Древнерусская культура возникновение письменности: Появление письменной культуры на Руси — все самое интересное на ПостНауке

Культура Древней Руси — Энциклопедия России

Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) — культура Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия.

Письменность и просвещение

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Большая часть памятников письменности до монгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Зодчество

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI, веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Другим уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Во Владимиро-Суздальской Руси до монгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни- «славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях , родиной коих она и является.

Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Одежда

Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках – летописях, житиях и разного рода актах.

Развитие письменности и литературы — Культура Древней Руси

Материал заимствован с сайта http://big-archive.ru/history/history_of_russia_1/11. php

Письменность. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты — уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.

Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв. , несколько лет назад было найдено… любовное послание, самое древнее в нашей истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел…»

О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук и чтением молитвы.

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Феодосии — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

Русская литература — История и великие русские писатели

  1. Дом
  2. Россия
  3. Культура
  4. Литература

Собрание великой русской классики

 

Древняя литература

С приходом православия в 988 году Русь была открыта для лучших образцов византийской культуры. Они положили начало активному развитию религиозной литературы. В начале XII века (1113 г.) Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал Первую летопись, которая по праву является одним из ярчайших произведений древнерусской культуры. «Слово о полку Игореве» — еще один памятник древнерусской литературы, созданный в конце XII века.

Средневековая литература

XV век был временем агиографии. Этот жанр изображает жизнь святых, патриархов и монахов. Легенда о святых Петре и Февронии Муромских трансформировалась в этот жанр в конце 15 или начале 16 века. Это трогательная история о любви герцога (князя) и дочери обычного пчеловода-дикого пчеловода, ставшая впоследствии символом вечной любви. Этот же период известен ростом интереса к рассказам о путешествиях в дальние страны. Наиболее интересным и оригинальным произведением в этом жанре является «Путешествие за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который простым и увлекательным языком написал о своих впечатлениях от Кавказа, Персии, Индии, Турции и Крыма. Изобретение книгопечатания было важным событием для России. Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первую точно датированную книгу «Апостол» в 1564 г.

Расцвет русской культуры в XVIII веке

XVIII век был золотым веком русской литературы. Он разделил литературу на три ветви. Первым был классицизм – стиль в искусстве и литературе, характеризующийся высокой гражданской тематикой, а также целостностью места, времени и действия. Классицизм достиг своего расцвета в творчестве Михаила Ломоносова, Гавриила Державина, Сумарокова и других. Другим направлением в русской литературе был реализм, наиболее ярким представителем которого был Денис Фонвизин, автор бессмертной комедии «Недоросль». Третьим направлением был сентиментализм, для которого характерен повышенный интерес к человеческим эмоциям, эмоциональному восприятию окружающего мира. В русской литературе сентиментализм был представлен Н. Карамзиным, который был не только крупным историком, но и популярным писателем. В начале 19ХХ века Карамзин стал консерватором. Его новые взгляды нашли отражение в его «Истории государства Российского».

Русская литература XIX века.

Русская литература процветала и в XIX веке благодаря таким известным именам, как Александр Грибоедов, Иван Крылов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь и многим другим.

Литература

  • Чехов А.П.
  • Пушкин А.С.
  • Достоевский Ф. М.
  • I. A. Krylov
  • I. S. Turgenev
  • L. N. Tolstoy
  • M. Y. Lermontov
  • N. V. Gogol

Culture

  • Literature
  • Painting
  • Music
  • Sculptures
  • Theater
  • Cinema
  • Women’s Clothing
  • Men’s Одежда
  • История русской культуры

Культура России

  1. Дом
  2. Россия
  3. Культура

Балет «Лебединое озеро» П. Чайковского

 

Российская культура — бесценная часть нематериального наследия страны, сочетающая в себе традиции различных этнических групп, субкультур и мировоззрений России, отражающая ее сложную историю и разнообразие географических особенностей.

Некоторые элементы современной русской культуры уходят корнями в языческие времена. Например, жанры фольклора, отдельные праздничные обряды и даже детали традиционной вышивки восходят к дохристианской эпохе страны.

На протяжении веков на развитие русской культуры большое влияние оказывало ее географическое положение между Востоком и Западом. Его, казалось бы, безграничный и разнообразный ландшафт передан как в художественных, так и в литературных произведениях, поскольку художники и писатели стремились изобразить действительность России, которая могла сильно различаться в зависимости от региона. Благодаря своей обширной территории и эволюции ее цивилизаций с течением времени Россия стала родиной самых разных народов, традиции которых сливались с существующей культурой, постепенно перекраивая и трансформируя ее. Все это, в свою очередь, способствовало развитию культурного богатства современной России.

