Содержание
Образование Древнерусского государства
Вопросы к пунктам параграфа
(стр. 40)
Вопрос: Почему образовался союз славянских и финно — угорских племён вокруг озера Ильмень?
Ответ: Причиной объединения стала борьба с набегами воинственных соседей.
Вопрос: Какую роль играли приглашённые иноземцы в восточнославянских землях?
Ответ: Пришлым людям легче было разрешать противоречия и споры местной родовой знати.
Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 41): Используя карту, сравните возможности торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары»; докажите особую роль городов Киева и Новгорода в образовании Древнерусского государства.
Ответ: Пути «из варяг в греки» был дальше по протяженности, чем путь «из варяг в хазары», а также был менее опасен, потому что основная его дорога вела по территории славянских племен и Древнерусского государства. Помимо этого путь «из варяг в греки» был более прибыльным, потому что торговля была направлена на жителей Византии, которые были богаче, чем хазары, товары у византийцев были лучше и разнообразней. Путь «из варяг в хазары» играл в большей степени роль местной торговли, потому что товарооборот был намного меньше, чем с Византией, а также менее разнообразный. Города Киев и Новгород – это основные пункты для путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары», именно через них шли торговые караваны, они играли роль форпостов и перевалочных центов, что влияло на их экономический, культурный рост. Все это привело к тому, что Киев и Новгород стали центральными городами в процессе становления Древнерусского государства.
(стр. 43)
Вопрос: Какое событие называют началом русской государственности?
Ответ: Захват власти в Киеве Олегом в 882 г., после чего ему стали подчиняться и северные и южные восточнославянские земли.
Вопрос: Почему власть над Новгородом и Киевом давала правителям преимущество в торговле?
Ответ: Киев и Новгород — два центра государства — стояли на конечных точках одного из важнейших международных торговых путей — «из варяг в греки». Этот путь соединял скандинавские страны с Византией. Олег подчинил племена, жившие вдоль торгового пути: древлян, северян и радимичей. Это позволило киевскому князю не только контролировать торговлю, но и собирать дань со славян.
(стр. 44)
Вопрос: Почему славянское племя древлян посчитало притязания Игоря несправедливыми?
Ответ: Князь Игорь хотел собрать с древлян повторную дань, что им не понравилось, и они убили его.
Вопрос: Какие меры приняла княгиня Ольга, чтобы трагедия, произошедшая с князем Игорем, не повторилась?
Ответ: Киевская княгиня упорядочила сбор дани, установив её точные размеры (так называемые уроки) и определив места сбора (погосты — от слова «гость»).
(стр. 45)
Вопрос: Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы?
Ответ: Княгиня Ольга и киевская знать укоряли князя, с тревогой говорили о забвении им внутренних дел государства.
Вопрос: Как византийский император смог победить князя Святослава?
Ответ: Весной—летом 971 г. греки осадили Святослава в крепости Доростол. Разорвать кольцо осады русам не удалось. Тяжёлые потери и угроза голода заставили Святослава пойти на заключение мирного договора (971) с императором Иоанном Цимисхием.
Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 46): Опираясь на рисунок и текст параграфа, определите, кто из соседей восточных славян представлял для них военную угрозу. Составьте небольшой рассказ из двух частей: жизнь славянского посёлка до и после нападения заморского противника.
Ответ: Военную угрозу для восточных славян представляли варяги, а именно воинственных варягов, которые зарабатывали на жизнь походами, разорением и насилием. Славянские племена жили небольшими поселениями, которые находились далеко друг от друга. Жилища их были деревянными. Вели они изначально полукочевой и кочевой образ жизни. Их образ жизни можно объяснить постоянной опасностью от северного соседа, а также от выплаты им дани. После нападения противника им вновь приходило обустраиваться либо на новом месте, либо восстанавливать разрушенное в ходе нападения хозяйство. Затем осели вокруг озера Ильменя, объединившись в союз, в который входили славянские племена — ильменские словене и кривичи, а также финно — угорские племена — чудь, меря и весь, и отказались они платить дань варягам. Однако вскоре противоречия между племенами привели к междоусобной войне, выходом из которой стало призвание посредников — варяжских князей.
(стр. 47–48)
Вопрос: Какие черты княгини Ольги как политика и человека проявились в принятии ею православия?
Ответ: Мудрость, потому что она понимала значение христианства не только для себя лично, но и для всего государства. Все соседи Древней Руси уже встали на путь единобожия: Волжская Болгария была исламским государством; в Хазарии главной религией был иудаизм; Болгария, Венгрия, Польша стали христианскими странами.
Вопрос: Как отнеслись к языческой реформе Владимира славяне и соседние народы?
Ответ: Князь Владимир попытался сделать Киев духовным центром языческой Руси. С этой целью в Киеве было создано единое капище (место поклонения) божеств, которых почитали восточные славяне и другие народы, входившие в состав Древнерусского государства. Однако языческая реформа Владимира не имела успеха.
Вопросы и задания к параграфу
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Определите – перед вами договор о наемной службе или признание поражения от иноземцев. 2) Свидетельствуют ли эти слова о том, что славяне и их союзники фино — угры находились на более низком уровне развития, чем призванные варяги.
