Легкий танк Т-26 (вариант с двумя башнями). Танк т 26


Танк Т-26. Основные модификации | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах.

Танки серии Т-26 были использованы в качестве базовой модели для создания различных образцов вооружений и военной техники достаточно часто. На основе указанного танка производились:

  1. собственно танки различных модификаций;
  2. бронированные тягачи и бронетранспортёры;
  3. самоходные артиллерийские системы;
  4. инженерно-сапёрная техника.

В данной статье я кратко остановлюсь на наиболее известных из них. Из 54 типов машин лишь 23 выпускалось серийно.

пулемётный танк Т-26 выпуска 1931 годаНачало серии положило соревнование между двумя ОКБ:

  • ОКБ С.А.Гинзбурга, которому было поручено модернизировать имевшийся в то время на вооружении РККА отечественный танк Т-19 с учётом конструкторских решений, заложенных в закупленный английский танк «Виккерс-Армстронг» Mk 6. Проект «Т-19У»;
  • ВАММ им. Сталина. Проект «ТММ». Работы по этому проекту были признаны бесперспективными и в 1932 году прекращены.

пулемётно-пушечный танк Т-26 образца 1932 годаПервый проект был доведён до серийного производства и получил наименование Т-26 (по типу устанавливаемого на танке двигателя).

Серия началась с двухбашенных танков, вооружённых пулемётами. Позднее в правой башне начали устанавливать 37 мм пушку. Начиная с 1933 года, Т-26 комплектовался только одной башней. Калибр пушки увеличился до 45 мм. Танк претерпел существенные конструктивные изменения в конструкции башни, корпуса, ходовой части.

  1. Т-26 образца 1933 годаТММ-1. В 1931 году был изготовлен опытный образец этого двухбашенного танка. Вооружение: 2 пулемёта «Виккерс» и пулемёт ДТ;
  2. ТММ-2. Опытный образец выпущен в 1931 году и проходил испытания и модернизацию до 1932 года. Двухбашенный. Вооружение: пушка «гочкис» (37 мм) и пулемёт «виккерс»;
  3. Т-26 образца 1931-33 годов. Двухбашенный. Вооружение:
    1. модификация один: два пулемёта ДТ-29;
    2. пушечный танк Т-26 образца 1935 годамодификация два: 37 мм пушка Б-3(чаще ПС-1) или «гочкис», пулемёт ДТ. Пушка устанавливалась в башне, разработанной для экспериментального танка Т-35-1. Изготовлено 1626 танков;
  4. Т-26РТ. В 1933 году появился первый радиофицированный танк. В остальном данная модификация практически ничем не отличалась от предыдущей версии. В войска поступило 96 таких машин;
  5. ОТ - 130 Химический (огнемётный) танкОТ- 26, другое название ХТ-26. Данный огнемётный (химический) танк выпускался в 1933-1934 годах. Вооружение: пулемёт ДТ и огнемёт. Количество выпущенных машин точно установить не удалось;
  6. Т-26 с башней цилиндрической формы. Выпускался в период с 1933 по 1936 годы. Вооружение: танковая пушка (45 мм) образца 1932 года, два пулемёта ДТ. На вооружение РККА поступило 2127 танков;
  7. Т-26РТ. Годы выпуска 1933-1940. Имел башню цилиндрической формы, радиостанцию с дальностью действия до 15 км. В остальном модификация аналогична предыдущей. Произведено 2938 танков;
  8. Самоходная зенитная пушка СУ-6Т-26-4. Иное наименование Т-26А. Выпускался в 1933 году в качестве артиллерийского танка. Вооружение: пушка КТ-26 (76,2 мм) и два пулемёта ДТ. Изготовлен мелкой серией;
  9. СТ-26. Выпускался в период с 1933 по 1935 годы. Танк-мостоукладчик (сапёрный танк). Длина моста 7 м. Грузоподъёмность — 14 тонн. Вооружение: пулемёт ДТ. Выпущено 65 танков;
  10. самоходная пушка СУ-26ТТ-26 + ТУ-26. Так называемая телемеханическая группа. Производилась в 1935-36 годах. ТТ-26 — лёгкий огнемётный (химический) танк подавления, имевший на вооружении пулемёт ДТ и огнемёт. ТУ-26 – так называемый танк управления, вооружался танковой пушкой (45 мм) образца 1932 года и пулемётом ДТ. Произведено 55 машин;
  11. ОТ- 130. Производился в 1938 году. Огнемётный танк. Вооружение: пулемёт ДТ и огнемёт. Выпускался серийно, но общее количество выпущенных танков точно установить не удалось;
  12. Сапёрный танк-мостоукладчик СТОт-131. 1938 год. Аналогичен предыдущему. Разница только в установленной огнемётной установке. Изготовлен мелкой серией;
  13. От-132. 1938 год. Отличался от № 11 только огнемётной установкой. Выпущен мелкой партией;
  14. ОТ-133. 1939 год. Серийная машина. Вооружение: огнемётная установка и два пулемёта ДТ;
  1. самоходная пушка СУ-5-215.ОТ-134. 1940 год. Вооружение: пушка калибра 45 мм (1932/38), два пулемёта ДТ, огнемётная установка. Изготовлен в единственном экземпляре. За период с 1935 по 1940 годы было изготовлено в общей сложности 1336 огнемётных танков;
  2. ТТ-ТУ. 1938 год. Телемеханическая группа в составе двух единиц: телемеханического танка, имевшего сбрасываемый подрывной заряд большой мощности и танк управления. Опытные образцы;
  3. самоходная пушка АТ-1 (СУ-5-2)Т-26-1. Годы выпуска 1939-1940. башня конической формы. Вооружение: 45 мм пушка (1932/38) два или три пулемёта ДТ. Модификации: с наклонной и прямой подбашенной коробкой. Изготовлено 1975 танков. Из которых 204 имели зенитный пулемёт ДТ-П-40;
  4. СУ-1. 1932 год. Закрытая САУ. Вооружение: ПС-3 (пушка калибра 76,2 мм) и два пулемёта ДТ. Изготовлен опытный экземпляр;
  5. СУ-5-1. Самоходная установка (СУ). Выпускалась в 1934-35 годах. Вооружение: 76,2 мм полевая пушка образца 1902/30 года. Изготовлена экспериментальная партия;
  6. танк Т-26ПХ для преодоления водных преградСУ-5-2. 1934 год. СУ. Вооружение: гаубица образца 1910/30 года калибра 122 мм. В 1937 выпускалась мелкой серией;
  7. СУ-5-3. 1934. СУ. Вооружение: мортира образца 1931 года калибра 152,4 мм. Изготовлен опытный образец. За всё время изготовлено 15 СУ-5 различных модификаций. Данная серия получила условное наименование «малый триплекс»;
  8. АТ-1. 1935 год. Артиллерийский танк. Закрытая САУ.Вооружение: ПС-3 (76,2 мм),два пулемёта ДТ. Заложено 10 танков. Изготовлено 2;
  9. СУ-6. 1935. Зенитная СУ. Вооружение: зенитная пушка 3К калибра 76,2 мм образца 1931 года. Два ДТ. Произведена опытная партия;
  10. танк Т-26 образца 1932 годаТ-263. Проходил испытания в 1935-38 годах. Лёгкий танк, имевший электротрансмиссию. Выпущен в единственном экземпляре. Вооружение: 45мм пушка (1932) и два ДТ;
  11. Т-25. 1935 год. Колёсно-гусеничный вариант танка на шасси Т-26. Вооружался 45 мм пушкой (1932/34) и двумя ДТ. Создан опытный образец;
  12. СТ-25. 1939 год. Гусеничный вариант Т-25. Вооружение аналогично предыдущей модификации. Выпущен в единственном экземпляре;
  13. ТР-26, ТР-4. 1934 год. Бронетранспортёры для перевозки личного состава. ТР-4-1 бронетранспортёр для подвоза боеприпасов;танк Т-26 образца 1934 (командирский)
  14. Т-26Ц. Испытывался в 1935-36 годах. Бронетранспортёр для подвоза горючего;
  15. Т-26-2 артиллерийский тягач. Опытные разработки;
  16. Т-26-ПХ. 1935-1940 годы. Изготовлено несколько опытных образцов для изучения возможности преодоления водных преград по дну.
  17. По состоянию на 01.01.41 на вооружении РККА находилось 9665 танков Т-26 различных модификаций. Общее количество выпущенных за период с 1931 по 1941 годы танков указанной серии составило 11218.
Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Рассказы об оружии. Танк Т-26

Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928—1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

fishki.net

Легкий танк Т-26. Самый массовый предвоенный - незаслуженно забытый.

История созданияИстория танка Т-26 начинается в далеком 1930 году, когда с целью произвести закупки образцов бронетанковой техники из СССР отбыла закупочная комиссия под руководством начальника УММ И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

Естественно, что свое долгое путешествие комиссия начала с мирового лидера в танкостроении того времени - Великобритании. Наибольший интерес у комиссии вызывала фирма "Виккерс-Армстронг", где, согласно программы утвержденной в Москве, надо было закупить образцы танкетки, малого танка, среднего и большого танков. Однако в единичном экземпляре, тем более с документацией, фирма продавать что-либо категорически отказалась. В результате длительных переговоров было приобретено танкеток (в сов. документах - "танкетки ВКЛ") 20 экземпляров, малых шеститонных танков Mk А ( в сов. документах "В-26") 15 экземпляров, средних танков "Виккерс-12 т" также 15 экз.

Главное внимание уделялось 6-тонному танку Mk A, так как именно он наиболее соответствовал принятой системе вооружения РККА. Однако его броня была тоньше, чем хотелось, но решающим фактором приобретения именно этих образцов было то, что английская фирма готова была продать их в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными и в срок три года информировать покупателя о всех улучшениях, производимых в конструкции боевых машин.

8 января 1931 года, на полигоне возле Поклонной горы было отмечено небывалое скопление представителей высшего командования РККА и МВО. По личному приказанию наркома К. Ворошилова все они прибыли с целью ознакомления с привезенными из-за границы образцами перспективной боевой техники, закупленной усилиями комиссии.

Осмотрев образцы и получив краткие пояснения С. Гинзбурга, военные заняли места на смотровой площадке. После показа бронеавтомобилей на трассу, вздымая столбы снежной пыли, выскочил небольшой танк. Он весьма прытко пронесся мимо смотровой, затем развернулся, перемахнул через окоп, немного замешкавшись, свалил довольно толстую сосну, порвал колючую проволоку на кольях и, вновь развернувшись помчался к финишу прямо через кусты.

Восторгам военных не было конца. Этот мелкий прыткий танк покорил их сердца. Тут же прекратили дальнейший показ, потребовали повторить заезд и выпустить на трассу второй танк.

Этот заезд перед высшим комсоставом РККА был последним шагом в полигонных испытаниях В-26 (так называли английские "шеститонники" в СССР). Испытания проводились с 24.12.30 по 5.1.31. у деревни Павшино и на склонах Поклонной горы по приказу Ворошилова. В испытаниях приняли участие три машины - 215/1, 214/2, 216/3. Всесторонним их обследованием занималась "спецкомиссия по новым танкам для РККА" подчиненная лично Ворошилову. Выводы специалистов, под руководством С. Гинзбурга, были довольно сдержанными. Но после демонстрации двух танков В-26 высшее командование Красной Армии впало в такой восторг, что неизменно возникал вопрос об оснащении РККА только этими танками. В англичан верили гораздо сильнее, чем в "своих", а поскольку создателем Mk A, была ведущая танкостроительная фирма мира, этот довод перевешивал все остальные.

Уже 9 января 1931 года последовало распоряжение К. Ворошилова "...решить наконец вопрос о целесообразности производства В-26 в СССР". Но о принятии танка на вооружение еще не говорилось. Тогда же С. Гинзбург получил приказ в срок не позднее 3-х дней предоставить наркому перечень достоинств и недостатков В-26 по сравнению с находящимся в изготовлении перспективным Т-19. 11 января Гинзбург данный перечень предоставил. Не печатая его полностью, мы отметим, что в выводе было отмечено: "Немедленно начать проектирование нового малого танка на основании конструкций Т-19 и В-26... В основе мотор, корпус и вооружение от Т-19 , движитель и трансмиссия от В-26". Как видим, специалисты не отдавали явного предпочтения заграничной "диковинке", стараясь скомбинировать лучшие черты отечественной и импортной машин в одной.

16 января состоялось заседание комиссии под председательством начальника техуправления УММ Бокиса, на котором были рассмотрены все мнения и предложения. 23 января состоялось следующее заседание комиссии, где против отечественных разработок резко выступили представители промышленности.

