Заслуги Ломоносова в науках - описание и интересные факты. Что ломоносов сделал для россии


Заслуги Ломоносова в науках (кратко). Главная заслуга Ломоносова. Заслуги Ломоносова в физике, химии, литературе и русском языке

Михаил Васильевич Ломоносов - уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни - 1711-1765) - человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Это первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Представляем вашему вниманию основные заслуги Ломоносова в различных областях знания.

заслуги ломоносова

Химия и физика

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал "Слово о пользе химии". В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.

главная заслуга ломоносова

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области - атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

География

Под руководством Михаила Васильевича был подготовлен к изданию "Атлас России", который превосходил аналогичные европейские атласы. В нем были уточнены географические сведения, а также было представлено описание империи в экономическом и политическом ракурсе.

Ломоносов, по сути, провел полную инвентаризацию государства. Михаил Васильевич разработал план экономического и статистического изучения России. Экспедиции по всей стране были снаряжены благодаря ему. Кроме того, в каждую губернию были отправлены опросные листы. Обширнейшая информация была собрана для атласа. В нем были представлены физико-географические характеристики различных местностей страны (информация о строении берегов рек, о крупных возвышенностях), а также экономические показатели, соотносимые с природными условиями (где находится город, расположен ли он на берегу реки, какие в нем заводы и фабрики, ремесла и промыслы, звериные и рыбные ловли, ярмарки, площади).

Но это еще не все заслуги Ломоносова в данной науке. Михаил Васильевич считается основоположником такой области знания, как экономическая география. Ломоносов в 1758 году стал главой Географического департамента, принадлежащего Академии наук. Михаил Ломоносов был учителем для множества русских картографов, географов, океанографов и геодезистов.

С детства Михаил Васильевич любил море. Он заботился о развитии в стране мореплавания, интересовался изучением полярных стран. Ломоносов писал о неизученных землях, находящихся в Ледовитом океане. Первая отечественная научная экспедиция под руководством Чичагова и Челюскина осуществилась благодаря стараниям Михаила Васильевича. Именно он был ее организатором, а также создал подробную инструкцию для членов этой экспедиции.

заслуги ломоносова в науках

Геология

Ломоносов в 1763 году создал работу под названием "О слоях земных". В ней было дано изложение современной геологии, которое считается первым в истории. Самой науки тогда еще не существовало. Ломоносов отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений.

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения - силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал "Оду на взятие Хотина". Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

заслуги ломоносова кратко

Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы - все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены "высокость и великолепие". Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.

История

Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным. Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности. Он избегал высказывать личное мнение, а свою "Историю Российскую" создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.

заслуги ломоносова в русском языке

Ломоносов пытался "очистить исторические корни" нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому "норманнскую" версию следует считать ошибочной. Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им "Лабораторных записях" (раздел "Фарфоровые пробы") представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в "Лабораторном журнале".

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой - степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня - алебастр (гипс).

Работа с мозаикой

Михаил Васильевич работал с мозаикой - видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.

заслуги ломоносова в физике

Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.

Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.

Теория "трех цветов"

Михаил Васильевич принялся разрабатывать теорию "трех цветов". Безусловно, она имела большое значение для дальнейшего развития цветоведения. Ученый установил, что все многообразие цветов обладает трехмерностью. Михаил Васильевич нашел пути решения различных практических задач, которые сегодня применяются в кино, печати, цветной фотографии. Ломоносов пытался создать приборы, с помощью которых можно было бы получить любой цвет путем вычитания или сложения трех основных.

"Полтавская баталия"

Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича - "Полтавская баталия". Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина - всего 1-6 мм. Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна - более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска. Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю. Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.

заслуги ломоносова в литературе и русском языке

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.

fb.ru

Главные открытия Ломоносова  | Kratkoe.com

Какие открытия сделал Ломоносов, академик, русский ученый, реформатор русского языка, поэт, историк и художник Вы узнаете в этой статье.

Михаил Ломоносов главные открытия

  1. Открытия Ломоносова в химии

Открытие Ломоносова в области химии были довольно значительными, ведь именно он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, которая начала свое функционирование с 40-вых годов XVIII столетия.  В ней ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов. Благодаря своей работе он смог основать уникальные химические производства в России.

Михаил Ломоносов, используя физические экспериментальные методы и законы для исследования химических реакций и химических веществ, вывел новый способ исследования, который он назвал физической химией.

Также ученый дал определение корпускулы, элемента, смешанных и простых веществ. В 1741 году он начал разрабатывать свою корпускулярную теорию. Им были сформулированы в 1744 году главные положения молекулярно-кинетической теории теплоты. Ломоносов является автором закона сохранения массы веществ, открыв его в 1745 году. Кроме того, ученый наблюдал в концентрате HNO3 явление пассивации.

2. Открытия Ломоносова в астрономии

Михаил Ломоносов  немало своего времени уделял астрономии. Самым известным и масштабным его достижением в данной сфере является открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа. Ученый пропагандировал и поддерживал идеи Коперника и подтверждал своими экспериментами то, что за пределом планеты действуют такие законы, как и на ней.

3. Открытия Ломоносова в физике

Открытия сделанные Ломоносовым в области физики нельзя переоценить. Чего только стоит атомно-корпускулярная теория касательно строения материи и вещества. В рамках ее исследований, ученый объяснил, почему возникают такие агрегатные состояния веществ как жидкое, твердое и газообразное состояния.

Ломоносов установил несколько эмпирических закономерностей грозовых явлений, проведя многолетние блестящие исследования в области атмосферного электричества. В своей работе под названием «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», которая была издана в 1753 году, ученый пояснил, почему возникает электричество в грозовых облаках. Он также разъяснил причину  возникновения у поверхности планеты конвекцией теплого воздуха и появления в верхних слоях атмосферы холодного воздуха.

