Христианство на руси было принято в каком веке: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Руси князем Владимиром: как зарождалось христианство на Руси

Принято считать, что христианизация Киевской Руси произошла во время правления князя Владимира I. 988 год – дата, которую историки традиционно считают отправной точкой смены вектора духовного, культурного и цивилизационного развития Руси. После крещения князя Владимира, христианство стало государственной религией Киевской Руси и всего русского народа. Крещение Руси князем Владимиром имело огромное консолидирующее значение для всех народов Древней Руси.

Содержание

  1. Предпосылки и причины принятия христианства на Руси
  2. Первое Крещение Руси
  3. Князь Игорь и христианство
  4. Принятие христианства княгиней Ольгой
  5. Дети княгини Ольги и князя Игоря
  6. Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)
  7. Принятие православного христианства князем Владимиром: причины и мотивы
  8. Крещение князя Владимира
  9. Крещение Киева князем Владимиром (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)
  10. Значение и последствия принятия христианства на Руси
  11. Христианство на Руси и латинский Запад

Предпосылки и причины принятия христианства на Руси

Каковы же были предпосылки для возникновения христианства на Руси? И кто принял столь радикальное решение – сменить существовавшее сотни лет язычество на новую монотеистическую религию?

Объективной причиной ранней христианизации Руси было выгодное географическое положение (близость к Чёрному морю и Ближнему Востоку). Христианское влияние здесь проявились с самого начала зарождения христианской Церкви.

Уже в первом веке нашей эры апостол Андрей появился в Херсонесе Таврическом. Он нашёл среди греческих колонистов последователей новой веры и создал первые религиозные общины. Отсюда христианская вера распространилась по берегам Чёрного моря.

Согласно повести временных лет, апостол Андрей во время одной из своих многочисленных экспедиций также оказался на том месте, где сейчас находится Киев. Он благословил гору, где находится церковь св. Андрея в Киеве и поставил на ней крест.

Вторым, кто проповедовал христианство на этих землях, был папа Климент I. Он мученически скончался в Херсонесе.

Следующими последователями христианства (ариями) были готы, изгнанные с территории Руси гуннами. Они жили в IV веке н. э. на северном побережье Чёрного моря.

Затем в девятом веке на землях Киевской Руси проповедовали Кирилл и Мефодий. Они, вернувшись из миссии, взяли останки Климента I и привезли их в Рим.

Первое Крещение Руси

Предположительно уже в 860 г. два русинских князя крестились, потому что в 864 г. Фотий I Великий написал в письме одному из них, что послал к нему епископа. Однако неизвестно, был ли это епископ Киевский.

В 866 г. (иногда называют 867 г.) произошло первое крещение Руси в результате миссионерской деятельности Византии. Тогда была создана митрополия во главе с болгарином – Михаилом, который убедил князя Аскольда принять христианство. Однако, после убийства Аскольда, при правлении Олега Мудрого распространение христианства остановилось.

Князь Игорь и христианство

Преемник Олега князь Игорь предпочитал дуалистический подход к религии. Он не боролся ни с традиционной религией, ни с христианством. При этом он не был против их мирного распространения.

Известно, что ещё во времена Игоря здесь была церковь св. Ильи. Во время переговоров с греками после неудачного нападения на Константинополь в 944 г. некоторые из его посланников клялись Евангелием. Затем он заключил торговый договор с Византией и открыл страну для христианских миссионеров.

Принятие христианства княгиней Ольгой

Жена Игоря Ольга Киевская – первая христианка из правящей династии Рюриковичей. Ольге не удалось утвердить христианство в Киевской Руси. Но это произошло через 30 лет после её смерти.

После смерти Игоря в 945 г. Она пришла к власти. Княгиня Ольга, вероятно, крестилась в 957 г. в Константинополе. Некоторые источники говорят, что это было в 955 г. Она начала процесс христианизации страны.

Дата крещения Ольги (принявшей крещение именем Елена) окончательно не установлена (даны 955 и 957 годы). Византийская традиция требовала крещения, чтобы принять имя правящего императора. Так и произошло в данном случае – Ольга взяла имя жены Константина VII.

Кажется маловероятным, что Ольга посетила Константинополь дважды – в 955 и 957 годах. Внутреннее и внешнее положение России не позволяло этого. Есть 2 источника, описывающих это событие – Повесть временных лет и Церемониальная книга Византийского двора. Роман датирует крещение Ольги, включая её пребывание в Константинополе, 955 годом.

