Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты. Карелы национальный костюм картинки
Национальный костюм карелов: описание, фото
Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации. Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно. Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.
Одежда - особенно предназначенная для повседневной носки - не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.
Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.
Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.
Как одевались мужчины
Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.
Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.
Что носили женщины
Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком - пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.
Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.
При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.
Особенности верхней одежды
Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.
Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда "в талию". Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.
В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.
Как выглядела обувь
Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.
Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.
Головные уборы, украшения
Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.
В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.
Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью. Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов. Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.
Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.
описание, история и интересные факты :: SYL.ru
Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность. В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.
История расселения
История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между Балтийским морем и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку. Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики. И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути "из варяг в греки", по берегам рек и озер.
Особенности развития карел
По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне - подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались. Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену. Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.
В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов - льна, пестряди, шерсти, холстины и др. Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине. Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями. Обувь также была незатейливой, с высоко поднятым носом.
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть - холщевая - ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.
Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки - простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.
Другой вариант нарубашечной одежды - сарафан - первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался "круглый".
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Разновидности костюмов у женщин
Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.
Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.
А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из конского волоса. Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.
В Поморье девушки покрывали волосы повязкой "перо" из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи. Его называют "польским": свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя "фонарь". На ворот надевался ажурный кружевной воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах. Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.
Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.
Трансформация мужского карельского костюма
Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.
Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог. В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами. Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку "в горошек" или прямую клетку темных и светлых цветов.
Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время - фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее - шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка - из меха.
Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов
Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.
В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.
Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.
Изменения в обуви карел
Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин - мягкие боты или сапожки, у мужчин - сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали. Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты - лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам. Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.
www.syl.ru
Картинки Национальный костюм карелов (23 фото)
Поделиться на Facebook
Поделиться в ВК
Поделиться в ОК
Поделиться в Twitter
Каре́лы — это финно-угорский народ, который проживает в Республике Карелия. У этого народа есть свои легенды,сказания, ну и, конечно же, свои национальные костюмы. Именно их можно найти на этой странице.
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный костюм карелов
Национальный мужской костюм карелов
Национальный костюм карелов
zabavnik.club
Карельский народный костюм - Мы родом ...
Традиционный костюм жителей Олонецкой губернии (русских, вепсов, карел) сформировался под влиянием северно–русского комплекса одежды.
Костюм калевальской карелки (конец ХIХ в.)Особенность традиционного крестьянского костюма была продиктована представлениями народа о красоте.Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).Женский праздничный костюм Олонецкой губернии (середина ХIХ в.)Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и др.).Среди карел и вепсов наряду с сарафанным комплексом одежды существовал комплекс с юбкой.
Сарафанный комплекс одежды включал в себя рубаху (по покрою они могли были различными), сарафан, головной убор (сорока, повойник, кокошник), а также дополняющие детали: душегрею, передник, шали
Традиционный пудожский костюм (начало ХХ в.)Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги-«бабочки». .Традиционный женский костюм (Заонежье, начало ХХ в.)Заонежский девичий костюм (начало ХХ в.)Девушки Поморья любили носить повязку «перо», которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку.В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – «борок», шаль с брошками.
Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Костюм поморской невесты (начало ХХ в.)У карел и вепсов имели распространение юбки, сшитые из домотканого холста или полусукна, они могли быть поперечно или продольно полосатые.Позже широкое распространение получили юбки с притачной оборкой, которая была выкроена по косой.
Традиционный вепсский костюм (начало ХХ в.)Специфические детали одежды мы находим в одежде собственно карел. Это была рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.В начале XX века на смену сарафанному комплексу приходит комплекс «парочка» - одежда, в состав которой входила кофта – «казачок» и юбка. Как правило, парочка шилась из одного материала.
Костюм Южной КарелииМужской традиционный костюм Олонецкого края не был столь разнообразен как женский.В комплекс мужской одежды входила рубаха, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс.
Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником.
В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки. Вторым важным элементом костюма были порты с узким шагом без разреза, укреплявшиеся на гашнике, продёрнутом в складку на поясе.
Мужской праздничный костюм конца ХIХ – начала ХХ в.Зимней одеждой был кафтан, чаще серого цвета, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом.В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти. Обувь была довольно однообразной. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. У собственно карел широко бытовали кеньги – сапоги, сшитые из сыромятной кожи, с цельной мягкой подошвой из толстой кожи, без каблуков, и с загнутыми кверху носами. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – «бахилы». Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
Можно отметить, мужской костюм был очень близок к одежде русского крестьянина Архангельской губернии по использованию материалов, покрою и способу ношения и лишь некоторые детали были заимствованы в одежде финно – угорских народов.
yarodom.livejournal.com
Culture and art
Карельский народный костюм
Искусство народных умельцев Карелии достаточно обширно и многогранно, оно проявляется в разных художественных формах творчества: узорном вязании, в художественной вышивке, в резьбе но дереву, в деревянном зодчестве. И среди различного множества творческой деятельности народа особое место занимает костюм.Народный костюм Карелии — это своеобразие форм и колорита, это история нравов и традиций, мировоззрения и понятий культуры нашего края. Значительную роль сыграли местные , национальные традиции, обряды и влияние культурный связей.
