Ленин чем знаменит: Краткая биография Ленина

выбираем самого крутого Ленина в Сибири • 21.04.2022 • Чтиво • Сибдепо

Красноярск: лучший Ленин в стране

Главный и основной красноярский Ленин обитает на площади Революции в центре Красноярска. Он был, так же как и кемеровский, установлен в апреле 1970 года, к столетию со дня рождения Ленина. И автор у красноярского Ленина тоже очень известный – это ленинградский скульптор Вениамин Пинчук, который, также как и Кербель (автор памятника в Кемерове, о котором ниже), специализировался на изображении советских вождей (образ лысоватого мужчины сильно за 40, по понятным причинам, неустанно вдохновлял творцов). Кстати, вместе со Сперанским Пинчук является автором памятника Ленину, который сейчас можно увидеть в Горках в Москве.

Так вот, брутальный Ильич с площади Революции, в кепи и с рукой в кармане считался одним из лучших памятников Ленину в СССР – достаточно пафосный, очень революционный. Его, в отличие от кемеровского собрата, демонтировать не пытались, наоборот, финансирование ухода за памятником не прекращалось никогда.

Между прочим, Красноярск был одним из первых городов СССР, где вообще появился памятник Ленину. Дело происходило ещё в 1920-х годах, совсем недавно умер, собственно, Ленин, и красноярские рабочие решили помаленьку скинуться и прикупить себе на долгую память металлическую голову Вождя. Эта статуя до сих пор красуется на проспекте «Красноярский рабочий». Ещё один мини-Ленин обитает во дворе дома на улице Марковского, по соседству с которым некоторое время проживал Владимир Ульянов во время ссылки.

Томск: самый политкорректный

В Томске памятник Ленину красуется на одноимённой площади. Этого Ленина работы Ефима Белостоцкого привезли из Киева в 1959 году, но изваяние было далеко не первым и уж конечно, не самым интересным Лениным в Томске – интеллигентный сибирский городок пережил целую эпопею с Ильичами.

Самый первый Ленин появился в Томске ещё в 1935 году и установили его на площади Революции (бывшей и нынешней Новособорной). Отец революции появился практически на месте разрушенного за пять лет до этого большевиками Троицкого собора и служил сугубо политическим целям – символизировать приход новой власти. Соответственно, при смене власти в 1992 году первого городского Ленина в грубой форме попросили на выход – статую пафосно раздолбали кувалдами.

Вообще уничтоженных статуй вождя Томске ещё хватало: Ленин-дитя (тот самый, с октябрятской звёздочки), который был не похож ни на Ленина, ни на дитя; Ленин и Сталин друг напротив дуга в парковой зоне Белого озера, которые задавали местным партийцам непростую задачку – сделать так, чтобы Ленин не был выше Сталина и наоборот. Такая же скульптурная группа играла в вечные гляделки в Университетской роще. После знаменитой зажигательной речи Никиты Хрущёва обе композиции отправились вслед за самими вождями – оставить скульптуру «Ленин и пустота» никто в городе не решился.

В общем, в гонке политкорректности «выжил» только Ленин на площади, но и он сейчас красуется по соседству с часовней Иверской божьей матери и на фоне Богоявленского собора – пришлось потесниться в угоду новым политическим веяниям. Как ни странно, вполне себе уживаются.

Новосибирск: самый компанейский

В Новосибирске памятник Ленину на одноимённой площади появился тогда же, как и большинство других подобных монументов страны – в апреле 1970 года. Вот только этот монумент – особенный, и даже в 1974 году был внесён в список памятников монументального искусства федерального значения, и с тех пор охраняется государством.

В самом новосибирском Ильиче, впрочем, нет ничего особенного – всё тот же развевающийся плащ, взгляд в пространство и героическая поза. Композицию интересной делает – связка рабочий-солдат-крестьянин в качестве олицетворения движущих сил Революции с одной стороны, и рабочий и колхозница с другой стороны – для советской романтики.

В принципе, новосибирский Ленин по-прежнему остаётся интересной скульптурой, даже спустя годы. Но, то ли из нелюбви к вождю, то ли из любви к искусству, некоторые новосибирцы просят Ленина с площади всё же немного подвинуть – монумент загораживает им здание театра.

Абакан: самый задумчивый

На Первомайской площади в Абакане стоит, пожалуй, самая милая статуя Ленина в Сибири. Конечно, фирменная лысина, бородка и рука на лацкане пальто в этом истукане тоже присутствуют, но скульпторы постарались изобразить своего персонажа не пламенным революционером, а задумчивым философом.

Памятник, также как и в Кемерове, поставили на площади в апреле 1970 года, к столетию со дня рождения Ленина. Авторы пытались изобразить Владимира Ульянова ещё молодым и 30-летним, во время ссылки в Шушенском, тем более, что в музей с той самой избой с ружьишком, где три года прохлаждался Ленин, туристам приходится всё равно ехать через Абакан.

У этой скульптуры тоже интересная история. Дело в том, что Ленин, присевший поразмышлять о судьбе пролетариата на площади – самый настоящий самозванец. Изначально планировалось, что на площади появится скульптура в честь 250-летия добровольного присоединения Хакасии к России. И в 1958 году даже установили закладной камень в честь будущего монумента и начали готовить эскиз. Однако идею установки этого памятника отменили, как только впереди замаячил 100-летний юбилей Ильича и памятник в честь присоединения Хакасии к России перенесли в другое место города.

За последние почти 50 лет самим абаканцам «дедушка Ленин»-самозванец уже порядком поднадоел и в Хакасии то и дело слышатся призывы отправить скульптуру «в ссылку» в другую часть города – поближе к Шушенскому.

Барнаул: самый активный

Какой из двух Ильичей в Барнауле лучше и главнее, решить, пожалуй, сложно. Одна, так сказать, основная десятиметровая статуя Ленина красуется на площади Советов. Она изображает Ленина, стремящегося убраться куда-нибудь подальше от здания обладминистрации. Появилась эта скульптура в Барнауле в 1967 (как раз к 50-летию Октябрьской революции) и открывали её с большой помпой.