Между тем Константин VII в Книге церемоний византийского двора, описывая 2 приема княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 года, использует её языческое имя Хельгас (Эльга), а не имя при крещении – Елена.

Таким образом, можно предположить, что крещение произошло после этой даты. Возможно, это произошло даже в начале следующего года. Однако тот факт, что её сопровождал капеллан Григорий, может указывать на то, что она крестилась раньше.

Дети княгини Ольги и князя Игоря

Сын Ольги Святослав I христианством не интересовался и отказался креститься. Он утверждал, что народный суд не примет этот факт положительно. Судя по всему, народ, дружина и двор ещё не были готовы принять христианство.

Крестились только его сыновья – Ярополк и Олег. Ярополк в 973 г. отправил посланника к Отто I, а в 977 г. – к Папе римскому. В том же году к Ярополку прибыло посольство Папы. В Киеве была создана Латинская епархия во главе с архиепископом Бонифаций, просуществовавшая до 979 г.

После смерти Святослава I между его сыновьями начался период противостояния, из которых вышел победителем Владимир.

Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)

Принятие христианства не было однозначным и сиюминутным решением Владимира. «Повесть временных лет» – наиболее старая из сохранившихся летописей. Она рассказывает о так называемом «испытании вер». Тогда послы из многих государств от различных религий и конфессий пытались склонить князя Владимира Святославовича к принятию их религии.

Так, например, велись переговоры с послами из Волжской Булгарии, предлагавшими Владимиру принять ислам. Однако, узнав, что согласно исламским обрядам, существует запрет пить вино, Владимир произнёс свою знаменитую фразу:

«Руси есть веселие пити».

Булгарам пришлось вернуться ни с чем.

Посланные Римским папой послы из Рима так же пытались склонить князя принять их веру. Но узнав о попустительском отношении к соблюдению правил Великого поста, Владимир не пошёл на уговоры римских послов.

Состоялась встреча и с хазарскими иудеями. Но зная, что Хазарию в прошлом разгромил его отец Святослав, князь Владимир спросил у послов, где их земля. Тогда хазары признались, что своей земли у них больше нет, а они, по воле Господа, рассеяны теперь по всем государствам. Тогда иудаизм не был принят.

Особое впечатление на Владимира Святославовича своей мудростью произвёл посол из Византии. Он сумел грамотно рассказать о христианской вере и библейской истории.

Тогда, обсудив с боярами создавшееся положение, князь, всё же не принявший ещё окончательного решения. Он отправил своих послов побывать на богослужениях у разных народов.

Вернувшиеся послы рассказали об особо впечатлившем их богослужении у греков. Именно тогда князь Владимир решил принять крещение по греческому обряду.

Принятие православного христианства князем Владимиром: причины и мотивы

Решение было принято Владимиром Святославовичем. В его понимании язычество уже не было государственной религией. Язычество не могло на тот момент развития державы объединять нацию как прежде.

Князь Владимир, пришедший к власти благодаря помощи команды викингов и языческой элиты в 980 г., реформировал языческую религию. Он утвердил славянский пантеон божеств: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь (божества полян, древлян, северян, дреговичей, кривичей и словен).

Однако через некоторое время князь обнаружил, что без введения новой государственной веры (вместо поддержания почитания племенных божеств) он не сможет объединить страну. К тому же Киевская Русь тогда существовала практически в окружении христианских стран.

Митрополит Киевский Иларион (XI в.) объясняет мотивы князя Владимира так:

«И его мысли были в его сердце, чтобы понять тщету идолопоклоннической лести и искать единого Бога, Который сотворил всё видимое и невидимое. Он всегда слышал больше о благосклонности греческой земли, христианской и сильной вере, о том, как поклоняются и почитают единого Бога в Троице, как в них действуют силы, чудеса и знамения, как наполняются церкви человеческие, как весы и град верующих стоят перед ним».

Крещение князя Владимира

Существуют разногласия относительно места и даты крещения Владимира. Некоторые исследователи утверждают, что крещение произошло в Киеве 6 января 988 года, в праздник Богоявления.

В Повести временных лет рассказывается история Херсонеса:

«Крестился в храме Василия Блаженного, а этот храм находится в Корсуне. (…) Те, кто не знает правды, говорят, что крестился в Киеве…».

Историки говорят, что если крещение произошло в Херсонесе, то не в 988 г., а годом позже. Дело в том, что только 13 апреля 989 г. императору и Владимиру удалось победить Фоку в битве при Абидосе.