На базе своих исследований и опытов Михаил Ломоносов выдвинул новую теорию света и разработал трехкомпонентную теорию цвета. Теория подробно поясняет механизмы цветовых явлений – они появляются под воздействием 3 родов эфира и 3 видов материи, которая составляет дно глаза.  Теория цветового зрения, которую Ломоносов  вывел в 1756 году, в истории физической оптики заняла должное время.

5. Открытия Ломоносова в разных областях науки

Ломоносов сформулировал закон сохранения движения  и материи, который считается в естествознании всеобщим законом.

Также ученый развивал теорию о том, что все в природе происходит равномерно – если одном месте к чему-то что-то прибавилось, то в другом оно отнимается. Например, если  человек увеличивает время отдыха и сна, то время бодрствования уменьшается.

Эта теория распространялась также на закон движения тел – если тело, движущее другое тело своей силой, теряет некоторую скорость в движении, то ее оно передает телу, которое движется за его счет.

Михаил Ломоносов много сил отдавал развитию образования и науки в России. Ученый основал Московский университет.

6. Открытия Ломоносова в литературе

Михаил Ломоносов является автором новейшей орфографии  и создателем современного русского языка.

Также он делал попытки писать произведения, и это получалось у него довольно-таки неплохо.  Первое свое произведение было написано еще во время стажировки за границей. В «Отчетах» в Академию Наук он прислал в стихах французский перевод «Оды Фенелона» и оригинальную «Оду на взятие Хотина» в 1739 году.

Ломоносов является основоположником торжественной русской оды, обращенной к правителям, и философской оды. Его поэзия насыщена космической, научной и натурфилософской образностью. К ним следует отнести его «Размышление», посланное Шувалову.

Также велик его вклад в русскую сатиру. Он писал в этом жанре много эпиграмм, а наиболее известной сатирой является «Гимн бороде».

Михаил Ломоносов начал писать поэму под названием «Петр Великий». Несмотря на то, что он не успел ее закончить, поэма считается наследием национального эпоса. Много строк, написанных этим великим и всесторонне развитым человеком стали крылатыми.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие научные открытия сделаны Ломоносовым Михаилом.

kratkoe.com

к 300-летию со дня рождения — Открытия Ломоносова

М.В. Ломоносов впервые дал достаточно полное и верное определение химии как науки. Это положение было им выдвинуто в 1741 году в одной из первых его работ по химии — «Элементы математической химии». Его идеи намного опередили свое время.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М.В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, которые сопутствовали дальнейшему развитию теорий строения атома и материи.

Титульный лист рукописи М.В.Ломоносова «Элементы математической химии»

Экспозиция «Академия наук XVIII века и М.В.Ломоносов»: кабинет ученого (фрагмент). Музей М.В. Ломоносова, Санкт-Петербург

                                                      

В 1748 году М.В. Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам первой в России химической лаборатории при Академии наук, где стал проводить анализы образцов различных руд и минералов. Он провёл более 4 тысяч опытов, разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стёкол.

Для изготовления изделий из цветного стекла в 1753 году Ломоносов начал строительство фабрики. Усть-Рудицкая фабрика была передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века, здесь применялись созданные по проекту ученого станки.

Макет химической лаборатории. Музей М. В. Ломоносова, Санкт-Петербург

Дарственная грамота императрицы Елизаветы Петровны, выданная М.В.Ломоносову на землю в Копорском уезде при деревне Усть-Рудица. 1756 г., 2 сентября

                                                      

26 мая (6 июня) 1761 года Михаил Ломоносов, наблюдая за прохождением Венеры между Землей и Солнцем, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках. Открытие атмосферы на Венере представляет собой исключительное событие в истории астрономии. Оно не только имело значение для космологии, но и положило начало астрофизике как науке.

Рисунок Виолетты Лебедевой, 13 лет, Ягринская гимназия, г. Северодвинск

Рукопись М.В. Ломоносова «Показание пути Венерина по солнечной плоскости...», 1761 г.

                                                      

М.В. Ломоносов заложил основы физической химии. Он объяснял химические явления на основе законов физики и своей теории строения вещества. «Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». В 1752-1753 годах в своей химической лаборатории он впервые в мире прочитал курс физической химии, сопровождавшийся опытами студентам академического университета.

Рукопись М. В. Ломоносова. 1752 г.

Ломоносов в химической лаборатории. Художник Н. Наговицын, 1958 г.

                                                      

   М.В. Ломоносов. Художник В. Трещёв

Огромное значение имеет сформулированный Ломоносовым закон сохранения материи и движения. Он впервые объединил в одной формулировке эти принципы. Этот закон ученый назвал «всеобщим естественным законом» и в 1760 году опубликовал его в своей работе «Рассуждении о твердости и жидкости тел».

Это открытие способствовало изгнанию из науки метафизических гипотез и укреплению материалистических взглядов в естествознании.

                                                      

   Химическая лаборатория И. Генкеля во Фрайберге,  где обучался Ломоносов

Работы М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» и «О слоях земных» называют началом русской научной геологии. Это первые русские пособия по горному делу. В них ученый первым в мире дал обоснованное понятие о рудных жилах и об их возрасте.

Сочинение М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел», 1763 г.

                                                      

В начале 1750-х годов Ломоносов проявляет особый интерес к созданию мозаик, стеклянных изделий и бисера. Он возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать три.

Мозаичное панно Ломоносова «Полтавская баталия»

                                                      

М.В. Ломоносов создал русскую школу научной и прикладной оптики. Одновременно талантливый изобретатель и приборостроитель, он в то же время стоял у истоков русской теоретической оптики. Значительное место в научной деятельности ученого занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Так, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора, «ночезрительную трубу», «горизонтоскоп». Оптико-технические работы Ломоносова намного опередили науку его времени.

Телескоп-рефлектор грегорианский

Схема изобретенного М.В. Ломоносовым горизонтоскопа. Рисунок автора

                                                      

Гравюра В.Фаворского по рисунку М. В. Ломоносова из работы «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», 1753 г.

В 1753 г. М. В. Ломоносовым была разработана строго научная теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам. В «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» Ломоносов впервые в мире выдвинул теорию возникновения атмосферного электричества и показал тождественность его с электричеством, получаемому от электростатической машины. Он научно доказал волновую природу света и электричества.