Зато другой алтайский Ленин-истукан знаменит не только в пределах области, но и за рубежом, под именем «Ленина-Тореадора» (Lenin the Toreador). Бетонная статуя красуется на пересечении улицы Анатолия и проспекта Ленина с 1947 года и получила своё название с лёгкой руки составителей путеводителей по России британского издательства Lonely Planet: англичан смутила поза и обилие драпировок вокруг Ильича.

А вот самой интересной статуи Ленина, которая до 2012 года украшала площадь Октября, уже нет. Снесли. Этот Ленин стал спешным заменителем статуи Сталина (в том же году 1956 площадь Сталина переименовали в площадь Октября). И всё было хорошо, пока наблюдательные барнаульцы не заметили, что Вождь мирового пролетариата напутственно указывает рукой не в светлое будущее, а прямиком на здание местного гастронома. А когда алтайским патрициям партийцам надоело таки получать выговоры и подвергаться товарищескому осуждению за шуточки по этому поводу, руку было решено опустить на уровень груди. Кстати, в 2012 году чрезмерно гедонистического Ленина сменил на посту памятник «Его Величеству Крестьянину».

Иркутск: самый таинственный

Памятник Ленину на перекрёстке Ленина – Карла Маркса в Иркутске стоит с конца 50-х годов, но вот история появления бронзового истукана высотой 5,5 метра на этом месте более чем таинственная и разные версии очень расходятся, а точных сведений нет даже в госархивах. Пожалуй, самая интересная версия – что иркутский Ильич сделан из бронзы, оставшейся от памятнику императору Александру III.

В 1920-х большевики снесли бронзовый памятник императору-миротворцу: скульптуру разобрали и перевезли во двор краеведческого музея. Бронзовые надписи «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь» были сбиты. Уже в 1924 году поверженного императора решили заменить статуей Ленина, причём использовать для отливки бронзу со старого памятника. Комиссия при губернском отделе народного образования постановила: «Ни художественной, ни исторической ценности памятника Александру Миротворцу не признано. Он может быть использован только как металл, но исключительно для переплавки в памятник революционного характера».

Известно, что автором памятника Ленину в Иркутске является народный художник СССР Николай Томский. Отлили фигуру из тёмной бронзы на заводе фигурного литья при Монетном дворе в Ленинграде и по весу фигура Ильича совпадает с памятником Александру III.

Кстати, история с памятниками Ленину и Александру III стала приобретать оттенки иронии уже в 2000-х годах, когда в Иркутске, на том же месте, где и стоял, в 2003 году был восстановлен памятник Александру III, а в марте 2019 выяснилось, что памятник Ленину на улице Ленина является бесхозным и никто на ним особо не ухаживает и не приглядывает.

Омск: самый циничный

Гранитный Ленин на площади, как ни странно, Ленина в Омске, появившийся там в 1957 году, ничем особенно не отличается от своих собратьев из других сибирских городов – все та же лысина, героическая поза и руки, хватающие полы пальто. Интересна история его появления, по омским традициям, циничная донельзя.

Когда-то на месте площади Ленина красовался Ильинский собор, но в 1930-е большевики его разрушили и снесли. А чтобы народ не сильно возмущался поруганием святынь, омичам предложили заменить одно святое на другое, ещё более святое: памятник Александру Пушкину, 100-летний юбилей которого как раз должен был прийтись на 1937 год.

Место переименовали в честь Пушкина, поставили закладной камень… Но в итоге в 1948 году вместо Пушкина на площади появился Ильич, причём временный Ленин, замахнувшийся на кого-то рукой. Этот памятник сменили на гранитный уже в конце 1950-х, а о Пушкине так никто и не вспомнил. И даже площадь партийные деятели переименовали в честь своего вождя.

Кемерово: самый толерантный

Памятник Владимиру Ленину красуется на площади Советов в Кемерове прямо напротив здания областной администрации. 16-тонное изваяние отлили в Ленинграде в установили в центре города в апреле 1970 года. Авторство принадлежит скульптору Льву Кербелю, главному «лениноделателю» советских времён, по слухам, благословлённому на такие труды аж самой Крупской. Но знаменит кемеровский Ленин не этим: изваяние стоит в запахнутом по-женски пальто.

Да, пальто кемеровского Ленина действительно запахнуто на женскую сторону, рассказал кемеровский историк Владимир Сухацкий. И сам Кербель, автор этой скульптурной композиции, не раз давал объяснения по этому поводу, так как этим вопросом его «задолбали» ещё при жизни. Так вот, скульптор оправдывался своеобразно: «Вы там пуговиц не видите же? Он просто запахнул так пальто». При этом нужно иметь в виду, что в то время, в годы жизни скульптора ещё не было правил по поводу того, направо надо запахивать полы одежды или налево, женское или мужское. В стране Советов царил унисекс.

«Многие люди пострадали от того, что шутили на эту тему, даже в неформальной обстановке и в кругу друзей. При традициях советского «стукачества» всякие такие шуточки оборачивались крахом карьеры. Руководителя партийной организации одного из крупнейших кемеровских заводов чуть ли не сняли с должности за такое. Ставили вопрос на заседании обкома партии о том, что он на дне Рождения в кругу друзей позвонил себе такую шуточку. За неуважение к действующей власти, к вождю мирового пролетариата человеку влепили строгий выговор», — вспоминает Владимир Сухацкий.

Памятник Ленину на площади появился в апреле 1970 года, к 100-летнему юбилею со дня рождения Владимира Ленина. Изначально его планировали поставить на то место, где сейчас находится так называемый «нулевой километр»., и должен был появиться в 1967 году, в 50-летию Октябрьской Революции. Но что-то пошло не так…

«В 50-летию Октября в СССР усиленно готовились все и вся. В Кемерове к этой дате должен был открыться кинотеатр «Юбилейный». Не успели. Должны были сдать в эксплуатацию гостиницу «Кузбасс». Не успели. Бассейн, который тоже должны были запустить в 67 году, открыть тоже не успели — он неожиданно загорелся. Одним словом – страна сошла с ума, и усиленно всё готовилась открыть или построить именно к памятной дате. Поэтому, когда статую Ленина в 1967 году поставить не успели, её установку отложили на три года, до следующей круглой даты», — отметил Сухацкий.

