Содержание
Рейтар Его Величества: как Ломоносов в прусской армии служил
19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне село Ломоносово в Архангельской области) родился первый крупный русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов
Учиться, учиться и еще раз учиться…
Все мы знаем историю мальчика с далекого Севера, которого любовь к знаниям и жажда учиться привели в Москву. Путь был неблизкий, три недели добирался 19-летний Михаил с рыбным санным обозом до столицы, где он мог получить хорошее образование. Зимой 1731 года началось его восхождение к вершинам знаний.
Начал Ломоносов учебу в «Спасских школах». Славяно-Греко-Латинская академия была первым нашим высшим учебным заведением. Для учебы в ней у Михаила Ломоносова не хватало статусности, и он подделал документы, выдав себя за отпрыска холмогорского состоятельного дворянина. Проблем в годы учебы было много: нищенское существование, разница в возрасте с одноклассниками, за что Михайло терпел насмешки от малолеток, да и отец, не понимавший тяги к знаниям, вечно укорял сбежавшего из дома сына.
М.В. Ломоносов идет в Москву
Источник: pinterest.com
Время показало, кто есть кто. На примерного ученика, учеба которого была очень успешной, обратило внимание руководство школы. За один год Михаил сумел пройти программу трех классов. Успехи в учебе способствовали тому, что его стали посылать в другие учебные заведения. С 1734 по 1736 год он успел поучиться и в Киево-Могилянской академии, и в университете при Петербургской Академии наук.
А с 1736 года Михаил Васильевич обучался химии и горному делу в немецком городе Марбурге. Здесь он провел три года, успел жениться на Елизавете-Христине Цильх, в доме которой проживал, и здесь у него родилась дочь Екатерина-Елизавета. В Марбурге он обучался таким наукам, о которых в России ещё не слышали: гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Совершенствовал немецкий, обучался итальянскому и французскому языкам, научился фехтованию, рисованию и танцам. Здесь Ломоносов начал собирать и свою библиотеку.
В 1739 году Михаил перебирается в город Фрайбург, где собирался продолжить обучение в университете. На беду, здесь у него не сложились отношения с наставником Иоганном Генкелем. Ломоносов, после того как рассорился с ним окончательно, решил завершить свое иностранное образование и вернуться на родину. На это время приходится одно событие из разряда курьёзных, которое приключилось с ним. Правда, в результате этого события Россия могла потерять одного из своих замечательных сынов.
Источник: pinterest.com
На службе у короля
Домой Ломоносов решил отправиться через Голландию водным путём. Он планировал получить помощь от барона Карла фон Кейзерлинга, курляндского дипломата на русской службе. Встреча должна была состояться в Лейпциге, но там Михаил не застал Кейзерлинга и был вынужден двигаться дальше самостоятельно. Дорога в Голландию пролегала через владения прусского короля Фридриха-Вильгельма I.
Возле города Дюссельдорфа Ломоносов на постоялом дворе встретил прусских солдат с офицером. Оказалось, что это вербовщики, набиравшие рекрутов для армии короля. Прусская методика сбора новобранцев была примитивной: вербовщикам разрешалось добиваться результата любыми способами. Кстати, подобный подход практиковали и во французской армии, что показал, например, режиссер Кристиан-Жак в замечательном старом фильме «Фанфан-Тюльпан» с Жераром Филипом в главной роли.
Н. Кисляков. Портрет М.В. Ломоносова
Источник: culture.ru
Итак, офицеру-вербовщику надо было добиться результата. Он пригласил русского студента отужинать, выпить вина. Оказалось, напоили до беспамятства, и когда Ломоносов проснулся, то обнаружил, что находится в казарме, в кармане есть даже небольшая сумма прусских денег. Михаилу рассказали, что накануне он при всех добровольно вступил в королевскую прусскую армию.
Вчерашний студент стал рейтаром (род кавалерии) в прусской армии. Михаил Ломоносов быстро понял, что единственный способ «демобилизоваться» – это побег. Времена были суровые, и наказание за дезертирство было серьезным, вплоть до смертной казни. Несколько недель пришлось ждать удобного случая. Службу новоиспеченный рейтар нес в крепости Вессель. Чтобы не навлекать на себя лишние подозрения, Ломоносов старался быть примерным солдатом. Благоприятный случай представился однажды ночью. Он переплыл крепостной ров, благо силой природа Михаила Васильевича не обделила.
