Имя князя во время крещения руси: Крещение Руси в 988 году

Содержание

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче. Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Вскоре после смерти князя Святослава в 966 году, и после борьбы с соперником, братом Ярополком, на киевский золотой престол воссел князь Владимир Святославич. Именно он, по церковной легенде, и крестил Русь в 988 году, а дело его заканчивал уже сын, Ярослав Мудрый.

Как же относиться к этой православной, христианской части нашей истории? Что это? Трагический для ведославия перерыв традиции или всё было, как и всегда, сложнее и неоднозначнее?

Здесь я старался показать, что в нашей истории был как путь созидательный, по коему шли наши предки, так и разрушительный, привносимый извне. Русь всегда шла, строилась, развивалась, идя по первому пути, а второй отвергала. Однако историю нашу либо «урезали», если она не устраивала идеологов разрушения, либо перетолковывали, а то и просто переписывали.

И второй, разрушительный путь больше был пройден на бумаге, на страницах исторических трактатов, чем в реальности.

И в русском православии также есть эти два пути. И мистерия Крещения Руси – она по внутренней сути своей также ведическая, ведь в ней откликается и Время Бусово.


Нельзя не заметить, что Владимир Красное Солнышко – напоминает Буса Белояра, второе имя коего – Владыка Мира из рода Солнцебога. История сватовства и женитьбы Владимира на византийской принцессе Анне напоминает сватовство Буса к Эвелисии с острова Родос, либо к Сияне с Радовестеи, известной по ведическим легендам. Даже соперничество его за руку принцессы с германским императором Оттоном находит свои параллели в ведославных источниках.

Страсти же, расписанные монахами о «тьме язычества», в коих Владимир пребывал до обретения «истинной веры», являются, скорее всего, опять-таки литературной фантазией в духе популярных тогда житий и порой текстуально с ними совпадают. К реальности же всё это имеет отношение малое.

Полагаю, что первокрестителем Руси Владимир Святославович был избран потом в целях идеологических, ибо ни Бус, как ведославный князь, ни Аскольд, как варяг, на эту роль с точки зрения греко-православной церкви не подходили. Да и по отношению к роли Владимира Святославича в церкви существовали сомнения. Ведь он был канонизирован только спустя двести лет после смерти…

Итак, мы уже выяснили, что поздними «благочестивыми» выдумками являются и крещение князя Бравлина, и крещение княгини Ольги. А крещение Владимира Святославича – суть легенда или подлинная история?

Согласно русским летописям, Владимир Святославич большую часть жизни прожил как обычный языческий князь. Воевал, укреплял страну и раздвигал её границы. Он отвоевал у ляхов Червоную Русь (ныне Западная Украина). Усмирил радимичей, кои с тех пор стали, по поговорке, «бегать от волчьего хвоста», ибо воеводу киевского князя звали Волчий Хвост. Затем покорил также ятвягов.

Укрепляя великокняжескую власть, Владимир в начале своего правления решил провести и религиозную реформу. Именно – языческую. Он намеревался вначале укрепить княжеский культ Перуна. «Поставил кумиры вне двора теремного: Перуна деревянного – главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь…»

Уже сие странно звучит, как будто до Владимира и язычества никакого не было, и кумиры богов не стояли… Впрочем, здесь явно летописец поминает библейского Соломона, ибо здесь едва прикрытая цитата из Библии. То же относится к известию о «гареме» Владимира, коего здесь уже прямо сравнивают с Соломоном-царём.

И уже это показывает, что подлинных сведений у летописца было мало, а «лакуны» заполнялись описаниями похожих событий из Священного писания.

Также, по свидетельству летописи, Владимир посылал дядю своего Добрыню в Новгород, где тот поставил кумира бога Перуна над рекою Волховом. Но если даже «языческая» реформа и была свершена тогда, то она была «перунической» – возможно, ранее Перун занимал в религии не столь важное место.

На мой взгляд, уже тогда Владимир Святославич и Добрыня Малич действовали так, дабы противопоставить культу Перуна – арианское почитание Буса Белояра и всего княжеского рода Яров, восходящего к Яриле и Велесу. Как уже было сказано, для сего у Владимира была причина важная.

Возможно, происхождение от Мала (а значит, и от конунга Амала Венда), повинного в казни Буса Белояра, и побуждало князя Владимира отходить от ведославия.

И вначале он сделал выбор в пользу Перуновой веры, то есть язычества классического, с отрицанием почитания Вышнего Триглава: Отца – Сварога, Сына – Буса Белояра, Небесной Матери – Славы.

Однако язычество, противопоставляемое ведославию, расшатывало государственные устои, поскольку не освящало верховную власть. Да и слишком сильна была в нём Бусова традиция, порицающая род Малов. И потому Владимир, очевидно, стал отходить в сторону арианства, но уже не ведославного, а египетского, говорящего на языке библейском.