Кстати, кемеровский памятник Ленину пережил в начале 90-х нападение – один из тогдашних нуворишей пытался его демонтировать, чтобы поставить на этом месте ларёк, но попытка не удалась – кемеровчане при поддержке милиции отбили Ильича у бизнесменов.

Памятники Ленину ещё в двух сибирских региональных столицах, Горно-Алтайске (Республика Алтай) и Кызыле (Республика Тыва) нам примечательными не показались. Статуя Ильича в Горно-Артайске интересна лишь тем, что при её создании, так же как и Кербель, скульпторы совершили ошибку и «запахнули по-женски» пальто Ленина. А в Кызыле, городе, буквально заставленном всевозможными и очень интересными скульптурами и памятниками, Ленин оказался до неприличия обычным и ничем не примечательным.

А выбирать самого крутого среди сибирских Ильичей мы постеснялись. И решили предоставить это право вам. Специально же для кемеровских читателей напоминаем, что несколько месяцев назад в голосовании на лучшую новогоднюю ёлку Сибири самым внезапно победил Абакан.

История про срубленную ель в усадебном парке


ИСТОРИЯ ПРО СРУБЛЕННУЮ ЕЛЬ


В УСАДЕБНОМ ПАРКЕ


Шубина Т.В.,


главный научный сотрудник


В сентябре 1918 г. В.И. Ленин впервые приехал в подмосковную усадьбу Горки, живописно раскинувшуюся на высоком речном берегу в окружении старинного парка. Ильич полюбил эту усадьбу, «он так привык к Горкам, что когда была возможность поехать куда-либо в другое место, то он, если и соглашался, то с большой неохотой. .., он всегда предпочитал Горки»1. Горки становятся постоянной загородной резиденцией главы государства. Семья Ульяновых бережно относилась ко всему, что окружало их в так полюбившихся им Горках. Это касалось и усадебного парка. Особенно показательна в этом отношении ставшая уже хрестоматийной история о срубленной ели в усадебном парке и наказании, которое понес за это заведующий местным совхозом и санаторием «Горки» Э. Вевер.


Рис.1 Андрияка С.Н. Солнечный день в Горках. Акварель.


Личный шофер Ленина Степан Гиль вспоминал: «В Горках, возле дома, где жил Владимир Ильич, расположен густой и красивый парк с аллеями и небольшими площадками. В конце одной аллеи, по бокам, росли две огромные и очень толстые ели. Они стояли здесь, видимо много десятков лет, возвышаясь над всем парком. С первых же дней жизни в Горках Владимир Ильич обратил внимание на эти гигантские деревья и часто любовался их высотой и стройностью. «Вот это деревья! – восхищался он. – Просто чудо!»2.


В один из летних вечеров 1920 г. Гиль привез Ленина отдохнуть из Москвы в Горки. Тот вышел из автомобиля и, не заходя в дом, стал по обыкновению прогуливаться по аллеям парка. Каково же было его удивление, когда на месте одной великолепной ели он обнаружил «мощный пень, свежий и пахучий. Владимир Ильич с минуту стоял молча, затем заговорил возмущенно: «Это же анархия! Кто смел это сделать? Надо выяснить, чьих рук это дело. Мы этого так не оставим»3. Наскоро было проведено расследование. Свидетели и участники происшествия заявили, что дерево было срублено на дрова по распоряжению заведующего местным хозяйством Э. Вевера как сухое и ненужное. Когда срубили, оказалось, что ель была здоровая. О расследовании доложили Ленину, который потребовал «хорошенько наказать» виновного.


Рис.2 Пейзажный парк в усадьбе Горки.


Наказание не заставило себя ждать. В тот же день Ленин написал «Постановление о наложении взыскания на заведующего санаторием «Горки» Э. Я. Вевера», в котором, в частности, говорилось: «Протоколом… установлено, что по распоряжению заведующего санаторием тов. Вевера срублена 14 июня 1920 г. в парке санатория совершенно здоровая ель. За допущение такой порчи советского имущества предписываю подвергнуть т. Вевера, заведующего санаторием при советском имении Горки, аресту на 1 месяц.


Приговор привести в исполнение Подольскому уездному исполкому, причем


(1) если будет обнаружено, что т. Вевер взысканиям раньше не подвергался, то по истечении недели ареста освободить его условно с предупреждением, что в случае нового допущения неправильной рубки парка, аллей, леса или иной порчи советского имущества он будет не только подвергнут, сверх нового наказания, аресту на 3 недели, но и удалению с занимаемой должности.


(2) Срок для приведения приговора в исполнение определить… так, чтобы сельские работы и хозяйство ни малейшего ущерба не потерпели.


Поручаю т. Беленькому4 объявить это постановление т. Веверу и его помощникам, взяв с них подписку, что им это объявлено и сообщено, что следующее подобное нарушение повлечет наказание всех служащих и рабочих, а не только заведующего. Уисполкому поручаю донести мне о назначенном им сроке для отбытия ареста и о самом отбытии. Председатель Совета Труда и Обороны В. Ульянов (Ленин). 14. VI. 1920»5.


Рис.3 Вид на Южный флигель усадьбы Горки со стороны пейзажного парка.


Работник совхоза Лейтман, который и срубил эту злополучную ель, вспоминал: «Когда Владимир Ильич узнал, что в парке срубили дерево, он очень рассердился и сейчас же сам пришел сюда, тут же составил протокол и подверг т. Вевера домашнему аресту. Владимир Ильич долго не мог успокоиться, так ему было жалко этой ели. Когда мы уже на дворе разрубали ее на дрова, Владимир Ильич опять пришел, посмотрел, а потом попросил топор и стал тоже рубить»6.