Ломоносов разрабатывал теории света, фотометрии, астрофизики, научные основы цветовидения.

Ломоносов и Рихман. Рисунок В. и Л. Петровых, 1959 г

                                                      

Карта околополярных стран, составленная М. Ломоносовым, 1763 г.

С 1758 года Ломоносов возглавлял Географический департамент Императорской Академии наук и принимал активное участие в составлении карт и атласа России. Он подготовил карту Арктики. В работе «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» ученый собрал все ранее известные сведения о подобных путешествиях и обосновал возможность плавания Северным морским путем. Труды Ломоносова в области географии заслужили международное признание — в 1760 году его избрали членом Шведской академии наук.

                                                      

Ломоносов создал новую теорию стихосложения, которая стала господствующей, а затем и классической. Он разработал теорию русской прозы, итогом этой работы явилась его «Риторика». Выход в свет его «Российской грамматики» стало выдающимся событием в истории русского языкознания и отечественной культуры. Ломоносов создал русский литературный язык, русский научный язык. Научные термины, которые он составил, в большинстве своем используются до сих пор.

Рукописи М. Ломоносова «Краткое руководство к риторике», 1744 г. и «Российская грамматика», 1755 г.

                                                      

Неоценим вклад ученого в создание истории России. В 1758 году М.В. Ломоносов подготовил к печати рукопись «Древней Российской истории...», опубликованную только в 1766 году, после смерти автора. Для написания этого труда он изучил древнерусские летописи и документы, источники на греческом и латинском языках, труды византийских историков, польских хронистов.

М.В. Ломоносов. Записки по русской истории

862 год. Рурик, Синеус и Трувор и послы славянские. Художник Б.Чориков

narfu.ru

М. В. Ломоносов о просвещении в России

М. В. Ломоносов

Ф. И. Тютчев

В 2011 г. исполняется триста лет со дня рождения гениального русского ученого, энциклопедиста, великого гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова (8.11.1711–4.4.1765), сделавшего много для нашего Отечества и всего человечества.

Одной из важнейших проблем, стоявших перед Россией того времени, которой М. В. Ломоносов уделял большое внимание, ставил перед российским обществом и стремился всеми силами решать, была проблема просвещения российского народа. Он считал, что при помощи просвещения народа, развития образования можно превратить Россию в передовую страну, преодолеть отсталость, невежество, избавиться от пороков быта, социальных и нравственных язв, поднять русское самосознание, сделать доступными науку и искусство для широких народных масс, укреплять государство, повышать благосостояние народа, развивать культуру и искусство. «Ломоносов, – отмечал Н. В. Шельгунов (1824–1891), – начал собой новый период интеллектуальной русской жизни. Из образования и просвещения он хотел создать общерусское дело, а не аристократическую забаву одних знатных, богатых и праздных»[1]. Ломоносов вместе с Державиным, Карамзиным, Пушкиным, отмечал Н. Г. Чернышевский, оказал «великую услугу просвещению и эстетическому воспитанию своего народа»[2].

Громкое его пение, писал А. Н. Радищев (1749–1802) «раздавалось во все концы обширные России»[3]. Он способствовал просвещению во всех слоях российского общества. «Ломоносов, – отмечал А. С. Пушкин, – был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»[4]. «Главная заслуга Ломоносова и писателей, следовавших за ним до начала нынешнего века, – отмечал поэт, – состояла в том, что они своими произведениями возбуждали охоту к чтению и мало-помалу увеличивали число людей, интересующихся литературой»[5]. С М. В. Ломоносовым историк С. М. Соловьев связывал в истории российского просвещения целый период, когда оно, как он отмечал, было основным средством освобождения русского духа от иностранного засилья[6].

Одной из проблем, которую ставил М. В. Ломоносов, была проблема создания повсеместно начальных школ, с чем он связывал возможность ликвидации всеобщей неграмотности народа. Исходя из конкретных условий своего времени, он предлагал привлечь к этому церковную организацию как наиболее распространенную и подготовленную. У духовенства, писал он, «не одна только должность, чтобы богу молиться за кого они должны, но и обучать страну бытию и честным нравам словом и примером, а особливо молодых людей». Поэтому «везде, где есть только церковь должны попы и причетники учить грамоте за общую плату всего прихода и не давать бегать по улицам малым ребятам, кои еще ни в какую работу не годятся» (от 5 до 10 лет, а иных до 20 лет). При этом он призывал духовенство не только обучать детей грамоте, но и воспитывать у них высокие моральные качества, опираясь на моральные нормы, проповедующиеся религией. Таким образом, по его настоянию духовенство должно было способствовать ликвидации неграмотности, особенно среди детей: «Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исполнять будут, то благосостояние общества несравненно...»[7]

М. В. Ломоносов активно вникал в педагогический процесс и давал советы, как и чему нужно обучать детей, расписывал технологию и методику обучения. Высказал идею о дифференцированном обучении. Он обращал внимание на то, чтобы при обучении школьников не перегружали занятиями, чтобы «разного рода понятиями не отягощать», а развивать у них самостоятельность, «позволять школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия», создавать атмосферу уважительного отношения к учителям и ученикам, а учителя должны показывать ученикам добрые примеры «не токомо словами учения, но и поступками», с учениками «поступать ни гордо, ни фамильярно».