Без сомнения, в ведославном арианстве было принято соглашение признавать и арианство библейское, как учение родственное, только говорящее на ином языке и обращённое к иным народам. И значит, Христос, почитаемый арианами египетскими, являлся и для ведославных ариан Спасом, как и Бус Белояр, но пришедшим в иные земли. К тому же к сему времени многое в учении, да и проповедях христианских, как арианских, так и никейских, уже было переиначено для варваров, а то и просто заимствовано из ведославия.

Главное же, князю Владимиру было важно ввести страну в круг держав европейских. Сей статус он желал скрепить браком с сестрой императора Византии. То есть он продолжил ту же политику, что и его бабушка, княгиня Ольга.

Однако это вовсе не значит, что он принял крещение и именно в византийскую ортодоксию, как в том пытаются нас убедить православные летописцы. Это бы для него значило признание своим владыкой императора, подчинения религии (идеологии того времени) интересам Византийского патриархата. Потому-то князь Владимир и остался арианином, он лишь отошёл от русского ведославного арианства – к арианству библейскому. То есть, по сути, стал поддерживать тех, кто стремился вытеснить из служб и мистерий саму память о Бусе Белояре.

Очевидное свидетельство сего мы находим в русских летописях. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…» Подобосущен, а вовсе не единосущен, как это следовало бы сказать, согласно никейскому символу веры. И далее также, в полном согласии с арианским учением, утверждается старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы.

Ариане же говорили о том, что Сын Божий являлся и до Христа Галилейского и будет являться в грядущем. Ведославные ариане утверждали, что Спасом был также и Бус Белояр, находя подтверждение сему и в Библии, в словах о грядущем через четыреста лет после Христа Параклете-Утешителе, который будет славен более Христа… «и более меня сотворит». Сим же ариане утверждали права на власть у священной династии Буса Белояра на Руси, и, полагаю, также Меровингов в германо-скандинавских и франкских краях и т. д.

Известно также, что и св. Кирилл боролся в славянских землях не только с язычеством, но и, согласно «Написанию о правой вере», с «арианским неистовством». Вспомним также, что предки Владимира Святославича по линии Мала, вплоть до конунга Амала Венда, пятьсот лет исповедовали именно арианство готское. Как, кстати, и большинство монархов Старой Европы. Важно отметить, что ариан в документах Ватикана чаще всего именуют готами, нередко их смешивая и со славянами.


Однако вернёмся к Владимиру Святославичу. Итак, русские летописи отмечают, что он принял веру арианскую. В какой исторической обстановке это происходило?

Русь после победоносных войн Владимира Святославича, продолжившего дело отца своего Святослава, была крепка и сильна. А Византию, напротив, раздирали внутренние смуты, ослабляли военные неудачи. Так, в 986 году император Василий II предпринял поход против болгар, но был разбит. Часть восточных провинций империи отошла болгарам. Одновременно в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, решившего воспользоваться разгромом имперского войска, дабы самому захватить власть. Судя по всему, на сторону Варды Фоки перешли греки всех черноморских колоний Византии, в том числе и Херсонеса Таврического.

Византийские корабли привозят принцессу Анну. Миниатюра Радзивилловской летописи

По этой причине Василию II ничего не оставалось, как пойти на союз с Владимиром Святославичем, и скрепить его браком своей сестры Анны. Это означало признание Владимира Святославича равным императорам. Тогда князь Владимира послал на помощь императору 6-тысячную варяжскую рать, сыгравшую решающую роль в битве при Хрисополе и разгроме войск мятежного Варды Фоки. Также был осаждён и вскоре разгромлен отложившийся от империи Херсонес. Возвратить же его Византии Владимир согласился только в обмен на руку принцессы Анны.

Возможно, тогда состоялось и крещение Владимира, как о том сообщают русские летописи. Однако они столь противоречивы в сём, что опираться на них крайне трудно. В разных летописях указываются разные церкви Херсонеса и даже Константинополя, где якобы крестился и затем заключил брак (или вначале обручился) с Анной князь Владимир. А в житии Стефана Сурожского так вообще говорится, что на принцессе Анне женился другой князь, и именно – Бравлин. Последнее крайне невероятно, ибо рукопись поздняя, но и сие говорит о том, что ясности с крещением князя Владимира, да и с женитьбой его на византийской принцессе Анне, не было долгие века в самой церкви. Не был Владимир святым и почитаемым весьма долго, а житие его – позднее сочинение, основанное на легендах.

Заметим, и византийские историки ничего о крещении князя Владимира не знают. А ведь им доверия больше, ибо считается, что эти рукописи современны событиям и не подвергались редактуре.

