Содержание
Иван Крамской — биография, новости, личная жизнь, фото
Иван Николаевич Крамской. Родился 27 мая (8 июня) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии — умер 24 марта (5 апреля) 1887 года в Санкт-Петербурге. Русский живописец, мастер исторической и портретной живописи, художественный критик.
Иван Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии.
Его отец был делопроизводителем (писарем).
С ранних лет хорошо рисовал и родители планировали, что сын пойдет по стопам отца и станет. Первым учителем рисования был сосед — художник-самоучка Михаил Тулинов. Он учил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером у местного фотографа.
После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе.
Тот самый Тулинов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты». Затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского.
В 1856 году Иван Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.
В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Так в 1857 году Иван Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
Иван Крамской и Бунт четырнадцати
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров.
Ушедшие из Академии художники образовали сообщество «Петербургская артель художников», которая просуществовала до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
В 1869 году Крамской получил звание академика.
Иван Крамской и Передвижничество
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.
Иван Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: Лев Николаевич Толстой, Иван Иванович Шишкин, Павел Михайлович Третьяков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — все они находятся в Третьяковской галерее. Портрет Сергея Петровича Боткина — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» — в Третьяковской галерее.
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»», «Неизвестная», «Неутешное горе» (все в Третьяковской галерее).
Критические проницательные суждения Крамского об искусстве, его настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Иван Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
В Царском Селе установлена скульптурная композиция «Крамской и Неизвестная» скульптора Александра Таратынова.
Личная жизнь Ивана Крамского:
Жена — Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова; 1840 — 17.05.1919).
До знакомства с Крамским она сожительствовала с женатым художником Поповым, который ее в итоге бросил без средств к существованию и с весьма подмоченной репутацией. Иван Крамской принял участие в судьбе Софьи Николаевны. Спустя некоторое время она стала его женой — вступили в брак в 1862 году.
Софья Николаевна родила художнику шестерых детей, вела хозяйство в доме, организовывала вечера-собрания художников и прочих людей искусства и была вдохновительницей его творчества.
Иван Крамской очень любил свою семью, и как сообщают его письма к друзьям, именно благодаря ей появились на свет многие работы художника. Жена была его главным критиком: «Не знаю также, отчего я угадал человека, но я угадал его, потому что во всех критических случаях жизни (когда именно человек и сказывается) этим человеком все приносилось в жертву, если по моему мнению мое искусство этого требовало… Если она говорит мне что-нибудь относительно моих работ, я беспрекословно подчиняюсь. Одиннадцатилетний опыт сделал меня таким».
Софья Николаевна Крамская — жена Ивана Крамского
В 1876 году он потерял сына Марка, а в 1879 году умер и второй сын — Иван. Это было одно из причин резкого ухудшения здоровья художника.
Старший сын Николай (1863-1938) — архитектор.
Дочь — Софья Ивановна Юнкер-Крамская (1867—1933), русская художница. Была арестована 25 декабря 1930 года — обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду и создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях». По приговору 11 апреля 1931 года она получила ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года; 27 апреля Юнкер-Крамская должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля с диагнозом «тяжелая форма паралича» была помещена в больницу при изоляторе тюрьмы. В связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности» дело С. И. Юнкер-Крамской было пересмотрено и 25 марта 1932 года она вернулась в Ленинград, где в 1933 году и умерла.
Сын Анатолий (01.02.1865 — 1941) — чиновник Департамента железнодорожных дел Министерства финансов.
Младший сын — Сергей.
Картины Ивана Крамского
Иван Крамской — Христос в пустыне
Иван Крамской — Неизвестная
Иван Крамской — Портрет Льва Николаевича Толстого
Иван Крамской — Д. И. Менделеев
Иван Крамской — Портрет художника И. И. Шишкина
Иван Крамской — Портрет леди
Иван Крамской — Александр III
Иван Крамской — Портрет сына Сергея
последнее обновление информации: 18.05.2020
Иван Крамской (1837-1887) — краткая биография
Детство
Иван Крамской родился в городе Острогожск, его отец был мелким чиновником. С самого детства Иван проявлял увлеченность рисованием – делал зарисовки при каждой удобной возможности. Любил читать.
Свой трудовой путь он начал рано – в 13 лет уже работал писцом. На тот момент он получил образование в уездном училище. После поступил на должность ретушера к знакомому фотографу и вместе они отправились в длительное путешествие по России. Закончилось путешествие в 1857 году, когда по прибытию в Санкт-Петербург парень принял решение остаться и поступить в Академию художеств. В академии он попал под руководства профессора Алексея Маркова.
Личная жизнь
Со своей будущей супругой – Софьей Крамской художник познакомился в студенческие годы. Женщина прошла с мужем самые трудные годы жизни, была его опорой и главным советчиком. В браке у них родилось шестеро детей. Двое сыновей погибли в раннем возрасте, картина «Неутешное горе» изображает супругу художника.