Правда, сразу в Россию переправиться не удалось. Несколько месяцев Ломоносов бродил по Европе, пока в июне 1741 года не оказался на родине.
И. Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова
Источник: culture.ru
Обложка: pinterest.com
Смотрите также:
Кислые щи для императрицы: как Екатерина II у Ломоносова гостила
Ломоносов – первый русский академик
Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали
Знаменитые русские бастарды
Академия «человека нового типа»
Путь Ломоносова | 07.
10.2022, ИноСМИ
https://inosmi.ru/20170916/240302152.html
Путь Ломоносова
Путь Ломоносова
Путь Ломоносова
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. Путь, в который Ломоносов отправился ради образования и науки, является важным… | 16.09.2017, ИноСМИ
2017-09-16T16:16
2017-09-16T16:16
2022-10-07T15:28
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/240302152.jpg?2403056591665145706
россия
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2017
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi. ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, история, россия, михаил ломоносов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. Путь, в который Ломоносов отправился ради образования и науки, является важным продолжением цели Петра I превратить Россию в современное общество. С точки зрения традиций российской культуры это один из лучших примеров того, как человек через образование меняет свою судьбу и судьбу своего общества.
Самих Гювен (Samih Güven)
Повесть «Степь» принесла Чехову настоящее признание. В этой повести описывается поездка двух купцов. С ними в бричке находится ребенок, который едет в город учиться. Чтобы мотивировать его, герои повести говорят о пользе учения и ставят в пример Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), тайно покинув свой дом, пешком отправился в Москву учиться и стал важным ученым мирового масштаба. Его путь также можно рассматривать как часть усилий по преобразованию России в современное общество. Потому что с точки зрения традиций российской культуры это один из лучших примеров того, как человек через образование меняет свою судьбу и судьбу своего общества. Сегодня имя Ломоносова носит лучший российский вуз: Московский государственный университет.
Ломоносов родился в деревне Денисовка, которая впоследствии была названа в его честь. Его отец — рыбак. С десяти лет мальчик отправляется с отцом на промысел. Но Ломоносов не хочет быть торговцем. У него большой интерес и жажда к учебе, науке.
Соседи обучают Ломоносова грамоте. Все свободное время он занят книгами. Помощник священника тоже помогает ему с образованием. И большей частью Ломоносов читает религиозные книги.
Отец женится в третий раз, но у Ломоносова не складываются отношения с мачехой. Когда это соединяется с жаждой обучения и знаний, Ломоносов в 19 лет бежит из дома. Конечно, путешествие предопределила не мачеха. Она лишь повлияла на выбор времени.
Это путешествие, в которое Ломоносов отправляется пешком из деревни, представляет собой большой путь, начатый им во имя науки и образования. Как любой путь, он тернист, но почетен в силу вклада, внесенного в развитие страны и народа.
Ломоносов, время от времени идя пешком, в конечном счете прибывает в Москву. Здесь его жизнь полна лишений. По большей части он питается только черным хлебом и квасом. После трех лет обучения в Москве Ломоносова отправляют в киевскую академию. Но через некоторое время он снова возвращается в Москву и демонстрирует большие успехи, осваивая 12-летнюю программу за пять лет. В 1736 году Ломоносова зачисляют в Петербургский академический университет. Здесь Ломоносов тоже преуспевает, и его на два года отправляют в Марбургский университет, где он становится одним из студентов Христиана Вольфа (Christian Wolff), ведущего представителя немецкого Просвещения XVIII века. Наряду с такими областями, как философия, химия, металлургия, он также проявляет большой интерес к литературе.
После возвращения в свою страну Ломоносов вносит важный вклад в отечественную науку. Под его руководством создается множество факультетов и лабораторий. Одна из тем, над которыми он размышляет больше всего, — образовательная политика. Кроме того, он занимается исследованиями в области языка и грамматики.
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. На мой взгляд, Ломоносов и есть такой пример. Путь, в который он отправился ради образования и науки, является важным продолжением цели Петра Великого превратить Россию в современное общество.
научное наследие России | Nature Geoscience
Многие открытия российских ученых неизвестны или давно забыты за пределами России. Доступность русской литературы для международного научного сообщества может стимулировать новые направления исследований.
