Рассказ евпатий коловрат: Повесть о Евпатии Коловрате. Слушать онлайн

Евпатий Коловрат (Прозоров Лев) — слушать аудиокнигу онлайн

Скорость

00:00 / 03:39

00_01_01

10:37

01_01_01

40:45

01_01_02

15:50

01_01_03

11:57

01_01_04

16:21

01_02_01

20:55

01_02_02

16:08

01_03_01

13:27

01_03_02

24:36

01_03_03

14:13

01_03_04

14:59

02_01_01

10:54

02_01_02

21:27

02_01_03

20:22

02_02_01

17:04

02_02_02

07:11

02_03_01

20:37

02_03_02

05:46

02_03_03

22:28

02_04_01

07:50

02_04_02

13:43

02_04_03

12:57

02_05_01

07:22

02_05_02

05:26

02_05_03

10:52

02_05_04

17:43

02_05_05

11:13

02_05_06

12:49

02_05_07

Фантастика

51,6K

Исполнитель

Рейтинг

6. 71 из 10

Длительность

7 часов 9 минут

Год

2012

Описание

1237 год от Рождества Христова. Погибельная зима Батыева нашествия. Рязанский воевода Евпатий, ездивший за подмогой, возвращается на руины родного города. На руины собственной жизни. Если твой дом превратился в пепелище, если мертв государь, которому ты служил, и все, кто был тебе дорог, если сам Бог, в которого ты верил, отвернулся от тебя и твоей земли — где искать помощи? И не пора ли вспомнить, ЧТО носишь совсем не христианское, а древнее языческое прозвище?

Летописи сообщают об отряде Евпатия Коловрата невероятные вещи: оказывается, татары считали, что против них поднялись мертвые — неужели обычная партизанщина могла так напугать прошедших полмира головорезов? И почему, чтобы одолеть русских завоевателям пришлось бросить против малой дружины Коловрата тысячи своих лучших воинов — сотня против одного? В кого превратился последний воевода мертвого города, если враги смогли убить его лишь с помощью стенобитных машин? Кто откликнулся на его зов и пришел к нему на помощь? И что на самом деле случилось на Русской земле смертной зимой 1237 года?

Другое название

Коловрат. Языческая Русь против Батыева нашествия

Поддержать
исполнителя

Банковская карта: 5469380057595828

ЮMoney: 410015008412244

QIWI: +79271383429

Boosty

Поделиться аудиокнигой

akniga.org
Фантастика
Прозоров Лев
Евпатий Коловрат

Другие книги Прозоров Лев

Аудиокниги жанра «Фантастика»

Новинки

Показать все книги

Интересное за неделю

Все лучшие

Прямой эфир
скрыть

Лизавета

13 минут назад

А вас не смущает что православные праздники пришли на Русь из Византии. Это не наши праздники изначально. Так же как…

Кондратов Александр — Заказчик

Юлия К.

14 минут назад

Жутенько) клац-клац

Мерцалов Игорь — Ночной звук

Лилия Борохович

19 минут назад

На этой странице один человек выступает в трех ипостасях, как получается… Бр-р-р-р…

Каттнер Генри — Исполнение желаний

Михаил Юсин

30 минут назад

В детстве прочитал Аэлиту и Гиперболоид, но сейчас уже совершенно не помню эти книги, и вот этот роман., как бы…

Толстой Алексей — Эмигранты

Ирина Сябитова

50 минут назад

Прослушала и проснулась. В 23:30. Ничего так рассказ, бодрит. Прочитано отлично, и звуковое сопровождение…

Морган Ольга — Омут

Bravo Alex

58 минут назад

А по книге кто что скажет?

Прошкин Евгений — Магистраль

Мик Бук

1 час назад

нет, конечно)я лишь говорю, что рассказы найти сложнее)тем более без проблем с разрешением на озвучку

Джафаров Рагим — Клинический случай

Элина Муратова

1 час назад

Смысл — пока живём ищем.
Контракт ведь на всю жизнь. Торопиться незачем, да и некуда. Каждому ответу наступит своё…

Муратова Элина — Контракт о Жизни или пять неизбежных испытаний

Splushka88

2 часа назад

Спасибо за возможность послушать мастеров старой школы, чудесно!)))

