Картины — Фридрих, Каспар Давид. Каспар давид фридрих


Каспар Давид Фридрих - Эпоха Романтизма

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет

«Замкнутый человек с Севера » - Каспар Давид Фридрих.

 

Германский художник – романист, Каспар Давид Фридрих, родился в 1774 году на побережье Балтийского моря в Передней Померании, на тот период шведской, в городке Грайфсвальд. Он был шестым ребенком в семье мыловара. Многочисленное семейство насчитывало десять детей. Но смерть преследовала семью. В семилетнем возрасте Каспар лишился матери – Софи Доротеи Бекли, через год - сестренки Элизабет, в 1791 году - сестры Марии, а спустя шесть лет на его глазах утонул подо льдом озера его брат - Иоганн Кристофер.

 

Близкое знакомство со смерть наложило глубокий след великой скорби и тоски на полотна художника. Переплетение творческих сюжетов с его природной бледностью и замкнутостью навсегда закрепило за ним прозвище «замкнутого человека с Севера ». Однако Каспар не был лишен чувства самоиронии, и тексты его писем всегда содержали толику юмора. Генрих фон Шуберт упоминал о художнике, как о человеке со странной смесью темперамента и искренней серьезности. Полностью Каспар Давид Фридрих раскрывался только в своих работах или в тесном кругу дорогих для него людей.

 

 

Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет. Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри ». Первые шаги самостоятельного изложения сюжетов Каспар предпринял в престижной академии Копенгагена, куда поступил 1794 году. Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора, изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена.

 

 

Его ранние произведения ( «Гуннская гробница в снегу » (1807г.), «Крест в горах» (1808г.), «Монах у моря» (1808—1810гг.)) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы. Так появилась его своеобразная техника. Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г.), «Вид Арконы при свете луны ». К маслу он приступил уже после тридцати лет, сначала это были пейзажи ландшафта Северной Германии, смоделированные из многочисленных этюдов и эскизов. Уже здесь появилась узнаваемая манера Каспара изображения природной красоты с преувеличением трагизма одиноких озер, лесов и утесов. Эпоха Романтизма заполучила гениального живописца с его неподдельным интересом к изображению света, солнечных лучей и сияния луны, водной глади и переката волн Балтийского моря.

 

 

Настоящего признания Фридрих добился в 1805 году, а через пять лет стал членом Берлинской академии. Его полотна продолжали удивлять обывателей точной передачей света и тени, заснувшей на вдохе и агрессивной на выдохе, природе. Техника не предполагала сочных мазков, плавность линий и растушеванные границы обволакивали образы странной аурой, быть может, внутренним свечением.

 

 

Картины мастера разлетались, в 1820-ых годах, благодаря дружбе Фридриха с русским поэтом – романтиком В.А. Жуковским, полотна попадают в Россию. Сам государь Николай Павлович приобрел для свой жены несколько полотен мастера.

 

 

К великому горю, после перенесенного инсульта в 1835 году, руки Каспара Давида Фридриха перестали полноценно функционировать – ирония судьбы, «художник без рук »! теперь он довольствовался небольшими работами в технике «сепия» и угасал в нищете. В работах все чаще появлялись символы смерти – кресты и совы. Выживал великий живописец благодаря пожертвованиям друзей, но в 1840 году 7 мая его не стало.

 

 

После смерти художника овдовевшая жена Кэролайн осталась с тремя детьми наедине с великим наследием его творчества.

paintingromanti.jimdo.com

Художник Каспар Давид Фридрих.

Поздний автопортрет.

Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). 

В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. "Четыре возраста", 1833В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Крушение надежды» , 1822-1824

Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ векаС 1824 был профессором дрезденской Академии художеств.В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

Летом (пейзаж с любовниками), 1807, Новая Пинакотека,Мюнхен 

Пейзаж с дубами 

Пейзаж с радугой, 1810, Пейзаж с павильон

Эльдена Руин

Крест в горах, 1808, Дрезден, Galerie Neue Meister

Крест и собор в горах, 1812, Музей изобразительных искусств в Дюссельдорфе

Гора Вацман, 1825 Старая галерея, Берлин

Утренний туман в горах, 1808, Рудольштадт, Schloss музей Heidecksburg

Пейзаж с одиноким деревом

Пейзаж

Утро в Riesengebirge

Горный пейзаж River (Ночь Version)