Оригинал протокола РВС СССР, на котором окончательно решался вопрос о принятии на вооружение В-26, пока не найден, но существует письмо-распоряжение И. Халепского С. Гинзбургу от 26 января 1931 г., которое проливает на многое свет. В нем говорится:

"...по имеющимся в штабе агентурным данным, польское правительство ведет закупки 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка Кристи и усиленно готовится к их производству.

Тов. Ворошилов, тов. Эйдеманн и тов. Тухачевский согласны, что используя англо-французскую помощь поляки в состоянии сделать уже к концу текущего года более 300 шт. легких 6-тонных англ. танков и до 100 шт. средних танков Кристи. В след. году они могут удвоить это число.

Таким образом Совет счел целесообразным рассмотреть вопрос о принятии на вооружение КА вышеозначенных танков и начать их выпуск немедленно как они есть - не дожидаясь окончания опытных работ, чтобы при необходимости нанести отпор возможной агрессии".

13 февраля 1931 года РВС СССР, заслушав доклад И. Халепского о ходе работ над новыми танками, постановил принять "6-тонный танк Виккерса, тип В-26" на вооружение РККА, как основной танк сопровождение общевойсковых частей и соединений, а также танковых и мехчастей Резерва Главного Командования. Новый танк, в соответствии с планами УММ, получил индекс Т-26.

Еще в то время, когда "наверху" решались судьбы танка сопровождения, закупленные "шеститонники" начали расползаться по стране. Танк 216 поступил в ВАММ, где был разобран для изучения, а танк 215 был для тех же целей отправлен в Сталинград, где предполагалось развернуть его производство. Там новинку разобрали, но собрать, в отличии от ВАММовцев не смогли, поскольку ряд деталей по многолетней традиции были не то утеряны, не то украдены в пути. Кроме того еще два танка (номера не установлены) были отправлены для ознакомления в Харьков и в Ленинград.

Уже в ходе работ по сборке первых Т-26, корпус одного из "Виккерсов" был отправлен на завод им. Орджоникидзе для изучения его брони. В ходе исследований отдельные детали корпуса подвергались обстрелу простой остроконечной пулей и бронебойной пулей типа АУ-30 из винтовки и пулемета с дистанции 50 м. Обстрел танк выдержал на "отлично" После химического анализа и исследований микроструктуры брони специалистами отмечалось "что цементованная броня очень высокого качества". Сравнение с поданными образцами брони Ижорского завода показало худшее качество отечественных листов, что было связано с отсутствием в СССР современного металлургического оборудования. Ввиду неготовности Ижорского завода к выпуску брони требуемого качества, решено было первые 15 танков выполнить с корпусами из неброневой стали.

В связи с тем, что СТЗ еще не был достроен, то заказ на постройку первых 500 машин был спущен ленинградскому заводу "Большевик". Уже через месяц план был скорректирован до 300 шт., но и это количество оказалось нереальным. Лишь к 1 мая были закончены основные чертежи Т-26, а 16 июня одобрен техпроцесс и завод начал изготовление приспособлений и инструментов для массового производства. С первых дней все попытки заводчан хоть как то упростить технологию изготовления, разбивались о запреты. Требовалось точное копирование заморской "штуковины". Поначалу камнем преткновения стал двигатель, нормой брака по моторам считалось 65%! Ижорский завод подавал отвратительного качества бронекорпуса, они неизменно имели большое количество сквозных трещин. Бронелисты толщиной 10 мм в первый год пробивались винтовочной бронебойной пулей со 150-200 м, хотя это считалось невозможным, тем более, что спешка с освоением танка привела к появлению кустарщины, которая процветала до 1934 года. К тому же стоимость первых Т-26 в два раза превышала стоимость "Виккерсов".

Первые Т-26 были собраны с точнейшим следованием английским чертежам, с широким использованием импортных деталей, но двигатели на них работать отказались. Следующие 15 танков тоже не могли двигаться своим ходом и обретали прыть только при перекидке в них мотора с эталонного "Виккерса". Только осенью наши Т-26 стали выползать с территории завода самостоятельно.

2 августа Комитетом обороны принята программа танкостроения в условиях военного времени, согласно ей тяжелая промышленность СССР должна обеспечить наличие в армии:

"- танков Т-26 - 13800, исполнители СТЗ и "Большевик"; - танков БТ - 2000, исполнитель ХПЗ; - танкеток Т-27 - 16000, исполнитель Автозавод 2 и НАЗ; - иных танков - 8200, исполнители "АМО" и Ярославский завод. Всего - 40000 танков."

Понятно, что в начале тридцатых о подобной программе можно было говорить только как о деле далекой перспективы. Проанализировав возможности завода "Большевик" Комитет Обороны разрешил(!) КБ "Большевика" вносить любые изменения в конструкцию и методику изготовления танков, не снижающие их боевые качества. Осенью 1931 года начинают делать новую повышенную цилиндрическую башню со смотровым окном, мотор отодвинули на 77 мм ближе к корме, с начала 1932-го года были введены новый бензобак и маслобак.

Но проблемы оставались. Так, 26 апреля 1932 г. К.Сиркен докладывал, что смежники затягивают поставку узлов и агрегатов, а входной брак моторов достигает 70-88%, по корпусам - 34-41%. Из-за всех этих причин программа выпуска 10000 танков была конечно сорвана, к 19 марта 1933 года на вооружение РККА было принято 1411 Т-26, 2146 танкеток Т-27 и 522 танка БТ. Причем качество изготовления практически всех этих машин было отвратительным. Например, в 1932 году было изготовлено 1410 Т-26, предъявлено к сдаче 1361 танк, а войска приняли лишь 950.

Несмотря на то, что в 33-м году уже был в производстве пушечный однобашенный Т-26, производство двухбашенных пулеметных машин продолжалось.

Корпус двухбашенного Т-26 собирался клепкой на каркасе, толщина листов на машинах 1931-32 гг. составляла 6-10 мм. На подбашенной коробке на шариковых опорах устанавливались две пулеметные цилиндрические башни из 11-мм броневых листов. Двигатель - карбюраторный воздушного охлаждения, мощностью 90 л.с. Бензобак емкостью 182 литра и маслобак на 27 литров располагались рядом с двигателем. Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная КПП устанавливалась в носовой части танка. Подвеска танка - блокированная, состоявшая побортоно из двух тележек. Тележки взаимозаменяемые и состояли из 4-х сдвоенных обрезиненных опорных катков. Ведущие колеса - литые, располагались впереди, а направляющие сзади. Для разгрузки гусеницы на каждом борту располагались по 4 обрезиненных поддерживающих катка. Гусеница - цевочного зацепления состояла из литых стальных траков, соединенных пальцами.