Вевер, который на самом деле не отдавал распоряжения работникам совхоза о рубке именно этой ели, пишет объяснительное письмо Ленину, в котором пытается доказать, что ель срубили по недоразумению и он невиновен. Приведем этот интересный документ полностью с сохранением стиля и пунктуации автора.


«Тов. В.И. Ульянову (Ленину)


Дорогой тов.! Вторник 15 июня я прочитал акту, составленную т.т. Беленьким, Иванычевым и Габалиным7
по поводу срубленной ели в парке санатории, а также Ваше постановление в котором предписывается подвергнуть меня аресту на 1 месяц. Согласно протокола Вы конечно вынесли правильное постановление. Но поскольку я преступник и виновен к этому делу я прошу выслушать мое разъяснение. Во-первых, акт составлен тт. Беленьким, Иванычевым и Габалиным ложный и неправильный, потому что я такое распоряжение рабочим Лейтману и Телесову8 срубить ель на самом деле не давал и Лейтман такое показание тоже не дал. Во-вторых, что дерево совершенно здоровое, которое можно замазать и на следующий год было бы зеленым, этого быть не может (насколько дерево здоровое или негодное после я Вам представлю копию акта от Губземотдела).


Рис. 4 Сысоев Н.А. В день рождения. 1960. Холст, масло. ГИМ.


Я не хочу оправдываться, но я хочу дорогой тов. чтобы Вы убедились насколько я преступник. Недели две или три тому назад я нашел в середине парка 2 сухих елки толщиной около 5 вершков, тогда я говорил Лейтману, что нужно пилить на дрова когда время будет. Я совершенно не знал, что эти деревья уже срублены. Когда понедельник 14 июня тов. Лейтман мне говорил, что он пойдет с Телесовым пилить в парк сухие елки, то я думал, что он говорит о вышеуказанных. Я им ответил: «Ну, что же идите если время есть».


Приблизительно через час я пошел посмотреть как они работают. Я нашел, что пилят при самой дороге. Я на них говорил: «Это нехорошо». Если б я знал, что здесь, то я не допустил бы, потому что останутся пустые места. Тогда Лейтман доказывал, что они вчера с охранниками в городки и они указывали, что вот сухие дерева пропадают, нужно резать на дрова. Поэтому они в понедельник собрались пилить.


Убедительно прошу Вас пересмотреть дело и выслушать ту и другую сторону, а также свидетелей тов. Лейтмана и Телесова. Может быть найдете отменить прежнее постановление.


С Коммунистическим приветом Э. Вевер. 18/VI. 20»9.


Рис.5 Аллея к беседке в пейзажном парке усадьбы Горки.


Не рассчитывая только на свое объяснение, заведующий обращается за помощью к работникам совхоза, членам охраны, которые наблюдали за рубкой дерева, а также к ближайшему окружению Ленина. Председатель Моссовета, который находился в это время в Горках, рассказывал: «Тов. Вевер прибежал ко мне ни жив ни мертв и начал меня просить походатайствовать об отмене приговора. Тов. Вевер говорил: «Легче год, два отсидеть, чем одну неделю по распоряжению тов. Ленина. Готов что угодно сделать, только чтобы не быть наказанным Лениным». Как я ни доказывал тов. Ленину невиновность Вевера в данном случае и преданность его вообще, он в своем решении остался непреклонен, и Вевер отбыл свое наказание»10.


Случись это с кем-то другим, дело, вероятно, и не приняло бы такой крутой оборот. Заготовка дров местными крестьянами в усадебном парке была не редкостью. Ленин об этом знал. Интересен тот факт, что первая встреча его с печником из д. Горки, который стал знаменит благодаря стихотворению А. Твардовского «Ленин и печник», произошла вовсе не на крестьянской меже, где вождь мировой революции «топтал покос». Однажды, гуляя по парку, он застал деревенского печника за рубкой деревьев. На вопрос Ильича зачем он это делает, тот, не узнав главу государства, простодушно ответил, что парк теперь не господский, а народный, значит – общий. А ездить на заготовку дров в лес далековато. Крестьянин, которого попросили никогда этого больше не делать, отделался тогда лишь легким испугом.


Рис.6 Бялыницкий-Бируля В.К. Аллея в Горках. 1945. Холст, масло. ГИМ.


Данную ситуацию осложнил тот факт, что Владимир Ильич недолюбливал Вевера. Его надежды на создание в Горках образцового сельскохозяйственного производства, которое стало бы примером для крестьян, не желавших расставаться со своими земельными наделами и вступать в коллективные хозяйства, не сбывались. Некогда рентабельный многофункциональный комплекс, который бывшая хозяйка З.Г. Морозова-Рейнбот оборудовала с учетом всех новейших технических достижений, разваливался на глазах главы государства. А ведь еще в 1918 г. сразу после национализации усадьбы этот комплекс попал в список наиболее перспективных хозяйств Подмосковья. Ленин крайне болезненно переживал неудачи в хозяйстве и, пытаясь понять причины, связывал их, в частности, и с некомпетентным руководством.


Н.К. Крупская вспоминала: «Чего хочет Ильич в отношении совхоза, не понимал тогдашний заведующий хозяйством Горок тов. Вевер. Однажды Ильич, встретя его на прогулке, спросил, как совхоз помогает окрестным крестьянам. Тов. Вевер недоуменно посмотрел на него и ответил: «Рассаду крестьянам продаем». Ильич не стал расспрашивать дальше, а когда Вевер ушел, огорченно посмотрел на меня и сказал: «Даже самой постановки вопроса не понял». И потом стал как-то особенно требователен к Веверу, не понимавшему, что совхозы надо сделать показом того, как надо вести крупное хозяйство»11.


Рис.7 Оранжерейный комплекс и тепличное хозяйство в усадьбе Горки. 1910-е годы.