По всей территории России, включая Карелию, народный костюм классифицируется на комплексы одежды, состоящие из определенных типов и видов одежды и кроя.Составными элементами комплекса с сарафаном — или северорусского ансамбля одежды — являлись: рубаха, юбка-подстава (нижняя), юбка повседневная, передник, сарафан, «душегрея» на лямках летняя на подкладе, зимняя трубчатая на кудели (очесах льна), плечевая одежда — «шугай», в талию, с рукавами и отложным воротником, летний и зимний на ватине, зипун — верхняя одежда. Головные уборы девичьи: повязки, ленты, платки, «косинки», шали; женские: повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения — бусы, ожерелье, серьги.На первый взгляд, число видов одежды небольшое и, насколько красочна картина в составлении ансамблей и художественного образа костюма, настолько палитра решений превосходит число форм одежды. Здесь уместно будет сказать, что народный костюм — кладезь мастерства и неисчерпаемый источник воображения.
Особенности построения северорусского ансамбля одежды или комплекса с сарафаном прежде всего наблюдаются в наличии разных по форме и художественному решению головных уборов, комплектации видов одежды в ансамбль, в подборе материалов и в приемах декоративного оформления. Творческий индивидуальный подход при создании костюма каждого региона, включая Олонецкую губернию (регион Карелии), при сохранении традиционных форм, приемов ремесла, дает своеобразную картину — от ярких живописных образов к более сдержанным классическим решениям.
Карельский народный костюм сформирован в одном направлении, что и русский костюм. Он не похож ни на финский, ни на эстонский костюмы. Карельский народный костюм однозначно отражает культурные тенденции ансамблевого решения русского костюма. Первое сходство в видах одежды — рубаха с сарафаном; по покрою они идентичны русской одежде. Но в подборе материалов, по фактуре, цвету, орнаменту, и составлении ансамбля карелки пользуются своими правилами. От этого рождается местный национальный колорит.дели, плечевая одежда — «шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.
Ансамбли строятся от простою к сложному с разной функцией и назначением.В состав ансамбля карельского народного костюма входят те же виды одежды, что и в северорусский ансамбль, т.е. рубашка, юбка-подстава (нижняя), сарафан, передник, «душегрея» на лямках летняя на подкладе и зимняя трубчатая на кудели, плечевая одежда —«шугай» в талию, с рукавами и отложным воротником, летний на подкладе и зимний на ватмане, зипун — верхняя одежда. Те же головные уборы: девичьи — повязки, ленты, платки, косинки, шали; женские — повойник, кокошник, «сорока», платки, шали. Пояса, шейные украшения и серьги.Художественный образ карельского народного костюма также неоднозначен, вариативность присуща и ему, но в очень сдержанной форме.
Ансамбли строятся от простого к сложному с разной функцией и назначением.Рубаха, как основной вил одежды, подпоясана кожаным поясом с амулетами-оберегами (нож, ключи), дополняется головным убором, мягкой шапочкой в форме повойника и включает кожаные сапоги. Материалы домашнего производства: холст льняной или конопляный, пестрядь для головного убора, кожа.Ансамбль повседневный. Рубаха, сарафан, передник, пояс, нижняя юбка, головной убор. Художественная выразительность и эстетическое содержание достигаются за счет материалов и декоративного оформления. При использовании разных по структуре, цвету, орнаменту тканей назначение костюма менялось. В составлении этого ансамбля используются ткани домашнего и фабричного производства.
Ткани домашнего изготовления: холст льняной белого цвета — использовали в изготовлении рубахи — пестрядь клетчанина, ткань в полоску с мелким и средним раппортом рисунка. Ткани, нити подкрашивали, получая охристые разной степени тона — от светлых до темных, от бурых до коричнево-красных. Преобладали голубые, серые, сиреневые цвета. Эти ткани использовались для повседневной одежды — мужских рубах, женских сарафанов, юбок.Фабричные материалы — штоф малинового цвета, одна из самых популярных тканей XIX в., шелк, шерсть и полушерсть, оливковых и синих тонов. Узорчатый ситец, сатин входят в основу праздничного костюма.
