Князь Игорь. Как умер князь игорь


Почему и где погиб князь Игорь? - Князь Игорь и княгиня Ольга - Князья Киевской Руси - Каталог статей

Этот исторический эпизод, когда в 945 году погиб первый киевский князь из рода Рюриковичей, князь Игорь Рюрикович, является одним из самых ярких, поучительных и цитируемых эпизодов из истории Киевской Руси:«В лето 6453.  Рекоша дружина Игореви: «отроци Свенделжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нам в дань, да и ты добудешь и мы» И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше к первой дани, и нисиляще им, и мужи его; и вомя дань, и поиде в свой город. Идущю же ему вспять, размысли, рече дружине своей: «Идите вы с данью домови, а я возвращюся и похожю еще». И пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая большая именья. Слышавше же Древляне, яко опять идет, сдумавше Древляне с князем своим Малом и рекоша: «аще ся ввадить волк в овцы, то относит по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить»; и послаша к нему глаголющее: «почто идеши опять? Поимал еси всю дань». И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу Древляне, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребен бысть Игорь; и есть могила его у Искоростени города в Деревах и до сего дни».

Именно так говорит о «Летопись временных лет» Нестора летописца за Ипатским списком. Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Историки, трактуя те давние события и саму летопись, мало внимания обращали на то, что на самом деле стояло за казнью князя Игоря. А ведь в этом, казалось бы, маловажном историческом факте, спрятано очень много. Спрятана истинная история и истоки нашего государства. Но не всем эта история нравилась. Вот поэтому и умолчание. Мы точно не знаем даже, где именно погиб князь Игорь. Коростень да и Коростень.

А зря. Потому что, во–первых,  все–таки это был муж княгини Ольги, которая за свои заслуги в распространении христианства была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Русская. Святая равноапостольная Ольга в православии считается духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Во–вторых, это часть нашей истории, которую надо не только знать и чтить. Появляются разные исторические трактования тех давних событий, которые все дальше и дальше уводят нас от исторической правды.

ВЕРСИИ

В марте 2005 года газета «Донецкий кряж» (№ 1525 от 11.03.2005) напечатала статью «Тайна Древлянского княжества». Ее автор, Ирина Шевченко, считает, что Древлянское княжество — это современная Житомирская область, ее Коростеньский, Овручский и Олевский районы. Хотя она же, описывая границы этого княжества, пишет: «Северная граница Древлянского княжества проходила по болотам правобережья Припяти. Западная — по притоку Припяти Горыни с впадающей в неё Случью. На юге — граница с лесостепью по верховьям рек Тетерева и Роставице до ее впадения в речку Рось. А границей на востоке служил Днепр» — но ведь это уже значительно больше трех районов Житомирской области, это уже территория трех областей Украины: Ривненской, Житомирской и Киевской плюс Гомельская область Беларуси.

Но в указанной статье, тем не менее, поднята тема, которую в исторических учебниках почему–то стараются обходить стороной. Тема эта — о давности существования на территории Украины государственных образований. Во всех учебниках первым государством на территории Украины называют Киевскую Русь. «Более 1100 лет назад племена восточных славян создали могущественную средневековую монархию — Киевскую Русь, которая положила начало государственности украинской нации» – именно так и не иначе пишут все историки. И хотя есть несколько вариантов ответа на вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», но практически незыблемым остается постулат советской историографии: «Киевская Русь — колыбель трех братских народов». А основателем этого государства является варяжский князь Рюрик. Но все ли так просто?

И была ли простым обыденным явлением смерть Игоря Рюриковича в Древлянской земле? И почему этот весьма знаменательный эпизод истории Киевской Руси фактически или умалчивается совсем, или искажается?

