точно такой же оброк в казну, как и русские черносошные крестьяне. Никакого гнета, закабаления и дополнительных налогов русское завоевание не несло — в отличие от турецкого, польского или английского.

Всех служилых, которых «поверстали поместьем», оказалось в Свияжском уезде 34 человека. В их поместьях жили еще 543 человека — в общем, людность небольшая. В Казанском уезде поселилось 155 служилых людей, в их поместьях 121 двор был помещичьим, 50 дворов — крестьянскими и 48 — людскими. То есть во многих поместьях стоял только один двор — самого помещика.

«Некоторые деревни, — читаем у Перетятковича, — состояли из одних лишь боярских детей, которые, несмотря на свою малочисленность, ставили иногда общими силами церковь и сообща же распахивали пашню, к ней приписанную».

В общем, первыми пахарями новой русской земли были предки позднейшего «благородного дворянства».

Православное духовенство, в котором выделялись Герман, основатель Богородицкого монастыря, и Варсонофий, изучивший в крымском плену татарский язык и исламское богословие, вело местное население к христианству. Заодно и обучали детей грамоте. Дискуссий оба старца не боялись. Варсонофий «истязался с неверными и укоряя их, и препирая и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати». Благодаря деятельности таких священников в большом числе появляются «новокрещенские» села и деревни. Новокрещены также селились в одних деревнях вместе с русскими.

Чуваши, наиболее склонные к оседлому образу жизни, быстрее всего ужились с русскими переселенцами и стали проводниками русского влияния. Много чувашей поселилось на епископских и монастырских землях.

На смену полукочевой системе землепользования наездом в Поволжье приходила господствовавшая в центральной Руси трехпольная система.

Русскими сначала заселялись селища и городища, многие из которых заросли быльем с начала XV в., со времен золотоордынской «замятии». Затем поселенцами распахивались дикие поля, залежи, вырубался и выжигался «черный дикий лес» — под пашни и покосы. О починках часто писали — «стал на лесу». Лесные починки быстро обрастали дворами и превращались в деревни.

Если крупные реки сохраняли инородческие наименования, то небольшие речки, холмы, озера и овраги получали преимущественно русские названия — свидетельство того, что переселенцы обосновывались в тех местах, где раньше оседлости не было.

Привлекая на новые земли крестьян, государство и частные владельцы, особенно монастыри, действовали при помощи длительных льгот, как правило десятилетних.

Впрочем, случалось и так, что «изменники татары» брали в полон монастырских крестьян и продавали в рабство куда-нибудь в Заволжье. Бывало, что дети боярские, от которых уходили крестьяне на монастырскую землю, требовали с них больше денег за выход («пожилое»), чем указывалась Судебником. Да еще и мстили за уход, например могли ограбить на новом месте жительства. Заодно доставалось и монахам. Однако и монахи, и крестьяне могли найти управу на распоясавшегося помещика, подав челобитную воеводе или прямо царю.

Крестьяне, селившиеся как на дворцовых, так и на владельческих землях, должны были платить налог за ее использование. Собирался он по имущественным единицам — вытям, или сохам. На Волге в то время выть равнялась 15 десятинам обрабатываемого поля.

Плата в натуре заключалась в обработке «по десятине ржи и десятине яри» в поместьях служилых людей или по десятине в монастырских вотчинах — на выть.

После взятия Казани и Астрахани на волжском пути разгулялась казачья вольница — грабила торговые русские суда и ногайские кочевья, не разбирая, где мирные, а где воинственные. Разбойники базировались на возвышенной и поросшей Самарской Луке, при впадении Самары в Волгу, — там было полно пещер и прочих схронов. Правительство послало в 1557 г. атамана Ляпуна Филимонова (несмотря на смешное имя бывшего одним из покорителей Астрахани) со служилыми казаками на волжскую Переволоку, а стрелецкого сотника Степана Кобелева — на Большой Иргиз. Казаки-разбойники убили Филимонова, зазвав его на «переговоры».

Однако после мер по обузданию разбойной стихии, предпринятых правительством, часть казаков ушла с Волги на Терек, Яик и в пермские владения Строгановых. И ушедшие, и оставшиеся приняли условия государевой службы и принесли немало пользы стране.

Правый берег Волги, который осваивался в первую очередь, имел пограничную службу, схожую с той, что действовала на «польской украйне» к югу от Оки.

«На Волге и по некоторым другим рекам пока учреждены были постоянные сторожи со станичными головами, вожами, позднее со стоялыми головами, которые своими разъездами должны были обхватывать все пространство от Волги до Вороны, Оскола и Донца», — пишет историк И. Д. Беляев.