Большую заботу М. В. Ломоносов проявлял о создании в российском обществе средней и высшей школ. С огромным упорством он добивался решения этой актуальной проблемы и вникал в самые мелкие вопросы ее решения. Велика его заслуга в открытии Московского университета и двух гимназий при нем. Со своим покровителем И. И. Шуваловым он провел большую работу по открытию этих учебных заведений. В июле 1754 г. И. И. Шуваловым было представлено Сенату доношение об учреждении в г. Москве университета и при нем двух гимназий для дворян и разночинцев, кроме крепостных людей. 12 января 1755 г. Елизавета Петровна подписала представленный проект И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, а 24 января того же года был издан указ об учреждении университета и двух гимназий при нем. 26 апреля 1755 г. университет был торжественно открыт[8]. Как отмечал С. М. Соловьев, М. В. Ломоносов внушил И. И. Шувалову мысль о создании самостоятельного, независимого от Академии университета, дав ему надлежащее устройство. «Московский университет был основан под влиянием мысли, которой Ломоносов был таким неутомимым провозгласителем, мысли, что все в России должно существовать для русских, для развития русских сил, каждое учреждение должно как можно скорее наполняться русскими деятелями и снабжать ими другие младшие учреждения»[9]. С. М. Соловьев выделял в специальный раздел истории развития просвещения в России период от образования Московского университета до смерти М. В. Ломоносова.

Следует особо отметить, что решать задачу создания в стране учебных заведений было непросто. Во времена М. В. Ломоносова высших и средних учебных заведений в России было очень и очень мало. Теперь к Петербургскому университету при Академии наук и гимназии при нем прибавился Московский университет с двумя гимназиями. Несколько позднее была открыта гимназия в Казани. Существовали еще четыре специальных военных училища. Все это и составляло систему учебных учреждений, осуществляющих светское образование в стране. В тех условиях при отсутствии в российской системе образования необходимых национальных кадров приходилось использовать иностранных специалистов. Это вынужденное положение, сыгравшее определенную положительную роль, впоследствии не способствовало русификации системы образования, сдерживало подготовку национальных преподавательских кадров. Против сдерживания этой подготовки постоянно и весьма настойчиво выступал М. В. Ломоносов. В данной проблеме он видел тормоз для развития науки и просвещения в России в целом. В своем проекте об организации Московского университета, а затем в его реализации М. В. Ломоносов детально рассмотрел организационную структуру университета, учебный план, определил учебные дисциплины для каждого факультета (философского, медицинского и юридического), штатное расписание с указанием количества должностей преподавателей и даже должностных окладов. Например, на юридическом факультете он предлагал преподавать лекции исторические для ознакомления с правом народов, «что в других местах напрасно относят к ведению факультета философского»; лекции по практической философии; лекции по политике; по публичному и частному праву и русскому праву. Все это он делал и для гимназий, что в должной мере обеспечивало нормальную работу как университета, так и гимназий. При этом он не обошел таких вопросов, как обеспечение преподавательского состава и студентов жильем, предлагал его строить рядом с учебными заведениями и в одном месте. Предложил план постройки департаментов – факультетов. По его предложению были назначены первыми профессорами университета его ученики А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Первым директором университета был Алексей Михайлович Аргамаков (1711–1757). Первым ректором университетских гимназий был Н. Н. Поповский. Из первого выпуска университета вышли три профессора: Д. Аничков, С. Забелин и П. Вениаминов.

Большую работу по развитию образования в стране М. В. Ло-моносов проделал как куратор Академического Петербургского университета и гимназии при нем. Обнаружив плохое состояние этих учебных заведений, Канцелярия Академии наук (в 1760 г.) передала их «в единоначальное ведение» М. В. Ломоносову с предписанием, что «по сочиненным от него регламентам, полагаясь на его знание и усердие и уповая, что он в произведении до цветущего состояния оных двух департаментов по должности сына Отечества со всяким прилежанием и усердием поступать будет»[10]. Сам ученый на это отвечал, что при возложении на себя решения этой задачи «мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»[11]. Ученый ставил такую задачу подготовки ученых и сумел довести эти учреждения до цветущего состояния.

Курируя эти учебные заведения, а также и Московский университет, М. В. Ломоносов рассматривал их как звенья общей цепи развития науки в России. «Университет, – отмечал он, – друг, более того – единокровный брат Академии наук, который составляет с ней единую плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечеству... При университете необходимо должна быть гимназия, без которой Университет как пашня без семян»[12]. М. В. Ломоносов активно вмешивался во все стороны жизни этих учебных заведений, делая их более жизнеспособными, прогрессивными, подлинными рассадниками знаний и науки, прилагая большие усилия по совершенствованию содержательной стороны учебного процесса, с тем чтобы преподавание велось на высоком уровне. Он заботился о том, чтобы студентам были созданы нормальные условия для учебы, чтобы на высоком уровне было поставлено патриотическое воспитание, чтобы студенты стремились к познаниям, серьезно готовились к своей будущей деятельности. Он подготавливал и отрабатывал учебные программы, определял их оптимальный и содержательный вариант с учетом научных достижений, состав учебных дисциплин и структуру преподаваемых предметов, количество и квалификацию преподавательского состава.

Следует особо подчеркнуть, что в своей бурной деятельности по распространению просвещения и образования в России М. В. Ломоносов вел борьбу за демократизацию системы образования и доступность образования для всех россиян. Он настойчиво добивался, чтобы в университет и гимназии допускались дети всех слоев общества, включая «крепостных помещичьих людей без отпускного письма»[13]. При наличии такого письма, считал он, дети крепостных помещичьих людей должны приниматься на казенный счет. Способным к учебе детям, настаивал он, помещик должен давать вольную, отказываясь от своего права и власти на таких юношей. Что касается учебы за свое обеспечение, то доступ в учебные заведения должен быть возможен всем без исключения. Он отмечал: важно, чтобы в учебные заведения отбирались способные люди. Сам он помогал в поступлении в гимназию и университет некоторым выходцам из глубин народа, лицам, которые находились под властью помещиков.

Большое значение М. В. Ломоносов придавал воспитанию у студентов, слушателей высокого чувства долга и патриотизма, гражданственности и профессионализма. Обращаясь к учащимся, он призывал их в науке не преклоняться перед авторитетами, а «самим свой разум употреблять; остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче лганья, которое часто служит к закрытию злых дел». При этом не тратить в молодости попусту время, проявлять усердие в учебе и стремиться приносить максимальную пользу Отечеству[14]. «Свобода в молодости, – писал он, – порабощение в старости; кто в молодых летах делал что хотел, на старость принужден будет делать чего не хочет»[15]. Всячески поощряя прилежную учебу, М. В. Ломоносов воодушевлял студентов, вселял в них веру в то, что они способны сделать многое. Он говорил им, что могуществу человеческого духа «и проницательству смысла предел еще не поставлен и много может еще предложить и открыть осторожная их смелость и благородная непоколебимость сердца»[16].