Красные, синие, охристые силуэтные формы сарафанного комплекса дополняются белыми рукавами рубахи с ажурным краем ручного кружева, орнаментальный поясок с кистями, передник шелковый от талии другого цвета и тона. Завершают костюм женский головной убор «сорока», платок, шаль или кокошник московский с золотным шитьем. Несложный по форме и крою, народный костюм между тем очень ограничен по подбору материалов, цветовым сочетаниям, орнаментальным композициям. Художественно выстроен, в единый образ, нет ничего случайного. В построении ансамблей просматривается принцип взаимодополняемости, который проявляется в соединении тканей с разными пластическими и фактурными данными. Матовые фактуры дополняются блестящими, плотные ткани мягкими, сухие — легкими. Цветовая взаимодополняемость также присутствует. Красно-алый сарафан, и обязательно где-нибудь промелькнет зеленая линия; или что-то точечнообразно в орнаменте пояска; или по линии низа изделия — цветной рисунок. Синий цвет дополняется желтым, светлые тона более темными. Если в костюме появляется контрастность тона или цвета, то она смягчается шалью, головным убором или деталью костюма.
Удивителен мир гармонии народного костюма, он полон тонкого чутья и художественного вкуса.Построение ансамблей карельского народного костюма на этом не заканчивается, в продолжении — рубаха, сарафан в комплектации с трубчатой «душегреей», «шугай» летний, зимний в сопровождении девичьих и женских головных уборов. Эти ансамбли по подбору материалов, цвету, тону, орнаменту дают самые неожиданные решения.Комплекс одежды с юбкой используется в повседневном костюме. Материалы домашнего производства, тканые, в полоску или клетку.
Предлагаемый иллюстрируемый материал работ студентов Карельского училища культуры есть не что иное, как дань народному творчеству. Эти работы не копийные, но построены в результате изучения и анализа традиционных форм костюма. Возможно, кто-то увидит этнографические неточности, не имеющие скрупулезности, но где грань и точка в воображении и творчестве?! Народный костюм можно создавать в 2-х направлениях: или копировать или работать по правилам построения художественного образа, сохраняя национальный колорит, традиции в приемах кроя, декора, цветовых сочетаний, что и входит в основу учебного процесса училища культуры.
culture-art.ru
Народный костюм - на все времена
Создатели сайта долгое время не решались обозначить в пространстве сайта такой раздел как Этнография. Ведь это – целая отрасль науки, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов в их историческом развитии, проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений народов. Но сама жизнь подталкивает нас начать движение по этому нелегкому пути.
Татьяна Борисовна Яшкова | Дело в том, что Петрозаводское издательство «Периодика» выпустило в свет замечательную книгу «Костюм Карелии». Автор – Татьяна Борисовна Яшкова, старший преподаватель кафедры технологии Карельской государственной педагогической академии. Рождению книги предшествовали многочисленные поездки автора по деревням Карелии и Русского Севера, знакомство с носителями народной культуры, консультации со специалистами, многочасовая работа в фондах музеев. |
В книге, прекрасно проиллюстрированной, не просто представлены комплекты праздничной мужской и женской одежды карелов, поморов, заонежан, вепсов, созданные под руководством Татьяны Борисовны руками студентов. Представлены схемы кроя, подробно изложена технология изготовления каждого из образцов, приведены советы по выбору материалов, обращено внимание на особенности вышивки, ткачества, кружевоплетения, низания жемчугом. Книга «Костюм Карелии» поддерживает интерес современного читателя к национальному культурному наследию.
Глубокое понимание народных традиций, практический опыт автора в бережной этнографической реконструкции национальных костюмов конца ХIХ - начала ХХ веков помогут сегодня создателям модной одежды использовать накопленные и отшлифованные веками принципы народного моделирования, орнаменты и цветовые решения, соединение различных по фактуре натуральных тканей и материалов. Воспользуйтесь советами Татьяны Борисовны, и в Вашем гардеробе появится уникальный наряд, изысканный, элегантный и, одновременно, комфортный, удобный, гармоничный. | На презентации новой книги |
Хочется отметить прекрасные иллюстрации и рисунки, профессионализм всех создателей нового издания. Чувствуется, с какой любовью и вниманием издательство «Периодика» отнеслось к выпуску новой книги. Безупречное издание, цельное и приносящее радость читателю, безусловно, большая победа автора и издательства.
ГалереяПубликуется с разрешения издательства и автора
knk.karelia.ru
Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история |
Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.
Немного истории
Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.
Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.
Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец. Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей. Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.
Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.
Особенности
Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.
На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.
Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.
Яркий цвет сарафана, платья еще одна отличительная особенность национального костюма Карелии.
Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.
Цвета и оттенки
Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.
Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.
Ткани и крой
Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.
Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.
Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды — она шилась длинной, в пол.
Разновидности
Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.
Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.
Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником — стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.
У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.
Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.
Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.
e-hot.ru