Постановление о наложении взыскания на Вевера в виде ареста Ленин оставил в силе. Сотрудник земельного отдела Моссовета, который по долгу службы часто бывал в Горках и хорошо знал Вевера, вспоминал впоследствии: «В 1920 году, летом, мы проживали в совхозе «Дубровицы» Подольского уезда. Рано утром в 7 часов утра постучался к нам тов. Вевер. Он дрожал от холода (ночь была холодная), он всю ночь шел пешком 17 километров от Горок и пробирался в г. Подольск. Вевер попросил меня поскорее согреть его горячим чаем. После чего он достает лист линованной бумаги, где была его объяснительная записка о самочинной срубке дерева. С левой стороны наверху была резолюция Владимира Ильича: «Подольский арестный дом. Арестовать тов. Вевера сроком на один месяц. Председатель Совнаркома Вл. Ульянов». Вевер нервничал, все время смотрел на свои часы и, наконец, быстро встал: «До свидания, я спешу». Ушел садиться в тюрьму»12.


Шло время, историю о срубленный ели стали постепенно забывать. Вевер, отбыв наказание, вернулся в Горки и вновь приступил к своим обязанностям заведующего хозяйством. Правда не надолго, вскоре, не без участия Ильича, он был снят с занимаемой должности.


В конце 1940-х гг., в связи с подготовкой к открытию мемориального Дома-музея В.И. Ленина в Горках, большая работа по благоустройству была проделана и в усадебном парке. Директор музея считал, парк должен быть не только восстановлен на период пребывания Ленина в Горках, но и художественно оформлен: «При въезде в Музей хотелось бы отобразить содружество ЛЕНИНА-СТАЛИНА в монументальной скульптуре, а в парке следовало бы в скульптуре или живописи отразить следующую тематику: «Ленин на отдыхе», «Ленин на охоте», «Ленин играет в городки», «Ленин на крестьянской сходке», «Ленин на реке Пахре», «Последний путь из Горок»13. Места в парке, связанные с Лениным (скамейки, аллеи, беседки, поляны и т. д.), он предлагал для увековечения предохранять специальными художественно оформленными навесами, оградами, футлярами, отмечать их мемориальными досками и аннотациями. Этим «грандиозным» планам не дано было сбыться, работы в парке ограничились его восстановлением и ограждением любимых мест отдыха Ленина, в основном, скамеек.


Рис.8 Бялыницкий-Бируля В.К. Пруд в Горках. 1945. Холст, масло. ГИМ.


Не был забыт и сохранившийся пень от срубленной тридцать лет назад ели. Его тоже решили «увековечить». По этому поводу в Горки пригласили специалистов Главного ботанического сада при Академии наук СССР, которые, обследовав пень, сделали следующее заключение: «Учитывая, что вышеописанный пень сохраняется в парке Дома-музея как экспонат для напоминания о бережном отношении В.И. Ленина к ценным для здоровья населения деревьям, и что этот пень довольно сложной реставрацией в известной мере будет видоизменен, представляется целесообразным заменить всю надземную его часть соответствующим по величине отрезком от комля свежего елового кряжа. Этот отрезок предварительно законсервировать и обработать по торцевому срезу в точном соответствии со старым пнем. В этом случае корни пня возможно антисептировать на месте без выкопки пня и заменить надземную его часть отрезком без особых затруднений»14.


Пень законсервировали, накрыли стеклянным колпаком и водили к нему экскурсии с назидательным рассказом не только «о бережном отношении В.И. Ленина к ценным для здоровья населения деревьям», но и к природе вообще. Со временем колпак разбился или его разбили, пень постепенно превращался в труху и экскурсии к нему водить перестали. Тема, почему-то, перестала быть актуальной. Но и сейчас в усадебном парке не трудно найти то место, где росла когда-то великолепная столетняя ель, а мы вспомнили ее историю и события, с этой историей связанные.


Рис.9 Подъездная березовая аллея к усадьбе Горки.



1. Сапронов Т.В. Горки // Журнал «Прожектор». № 15 (61). 15 августа 1925 г.


2. Гиль С.К. Шесть лет с В.И. Лениным. Воспоминания личного шофера Владимира Ильича Ленина. М., изд. «Молодая гвардия», 1957. С. 95.


3. Там же. С. 96.


4. А.Я. Беленький – начальник личной охраны В.И. Ленина.


5. Ленин В.И. ПСС. Т.41. С.151


6. Описание парка Горок и любимых мест в нем В.И. Ленина. Машинописный текст. Неопубликованный материал // Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские».


7. Сотрудники личной охраны В.И. Ленина.


8. Работники совхоза «Горки».


9. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 124. Л. 1.


10. Сапронов Т.В. Горки. Указ. соч.


11. Воспоминания о В.И. Ленине. Т.1. М., Политиздат, 1984. С. 551-552.


12. Федоров Н.Д. Воспоминания. Машинописный текст. Неопубликованный материал // Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские».


13. Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские».


14. Заключение о состоянии и возможности сохранения пня – экспоната в парке Дома-музея В. И. Ленина в Горках. Машинописный текст. Неопубликованный материал // Фонды ГИМЗ «Горки Ленинские».

Русская революция (1917–1918): Ключевые лица

Александр I

Русский царь , или император, смерть которого
в 1825 г.
мягкий кризис отделения, который создал видимость слабости в
русской монархии. Группа из 3000 солдат
которые называли себя декабристами воспользовались
хаос, чтобы потребовать реформ, таких как писаная конституция для
Россия. Более поздние революционеры, такие как Ленин, видели декабристов
как герои.

Александр II

Царь, формально отменивший крепостное право в 1861 году,
освобождение русских крепостных от крепостной зависимости к своим помещикам.
Хотя реформаторы приветствовали этот шаг, он привел к серьезному экономическому кризису.
кризис, разозлил помещиков и вызвал ряд революционных
группы для агитации за конституцию. В 1881 г.
Александр II был убит членом одной из этих групп,
побудив своего преемника, сына Александра III , осуществить
жесткое подавление общественного сопротивления.