Ответ: 1) Перед нами договор о наёмной службе, потому что между племенами (чудь, словене, кривичи) и варягами нет военных действий, последний совершали лишь грабительские набеги на северную территорию Русской равнины. Также на то, что это договор указывает, что все племена объединились и приняли решение о приглашение князей варяжских на свои земли, а также они собираются лишь только искать себе князя, в случае же поражения они бы позвали победителя. 2) Это не свидетельствует о более низком уровне развития, это говорит лишь о том, что племена не могут объединиться и им необходима помощь со стороны, сильный лидер, который смог бы взять все под свой контроль, иноземец смог бы разрешить конфликты между местной родовой знатью, потому что не были выходцами не из одной из них. Именно таким лидером и выступил князь Рюрик, а затем уже Олег, Игорь, Ольга и Святослав, которые смогли взять под свой контроль племенной союз, состоящий из ильменских словен, кривичей и финно — горских племен.
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.43 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли образ княгини Ольги основную идею параграфа? 2) Чем Ольга отличается от других правителей начального периода русской истории? В чем ее политическая и нравственная сила? 3) Напишите небольшой рассказ, который начинается словами: « Первая выдающаяся женщина отечественной истории знаменита тем, что …»
Ответ: 1) Образ Ольги как нельзя лучше отражает идею параграфа. Она изображена как сильная, мудрая и дальновидная правительница, целью которой является создание сильной и великой Руси, где есть место не только военной силе, но и силе духовной – принятие христианства. Она сможет навести порядок, объединить разрозненные племена и наладить дружественные отношения с соседями. 2) Ольгу отличает более дальновидная политика по отношению к соседним племенам, наведению порядка со сбором дани и ее размерами, налаживанием контактов с Византией и перенятие их культуру, традиций и религии. Для первых князей характеры постоянные войны, конфликты, Ольга же хотела все решить дипломатическим путем, что должно способствовать дальнейшим контактам с соседями, связями с ними и развитие Руси. 3) Первая выдающаяся женщина отечественной истории знаменита тем, что жестоко отомстила за смерть мужа и вновь покорила древлян, княгиня Ольга упорядочила сбор дани, установив ее точные размеры (уроки) и определив место сбора (погосты).Она первая на Руси приняла христианство. Налаживала контакты не только внутри государства (кривичи), но и за ее пределами (Византия). Пыталась поставить Русь на один уровень с другими развитыми государствами, перенять их культуру и опыт. Она дала толчок для дальнейшего развития Русского государства.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Языческая реформа князя Владимира. 2) Объединение Северной и Южной Руси под властью князя Олега. 3) Заключение договоров с Византией первыми русскими князьями. 4) Призвание варягов. 5) Гибель князя Святослава.
Ответ: 1) 983 г.
2) 882 г.
3) 907 и 911 гг.
4) 862 г.
5) 972 г.
Вопрос: Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Первые русские князья создали государство, опираясь на достижения славян, при этом они были больше завоевателями и торговцами, чем хозяевами и защитниками Русской земли». Действительно, первые русские князья (варяги) основной своей деятельностью считали завоевания и торговлю, поэтому начальный этап истории Русского государства – это завоевания князьями Рюриком и Олегом земель (захват Киева, подчинение племен, живших вдоль торгового пути: древляне, северяне, радимичи, поход на Константинополь), а также торговля: контроль рынка сбыта русских товаров, защита торговых путей от нападения степных кочевников. Они объединили все восточнославянские и часть финских племен, но не организовали четко работающего управленческого аппарата: нет размера дани, места сбора дани, наместников. Только княгиня Ольга вследствие трагедии с ее мужем Игорем, решила издать первые законы, которые регулировали отношения между государством и его подданными. Ее дело продолжат ее внук Владимир и его дети.
Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 49): Опираясь на текст источника и рисунок, в малой группе составьте диалог между князем Игорем и князем Малом, а затем представьте его классу.
Ответ: Пришел князь Игорь вновь к древлянам. Спрашвиает его князь Малом: Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань. А Игорь в ответ молвит князю: Знаю я, что есть у Вас еще оружие, одежда да утварь разная, которая в дань идти должна. Посмотрел на него князь и говорит: Забрал ты уже у нас всю дань, нет у нас больше ничего. Рассердился Игорь и стал требовать, угрожать Малому: Я вернулся теперь, чтобы собрать дань с каждой избы. Воспротивились древляне пожеланию князя Игоря и умертвить его задумали, что, если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит.
Работа с источниками (стр. 50).
Вопрос: Чем привлекли варяжских князей, утвердившихся на севере Русской равнины, восточно — славянские земли по реке Днепр? Какую роль играли ильменские словени и кривичи в походе на Киев?
Ответ: варяжских князей привлекли восточно — славянские земли по реке Днепр тем, что племенной союз пригласил их на княжение в свои земли, которые были богаты плодородными землями, лесами, реками. Ильменские словени и кривичи в походе на Киев играли одну из решающих ролей: этот поход объединил племена словен и кривичей под княжеской властью, сплотил их в борьбе против общего врага, племена поняли свою значимость в жизни новообразовавшегося государства, высказали преданность новому правительству в лице варяжских князей, также они предали княжескому войску численности и мощи.
Вопрос: Какой урок преподнесли княжеской династии древляне, убив князя Игоря? Как обе стороны понимали справедливость в отношениях между народом и властью?