После взятия Херсонеса, занятого Фокой, крещения и венчания, Владимир увезёт в Киев свою жену Анну, епископа Херсонесского Афанасия, священников, мощи святых Климента и Фив, а также иконы и литургические сосуды.

По словам летописцев, Владимир действительно претерпел серьёзную духовную и личностную трансформацию. Если до крещения он вёл жестокий, воинственный и развратный образ жизни (у него были десяток жён и около 800 наложниц, он ввёл кровавые жестокие жертвоприношения), то после крещения в Херсонесе в Крыме и женитьбы с Анной, сестрой византийского императора Василия II, он полностью изменился.

Крещение Киева князем Владимиром (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)

После возвращения в Киев, князь Владимир разрушил языческие святыни и собственноручно бросил в Днепр статую Перуна. После прихода духовенства из Византии он способствовал массовому крещению людей в Днепре.

Варяжский завоеватель и объединитель государства теперь стал мирным и милосердным правителем. Он запрещал законодательно идолопоклонство. В Киеве князь Владимир построил знаменитый десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и Преображенскую Церковь. Также он основал первую школу на Руси.

Иерархически Киевская Русь была подчинена патриархату в Константинополе и получила митрополию в Киеве. Этой митрополии подчинялись архиепископства в Чернигове и Переяславе, и епископства в Белгороде, Новогрудке и Полоцке.

Во время правления князя Владимира Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату. Также она поддерживала контакты с Римом. Об этом свидетельствует миссия из Рима в 988 г. , которая привезла в Херсонию мощи святых Климента и Тита.

В 991 г. пришло послание от Папы Иоанна XV. 1000 посланников Папы Сильвестра II привезли мощи святых: Вита, Аполиния, Бенедикта и других святых для храмов, которые массово возводились на территории Киевской Руси.

Значение и последствия принятия христианства на Руси

Принятие христианства на Руси имело огромное значение. Её союзником стало самое влиятельное на тот момент государство – Византия. Началось развитие зодчества и письменности.

Христианство укрепило княжескую власть, превратив Киевскую Русь в сильнейшее европейское государство. Церковь на Руси в то время находилась под Константинополем. До 1237 г. киевскими митрополитами обычно были греки. Более половины епископов киевского периода – коренные русины (один из них даже был обращённым евреем, а другой – сирийцем).

Христианство на Руси и латинский Запад

Киев поддерживал тесные контакты не только с Византией, но и с Западной Европой. Определённые отличительные черты ранней церковной организации на Руси, такие как церковная десятина, пришли не из Византии, а из Запада.

В Киеве почитались многие западные святые, имена которых не фигурируют в византийском календаре, а в молитве Святой Троице на Руси в XI веке упоминаются английские святые Альбан и Ботольф, а также французский святой Мартин Турский.

Некоторые авторы даже настаивают на том, что до 1054 г. русинское христианство было больше латинским, чем греческим. Русь киевского периода была ближе к Западу, чем в любой другой период до царствования Петра Великого. Однако несравнимо больше обязана византийской, чем латинской культуре.

когда и как это было, как повлияло на развитие государства

Обзоры

Автор Ольга Симкова Просмотров 67 Обновлено

Крещение Руси — событие, во многом предопределившее путь развития русского государства с X века и до наших дней. А вы знали, что именно с принятия христианства начинается новый этап в отечественной истории — разрозненное государство превращается в мощную державу с твёрдым духовным стержнем? 

Содержание

Когда состоялось крещение Руси?

Точная дата Крещения Руси до сих пор вызывает споры у исследователей. В первую очередь это связано с расхождением данных в первоисточниках. 

Основная часть учёных ориентируется на «Повесть временных лет», где указана дата — 988 год. Сначала в Херсонесе (Корсуне) крестился Владимир и вся киевская элита, затем — произошло крещение киевлян на Днепре.

Памятник князю Владимиру в Москве

Согласно другому источнику середины XI века — «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, хронология крещения Руси отличается от общепринятой. Если верить Иакову, сам Владимир крестился не в Херсонесе, а в Киеве, в 987 году, а взятие Херсонеса произошло в 989 году. Соответственно, ряд учёных относит крещение Руси к 990 и даже к 991 году. 

При каком князе Русь приняла крещение?

Несмотря на то, что крещение Руси — заслуга князя Владимира Святославовича, христианство не пришло на русскую землю неожиданно. Крещению Руси предшествовала последовательность событий, во многом предопределивших выбор Великого Князя.