Заволжских ногаев честно старался удерживать от набегов присягнувший царю Ивану хан Измаил. Однако честная жизнь лишила традиционных «источников заработка» значительную часть его кочевых подданных. Хан предусмотрительно отослал многих мурз с их отрядами на службу в Москву. А правительство постоянно отправляло ногаям деньги, продовольствие и даже одежду. Кочевники стали привыкать к ношению русской летней одежды — шерстяных опашень и т. д.

Тем не менее к 1559 г. многие ногайские роды, презрев приказы Измаила, ушли из Заволжья на запад, в основном на Северный Кавказ, во владения крымского хана, где составили Казыевы улусы.

С упадком ханской власти после смерти Измаила Москва стала требовать не только от нового хана Уруса, но и от отдельных мурз, чтобы они караулили «по Волге летом и зимой». И подкрепляла просьбы угрозами и подарками. Однако ни кнутом, ни пряником пресечь переправу немирных ногаев через Волгу полностью не удавалось. Ногайские всадники вторгались в мещерские, алатыр-ские и темниковские «украйны». Набеги усилились на рубеже 1570-1580-х гг., когда крымцы стали оправляться от молодинского разгрома.

Волжские и уральские казаки отвечали на ногайскую набеговую активность соответственно. В 1577 г. они напали на ногайскую столицу Сарайчик на Яике. А в 1581 г., после разорительного ногайского набега на Русь, сожгли Сарайчик и истребили всех его жителей…

Казанским приказом в начале царствования Федора Ивановича заведовал Дружина Пантелеев, представитель новой плеяды государственных людей, поднятых Иваном Грозным, — «замечательный по уму человек» — по отзыву весьма недоброжелательного к России Дж. Флетчера.

Правительство продолжало строить города на нагорной и луговой сторонах Волги; вокруг городов, выполнявших роль грибницы, росли деревни и починки.

Перетяткович пишет: «Как следствие этого в конце XVI столетия в некоторых селах и деревнях Казанского уезда, в которых в шестидесятых годах находилось, например, всего 8 дворов с 6 вытями… население выросло до 28 дворов с 10 вытями…»

Появлялись новые укрепления на речных переправах, правительство теперь поручало вести наблюдение за ними частным лицам — за вознаграждение. Например, «Ивану Вятчанину с товарищи 10 человек» (кстати, недурное название для ЧОПа) был вверен надзор за Анатовским перевозом на Каме за г. Лаптевым.

Сторожи, расположенные на речных переправах и в местах, где «вернее проведать про воинских людей», также способствовали возникновению поселений, например к югу от г. Тетюшева.

Настал черед городского строительства в Нижнем Поволжье. В 1586 г. появился город на Самарской Луке, ранее облюбованной казаками-разбойниками. Теперь служилые люди могли гораздо лучше контролировать движение ногаев через Волгу. Хан Урус, доселе изображавший дружбу, потребовал от русских сноса Самары, открыто угрожая ее разорением. Оно и понятно: Урус боялся потерять окончательно любовь своих воинственных подданных, которые хотели дополнять скудные плоды кочевого скотоводства пленницами и прочей добычей.

Урусу ответил перешедший на государеву службу «царевич» Мурат — из крымского правящего рода Гиреев, но стремительно обрусевший. Он посоветовал хану: «Не дуруй», угрожая в случае проявления дурости разорить ногайские станы при помощи «рати огненного боя».

Вслед за Самарой был основан на волжском правом берегу, также на переправе, в местах с хорошей почвой, Царицын. Это произошло в 1589 г. под руководством воеводы Г. Засекина. Годом позже был поставлен Саратов на левом берегу, неподалеку от Большого Иргиза, где часто кочевали ногаи перед набегом на Русь (позднее город был перенесен на 10 верст).

Правительство, осваивая новые земли, действовало в интересах народа, что людьми вполне осознавалось. О взятии Казани было сложено с полсотни народных песен (но хоть бы одна о присоединении к Российской империи Курляндии). Правительству была в помощь и подвижность народа. Иностранцы отмечали, что русский «легко решается на переселение и свободно направляется для колонизации в отдаленнейшие страны… если только при этом находятся с ним его семья и соседи».

Русские поселенцы стремились занять поляны на возвышенностях у рек, «на гриве», где удобство речного транспорта сочеталось с «доброй землей», мягкой, хорошей для пашни.