Космические ученые со всего мира собрались в августе этого года в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова на сороковую научную ассамблею Комитета по исследованию космического пространства (http://cospar2014moscow.com) в условиях напряженной политической обстановки. Москва – сложный город, где стареющее величие и помпезность прошлых десятилетий контрастируют с суетой и строительством современного мегаполиса. Не менее сложно и научное наследие России: ее история развивалась в значительной степени отдельно от Запада, изолирована политическими разногласиями и стала недоступной из-за языка. Тем не менее, мало стран с таким сильным наследием в области космических наук, как Россия.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — один из самых престижных в России — был основан в 1755 году ученым Михаилом Ломоносовым, который, пожалуй, наиболее известен своим открытием венерианской атмосферы на основе наблюдений за прохождением Венеры через Солнце в 1761. Однако вклад Ломоносова в науку о Земле менее известен за пределами России. Его имя, вероятно, наиболее известно в контексте затопленного хребта Ломоносова, проходящего через центр Северного Ледовитого океана. Хребет был открыт советскими экспедициями в 1948 и лежит в основе территориального спора между странами, граничащими с Арктикой ( Nature Geosci. 2 , 310–313; 2009). Между тем, однако, о собственном вкладе Ломоносова в арктические исследования мало что известно. Он объяснил образование айсбергов в 1760 году раньше всех.
Памятник Ломоносову в МГУ.
Фото: © ANDREY ANISIMOV / ALAMY
На самом деле Ломоносов является автором одного из самых важных трактатов по геологии, о котором те из нас, кто получил образование на Западе, вероятно, никогда не слышали. О слоях Земли был опубликован в 1763 году, и многие идеи, изложенные в книге, предшествовали — на четверть века — аналогичным теориям Джеймса Хаттона и других, которых сегодня на Западе считают основоположниками современной геологии. . Вместо того, чтобы быть провозглашенным рядом с его европейскими коллегами, вклад Ломоносова в науки о Земле был похоронен, отчасти из-за того, что О слоях Земли , как и другие тексты Ломоносова, были опубликованы на русском языке.
Россия имела богатую научную историю с середины 1700-х годов. Плодотворные исследования продолжались до тех пор, пока распад Советского Союза в 1991 году не привел к сокращению финансирования исследований и не заставил многих российских ученых отправиться в западные институты. Большая часть этих исторических исследований публикуется в русскоязычных журналах, что создает языковой барьер для более широкой международной читательской аудитории, и эта практика сохраняется и по сей день.
Проблеск информации, скрытой в русскоязычных архивах, был дан нам в процессе работы над статьей в этом выпуске Природные науки о Земле . На странице 35 Аггарвал и соавторы сообщают, что сброс подземных вод является основным путем дегазации радиогенного 4 He из континентальной коры. Однако в ходе процесса обзора выяснилось, что потенциальная роль потока грунтовых вод в дегазации 4 He не является совершенно новой идеей. Понятие было представлено 80 лет назад в русскоязычном журнале (В. П. Савченко, Нац. газы 9 , 53–19).7; 1935).
В целях процесса рецензирования необходимо было отследить эту новаторскую статью Савченко 1935 года и ее ключевые моменты, переведенные носителями русского языка, чтобы позволить авторам цитировать статью, а рецензентам и редакторам оценить продвижение рукописи под рассмотрение существующей, хотя и не всегда доступной, литературы.
Конечно, сложные измерения 4 He и датирование подземных вод 81 Kr, используемые Аггарвалом и соавторами, не были доступны в 1935. С помощью этих современных методов процесс, о котором 80 лет назад можно было только догадываться, может быть рассмотрен количественно. В качестве дополнительного бонуса исследование Аггарвала и соавторов выделяет малоизвестную часть русской литературы, которая, мы надеемся, будет рассматриваться в этой области исследований в будущем.
В это время новой напряженности … особенно важно, чтобы научное разделение языка и политики было снято.
Но, за исключением периодически всплывающей на поверхность статьи с цитатой в англоязычном журнале, огромное богатство русской научной литературы остается в значительной степени неизвестным и недоступным для исследователей за пределами России. Необходимо приложить больше усилий для перевода и оцифровки этого обширного массива исследований, чтобы мировое научное сообщество могло опираться на эти идеи.
