Картины посвященные куликовской битве: Картины. Куликовская битва — Крéчет

Историческая живопись В. Маторина в музее «Куликово поле»

В выставочном зале государственного военно-исторического музея-заповедника «Куликово поле» в поселке Епифань Тульской области 17 мая открылась постоянная экспозиция «Герои Куликовской битвы в живописи». На ней представлены картины художников, рассказывающие о героях и событиях Мамаева сражения: А. Бубнова, В. Криворучко, С. Харламова, В. Маторина.
Самыми заметными здесь оказались картины московского художника Виктора Маторина – «Боброк Волынский», «Дмитрий Донской», «Хан Мамай»… Это яркие, фундаментальные полотна большого размера, исполненные маслом и графическими средствами. Виктор Маторин – молодой, но уже признанный мастер исторической живописи, образы героев Куликовской битвы, принадлежащие его кисти, уже обрели широкую известность, используются в качестве иллюстраций в исторической литературе.

Экспозицию торжественно открыла хранительница Музея Татьяна Гриценко, представила посетителям Виктора Маторина и его творчество. Наиболее живой интерес у зрителей и работников Музея вызвал портрет Хана Мамая. О Куликовской битве в нашей истории известно очень мало. Артефактов со времен этих событий накоплено крайне мало, в сознании потомков татаро-монгольские захватчики традиционно представляются мелкими кровожадными дикарями. Но Виктор Маторин, досконально изучивший имеющийся исторический материал, убежден, что татаро-монголы, чьи завоевания простирались от Ирана до Башкирии и от Иртыша до Дуная, были более чем достойным противником. Это были крепкие воины, способные к высокой организации и обладающие богатыми традициями ратного мастерства. Победа над таким противником навечно озарила славой русское воинство, вознеся на небесный пантеон святые имена русских героев той славной победы – благоверного Князя Дмитрия Донского и Святого Преподобного Сергия Радонежского. Именно такого противника войска русского и олицетворяет маторинский Мамай.
Художник рассказал, как трудно было подобрать человека, с которого был написан портрет хана. Как почти нашел подходящего натурщика на Черкизовском рынке, но на пути у искусства встала жена будущего «Хана Мамая»: узнав, что кормилец должен будет часами позировать в студии художника, она категорически воспротивилась этому, и восточный торговец не смог внести свой вклад в русскую историческую живопись, так и оставшись просто торговцем. Зато помогли в посольстве Монголии. Атташе по культуре решил вопрос по-военному четко, выстроив в ряд потомков славного хана – сотрудников службы безопасности посольства, предоставил художнику богатый выбор. В итоге Ханом Мамаем стал начальник посольской охраны – это его лик увековечен на холсте Маторина в образе великого татаро-монгольского завоевателя. А вот с Боброком Волынским — воеводой легендарного засадного полка, чей портрет так же украшает музейную галерею, все вышло проще. Человек, с которого был написан воевода, повстречался Виктору на улице, оказался военным человеком, поэтому быстро понял, в чем состоит его миссия, и выполнил ее.

Вместе с Виктором Маториным на открытие этой знаковой экспозиции приехали представитель Союза десантников России Игорь Гайлов, исполнитель авторской песни Игорь Петров, журналисты и сотрудники галереи «Измайлово». От лица Союза десантников Игорь Гайлов высказал благодарность администрации Музея за огромную собирательную работу, проведенную по созданию музея, сохранению и пропаганде русской истории и культуры, поблагодарил за патриотическое воспитание местной молодежи, которому здесь уделяется большое внимание. А пришедшим на выставку детям и подросткам пожелал быть патриотами своей Родины. Игорь Петров напомнил, что небесной покровительницей всей земли русской считается Пресвятая Богородица и исполнил под гитару удивительно красивую песню «Не отыми покрова», а так же несколько лирических песен о красоте родной земли на стихи талантливого молодого поэта Алексея Грибанкова.