Однако следующая волна колонистов создавала починки, деревни, займища уже в «черном диком лесу». Лес не только внушал страх, но и привлекал поселенцев звериными ловлями и бортными деревьями. Рисковать, так по-крупному — поселенцы стремились захватить как можно больше лесных угодий, а писцы долгое время не производили их точного измерения, указывая в учетных книгах лишь примерное местоположение. Лесные угодья с необозначенными в документах границами надлежало хорошо сторожить, а лучше всего обосноваться рядом с ними. Но одним зверем сыт не будешь. Избушки промысловиков неизбежно превращались в деревеньки с пашней и сенокосом.

В описаниях монастырских владений часто указывается размер «пашенного леса» — лесного участка, где впоследствии будет устроена пашня.

Размеры пашни, приходящейся на одного крестьянина, обычно были небольшими, 1,5–2 десятины, что обусловливалось естественными ограничениями — в первую очередь коротким сельскохозяйственным периодом. Но земля первые годы хорошо родила хлеб.

За исключением площадей, переданных в монастырские вотчины (например, Троицкому Сергиеву и Богородицкому монастырям), правительство старалось отдавать землю на поместном праве небольшими участками.

Среди высокородных особ, пожалованных весьма малонаселенными поместьями в Свияжском уезде, были князья Михаил Бахтеяров-Ростовский, Андрей, Дмитрий и Никита Ростовские, Борис Семенович Пожарский, Никита и Федор Яновы, Иван Темкин, Роман Приимков, Михаил Шеин и др. Таковы были результаты «опричной» политики, когда княжата из давно населенных земель теряли там свои многолюдные вотчины, своих бояр, дворян и подневольную челядь, свои кормления, свое политическое влияние в качестве местных державных владельцев (унаследованное от периода удельной раздробленности) и перемещались на окраины государства. Здесь, уже в роли уездных дворян, им надлежало служить за землю.

Легче всего заселялись беломестные вотчины монастырей.

У Троицкого Сергиева монастыря, где архимандритом был Варсонофий, имелось около 1557 г. лишь 2 деревни и 3 починка с займищем, всего 30 дворов. А в 1570-х гг. уже есть село Услон с храмом.

Монастырь в это время берет «дикой и черной лес на Услоне на четыре версты поперек… на пашни расчищати лес». Община села Услон высылает починки во все стороны монастырских владений. Поселившиеся там крестьяне получают 15-летнюю льготу не платить оброк.

На левой стороне Свияги, по притокам Большой и Малой Бирлы, на монастырских землях живут полоняники.

С 1560-х по 1590-е гг. количество деревень здесь увеличивается втрое, появляется мельница Большое колесо «за Свиягой на светлом ручью». А к мельнице «прибавлено лугов, старых покосов по обе стороны ручья и новых росчистей 250 копен…»

Переселенцы оставались весьма легкими на подъем и при едва заметном улучшении положения с безопасностью отправлялись дальше, на новые невыпаханные земли.

Когда в 1590-е гг. местность около Тетюш была защищена засекой, проведенной в вековом лесу и упиравшейся в Свиягу здесь сразу стало расти число поселений.

Хозяйствовать абы как помещикам не дозволяется. Так, поместье, находившееся недалеко от засеки на реке Улеме (правом притоке Свияги), забрано у воина Болтина, коим было приведено в негодное состояние, в собственность дворцового ведомства. Помимо села Федоровского здесь появляются три деревни, населенные мордвой, а 20 служилых людей из числа пленников получают поместья.

Не менее успешно, чем фронтир, заселялись и соседние к нему старые земли, например Нижегородский уезд. Поселенцы «посошлись из дальних мест и дворы поставили, и лес секли, и перелоги раздирали, землю распахали».

В конце XVI в. на правом берегу Камы и на ее притоке Ветке появляются два острога, каждый с пятью башнями и тремя воротами. Возле них скапливается население. Около первого острога появляется слобода, называющаяся Рыбной, — с 69 дворами. В ней «садовое» хозяйство: крестьяне занимаются аквакультурой, «рыбу в озеро сажают и стерегут и из озера рыбу вынимают».

Отделившиеся от Рыбной переселенцы, числом 13, решают заняться пахотой. Они составляют отдельную общину, сводят лес и, находясь на льготе, «пашут своей росчисти… безоброчнопо государеву указу».

Выше Рыбной слободы возникает дворцовое село Анатош, в котором «три государевы житницы», 30 дворов пашенных крестьян и 13 дворов, чьи владельцы живут ремеслом и торговлей.