Нойбранденбург

Ок в снегу

Утро

Лодки в порту вечером

Река в море льда, 1798, Гамбург, Кунстхалле        

На борту Парусник, 1818, Санкт-Петербург, Эрмитаж 

Морской пляж в тумане, 1807, Wien, Osterreichische Galerie

Пляж с рыбаками, 1807, Wien, Osterreichische Galerie 

Вид из Studio художника

Сестры на балконе

Странник над морем тумана, 1817, Гамбург, Кунстхалле

Женщина у окна

Женщина, Восход Солнца

Закат солнца 

Мужчина и женщина Размышляя Луны

Луна поднимается над морем

Восход луны на море

Три вороны

Егерь в лесу, 1814

Зимние (развалины монастыря Эльдена), 1808, 

Пейзаж с Grave, Гроб и Сова

Зимний пейзаж

Зимний пейзаж с церковью, 1811,Дортмунд, Музей искусства и культуры Cappenberg замок 

Ранний Автопортрет

Поздний Автопортрет                                                                                           Цитата сообщения галина_сухановаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Каспар Давид Фридрих ( 1774-1840). ч.1   Цитата сообщения галина_сухановаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Каспар Давид Фридрих ( 1774-1840). ч.2.

art.mirtesen.ru

Картины, описание картин — Фридрих, Каспар Давид

Описани е картины Каспара Фридриха: Лебеди в камышах.Фридрих – известный немецкий художник, приверженец романтизма. Как и другие последователи этого течения, он считал, что весь мир заключен в человеке, что нет ничего ценнее человека и его личности, и что эмоции ценны.Его картины, как и картины других приверженцев романтизма, всегда полны очень светлыми, очень чистыми цветами и порой отражают действительност ь чуть преувеличенно. Преувеличенно светлой или яркой, например. У каждой картины есть свой центральный образ, вокруг которого она сосредоточенна или центральная линия, на которую она опирается – корабль, маяк, линия горизонта, отражение солнца в море.«Лебеди в камышах» — не исключение. При первом взгляде на неё внимание неизбежно притягивают лебеди — один тянется к другому, который, напротив, откидывает шею назад, глядя немного насмешливо, немного свысока. Они сидят в камышах, устроившись, очевидно, на ночлег, шеи их горделиво изогнуты, глаза внимательны и черны.Пышные белые перья на крыльях отбрасывают желтые тени, сами птицы как живые, готовые, кажется, в любое мгновение зашевелится, зашуршать, устраиваясь поудобнее. Под лебедями и темными, почти черными, камышами – пруд.Темная глубокая вода, в которой вряд ли кому-нибудь придет в голову купаться, небольшие красные цветы тянуться к солнцу на самом берегу. А над ними – небо, которому уделено немало внимания. Оно яркое, светлое, полное лазури и желтых отсветов, оно похоже на воду и готово, кажется, расплескаться. На фоне черных камышей оно кажется сияющим, невыносимо контрастным, и картина будто оказывается разделена на две половины.Одна половина – небо. Другая – пруд и лебеди. Происходит противопоставле ние земного и обычного, прекрасного и знакомого, небесному – сияющему, вызывающему восторг, неземному и дивному.И, словно соглашаясь с самим собой, объединяя две половины в одну картину, художник заключает, что они – одно целое и невозможны друг без друга.

www.art-drawing.ru

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) — Славянская культура

Каспар Давид Фридрих

 Наблюдательный и глубокий мастер пейзажист, Каспар Давид Фридрих принципиально не подписывал своих работ и не датировал их: он считал себя лишь соавтором вечной Природы.

 

Каспар Давид Фридрих

Каспар Давид Фридрих

Фридрих родился в семье мыловара в Грейфсвальде на Балтийском побережье. Он начал брать уроки живописи в шестнадцать лет, в 1794— 1798 гг. учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее художник жил в Дрездене, где принимал участие в выставках и познакомился с Рунге. Ранними работами Фридриха были рисунки, два из которых отмечены в 1805 г. первой премией Кружка веймарских любителей искусства, которым руководил И. В. Гёте.

Первое живописное произведение художника — «Крест в горах» (1807—1808 гг.) — создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом, переданным через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца, Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные ели — символ христианской надежды. 

Картина вызвала оживлённые споры в обществе. Романтизм как на правление в немецкой живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике.

В 1810 г. Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Бер лине две новые работы — «Монах у моря» (1808—1809 гг.) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809—1810 гг.). Возможно, они входили в живописный цикл «Четыре времени года», повествующий о жизни монаха скитальца (излюбленный в те годы персонаж, романтический идеал чело века). Эти картины имели успех, их приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был избран почётным членом Берлинской академии. 

Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Вся композиция состоит из разноцветных горизонтальных полос: почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, черно синее море, свинцово-серое, светлеющее в вышине небо. Основной мотив картины — линия горизонта: её скрывают тучи, однако соседство тяжёлых волн и подвижного неба вы являет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину. Противопоставление маленькой человеческой фигурки и лишённой ориентиров панорамы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства.