Начнем с места смерти князя. Во всех исторических источниках упоминается город Коростень — и все. Журналист,  знаток древней русской истории, действительный член Географического общества СССР Анатолий Членов, оттолкнувшись от работ русского историка 19 века Д.И.Прозоровского, а также работ советских академиков Б. Д.  Грекова  и Б. А.  Рыбакова, написал сначала статью «Древлянское происхождение князя  Владимира»,  опубликованную  в «Украинском историческом журнале», а потом и книгу «По  следам Добрыни». В этих работах, кроме того, что подробно объяснены глубинные причины конфликта «князь Игорь–деревляне», указано и место гибели князя — около теперешнего хутора  Игоревка, в 7–8 километрах от  Коростеня.

 Но, например, в областном краеведческом музее в городе Ровно точно знают другое место гибели князя Игоря. Это — окрестности села Беловеж в Рокитновском районе Ривненской области. На полпути из райцентра в село Беловеж есть село Сновидовичи. Согласно местным преданиям, в селе Сновидовичи князь определился на ночлег в свою последнюю ночь. И приснился ему сон, что нельзя ему идти дальше - потому что ждет его смерть. И он решил возвращаться домой, в Киев. И пошел, оставляя чуть слева село Беловеж, в направлении нынешнего села Комсомольское Олевского района Житомирской области. В народе это село называет Собечиным. И происхождение названия объясняют тем, что так это село назвала княгиня Ольга, когда шла к месту казни Игоря - Собачьим. В селах  Беловеж, Сновидовичи, Собечине (Комсомольском) до сих пор в народной памяти хранят не только легенды о смерти князя, но и названия урочищ: Игорев брод, Завышень, Тризна. Как передают легенды, князь Игорь был казнен в урочище Завышень способом привязывания за ноги к двум нагнутым молодым дубам — и отпускания их. Именно в этой местности княгиня Ольга, по преданиям, совершила тризну по убиенному князю Игорю. «Тризной», кстати, называется не только урочище, но и небольшая речка, протекающая через село Беловеж. Эта речка Тризна протекает только лишь через село Беловеж, в окрестностях соседнего села она впадает в Ствигу, а та - в Припять.

Но похоронен князь был не на месте казни. Его похоронили под Коростенем — столицей Древлянского княжества. 

Летопись гласит, что мстила Ольга за смерть мужа деревлянам очень жестоко. Первое посольство, которое деревляне послали к ней с предложением выйти ей замуж за князя их Мала, она посадила в погребальную ладью и закопала живьём. Второе посольство — сожгла в бане. Потом княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян и указывает место, где это произошло — возле кургана, где был похоронен князь. То есть, под Коростенем. А что же тогда за «Тризна», зададимся вопросом, находится возле села Беловеж? Загадка?

Народные легенды, которые передаются из поколения в поколение, и летописи говорят, получается, о двух местах казни князя.  Причем, в селе Беловеж говорят о двух согнутых дубах, а в хуторе Игоревка рассказывают о двух пригнутых к земле березах. Кстати, версия о березах маловероятна - березы не обладают такой упругостью, чтобы разорвать человека пополам.

Но в летописях нет ни берез, ни дубов. И ни казни, ни даже  плена сына Рюрика тоже нет. Только  глухо  сказано,  что  «убиша Игоря и дружину его».  Почему такое молчание?

 ПОЧЕМУ КАЗНЕН?

Князь Игорь, отпустив дружину в Киев, с малой частью ее возвращался еще походить за данью по землях деревлян, и пошел подальше в леса — и там принял смерть. В  военном отношении  картина  ясна.  Князь–волк  пойман...  Исполнение приговора  Древлянской думы без  промедления, тут же, на месте. Казнь  была  по условиям войны немедленной и нарочито позорной, но — законной.

 И  еще более важно,  чем соответствие военной обстановке,  политическое значение  казни.  Анатолий Членов считает, что Игорь был приговорен, а стало быть, и  казнен  за прегрешения перед Русью не только лично свои, но и всей Варяжской династии, которая тогда пришла к власти в Киеве. То есть, речь идет о противостоянии давних княжеских родов, правивших на территории Украины, и пришлых варягов. Варяги стали править в Киеве, но в Древлянском княжестве у власти оставались славяне. Убив Игоря, на главный княжеский престол в Киевской Руси стал претендовать древлянский князь Мал. Но он проиграл войну против Ольги и воеводы Свенельда.