Выше села Анатоша на реке Ветке возле острога вырастает село Ветки с церковью, церковной пашней, 35 дворами пашенных крестьян и 7 дворами торговцев и ремесленников.

К этим дворцовым селам тянуло (относилось) шесть деревень.

Число дворов во владениях Преображенского монастыря близ Казани увеличивается с 44 в 1560-х гг. до 121 в начале XVII в., крестьянская пашня возрастает почти в 4 раза. Вместе с тем уменьшается размер сенокосов, и крестьяне «косят наймуя на стороне».

В вотчинах монастыря уже в 1560-х гг. вместе с русскими крестьянами упоминаются «новокрещены, полонянники и Чуваши», в одном починке «живут в нем Татаровя на льготе». В начале XVII в. все обитатели монастырских владений носят уже русские имена и фамилии. «Татаровьев» никто силком в православие не тащил, это было категорически воспрещено.

В Казанском уезде много служилых новокрещен, татар и чувашей владели землей «без дач и государевых грамот и выписей», потому что теми землями «владели отцы их и дядья и братья до Казанского и после Казанского взятья».

Воеводам, отправляемым в какой-либо город, в уезде которого жили «инородцы», поручалось «смотрети над головою стрелецким» и «над всякими русскими людьми», чтобы они «черемисы не обидили…и поминков с них не имели и насильств им не чинили».

В отличие от европейцев, не признававших прав завоеванных народов на землю, русские власти повсеместно сохраняли землю за теми, кто издавна жил на ней. Вообще российская власть признавало базовое равенство победителей и побежденных. И эта политика оправдывала себя.

«Инородцы», владевшие поместьями, как правило, крестились первыми, притом новокрещены были весьма ревностными верующими.

Русская вера и русская государственность совместно превращали пространство любой степени дикости в мир созидательного труда и производящего хозяйства. Татарин и черемис, входя в этот мир, сохраняли свою этничность, но становились русскими по типу национально-государственной работы…

В это же время «цивилизованная Англия» королевы Елизаветы I (о которой снято так много комплиментарных фильмов) осваивает Ирландию в следующем стиле: «Головы убитых за день, к какому бы сословию те ни относились, должно было отсечь и принести к тем местам, где он (полковник) располагался на ночь, и разложить их по обеим сторонам дороги, ведущей к его палатке, и так, чтобы никто идущий к нему с каким-либо делом, не преминул увидеть их. Головы должны устрашать; от мертвых не убудет, а живые пусть ужасаются при виде голов своих отцов, братьев, детей, родственников и друзей, на которые будут натыкаться, идя разговаривать с вышеупомянутым полковником».

Сущностью английского правления в Ирландии стало постоянное ограбление местного населения при помощи конфискации у него земли — в пользу английских колонистов. Кромвелевское повторное завоевание Ирландии, приведшее к гибели половины населения острова, 616 тыс. человек, началось со слов вождя буржуазной революции, что Англия «продолжит великий труд по искоренению кровожадных ирландцев и их приспешников и доброжелателей». 100 тыс. ирландцев были проданы как рабы в Вест-Индию. От 75 до 85 % всей земли, принадлежавшей ирландцам, было конфисковано и передано во владение колонистам-протестантам из Англии и Шотландии…

После фаз тотального устрашения и массового ограбления наступил этап рационального удушения ирландцев.

«Треть ирландской арендной платы тратится в Англии, что вместе с прибылями, пенсиями и прочим составляет добрую половину доходов королевства, все — чистая прибыль для Англии. Эта арендная плата выжимается из крови, жизненно важных органов, одежды и жилищ арендаторов, которые живут хуже, чем английские нищие», — отмечал Джонатан Свифт в статье «Краткое обозрение государства ирландского».

К началу XIX в. каждый год из Ирландии в карманы собственников земли, живших в Англии, выкачивалось свыше миллиона фунтов стерлингов арендной платы. Сами ирландцы оставались ни с чем. В относительно плодородной стране голод с тысячами смертей сделался привычным явлением.

Когда выращивание зерна сделалось неприбыльным, лендлорды стали выбрасывать мелких арендаторов с земли, передавая ее под выращивание кормовых трав для скота.

Внешне невинный процесс перехода на продуктивное животноводство дорого обошелся всему ирландскому народу.

Ирландские крестьяне-католики остались со своими крохотными участками, где жили выращиванием картофеля. Щедрый американский гость спасал от смерти. До поры до времени, пока его не сгубила грибковая болезнь. Началась демографическая катастрофа.