Ответ: Древляне, убив князя Игоря, показали, что, во — первых, нельзя быть жадным и забирать у населения все, что у них есть, во — вторых, необходимо установить точный размер дани, в — третьих, они показали князьям, что власть их зыбка и, чтобы заполучить их расположение и преданность, необходимо уважительно относиться их владениям, собственности и нуждам населения. Князь Игорь считал, что он имеет право брать с подчиненного народа столько дани, сколько ему заблагорассудится, потому что он владеет ими, а значит, владеет и всеми их ресурсами. Древляне же считают, что князю они должны отдавать лишь часть своих ресурсов, чтобы на оставшуюся часть они могли прожить целый год и не погибнуть от голода. Данный инцидент послужил отправной точкой для последующих государственных реформ, направленных на регулирование отношений между государством и его подданными.
Страница не найдена — ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
It looks like nothing was found at this location. Maybe try a search or one of the links below?
Поиск для:
Архивы
Архивы
Выберите месяц Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011
Рубрики
РубрикиВыберите рубрику50 ЛЕТ ПОЛИТУЧИЛИЩАМАНОНСАРМИЯ И ОБЩЕСТВОАРХИВ ЖУРНАЛАВ ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯВИДЕОВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВАВОЕННАЯ МЕДИЦИНАВОЕННАЯ РАЗВЕДКАВОЕННАЯ РЕФОРМАВОЕННАЯ СИМВОЛИКАВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИE ОТНОШЕНИЯВОЕННОЕ ИСКУССТВОВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОВОЕННОПЛЕННЫЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯВОЕННЫЕ МУЗЕИВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИГЕРОИ И ПОДВИГИГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТДОКУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫЖЕНЩИНЫ В АРМИИЗАБЫТОЕ ИМЯИЗ ИСТОРИИ ФОРТИФИКАЦИИИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВИМЕНА И СУДЬБЫИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВОИСТОРИОГРАФИЯИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫИСТОРИЯ ВОЕННОЙ НАУКИИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИИСТОРИЯ ВОИНИСТОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИИСТОРИЯ ТЫЛАИСТОРИЯ: ПРОТИВ ЛЖИКНИЖНАЯ ПОЛКАКРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫМЕМУАРЫМУНДИР ОТЕЧЕСТВАНАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯНАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬНЕОПУБЛИКОВАННЫЕ РУКОПИСИНОВОСТИОБМУНДИРОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕОБЪЯВЛЕНИЯОЧЕРКИ И ВОСПОМИНАНИЯПАМЯТНЫЕ ДАТЫПамятьПЕРВАЯ МИРОВАЯПОЗДРАВЛЯЕМПОЗДРАВЛЯЕМ!ПОЛКОВАЯ ЛЕТОПИСЬПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИРУБЕЖИ РОССИИРУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕСПЕЦСЛУЖБЫСПРАШИВАЕТЕ — ОТВЕЧАЕМСУЖДЕНИЯ. ВЕРСИИТРАГЕДИЯ ПЛЕНАФАМИЛЬНЫЙ АРХИВФОРТИФИКАЦИЯФОТОХОЛОДНАЯ ВОЙНАЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
- 50 ЛЕТ ПОЛИТУЧИЛИЩАМ
- АНОНС
- АРМИЯ И ОБЩЕСТВО
- АРХИВ ЖУРНАЛА
- В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ
- ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
- ВИДЕО
- ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
- ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА
- ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА
- ВОЕННАЯ РЕФОРМА
- ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА
- ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
- ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИE ОТНОШЕНИЯ
- ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
- ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
- ВОЕННОПЛЕННЫЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
- ВОЕННЫЕ МУЗЕИ
- ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
- ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ
- ГЕРОИ И ПОДВИГИ
- ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
- ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ СНЯТ
- ДОКУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫ
- ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ
- ЗАБЫТОЕ ИМЯ
- ИЗ ИСТОРИИ ФОРТИФИКАЦИИ
- ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
- ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ
- ИМЕНА И СУДЬБЫ
- ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕ
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО
- ИСТОРИОГРАФИЯ
- ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
- ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ НАУКИ
- ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ
- ИСТОРИЯ ВОИН
- ИСТОРИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
- ИСТОРИЯ ТЫЛА
- ИСТОРИЯ: ПРОТИВ ЛЖИ
- КНИЖНАЯ ПОЛКА
- КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
- ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ
- МЕМУАРЫ
- МУНДИР ОТЕЧЕСТВА
- НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
- НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ РУКОПИСИ
- НОВОСТИ
- ОБМУНДИРОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
- ОБЪЯВЛЕНИЯ
- ОЧЕРКИ И ВОСПОМИНАНИЯ
- ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
- Память
- ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
- ПОЗДРАВЛЯЕМ
- ПОЗДРАВЛЯЕМ!