Кстати, еще одна загадка в тех давних событиях: варяжский воевода Свенельд был фактически руководителем княжеской дружины  у князя Игоря. И он же возглавил войско княгини Ольги в ее борьбе против деревлян после смерти Игоря. Почему  же в летописи противопоставляются дружинники Игоря и Свенельда, и почему в походе на древлян Свенельд не участвовал? Или участвовал  - и покинул его? Князь остался с малой частью дружины - и погиб. Спустя некоторое время Свенельд покинул сына Игоревого князя Святослава, когда тот возвращался из Болгарии в Киев. Свенельд с большей частью войска пошел на Киев прямо, а Святослав, якобы не послушав Свенельда, с малой частью дружины пошел окружным путем по Днепру - и попал на Хортице в окружение. Погиб после нескольких месяцев сражений в окружении врагов. Свенельд, прибыв в Киев, помощи Святославу не прислал.  Была ли смерть князя Святослава следствием его нерассудительности? Некоторые историки говорят о том, что Свенельд, сговорившись с печенегами, "подставил" князя, специально послав Святослава в западню. Потому что хотел поставить сына своего Люта во главе княжеской династии варягов. Но Люта, как мы знаем, убил сын Святослава, древлянский князь Олег. 

Не была ли схожая ситуация и в истории с князем Игорем? Почему, как позже и князь Святослав, он оказался с малой частью дружины - а большая ушла? В самом ли деле жадность Игоря стала причиной его смерти? Ведь все-таки это был уже опытный, мудрый воин. Покорявший Константинополь. Была ли его смерть следствием его неразумной нерассудительности?

А БЫЛА ЛИ ТРИЗНА?

Археологи не нашли никаких вещественных подтверждений убийства такого большого количества людей. Исследователи древних летописей и хроник, кроме как у Нестора, не нашли в других источниках никаких упоминаний о столь страшном деянии Ольги.

Так что же произошло на самом деле? Известно место захоронения князя - окрестности Коростеня. Коростень был столицей Древлянского княжества, и именно Коростень мог бы стать столицей Руси в случае согласия Ольги выйти замуж за князя Мала. Если Игоря убили на окраине Древлянского княжества, то хоронить вдали от столиц, конечно, не стали — и поэтому повезли к Коростеню. А княгиня Ольга, пожелав справить тризну по убиенному князю, получается, справила ее и на месте гибели (в урочище Тризна около села Беловеж Ривненской области), и на месте захоронения (под городом Коростень). Но было ли на месте Тризны массовое убийство древлян?

Археологам известны погребения знатных славян, которым сопутствовали убиенные во время тризны. Возможно, этот обычай в «Повести...» превратился в рассказ об очередной мести Ольги. Об избиении людей, вероятно, для устрашения, говорили тогда много, считают некоторые историки, но самого избиения не было! Историки, говорит Ирина Шевченко, склоняются к мысли, что во время тризны произошло нечто совершенно другое: сговор! Договор между древлянами и киевлянами. И нет сомнения в том, что условия договора обсуждали Ольга с Малом не единолично, а в присутствии князей, старейшин и волхвов с обеих сторон. Тризну отгуляли поздней осенью, на грани зимы. Ольга вернулась в Киев, стянула в кулак все свои войска–дружины, взяла Святослава и отправилась к Коростеню.

Летописец рассказывает так:  "В лето 6454 (946). Ольга с сыном Святославом, собрав вои многи и храбри, иде на Деревскую землю. И изидоше Древляне противу...  Суну копьем Святослав на Деревляны и копье летев сквозь уши коневи и удари в ноги коневи, бо вельми детский. И рече Свенгельд и Асмуд: князь уже почал, потягнем, дружино, по князи.. И победиша Деревлян. Деревляне побегоша и затвориша в городах своих". Потом в летописи – «сказки о воробьях, которые де Коростень сожгли...»