Просветительский подход осуществлял М. В. Ломоносов даже по отношению к деятельности самой Академии наук. Например, он требовал от выступающих с докладами на академических собраниях не говорить о высоких материях, требующих глубоких научных знаний, а говорить «о материях внятных и привлекающих внимание слушателей»[17]. По его настоянию Академия наук с 1755 г. начала издавать первый научно-литературный журнал на русском языке, что, безусловно, способствовало развитию просвещения в стране.

Нельзя не отметить, что деятельность М. В. Ломоносова и его предложения по просвещению и образованию российского народа встречали сопротивление со стороны феодальных кругов, а также их приспешников от науки. Например, в Академии наук Блументрост и Шумахер мешали назначению М. В. Ломоносова куратором Академического университета и гимназии при нем. Они выступали против вхождения его в Совет Университета[18]. Шумахер и Тауберт предлагали даже закрыть Петербургский университет, уступив все Московскому университету[19]. После смерти М. В. Ломоносова эти люди привели Университет и гимназию в печальное состояние и в конце концов к их закрытию. Как отмечает один из исследователей наследия М. В. Ломоносова М. Т. Белявский, «сразу же после смерти Ломоносова недруги учинили беспощадную и постыдную расправу над академическим университетом и гимназией, объявив, что реформы Ломоносова не соответствуют намерению Академии»[20]. Показательно, что Екатерина II не препятствовала этому разгрому. Недруги мешали не только развитию учебных заведений, но и всему просвещению.

Важнейшим средством просвещения для М. В. Ломоносова был русский язык. Он приложил огромные усилия по развитию русского языка, его защите, распространению и сохранению его чистоты. В то время российские вельможи все больше ориентировались на европейский лад, осваивали иностранные языки, а свой употребляли лишь в «высокоштильной» форме, делая этот язык сугубо сословным. Многочисленные иностранные учителя, от членов Академии наук до всяких гувернантов, не только не жаловали русский язык, но третировали его, унижали, доказывали, что этот язык является второстепенным. Например, член Академии наук Шлёцер, претендуя на роль исследователя русской истории, написал Грамматику Российскую, где, как отмечал М. В. Ломоносов, исказил русский язык, «проявил не токомо незнание, но сумасбродство в произведении слов российских. Кроме многого, что развратно и здравому рассудку противно, внесены еще ругательные чести и святости рассуждения»[21]. Как замечал А. С. Пушкин, в царствование Петра I русский язык «начал приметно искажаться от необходимости введения голландских, немецких и французских слов <...> к счастью явился Ломоносов»[22]. В Академии наук ее члены-иностранцы пытались доказывать, что русский язык не может быть языком науки, называя его «языком черни». В Академии наук научные труды и доклады писались на иностранных языках, прежде всего на латинском. Это делалось, как замечал М. В. Ломоносов, с целью, чтобы в России было меньше российских ученых. Естественно, что такое отношение к родному языку сокращало возможности у россиян получать образование, а также идти в науку, то есть ограничивало возможности просвещения народа. В этих условиях М. В. Ломоносов поднял свой могучий голос в защиту родного языка, назвал его великим языком и в своей практической деятельности это доказал. Как замечал А. С. Пушкин, Ломоносов «понял истинный источник русского языка и красоты оного: вот его главная услуга»[23]. М. В. Ло-моносов показал, что величие русского языка складывается из ряда его сторон. Во-первых, из той обширности территорий, на которых народ говорит на этом языке. «Народ российский, – писал он, – по великому пространству обитающий, не взирая на дальние расстояния, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах». «Повелитель многих языков, язык российский, – не токомо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе»[24]. Русский язык способствует объединению народа. «Собраться рассеянным народам в общежитие, создавать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать мысли друг другу»[25].

Во-вторых, своими качествами, внутренним величием как язык, богато отражающий действительность. «Язык, которым российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу, – писал он, – имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни одному европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся»[26]. И эти качества проявляются в том, что «в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежности итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков... Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке»[27]. А недругам, которые считали русский язык второстепенным, он отвечал, что в данном случае дело не в недостатках языка.

Защищая русский язык от нападок и искажений, М. В. Ломоносов глубоко осознавал, что язык как исторический феномен постоянно развивается, и поэтому в таком положении он нуждается в совершенствовании и развитии. Ломоносов предпринял для этого огромные усилия, стремясь к тому, чтобы русский язык во всех отношениях проявил свои высокие достоинства. «Я желал бы, – говорил он, – чтобы и российское бы слово, от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное, ныне лишь во младенчестве своего возраста, добродетелей твоих изобретением растущее и укрепляющееся, поразило бы достоинство всех других языков»[28]. Он призывал усиленно работать над этими качествами языка и был уверен в том, что, вопреки всяким недовериям к русскому языку и нападкам на него, он займет свое достойное место не только в стране, но и за ее пределами.

Сам М. В. Ломоносов провел колоссальную работу по совершенствованию русского языка, осуществил его глубокую реформу, создал русский литературный язык. Как замечал Н. А. Добролюбов, Ломоносов «первый составил довольно стройную систему наук о языке»[29]. В своем письме на имя императрицы Екатерины II с просьбой об увольнении со службы (1762 г.) в подтверждение проделанной работы М. В. Ломоносов привел перечень своих трудов, которые посвящены проблемам языка. Он писал: «…сочинил российскую грамматику, краткое руководство к красноречию, панегирик Петру и Елизавете, написал о пользе славянского церковного языка в штиле российском, собрал лексикон первообразных слов российских, собрал лучшие российские пословицы, собрал речи разных языков между собой сходных, исправил штиль российский. В поэзии сочинил правила стихотворения, собрал рифмологию россиян, сочинил 17 од торжественных, 13 од духовных, 2 героические песни о Петре, стихи о пользе стекла»[30].