- ПОЛКОВАЯ ЛЕТОПИСЬ
- ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
- РУБЕЖИ РОССИИ
- РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
- СПЕЦСЛУЖБЫ
- СПРАШИВАЕТЕ — ОТВЕЧАЕМ
- СУЖДЕНИЯ. ВЕРСИИ
- ТРАГЕДИЯ ПЛЕНА
- ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ
- ФОРТИФИКАЦИЯ
- ФОТО
- ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
- ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
Россия и Степи ок. 1000-1453
| Добавить новую статью | |||||||
22-05-2015, 12:33 По смерти Владимира в 1015 г. и после гражданской войны, закончившейся в 1019 г., Россия распалась на три основных подразделения: Новгородско-Киевское, Черниговско-Тмутороканское и Полоцкое. Сын Владимира Ярослав смог воссоединить их и восстановить единое княжество с 1036 года. Он победил печенегов, оттеснив их на юго-запад, в северную дунайскую равнину, откуда они начали совершать набеги на византийскую территорию. Хотя в 1043 году он предпринял разрушительное нападение на империю, дружеские отношения быстро восстановились. Набеги огузов или половцев (половцев) ослабили Киев, а после смерти Ярослава (1054 г.) Русь снова распалась на автономные и часто враждующие княжества, среди наиболее важных из которых были Новгород и Владимиро-Суздаль (столица в Москве). В 1060 г. совместная атака разгромила огузов, а в 1067 г. война между Киевом и Полоцком привела к разграблению Новгорода. Несмотря на крупный набег половцев на Киев в 1068 году, ускоривший дальнейшие внутренние раздоры (в том числе и Польское княжество, с одной стороны), дипломатические и брачные союзы позволили князю Святославу Ярославичу снова объединить соперничающие княжества к 1076 году9.0013 Хотя Киев был разграблен половцами в 1093 г., серия успешных походов (1103-1116 гг.) сдержала их и была достигнута определенная степень стабильности с печенегами и небольшими огузскими группами Карта ]]. ? Россия и степи c. 1000-1453 гг. Контракт на охрану границы. Раздробленность последовала за смертью великого князя Владимира Мономаха в 1132 году, а после 1139 года, когда процветала местная и дальняя торговля, русские княжества все чаще враждовали из-за контроля маршрутов. Когда суздальские князья разграбили Киев в 1169 г., его собственная территория ненадолго стала выдающимся княжеством. Ограниченный набег монголов нанес поражение объединённым русско-половецким войскам в 1223 году, но они отступили, и ситуация, казалось, нормализовалась. Но когда суздальский князь готовил нападение на волжских булгар (контролировавших торговый путь через бассейн средней Волги) в 1237 году, монголы предприняли второй по силе набег. Волжские булгары были разбиты, а среднерусские княжества разорены, при этом их богатейшие центры были разграблены. В 1239 г.южные княжества были разрушены; в 1240 г. Киев был разграблен; а на севере, князь Александр Новгородский (Александр Невский) и смог победить и отразить нашествия как шведов , так и тевтонских рыцарей в 1240 и 1242 годах, он был вынужден платить дань монголам. В степи половцы потерпели поражение и вошли в состав Великого ханства, а на Северном Кавказе были побеждены аланы. «Монгольское иго» опустошало экономику русских княжеств, ввергало крестьянство во все большую степень рабства и нищеты, поощряло гораздо более самодержавную форму правления среди уцелевших княжеств. Монгольское господство также ослабило способность русских князей противостоять внешней агрессии или вмешательству: территории, ранее управляемые из Киева, разделились на восточные и западные области, последние были поглощены литовскими князьями, а затем вошли в состав Польского королевства, бывшие под данью монголам. Русские князья время от времени пытались сбросить монгольский сюзеренитет — в 1382 году князь Владимиро-Суздальский попытался обрести независимость, но потерпел поражение, а его столица Москва была разграблена. Тем не менее, ослабление власти Золотой Орды и межфракционная борьба между различными монгольскими ордами позволили великим князьям Владимирским распространить свою власть на большую часть первоначального княжества между 1302 и 1420 годами. В 1478 году они присоединили Новгород к своему царству, и был подготовлен путь для быстрого присоединения других княжеств и продвижения к реке Урал в шестнадцатом веке. В степи на юге и востоке печенеги были вытеснены на запад комбинацией атак из Киева и огузов и половцев. Оставшиеся группы выжили, чтобы объединиться с русскими в течение двенадцатого века, но их место заняли половцы, захватившие Крым из-под контроля Византии в 1068 году. На востоке жили огузы, отделенные от родственных кланов Сельджукидов, которые ислам тюрками-мусульманами-караханидами. В 1037 году сельджуки восстали против своих номинальных повелителей Газневидов, которых они вытеснили из восточного Ирана к 1055 году. Проникнув одновременно в центральный и западный Иран, они подчинили себе буидов, которых заменили, основав сельджукский султанат, простиравшийся от Мавераннахра до Византийская граница. К 1073 году они расширили свою власть на северо-восток и покорили караханидов (первых тюрков, принявших ислам). Султанат сельджуков вскоре распался на ряд меньших эмиратов (см. стр. 147), где мятежные огузские кланы свергли султанат Мерва в 1150-х годах, а на севере образовалось ханство Карахитай, конфедерация во главе с буддистом. монгольский род. Половцы продолжали господствовать в южно-русских степях до Дуная (последняя попытка печенегов восстановить свою власть была разбита византийцами в 1120-х гг.), хотя в период с 119 г. до н.э.С 0-х по 1210 год огузы и карахитайцы были свергнуты султаном Хорезма, который основал новую ирано-турецкую империю на территории восточной Персии и Мавераннахра. Между 1237 и 1241 годами монгольское нашествие охватило половцев в русской степи, аланов, русские княжества, шахдом Хорезма и сельджукский султанат. Монгольская экспансия на запад была остановлена только мамлюками в Айн-Джалуте в 1260 году. Но в 1260 году ханство было разделено между сыновьями и внуками Чингисхана, создав ряд соперничающих орд. Хотя обращение большинства из них в ислам к 1420-м годам создало идеологическое единство, политическое и территориальное соперничество сохранилось. В 1380 году Белая Орда и Золотая Орда боролись за господство, и победа досталась первой, хотя термин «Золотая Орда» продолжал описывать новое формирование. Завоевания Тимура в 1360-х годах значительно нарушили эту модель, создав на короткий период еще одну объединенную монгольскую империю, простирающуюся от Туркестана до Анатолии. Но это, в свою очередь, вскоре распалось на ряд более мелких эмиратов, и к 1460-м годам ни одна крупная турецкая или монгольская держава не была постоянно у власти ни в Иране, ни в степи — Аккоюнлу в Персии был разрушен османской и сефевидской персидской властью к 1502 году.