Александр III

Сын и наследник убитого царя Александр
II
. Придя к власти в 1881 г.
Александр III жестко расправился с реформаторами и революционерами.
группы, вызывая растущие волнения. Сын Александра III, Николай
II
, был царем у власти во время русской революции 1917 года.

Феликс Дзержинский

Революционер польского происхождения, примкнувший к большевикам.
Вечеринка
после выхода из тюрьмы в 1917.
После Октябрьской революции Владимир Ленин назначил Дзержинского
начальник ВЧК , первая советская тайная полиция
и ранний предшественник KGB .

Лев Каменев
(он же Лев Розенфельд)

Видный член большевистской партии который
изначально сопротивлялся призыву Ленина провести революцию скорее
чем позже. После революции Каменев пошел служить в
Советское правительство, но был расстрелян в г. Иосиф Сталин
чистки 1930-х годов.

Александр Керенский

Член партии эсеров
и активный участник как временного правительства так и
Петроградский Совет . Сначала Керенский выступал в роли
связь между двумя органами власти. В рамках временного
правительстве, он был министром юстиции, военным министром и
позже премьер-министром. После Октябрьской революции Керенский
бежал из страны и в конце концов иммигрировал в Соединенные Штаты,
где он преподавал историю России в Стэнфордском университете.

Владимир
Ленин (он же Владимир Ильич Ульянов)

Основатель большевистской партии , организатор
Октябрьской Революции и первый лидер
Советский Союз. Ленин провел большую часть начала ХХ века
живущих в изгнании в Европе (прежде всего в Великобритании и Швейцарии). Он
был преданным последователем марксизма и считал, что
как только в России произойдет коммунистическая революция, коммунизм
быстро распространились по миру. Хотя и не участвовал в феврале
революции, вернулся в Россию 19 апреля.17 и
организовал Октябрьскую революцию, превратившую Россию в коммунистическую
государство.

Николай I

Младший брат и преемник царя Александра
Я
. Эта неортодоксальная преемственность от старшего к младшему брату
вызвал небольшой публичный скандал в 1825 году и
позволила произойти восстанию декабристов . Николай
Мне наследовал его сын, Александр II .

Николай II

Последний русский царь, правивший с 189 г.4 до 1917 года.
Николай II, вступивший на престол с трепетом по отношению к отцу Александру III
смерти, был неуклюжим и неэффективным лидером, который избегал прямого
участие в правительстве вызвало негодование у русского народа
и привело к насилию в 1905 г.
Николай II отрекся от престола 2 марта 1917 г.
в результате февральской революции . В июле 1918 г.
большевиков расстреляли Николая вместе с женой, Александрой ,
и их дети.

Григорий Распутин

Русский крестьянин и самопровозглашенный мистик
получивший значительное влияние на царя Николая II
жена, Александра , в годы, непосредственно предшествующие
революции 1917 года.
Сексуальные выходки Распутина в российской столице Петрограде вызвали
скандал, и русский народ стал верить, что сам царь
находился под влиянием Распутина. Зная, что присутствие Распутина наносит ущерб
Доверие к Николаю II, сторонники царя убили Распутина
в конце 1916.

Джозеф
Сталин (он же Иосиф Джугашвили)

Лидер большевиков , который стал известным только
после возвращения Ленина в Петроград в апреле 1917 г.
Хотя Сталин был весьма второстепенной фигурой во время Октября
Революции
, он привлек внимание Ленина как полезный союзник,
а после Октябрьского переворота Ленин дал ему место в
правительство как нарком по делам национальностей . Как Сталин
был членом этнического меньшинства — он был из среднеазиатского
области Грузии, а не собственно России — Ленин чувствовал, что он будет эффективным
своего рода посол ко многим этническим меньшинствам в бывшем
Российская империя. После революции Сталин становился все более
могущественный и в конечном итоге сменил Ленина на посту лидера Советского Союза.
Союза после смерти Ленина в 1924.

Петр Столыпин

Премьер-министр при Николае II. Столыпин был известен
за жестокие репрессии против революционеров и диссидентов, в ходе которых тысячи
подозреваемых предстали перед быстрым военным судом и тут же казнены.
Петлю палача в то время часто называли «столыпинской».
галстук.» Сам Столыпин был убит в 1911 г.
революционный активист.

Леон
Троцкий (он же Лев Бронштейн)

Лидер большевиков и один из виднейших деятелей
из Октябрьская революция . Троцкий, находившийся в ссылке
за границей во время Февральской революции, вернулся в Россию в мае 1917 г.,
тесно связался с Лениным и вступил в большевистскую партию.
летом. Троцкий возглавлял Военно-революционный комитет,
которые обеспечили военную мощь Октябрьской революции. После
революции он был назначен наркомом иностранных дел и
вел переговоры России с Германией и Австрией о перемирии
и последующий мирный договор, сделавший возможным выход России из
Первая мировая война.

Григорий
Зиновьев (он же Освел Радомысльский)

Видный член большевистской партии, тесно связанный с
с Лев Каменев и близкий друг Ленина во время
Ленинские годы в ссылке. Первоначально сопротивляясь призыву Ленина провести
революцию раньше, чем позже, Зиновьев фактически сыграл
никакой роли в Октябрьской революции и временно вышел из партии
деятельности после революции. Однако он стал членом
Политбюро в 1919 г.
продолжал служить в Советском правительстве, пока не был арестован и
расстрелян во время сталинских чисток 19 в.30 с.

Русская революция в 5 великих картинах

 

Что такое революция? Самым простым ответом была бы насильственная смена политического режима. Каждая революция в истории представляет собой насильственный политический сдвиг. Даже если революция в конечном итоге потерпит неудачу, она обязательно оставит наследие, которое сотрясет мир еще долго после того, как замолкнут все пушечные выстрелы и все повстанцы исчезнут. Как значительное событие, меняющее жизнь миллионов, революция не может не стать частью искусства. Русская революция не исключение.