В реформировании русского языка М. В. Ломоносов особую роль отводил созданию грамматики. «Когда в грамматике все науки такую нужду имеют, – отмечал он, – того ради, желаю, дабы она... привлекла российское юношество к своему наставлению»[31]. Он создал первую Российскую грамматику, первое русское руководство по теории художественной прозы, по теории и практике стихосложения, написал правила, которыми надлежит руководствоваться при написании стихов. В своих трудах М. В. Ломоносов укрепил естественно-исторические основы русского языка, сформулировал его закономерности, соединил церковнославян-ский и сословный язык с народным живым языком и тем самым расширил границы русского языка; создал гражданский язык, связал его с жизнью и этим сделал его доступным для широких народных масс. Ф. М. Достоевский назвал М. В. Ломоносова гением всей нашей литературы наряду с Пушкиным и Гоголем[32]. Он певец красоты русского языка.

Тематика и содержание трудов М. В. Ломоносова характеризуются глубокой идейной направленностью, патриотизмом, гуманизмом, гражданственностью, любовью к жизни, призывом к единству слова и дела. Для него любое слово было обращено к тому, что помогало и служило России. «Слово твое, – писал А. Н. Радищев, – живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий»[33].

Большие усилия М. В. Ломоносов прилагал к тому, чтобы русский язык стал языком науки. Он боролся за то, чтобы в Академии наук научные труды произносились не только на латинском, но и на русском языке. Особенно он требовал этого от российских ученых. «Природные россияне, – говорил он, – должны свои речи предлагать на российском языке»[34], чтобы их научные труды также публиковались на родном языке. При этом он требовал, чтобы академики владели хорошим стилем, «хотя и не требуется, чтобы каждый из них был оратор или стихотвор». По его инициативе с 1760 г. стали издаваться Российские Ведомости на русском языке. Он выступал за то, чтобы издавать книги и другие произведения на русском языке.

Свои требования использовать родной язык он распространял и на учебные заведения. Ломоносов настаивал, чтобы в учебных заведениях русский язык изучался в качестве обязательного учебного предмета, был рабочим языком в обучении и не подменялся другими языками. В предлагаемых им программах он предусматривал учить чистоте русского языка по правилам.

Выступая за распространение русского языка во всех сферах жизни российского общества, М. В. Ломоносов считал, что в учебных заведениях необходимо изучать и иностранные языки. Из иностранных языков предлагал изучать немецкий, французский, испанский, итальянский. Рекомендовал изучать и славянские языки, с тем чтобы читать славянские книги, книги церковного круга. Их он считал великим сокровищем, из которого «знатную часть великолепия, красоты и изобилия великорусский язык заимствует»[35].

Его усилия по введению русского языка в процесс преподавания не проходили бесследно. В Московском университете на русском языке читали лекции А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Я. Десницкий, И. А. Третьяков, С. Г. Забелин, П. Д. Вениаминов, М. И. Афонин и другие, что имело большое значение как для просвещения, так и для обучения. Через некоторое время после открытия университета было дано разрешение посещать лекции всем желающим. Чтение лекций на русском языке расширяло возможности их посещения.

Сам М. В. Ломоносов сделал многое для утверждения русского языка языком науки. Он говорил, что «на природном языке разного рода моими сочинениями, грамматическими, риторическими, стихотворческими, историческими, так же и до высоких наук надлежащими физическими, химическими и механическими стиль российский в минувшие двадцать лет несравненно вычистился перед прежним и много способнее стал к выражениям идей трудных, в чем свидетельствует общая апробация моих сочинений и во всяких письмах употребляемые из них слова и выражения, что к просвещению народа много служит»[36]. В распространении и развитии русского языка М. В. Ломоносов большую роль отводил писателям, без искусства которых, как он говорил, «немало затмится слава всего народа»[37].

М. В. Ломоносов показал, что язык играет важную роль в объ-единении народа, в организации его совместной деятельности по созиданию в различных областях жизни россиян. В связи с этим он призывал власть имущих всячески способствовать распространению русского языка среди всех россиян, как мы сегодня говорим, чтобы сделать его языком всеобщего межнационального общения. М. В. Ломоносов надеялся, что русский язык будет и дальше распространяться в мире, особенно среди славянских народов.

Таким образом, проблемы просвещения и образования в российском государстве М. В. Ломоносов поднимал на высокий уровень, видя в их решении важнейший фактор прогресса страны, достижения ею самостоятельности, преодоления отсталости, усиления ее организованности. Эти проблемы он ставил конкретно, исходя из условий своего времени. Однако все требования М. В. Ломоносова к развитию просвещения и образования не утратили своего значения для российского общества и сегодня. Эти проблемы в иной форме остаются актуальными и требуют внимания. Особенно это связано с реформами, которые во многом разрушили и продолжают разрушать высокоразвитую систему образования в период, предшествующий капитализации станы, когда россиянам навязываются чуждые им ценности и нравы, со страниц СМИ льется информация, дезориентирующая людей, особенно молодежь, делая ее антипатриотичной, бездуховной, агрессивной, безнравственной. Заветы М. В. Ломоносова помогают преодолевать эти негативные для россиян явления.

[1] Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – С. 379.

[2] Там же. – С. 381.

[3] Там же. – С. 376.

[4] Пушкин, А. С. Собр. соч.: в 10 т. – М., 1958. – Т. 7. – С. 277.

[5] Цит. по: Михайло Ломоносов… – С. 376, 381.

[6] Соловьев, С. М. Об истории новой России. – М., 1993. – С. 378.

[7] Ломоносов, М. В. Полн. собр. соч.: в 11 т. – М. – Л., 1952–1958. – T. 6. – С. 407–408.

[8] Московский университет. – № 2 (январь). – 1995.

[9] Соловьев, С. М. Указ. соч. – С. 378, 476–477.

[10] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – T. 9. – С. 553–554.

