Урок окружающего мира по теме «Куликовская битва. Иван III». УМК «Школа России», 4-й класс
Цели урока:
*ознакомить учащихся с политической
обстановкой на территории Владимирской Руси и
усилении Московского княжества во времена
монголо-татарского ига; раскрыть значение тяги
русских князей к московскому князю Дмитрию
Ивановичу;
*продолжить формулирование представления о
закономерности объединения русских земель
вокруг Москвы и об основных направлениях
политики московского князя Дмитрия;
*выявить причины, способствовавшие победе
русских войск на Куликовом поле, значимость
данной победы;
*на примере деятельности Сергия Радонежского
показать роль русской православной церкви в
обеспечении победы на Куликовом поле;
*содействовать формированию у учащихся навыков
исследовательской работы, сравнения, анализа и
оценивания исторических событий;
*воспитывать патриотизм, чувство гордости,
уважения и восхищения подвигом русских воинов на
Куликовом поле.
Оборудование: рисунок, изображающий
монголо-татарина; репродукции с картин
А.Васнецова “Московский Кремль при Дмитрии
Донском”, “Московский Кремль при Иване Калите”,
М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”;
атлас “История России. IX–XVI века.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами!
Надеюсь, вы сегодня порадуете меня. Вижу, сегодня
у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные
мысли. Я желаю нам хорошей работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
— У нас сегодня, ребята, необычный урок. Мы
совершим путешествие в прошлое, по России ХII-ХV
веков. Нас ждут необычные встречи, открытия.
Путеводителем в лабиринтах истории будет наша
лента времени.
— Давайте вспомним, в каком крае зарождалась
современная Россия? Ваши ответы я буду
фиксировать на кроссворде.
— Какой город положил начало России? А теперь
ответьте, с какого года по летописи известна
Москва? Покажите мне эту дату на своих карточках(
откройте свои конверты). Какой это век?
— Кого считают основателем Москвы?
— Кто читал в дополнительных источниках, почему
его так называют? Расскажите нам.
— Вспомните, в каком веке Москва становится
удельным княжеством? Обратите внимание на свою
ленту времени. Найдите ХII век, когда Москва
становится удельным княжеством.
— С именем какого князя связано возвышение роли
Москвы? Вы о нём что-нибудь знаете из
дополнительных источников?
— Какие условия способствовали возвышению
Москвы? Перечислите.
— Кратко охарактеризуйте , как выгодное
географическое положение способствовало
возвышению роли Москвы.
— Расскажите, как выгодное расположение Москвы
способствовало развитию торговли и как это
сказалось на укреплении роли московского
княжества.
— Как политика московских князей тоже
способствовала укреплению роли московского
княжества и Москва стала практически центром
княжества?
— При каком мудром политике Москва стала важным
политическим центром?
— Расскажите, что вы узнали об Иване Калите из
дополнительных источников.
— Давайте подытожим. Как вы думаете к ХIV веку
роль Москвы изменилась?
— А что в жизни государства, в жизни людей
осталось прежним?
— Роль Москвы возвышалась, но по- прежнему она и
московское княжество находилось под игом
татаро-монголов.
— К этому времени как долго Русь была под игом?
— В каком году хан Батый напал на Русь? Это какой
век? (1237 г.)
— Мы с вами путешествуем уже по ХIV веку. А
изменилось ли сознание людей по отношению к
татаро-монголам?
— Конечно, сознание людей изменилось. Люди
устали терпеть набеги татаро-монголов, люди
устали платить дань.
III. Сообщение темы, постановка целей.
— Как вы думаете, с конца ХIV века до конца ХV века
изменилось что-нибудь на Руси. Предположите,
дальше что-нибудь изменится на Руси? А вы можете
предположить, что изменится?
— Вам интересно узнать, действительно ли это
произойдёт или нет?
— Давайте отправимся в путешествие и узнаем,
какие изменения произошли на Руси в ХIV-ХV веках.
IV. Объяснение нового материала.
— А чтобы путешествие было понятным, обратите
внимание на толковый словарь и ознакомтесь со
значением трудных слов.
— Итак, во 2-ой половине ХIV века продолжается
расширение московского княжества. Золотая Орда
напротив ослабевает, истощённая междоусобицами
ордынских ханов. С 1360 по 1380 год в Орде сменилось 14
правителей. А на русских землях росло
сопротивление русского народа
татаро-монгольскому игу.
— 1359 год. Как вы думаете, какой это век? (Карточка
с датой закрепляется над демонстрационной
лентой времени. )
— В Москве правит внук Ивана Калиты. Угадайте
его имя. Это ключевое слово в нашем кроссворде.
— Князь Дмитрий. Это был талантливый полководец.
?Поклониться богу и получить напутственные
слова благословения от святого старца. Святой
старец благословил князя Дмитрия на борьбу и дал
в помощь двух богатырей-монахов Пересвета и
Ослябю. Разведчики, высланные князем Дмитрием,
узнали, что Мамай стоит у Воронежа и ждёт подхода
сил Ягайло, литовского князя. Поэтому князь
Дмитрий решил предотвратить соединение
вражеских сил. Наступила ночь с 7 на 8 сентября 1380
года.
— Закройте глаза. Представьте себя среди
русских воинов, переправляющихся через реку Дон
и останавливающихся на равнине, которая
называется Куликово поле.
— Откройте глаза. Художник Бубнов отразил этот
момент в своей картине, которая называется “Утро
на Куликовом поле”. Выбор места важный момент
подготовки к бою.
— Давайте послушаем, чем был определён выбор
этого места.
Рассказ ученика.
— Чем же был определён выбор места сражения?
— Итак, мы свами перенеслись в эпоху
средневековья на Куликово поле. Князь Дмитрий
размышляет о расстановке сил.
Ученик, одетый в костюм князя Дмитрия,
рассказывает о расстановке сил по карте
сражения:
“В середине я поставлю большой полк. Впереди
передовой полк. На правом фланге полк правой
руки. На левом фланге –полк левой руки. В лесу
укроется засадный полк”.
— Взошло солнце. Вдали показался золотой шатёр
Мамая. Перед ним несчислимые полчища ордынцев.
Звучит музыка.
— От Сергия Радонежского прибыл гонец с
грамотой к князю Дмитрию.
Ученик, одетый в костюм гонца, зачитывает
грамоту.
“Без всякого сомнения, господине, со
дерзновением пойду противу свирепств твоих.
Никакого же ужасатиса. Да поможет им бог!”.
— Как вы понимаете слова старца?
— И тогда князь Дмитрий обратился к своим воинам
со словами:
Ученик, одетый в костюм Дмитрия Донского,
произносит слова:
“Пусть никто не думает об отступлении. Вы
пришли, чтобы Русь от разорения избавить или
голову свою положить”.
— Князь Дмитрий снял с себя княжеское одеяние,
одел доспехи простого воина Сеньки Лыкова и
встал в первые ряды своей дружины.
Ученик, одетый в доспехи князя Дмитрия:
“Хочу с вами общую чашу испить”.
— По обычаям тех времён битва начиналась с
поединка двух воинов. Из ордынского племени
выехал богатырского вида конник Челубей. Из
русского войска навстречу ему выступил
воин-монах Пересвет.
Выходят два ученика, одетые в костюмы русского
и татаро-монгольского воинов.
Ученик, одетый в костюм Пересвета произносит:
“Этот человек ищет себе подобного? Я хочу
с ним сразиться. Отцы и братья, простите меня
грешного. Мой брат, Ослабю, моли бога. Всем ?лет
и благословения”.
— Пересвет бросился на огромного печенега.