Тема трагической затерянности человека в огромном мире развита художником во второй картине. В сумерках под сенью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты монахов на сером снегу почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины ещё держится ясный серебристый свет заката, на фоне которого чётко вырисовываются ветви деревьев и переплёты окна готической руины.

В 1810 г. Фридрих совершил первую поездку в Чехию, в горы. С тех пор горные вершины, символизирующие высоты познания и духовной жизни, стали частым мотивом его пейзажей.

Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г.) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.

В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.

Перед картиной «На паруснике» (1818—1820 гг.) каждый невольно делается участником изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки. Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги Фридрих. Они смотрят вперёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили соборов и здания приближающегося порта.

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г.) — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мыс ленно занять его место. 

Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелено-желтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося — он заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчёркивает резкий переход от тщательной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, переданным сочными разреженными мазка ми. Краски моря постепенно бледнеют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два паруса — удаляющийся и приближающийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.

13 1824 г. Фридрих получил звание профессора пейзажного класса Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию. Творчество художника вышло из моды, однако, он не намерен был угождать вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Мягкие, про светлённые краски, щедро передающие цвет развороченной плугом почвы, зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней свежести.

С середины 20х гг. XIX в. Каспар Давид Фридрих жил замкнуто и одиноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия. 

Похожие статьи:

Blood & Honour → О Гербе национал-социалистической Германии

Поэзия → А.К. Толстой - Боривой

Фольклористика → Русский север. Гиперборея

Ремесла → Реконструкция древнеславянской ладьи

Языкознание → Забвение своей культуры

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Фридрих Каспар Давид — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Двое, созерцающие луну

Крушение «Надежды»

Каспар Давид Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у датского живописца и рисовальщика Н.А. Абильгора (1794-1798). В 1798 году он поселился в Дрездене, где в 1801 году сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности К.Д. Фридрих увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) художник занялся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Он жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Остров Рюген стал излюбленным местом пребывания художника, он называл его «землей души».Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя. В 1810 Фридрих стал членом берлинской и дрезденской академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имел много учеников. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения. Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

megabook.ru

Произведения Каспара Давида Фридриха — Artrue

Краткая биография

Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд — 1840, Дрезден) учился с 1794 по 1798 в Академии художеств в Копенгагене, одним из его учителей был Йенс Юль. Помимо этого работал в Дрездене, где писал городские пейзажи и встречался с крупными представителями немецкого романтизма, в частности с поэтами Новалисом (1772–1802) и Генрихом Клейстом (1777–1811), а также с художниками Георгом Фридрихом Керстингом и Карлом Густавом Карусом. Лишь в 1807 вплотную занялся живописью. В 1810 был принят в Берлинскую, а в 1816 — в Дрезденскую академии художеств. Фридрих не ставил задачей реалистично изображать природу в своих пейзажах. Следуя примеру Филиппа Отто Рунге, пытался выражать на полотнах собственные представления, чувства, метафизические идеи. Подчеркивал страстное стремление человека слиться с Божественным абсолютом. В творческом наследии Фридриха помимо многочисленных картин есть немало литературных произведений.

Известные картины

Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы. Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья. Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.

Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.

Двое, созерцающие луну, 1819/20. Холст, масло, 34*44 см. Картинная галерея, Дрезден.Фридрих часто вписывал на фоне пейзажей фигуры людей, стоящих спиной к наблюдателю. Они не способствуют оживлению композиции, а помогают художнику передать дальнюю перспективу. Кроме этого, художник стремится привлечь зрителя к происходящему, превратить его в еще одно действующее лицо композиции.

Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой. В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим. Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.

Горный пейзаж, после 1830. Холст, масло, 45*58,3 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы. Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.

Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур. Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.

artrue.ru

Фридрих Каспар Давид - это... Что такое Фридрих Каспар Давид?

(Friedrich) (1774—1840), немецкий живописец. Глубоко одухотворённые, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819—1820) составили эпоху в искусстве раннего романтизма в Германии.

ФРИ́ДРИХ Каспар Давид (1774—1840), немецкий живописец. Представитель раннего романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819—1820). * * * ФРИ́ДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (5 сентября 1774, Грайфсвальд, Померания — 7 мая 1840, Дрезден), немецкий живописец, крупнейший художник-романтик, основоположник европейского романтического пейзажа. Остров Рюген Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794—1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком (см. ТИК Людвиг), Новалисом (см. НОВАЛИС), Г. Клейстом (см. КЛЕЙСТ Генрих фон). С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801—1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души». «Крест в горах» Программным произведением европейского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое. В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821—1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы. В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя. В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников. Поздний период В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения. Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

dic.academic.ru