[11] Там же. – Т. 10. – С. 539.

[12] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – T. 10. – С. 57.

[13] Там же. – T. 9. – С. 444.

[14] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 9. – С. 508.

[15] Там же. – Т. 6. – С. 535.

[16] Там же. – Т. 8. – С. 682.

[17] Там же. – Т. 10. – С. 91.

[18] Там же. – С. 312.

[19] Соловьев, С. М. Указ. соч. – С. 458.

[20] Белявский, М. Т. …Все испытал и все проник. – М., 1990. – С. 93.

[21] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 9. – С. 426.

[22] Пушкин, А. С. Указ. соч. – Т. 7. – С. 28.

[23] Пушкин, А. С. Указ. соч. – Т. 10. – С. 145.

[24] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 7. – С. 590.

[25] Там же. – С. 61.

[26] Там же. – С. 92.

[27] Там же. – С. 391–392.

[28] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 8. – С. 683.

[29] Михайло Ломоносов... – С. 382.

[30] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 10. – С. 401.

[31] Там же. – Т. 7. – С. 390.

[32] Михайло Ломоносов... – С. 379.

[33] Цит. по: Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / сост. Е. С. Лих-тенштейн. – М., 1986. – С. 53.

34 Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 10. – С.158.

[35] Цит. по: Слово о науке… – С. 98.

[36] Ломоносов, М. В. Указ. соч. – Т. 10. – С. 352.

37 Там же. – Т. 7. – С. 591.

www.socionauki.ru

Вклад Ломоносова в науку | История Российской империи

Корпускулярно-кинетическая теория Ломоносова

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин о Ломоносове)

М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.

Основная область научной деятельности Ломоносова - химия

Об энциклопедизме М. В. Ломоносова с определённостью говорит и сам перечень его трудов. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка», - писал о Ломоносове Пушкин.

Но основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.

В естествознании

 Корпускулярно-кинетическая теория 

Защита теории

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

Физическая химия

Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.

Наука о стекле

Цветное стекло

В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.

Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.

О пользе стекла

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование.  Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

В астрономии

Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу Э. Галлея), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т. д. Эффект увидели многие наблюдатели, но только Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».

В оптике и приборостроении

Проект морского телескопа

Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. Он сконструировал и построил несколько принципиально новых оптических приборов, создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой». Она предназначалась для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.13 мая 1756 г. он демонстрировал её на заседании Академического собрания (этот проект вызвал ряд возражений со стороны академиков С. Я. Румовского, А. Н. Гиршова и Н. И. Попова, а академик Ф. У. Т. Эпинус пытался доказать «невыполнимость на практике» этого изобретения), но Ломоносов до конца своих дней продолжал заниматься созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи. Им разработан и построен оптический батоскоп, а также «горизонтоскоп» — большой перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов стоит у истоков русской теоретической оптики. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори: новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

В теории электричества

В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества, особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей — формированию основ теории электричества. Занимаясь независимо этими исследованиями, он с Г. В. Рихманом и Б. Франклином добился наиболее убедительных результатов. Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743) указывает на выявленную им природу северного сияния.

Получение твердой ртути

В декабре 1759 г. М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии. Важным моментом этого открытия среди прочего является то, что он первый показал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Прототип вертолёта

М. В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»).

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Литературное творчество

«Слово похвальное Петру Великому…». 1755

«Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина» ( 1739)

«Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския» (1746)

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны»( 1747)

«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)

«Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» (1743)

«Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)

«Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)

«Лишь только дневной шум замолк…» (1747)

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750

Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

«Гимн бороде»(1757)

«Разговор с Анакреоном» (между 1758 и 1761)

Надпись к статуе Петра Великого

Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

Памятник Ломоносову у здания МГУ

Похожие статьи:

  1. Вклад Ломоносова в русскую литературу
  2. Теория «трех штилей» Ломоносова
  3. Основание Московского университета им. Ломоносова

www.rosimperija.info

Заслуги Ломоносова в науках - описание и интересные факты :: SYL.ru

19 ноября 1711 года в небольшой деревеньке Архангельской области на свет появился человек, которому суждено было стать одним из величайших ученых за всю историю человечества. Звали его Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он в семье, глава которой на протяжении многих лет занимался ловлей рыбы. Людей, обученных грамоте, среди Ломоносовых было немного. Однако Михаил рыбаком не стал. В возрасте девятнадцати лет он отправился в Москву.

Заслуги Ломоносова в науке и литературе переоценить невозможно. Он провел обширные по тем временам физико-химические исследования, заложил основу науке о стекле, внес огромный вклад в развитие астрономии, географии, приборостроения, металлургии. Немало сделал и для литературы. Как так случилось, что сыну рыбака удалось прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русской словесности?

Детство гения

Отец, дед, прадед учёного были крестьянами-поморами. Кто такие поморы? Представители этой небольшой этнографической группы не находились в прямой зависимости от помещиков. Они трудились на землях, принадлежавших государству. Таким образом, можно сказать, что поморы представляли собой крестьян, обладавших большей свободой, нежели те, что проживали в центральной части России.

В селе, где провел детские годы Ломоносов, школ не было. Однако, как ни странно, люди, которые ценят книжную культуру, здесь встречались чаще. В условиях свободы и независимости человек трудится более плодотворно, что не раз доказано. Отец будущего ученого, например, сам построил судно, на котором плавал на промыслы. Сын нередко сопровождал его в этих поездках.

Любовь к прекрасному у Михаила проявилась довольно рано. Во время путешествий он наблюдал за полярными льдами, таинственным северным сиянием. Возможно, в один из таких дней и проснулся поэт в крестьянском сыне Михаиле Ломоносове. Заслуги в литературе этого человека значительны, хотя его произведения сегодня читают чаще филологи.

Обучение грамоте

Ещё в детстве будущий учёный раздобыл где-то грамматику церковнославянского языка, по ней и учился читать. Затем в руки ему попала "Арифметика", в которой содержались основы не только математики, но и географии, физики, астрономии, навигации. Эта книга вызвала у героя нашей статьи жажду знаний. Удовлетворить ее регулярное перечитывание книг, конечно, не могло.