 

Событие, которое потрясло мир и вывело Российскую империю из Первой мировой войны, похоронив государство под обломками, русская революция также вдохновила революционное искусство. Большевики подняли разваливающуюся страну из обломков войны и изменили судьбу некогда великой империи, превратив ее в Советский Союз – еще одно государство, которому суждено было стать великой державой на мировой арене. Художники не могли избежать лихорадки революции и, таким образом, задокументировали потерянные жизни и обретенные идеалы.

 

Русская революция и ее скромное начало

Фотография Владимира Ленина во время русской революции 1917 года, via Britannica

 

Великая Октябрьская революция началась с восстания. Когда Россия загорелась, мало кто знал о последствиях. Последовавшие за этим интриги и политическая борьба никак не смягчили экономический коллапс, угрожавший стране и ухудшивший и без того трудную жизнь рабочих и крестьян в государстве, ведущем кровавую войну. Среди множества политических фракций одна партия возвысилась над другими, чтобы ответить на требования народа, пообещав положить конец войне, предоставить права крестьянам и рабочим и, в конечном итоге, реформировать страну. Большевики не только отвергли эти смелые заявления, но и имели для этого необходимое руководство благодаря Владимиру Ленину, фигуре столь же противоречивой, сколь и влиятельной.

 

Большевики доминировали в Коммунистической партии после их раскола с меньшевиками в 1903 году. Эти две фракции не могли договориться по ряду вопросов, включая членство в партии и организационные планы. Только при большевистском правлении Коммунистическая партия не была самой многочисленной или могущественной в 1917 году. Однако то, чего ей не хватало в численности, они компенсировали решимостью и планированием. Прежде всего, коммунисты представляли все новое, радикальное и свежее для народа. Они действительно стремились построить новый мир на руинах Российской империи. И, конечно, новое государство требовало нового революционного искусства.

 

«Большевик » Бориса Михайловича Кустодиева, 1920 г., через Государственную Третьяковскую галерею, Москва

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Взгляд Владимира Ленина на искусство был столь же прост, сколь и революционен. «Искусство принадлежит народу», — писал и повторял он неоднократно. Революционное искусство должно было нравиться широкой публике, а не нескольким избранным аристократам. Впоследствии это новое искусство должно было документировать и пересказывать события, потрясшие государство.

 

Во время русской революции и последовавшей за ней Гражданской войны многие художники прислушивались к ленинскому учению — часто непреднамеренно и всегда с оттенком собственного чутья. Некоторые из самых знаковых картин, изображающих русскую революцию, посвящены как событиям, так и их историческому значению.

 

Кровавое месиво, обнадеживающий шаг от реакционного к революционному искусству, начало соцреализма и диктатуры, священное событие или миф — русская революция была всем этим и даже больше, превратившись для многих в поляризующий опыт. Следующие фотографии рассказывают историю этого великого потрясения глазами разных художников, которые сделали все возможное, чтобы запечатлеть спорные и бесспорные, потрясающие землю перемены, которыми стала Великая Октябрьская революция 19-го года. 17.

 

1. Восстание, б г Климент Редько, 1924-25

Восстание Климент Редько, 1924-1925, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Сакрализация события или личности — важная тема в религиозном искусстве. Однако в атеистическом государстве духовные подходы принимают другой оборот, как показано в книге Редько «Восстание ». Климент Редько завершил работу через год после смерти Ленина в 1926. Русская революция прошла, большевики победили, а Советский Союз уже восстал из пепла.

 

В своей живописи Редько сочетает геометрические формы с портретами революционных вождей. Ленин, как и Иисус Христос, остается в центре. Справа от него стоят его «апостолы» — Троцкий, Крупская, Сталин и пр. Как и в средневековой православной иконе, размер фигуры зависит не от ее положения в композиции, а от ее значения. Формат картины напоминает зрителю православное религиозное искусство – фон однотонный и имеет перекошенную перспективу. Неудивительно, что картина больше всего похожа на икону, чем любое другое произведение искусства, созданное в официально светском государстве. Это неоикона, представляющая не реальность, а сакральный образ — то, чем можно восхищаться и к чему стремиться.

 

Как вождь революции Ленин — самая заметная фигура картины. Словно нимбы над головами святых, световые искры окружают его сподвижников, выходящих из мрака. Ленин как человек, устремленный к вершине власти, становится вечным символом русской революции. Эта попытка создать новую мифологию, которую люди могли бы распознать, отличает работы Редько от многих других. Немногие использовали традицию православной сакральной живописи в качестве иного рода идеологии, и меньшему числу удалось создать что-то столь же уникальное и таинственное, как Восстание .

 

2. Петроградская Мадонна, Кузьмы Петрова-Водкина, 1922

Петроград в 1918 году: «Петроградская Мадонна » Кузьмы Петрова-Водкина, 1922, ГТГ, Москва

 

Если Редько обратился к знакомой православной традиции изображения святых, то другой прославленный советский художник Кузьма Петров-Водкин обратился к искусству итальянского Возрождения в своей работе под названием Петроград в 1918 году. Хотя образ Мадонны узнаваем благодаря позе женщины с ребенком на руках, сочетанию синего, белого и красного цветов вокруг нее, взволнованной толпе позади нее и внушительной архитектуре, все говорит о другом. история.

 

В отличие от многих мастеров эпохи Возрождения, одевавших античных святых и царей в современные одежды, Петров-Водкин делает в своем творчестве совсем другое. Вместо этого художник решил превратить обычную женщину в Деву Марию со скульптурными складками ее плаща, создавая странное столкновение мирского и священного.

 

Кузьма Петров-Водкин считал, что русская революция может принести духовное обновление полуразрушенному миру Российской империи. Будучи членом свободного философского общества, он нарисовал это произведение революционного искусства как образ надежды и обновления в возвышенной фигуре женщины. Картина вскоре стала культовой, получив прозвище «Петроградская мадонна».

 

К сожалению, жизнь Петрова-Водкина была не столь полна надежд, как его революционное искусство. Сам художник видел, как многие его коллеги раздавлены колесами нового режима. Затем он умер от туберкулеза в 1939 и, таким образом, чудом избежали надвигающихся ужасов Второй мировой войны.