Книга Ломоносова «О слоях Земли » была окончательно переведена на английский язык в 2012 г. (Специальный доклад 485, Геологическое общество Америки, 2012 г.) и, таким образом, интегрирована в международно доступную научную литературу. В это время возобновления напряженности между Россией и Западом из-за аннексии Крымского полуострова, Украины и риска новой изоляции российской науки особенно важно, чтобы научное разделение языка и политики было устранено, чтобы корпус литературы может вырасти из более сильной, единой базы.
Сын рыбака доказывал существование атомов
Автор:
Эстер Инглис-Аркелл
Комментарии (5)
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Михаил Ломоносов придумал термин «физическая химия», был одним из первых сторонников существования атомов и писал стихи, чтобы выйти из тюрьмы после ареста за драку. Попутно он стал одним из величайших имен в науке.
Ломоносов родился в 1711 году. В одних версиях сюжета он был сыном бедного рыбака, а в других — сыном зажиточного рыбака. Тот факт, что Михаил собирался жениться на довольно обеспеченной женщине из своего города, подтверждает последнюю версию истории, а тот факт, что ему нужно было одолжить пальто у соседа, чтобы сбежать, поддерживает первую. Но у него определенно была бедность в будущем.
Ему было девятнадцать, когда он сбежал в Москву и пробрался в интернат, притворившись сыном дворянина. Он был старше любого другого студента, а то, что его отец был крестьянином, означало, что он был еще и беднее. Он выжил на сумму, эквивалентную 4 долларам в день, и сумел получить восьмилетнюю степень за четыре года. Поскольку он был таким преданным и замечательным учеником, когда школа узнала о его истинном происхождении, его не выгнали из школы. Вместо этого ему разрешили поступить в Санкт-Петербургский университет, а затем в Марбургский университет в Германии, чтобы продолжить учебу.
В то время люди изучали многие аспекты мира природы под разными именами и с использованием множества разных теорий. Любимая теория Ломоносова заключалась в том, что вся материя в мире делится на «мельчайшие корпускулы» и что свойства этих корпускул определяют как поведение самой материи, так и то, как один тип материи реагирует с другим типом материи. Сегодня мы называем их атомами.
Он назвал этот путь изучения «физической химией» и, вернувшись домой в Россию, начал сплачивать всю страну, чтобы идти по нему.
Его личные эксперименты стали легендой. В 1761 году, используя небольшой телескоп для наблюдения за прохождением Венеры, он увидел, что солнечный свет, казалось, изгибается наружу и обволакивает Венеру. После тщательного рассмотрения он понял, что у Венеры должна быть атмосфера, искривляющая свет. Наблюдение считалось настолько тонким, что многие люди сомневались, что Ломоносов действительно сделал это. Только совсем недавно люди провели эксперимент, используя копию телескопа, к которому он имел доступ, а также наблюдали то, о чем он сообщил более 250 лет назад.
Ученые заметили, что металл увеличивается в весе при нагревании, что заставило многих из них поверить в то, что тепло увеличивает вес. Ломоносов утверждал, что воздух вокруг куска металла содержит частицы, и при наличии тепла они могут соединяться с металлом, увеличивая его вес. Он доказал это, нагрев металл в герметичном контейнере и показав, что металл прибавил в весе, а контейнер — нет. Дело в том, что атмосфера вокруг металла добавляла вес — этот процесс мы сейчас называем окислением.
Соучредитель Московского государственного университета. В 1748 году он основал химическую лабораторию, в которой он и другие ученые провели тысячи экспериментов. Многие занимались цветным стеклом, и, используя продукты своих экспериментов, он стал знаменитым мозаичистом.
Хотя Ломоносов был точным и осторожным ученым, он был также упрям, с известным вспыльчивым характером. Он ссорился с коллегами, публично обвинял директора Библиотеки академических наук в растратах, попадал во множество драк. В одной известной истории рассказывается о том, как однажды ночью на Ломоносова напали трое грабителей, когда он возвращался домой. Он так подрался, что двое убежали, а третьего поймал, забрав в отместку его рубашку, пальто и сапоги.
Он не всегда был на стороне закона. Одна драка привела его в тюрьму. Поэтому он писал публичные стихи Елизавете, российской императрице, чтобы выслужиться. Несколько лестных речей в адрес Елизаветы очаровали власти и заставили его снова выпустить его.
Удивительно, учитывая его подвиги, что он вообще дожил до 53 лет. Его унесла простуда, а не драка в баре, взрыв в лаборатории или поэтический марафон, наполненный опиумом, как можно было бы ожидать.