На деле, пишет И.Шевченко, древляне сдались согласно договору. Стольный град Коростень, конечно, сожгли, а крепость сравняли с землёй. Знать — бояре, старейшины, купцы — без особых потерь ушла в свои сельские владения.

Что здесь можно сказать? Действительно, систематического   археологического обследования Коростеня и его окрестностей еще не производилось. Так же как вообще не производились раскопки в Рокитновском районе Ривненщины. Но  не приходится  сомневаться, что древняя Деревлянская земля заслуживает  пристального  внимания археологов, да и краеведам здесь еще хватит работы на годы. Кстати, в Рокитно сегодня уже нашлись, между прочим, желающие покопаться в урочище «Тризна» — ведь если там действительно была массовая гибель тысяч людей, причем, представителей знати, то можно выкопать немало драгоценностей. Но что приобретет историческая наука от таких раскопок?

Подводя итог этому краткому экскурсу в нашу историю, можно сказать лишь одно: в Украине нет пока людей  у власти, которых бы заботило прошлое нашего государства. А ведь мы игнорируем не только свою историю. Мы игнорируем и те возможности, которые наша страна могла бы получить в результате туристического паломничества на священные места, связанные с нашей древней историей.

Данная тема хорошо и обстоятельно раскрыта в книге А.Членова «По следам Добрыни». Очень интересная, хоть местами и не бесспорная, книга. В которой раскрывается, как пишет автор, загадка тысячелетия — открытие  историка Прозоровского. Доказывающее не только тот факт, что Малуша, мать князя Владимира Великого, крестителя Руси, известного под именем «Красно солнышко», была дочерью деревлянского князя Мала, а Добрыня — сыном Мала, но и то, что государственность на территории Украины начиналась не с Рюрика, а значительно ранее: http://1000years.uazone.net/dobryn.htmКнягиня Ольга, покорив деревлян, не стала убивать Мала, а посадила его в Любечский замок. А сына своего женила на дочке Мала, Малуше, с целью объединить Русь, объединить княжеские роды Киева и Древлянского княжества - чтобы прекратить междуусобные войны внутри Киевского государства. Очень мудрое решение, кстати. Поучиться бы у Ольги сегодняшним украинским князькам.

P.S. Я эту статью разместил в газете "UАргумент" в феврале 2008 года, на сайте uargument.com и на сайте http://narodna.pravda.com.ua/history/4810caa041e47/в апреле 2008 года. После того в селе Беловеж побывали уже две съемочные группы из телеканалов НТН и "1+1", журналисты "Рівненської газети" дали материал в своей газете. Очень надеюсь, что эта тема получит свое продолжение, и это белое пятно в истории Украины исчезнет. У нас таких белых пятен на карте истории Украины еще очень много, к сожалению. Но для того, чтобы воссоздать подлинную историю нашей Родины, нужно, чтобы к власти в Украине пришли настоящие патриоты. А это уже зависит от всех нас.

Анатолий ГЕРАСИМЧУК

rusich.at.ua

Князь Игорь - это... Что такое Князь Игорь?

И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»

В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.

В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.

В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.

Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в не русских источниках).

Поход на Царьград 941—944 годов

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[1], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».[2]Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». [3] Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря[4] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.

В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.[5]

В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.

В следующем 944 году[6], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[7]

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[8]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»[9]

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н.Татищева имя "Ингорь", происходит от финнского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. [10] В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.[11]

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его Хельгом. Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость.

Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii.1710) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

Примечания

  1. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
  2. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
  3. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  4. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
  5. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевском списке эта информация пропущена.
  6. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
  7. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
  8. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
  9. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии "Слова о полку Игореве" — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  10. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
  11. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 60

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Князь Игорь - это... Что такое Князь Игорь?

И́горь Рю́рикович (Игорь Ста́рый, возможно др.-исл. Ingvar, ок. 878—945 гг.) — великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика. Первый русский князь, известный по синхронным византийским (как греч. 'Ιγγωρ) и западноевропейским источникам.