Первые Т-26 создавались под установку 37-мм пушки Гочкиса или же пушки Сячинтова ПС-1 в правой башне. Также в серию пошли танки имевшие по два пулемета ДТ. Оптических прицелов не было. Из 1627 двухбашенных танков, выпущенных в 1931-33гг. пушкой ПС-1 было вооружено 450 машин.

В 1932 году на вооружение принимается 45-мм танковая пушка 20-К, поначалу довольно капризная она была отлажена к 1934 году и на многие годы стала основным танковым орудием РККА. С весны 1933 года именно она считается основным оружием для танков Т-26 и БТ. По сравнению с ПС-1 и ПС-2, 20-К обладала целым рядом преимуществ: увеличилась бронепробиваемость, резко возросла масса осколочного снаряда с 0,645 кг до 2,15 кг, а масса ВВ в снаряде с 22 г до 118 г.

Для установки новой "большой" башни на корпусе Т-26 потребовалось внесение некоторых изменений в конструкцию танка. Новый подбашенный лист, на котором новая двухместная башня устанавливалась сдвинутой к левому борту. Однако 45-мм орудие плохо вписывалось в большую башню и после рассмотрения нескольких проектов УММ РККА остановилось на "уравновешенной конструкции с цельнокроеными бортами". Башня была похожа на предыдущую, но имела более развитую кормовую нишу. Конечно, она была более технологически сложной, чем ранний вариант. Так как вооружение и оптика для пушечного танка стали поступать только летом, то до конца 1933 года завод №174 выпускал однобашенные машины параллельно с двухбашенным вариантом танка. Ничем иным, кроме башни увеличенного размера с 45-мм орудием новый Т-26 выпуска 1933-го года от двухбашенной машины еще не отличался.

Но масса танка возросла на 850-1200 кг, и мощности мотора в 85-88 л.с. стало не хватать. Заводом №174 был разработан новый карбюратор, поднявший мощность двигателя до 92 л.с. Именно такими двигателями оснащались почти все однобашенные пушечные Т-26. В 1934 году корпус танка в корме подвергся небольшим изменениям, а также в крыше подбашенной коробки добавился вентилятор боевого отделения. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов ( у радийных танков - 82), масса танка возросла до 9,6 тонн.

В конце 1935 года была разработана установка в танк дополнительного бензобака, что позволило на серийном образце 36-37 годов поднять запас хода до 240 км.

1936 году завод №174 продолжает выпускать старые хорошо освоенные Т-26, которые удалось сделать еще дешевле, а КБ завода занялось совершенствованием их боевых характеристик. Но начавшийся 1937-й год печально известен началом массовых репрессий. Были арестованы многие специалисты, повсюду ловили шпионов. Поэтому все, на что раньше уходил месяц, теперь решалось за три, а то и вообще тормозилось "как происки врагов народа" и "вредительство".

Была также изменена вся схема бензопитания, в том же 1937 году были разработаны новые бакелитовые бензобаки, не только более дешевые, но и более легкие и простые в уходе, а главное - меньше боящиеся прострела пулей.

Корпус танка, изначально клепанный, с 1935-36 годов, начал изготавливаться с применением электросварки, причем качество сварных соединений на Т-26 было много лучше таковых на БТ и Т-38. В 1935 году наконец удалось освоить изготовление штампованной маски пушки, до этого выпускалась сварная, которая была очень нетехнологична. В этом же году на Т-26 началась установка "фар боевого света", две мощные фары-прожекторы устанавливались непосредственно над стволом пушки. Установка этих фар на Т-26 велась из расчета на каждый пятый танк, вплоть до осени 1939 года.

Изменения затронули и ходовую часть. Болезнью Т-26 был быстрый износ резиновых бандажей на опорных катках, поэтому было применено простое решение - бандаж сделали съемным и вместо замены всего катка при износе грузошины, теперь менялся лишь бандаж. Была изменена конструкция механизма натяжения и освоен метод горячей штамповки гусеничных траков. Успешно закончена работа по освоению закалки пальцев гусеницы токами высокой частоты (ТВЧ).

Так как планы переоснащения Т-26 дизельным двигателем пришлось отложить до лучших времен, а масса танков 1936-37 года выросла еще на 550 кг, то было принято решение форсировать существующий мотор до 105 л.с. Танк, оснащенный таким двигателем, пошел в войска в 1937 году, но вскоре оттуда пошли рекламации, что новые танки стали массово выходить из строя из-за обрыва клапанов при движении. Это привело к остановке производства Т-26 на месяц и следствию по поводу "вредительства", были отстранены от работы и арестованы многие конструкторы КБ завода №174, но выяснилось, что виной массового обрыва клапанов была поставка несортового материала, и производство Т-26 было возобновлено, правда со старым двигателем.

Если на момент постановки на поточное производство, пушечного варианта Т-26, он являлся наиболее сильным танком малой массы, то уже в 1935-35 годах положение изменилось. В разных странах появились модели той же массы (до 10 тонн), имевшие сходную подвижность, при такой же или лучшей броневой защите, хотя и при несколько более слабом вооружении. Наиболее интересными с точки зрения советских специалистов стали чехословацкие танки Lt. Vz. 34 и S-2а, японский Ха-Го, французские R-35, H-35, FCM-36. К началу 1937 года, по мнению большинства отечественных конструкторов, Т-26 окончательно устарел.

Но все же очередная модернизация, хорошо освоенного в производстве Т-26 состоялась. В планах числилось: поднять мощность двигателя до 105-107 л.с., усилить подвеску танка, довести боекомплект до 204 снарядов и 58 пулеметных дисков, улучшить броневую защиту корпуса и башни установкой цементованных бронелистов толщиной 20-22 мм, преимущественно под наклоном, улучшить возможности эвакуации из танка под обстрелом.

Кризис с форсировкой двигателя удалось преодолеть только в 1938 году. Также танк получил более толстые листы рессор, пошли в серию бандажи из отечественного синтетического каучука - неопрена. Корпус танка с наклонными листами брони изготовить в срок не удалось, но коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с с прежним корпусом, усиленной подвеской, форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на полигон НИИБТ.

Испытатели так оценили результаты модернизации:

"Все недостатки Т-26 в том, что его модернизация проводилась исключительно по пути наименьшего сопротивления - увеличение брони, мощности мотора и вооружения. Необходимо же кардинально переработать подвеску, которая в следствии возросшей массы танка значительно перегружена и не обеспечивает гарантированного пробега.

Кроме того, недостатками Т-26 следует считать - угловатость форм и отсутствие обтекаемости, малая удельная мощность и технические скорости. Большое удельное давление ввиду узких гусениц.

Ненадежная конструкция карданного вала.

Вооружение для данного типа танка пока в общем соответствует своему назначению и несколько превосходит таковое у лучших зарубежных образцов.

Конструкция траков гусеницы не дает гарантии их выскакивания из опорных катков. Пальцы гусениц разрушаются от больших нагрузок при движении по пересеченной местности.

Т-26 является танком устаревшей конструкции. Необходимо срочно разработать замену этой машине".

Только после боев у оз. Хасан и на Халхин-Голе танк претерпел некоторые изменения. В середине 1939 года Т-26 обрел тот самый внешний вид, которому помешали события 1937-38 гг. В документах Наркомата АБТУ и военной приемки новая машина была названа Т-26-1, но больше она известна как "Т-26 образца 1939 года".

По своему устройству и основным характеристикам Т-26-1 подобен своему предшественнику выпуска 1935-36 гг. и внешне отличался от него установкой конической башни, подбашенной коробкой с наклонными броневыми листами, усиленными рессорами с пятью коренными листами, наличием аварийного люка в днище и разборной конструкцией опорных катков. Вооружение танка не изменилось, хотя на части танков устанавливалась 45-мм пушка обр. 1938 года со стабилизированным прицелом ТОС, спаренная с пулеметом ДТ. В качестве дополнительного вооружения использовались один или два пулемета ДТ. Один в кормовой нише, другой - зенитный на турели П-40. На танках стоял перископический ПТ-1 и телескопический ТОС прицелы, на командирских танках устанавливалась командирская панорама ПТК (на линейных танках отменена с конца 1939 г.)

В 1939 кормовой пулемет был изъят, также с танков сняли прицелы ТОС из-за трудностей их освоения личным составом. Боекомплект составлял: 205 артвыстрелов и 3654 патронов (165 и 3212 соответственно для танков с рацией). Броневая защита не изменилась и составляла 15 мм лоб корпуса. В качестве средств радиосвязи на Т-26 с 1938 г. по 1939 г. использовалась радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной, а с 1940 года 71-ТК-3. В 1940 году башни для радийных и линейных танков были унифицированы. Боевая масса танков выпуска 1939 г. была 10,25-10,3 тонн, именно поэтому была усилена подвеска. В связи с возросшей массой макс. скорость машины была снижена до 30 км/ч, а запас хода по шоссе при емкости баков 290 литров составил 200-220 км. Ходовые качества Т-26-1 ухудшились.

По опыту войны в Испании с 1 февраля 1939 года были введены надмоторные жалюзи с решетками типа "елочка", а также "противобутылочные" жалюзи. Весной-летом 1939 г. была упразднена установка фар боевого света, а поручневая антенна, на машинах старых годов выпуска, заменена на штырьевую. В 1940 году был проведен последний цикл изменений конструкции Т-26, на часть машин во время советско-финляндской войны установили экраны. Масса Т-26 с экранами составила 12 тонн.

До второй половины 1941 года заводские цеха покинули 11218 танков Т-26, что делает этот танк самой массовой боевой машиной РККА в предвоенный период.

На 1 июня 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 10 286 танками Т-26 всех модификаций, что составляло 39,5% всего танкового парка РККА. В западных военных округах к 1 июня 1941 года насчитывалось 4875 танков Т-26 всех модификаций. Из этого количества 709 штук относились к 3-й и 4-й категориям, то есть требовали среднего и капитального ремонта. Само собой разумеется, что эти танки были небоеспособны. 828 танков 1-й категории представляли собой технику, находившуюся на хранении, после снятия с хранения эти танки были готовы к бою. Сложнее дело обстояло с машинами 2-й категории (3339 единиц), к которой относились, как вполне боеготовые танки, так и требующие текущего ремонта. Если учесть дефицит запчастей, имевшихся в Красной Армии, то становится ясно, что некоторая часть танков 2-й категории была небоеспособна. В некоторых подразделениях до 30% машин стояли без движения, хотя числились во 2-й категории. Кроме того, до 30% танков составляли машины выпуска 1931-1933 годов, имевших практически выработанный моторесурс. Таким образом, в пяти западных военных округах имелось примерно 3100-3200 технически исправных танков Т-26, что чуть меньше всего немецкого танкового парка, предназначенного для вторжения в СССР, и примерно 40% от общего числа советских танков в этих округах.

Модификации Т-26 и машины на его базеУже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76,2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

T-26ПT - двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) - химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT - с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) - (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) - артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая партия машин.

СT-26 - саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 - легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 - танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-132 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-133 - химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 - химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.

Источники:М.Барятинский "Советские танки Второй мировой войны", 1995"Легкие танки и бронемашины Красной Армии 1931-1939", 1997М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937 - 1943 "М.Свирин "Танковая мощь СССР"phoca_thumb_l_t26_29phoca_thumb_l_t26_15phoca_thumb_l_t26_8

mihalchuk-1974.livejournal.com

Танк Т-26 с двумя башнями

Танк Т-26На основе конструкции 6-тонного танка английской фирмы "Виккерс-Армстронг" в Советском Союзе был создан и c февраля 1931 года принят на вооружение легкий танк Т-26, основным предна­значением которого было сопровождение пехоты на поле боя, поэтому его иногда называют также легким пехотным танком. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. В соответствии с предназначением, танк имел довольно сильное бронирование и невысокую скорость движения. Кроме модификации с чисто пулеметным вооружением, выпускался также танк, в правой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Часть танков выпускалась в модификации Т-26РТ с радиостанцией 71-ТК-1. Двухбашенные танки выпускались до августа 1933 года и были заменены в производстве однобашенными с пушечным вооружением. Всего было изготовлено более 1600 двух-башенных Т-26.

Танк Т-26

Из истории создания и модернизации легкого танка Т-26

Для ознакомления с обстановкой мирового танкостроения в Великобританию весной 1930 г прибыла комиссия СССР под руководством С. А. Гинзбурга (Семён Александрович Гинзбург (1900-1943) - советский конструктор бронетехники). Комиссию прежде всего интересовал легкий танк фирмы Виккерс Mk.E (Vickers Mk.E), известный так же, как Виккерс шеститонный. Танк был специально спроектирован для экспорта в интенсивно развивающиеся страны, к которым в то время относился и советский союз. Мк.Е проектировался максимально простым для сборки и ремонта о условиях отсутствия развитой промышленной базы. Танк был выполнен в трех вариантах: Model А - двухбашенный, вооруженный двумя пулеметами, Model В - однобашенный с 47-мм пушкой, Model С - танк-истребитель, дополненный двумя 37-мм пушками в лобовом и кормовом листах корпуса.

Танк Виккерс

Был заключен контракт на поставку в СССР 15 танков Мк.Е Model A и конструкторской документации на них c целью изучения особенностей конструкции и современного опыта заграничного строительства танков. По результатам сравнительных испытаний танк В-26 (такое наименование получила английская машина) показал существенное превосходство над спроектированным в СССР танком Т-19.8 феврале 1931 г. Реввоенсовет СССР постановил принять танк "Виккерс" на вооружение Красной армии, как основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также войсковых частей Резерва Главного Командования. В соответствии с классификатором УММ танку был присвоен индекс Т-26. Для производства танка был выбран ленинградский завод "Большевик", как предприятие, уже имевшее опыт изготовления танков Т-18. Руководителем проекта был назначен С.А. Гинзбург. (В феврале танковое производство завода выделилось в самостоятелыный завод N9174 им. К.Е. Ворошилова - первое в СССР предприятие. занимающееся только выпуском танков). После проведения необходимой подготовки с июля 1931 г. завод приступил к выпуску Т-26.

Танк Т-26

Со второй половины 1933 г. к выпуску Т-26 подключился Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В силу ряда причин, на СТЗ не сумели наладить серийного производства данного танка, и до весны 1940 г. когда цеха завода покинули последние 10 машин, завод смог изготовить всего лишь несколько сотен танков (максимальный годовой выпуск пришелся на 1935 г.- 115 штук, в 1937 г. не было сдано военной приемке вообще ни одного танка). К тому же по сравнению с Т-26 изготовленными на заводе N 174, "сталинградские" машины имели более низкую надежность и более высокую цену.

Танк

Корпуса двухбашенпых Т-26 собирались клепкой броневых листов на каркасе из металлических уголков. На части танков выпуска 1931 года в нижней части корпуса имелись специальные цинковые прокладки, установленные па стыках броневых листов. Таким образом, советские конструкторы пытались обеспечить герметичность корпуса Т-26 при преодолении бродов. Однако с 1932 года, для удешевления конструкции, от использования цинковых пластин отказались. С марта 1932 года на всех Т-26 над люком воздуховывода стал устанавливаться специальный кожух для защиты от осадков. В конце 1932 года на Ижорском заводе освоили изготовление бронекорпусов с применением электросварки. Поэтому часть Т-26 выпуска 1932-1933 годов получила корпуса смешанной клепано-сварной конструкции, при этом параллельно шел выпуск полностью клепаных корпусов.

Легкий танк

На корпусе танка на шариковых опорах устанавливались две цилиндрические башни. Судя по фотографиям, существовало как минимум 4 модификации башен, которые отличались технологией изготовления (клепаные, клепано-сварные и сварные), конструкцией петель и способом раскроя броневых листов. Следует отметить, что какой-либо системы в сборке Т-26 не существовало - на клепаный корпус могли установить сварные башни и наоборот. Не редкость танки, на которых установлены башни, изготовленные по различной технологии, например клепаная и сварная.

Танк 1933 года

На Т-26 стоял 90-сильный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, являвшийся точной копией мотора "Армстронг-Сидлей" танка "Виккерс". Разница была лишь в том, что мотор советского производства был значительно хуже по качеству и отказывался нормально работать. Его удалось довести до выработки гарантийного срока только к 1934 году.

Танк

Двигатель Т-26, как и его английский прародитель, не имел никаких ограничителей оборотов, что часто, особенно летом, приводило к перегреву и обрыву клапанов. Рядом с двигателем находился бензобак емкостью 182 л и масляный бачок на 27 л. С середины 1932 года на Т-26 был введен более емкий бензобак и маслобак упрощенной конструкции. В системе охлаждения двигателя имелся специальный вентилятор, закрепленный над двигателем в специальном кожухе. Примерно с весны 1932 года на Т-26 несколько изменилась установка глушителя - был введен еще один, третий хомут крепления.

Танк

Трансмиссия танка состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, располагавшейся в передней части машины, бортовых фрикционов, бортовых передач и ленточных тормозов. Коробка перемены передач соединялась с двигателем при помощи карданного вала, проходившего через весь танк. Рычаг переключения скоростей находился непосредственно на коробке передач. Подвеска танка, применительно к одному борту, состояла из двух взаимозаменяемых тележек, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Каждая тележка состояла из литой коробки, четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а также двух четверть-эллиптических рессор. Ведущее колесо танка - литое, со съемным зубчатым венцом, располагалось впереди. В кормовой части машины имелся ленивец с кривошипным механизмом натяжения. Траки гусеничной цепи отливались из стали и соединялись между собой пальцами, которые фиксировались стопорным кольцом и шплинтом. Для связи командира танка с механиком-водителем сначала имелась специальная труба, замененная в 1932 году светосигнальным устройством. Средств внешней связи линейные танки не имели. Для тушения пожара Т-2б оборудовался одним возимым огнетушителем.

Двухбашенный танк

Но как усилить вооружение Т-26? Выход был найден простой - установить в одну из башен танка 37-мм пушку. К тому моменту в СССР имелось всего два образца подобных орудий, пригодных для установки в танк - 37-мм пушка Гочкиса (или ее улучшенный вариант, подготовленный к производству и имевший обозначение ПС-1) и 37-мм пушка повышенной мощности ПС-2 конструкции П. Сячинтова. Преимущество было явно за последней конструкцией, так как пушка Гочкиса сильно проигрывала по боевым характеристикам. Однако проблема была в том, что ПС-2 существовала только в опытных образцах и не была доведена до нормального работоспособного состояния. Поэтому на первых десяти предсерийных Т-26 установили 37-мм пушки Гочкиса в правой башне. Согласно принятому решению, пушкой в правой башне должен был вооружаться каждый пятый танк, но время шло, а вопрос о производстве ПС-2 так и не разрешался. К этому времени Главное артиллерийское управление Красной Армии отдало предпочтение 37-мм противотанковой пушке немецкой фирмы "Рейнметалл", которая была закуплена советскими представителями и готовилась к серийному производству. Силами артиллерийского КБ завода "Большевик" качающуюся часть 37-мм орудия "Рейнметалл" поместили в ложе ПС-2.

Танк с пушкой Б-3

После успешных испытаний эта система была принята на вооружение под индексом Б-3 и поставлена на серийное производство на подмосковном артиллерийском заводе № 8 имени М. Калинина, где получила заводское обозначение 5К. Осенью 1931 года один из первых образцов Б-3 установили в правой башне Т-26. Испытание этой системы в танке прошло успешно и было принято решение о скорейшем вооружении Т-26 пушками Б-3. Однако, с весны 1932 года на Т-26 вновь начали устанавливать старые 37-мм пушки Гочкиса. Этими системами и было вооружено подавляющее большинство пушечных двухбашенных танков Т-26. Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20-30 единиц. По состоянию на 1 апреля 1933 года в Красной Армии имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 имели пушку. А всего из 1627 изготовленных двухбашенных Т-26 пушкой были вооружены около 450 машин.

Танк СССР

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Рассказы о вооружении: танк Т-26

Продолжаем серию материалов из музея военной истории в Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26. Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.

Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928—1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».

Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.

Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.

Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года — её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7—12 выстрелов в минуту.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.

Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км — осколочными и до 1,6 км — из спаренного пулемёта.

Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.

Башня Т-26 изнутри:

Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15—18 км в движении и 25—30 км с места, в телеграфном — до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.

Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.

На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.

76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.

76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.

ТР-4 — бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.

Т-26-Т — бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.

СТ-26 — сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.

Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.

Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.

Комплектация по принципу «все свое вожу с собой».

Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.

Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.

Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.

Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.

Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутствие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.

Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

army-news.ru

Четыре часа утра 22 июня 1941 года. На военный городск 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса Красной Армии, расположенный за рекой Мухавец, южнее Бреста, в трех-четырех километрах от границы, обрушивается неожиданный удар артиллерии из-за Буга. Над городком одна за другой проходят на восток девятки гитлеровских бомбардировщиков.

Командиру дивизии генерал-майору танковых войск В. П. Пуганову ясно: война! Дежурные подразделения танковых полков выходят на оборону границы, где уже стучат винтовочные выстрелы, заливаются пулеметные и автоматные очереди. Легкие Т-26, развернувшись в боевой порядок, с ходу вступают в бой и теснят пехоту противника к Бугу. За танками поднимаются подразделения 28-го стрелкового корпуса.

Первый натиск врага отбит, но противник не оставляет попыток форсировать Буг. К передовым подразделениям дивизии подтягиваются основные силы. 44-й танковый полк под командованием майора И. Д. Квасса атакует противника между крепостью и селением Кодень. Здесь уже обороняется мотострелковый полк 22-й танковой дивизии. Схватка вот-вот перейдет в ближний бой, численное преимущество на стороне противника. Батальоны майора Квасса огнем заставляют пехоту врага сначала залечь, потом попятиться. Бросая орудия, гитлеровцы беспорядочно отступают к Бугу. Батальон капитана С. И. Кудрявцева, совершив фланговый маневр, выходит прямо к переправе, созданной противником. Двенадцать лодок с десантом, с минометами и пулеметами, с запасами боеприпасов растянулись по Мухавцу, пытаясь обойти Брест с юга. На них обрушивается огонь танкистов. Сорокапятимиллиметровки Т-26 выстрел за выстрелом накрывают десант фашистов. Вентиляторы не успевают отсасывать пороховые газы, а башнеры снаряд за снарядом досылают в казенники орудий. Через десяток минут на воде остались только обломки лодок, да кое-где на западный берег карабкались уцелевшие гитлеровцы.

30-я танковая дивизия, также вооруженная легкими Т-26, атаковала прорвавшиеся танки врага 22 июня в 12.30. Надо отметить, что в танковом парке дивизии было несколько Т-26 старых выпусков, вооруженных не 45-мм, а 37-мм пушками, имелись даже двухбашенные пулеметные танки первых выпусков. Им пришлось особенно трудно в этом бою. И все же части 17-й и 18-й танковых дивизий 47-го моторизованного корпуса противника дрогнули и откатились назад, к Видомлю.

На следующий день опять отличились танкисты 22-й танковой. Вражеская мотоколонна в сопровождении восьми танков неожиданно вклинилась в стык между полками. Впереди немецкой колонны шли машина советской марки М-1 и несколько грузовиков также нашего производства. Расчет врага был прост: обмануть бдительность советских воинов и захватить мост через Мухавец в районе Жабинки. Хитрость противника разгадали. Танковые полки, взяв колонну в клещи, в упор расстреляли се.

Легким Т-26, имевшим 15-мм броню, было трудно бороться с танками Т-3 и Т-4, защищенными лобовой броней в 30 мм. Вновь сформированные механизированные корпуса

Красной Армии еще не успели полностью перевооружиться на танки новых марок: КВ-1 и Т-34. Но там, где появлялись даже легкие Т-26, успешнее были контратаки пехоты, жестче становилась оборона.

Заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант А. И. Еременко 7 июля 1941 года доносил в Ставку: «Я лично, участвуя в боях 2—3 июля 1941 года на Борисовском направлении и 4—6 июля в районе Дрисса — Барковичи, установил положительную роль танков в боевых порядках пехоты... Появление наших танков на поле боя вместе с пехотой, даже небольшими группами, создавало замешательство в рядах противника. Поэтому я прошу рассмотреть вопрос о возможности передачи пехоте одной-двух рот танков на дивизию или, по крайней мере, дать один батальон на корпус. Я считаю, что наши танки Т-26 в механизированных соединениях принесут меньше пользы, чем в пехоте».

Т-26, созданный как танк общевойсковых частей и соединений еще по требованиям 1931 года, по своим тактико-техническим данным более подходил для сопровождения и поддержки пехоты в ее боевых порядках.

Небольшая скорость движения как раз соответствовала тесному взаимодействию с пехотой. Для механизированных соединений требовались «крейсерские» танки — быстроходные, хорошо вооруженные машины, способные вести бой самостоятельно в глубине боевых порядков противника. Советской военной наукой это и предусматривалось, ко спешное комплектование механизированных корпусов накануне войны вынудило пойти на изъятие Т-26 из стрелковых дивизий для пополнения механизированных соединений.