В свою очередь московские гости с восхищением осмотрели достопримечательности заповедника. С первого взгляда стало понятно, что люди здесь работают неравнодушные, талантливые и неутомимые. Приехав в Епифань, московская делегация тут же окунулась в атмосферу праздника – это гуляла и пела Никольская ярмарка, прославлявшая когда-то Епифань на всю округу и возрожденная стараниями работников Музея в традициях предков. В ней приняли участие детско-юношеские коллективы декоративно-прикладного творчества молодежных клубов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования Кимовского и Куркинского районов Тульской области. И конечно, жители Епифани.

Виктор Маторин и его спутники побывали в Музее купеческого быта, состоящем из экспозиций «Мещанский дом» и «Купеческая лавка», в Музейно-мемориальном комплексе в селе Монастырщино и на Красном Холме Куликова поля у старейшего монумента воинской славы России — памятника-колонны Дмитрию Донскому, в Храмах преподобного Сергия Радонежского и Рождества Пресвятой Богородицы.

«Я испытываю огромное чувство радости и удовлетворения от того, что мои работы нашли свое место в таком уникальном центре сосредоточения русской истории и культуры, как музей «Куликово поле», — подвел итог этого события Виктор Маторин, — В сердце Святой Руси, в сакральном для непобедимого русского духа месте, где ведется колоссальная работа по сохранению наших культурных традиций и памяти воинского подвига русского народа. То, что этот культурно-исторический заповедник живет и процветает после стольких лет разрушения основ нашей национальной культуры и духовности, это просто чудо. Это огромный и подчас бескорыстный труд. И я рад, что смог внести свой вклад в это великое дело».

Екатерина Чалова

Игумен земли Русской

Преподобный Сергий в творчестве художника Павла Рыженко

     Предлагаем вам познакомиться с очень интересным художником, нашим современником – Павлом Рыженко.

     У него есть цикл картин, посвященный прп. Сергию и Куликовской битве.

     Вначале – несколько слов о художнике.

     Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.

     В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.

     1988-1990 гг. – служба в армии.

     В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И. С. Глазунова.

     В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка».

     С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции).

     В своих картинах Павел Рыженко воскрешает перед нами события нашей истории, забытой за долгие годы, восстанавливая ту порванную нить, которая связывает день сегодняшний с минувшим, без которого завтрашнего нам не видать. Своей кистью художник возвращает нам тот прекрасный и героический мир, который потеряли мы в годы лихолетья, нашу Великую Родину. В ней черпает он вдохновение и через свои работы передаёт его нам. Видимо, в этом и состоит главное призвание Павла Рыженко – собирать камни, склеивать осколки разбитого прошлого и являть его нашим глазам уже целым, не изуродованным, но таким, каким оно было.

     Кисти Павла Рыженко принадлежит цикл картин, посвящённый прпеподобному, Куликовской битве и ее героям – монахам-схимникам Пересвету и Ослябе.

     Именно такие герои и молитвенники, воины и праведники, как Святой Сергий, Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя созидали нашу Русь! И об этом надлежит помнить нам. И к этому призывают нас картины Павла Рыженко.

      П. Рыженко: …Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя». Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных, по теперешним временам, жилищ. Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна –  и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно. Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.

     После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета… Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца.

     Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать». Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось, все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.

     Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.

     Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?

     Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.

     … Прежде чем Вашему вниманию будут представлены написанные мною работы, позвольте пояснить их смысл. Чтобы не пересказывать обширную и доступную историографию всей массы событий, изображенных на холстах, хотелось бы вскрыть главный вопрос — зачем такие отдаленные во времени и пространстве события были соединены воедино на экспозиции? Для чего соседствуют III и XX век? Почему цари русские, древние мученики и князья вновь напоминают нам о своем жизненном подвиге? Как ответить на эти вопросы одной фразой? Едва ли это возможно, если не задаться вопросом о смысле жизни человека, современного и древнего. Итак, я пытаюсь ставить самому себе и невольно Вам, зритель, эти серьезные вопросы и искать на холсте и в себе ответы на них. Современность в лице средств массовой информации и популярной, мишурной антикультуры добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых и действующих на самые низменные инстинкты и наклонности шоу «мир» принуждает нас забыть о том, кто мы… Вспомним же вместе, дорогой зритель, о нашем древнем прошлом, о нашем убиенном отце — государе, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, созерцательно — величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых детей и жен тех времен, о которых «мир» вспоминать не велит нам. Вспомним о них, подумаем о великой цене, которую заплатили они за нас и устыженные, но обнадеженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже. Вспомним о том, что мы — Великий христианский народ, а не стадо, массы, электорат…

Сергий

Житие Сергия

Благословение Сергия


Преподобный Сергий благословляет Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву.
 Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми…
Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Сим  победиши!».

«Молитва Пересвета»

Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем». Здесь самое главное – глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик… Все это — Россия. Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.

«Победа Пересвета»


Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому, как святому, до сих пор молятся в Тибете?
На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.
Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута…

Ослябя

Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи.
Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе, и за нас с вами.
Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.

Поле Куликово


Все знают, что была Куликовская битва. А тех, которые не знают или не верят, и убеждать не стоит.
Все, или почти все, знают, что решил исход сечи удар Засадного полка, возглавляли который Владимир Серпуховской и воевода Боброк Волынский.
Но все ли знают, что победа на любом поле брани — это принесение в жертву самого дорогого — даже не собственной жизни. В картине на переднем плане я поставляю отца и умирающего у него на руках сына-богатыря, в расцвете сил отходящего к Богу, с радостью исполненного долга.
… Что же делать на земле отцу, который в последний раз нянчит своего кровинушку? Вот тут и начинается для отца Поле Куликово длиною во всю оставшуюся жизнь. Битва за бессмертную душу сына и за душу свою собственную…

Поле Куликово. Стояние на костях

Безмолвие

http://павел-рыженко.рф/gallery/page/2/

Картины «Битва за Москву»

Результаты: 42

Результаты: 42

Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.

22 доллара

18 долларов

Битва под Москвой 7 сентября 1812 г. Art Print

22 доллара

18 долларов

картина Бородинская битва Арт Принт

33 доллара

26 долларов

Битва за Москву Арт Принт

17 долларов

14 долларов

Бородинская битва Арт Принт

86 долларов

69 долларов

Битва под Малоярославцем на 24 Арт Принт

86 долларов

69 долларов

Виктор Васнецов Битва скифов со славянами 1881 Бой скифов со славянами Art Print

22 доллара

18 долларов

Наполеон и войска Художественная печать

22 доллара

18 долларов

Битва за Москву Арт Принт

20 долларов

16 долларов

Битва русских и поляков в Москве Арт Принт

17 долларов

14 долларов

картина Бородинская битва Арт Принт

33 доллара

26 долларов

картина Бородинская битва Арт Принт

33 доллара

26 долларов

картина Бородинская битва Арт Принт

33 доллара

26 долларов

Битва за Москву Дата 7 Art Print

18 долларов

15 долларов

Битва за Москву — Французская художественная печать

18 долларов

15 долларов

Советские солдаты артиллерийской части делают паузу для музыкальной интермедии во время затишья в битве при Мо Art Print

16 долларов

13 долларов

Сожжение Москвы, 1838 г. , репродукция

17 долларов

14 долларов

Благословен будь воинством Царя Небесного Художественная печать

13 долларов

11 долларов

Битва под Москвой, 7 сентября 1812 г. Арт.

22 доллара

18 долларов

Транспорт раненых Перевозка раненых Арт Принт

22 доллара

18 долларов

битва при Валерике 1840 Эпизод из сражений при Валерике Акварель М Ю Лермонтова и Г Г Гага Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Входная дверь в Ипатьевский собор в Костроме Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Александр I II принимает уездных старост во дворе Петровского дворца в Москве Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Портрет Ольги Васильевны Суриковой, Tochter des Kunstlers Madchen mit Puppe Portrait of Olga W Art Print

22 доллара

18 долларов

После атаки. Плевна, 1877-1878 гг. К Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Русский В Кремле — пожар Кремль в огне Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Куликовская битва, 1380 г. Арт эстамп

53 доллара

42 доллара

В битве под Москвой Арт-принт

20 долларов

16 долларов

Советские солдаты управляют 85-мм зенитным орудием обр. 1939 г. 52-К в Москве во время битвы за Москву. In t Art Print

24 доллара

19 долларов

Утро стрелецкой казни Der Morgen vor der Execution der Strelitzen Morning of Execution of Strelt Art Print

22 доллара

18 долларов

Русское Утро стрелецкой казни Утро Стрелецкой Арт Принт

22 доллара

18 долларов

Русский портрет Петра Ивановича Багратиона 1765-1812 Портрет генерала Петра Багратиона 176 Art Print

22 доллара

18 долларов

Голубь мира Арт Принт

25 долларов

20 долларов

Победе над фашизмом посвящается Art Print

25 долларов

20 долларов

Вечная память героям Арт Принт

25 долларов

20 долларов

Мы помним, любим, гордимся Арт Принт

25 долларов

20 долларов

Празднование Дня Победы Арт Принт

25 долларов

20 долларов

Художественный принт Steptoe Butte

38 долларов

30 долларов

Принт Steptoe Wheat Country Art

38 долларов

30 долларов

Русский портрет Петра Ивановича Багратиона 1765-1812 Портрет генерала Петра Багратиона 176 Art Print

22 доллара

18 долларов

Художественная печать «Паруса надежды»

23 доллара

18 долларов

Поле битвы Россия Art Print

21 $

16 $

Фильтры применены

 

Wall Art

0003

Home Decor

Throw Pillowsfleece одеял для покрытий крышки для полотчинков.

Канцелярские товары

Поздравительные открыткиНоутбукиНаклейки

Lifestyle

Коврики для йогиСумкиСумки-тоут WeekenderСумки Carry-AllCouchКофейные кружкиГоловоломки

Beach

Beach Totelelsround Beach Totelsweekender Tote Bagscarry-All Couckesportable Bagsweekend

Все
Картины
Фотографии
Рисунки

Все репродукции

Мы отправили миллионы товаров по всему миру для более чем миллиона художников. Каждая покупка сопровождается 30-дневной гарантией возврата денег.

Фильм Илья Глазунов.. (1985)

Аннотация:

О жизни и творчестве народного артиста СССР, почетного академика Мадридской и Барселонской академий, профессора Глазунова.

Временное описание:

Фильм рассказывает о жизни и творчестве народного артиста СССР Ильи Глазунова. Выставка произведений Глазунова, картин художника, интервью И. Глазунова (синхронно). Виды города Ленинграда, Парижа. Глазунова в Париже. Виды Ярославля, выставка И. Глазунова в Ярославле, Глазунов дает автографы, пресс-конференция в Ярославле, Глазунов на Переяславском озере, где находится Федоровский собор. Виды Пскова, музей-усадьба А. С. Пушкина в Михайловском дворце, разрушенный дворец в Царицыно. Глазунова в Тутаеве, выступление И. Глазунова перед зрителями на одной из творческих встреч. Глазунов за работой над портретами. Глазунов дома, интервью ведет Евгений Светланов (синхронно), монтаж декораций в Большом театре к опере «Сказание о невидимом граде Китеже», репетиция оперы в театре, примерка костюмов, номер оперы (синхронно).

Бобина №1

Художник Илья Глазунов за работой в своей мастерской – ср., наезд.

Люди на выставке Глазунова – кр., пнр.

Картины Глазунова: «Владыка Великий Новгород», «Икар», «Загорск», «Князь Игорь», «Русская красавица», «Олег и сын его», «Два князя», «Детство Рублева», «Иван Грозный» «Борис Годунов», «Князь Дмитрий», «Русь» — кр.

Слушают пресс-конференцию в Ленинграде — общ., кр.

Выступает Глазунов (синхронно) — 9 кр.0003

Глазунов на Набережной Ленинграда на мосту – ср., наезд.

Ленинград в белую ночь: набережная, разводной мост через Неву, памятник Петру I — общ., ср., пнр.

Канал — МС.

Отражение моста – ср.

Кукла в бассейне – ср., пнр.

Девушка с кошкой на улице – ср.

Глазунов смотрит в окно – кр.

пнр. окна дома – ср., наезд.

Глазунов с сыном находится в доме, где жил во время блокады – ср.

Кинохроника 1941-1942 гг. :

Блокада Ленинграда: разрушенные скульптуры Атланты; ранены и зажигают дом.

Фотографии отца Сергея Федоровича Глазунова и матери Ольги Константиновны – кр., Глазунов в детстве.

Фотографии блокадного Ленинграда «Дорога жизни» — кр. (Рисунки Глазунова о войне — ср.

Глазунов работает над фильмом «Путь войны» говорит (синхронно) — ср.,

Живопись —

Палитра — 9 КР0003

Посетители выставки картин Глазунова «Никарагуанский дневник» Глазунова среди посетителей – ср., кр.

О картинах говорит писатель Василий Захарченко (синхронно) – кр.

Портреты никарагуанцев и другие картины – кр.

Фото: Глазунов в Никарагуа, Вьетнам – кр.

Никарагуа: бойцы в окопах – ср.

Солдаты Вьетнама ведут огонь из пулемета, огонь — ср.

Рисунки и картины Ильи Глазунова, посвященные Вьетнаму – кр.

Катушка №2

Книга Глазунова «Чили глазами художника» — кр.

— кр.

Картины Глазунова: «Президент Сальвадор Альенде», «Ночная демонстрация в Сантьяго», портреты чилийцев (картины и рисунки) — КР

Анимация: журналы на разных языках, посвященные творчеству Глазунова — КР

Фотографии Глазунова, рисунок известного в мире человека — КР

Париж — общ.(с в/т).

Район Монмартр — МС

Глазунов проходит по улице Парижской – ср. , пнр.

Здание штаб-квартиры ЮНЕСКО – ср.

Панели, выполненные Глазуновым в здании – ср., кр., пнр.

Глазунов у панно – ср.

Говорит Генеральный директор ЮНЕСКО М. Боу Глазунов (синхронно на французском языке).

Поворот на выставку Глазунов – ср.

Люди на выставке, автограф художника – ср.

Книжные иллюстрации Глазунова – кр.

Книга рецензий, запись в книге – кр.

Глазунов на своей выставке в Манеже среди посетителей – общ.

Поворот на выставку в Манеже Глазунова (вдоль всего здания) – ср. (с движения).

Ярославль — общ.

Поворот на выставку Глазунов – ср.

Посетители выставки – ср., кр.

Живопись и графика Глазунова – кр.

Рисунок городского цикла – кр.

Картина: «Девушка в джинсах», «Венера», «Блудный сын» — кр.

Посетители у картины «Блудный сын» — ср.

Пресс-конференция: присутствующие задают вопросы, отвечает Глазунов (синхронно) – разн.

Оператор А. Гусанов и режиссер П. В. Русаков снимают пресс-конференцию – кр.

Слушаювский зал – ср.

Разрушенный храм – ср., кр., отъезд, пнр.

Табличка на соборе со словами «Федоровский собор. 1557

Построен Иваном Грозным» — кр., отъезд.

Разрушенная церковь — ср., отъезд.

Табличка с надписью «Введенская церковь 1710 г.» — кр., отъезд.

Пруд – общ., ср., пнр. (Летом).

Глазунов осматривает разрушенные храмы – кр.

Псковский Кремль – общ., ср., пнр.

Ролик №3

Летний пейзаж, луг – общ., отъезд, ср.

Дом-музей А.С. Пушкина на ул.

Михаила — ср.

Глазунов поднимается по лестнице у пруда (Осень) – ср.