«…Мы вошли в хижину. В дальнем углу, едва видные сквозь дым и покрывающее их тряпье, лежали обнявшись трое детей, с запавшими глазами, без голоса, в последней стадии дистрофии… Над остатками горящего торфа скорчилась еще одна фигура, дикая, почти нагая, почти нечеловеческая с виду. Жалобно стеная, иссохшая старуха умоляла нас дать ей что-нибудь, показывая руки, на которых кожа свисала с костей», — пишет английский автор, посетивший Ирландию в 1847 г. И в то же время «огромные стада коров, овец и свиней… отправляются с каждым отливом, из каждого из 13 наших портов, курсом на Англию, и помещики получают арендную плату и отправляются тратить ее в Англию, и сотни бедняков ложатся и умирают вдоль дорог от недостатка пищи».

Материал создан: 13.07.2015


Русские — успешный народ

Расширение русских владений в Степном крае и Средней Азии в XIX в

Зачем в Казани поминают шахидов / Факты и комментарии / Независимая газета

Тэги: казань, татарстан, камиль самигуллин, муфтий, иван грозный, шахиды, духовное управление мусульман






Мало кто учитывает, что мусульмане были также в войске Ивана Грозного.
Кившенко А.Д. Покорение Казани – казанские старшины и воины перед Иваном IV. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб


Хэтер коне, День памяти павших при защите Казани от войск русского царя Ивана Грозного, отметили 25 мая в Духовном управлении Республики Татарстан. Совет аксакалов ДУМ РТ заявил, что отныне это мероприятие станет ежегодным и будет проводиться в 13-й день мусульманского месяца шавваль.


Поминальную церемонию возглавил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он пояснил смысл происходившего: «У каждого народа есть свои шахиды. Для татар – это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани. Тем более что события 1552 года шли в дни священного месяца Рамазан. Наш долг – помнить их, изучать свою историю и прививать любовь к своему народу в подрастающем поколении». При этом муфтий оговорился, что «в истории татарского народа и после 1552 года было много героев-шахидов, положивших свои жизни ради религии, родины, нации, поэтому важно помнить и о них тоже», и предложил посвятить Хэтер коне «памяти всех героев и батыров татарской нации».


В Совете аксакалов также призвали «не допускать политических спекуляций на теме взятия Казани Иваном Грозным, которые чреваты межнациональными конфликтами». Напомнив, что «Казанское ханство было мусульманским государством, в котором процветала исламская культура, использовались арабская письменность и календарь Хиджры», татарские старейшины заверили: «Россия является родиной для многих коренных народов, которые плечом к плечу общими усилиями много раз отстаивали единую Отчизну, испокон веков развивались на территории нашей страны, формировали многоликий общероссийский менталитет и внесли вклад в развитие сильного социально-экономического пространства».


Акцент на аполитичность нынешней акции не случаен, уверен казанский исламовед Раис Сулейманов. «Это мероприятие ежегодно проводилось в республике с 1989 года, – напомнил он в разговоре с «НГР». – Изначально его организатором выступал Всетатарский общественный центр и акция проводилась в октябре, поскольку известно, что взятие Казани произошло 2 октября 1552 года по юлианскому, старому календарю, то есть 15 октября по григорианскому. В самом первом мероприятии принимал участие верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Это была довольно массовая акция, которая начиналась с митинга и шествия по центру Казани, а заканчивалась в Казанском кремле около башни Сююмбике коллективной молитвой». «Однако постепенно стараниями Всетатарского общественного центра Хэтер коне стал превращаться в политическое, антироссийское мероприятие с элементами русофобии и в итоге превратился в своеобразный смотр местных националистов», – пояснил эксперт. «Талгат Таджуддин очень быстро перестал принимать в нем участие, а татарское духовенство до первой половины нулевых участвовало в нем. Но у них было свое объяснение. Дело в том, что Духовное управление мусульман Татарстана, которое появилось в 1992 году, создавалось при активном участии татарских националистов. Вначале они обратились к Таджуддину с предложением перевести его муфтият из Уфы в Казань, а когда он отказался, инициировали создание независимого ДУМ РТ», – рассказал Сулейманов.


В 2020 году прокуратура Казани вовсе запретила проведение Хэтер коне. «Уже к началу 2010 года это мероприятие стало раздражать и местные власти, которые не хотели даже косвенно соучаствовать с радикалами, – продолжил Сулейманов. – К этому времени начал терять свое влияние и сам Всетатарский общественный центр, а его сотрудников все чаще стали привлекать по административным и даже уголовным делам. Например, в 2017 году отделение этой организации в городе Набережные Челны признали экстремистским. Сейчас прокуратура Татарстана подала иск в Верховный суд республики о признании самого Центра экстремистской организацией. Судебный процесс пока еще идет, но если иск будет удовлетворен, то Хэтер коне уже никто не сможет проводить. Скорее всего именно поэтому те, кто отвечает за внутреннюю политику в Татарстане, решили изменить формат мероприятия и поручили его проведение Духовному управлению мусульман с условием, что оно не превратится в политический шабаш, но станет чисто поминальной акцией. Ну и чтобы не привязывать Хэтер коне к конкретной дате христианского календаря, было решено проводить его по мусульманскому летоисчислению. Поскольку взятие Казани действительно произошло в 13-й день месяца шавваль, то и решили закрепить именно эту дату».


С одной стороны, продолжает Сулейманов, решение совершать религиозную церемонию от ДУМ РТ – это соблюдение некоторых паритетов: «Русская православная церковь и местная митрополия 4 ноября проводят аналогичное мероприятие, посвященное памяти павшим при взятии Казани русским воинам. Ритуальный обряд совершается в храме-памятнике в честь Нерукотворного Образа Спасителя, возведенном недалеко от кремля. Если проводится религиозная церемония в память о павших русских воинах, то логично, что необходимо проводить и религиозную церемонию почитания тех, кто погиб при защите Казани. С другой стороны, в националистических Telegram-каналах уже стали звучать предложения, чтобы вместе с официальным, но блуждающим Хэтер коне обязательно проводить мероприятия в октябре, как было раньше».


Нынешнее решение ДУМ РТ вызывает много вопросов, заметил в беседе с «НГР» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. «Известно, что при штурме и взятии Казани мусульмане воевали с обеих сторон. Если будут почитать всех мусульман – это один вектор. Если только защитников – то другой», – подчеркнул эксперт.


«Те мусульмане, которые участвовали в осаде Казани, остаются абсолютно незаслуженно забытыми, – согласен Раис Сулейманов. – Они входили в отряд Касимовского и одновременно Казанского хана Шах-Али. В руководстве Казанского ханства были те, кто ориентировался на Москву, и те, кто ориентировался на Крымское ханство, за которым стояла Османская империя. Шах-Али был ярким представителем промосковской «партии». Само взятие Казани началось с того, что часть элиты казанского ханства, ориентированная на Крымское ханство, свергла Шах-Али. Тогда Иван Грозный и принял решение поставить точку. Шах-Али, который считал себя законным казанским ханом, принимал участие во взятии Казани, и его отряд насчитывал порядка 5–7 тысяч человек. В глазах нынешних татарских националистов они до сих пор воспринимаются как предатели, но даже те, кто полагает, что взятие Казани было положительным моментом, никак не вспоминают и не поминают этих воинов».


«Если акция будет посвящена только мусульманам-защитникам, то с целью сохранения межрелигиозного мира было бы неплохо ввести и день памяти атаковавших Казань, с соответствующими как мусульманскими, так и православными молебнами», – предложил Силантьев.

Царства Средней Азии — Монголы

Средняя Азия

 

Казанские ханы (татары)

Ханство было осколком распадающегося государства.

Золотая Орда в Азии. Она занимала бывшую территорию
волжские булгары и
соседствовала с Астраханью.
ханство к юго-западу, вдоль берегов Волги по обоим берегам и
прилегает к северо-западному побережью Каспийского моря.

Правителям ханства приписывали прямое происхождение от Уруса.
Хан Белой Орды
(1374-1376). Основатель Улуг Мухаммед много лет боролся
против различных противников за контроль над распадающейся Золотой Ордой. Он
захватил власть в 1419 г., но был схвачен и заключен в тюрьму в 1422 г.
два года от своего соперника Давлата Берди. В 1430 году, все еще сражаясь с Даулатом за
контроль над ордой, он напал на
Крым, но
был побежден. Дальнейшая попытка получить власть увенчалась успехом.
восстановить контроль над Золотой Ордой в 1427 году, но он снова постоянно
бросают вызов соперники. В 1437 году он окончательно потерял управление и возглавил
на восток, чтобы захватить Казань, где он образовал собственное независимое ханство из
ранее территория Золотой Орды. Его ханство было по существу пересмотренным и
уменьшенная версия домонгольской власти в регионе,
Волга
Болгария.

(Дополнительная информация из Введение в историю Тюркского
Народы
, Питер Б. Голден (1992), из Британской энциклопедии :
Или, Словарь искусств, наук и разной литературы, увеличенный
и улучшенный, том 3
, из Энциклопедия ислама (новое издание) ,
С. Э. Босворт, Э. ван Донзел, Б. Льюис и Ч. Пеллат (редакторы), а также из
Внешние ссылки :
Encyclopaedia.com,
и мир
королевской семьи.)

1437 — 1445

Улуг Мухаммад /
Олуг Моксаммат

Бывший хан

Золотая Орда. Основатель ханства.

1439 — 1445

 

Москва осаждена в 1439 году Улугом Мухаммедом из только что основанной Казани.
ханство. Уже ослабевший великий князь Василий II вынужден бежать из города и править в изгнании. К 1445 году он
собрал свои силы, чтобы сразиться с Улуг Мухаммедом
лично. Однако его армия терпит поражение, и он попадает в плен.
Управление Москвой переходит к оппортунистическому сопернику Дмитрию Шемяке.

1445 — 1462

Махмуд

1462 — 1467

Халил

1467 — 1479

Ибрагим

1479 — 1484

Ильхам Гал

Первое правило.
Удаленный.

1484 — 1485

Мухаммад Амин

Первое правило,
размещено
Москва.
Удаленный.

1485 — 1487

Ильхам Гал

Повторно обеспеченный контроль. Второе правило. Схвачен и заключен в тюрьму.

1487 — 1495

Мухаммад Амин

Второе правило,
размещено
Москва.

1495 — 1496

Мамук

Сибирский хан.

1496 — 1502

Абд аль Латиф

1502 — 1518

Мухаммад Амин

Третье правило.

1508 — 1510

Шайбаниды совершают ряд набегов на ханство из своих
империи в Мавераннахре, но их правитель Мохаммед Шайбани
убит на одном из них в 1510 году, что принесло известность его недолговечному
империи до конца.

Монгольская империя, созданная Чингиз-ханом, постепенно распалась.
вверх в течение трехсот лет, пока, примерно
1500 г. н.э. он распался на несколько более или менее стабильных
ханства, каждое из которых соперничало с другими за власть и влияние,
при этом вынужден отражать растущую мощь Османской империи
на юг и Московское государство (Московию) на север — в конце
это был безвыигрышный бой (щелкните или коснитесь карты, чтобы просмотреть ее полностью)
размер)

1519 — 1521

Шах Аль

Первое правило. Хан
Гасымова. Отъехал.

1521

Шах-Аль изгнан Сахиб-Гиреем I из

Крымское ханство из-за дружеских отношений бывшего с
Москва.
Территория Казани возвращается в состав Крыма по
правление хана Мухаммад-Гирея, отца Сахиб-Гирея.

1521 — 1524

Шах Аль

Второе правило.

1524 — 1531

Сафа-Гирей

Первое правило.

1531 — 1533

Ян Аль

1532

вода
Кбек несет ответственность за свержение и убийство хана Касима II
Астрахань, и
заканчивая его долгое правление (сын Касима, Ядигар Мухаммед, недолго правил как
последний хан казанский в 1552 г. ). Однако во время своего пребывания на посту хана Ак
Кбек, по-видимому, заключает договор или соглашение, которое на время
бытия, гарантирует независимость Астрахани от

Крымское ханство и ногайцы.

1533 — 1546

Сафа-Гирей

Второе правило.

1546

Сахиб Гирей

Сын Мухаммеда
Гирей I из

Крым. Хан Крыма (1532 г.).

1546

Сафа-Гирей

Третье правило.

1549 — 1551

темиш

1551 — 1552

Шах Аль

Третье правило.

1552

Ядигар Мухаммад

Сын хана Касима II
Астрахань. Заключенный.

1552

Казанские ханы побеждены
русские
при Иване Грозном. Он осаждает их главную крепость на двоих
месяцев до разрушения стен. Большинство выживших защитников
убит. Ядигар Мухаммад заключен в тюрьму, но резня распространяется на
гражданское население, около 110 000 убитых. Соседний
такие территории, как Удмуртия, сдаются без боя, и многие татары
насильно переселены, чтобы русские дворяне могли завладеть их землями.