| ||||||||
Византийская империя — Энциклопедия всемирной истории
Византийская империя, часто называемая Восточной Римской империей или просто Византией, существовала с 330 по 1453 год. Со столицей, основанной в Константинополе Константином I (годы правления 306–337), Империя менялись по размеру на протяжении веков, в то или иное время обладая территориями, расположенными в Италии, Греции, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке.
Византия была христианским государством с греческим языком в качестве официального, византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные обычаи, искусство и архитектуру, которые, хотя и находились под значительным влиянием греко-римской культурной традиции, были самостоятельными, а не просто продолжением античной Рим. Византийская империя была самой продолжительной средневековой державой, и ее влияние продолжается и сегодня, особенно в религии, искусстве, архитектуре и праве многих западных государств, Восточной и Центральной Европы и России.
Удалить рекламу
Реклама
Имена и даты
Название «Византийский» было придумано историками 16-го века на основании того факта, что первое название столицы было Византий, прежде чем оно было изменено на Константинополь (современный Стамбул). Это было и остается далеко не идеальным, но удобным ярлыком, который отличает Восточную Римскую империю от Западной Римской империи, что особенно важно после падения последней в V веке. Действительно, по этой причине среди историков нет единого мнения относительно того, к какому периоду времени на самом деле относится термин «Византийская империя». Некоторые ученые выбирают 330 г. и основание Константинополя, другие – падение Западной Римской империи в 476 г., третьи предпочитают неспособность Юстиниана I (годы правления 527–565) объединить две империи в 565 г., а некоторые даже сливают для c . 650 г. и арабское завоевание восточных провинций Византии. Большинство историков согласны с тем, что Византийская империя прекратила свое существование во вторник 29 г.Май 1453 года, когда османский султан Мехмед II (годы правления 1444–1446 и 1451–81) завоевал Константинополь.
Константинополь стал самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.
Обсуждение дат также выдвигает на первый план различия в этническом и культурном смешении между двумя половинами римского мира и отличие средневекового государства от его более раннего римского наследия. Византийцы называли себя «римлянами», их императором был василеон ton Rhomaion или «Император римлян», а их столицей был «Новый Рим». Однако наиболее распространенным языком был греческий, и справедливо будет сказать, что на протяжении большей части своей истории Византийская империя была гораздо более греческой, чем римской в культурном плане.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Константинополь
Истоки Византийской империи лежат в решении римского императора Константина I о переносе столицы Римской империи из Рима в Византию 11 мая 330 года. Популярное название Константинополь или «Город Константина» вскоре заменило собственный официальный выбор императора. из «Нового Рима». Новая столица имела прекрасную естественную гавань в заливе Золотой Рог и, располагаясь на границе между Европой и Азией, могла контролировать проход кораблей через Босфор из Эгейского в Черное море, связывая прибыльную торговлю между западом и востоком. Через вход в Золотой Рог протянулась огромная цепь, а строительство массивных Феодосиевых стен между 410 и 413 годами означало, что город был в состоянии противостоять раз за разом согласованным атакам как с моря, так и с суши. На протяжении веков, по мере того как добавлялись все более впечатляющие здания, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.
Карта византийского Константинополя
Cplakidas (CC BY-SA)
Византийские императоры
Византийский император или basileus (или реже basilissa для императрицы) проживал в великолепном Большом Константинопольском дворце и правил как абсолютный монарх огромной империей. Таким образом, basileus нуждался в помощи опытного правительства и широко распространенной и эффективной бюрократии. Несмотря на то, что император был абсолютным правителем, его правительство, народ и церковь ожидали, что он будет править мудро и справедливо. Что еще более важно, император должен был иметь военный успех, поскольку армия оставалась самым могущественным институтом в Византии в реальном выражении. Полководцы в Константинополе и провинциях могли — и действительно — сместили императора, который не смог защитить границы империи или принес экономическую катастрофу. Тем не менее, при нормальном ходе событий император был главнокомандующим армией, главой церкви и правительства, он распоряжался государственными финансами и назначал или увольнял дворян по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт византийского императора смог просуществовать 12 столетий.
Изображение императора появилось на византийских монетах, которые также использовались для обозначения избранного преемника, часто старшего сына, но не всегда, поскольку не было установленных правил наследования. Считалось, что императоры были избраны Богом для управления, но великолепная корона и одежды тирского пурпура еще больше укрепили право на власть. Еще одна маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы скопировать имена прославленных предшественников, особенно Константина. Даже узурпаторы, как правило, обладающие властью и успехом военные, очень часто стремились узаконить свое положение, женившись на члене семьи своих предшественников. Таким образом, благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт императора смог продержаться 12 столетий.