Разрушенный дворец в Царицыно – ср., отъезд, общ., пнр.

Работа реставраторов по восстановлению зданий – разн.

Реконструкция дворца – общ. , пнр. (Голос за кадром Глазунов).

Продолжение пресс-конференции в Ярославле: присутствующие слушают, задают вопросы (синхронно), отвечает Глазунов (синхронно) – разн.

Кремлевская стена в Ярославле – ср.

Собор – общ.

Часовня Александра Невского – ср., наезд.

Собор Илии – ср. (с движения).

Тутаев Ярославской области (снято с реки) – общ.

Воскресенский собор – ср., пнр.

Глазунов проходит мимо собора, разговаривает с женщиной – общ., ср.

Фрески в Воскресенском соборе – ср., кр., пнр.

Глазунов осматривает фресковую живопись на Волге – ср., кр.

Работы Глазунова: портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации к его произведениям: «Неточка Незванова», «Белые ночи», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.; иллюстрации к «Левше» Лескова и др.; на романы Мельникова-Печерского «В лесу» и «В горах», на «Буря» Островского, «Прорывы» Гончаровой и др. – кр.

Глазунов на улице рисует девушку – кр., ср.

Летний пейзаж – общ.

Куликово Тульской области – общ., отъезд, пнр.

Обелиск в честь победы в Куликовской битве – общ., пнр.

Вечерний пейзаж (лето) – общ.

Глазунов рисует на берегу реки – общ.

Закат на фоне обелиска – общ.

Часть №4

Картины Глазунова, посвященные Куликовской битве – кр.; Русские князья – кр.

Говорит Глазунов (синхронно) – кр.

Глазунов пишет портрет бригадира строителей БАМа, Героя Социалистического Труда Леонида Казакова – ср., кр.

Говорит Л. Казаков (синхронно) – ср.

Кинохроника:

А. Казаков и др. за работой на БАМе, едут на крыше поезда.

Фото: Глазунов на БАМе – ср.

Портреты Л. Казакова, Героя Социалистического Труда В. Локомова и др. бамовцев – кр.; Артисты, политики – кр.; Дети и жена художника – кр.

Глазунов пишет в лесу портрет жены — Нины Виноградовой-Бенуа — кр., ср.

Квартира Глазунова – общ., пнр; Иконы, старинная каска, коллекция самоваров – кр., ср., пнр.

Н.А. Виноградов-Бенуа и Глазунов за столом – кр., пнр.

Эскизы Глазунова и Виноградовой к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» — кр.

Люди идут в Большой театр — ср. (Зима).

Фасад театра —

кр.05:32 Народный артист СССР, дирижер Евгений Светланов говорит об опере, о Глазунове (синхронно) – кр.

Монтажные и световые наборы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже» в Большом театре – разн.

Глазунов и Николай Виноградов Мониторная установка Бенуа – ср.

Репетиция оперы Глазунова и Николая Виноградова Бенуа в актерском составе – ср.; Осмотрите костюмы.

Знаковая ночь – общ.

Отрывок из финала оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (синхронно) – ср., общ.

Катушка №5

Вывеска на здании с надписью «Московский государственный художественный институт имени Сурикова» — кр.

Студенты Ерошкин и др. в мастерской портрет рисуют — разн., пнр на натурщика — кр.

Руководитель мастерской портрета, профессор Глазунов, доцент Литвинский Трофимов ищет студенческие работы – ср., КР

Шоссе, летний пейзаж (с движения)

Глазунов в автобусе, говорит в микрофон, студенты слушают – МС., КР.

Памятник тысячелетия в Новгороде, Россия – разн.

Глазунов, Ерошкин и др. студенты осматривают памятник – ср.

Фото: Студенты мастерской Глазунова на выставке его работ – кр., пнр.

Студент Белюкин рассказывает о практической работе (синхронно).

Студенческие работы: портреты строителей БАМа, кубинцев – кр.

Посетители выставки студенческих работ – общ.