Княгиня Ольга (Свято-Троицкая церковь, Томск)

В X веке христианство постепенно проникает в наиболее прогрессивную часть общества — его принимают торговцы, работающие на экспорт, и ряд дружинников. Сын Ольги, Святослав Игоревич, христианство не принял. Князь посвятил свою жизнь многочисленным военным походам, и погиб в бою с печенегами. 

После гибели Святослава на Руси разгорелась междоусобная война. На Киевский престол претендовали сыновья князя — Ярополк, Олег и Владимир, на тот момент правивший в Новгородских землях. После череды кровавых событий Великим князем стал Владимир Святославович. 

Новому правителю предстояло решить целый ряд внутри и внешнеполитических задач:

  • духовное объединение русского народа;
  • усиление позиций Киевской Руси на международной арене;
  • укрепление княжеской власти.

Пока Русь жила в хаосе многочисленных языческих культов, говорить о сильном, сплочённом государстве было невозможно. И только после крещения Руси пришло настоящее единение. Принятие единой монотеистической религии должно было ускорить процесс формирования сильного, независимого государства — мощного игрока на международной арене.  

Как и где проходило крещение Руси?

Решение о крещении Древней Руси было принято Князем Владимиром далеко не сразу. 

Крещение Руси

Прежде, чем прийти к Православной вере, правитель осуществил ряд шагов, позволивших ему сделать осмысленный выбор:

  1. Сначала было принято решение объединить Русь с помощью культа божества из привычного славянского пантеона. Верховным богом должен был стать Перун — суровый и воинственный покровитель дружинников. Изменить восприятие уже известного идола земледельцам, ремесленникам и торговцам оказалось не под силу. Руси был необходим иной культ с новыми традициями и обычаями.
  2. Для укрепления авторитета государства на международной арене было принято решение выбрать одну из мировых религий. Владимир пригласил в Киев католических миссионеров из Рима, мусульманских послов из Волжской Булгарии, иудейских из Хазарии, а также отправил своих доверенных людей в разные страны. Затем князь оценил достоинства и недостатки каждого учения как с политической, так и с социальной, экономической, культурной точки зрения. Результатом стало решение о принятии христианской веры по Греческому образцу.
  3. Согласно «Повести временных лет» Крещению Руси предшествовал и ряд внешнеполитических событий, касающихся взаимоотношений с Византией. В частности, помощь Владимира в подавлении восстания в Константинополе, успешная осада Корсуни в 987 году и требование князя отдать ему в жёны принцессу Анну. Византийские императоры согласились, но при условии принятия христианства Киевским Князем. 

В летописи можно найти красивую легенду о том, как князя впечатлили красота и величие греческих храмов. 

В 988 (989) году, после возвращения в Киев из Херсонеса, князь велел уничтожить все языческие идолы. На следующий день киевляне должны были явиться на Днепр и его притоки, где и состоялся массовый христианский обряд. Киевлян крестили византийские священники, специально посланные Константинопольским Патриархом.

Уничтожение идолов

Если верить летописи, в Киеве принятие новой веры прошло мирно — народ не оказывал сопротивления. В отдалённых районах Крещение Руси происходило гораздо медленнее и заняло не один год. 

Одно из проявлений самобытности христианской веры — слияние библейских праздников с языческими. Например, день святого Иоанна Крестителя было велено отмечать в праздник бога солнца Купалы. Так появился осмысленный христианский праздник — день Ивана-Купалы.

Распространение христианства на Руси

Масштаб последствий Крещения Руси впечатляет. 

Новая вера не только решила все поставленные задачи, но и вывела Русь на иную ступень социального, политического, экономического и культурного развития:

  • Укрепились власть и авторитет Киевского князя.
  • Усилились позиции Киевской Руси на международной арене.
  • Из Византии была заимствована письменность, иконопись, новые виды прикладного и декоративного искусства.
  • Начало активно развиваться храмовое зодчество.

После крещения Руси византийскими мастерами была построена Десятинная церковь — первый крестово-купольный каменный храм. Впоследствии она была разрушена Батыем при взятии Киева. 

Десятинная церковь

Позднее, уже при Ярославе Мудром был возведен Софийский собор в Киеве — уникальный памятник христианской архитектуры, сохранившийся до наших дней. В X-XII веках активно шло строительство храмов не только на Киевской земле, но и в Чернигове, Смоленске, Владимире-Волынском, Великом Новгороде, Владимире, Суздале и других городах Северо-Восточной Руси.

Софийский собор в Киеве

После крещения Киевская Русь стала метрополией в составе Константинопольского патриархата — митрополита назначали в Царьграде. 