 

3. Победите белых красным клином, Эль Лисицкий, 1920

Победите белых красным клином Эль Лисицкого, 1920 г., через Музей изящных искусств, Бостон

 

Литографический советский агитплакат Эль Лисицкого оказал влияние на поколения художников-авангардистов как в Советском Союзе, так и за рубежом. На плакате изображен большой красный клин, который разрывает белый круг и уничтожает все соседние геометрические фигуры, символизируя победу большевиков над Белым движением, возглавляемым теми, кто выступал против Советского Союза, во время последующей Гражданской войны. Будучи ярым приверженцем конструктивизма, Лисицкий был очарован простой силой геометрии и сообщениями, которые она могла передать. Не чураясь пропагандистского искусства, и он, и Малевич считали, что только новое революционное искусство может толкнуть в будущее отсталое государство.

 

Такой экстравагантный и эксцентричный, как Эль Лисицкий, никогда не мог заинтересоваться старыми, священными традициями, что делало его идеальным художником для советской эпохи. Вместо этого он принял принципы конструктивизма, которые позволяли проводить тщательный технический анализ мира и массовое производство искусства.

 

При жизни Лисицкий придерживался ленинского учения и нес свое искусство в массы. Он даже был послом русской культуры в Веймарской Германии в 1919 году.22, где он работал с величайшими артистами своего поколения и оказал на них влияние. Отпечаток Лисицкого очевиден в таких движениях, как Баухаус и Де Стиль. В Советском Союзе он создавал плакаты и искусство, чтобы вдохновлять и мотивировать советскую публику, помогая военным усилиям, особенно когда Вторая мировая война опустошила страну.

 

4. Оборона Петрограда, Александр Дейнека, 1928

Оборона Петрограда Александра Дейнеки, 1928 год, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва

 

Как любимый советский художник с мировым именем, Дейнека сочетал в своем творчестве реализм и модернизм, начиная от монументальной мозаики и заканчивая скульптурой. Это был его Оборона Петрограда ; однако это стало одной из его самых узнаваемых работ.

 

Отвергая славу и обновление, Оборона Петрограда представляет собой бесконечный цикл насилия в революционный период. Каждая революция собирает кровавые гонорары, которые затем отражаются в произведениях искусства революции. Александр Дейнека Оборона Петрограда касается именно этого, так как его работа больше говорит о лишениях и цене перемен, чем о надежде и радостной пропаганде. Картина интерпретирует события Гражданской войны 1919 года, в ходе которой новообразованная Красная Армия сражалась с так называемыми белыми войсками — противниками советской власти.

 

Две линии добровольцев маршируют в противоположных направлениях, пересекаясь посередине и никогда не встречаясь. Первый ряд занимает нижний регистр картины, а второй — верхний, раскрывая истинное назначение композиции: Дейнека показывает возвращение раненых и бодрость новобранцев в одной картине. Возвращаясь с фронта, согнутые и сломленные мужчины ковыляют назад, только для того, чтобы их заменили те, кто готов занять их место, не зная, что их ждет. Циклическое панно в стиле советского реализма, Оборона Петрограда — картина, утопающая в серых тонах и не раскрывающая ни одного революционного триумфа.

 

5. Ленин на трибуне, Александр Герасимов, 1930 

Ленин на трибуне Александра Герасимова, 1930, через ГИМ, Москва

 

Как и Дейнека, Александр Герасимов был еще одним мастером соцреализма. Ленин на Трибуне — почти импрессионистская картина, прославляющая вождя русской революции, напоминающая картины Жака Луи Давида, воспевающие Наполеона, и работы Эжена Делакруа, посвященные Французской революции. Однако это революционное произведение искусства — больше, чем портрет в импрессионистском стиле, написанный яркими и размытыми цветами. Ленин на трибуне больше историческая картина, чем пропагандистская.

 

Созданное в 1930 году произведение увидело свет, когда Ленин уже умер, а русская революция давно миновала. Герасимов был не самым типичным пропагандистом соцреализма; его яркие цвета и склонность к драматизму часто противоречили более консервативным подходам его сверстников. Однако его стилистическая особенность не помешала ему стать любимым художником Сталина.

 

Каждый амбициозный советский художник хотел написать Ленина, так как это означало неуклонный подъем по карьерной лестнице. Однако такая устоявшаяся иконография советского вождя и боязнь гнева властей порождали бездарность. Картины Александра Герасимова, напротив, в этом аспекте отличаются. Он был одним из тех редких художников, которые выбирали самые политически нагруженные истории и раскручивали их, угождая властям и одновременно удивляя зрителей. Однако даже Герасимов не решился изобразить вождя Великого Октября мертвым и в гробу.

 

Бонусное произведение искусства русской революции, изображающее священное и мирское

Ленин в гробу Кузьмы Петрова-Водкина, 1924, ГТГ, Москва

 

Кузьма Петров-Водкин создал одну из самых противоречивых картин о русской революции, повествующую о приходе Советского Союза к власти одним изображением. Ленин в гробу известен не прославлением русской революции и не уникальным стилистическим подходом к изображению ее истории. Наоборот, это одна из редких картин, осмеливающихся поставить под вопрос бессмертие великого вождя Владимира Ленина, культовой личности.

 

Поскольку его тело сохранилось и выставлено в мавзолее, Ленин не должен был считаться мертвым. Символично, что лидер и его революция должны были жить, чтобы их влияние все еще было ощутимым. Это противоречие между мифом и реальностью сделало Ленина в гробу неудобной картиной для многих в Советском Союзе. В результате он редко выставляется и почти никогда не упоминается критиками и художниками. Но остается творчество Петрова-Водкина, добавляющее новых оттенков сложному наследию русской революции и ее вождя.

В заключение

Как показывают рисунки выше, революцию можно изобразить разными способами. Революционное искусство может найти себя в исторической картине или иконе, созданных как суровое напоминание об ужасах войны или послание надежды.