Византийское правительство
Византийское правительство следовало образцам, установленным в имперском Риме. Император был всемогущ, но все еще ожидалось, что он будет консультироваться с такими важными органами, как Сенат. Сенат в Константинополе, в отличие от Рима, состоял из людей, прошедших военную службу, поэтому сенаторского сословия как такового не существовало. Без выборов византийские сенаторы, министры и местные советники в основном получали свое положение благодаря имперскому покровительству или благодаря своему статусу крупных землевладельцев.
Удалить рекламу
Реклама
Юстиниан I
При поддержке греческого банкира Юлиуса Аргентария (CC BY-NC-SA)
Элитные сенаторы составляли небольшой sacrum консисторий , с которым император теоретически должен был консультироваться по вопросам государственной важности. Кроме того, император мог консультироваться с членами своего личного окружения при дворе. Также при дворе были камергеры-евнухи ( кубикулярии ), которые служили императору в различных личных обязанностях, но которые также могли контролировать доступ к нему. Евнухи сами занимали ответственные должности, главным из которых были держатели императорского кошелька, сакеллариос, , полномочия которых значительно увеличились с 7 века. Среди других важных правительственных чиновников были квестор или главный юрист; приходит sacrarum largitionum , которые контролировали государственный монетный двор; magister officiorum , который занимался общим управлением дворцом, армией и ее снабжением, а также иностранными делами; и группа имперских инспекторов, которые следили за делами в местных советах по всей империи.
Однако высшим должностным лицом Византии был префект преторианцев Востока, которому были подотчетны все региональные губернаторы империи. Губернаторы регионов контролировали отдельные городские советы или curae . Местные советники отвечали за все общественные услуги и сбор налогов в своем городе и прилегающих к нему землях. Эти советы были географически организованы примерно в 100 провинций, которые в свою очередь были объединены в 12 епархий, по три в каждой из четырех префектур империи. С 7 века областные правители епархий, или фемы , как они стали называться после перестройки, по сути, стали провинциальными военачальниками ( strategoi ), непосредственно подчинявшимися самому императору, а преторианский префект был упразднен. После 8 века управление империей из-за возросшей военной угрозы со стороны соседей и внутренних гражданских войн стало намного проще, чем раньше.
Корпус гражданского права
Византийскому правительству большую помощь оказало создание Кодекса Юстиниана или Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права) Юстиниана I. Корпус, составленный группой экспертов-правоведов, собрал, отредактировал и пересмотрел огромный свод римских законов, который накапливался на протяжении веков — огромное количество императорских указов, юридических заключений и списков преступлений и наказаний. Кодекс, состоящий из более чем миллиона слов, будет действовать в течение 900 лет, сделает законы более понятными для всех, уменьшит количество дел, без необходимости рассматриваемых в судах, ускорит судебный процесс и впоследствии повлияет на большинство правовых систем западных демократий.
Удалить рекламу
Реклама
Византийское общество
Византийцы придавали большое значение фамилии, наследственному богатству и респектабельному происхождению человека. Этими тремя вещами обладали люди на высших уровнях общества. Богатство происходило от владения землей или управления землей под юрисдикцией отдельного администратора. Однако аристократии крови как таковой в византийском обществе не было, и и меценатство, и образование были средством для подъема по социальной лестнице. Кроме того, раздача милостей, земель и титулов императорами, а также беспорядочное понижение в должности и опасности иностранных вторжений и войн — все это означало, что отдельные компоненты дворянства не были статичными, а семьи возникали и распадались на протяжении веков. Ранг был виден всем членам общества по титулам, печатям, знакам отличия, особой одежде и личным украшениям.
Диптих из византийской слоновой кости
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Большинство в низших классах последовало бы профессии своих родителей, но наследство, накопление богатства и отсутствие какого-либо формального запрета для одного класса переходить в другой, по крайней мере, давало человеку небольшую возможность улучшить свои социальная позиция. Были рабочие с лучшими работами, например, те, кто занимался юридическими вопросами, администрацией и торговлей (не очень уважаемый способ зарабатывать на жизнь для византийцев). На следующей ступени ниже были ремесленники, затем фермеры, владевшие собственными небольшими участками земли, затем самая многочисленная группа — те, кто обрабатывал чужую землю, и, наконец, рабы, которые обычно были военнопленными, но далеко не так многочисленны, как свободные рабочие. .
Роль византийских женщин, как и мужчин, зависела от их социального положения. Ожидалось, что аристократки будут вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. Хотя они могли владеть собственностью, они не могли занимать государственные должности и проводили свободное время за ткачеством, покупками, посещением церкви или чтением (хотя у них не было формального образования). Вдовы становились опекунами своих детей и могли наследовать наравне со своими братьями. Многие женщины работали, как и мужчины, в сельском хозяйстве, различных отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере общественного питания. Женщины могли владеть своей землей и бизнесом, а некоторые улучшили свое социальное положение благодаря браку. Наименее уважаемыми профессиями были, как и везде, проститутки и актрисы.
Удалить рекламу
Реклама
Территории Византийской империи
Географическая протяженность Византийской империи менялась на протяжении столетий по мере того, как менялись военные успехи и неудачи отдельных императоров. Территории, которые принадлежали в начале истории империи, включали Египет, Сирию, Иорданию, Ливан и Палестину. Греция была менее важна с практической точки зрения, чем как символ взгляда византийцев на себя как на истинных наследников греко-римской культуры. Италию и Сицилию пришлось защищать, в конечном итоге безуспешно, от амбиций пап и норманнов. Балканы до реки Дунай были важны повсюду, а Малая Азия вплоть до побережья Черного моря на севере и Армения на востоке была основным источником богатства, но оба эти региона требовали регулярной и энергичной защиты от различных вечных врагов.
Поскольку политическая карта постоянно перекраивалась с ростом и падением соседних империй, примечательными событиями были успешная защита империи Анастасием I (491–518) как от персов, так и от булгар. Юстиниан I с помощью своего одаренного полководца Велизария (ок. 500–565) отвоевал территории в Северной Африке, Испании и Италии, утраченные западными императорами. Лангобарды в Италии и славяне на Балканах вторглись в Империю во второй половине 6-го века, ситуация в конечном итоге изменилась при Ираклии (годы правления 610-641), фактически положив конец Персидской Сасанидской империи своей победой. в Ниневии в 627 г.
Византийская империя, c.520 — 1204
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Исламские завоевания 7-го и 8-го веков лишили Империю ее территорий в Леванте (включая Иерусалим в 637 г.), Северной Африке и восточной части Малой Азии. По крайней мере, империя стояла твердым оплотом против арабской экспансии в Европу, а Константинополь дважды выдерживал решительные арабские осады (674–678 и 717–18). Однако Византийская империя была потрясена до основания. Потом в 920-го века булгары совершали значительные набеги на северные районы Империи. Возрождение византийских состояний произошло с македонской династией (867-1057) (неуместно названной). Основатель династии Василий I (годы правления 867–886) отвоевал южную Италию, расправился с беспокойными критскими пиратами и одержал победы над арабами на Кипре, в материковой Греции и в Далмации. Уже следующий император, Лев VI (годы правления 886–912), потерял большую часть завоеваний, но в середине 10 века одержал победы в контролируемой мусульманами Месопотамии.
Василий II (годы правления 976-1025), известный как «Убийца булгар» за свои победы на Балканах, стал свидетелем еще одного поразительного подъема византийского состояния. Василий, которому помогала армия свирепых воинов-викингов из Киева, также одержал победы в Греции, Армении, Грузии и Сирии, удвоив размер Империи. Это было, однако, последнее великое ура, поскольку наступил постепенный упадок. После шокирующего поражения от сельджуков в битве при Манцикерте в Армении в 1071 году, при Алексиосе I Комнине (годы правления 1081-1118) произошло краткое возрождение с победами над норманны в Далмации, печенеги во Фракии и сельджуки в Палестине и Сирии (с помощью первых крестоносцев), но, казалось, было слишком много врагов в слишком многих регионах, чтобы византийцы могли процветать бесконечно.
В 12-м и 13-м веках султанат Рум захватил половину Малой Азии, а затем произошла катастрофа, когда армии Четвертого крестового похода разграбили Константинополь в 1204 году. Разделенная между Венецией и ее союзниками, Империя существовала только в изгнании до восстановления в 1261 году. К 14 веку Империя состояла из небольшой территории на оконечности южной Греции и участка территории вокруг столицы. Последний удар был нанесен, как уже упоминалось, османским разграблением Константинополя в 1453 г.
Византийская церковь
Язычество продолжало практиковаться на протяжении столетий после основания Византии, но именно христианство стало определяющей чертой византийской культуры, глубоко повлияв на ее политику, международные отношения, искусство и архитектуру. Церковь возглавлял патриарх или епископ Константинопольский, назначаемый или смещаемый императором. Местные епископы, которые руководили крупными городами и прилегающими к ним территориями и представляли как церковь, так и императора, обладали значительным богатством и властью в своих местных общинах. Таким образом, христианство стало важным общим знаменателем, который помог объединить различные культуры в единую империю, в которую входили греки-христиане, армяне, славяне, грузины и многие другие меньшинства, а также представители других религий, такие как евреи и мусульмане, которым было разрешено свободно исповедовать свою религию.
Икона Василия Блаженного
Неизвестный художник (общественное достояние)
Различия в восточной и западной церкви были одной из причин того, что Византийская империя получила такое плохое представление в западных средневековых историях. Часто византийцев изображали упадническими и изменчивыми, их культура застойной, а их религия опасной ересью. Церкви востока и запада расходились во мнениях относительно того, кто должен иметь приоритет, Папа или Константинопольский Патриарх. Также оспаривались доктринальные вопросы, например, имел ли Иисус Христос одну человеческую и одну божественную природу вместе или только божественную природу. Церковное безбрачие, употребление квасного или опресночного хлеба, язык богослужения и использование образов были точками разногласий, которые, с добавлением топлива политических и территориальных амбиций в изменчивую смесь эмоций, привели к церковному расколу. из 1054.