До нас дошло первое русское религиозно-философское произведение XI века, памятник древнерусской литературы, авторство которого принадлежит Иллариону — «Слово о законе и благодати». 

Митрополит Киевский Илларион

Церковная литература XI-XII века, дошедшая до наших дней — важнейшие исторические источники, позволяющие нам получить представление о политической, социальной, бытовой и других сферах жизни русского общества. Благодаря монахам на Руси появилась грамотность, письменность, вместе с христианством к нам пришла крестово-купольная архитектура, иконопись, фрески. Формирование русской православной церкви как самобытной духовной организации прошло ряд сложных этапов, а началом этого процесса следует считать тот день, когда Киевская Русь приняла христианскую веру в качестве государственной религии.

Оцените автора

Как христианство пришло на Украину и в Россию | История христианства

В 1988 году христианский мир отметил тысячелетие христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.

Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена хотя бы одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.

Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.

Покупка церкви

Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).

История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».

Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие , что означало «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.

В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.

Ковка народной церкви

Знаменательный для церковной истории Владимир тогда приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения или считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.

Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.

Столетия спустя, когда не Киев, а Москва была столицей России, русское православие стало такой силой, что Москва считала себя Третьим Римом, новой столицей христианской империи. Владимир этого не знал, но, приняв христианство, он проложил путь к Российской республике, описанной одним писателем как «одна из «самых христианских» наций в мире — стране с богатой, вековой историей церквей и монастыри, источник многочисленных почитаемых святых и мучеников, с драгоценным и богатым наследием духовной музыки, иконописи и духовной литературы».

Тем не менее, Русская Православная Церковь настолько тесно связалась с царскими режимами, что оказалась неподготовленной к большевистской революции 1917 года. С тех пор церковь сильно пострадала, но продолжает существовать. История церкви, восходящей к князю Владимиру, еще не закончена.

Copyright © 1990, автор или журнал «Christianity Today/Christian History».
Щелкните здесь для перепечатки информации о христианской истории.

История русского христианства: знали ли вы? | Христианская история

Что Князь Владимир, славянский правитель, которому приписывают христианизацию Руси (не Руси), якобы приказал всем жителям Киева, своей столицы явиться на реку для крещения в определенный день в 988 году или они будут считаться врагами королевства?

Эта одна из причин, по которой Владимир якобы решил принять христианство, заключалась в том, что, выслушав защиту нескольких основных религий, он исцелился от глазной болезни после того, как его бабушка Ольга помолилась своему богу, Богу православных?

Что другой предполагаемой причиной обращения Владимира было сообщение его посланников о том, что, когда они увидели величие восточно-православных служб в Константинополе, они были в таком благоговении, что «мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо на нет на земле такого великолепия и такой красоты!»?

Что верующих из украинской части Советского Союза на протяжении веков считали апостола Андрея Первозванного своим святым покровителем, цитируя несколько ранних источников, в которых говорится, что он, «первозванный» апостол, вел миссионерскую работу в их родина около 50–60 гг. Н.э.?

Что , несмотря на мероприятия тысячелетия, которые в основном проводились в Москве в 1988 году, крещение, которое празднует тысячелетие, на самом деле произошло в регионе, который сегодня известен как Украина, в древнем городе Киеве (сотни миль от Москвы, что вряд ли даже существовал в 988 году)?

Что Украинская католическая церковь, претендующая на прямое происхождение от 988 крещения, сегодня запрещена в УССР, а ее четыре миллиона адептов либо исповедуют «подполье» на Украине, либо разбрелись по земному шару, в первую очередь в США и Канаду?

Что Конституция Советского Союза гласит, что его гражданам «гарантируется… право исповедовать… любую религию и отправлять религиозные культы»?

Это , хотя статистика по Советскому Союзу весьма сомнительна, представляется достоверным, что сегодня около 50 миллионов советских граждан являются членами Русской православной церкви, около 10 миллионов являются членами Римско-католической церкви и по крайней мере еще 12 миллионов являются членами Грузинской и Армянской православных церквей, а также различных протестантских церквей?

Что прибавляя к 72 миллионам выше мусульман, евреев и прочих, не менее 40 процентов советских сохраняют религиозную идентичность, а только 19 миллионов являются членами КПСС?

Этот совсем недавно, в конце 1950-х — начале 1960-х годов, во время политики Никиты Хрущева по «десталинизации», от 7000 до 10000 Русских Православных Церквей — около половины тогдашних открытых — были закрыты и распущены действиями правительства.