Бунт четырнадцати
Во время обучения в Академии Иван Крамской сумел объединить вокруг себя активную творческую молодежь из студенчества. В 1863 году у Ивана уже было в запасе Малая серебряная и Малая золотая медали. Перед успешным выпуском им предстояло участие в творческом конкурсе, где на кону стояла Большая золотая медаль.
Студентам была оглашена тема — «Пир в Вальхалле», но 14 студентов начали требовать писать работу на свободную тему. Крамской был главным представителем группы из 14 участников конкурса, именно он зачитал перед руководством требования, а получив отказ – первым покинул экзамен. Предварительно каждый член группы подготовил прошение о выдаче ему диплома на основе полученных уже заслуг.
Петербургская артель
Покинув стены учебного заведения, бунтари были вынуждены выехать с мастерских, где они работали и жили. Тогда Иван Крамской выступает инициатором создания Петербургской артели. Они сняли небольшое здание, где художники жили и работали. Крамской вместе с супругой заведовали бытовыми вопросами и поиском заказов. Представители Артели писали портреты, рисовали иллюстрации к книгам, делали картины на заказ.
Помимо дел в Артели Крамской занимался рисованием и преподаванием в Обществе поощрения художников. Он обучал Илью Репина, в памяти которого оставил неизгладимый след.
В 1869 году художник отправляется в Европу для знакомства с художественными произведениями их творцов. Европейское искусство вызвало у художника неоднозначное впечатление. По возвращению на родину его ожидают внутренние конфликты в Артеле, в результате которых Крамской покидает объединение. Без него Артель в скором времени распалась.
Передвижные выставки
И вновь он оказывается у истоков нового объединения – Товарищество передвижников, над которым он работал вместе с Григорием Мясоедовым, Василием Перовым и другими. Основной целью Товарищества было знакомство обычного населения с художеством при помощи организации передвижных выставок в разных городах.
В 1871 году на одной из таких выставок была представлена новая работа художника по мотивам творчества Гоголя –Майская ночь. В 1872 году он окончил работу над полотном «Христос в пустыне», за это полотно он получил предложение от Академии художеств о присвоении звания профессора, но Крамской отказался. Много работ Крамского были куплены
Павлом Третьяковым.
Из-под его пера вышло много критических статей, в которых он выступал против Академии художеств и призывал к созданию специальных художественных школ и мастерских.
Умер Иван Крамской в 1887 году во время работы, не смог его спасти даже врач Карл Раухфус, картину которого он в том момент писал. Несколько лет до этого Иван Крамской мучился от грудного кашля.
Иван Крамской гениальный портретист и вдохновитель передвижников
Опубликовано: Модифицировано: Автор: GXENIYA
Содержание
- Биография Ивана Крамски
- Творческая деятельность
- в прошлые годы Life
I. N. Kramsshoy. Портрет художника К.А. Савицкий. 1871 Воронежский областной художественный музей. И. Н. Крамской
Иван Крамской (род. 8 июня 1837 г. — ум. 5 апреля 1887 г.) — известный русский художник-портретист, один из главных организаторов Товарищества передвижников. Иван Крамской всегда помнил о высокой роли художника в обществе и призывал коллег не забывать о нравственной стороне искусства. Он стал одним из основоположников реализма в русской живописи, а его ученики продолжали развивать это направление.
Картина Незнакомец, 1883
В 12 лет Иван Крамской окончил местную школу, а потом потерял отца. Начальное художественное образование было фрагментарным: год обучения в мастерской иконописца, работа фоторетушером, самостоятельные зарисовки акварелью. Но этого хватило, чтобы в двадцать лет сдать экзамены в Петербургскую Академию художеств.
Иван Крамской. Картина Христос в пустыне, 1872
Иван Крамской вписал свое имя в историю русского искусства еще до создания главных шедевров. Проучившись в Академии шесть лет и уже получив малую золотую медаль, он отказался писать последнюю конкурсную работу. Тем самым он добровольно лишил себя возможности поехать учиться за границу за счет Академии. Так же поступили и остальные 13 учеников, отказавшись рисовать картины на тему скандинавской мифологии, оторванной от реальности.
Именно Крамской от имени своих товарищей сообщил об этом решении Совету Академии. Он также стал руководителем «Петербургской артели художников», организованной сразу после этого мятежа и просуществовавшей с 1863 по 1871 год. Поначалу молодым живописцам приходилось нелегко, но слава пришла к ним довольно быстро. Однако первоначальные идеи, сформировавшиеся под влиянием Чернышевского, быстро забылись.
Иван Крамской. Картина Русалки, 1871
Творчество
Художник все же стремился создать передовое объединение, которое изменило бы русское классическое искусство. И в этом он преуспел: оно стало Товариществом передвижных художественных выставок, возникшим в 1870 году. Работы Крамского экспонировались с картинами других передвижников с первой их выставки и до самой смерти портретиста.
В начале 1870-х годов Иван Крамской подружился с Павлом Третьяковым, который заказывал ему много картин. Он часто встречался и работал с Иваном Шишкиным. Примерно в этот же период произошла встреча с другим другом и учеником, художником-пейзажистом Федором Васильевым, рано умершим от чахотки. В начале 1880-х отношения Крамского с другими передвижниками обострились. Он призвал своих коллег не закостенеть, следуя однажды выбранным правилам, а меняться вслед за изменениями в обществе. Его упрекали за портреты царской семьи и приверженность панславизму.
Иван Николаевич Крамской. Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1876
Последние годы жизни
Художник действительно ставил перед собой цель развивать национальное искусство и самосознание, создавая портреты лучших представителей эпохи. Он рисовал Льва Толстого, Сергея Аксакова, Ивана Шишкина, Василия Перова, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Павла Третьякова, Дмитрия Менделеева и многих других выдающихся деятелей того времени. Он также изображал крестьян, считая важным запечатлеть представителей простого народа.
Иван Крамской умер у мольберта от болезни сердца. Это произошло 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года. У него осталось четверо детей, рожденных в счастливом браке с Софьей Прохоровой. Старший сын Николай стал архитектором, а дочь Софья – востребованной художницей. Илья Репин не раз говорил о Крамском как о своем главном наставнике.
Михаил Клодт. Иван Крамской. Картина «Портрет художника Михаила Константиновича Клодта», 1871 г. ЖуковкаДеревенский дворик во ФранцииПортрет Веры Николаевны ТретьяковойПортрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника Пчеловод, 1872 г.
ИСКУССТВО И ХУДОЖНИКИ: Иван Крамской
1867 Автопортрет (фрагмент) холст, масло 52,7 x 44 см |
В
1863-1868 Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
К концу десятилетия петербургская команда утратила свое единство и социальную
статус. Крамской вышел из нее и стал одним из основателей передвижников.
Общество (Товарищество Передвижных Художественных Выставок).
Его преобладающий успех остался в портретной живописи. В 1870–80-е годы он создал одни из лучших своих произведений, в том числе серию портретов выдающихся людей того времени, таких как Лев Николаевич Толстой. При жизни Крамской также выполнял множество заказов на церковные росписи и портреты, чтобы заработать себе на жизнь. Он умер в 1887 году.
Russian Stamp from 2012 celebrating 175th anniversary of Kramskoy’s birth |
Russian Stamp from 2012 celebrating 175th anniversary of Kramskoy’s birth |
This is часть 1 из 2-х частей поста о творчестве Ивана Крамского:
1861 Молитва Моисея после перехода израильтян через Красное море oil on canvas 142. 6 x 105.7 cm |
1866 Portrait of the Artist Nikolay Andreyevich Koshelev |
1866-69 Sophia Kramskaya Reading oil холст 64 x 56 см |
1867 Женский портрет |
oil on paper
1868 The Portrait of a Peasant oil on canvas |
1868 Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова |
1869 Portrait of A. P. Bogoliubov |
c1870 Path in a Forest oil on canvas 46.7 x 67.3 cm |
1871 Mermaids oil холст 88 х 132 см |
1871 Портрет художника Федора Васильева холст, масло 88,3 х 98,3 см0045 |
1871 Portrait of ( poet and artist ) Taras Shevchenko oil on canvas 84 x 65 cm |
1871 Somnambulant |
1871 Портрет художника Константина Савицкого картон, масло 42 x 33 см |
1872 Beekeeper oil on canvas 63 x 49 cm |
1872 Books Got Her oil on canvas |
1872 Христос в пустыне холст, масло 180 х 210 см |
1872 Портрет художника Куинджи Архип0040 oil on canvas 35. 8 x 28.6 cm |
1872 Old Man with a Crutch oil on canvas 76.5 x 57.5 cm |
1873 Portrait Льва Толстого холст, масло 98 х 79,5 см |
1873 Портрет (художника) Ивана Шишкина масло 9.5 х 140 см холст на 90 х 140см 5 |
1873 Girl with a Loose Braid oil on canvas 57.2 x 48.9 cm |
1873 The Miller oil on canvas 73. 5 x 58 cm |
1874 Forester oil on canvas 84 x 62 cm |
1874 Outraged Jewish Boy oil on canvas |
1874 Portrait of Ivan Aleksandrovich Goncharov |
1874 Self-Portrait oil on холст |
1875 Портрет художника Михаила Дьяконова холст, масло |
1875 Portrait of the poet Yakov Polonsky oil on canvas |
1875 Portrait of Sofia Nikolaevna and Sophia Ivanovna Archaeology ( Wife and Daughter of Художник ) холст, масло |
1876 Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича холст, масло 86 x 68 см |
1876 Portrait of Pavel Tretyakov oil on canvas 59 x 49 cm |
1876 Portrait of Vera Nikolaevna Tretyakova oil on canvas 226 х 148 см |
1876 Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского |
1876 Village Yard in France watercolour 24 x 31. |