В Византийской церкви также были свои внутренние споры, наиболее печально известные иконоборчество или «уничтожение образов» 726–787 и 814–843 годов. Папы и многие византийцы поддерживали использование икон — изображений святых фигур, но особенно Иисуса Христа. Противники икон считали, что они стали идолами, и было кощунством думать, что Бог может быть представлен в искусстве. Этот вопрос также возродил споры о том, имел ли Христос две природы или одну, и поэтому икона представляла только человека. Защитники икон говорили, что они были всего лишь впечатлением художника и помогали неграмотным лучше понять божественное. Во время волны иконоборчества было уничтожено много ценных произведений искусства, особенно во время правления Льва III (годы правления 717-741) и его преемника Константина V (годы правления 741-775), когда преследовались даже люди, почитавшие иконы (иконофилы). Вопрос был решен в пользу икон в 843 г., когда произошло событие, известное как «Торжество Православия»9.0013
Монашество было характерной чертой византийской религиозной жизни. Мужчины и женщины уходили в монастыри, где посвящали свою жизнь Христу и помощи бедным и больным. Там они жили простой жизнью по правилам, изложенным такими важными церковными деятелями, как Василий Великий (ок. 330 — ок. 379). Многие монахи были также учеными, наиболее известным из которых был святой Кирилл (ум. 867), изобретший глаголицу. Заметной женщиной, которая хорошо использовала свое время уединения, была Анна Комнина (1083–1153), написавшая свои Алексиада о жизни и правлении ее отца Алексиоса I Комнина (годы правления 1081-1118). Таким образом, монастыри стали бесценными хранилищами текстов и знаний, а их винодельческие и иконные мастерские также высоко ценились. Одним из самых известных монастырских мест является гора Афон недалеко от Фессалоники, где монахи обосновались с 9 века, в конечном итоге построив там 46 монастырей, многие из которых сохранились до наших дней.
Византийская обложка книги с иконой
Метрополитен-музей (Авторское право)
Византийское искусство
Византийские художники отошли от натурализма классической традиции в сторону более абстрактного и универсального, отдав предпочтение двухмерным изображениям. Редкость подписей на произведениях искусства, созданных до 13 века, говорит о том, что художники не пользовались высоким социальным статусом. Произведения, пропагандирующие религиозное послание — в основном потребность в спасении и укреплении веры — производились в огромных количествах, и главными среди них были настенные мозаики, настенные росписи и иконы. Хотя иконы могли быть изготовлены практически из любого материала, наиболее популярными были небольшие расписные деревянные панели. Предназначенные для ношения или подвешивания на стенах, они были сделаны с использованием техники энкаустики, при которой цветные пигменты смешивались с воском и вжигались в дерево в качестве инкрустации. С целью облегчения общения между зрителем и божественным отдельные фигуры обычно полностью фронтальные с нимбом или ореолом вокруг них, чтобы подчеркнуть их святость.
Византийские мозаики, которые сегодня лучше всего видны в соборе Святой Софии в Стамбуле или в церкви Сан-Витале в Равенне, изображали святых, императоров и императриц, церковных чиновников и сцены повседневной жизни, особенно в сельском хозяйстве. Крупномасштабная скульптура, кажется, была менее популярна, чем в более ранней античности, но скульптурные мраморные саркофаги производились в большом количестве. Наконец, изделия из металла, особенно с использованием эмали и полудрагоценных камней-кабошонов, были византийской специальностью, и ремесленники производили множество высококачественных и затейливых тарелок, чашек, всевозможных украшений, книжных обложек (особенно для Библии) и реликвариев. (ящики для хранения святых мощей).
Византийская архитектура
Византийские архитекторы продолжали использовать классические ордера в своих зданиях и черпали идеи из Ближнего Востока, среди прочего. Дизайн стал более эклектичным, чем в древности, особенно с учетом распространенной привычки повторно использовать материалы старых зданий для новых построек. Также был определенный акцент на функции, а не на форме, и большее внимание уделялось интерьерам, а не экстерьеру зданий. Продолжая строить такие типично римские сооружения, как арочные акведуки, амфитеатры, ипподромы, бани и виллы, византийцы добавили в репертуар свои купольные церкви, обнесенные стенами монастыри и более сложные крепостные стены.
Интерьер собора Святой Софии
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Излюбленными строительными материалами были большие кирпичи с раствором и бетоном для скрытого ядра стен. Каменные блоки из тесаного камня использовались в более престижных общественных зданиях, в то время как мрамор, который использовался более экономно, чем в более ранние римские времена, обычно использовался для колонн, дверных и оконных рам и других декоративных элементов. Крыши были деревянными, а внутренние стены часто покрывались штукатуркой, лепниной, тонкими мраморными плитами, картинами и мозаикой.
Самым большим, важным и до сих пор самым известным византийским сооружением является Константинопольский собор Святой Софии, посвященный святой мудрости ( hagia sophia ) Бога. Построенный заново в 532-537 годах, его основная прямоугольная форма имеет размеры 74,6 х 69,7 метра (245 х 229 футов), а его огромный куполообразный потолок возвышается на 55 метров над полом, а его диаметр составляет 31,8 метра. Купол, опирающийся на четыре массивные арки с четырьмя поддерживающими подвесками, был впечатляющим архитектурным достижением того времени. Собор Святой Софии оставался самой большой церковью в мире до 16 века и был одним из самых украшенных великолепными сверкающими мозаиками и настенными росписями.
христианских церквей в целом были одним из величайших вкладов византийцев в архитектуру, особенно использование купола. Наиболее распространенным стал крестово-купольный план с куполом, построенным над четырьмя поддерживающими арками. Квадратное основание здания затем разветвлялось на ниши, которые сами могли иметь полукупольный или полнокупольный потолок. Еще одна общая черта — центральная апсида с двумя боковыми апсидами в восточной части церкви. Со временем центральный купол поднимался все выше на многоугольном барабане, который в некоторых церквях настолько высок, что имеет вид башни. Многие церкви, особенно базилики, имели рядом с собой баптистерий (обычно восьмиугольный), а иногда и мавзолей для основателя церкви и его потомков.