Недолговечное Казанское ханство было завоевано возродившейся Русью.
под предводительством Ивана IV чуть более века спустя после Улуга
Мухаммед основал его
 

Взятие Казани белой армией: последние новости, видео и фото взятия Казани белой армией

Взятие Казани белой армией: последние новости, видео и фото взятия Казани белой армией | Times of India

Edition

IN

  • IN
  • US

Войти

    org/BreadcrumbList» itemscope=»»>

  • Новости
  • Тема

Вы искали

, Показано 213 результатов Россияне «уходят домой», поскольку Украина продолжает наступление на юге / 10 августа 2022, 19:29 (IST)

Украинские силы нанесли удар по ключевому мосту на юге, оккупированном Россией 2021, 09:13 (IST)

Колумбийские силы безопасности поймали самого разыскиваемого в стране торговца наркотиками, сельского военачальника, который более десяти лет находился в бегах, подкупая государственных чиновников и присоединяясь к комбатантам слева и справа. Президент Иван Дуке сравнил субботний арест Дайро Антонио Усуги с захватом Пабло Эскобара три десятилетия назад.

Почему Путин захватил заброшенную Чернобыльскую АЭС?

26 февраля 2022 г., 15:17 (IST)

Это место одной из самых страшных ядерных катастроф, ускоривших распад СССР. На много миль вокруг нет никаких признаков жизни. Так почему же российские войска «захватили» Чернобыль?

Талибан захватил ключевые военные биометрические устройства США: отчет

ANI / 19 августа 2021 г., 07:54 (IST) решающие роли во время войны, говорится в сообщении СМИ в среду.

Афганские журналисты говорят, что мужчина, которого видели повешенным на вертолете, устанавливающем флаг, не был мертв

ANI / 01 сентября 2021 г., 12:58 (IST) вертолет пролетает над афганской провинцией Кандагар, а внизу на веревке висит человек. Однако во вторник не сразу было понятно, жив человек или мертв. Позже выяснилось, что вертолетом якобы управлял афганский пилот, а талиб пытался установить флаг группы.

США, талибы координируют скорость эвакуации в Кабуле: Пентагон

AP / 17 августа 2021 г., 23:53 (IST) , а также ввод дополнительных американских войск для завершения эвакуации в течение двух недель, заявили представители Пентагона во вторник.

BTS выпускают новый альбом-антологию «Proof»; представить видеоклип на песню «Yet to Come» («Самый красивый момент») — СМОТРЕТЬ

etimes. in / 10 июня 2022 г., 13:51 (IST)

Южнокорейский бойз-бенд BTS собирается выпустить свой новый альбом «Proof» в пятницу в рамках долгожданного возвращения на музыкальную сцену, поскольку они празднуют девятую годовщину. годовщина их дебюта в этом месяце. Альбом был выпущен вместе с видеоклипом на новый трек «Yet to Come (The Most Beautiful Moment)», который менее чем за 4 часа набрал более 17,10 миллионов просмотров на YouTube.

Талибан захватывает ключевой афганский город Кундуз

TNN / 09 августа 2021 г., 05:30 (IST)

Захват оружия талибами смущает Вашингтон Генерал США

ANI / 29 сентября 2021 г., 18:09 (IST)

Более чем через месяц после вывода войск США из Афганистана высокопоставленный генерал США во вторник заявил, что 20-летнее военное присутствие Соединенных Штатов в стране было их стратегический провал. Во время своих показаний комитету Сената США по вооруженным силам председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли сказал, что, согласно сообщениям, его личное мнение заключается в том, чтобы иметь 2500 военнослужащих в Афганистане.

Американские силы продолжают переброску по воздуху в условиях высокой угрозы

AP / 28 августа 2021 г., 09:05 (IST)

Воздушная перевозка в Кабул ускоряется, но хаос все еще затруднен IST)

Пентагон: Военные воздушные перевозки США из Кабула ускорят

AP / 17 августа 2021 г., 21:57 (IST)

Байден говорит, что афганские лидеры должны «бороться за свою нацию», поскольку Талибан набирает силу

Reuters / 11 августа , 2021, 09:08 (IST)

«Афганские лидеры должны собраться вместе», — сказал Байден журналистам в Белом доме, заявив, что афганские войска превосходят численностью талибов и должны хотеть сражаться. «Они должны бороться за себя, бороться за свою нацию».

Кто испортил Афганистан?

03 августа 2021 г., 12:05 (IST)

Не только Америка привела к нынешней ситуации в Афганистане, но и другие страны, такие как Пакистан, в равной степени виноваты

Временно исполняющий обязанности премьер-министра Гаити подтверждает запрос на ввод войск США в страну

AP / 10 июля 2021 г.