В 1731 году Михаил Ломоносов совершил первый в своей жизни подвиг. Он отправился в Москву. Не на поезде, которого тогда и в помине не было, и не на лошадях, а пешком. Ломоносов не только добрался до столицы, но и поступил в единственную имеющуюся в то время высшую школу.

В Москве

Система образования XIX века современному человеку показалась бы нелепой. Например, учащиеся Славяно-греко-латинской академии, среди которых числился и Михаил Ломоносов, могли услышать от преподавателя рассуждения о весе ангела. Всё же, наряду с такими странными теориями, молодые люди получали немало ценных знаний.

Ломоносов изучал латинский, греческий. Без этого в те времена получить глубокое образование было невозможно. Все научные труды печатались именно на латыни. Жалование студента составляло один алтын. На пропитании приходилось сильно экономить. Порою в день Ломоносов съедал кусок хлеба да выпивал стакан кваса. Остальные деньги тратил на бумагу, обувь и прочие нужды. Так ему приходилось существовать на протяжении пяти лет.

Несмотря на невыносимо трудные условия науку, он не оставил. Более того, с каждым днём понимал, что знаний, полученных в академии, недостаточно. Его непреодолимо тянуло к настоящей науке - не схоластической, а той, что связана с земной жизнью.

В Германии

В 1736 году Михаил Ломоносов в числе лучших студентов академии был отправлен за границу. В Германии он провел пять лет. Христиан Вольф стал первым учителем Ломоносова. Заслуги немецкого ученого относились преимущественно к области философии. Вольф - один из самых заметных мыслителей того времени.

Ломоносов довольно быстро превзошел своего учителя. В 1739 году он отправился в Фрейберг. В немецком городе студент из России изучал металлургию и горное дело. Тогда его учителем было Генкель - ученый, который придерживался схоластических взглядов и на природу, и на науку. Однако выходец из русских крестьян шел к высокой цели своей дорогой. При изучении горного дела он, например, не ограничивался теоретическими знаниями. Не раз спускался в шахты, часто беседовал с рудокопами.

В годы пребывания в Германии наш герой проявил необыкновенную широту интересов и устремлений. Он изучал точные науки, занимался вопросами литературы, языка, философии. Весной 1740 года началось странствие Ломоносова по Голландии и Германии. Во время этого путешествия он познакомился с наукой о добывании торфа. В 1741 году Ломоносов, наконец, вернулся в Петербург.

Главные заслуги Ломоносова

Плодотворная работа ученого продолжалась около четверти века. Вплоть до преждевременной смерти. По возвращении в Петербург жизнь его была тесным образом связана с наукой. Что можно сказать кратко о заслугах Ломоносова? Этот человек много лет посвятил математике, металлургии, геологии, астрономии, географии, горному делу, истории. Ни в одной из перечисленных сфер он не был дилетантом. В каждой он проявил себя как талантливый исследователь.

Заслуги Ломоносова перед Отечеством прежде всего в том, что он создал первую в стране химическую лабораторию, где совершил открытия мирового масштаба. Этот человек является основателем физической химии. Он разработал основы атомно-молекулярного учения. Ломоносов-астроном наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску, он также совершил ряд открытий, имеющих отношение к атмосферному электричеству.

Теория и практика

Если б Ломоносов полагался лишь на теоретические исследования, ему бы не удалось достигнуть столь высоких результатов. Однажды он задумал создать на своей родине мозаичное искусство. Ломоносов организовал фабрику, на которой изготавливались цветные стекла и бисера. Затем обучил этому делу рабочих. Сам же работал художником. До наших дней сохранилась "Полтавская баталия" - замечательная работа Ломоносова. В этой области он проявил себя как ученый, художник, химик.

История

Немало Ломоносов сделал и для развития гуманитарных наук. В 1753 году он приступил к написанию исторического труда. Ему удалось создать только первый том. Но и то, что тогда написал Ломоносов, представляет большой интерес для исследователей. В своем сочинении ученый высказал прогрессивные идеи о судьбе славянских народов, вступил в полемику с иностранными историками относительно "норманнской теории".

Филология

Заслуги Ломоносова в русском языке современный человек едва ли может оценить. Произведения его, как уже было сказано, читают сегодня немногие. Эти сочинения отличаются прежде всего стилем от тех, что созданы Грибоедовым или великим Пушкиным. Однако и у Ломоносова есть сроки, поэтичность которых может прочувствовать сегодняшний читатель.

Патриотизм

Главным источником вдохновения для Ломоносова служили патриотические чувства. Он мечтал о русской науке, но в те времена исследовательской деятельностью ведали преимущественно иностранцы. Многие из них довольно подозрительно относились к соотечественникам Ломоносова.

Зарубежные исследователи, как правило, не верили в идею о создании русской науки. С ними-то Ломоносов большую часть своей жизни и вел жестокую борьбу. Однако в этой вражде не было слепой ненависти. С иностранцами, которые были готовы содействовать развитию русской науки, у ученого складывались иные отношения.

Не всё, что сделал этот великий человек для науки, получило мировое признание при его жизни. По заслугам Ломоносова оценили, быть может, только в наши дни.

www.syl.ru

Что сделал ломоносов для россии ?кратко но понятно

Великий русский ученый-энциклопедист — М. В. Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он один из выдающихся естествоиспытателей своего времени. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране университета. Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений, создание корпускулярной теории и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания Родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены. Материалистическая устремленность мировоззрения, смелость и решительность в постановке важных научных проблем, постоянная связь теоретических исследований с жизнью, борьба с косностью и рутиной за независимость, честь и достоинство отечественной науки и культуры, высокий патриотизм и беззаветное служение своему народу — эти Ломоносовские традиции были продолжены его учениками и последователями в XVIII – XIX вв. Этими традициями проникнута и Российская наука.

Много сил отдавал Ломоносов созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого. Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так:

“С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном”. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка.

dvoechka.com