Тот устремился ему навстречу. И ударились
крепкими копьями. И земля задрожала под ногами. И
оба всадника пали мёртвыми, пронзённые копьями.
— Среди множества картин на историческую тему
этот поединок отражён художником М. Авиловым .
Обратите внимание на эту картину.
Выходит ученик, одетый в костюм князя Дмитрия,
рассказывает о сражении по карте:
“Удары обрушились на передний полк. Мы приняли
бой не дрогнув. Вскоре передний полк был
уничтожен. Масса конных и пеших солдат
врезалась в водимый Большой полк устоял, но в
живых остались не многие. Татарская конница
ударила по левому флангу русских войск. Полк
левой руки стал отходить. Татары прорвались в тыл
большого полка. Татары готовились уже
праздновать победу. В это время конный засадный
полк под командованием серпуховского князя
Владимира и волынского воеводы Дмитрия Боброка
вихрем налетел на врага. Ужас охватил татар. Им
показалось, что на них напали огромные свежие
силы. Конница Мамая обратилась в бегство и
смела всю пехоту. Мамай наблюдал за ходом боя с
высокого холма. Увидев поражение своих войск, он
бросил богатый шатер и ускакал”.
— Что собой представляло Куликово поле после
битвы точно описано в нашем учебнике. Откройте
стр.149, найдите 3-ий абзац. Я прочитаю, а вы
проследите..
— Тема Куликовской битвы отражена не только в
картинах. Вот как поэт описал её в своих стихах.
Ученик читает стихотворение.
Стоял такой великий стон,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья
А князя Дмитрия Донским с тех пор прозвал народ
И слава добрая за ним наших дней живёт.
— Что узнаём мы из стихов о князе Дмитрие?
— А как прозвали князя Дмитрия после этой битвы?
— Как вы думаете имела ли историческое значение
для русского государства Куликовская битва? Если
да, то какое?
— Да, Куликовская битва имела огромное
историческое значение. И вы верно отметили то,
что она показала народу, что врага можно одолеть.
А как об этом сказано в нашем учебнике, прочитаем
стр.72.
— Да русские земли окончательно не освободились
от ордынского нашествия. Хан Мамай вскоре был
убит своими соперниками . Новый хан Золотой Орды
в 1382 году вновь подошёл к Москве. Дмитрий Донской
в это время находился в Костроме, собирал войско.
Поэтому золотоордынский хан вошёл в город,
разграбил его и сжёг. В 1478 году. Какой это век? В 1478
году князь Иван III в присутствии московских бояр
и золотоордынских послов отказался оплатить
дань Золотой Орде и подчиняться хану. Он в
присутствии этих людей разорвал и растоптал
договор. Ханских послов выгнали из Москвы.
Золотоордынский хан Ахмат решил воевать с
непокорной Москвой.
— Как произошло окончательное освобождение
русского народа от ига татаро-монголов
прочитайте самостоятельно в учебнике на стр.75
2-ой абзац.
— Где произошло окончательное сражение русских
войск с татаро-монголами?
— Расскажите, как это произошло.
— Да, вспомните бой, который произошёл на реке
Угре. Он действительно длился 4дня. Потеряв много
людей, Ахмад отказался от переправы. И несколько
месяцев войска стояли друг против друга по обеим
берегам реки. В ноябре начались сильные морозы.
Ордынцы, одетые по-летнему, стали страдать от
холода. Ахмад решил уйти со своим войском на
Волгу. Вскоре Ахмад был тоже убит своими
соперниками.
— Как прозвали русские люди эту схватку?
— А почему они её так прозвали?
— Какое значение имела эта битва?
— Ивана III стали величать государём всея Руси, а
Русь стали называть с этих времён Россией.
V. Закрепление
— Итак, в какой период исторического развития мы
совершали сегодня путешествие?
— Что важного произошло за это время?
Расскажите.
— Когда произошло окончательное освобождение
Руси от ига татаро-монголов?
VI.