В 879 году, согласно «Повести временных лет» (начало XII века), умирает основатель древнерусской княжеской династии Рюрик, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына, Игоря. Когда в 882 году Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика.»

В русско-византийском договоре 912 года Олег назван «великим князем русским», то есть в документальном источнике он не считался регентом при Игоре, но полновластным правителем.

В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу, будущую княгиню киевскую. Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Когда Олег в 907 году отправился на Византию, то оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега Игорь в 913 году стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны; подробнее см. в статье Вещий Олег.

В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой.

В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 Игорь воевал с ними.

Следующее известие о деяниях Игоря летопись относит к 941 году, походу на Царьград. С этого года свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских источниках того времени (стал первым русским князем, названным по имени в не русских источниках).

Поход на Царьград 941—944 годов

Древнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[1], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе: «11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...».[2]Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году, замечает о более тысячи кораблей у «короля русов Ингере». [3] Поход сложился неудачно для Игоря, в морском бою русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре того же года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.» О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт. Имя Игоря[4] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известного как Суда.

В 942 году у Игоря рождается Святослав, ставший через 3 года великим князем под опекой матери.[5]

В 943 году (летописная дата 944 год, но историки считают доказанным 943) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, словене, кривичи и тиверцы), печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943 года, только противник византийцев, заключивший мир и повернувший назад без сражения, был назван как турки. Турками византийцы именовали обычно венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера (то есть под турками могли подразумеваться печенеги). Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов в Византию.

В следующем 944 году[6], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Смерть Игоря

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»[7]

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.В. Суриков, 1915

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[8]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до 1050 г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу...»[9]

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится под сомнение, сообщает дополнительные сведения о Игоре. Мать его была Ефанда, урманская (норманская) княжна и любимая жена Рюрика, получившая в приданое город Ижора. По мнению В.Н.Татищева имя "Ингорь", происходит от финнского (ижорского) имени Ингер. Когда Игорь возмужал, князь Олег привёл ему жену из Изборска, из знатного рода Гостомысла. Её звали Прекраса, но Олег переименовал в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу чтил более других. У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения. [10] В остальном Иоакимовская летопись следует за «Повестью временных лет». В.Н. Татищев также приводит даты рождения Игоря из различных списков: 875 в Раскольничем, 861 в Нижегородском, 865 в Оренбургском.[11]

В начале (913/914) и конце (943/944) правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943—945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому независимым источникам, предводитель русов погиб. Хазарский источник сообщает о гибели именно «царя русов», именуя его Хельгом. Византийское сообщение Льва Диакона о гибели Игоря от рук германцев лишь увеличивает неопределённость.

Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, заметил: «Моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии...» Буквально эта фраза подразумевает то, что к 949 году Игорь был ещё жив, так как по сочинению росы ежегодно по торговым делам приходили в Византию, и Константинополь был осведомлён о положении на Руси. По сведениям, изложенным Яном Стржедовским (в Sacra Moraviae Historia sive Vita SS. Cyrilli et Methudii.1710) в 949 году Игорь заключил союз с Олегом Моравским против Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по древнерусским летописям, отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт повод к различным реконструкциям его правления.

Примечания

  1. ↑ Продолжатель Амартола — хроника Симеона Логофета, включённая в Хронограф Амартола
  2. ↑ Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
  3. ↑ Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  4. ↑ Ἴγγωρ (Iggor или Ihor) — Suda: iota, 86
  5. ↑ О дате рождения сообщает Ипатьевская летопись. В Лаврентьевском списке эта информация пропущена.
  6. ↑ Повесть временных лет относит заключение договора на 945 год, но известно, что император Роман, представляющий с сыновьями византийскую сторону по договору, был свергнут в декабре 944. Дата заключения договора в его тексте не указана.
  7. ↑ «Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
  8. ↑ Лев Диакон, «История», кн. 6.10
  9. ↑ Игорь Рюрикович в энциклопедии "Слова о полку Игореве" — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  10. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
  11. ↑ В.Н. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 60

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru