Иван Иванович Молодой. Биография. Иван иванович


Иван Иванович Молодой: биография и правление

Иван Иванович Молодой, автор неизвестен

Иван Иванович Молодой (15 февраля 1458 – 7 марта 1490) – великий князь московский и князь тверской. Его отцом был великий князь московский Иван III, а матерью – Мария Борисовна (дочь великого князя Тверского Бориса Александровича). Его покровителем стал Иоанн Предтеча. После рождения сына Иван III приказал возвести каменную церковь в честь его покровителя.

Правление Ивана Ивановича

В 1468 году Иван участвовал вместе с отцом в походах на Казанское ханство.

Иван III хотел централизовать власть и отдать ее старшему сыну. В 1470 году он объявил своим соправителем старшего сына Ивана.

Пока Иван III был в походах в 1472 и 1477 годах управлением Москвы занимался Иван Молодой.

В 1480 году стало известно, что к Оке направляется хан Ахмат. Правитель решил направить туда своего сына. Иван вместе со своим дядей Андреем Васильевичем Меньшим командовал войсками в период военных действий, названных «Стоянием на реке Угре». Отец пытался вызвать Ивана к себе в Москву, посылал ему грамоты, даже приказал воеводе Холмскому привезти сына силой, но он отказался и уберег Москву от татар.

В 1485 году к Москве присоединилась Тверь, из нее изгнали дядя Ивана – Михаил Борисович, поскольку он хотел вступить в союз с Великим княжеством Литовским. После этого Иван стал князем Тверским. В честь данного события были изготовлены специальные монеты с его изображением.

Личная жизнь и семья Ивана Ивановича

В 1483 году Иван Иванович женился на Елене, она была дочерью господаря Молдавского княжества Стефана III. Уже в этом году она подарила мужу наследника – Дмитрия Ивановича.

В последующем после кончины отца Дмитрий был венчан на правление своим дедом – Иваном III, но за власть шла борьба между ним и дядей, в итоге в 1502 году его вместе с матерью взяли под стражу, где он скончался в 1509 году.

Последние годы жизни и смерть Ивана Ивановича

В 1490 году Иван Иванович Молодой заболел, так называемой, «ломотой в ногах» (вероятно, подагрой). Для его лечения специально пригласили лекаря Леби Жидовина из Венеции, но несмотря на все свои усилия он так и не смог помочь великому князю, 7 марта 1490 года Иван скончался. Правитель Иван III обвинил лекаря в плохом лечении и приказал казнить его. Существует гипотеза, что Иван умер из-за того, что его отравили слуги Софьи Палеолог – второй жены Ивана III. Поскольку она хотела, чтобы правителем стал ее сын Василий III. Но доказательств данной теории нет.

all-russia-history.ru

Иван Иванович (сын Ивана Грозного) Википедия

Ива́н Ива́нович (Иоа́нн Иоа́ннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581[1], Александровская слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного[2] и Анастасии Романовны.

Биография

Родился 28 марта 1554 года[3], с его рождением связано возникновение в царской семье обычая писать мерные иконы царевичей. Его крестил царский духовник священник Андрей, впоследствии митрополит Московский Афанасий[4].

  • «Иоанн Лествичник». Мерная икона царевича Ивана. Мастерские Московского Кремля. 1554.

  • Крещение царевича. Миниатюра Лицевого летописного свода

Новорожденный получил «отче имя» Иван, но — согласно системе именования у Рюриковичей — его покровителем был святой Иоанн Лествичник, а не Иоанн Предтеча, как у отца[5]. Прямое имя царевича неизвестно, однако на панагии, принадлежавшей его крестному отцу митрополиту Макарию, на лицевой стороне был изображен тезоименитный крестнику Иоанн Лествичник, а на обратной стороне — святые Марк Арефусийский и Кирилл Диакон — святые покровители его точного дня рождения[6].

В 1557 году в честь Иоанна Лествичника, покровителя ребёнка, была освящена церковь, на мероприятии присутствовали царь с царицей и сам Иван Иванович. (После смерти царевича Иван Грозный отдает распоряжение о строительстве придела Иоанна Лествичника в фамильной усыпальнице — Архангельском соборе).

Сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приёмах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Русского Царства против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией.

В 1579 году царевич написал житие, службу и похвальное слово[7] святому Антонию Сийскому (в год его канонизации). Его текст представлял собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой, музыка была сочинена царевичем[8]. Центральная часть «Похвального слова» имеет акафистную форму, в нём содержится множество риторических фигур, цитат из Библии и отцов церкви. В отличие от Ивана Грозного, в своих произведениях часто нарушавшего литературные каноны, царевич старательно следует нормам, принятым в тогдашней русской литературе. В Житии преподобного Антония и в «Похвальном слове» Иван Иванович осмысляет Русь как «остров святых» — православную землю, окружённую враждебными православию странами[9].

Браки

Женат был три раза:

  1. Евдокия Сабурова (1571—1572),
  2. Феодосия Соловая (1575—1579), обе пострижены в монастырь из-за бездетности по приказу отца, хотя «сын об этом сокрушался»[10].
  3. Елена Шереметева (1581)[11].

Приближаясь уже к совершенному возрасту, достигнув без трёх тридцати лет своей жизни, он по воле отца был уже в третьем браке, и такая частая перемена его жён случалась не потому, что они умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены[12]

Смерть

В 1581 году Иван Грозный в письме Н. Р. Захарьину-Юрьеву и А. Я. Щелканову написал, что не сможет приехать в Москву из-за болезни сына:

… которого вы дня от Нас поехали и того дни Иван сын разнемогся и нынече

болен и что есма с вами приговорили, что было Нам ехати к Москве в середу заговевши и нынече Нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя… а Нам докудова Бог помилует Ивана сына ехати отсюда невозможно[13].

О смерти царевича Ивана Ивановича сообщается во многих русских летописях. Так, Московский летописец информирует: «И в том году [7090] преставися царевичь Иван Ивановичь всеа Русии»[14]. Псковская I летопись: «Того же году преставися царевичь Иван Ивановичь, в Слободе»[15]. Морозовская летопись: «Не стало Царевича Ивана Ивановича»[источник не указан 464 дня]. Пискаревский летописец не только информирует о смерти царевича, но и указывает время этого события: «В 12 час нощи»[16]. Показательно, что ни в одном из цитированных источников нет сведений о том, что смерть Ивана Ивановича была насильственной.

Тем не менее, по наиболее популярной версии, царевич был смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре 1581 года (согласно распространённой точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а царевич умер 19 ноября, но ряд источников даёт другие даты). К примеру, Мазуринский летописец сообщает:

Лета 7089-го государь царь и великий князь Иван Васильевич сына своего большаго, царевича князя Ивана Ивановича, мудрым смыслом и благодатию сияющаго, аки несозрелый грезн дебелым воздухом оттресе и от ветви жития отторгну осном своим, о нем же глаголаху, яко от отца своего ярости приняти ему болезнь, и от болезни же и смерть[17].

Временник дьяка Ивана Тимофеева содержит следующие сведения о смерти царевича: «Некоторые говорят, что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка»[12].

Француз на русской службе Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье»[18].

Следующую версию излагал папский легат Антонио Поссевино: в ноябре 1581 года в Александровской слободе Иван Грозный застал свою невестку Елену, лежащей на скамье в одной исподней одежде[комм. 1].

Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно её посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил её по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нём, что на следующую ночь она выкинула мальчика.

В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах:

«Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Ранив сына, отец тотчас предался глубокой скорби и немедленно вызвал из Москвы лекарей и Андрея Щелкалова с Никитой Романовичем, чтобы всё иметь под рукой. На пятый день сын умер и был перенесен в Москву при всеобщей скорби.

— Антонио Поссевино, «Исторические сочинения о России»[20]

Исаак Масса отзывался об этом трагическом событии не столь категорично: «Иван умертвил или потерял своего сына»[21], что, однако, свидетельствует о действительно ходивших слухах. Наконец, Псковская I летопись, утверждающая (тоже на основании слухов), что царь «остием поколол» своего сына из-за того, что тот «ему учал говорити о выручении града Пскова», относит эту ссору к 1580 году и никак не связывает её с гибелью царевича[22].

Версию о смерти в результате удара жезлом отца приняли в своё время российский историк князь Михаил Михаилович Щербатов[23], Николай Карамзин, и другие известные русские историки. Однако среди них не было единства относительно непосредственных обстоятельств конфликта Ивана с отцом. Так, Карамзин излагает следующую версию, как единственно достоверную[24] :

Во время переговоров о мире страдая за Россию, читая горесть и на лицах Бояр - слыша, может быть, и всеобщий ропот - Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении.

Щербатов, рассматривая разные версии смерти Ивана Ивановича, считает версию Поссевино наиболее вероятной[25], а Ключевский излагает ее, как единственно достоверную[26].

Опираясь на труд Карамзина, И. Е. Репин создал свою хрестоматийную картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»[27].

Экспертиза
«Шолом железной стальной, венец наведен золотом, по нарезке по мишеням слова наведены золотом, подпись делана, по повелению Блаженные памяти Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея Русии, сыну его Благоверному Царевичу Иоанну Иоанновичу; меж мишеней четыре круги наведены золотом по нарезке, в них два орлика, да по два левика, подвершец наведен золотом травы чеадайские».

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Главный археолог Кремля, доктор исторических наук Т. Д. Панова пишет: «… с чем связано такое повышенное содержание (мягко говоря) ртути, мышьяка, да и свинца — остается только гадать»[28].

Череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани. По этой причине антрополог Михаил Герасимов, сделавший скульптурный портрет Ивана Грозного и Федора Иоанновича, не смог создать реконструкцию по черепу царевича Ивана[29][30][31].

Критика

История о том, что царевич был убит собственным отцом, подвергается постоянной критике. Во время Российской империи — как наносящая ущерб репутации носителю царской власти; в более позднее время — защитниками «репутации» царя Ивана IV (см. Вопрос о канонизации Ивана Грозного).

В 1903 году академик Н. П. Лихачев[32] сделал вывод, что царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после 11-дневной болезни, казавшейся поначалу не опасной.

Современный православный публицист С. В. Фомин версии иностранцев об убийстве царевича называет сплошной мюнхгаузеаной: «одно предположение (о якобы имевшей место перед кончиной ссоры и времени протекания предсмертной болезни) сменяется другим, противореча одно другому»[33].

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданная на основании версии Карамзина, на протяжении своего существования вызывает недовольство некоторых общественных деятелей и требования снять ее с экспозиции[34][35][36].

Захоронение

Царевич похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Федором, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин или раб“»[37].

Царем Михаилом Федоровичем к его гробу была вложена золотая братина с надписью: «Братина Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца. Зделана з золото черново, которая стоит на гробу Благовернаго Царевича Князя Ивана Ивановича».

Образ царевича Ивана в культуре

Изобразительное искусство

Кинематограф

Примечания

Комментарии

  1. ↑ Женская одежда того времени обычно состояла из двух сорочек: нижней (рубашка) и верхней (платье), и телогреи. Верхняя сорочка была одеждой чисто домашней и показываться в ней перед посторонними людьми, особенно перед мужчинами, считалось очень неприличным, так как, стянутая поясом, она подчёркивала грудь[19].

Ссылки

  1. ↑ Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 374—375.
  2. ↑ Иоанн Иоаннович, сын Иоанна IV Грозного // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Дмитриев Л. А. Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного // Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 1: А—К / АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1988. — 516 с.
  4. ↑ Книга Степенная царского родословия
  5. ↑ Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. С. 217
  6. ↑ Литвина… Там же. С. 206
  7. ↑ Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича. Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой / Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2005. — Т. 13: XVI век. — 860 с.
  8. ↑ Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. — М., 2007.
  9. ↑ Рыжова Э. А. Иоанн Иоаннович / Православная энциклопедия. Т. 24, С. 289—290.
  10. ↑ Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России
  11. ↑ И в том году преставился царевич Иван Иванович всея Руси, а был женат тремя браки: 1 — царица Евдокея Богданова дочь Юрьевича Сабурова, пострижена в Покровском монастыре, во иноцех Александра; 2 — царица Феодосия Михайлова дочь Соловова, с Рязани, пострижена на Белоозере, во иноцех Парасковия; 3 — царица Елена Иванова дочь Васильевича Шереметева, после царевича пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову
  12. ↑ 1 2 Перевод О. А. Державиной и А. М. Державина // Временник Ивана Тимофеева. — М.-Л., 1951. — С. 182. — (Литературные памятники).
  13. ↑ Лихачёв, Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. — СПб., 1903. — С. 58.
  14. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1978. — Т. 34. — С. 228
  15. ↑ П1Л, 1848, с. 320.
  16. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1978. — Т. 34. — С. 194.
  17. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1968. — Т. 31. — С. 142.
  18. ↑ Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества Московского. — В кн.: Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1986, с. 232.
  19. ↑ БиН, 2002, с. 526—528.
  20. ↑ Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России
  21. ↑ Исаак Масса
  22. ↑ П1Л, 1848, с. 319.
  23. ↑ «…кончина старшего его сына, царевича Иоанна, убиенного от руки его» (Князь М. М. Щербатов. История Российская с древнейших времен]. — СПб., 1789, Т. 5, ч. 3. С. 121.
  24. ↑ Н.М. Карамзин. История государства Российского.Том 9. Глава 5. Продолжение царстования Иоанна Грозного. Г. 1577-1582
  25. ↑ Князь М. М. Щербатов. История Российская с древнейших времен. — СПб., 1789, Т. 5, ч. 3. С. 120—126.
  26. ↑ В.О. Ключевский. Лекция XLI // Курс русской истории.
  27. ↑ 16 фактов о картине "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581" (1881-1885) Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  28. ↑ Панова Т. Д. Кремлёвские усыпальницы. История, судьба, тайны. — М., 2003. С. 68, 69, 71.
  29. ↑ Герасимов М. М. «Документальный портрет Ивана Грозного»
  30. ↑ Гробокопатели в Кремле. Часть 2
  31. ↑ Иван Грозный. Душегуб, растлитель… святой?
  32. ↑ Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. — СПб., 1903. С. 50—61
  33. ↑ С. В. Фомин. Правда о первом русском Царе. — М.: «Русский издательский центр», 2012. С. 185
  34. ↑ Д.Я. Северюхин. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЦЕНЗУРНАЯ ПОЛИТИКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Клио. — 2008.
  35. ↑ ntv.ru. Религиозные активисты ополчились на Репина и просят убрать его из Третьяковки. НТВ (2 октября 2013). Проверено 15 декабря 2017.
  36. ↑ Картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» не надо убирать из Третьяковской галереи: мнения блогеров - ИА REX. www.iarex.ru (17 октября 2013). Проверено 15 декабря 2017.
  37. ↑ Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Источники

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Иван Иванович (царевич) Википедия

Предшественник Преемник Рождение Смерть Место погребения Род Отец Мать Супруга Дети
Иван Иванович
Рождение царевича Ивана, «Лицевой летописный свод»
наследник русского престола
Владимир Андреевич (князь старицкий)
Фёдор Иоаннович
28 марта 1554(1554-03-28)Москва (?)
19 ноября 1581(1581-11-19) (27 лет)Александровская слобода
Архангельский собор (Москва)
Рюриковичи
Иван IV
Анастасия Романовна
Евдокия СабуроваФеодосия СоловаяЕлена Шереметева
нет
 Иван Иванович на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван Иванович.

Ива́н Ива́нович (Иоа́нн Иоа́ннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581[1], Александровская слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного[2] и Анастасии Романовны.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Браки
    • 1.2 Смерть
      • 1.2.1 Экспертиза
      • 1.2.2 Критика
    • 1.3 Захоронение
  • 2 Образ царевича Ивана в культуре
    • 2.1 Изобразительное искусство
    • 2.2 Кинематограф
  • 3 Примечания
    • 3.1 Комментарии
    • 3.2 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография[ | код]

Родился 28 марта 1554 года[3], с его рождением связано возникновение в царской семье обычая писать мерные иконы царевичей. Его крестил царский духовник священник Андрей, впоследствии митрополит Московский Афанасий[4].

  • «Иоанн Лествичник». Мерная икона царевича Ивана. Мастерские Московского Кремля. 1554.

ru-wiki.ru

Иван Иванович (царевич) Википедия

Ива́н Ива́нович (Иоа́нн Иоа́ннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581[1], Александровская слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного[2] и Анастасии Романовны.

Биография

Родился 28 марта 1554 года[3], с его рождением связано возникновение в царской семье обычая писать мерные иконы царевичей. Его крестил царский духовник священник Андрей, впоследствии митрополит Московский Афанасий[4].

  • «Иоанн Лествичник». Мерная икона царевича Ивана. Мастерские Московского Кремля. 1554.

  • Крещение царевича. Миниатюра Лицевого летописного свода

Новорожденный получил «отче имя» Иван, но — согласно системе именования у Рюриковичей — его покровителем был святой Иоанн Лествичник, а не Иоанн Предтеча, как у отца[5]. Прямое имя царевича неизвестно, однако на панагии, принадлежавшей его крестному отцу митрополиту Макарию, на лицевой стороне был изображен тезоименитный крестнику Иоанн Лествичник, а на обратной стороне — святые Марк Арефусийский и Кирилл Диакон — святые покровители его точного дня рождения[6].

В 1557 году в честь Иоанна Лествичника, покровителя ребёнка, была освящена церковь, на мероприятии присутствовали царь с царицей и сам Иван Иванович. (После смерти царевича Иван Грозный отдает распоряжение о строительстве придела Иоанна Лествичника в фамильной усыпальнице — Архангельском соборе).

Сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приёмах послов, казнях, но никакой политической роли не играл. В 1574—1575 вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Русского Царства против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией.

В 1579 году царевич написал житие, службу и похвальное слово[7] святому Антонию Сийскому (в год его канонизации). Его текст представлял собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой, музыка была сочинена царевичем[8]. Центральная часть «Похвального слова» имеет акафистную форму, в нём содержится множество риторических фигур, цитат из Библии и отцов церкви. В отличие от Ивана Грозного, в своих произведениях часто нарушавшего литературные каноны, царевич старательно следует нормам, принятым в тогдашней русской литературе. В Житии преподобного Антония и в «Похвальном слове» Иван Иванович осмысляет Русь как «остров святых» — православную землю, окружённую враждебными православию странами[9].

Браки

Женат был три раза:

  1. Евдокия Сабурова (1571—1572),
  2. Феодосия Соловая (1575—1579), обе пострижены в монастырь из-за бездетности по приказу отца, хотя «сын об этом сокрушался»[10].
  3. Елена Шереметева (1581)[11].

Приближаясь уже к совершенному возрасту, достигнув без трёх тридцати лет своей жизни, он по воле отца был уже в третьем браке, и такая частая перемена его жён случалась не потому, что они умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены[12]

Смерть

В 1581 году Иван Грозный в письме Н. Р. Захарьину-Юрьеву и А. Я. Щелканову написал, что не сможет приехать в Москву из-за болезни сына:

… которого вы дня от Нас поехали и того дни Иван сын разнемогся и нынече

болен и что есма с вами приговорили, что было Нам ехати к Москве в середу заговевши и нынече Нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя… а Нам докудова Бог помилует Ивана сына ехати отсюда невозможно[13].

О смерти царевича Ивана Ивановича сообщается во многих русских летописях. Так, Московский летописец информирует: «И в том году [7090] преставися царевичь Иван Ивановичь всеа Русии»[14]. Псковская I летопись: «Того же году преставися царевичь Иван Ивановичь, в Слободе»[15]. Морозовская летопись: «Не стало Царевича Ивана Ивановича»[источник не указан 464 дня]. Пискаревский летописец не только информирует о смерти царевича, но и указывает время этого события: «В 12 час нощи»[16]. Показательно, что ни в одном из цитированных источников нет сведений о том, что смерть Ивана Ивановича была насильственной.

Тем не менее, по наиболее популярной версии, царевич был смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре 1581 года (согласно распространённой точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а царевич умер 19 ноября, но ряд источников даёт другие даты). К примеру, Мазуринский летописец сообщает:

Лета 7089-го государь царь и великий князь Иван Васильевич сына своего большаго, царевича князя Ивана Ивановича, мудрым смыслом и благодатию сияющаго, аки несозрелый грезн дебелым воздухом оттресе и от ветви жития отторгну осном своим, о нем же глаголаху, яко от отца своего ярости приняти ему болезнь, и от болезни же и смерть[17].

Временник дьяка Ивана Тимофеева содержит следующие сведения о смерти царевича: «Некоторые говорят, что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка»[12].

Француз на русской службе Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье»[18].

Следующую версию излагал папский легат Антонио Поссевино: в ноябре 1581 года в Александровской слободе Иван Грозный застал свою невестку Елену, лежащей на скамье в одной исподней одежде[комм. 1].

Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно её посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил её по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нём, что на следующую ночь она выкинула мальчика.

В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах:

«Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Ранив сына, отец тотчас предался глубокой скорби и немедленно вызвал из Москвы лекарей и Андрея Щелкалова с Никитой Романовичем, чтобы всё иметь под рукой. На пятый день сын умер и был перенесен в Москву при всеобщей скорби.

— Антонио Поссевино, «Исторические сочинения о России»[20]

Исаак Масса отзывался об этом трагическом событии не столь категорично: «Иван умертвил или потерял своего сына»[21], что, однако, свидетельствует о действительно ходивших слухах. Наконец, Псковская I летопись, утверждающая (тоже на основании слухов), что царь «остием поколол» своего сына из-за того, что тот «ему учал говорити о выручении града Пскова», относит эту ссору к 1580 году и никак не связывает её с гибелью царевича[22].

Версию о смерти в результате удара жезлом отца приняли в своё время российский историк князь Михаил Михаилович Щербатов[23], Николай Карамзин, и другие известные русские историки. Однако среди них не было единства относительно непосредственных обстоятельств конфликта Ивана с отцом. Так, Карамзин излагает следующую версию, как единственно достоверную[24] :

Во время переговоров о мире страдая за Россию, читая горесть и на лицах Бояр - слыша, может быть, и всеобщий ропот - Царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им Царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении.

Щербатов, рассматривая разные версии смерти Ивана Ивановича, считает версию Поссевино наиболее вероятной[25], а Ключевский излагает ее, как единственно достоверную[26].

Опираясь на труд Карамзина, И. Е. Репин создал свою хрестоматийную картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»[27].

Экспертиза
«Шолом железной стальной, венец наведен золотом, по нарезке по мишеням слова наведены золотом, подпись делана, по повелению Блаженные памяти Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея Русии, сыну его Благоверному Царевичу Иоанну Иоанновичу; меж мишеней четыре круги наведены золотом по нарезке, в них два орлика, да по два левика, подвершец наведен золотом травы чеадайские».

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Главный археолог Кремля, доктор исторических наук Т. Д. Панова пишет: «… с чем связано такое повышенное содержание (мягко говоря) ртути, мышьяка, да и свинца — остается только гадать»[28].

Череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани. По этой причине антрополог Михаил Герасимов, сделавший скульптурный портрет Ивана Грозного и Федора Иоанновича, не смог создать реконструкцию по черепу царевича Ивана[29][30][31].

Критика

История о том, что царевич был убит собственным отцом, подвергается постоянной критике. Во время Российской империи — как наносящая ущерб репутации носителю царской власти; в более позднее время — защитниками «репутации» царя Ивана IV (см. Вопрос о канонизации Ивана Грозного).

В 1903 году академик Н. П. Лихачев[32] сделал вывод, что царевич Иоанн скончался в Александровской слободе после 11-дневной болезни, казавшейся поначалу не опасной.

Современный православный публицист С. В. Фомин версии иностранцев об убийстве царевича называет сплошной мюнхгаузеаной: «одно предположение (о якобы имевшей место перед кончиной ссоры и времени протекания предсмертной болезни) сменяется другим, противореча одно другому»[33].

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданная на основании версии Карамзина, на протяжении своего существования вызывает недовольство некоторых общественных деятелей и требования снять ее с экспозиции[34][35][36].

Захоронение

Царевич похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Федором, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «ещё при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. В ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы — то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин или раб“»[37].

Царем Михаилом Федоровичем к его гробу была вложена золотая братина с надписью: «Братина Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца. Зделана з золото черново, которая стоит на гробу Благовернаго Царевича Князя Ивана Ивановича».

Образ царевича Ивана в культуре

Изобразительное искусство

Кинематограф

Примечания

Комментарии

  1. ↑ Женская одежда того времени обычно состояла из двух сорочек: нижней (рубашка) и верхней (платье), и телогреи. Верхняя сорочка была одеждой чисто домашней и показываться в ней перед посторонними людьми, особенно перед мужчинами, считалось очень неприличным, так как, стянутая поясом, она подчёркивала грудь[19].

Ссылки

  1. ↑ Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 374—375.
  2. ↑ Иоанн Иоаннович, сын Иоанна IV Грозного // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Дмитриев Л. А. Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного // Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 1: А—К / АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — Л.: Наука, 1988. — 516 с.
  4. ↑ Книга Степенная царского родословия
  5. ↑ Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. С. 217
  6. ↑ Литвина… Там же. С. 206
  7. ↑ Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича. Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой / Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2005. — Т. 13: XVI век. — 860 с.
  8. ↑ Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. — М., 2007.
  9. ↑ Рыжова Э. А. Иоанн Иоаннович / Православная энциклопедия. Т. 24, С. 289—290.
  10. ↑ Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России
  11. ↑ И в том году преставился царевич Иван Иванович всея Руси, а был женат тремя браки: 1 — царица Евдокея Богданова дочь Юрьевича Сабурова, пострижена в Покровском монастыре, во иноцех Александра; 2 — царица Феодосия Михайлова дочь Соловова, с Рязани, пострижена на Белоозере, во иноцех Парасковия; 3 — царица Елена Иванова дочь Васильевича Шереметева, после царевича пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову
  12. ↑ 1 2 Перевод О. А. Державиной и А. М. Державина // Временник Ивана Тимофеева. — М.-Л., 1951. — С. 182. — (Литературные памятники).
  13. ↑ Лихачёв, Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. — СПб., 1903. — С. 58.
  14. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1978. — Т. 34. — С. 228
  15. ↑ П1Л, 1848, с. 320.
  16. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1978. — Т. 34. — С. 194.
  17. ↑ Полное собрание русских летописей. — М., 1968. — Т. 31. — С. 142.
  18. ↑ Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества Московского. — В кн.: Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1986, с. 232.
  19. ↑ БиН, 2002, с. 526—528.
  20. ↑ Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России
  21. ↑ Исаак Масса
  22. ↑ П1Л, 1848, с. 319.
  23. ↑ «…кончина старшего его сына, царевича Иоанна, убиенного от руки его» (Князь М. М. Щербатов. История Российская с древнейших времен]. — СПб., 1789, Т. 5, ч. 3. С. 121.
  24. ↑ Н.М. Карамзин. История государства Российского.Том 9. Глава 5. Продолжение царстования Иоанна Грозного. Г. 1577-1582
  25. ↑ Князь М. М. Щербатов. История Российская с древнейших времен. — СПб., 1789, Т. 5, ч. 3. С. 120—126.
  26. ↑ В.О. Ключевский. Лекция XLI // Курс русской истории.
  27. ↑ 16 фактов о картине "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581" (1881-1885) Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  28. ↑ Панова Т. Д. Кремлёвские усыпальницы. История, судьба, тайны. — М., 2003. С. 68, 69, 71.
  29. ↑ Герасимов М. М. «Документальный портрет Ивана Грозного»
  30. ↑ Гробокопатели в Кремле. Часть 2
  31. ↑ Иван Грозный. Душегуб, растлитель… святой?
  32. ↑ Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. — СПб., 1903. С. 50—61
  33. ↑ С. В. Фомин. Правда о первом русском Царе. — М.: «Русский издательский центр», 2012. С. 185
  34. ↑ Д.Я. Северюхин. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЦЕНЗУРНАЯ ПОЛИТИКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Клио. — 2008.
  35. ↑ ntv.ru. Религиозные активисты ополчились на Репина и просят убрать его из Третьяковки. НТВ (2 октября 2013). Проверено 15 декабря 2017.
  36. ↑ Картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына» не надо убирать из Третьяковской галереи: мнения блогеров - ИА REX. www.iarex.ru (17 октября 2013). Проверено 15 декабря 2017.
  37. ↑ Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Источники

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Иван Иванович (царевич) - это... Что такое Иван Иванович (царевич)?

Иван Иванович (Иоанн Иоаннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1582[1][2], Александровская Слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного и Анастасии Романовны.

Биография

Сопровождал отца в походах, принимал участие в правлении, приемах послов, казнях, но никакой политической роли не играл.

В 1574—1575 вслед за отцом предлагался некоторыми представителями православной западно-русской шляхты как кандидат на польскую корону — в целях совместной борьбы Речи Посполитой и Московской Руси против турок и крымских татар. Но, в целом, шляхта предпочла кандидатуру венгра Стефана Батория, поддержанного Турцией.

В 1579 царевич написал житие, службу и похвальное слово святому Антонию Сийскому (в год его канонизации). Его текст представлял собой риторическую переделку жития, написанного иноком Ионой, музыка была сочинена царевичем.[3]

Браки

Женат был три раза:

  1. Евдокия Сабурова (1571—1572),
  2. Параскева Соловая (1575—1579), обе пострижены в монастырь из-за бездетности по приказу отца, хотя «сын об этом сокрушался».[4]
  3. Елена Шереметева (1581).[5]

Приближаясь уже к совершенному возрасту, достигнув без трех тридцати лет своей жизни, он по воле отца был уже в третьем браке, и такая частая перемена его жен случалась не потому, что они умирали в зрелом возрасте, но из-за гнева на них их свекра, — они им были пострижены…[6]

— Временник дьяка Ивана Тимофеева

Смерть

По официальной версии, смертельно ранен отцом во время ссоры в Александровской слободе в ноябре 1581 года (согласно наиболее распространенной точке зрения, ссора произошла 14 ноября, а царевич умер 19 ноября, но ряд источников дают другие даты).

Лета 7089 государь царь и великий князь Иван Васильевич сына своего большаго, царевича князя Ивана Ивановича, мудрым смыслом и благодатью сияющаго, аки несозрелый грезн дебелым воздухом оттресе и от ветви жития отторгну осном своим, о нем же глаголаху, яко от отца ему болезнь, и от болезни же и смерть. («Мазуринский летописец»)

Временник дьяка Ивана Тимофеева содержит следующие сведения о смерти царевича не являющиеся доказательными: «так как некоторые говорят, 35 что жизнь его угасла от удара руки отца за то, что он хотел удержать отца от некоторого неблаговидного поступка. ».[6] Известно, что слухи не являются достаточным поводом для утверждений подобного рода

Череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани, что не подтверждает версию о насильственной смерти царевича, тем более, что на сохранившихся волосах его не было обнаружено следов крови)[7][8][9][10].

Галерея

  • Иоанн Лествичник. Мерная икона в окладе. Мастерские Московского Кремля. 1554. Икона принадлежала царевичу Ивану Ивановичу.

  • Шелом Ивана Ивановича, 1557.

Примечания

  1. ↑ Иван Иванович (сын царя Ивана IV) — БСЭ — Яндекс.Словари
  2. ↑ Собрание биографий - Биография Иоанна Иоанновича
  3. ↑ Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. — М., 2007.
  4. ↑ Антонио Поссевино. Исторические сочинения о России
  5. ↑ И в том году преставился царевич Иван Иванович всея Руси, а был женат тремя браки: 1 — царица Евдокея Богданова дочь Юрьевича Сабурова, пострижена в Покровском монастыре, во иноцех Александра; 2 — царица Феодосия Михайлова дочь Соловова, с Рязани, пострижена на Белоозере, во иноцех Парасковия; 3 — царица Елена Иванова дочь Васильевича Шереметева, после царевича пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову
  6. ↑ 1 2 Временник дьяка Ивана Тимофеева
  7. ↑ Герасимов М. М. «Документальный портрет Ивана Грозного» | Либерея «Нового Геродота»
  8. ↑ Русская линия / Библиотека периодической печати / Гробокопатели в Кремле. Часть 2
  9. ↑ РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ — федеральный еженедельник :: жены ивана грозного: жизнь и смерть первых русских цариц
  10. ↑ Иван Грозный. Душегуб, растлитель… святой?

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Иван Иванович Молодой — WiKi

Родился 15 февраля 1458 года. Небесным покровителем княжича стал Иоанн Предтеча — по случаю его рождения отец возвёл каменную церковь Иоанна Предтечи «на Бору»[1].

В 1468 году сопровождал Ивана III в походах на Казанское ханство.

С 1477 года — соправитель отца[2] (Г. В. Вернадский указывает 1470 год[3]). Монеты того времени чеканились с именами обоих московских правителей.

  Пуло, Тверь, 1495-90. На обороте медного пуло прочеканено имя старшего сына Ивана III как «Великий князь Иван Иванович».

В 1472 и 1477 годах во время похода отца на Великий Новгород управлял («ведал») Москвой.

Вместе с дядей Андреем Васильевичем Меньшим был одним из руководителей русского войска во время «Стояния на реке Угре» в 1480 году[4].

В 1483 году Иван Молодой женился на дочери молдавского господаря Стефана III Великого Елене, прозванной на Руси «Волошанкой», что способствовало укреплению военно-политического союза с Молдавским княжеством. В том же году родился их сын Дмитрий Иванович Внук.

Иван Иванович вместе с отцом ходил в поход на Тверь и после её присоединения к Москве в 1485 году, после изгнания его дяди по матери Михаила Борисовича, искавшего союза с поляками, стал князем Тверским[К 1]. В честь княжения Ивана Молодого в Твери была выпущена монета, изображавшая его рубящим хвост змеи, олицетворявшей предательство Михаила Борисовича.

В 1490 году князь заболел «ломотой в ногах». Из Венеции был вызван лекарь Леби Жидовин[К 2], но и он не смог определить причины болезни, от которой Иван Молодой скончался 7 марта 1490 года. Врач был казнён по приказу Ивана III за неудачное лечение. Существует гипотеза об отравлении Ивана Молодого слугами Софьи Палеолог, однако она не подтверждена документально[К 3].

Единственный выживший сын Ивана Молодого, Дмитрий Иванович Внук, был венчан на царство дедом Иваном III в 1498 году, но в 1502 году впал в опалу и умер в 1509 году в заключении, уже в правление своего дяди Василия III.

Семья

ru-wiki.org

Иван Иванович (князь рязанский) - это... Что такое Иван Иванович (князь рязанский)?

Был и другой рязанский князь с таким именем — Иван Иванович Коротопол.

Иван Иванович (Иоанн Иоаннович) (1496—1533/1534, Великое княжество Литовское) — последний Великий князь рязанский.

Сын Ивана Васильевича и Аграфены Васильевны. Формально пришел к власти в малолетстве в 1500 году. Фактически во время его малолетства правили сначала мать и бабка Анна Васильевна, сестра Ивана III, которые в своей политике полностью поддерживали Московского князя.

Политическая ситуация

К началу правления князя Ивана Московское княжество подчинило себе все независимые русские княжества, за исключением Рязанского. Московские князья Иван III и Василий III осознавали себя не просто первыми среди русских князей, а «Государями всея Руси». Главными их задачами в реализации этого лозунга были: присоединение русских земель, входивших в состав Речи Посполитой, ликвидация независимости Рязанского княжества, ликвидация автономии удельных князей. Борьба за воплощение этих планов велась жестко и бескомпромиссно. В конце XV века, при правлении Ивана III, рязанское княжество не противодействовало московскому и в основном шло в фарватере московской политики. Этому способствал и династический брак, так как княгиня Рязанская Анна Васильевна была родной сестрой Ивана III. Роль Москвы в Рязанских делах усилилась в связи с переходом удельных князей пронских под власть Москвы, а также в связи с передачей в 1503 году обширных владений в Рязанских землях, принадлежащих бездетному дяде Ивана Ивановича Федору Васильевичу, по завещанию Москве. Поэтому политика матери Ивана Ивановича видимо была вынужденно промосковской, так как осознавалось, что любые намеки на самостоятельный курс будут использованы в качестве повода для агрессии со стороны Москвы, как это только что произошло с ликвидацией независимости Тверского княжества. В договоре между Московским княжеством и Литвой в 1508 году Рязанское княжество указывается как Московское владение, в дела которого Литва не должна вмешиваться. Московские князья видимо имели возможности приобрести явных и тайных сторонников в правящей среде Рязани. Кроме материальных ресурсов для этого было и идеологическое обоснование. Необходимость объединения и укрепления единого Русского государства уже воспринималась как благо.

Кратковременное правление князя Ивана

Согласно БСЭ Иван отнял власть у матери в 1516 с помощью крымского царевича Богатыря. Однако достоверно известно только о самом факте разорения Богатырем окраин Рязанского княжества. Как конкретно обстояли дела при Рязанском дворе и как набег татар мог помочь Ивану неизвестно. Согласно сохранившимся документам в 1513/14 году докладная заемная докладывалась Аграфене, а через год аналогичная бумага уже Ивану. Войдя в возраст и придя к власти Иван попытаться возвратить независимость Рязанского княжества. Для этого он решил установить дружественные отношения с крымским ханом Мехмед Гераем и дал знать о намерении жениться на его дочери. Вероятно об этом донесли Василию III. Василий пригласил Иванав Москву; тот не хотел ехать, но приближенный боярин его Семен Крубин или Коробьин, возможно агент Москвы, уговорил своего князя ехать в Москву. В Москве князя схватили и посадили под стражу, а мать его заключили в монастырь. В города Рязанского княжества были посланы Московские наместники и его автономия была ликвидирована. Рязань и другие города княжества не оказали какого-либо сопротивления. Согласно С. М. Соловьёву это было в 1517 году, а по мнению О. В. Творогова в 1520. Под 1517 годом арест князя Ивана фигурирует в Устюжской летописи, однако известны жалованные грамоты Ивана Ивановича с 1514 года по 4 июня 1519 год.

Конец жизни

Когда в 1521 г. к Москве подступали войска крымского хана Мехмед Герая, в происходившей в Москве сумятице Иван сумел бежать в Рязанскую землю. Он надеялся использовать набег татар для восстановления на престоле. Однако он не примкнул к татарам, а скрытно отправился в свои владения. Он имел какую-то свиту, из которой отрядил Димитрия Сунбулова и Наску с посланием для своих сторонников. Однако его посланцы были перехвачены и он уже не мог найти поддержки в Рязани. Московский наместник в Переяславле Образцов-Симский-Хабар, взял со служилых людей клятву, что если беглый князь придёт к ним с татарами, они будут биться с ним. Когда татары были отбиты от Переяславля, Иван бежал в Литву. Там он получил от Сигизмунда I, короля Польши и Великого князя Литовского в пожизненное владение местечко Стоклишки[1].

Крымский хан пытался переманить Ивана к себе, и переговарился об этом с Сигизмундом. Но тот заявил хану, что не может принудить Ивана, но но предлагал ему это. Наконец, Иван согласился, оговорив, что хан не будет удерживать его против воли. Ответ хана на это неизвестен, однако Иоанн остался в Литве, где и умер в 1533 или 1534 г.

Семья

Отец: Иван Васильевич (1467—1500) — великий князь рязанский (1483—1500).

Мать: Аграфена Васильевна — дочь князя Василия Ивановича Бабича.

Детей не имел.

Примечания

Источники

dal.academic.ru