Пушкин Александр — Каменный гость

Cat_onamat

2 часа назад

«… слушание в суде затянуто и нудно. ..» Автор — сам профессиональный адвокат. Для него происходящее в суде…

Гарднер Эрл Стэнли — Брюнетки напрокат, или Дело о найме брюнетки

Александр

2 часа назад

Сочувствую Вам. Это чтец налажал. Частенько и с ударениями он партачит. Это, увы, портит впечатление от самого…

Морган Ольга — Большая медведица

Alexey Shatrov

2 часа назад

Бессмысленная хрень но засыпать помогает.

Лем Станислав — Магелланово облако

MuranaMuchi

2 часа назад

Спасибо! С удовольствием прослушала. Очень хорошо прочитано

Блок Лоуренс — Явка с повинной

Александр Чабан

2 часа назад

Да это они сами решат, как им поступать и что им делать, без наших соплей и нашего велико-московитского языка!

Бен Каунтер — Irixa

Иван Николаевич

2 часа назад

А я бы в 5D переслушал наверное)

Тырин Михаил — Желтая линия

Андрей

2 часа назад

Этот роман надо переживать лично внутри своего естества. Слава Воланду.

Булгаков Михаил — Мастер и Маргарита

Алексей Цыбенко

2 часа назад

ranobes.com/chapters/daddy-paladin/196004-chapter-301.html

Подскажите пожалуйста
А дальше, когда планируется…

Чен Ру Тай Пинг Янг — Провиденциальная чародейка

Галина Реймер

2 часа назад

Красивый рассказ, немного грустный, прочитан замечательно.

Галяутдинов Шамиль — История Любви Советского Солдата И Вьетнамской Девушки

Anastasia Nekrasova

3 часа назад

скажи номер карты и я переведу)

Whizzer — Сила Творца. Том 3

Андрей Эйвинд

3 часа назад

Обиделась она, «культуру» показала свою 🤣🤣🤣
Ты когда пишешь глупости женщина, жди, что тебя поправят.

Сенкевич Генрик — Старый слуга

Эфир

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа? / Православие.Ru

Автор: InfoVoin

26 января 2021 10:11

Метки: Россия  история  пресса  

1814

4

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Рязань в опасности

В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго–восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич – рязанский князь — обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками.

Да и в количественном выражении собранное российское войско обязательно бы проиграло перед несметной силой неприятельской орды. Поэтому перед иноземным врагом рязанцы остались одни.

Наедине с врагом

Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.

Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих – десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.

Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города – враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше – завоевывать новые земли.

Вопросы и ответы к «Повести о разорении Рязани Батыем»

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем. И спустился он с горы высокии,И подъехал он к богатырям ко святорусским -Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И приехали они ко силушке татарскоей,Припустили коней богатырскиих,Стали бить-то силушку татарскую. Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

Введение: герои фольклора и древнерусской литературы. Илья Муромец и его воинские победы. Евпатий Коловрат на поле боя. Описание подвигов героев в фольклоре и литературе. Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.

Подвиг Евпатия Коловрата

На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.

Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.

Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из–под земли с целью отомстить за себя.

Потери понесли обе стороны. На бой с Евпатием выходил могучий Хостовул, который был рассечен русским воином пополам. Одолеть рязанцев враг смог путем использования орудия для метания камней, применяемого при штурме городов. Только таким способом монголами был убит Коловрат Евпатий, тело которого тут же немедленно доставили Батыю. Монгольский правитель и его приближенные были восхищены отважностью и мужеством русского воина. Широким жестом со стороны хана был приказ отпустить оставшихся в живых рязанцев, которым было передано тело Коловрата для захоронения по обычаю. Сказание о Евпатии Коловрате дошло до наших времен из «Повести о разорении Рязани Батыем».

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:

  • имени Евпатий нет в христианских святцах;
  • «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
  • отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников.

На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:

«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.

«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского

В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:

«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.

Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников

Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.

Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.