Сегодня далеко идущее влияние русской культуры проявляется, в том числе, и в ее огромном вкладе в искусство. Имена выдающихся деятелей русской культуры — Достоевского, Толстого, Чайковского, Глинки, Пушкина, Ахматовой — стали нарицательными во всем мире. Произведения многих русских писателей переведены на бесчисленное количество языков, а «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — самые популярные балеты всех времен.

Русская живопись

Долгое время русская живопись ограничивалась религиозными иконами. У каждого из известных мастеров был свой стиль — иконы Андрея Рублева сильно отличались от икон, созданных, например, Феофаном Греком. В царствование Петра Великого в Россию вошли западные техники, и русские художники начали писать пейзажи, портреты и натюрморты. К началу 20 века русские пейзажи передавали не только красоту природы, но и душевное состояние художника. В начале 20 века расцветают течения модернизма и авангарда. Например, художник-авангардист Казимир Малевич создал новый стиль абстрактного искусства — супрематизм, который сосредоточился на простых формах и цветах, а не на изображении сцены, пейзажа или человека. Этот новый стиль нашел отражение в культовой картине Малевича «Черный квадрат».

Русская литература

Важной частью русской культуры является литературное наследие страны. Произведения Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина и Грибоедова переведены на множество языков. Характерными чертами русской литературы являются углубленное описание душевных переживаний героев, живописное и образное описание природных ландшафтов, исследование внутреннего мира человека. «Серебряный век» русской поэзии конца XIX в.ХХ век и начало ХХ века дали прекрасные произведения таких поэтов, как Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок и Валерий Брюсов. Литературные произведения, созданные в советское время, также оказали неизгладимое влияние на российскую культуру: такие писатели, как Аркадий и Борис Стругацкие, Владимир Высоцкий и Евгений Евтушенко, известны во всем мире.

Русский Театр

Россия всемирно известна своим балетом, уникальной школой танцевального искусства, ставшей визитной карточкой страны. Неудивительно, что так много гостей в России хотят попасть на балетное представление. Но мало кто знает, что история русского театра берет свое начало с народных гуляний и представлений на площадях, с клоунов-шутов, заложивших основу российской театральной культуры.

Русская скульптура

Жанр скульптуры развивался в России неравномерно. Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, которые символизировали различные стихии или духов. После прихода христианства искусство создания подобных скульптур практически угасло из-за запрета идолопоклонства в православной русской культуре. Однако жанр развивался в виде барельефов и оформления фасадов зданий. Практика скульптуры снова всерьез возобновилась во время реформ Петра Великого, когда многое было заимствовано из западноевропейского стиля. Значительное внимание уделялось скульптуре в советское время, лидеры и общественные деятели почитались и увековечивались в мраморе, камне, бронзе или гипсе.

Русская музыка

Русская музыка прошла путь от простых народных песен до сложных симфонических произведений. Русская классическая музыка сочетает в себе объем, художественную глубину, легкость и драматизм. Произведения великих русских композиторов Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова регулярно исполняются в крупнейших театрах мира. Сразу узнаваемы композиции из балетов Чайковского «Щелкунчик» или «Лебединое озеро».

Кинотеатр России

Современная кинематографическая культура России часто ориентируется на западные фильмы. В то же время культовые российские фильмы отличаются неповторимым стилем, сюжетом и актерской игрой. Несмотря на натянутые отношения между Советским Союзом и Западом, некоторые фильмы советской школы кинематографии завоевали престижные награды на международных конкурсах.

Традиционная русская мужская одежда

Одежда славян, как и у многих древних народов, защищала владельца как в физическом смысле (от стихии), так и в символическом (например, от сглаза). Традиционная мужская одежда была проще женской и состояла из свободной льняной рубашки, парусиновых брюк и пояса. В русской культуре пояс был непременным атрибутом «человеческой» одежды. По мнению славян, пояса не носили только злые духи и мертвые. Чтобы уберечь мужчину от злых духов и придать ему смелости и ясности, на одежду вышивали различные обереги. Вышивка обычно была на воротнике и, конечно же, на поясе.

Традиционная русская женская одежда

По одежде славянской женщины можно было определить ее географическое происхождение, семейное положение и возраст. Каждый элемент имел скрытый смысл. Например, девушка на выданье носила две косы, замужняя женщина носила одну косу, а вдова могла носить распущенные волосы и непокрытую голову. Женская одежда состояла из нескольких слоев. Особую роль играл сарафан, или сарафан. Покрой этой традиционной одежды варьировался в зависимости от региона.

История русской культуры

Эволюцию русской культуры можно разделить на пять этапов: культура Древней Руси, культура 13-17 веков, культура Российской империи, советская культура и, собственно, современная культура.

Большое влияние на развитие русской культуры оказал приход христианства в Киевскую Русь; архитектура, традиции и письменность изменились.

Нашествие хана Батыя отбросило влияние византийской культуры.