Однако и легкие Т-26 в руках умелого экипажа были грозной силой. Пока могла стрелять пушка, танкисты боролись с врагом. Герой Советского Союза Г. Пенежко, встретивший начало войны на западных рубежах, вспоминает: «На правом фланге, в нейтральной полосе, Движется к нам Т-26, ведя на буксире другой, подбитый, Пушка подбритого смотрит вниз, его корма чуть дымится. К медленно ползущему буксиру быстро приближается вражеский танк. Он идет ему строго в затылок, а за ним вдалеке остановилось несколько других немецких машин. Я понимаю его маневр: прикрываясь подбитым, буксируемым танком, он стремится подойти ближе, Чтобы затем, развернувшись в сторону, с ходу расстрелять буксирующую машину. Из башни буксира один за другим вываливаются двое. Перепрыгнув с кормы на буксируемый танк, они исчезают в открытом отверстии люка механика-водителя. Пушка подбитого танка дрогнула, поднялась навстречу преследователю И дважды блеснула пламенем. Немецкий танк споткнулся и замер...»

Механизированные корпуса Западного и Юго-Западного фронтов выполнили свою задачу. Вооруженные в основном устаревшими к 1941 году танками Т-26, БТ, Т-35 и Т-28, они отразили первый массированный удар танковых групп противника, сорвали его попытку первым ударом захватить обширные районы и главные коммуникации страны, нанесла танковым группам Клейста и Гудериана поражение во встречном сражении в районе Луцк — Броды — Ровно, положив этим начало крушению планов «блицкрига».

hobbyport.ru

Танк Т-26

Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил приобретенный закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк «Виккерс 6-тонный» («Виккерс» Е), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февраля 1931 года после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26 приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца.

Он появился в том же году под названием Т ММ-1. По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Два пулемета «виккерс» с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ — справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8т, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка Т ММ-1.

В следующем году появился Т ММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса — 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость — 30 км/ч, экипаж — 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений). Оба Т ММ не удовлетворили военных, и в производство пустили «Виккерс» с некоторыми изменениями.

Его делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей «Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка поручили коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом. 15 первых машин приняли участие в военном параде 7 ноября 1931 года.

В отличие от «Виккерса» на Т-26 толщина брони достигала 15 мм. На машине устанавливался 90-сильный двигатель марки «Т-26» с воздушным охлаждением, который позволял развивать скорость 30 км/ч. Масса танка достигла 8,2 т. Обслуживал его экипаж из 3 человек. На Т-26 образца 1931 года радиостанция не устанавливалась. Из конструктивных особенностей танка следует отметить механическую ступенчатую коробку передач, имевшую пять передач переднего и одну заднего хода. Подвеска была блокированной на четыре катка. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса.

Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа, если не считать измененной передней части корпуса и вооружения. Каждая башня могла поворачиваться на 240°, в переднем и заднем секторах (по 100°) они могли вести огонь по одной цели. По мнению англичан, такое расположение вооружения обеспечивало наибольший .темп стрельбы с обоих бортов, однако из-за малого погона башен оказалось весьма затруднительно разместить в них пушки и концентрировать огонь на один борт. Кроме того, башни нередко заклинивало.

С1932 года в правой башне стали размещать 37-мм пушку «гочкис» или 37-мм пушку Б-3 конструкции П. Н. Сячинтова. Боевая масса танка возросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. В 1933 году на базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ОТ-26. Для этого сняли левую башню, а в правой установили огнемет (дальность действия 35 м), спаренный с 7,62-мм пулеметом. Масса ОТ-26 - 9 т, экипаж — 2 человека.

Хотя довольно быстро выяснилось, что башни мешают друг другу, тем не менее до августа 1933 года выпустили более 1600 двухбашенных танков Т-26. С 1933 года их выпуск был прекращен.

В 1933 году появилась новая модификация Т-26 с одной цилиндрической башней. Этот танк оснастили 45-мм танковой пушкой образца 1932 года. Весил он 9,4т, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. На 11 см увеличилась высота машины, остальные данные остались прежними. Танки командиров оснащались радиостанцией с поручневой антенной, при этом боекомплект пришлось ограничить 96 снарядами. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредоточивает огонь именно на них, поэтому поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня ночью.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т.

На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть — танк потяжелел до 9,65 т.

С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с. Боевая масса достигла 9,75 т.

Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25т.

Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 165 снарядов (на машинах без рации до 205). Увеличив степень сжатия в цилиндрах двигателя, его мощность повысили до 97 л. с. С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Наконец для усиления бронезащиты около сотни танков в ходе советско-финской войны срочно оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле — августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные (мостовые).

Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда стрелковых дивизий) и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для выполнения самостоятельных тактических и оперативных задач.

Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Компоновка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5-скоро-стной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. Радиостанции пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от-5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции 100 мои пробивал 32-мм броню, начальная скорость фугасного снаряда достигала 335 м/с.

В 1936 году на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130, у которого огнеметом заменили пушку, но сохранили пулемет. Запас огнесмеси довели до 400 л, дальность огнеметания достигла 50м. Масса танка — 10 т, экипаж — 2 человека, дальность огнеметания — 45 м.

В 1938-1940 годах появились новые модификации огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5т, имел два пулемета. И наконец в 1940 году изготовили ОТ-134 (масса — 10,8 т, экипаж — 3 человека), в конической башне которого находились 45-мм пушка и пулемет, а в переднем верхнем листе корпуса — огнемет. Дальность огнеметания достигла 50 м.

В 1933 году был разработан мостоукладчик с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14т. По 1935 год их построили 65 единиц. В 1934 году изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 годах два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего (Ц-цистерна).

В том же году испытали комплект надувных поплавков для движения Т-26 на плаву, а в следующем — оборудование для хождения по дну реки озер на глубине до 5 м. Танки, оснащенные им, получили обозначение Т-26ПХ.

Существовали танки-тральщики без пушки, с навесным ножевым или цепным тралом, скорость траления противотанковых мин составляла 5-6 км/ч.

Как уже упоминалось выше, на основе Т-26 создавались опытные самоходные артиллерийские установки. Все они проектировались под руководством П. Н. Сячинтова и Л. С. Троянова. 

 

 

tehnowar.ru