Лишь вскользь в десятой книге «Истории» Льва Диакона упоминается о взятии варварами Херсонеса. И событие это упоминается в ряду с другими неблагоприятными знамениями, потрясшими тогда византийцев: «И на другие тягчайшие беды указывал тогда восход появившейся тогда звезды (имеется в виду комета Галлея, явившаяся в августе 989 года, – А. А.), а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба: ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсонеса и завоевание мисянами Верии…»

Собственно, это всё. Безымянные тавроскифы берут Херсонес – и это «тягчайшая беда», наряду с кометою и «огненными столбами». И ничего о последовавшей за сим благодати истинной веры, осиявшей тавроскифов, ничего и о самом крещении киевского князя Владимира… Полное молчание!

Полагаю, объясняется это тем, что князь Владимир не оправдал надежд Византии. Сестру императора взял в жёны, принял и приданое, но ограничился помощью в подавлении восстания Варды Фоки.

Веры же своей, по сути, не менял, оставшись арианского исповедания. К примеру, по сию пору мало кому известно его имя в крещении (Василий). В честь св. Николая, как покровителя Аскольда, выстроили церковь, а в честь св. Василия? Напротив, именно языческое имя князя Владимира было включено в святцы, и в память этого имени строили соборы (не в память ли о Бусе, имевшем прозвище Владыка мира, то есть Владимир?).

Впрочем, вероятно, Владимир всё же перешёл от ведославного толка арианства, соединённого с верой Перуновой, к египетскому арианству. А это уже означало обретение Христовой веры и принижение Бусовой традиции.

Да, и ещё важное замечание: князь Владимир сделал выбор в пользу единобрачия, а языческие жёны были им отпущены. Кстати, сих было только три (четвёртая – Анна), остальных же ему потом приписали, ибо житие Владимира в рассказе о сотнях жён князя цитирует слово в слово библейскую легенду о царе Соломоне. Это, уверен, литературная фантазия, подобная сочинению шуточной легенды о сватовстве императора Византии к княгине Ольге и прочим выдумкам монахов, обделённых в жизни, но отдающих должное сей соблазнительной для них теме в писаниях.

После решения князя о роспуске жён наследники его по боковым линиям лишались прав. Впрочем, в дальнейшем это не сыграло роли, так как следующий князь, Ярослав Мудрый, был сыном Владимира от языческой жены Рогнеды, а не от Анны. Да и христиане Борис и Глеб, дети некоей «болгарыни», полагаю, христианки (или арианки), тоже претендовали на власть и были убиты – то ли Святополком Окоянным, то ли (по иным версиям) самим Ярославом.

Легендарное крещение Владимира Святославича. Рис. XIX в.

К сходному выводу, кстати, пришёл и один из крупнейших богословов Русской православной церкви о. Стефан Ляшевский в своём труде «История христианства в земле русской. С I-го X-й век».

Он писал буквально следующее: «Князь Владимир, приняв крещение с народом, подчинил свою иерархию не Константинопольскому патриарху, как того требовали греки, а Патриарху Орхидскому т. е. болгарскому (коего, кстати, обвиняли в богумильстве и арианской ереси – А. А.)».

То, что князь Владимир, уйдя от язычества Перуновой веры, перешёл в веру арианскую, вначале в Киеве было воспринято как благо не только христианами, но и арианами ведославными, а также, полагаю, язычниками Велесовой веры.

Решения по таким важным вопросам тогда принимались на вече, а без поддержки части язычников такое решение вряд ли было бы возможно. Христиане же вполне могли воспользоваться противоречиями между перунистами и велесовцами.

Гонения коснулись только тех перунистов, кои сами боролись с князем за власть. Потому особо ярых почитателей Перуна князь Владимир заблаговременно отправил на войну с Вардой Фокой в Византию.

Предполагаю, что сие решение получило одобрение на киевском вече. Точно также, в те же годы, происходила и христианизация Норвегии, где конунг Олаф (кстати, девять лет перед тем живший при дворе Владимира и Ольги) также собирал, причём трижды, тинг вождей, когда крестил «огнём и мечом» ту или иную часть королевства. О том повествует скандинавская сага об Олафе Трюгвассоне.


Похоже, что киевское вече было настроено против рьяных почитателей Перуна (Перкуна). Прежде всего, вече выступило против варягов, о жестокости коих и обычае приносить кровавые жертвы, даже и человеческие, упоминают не одни только христианские летописи, но и сама «Велесова книга». Надо полагать, и велесовцы, да и ариане, как ведославные, так и библейские, тогда перешли на сторону князя Владимира Святославича.

Этим и был обусловлен успех крещения. Ведославные просто не стали противится тому, чтобы на Купале прозвучал и христианский молебен по Иоанну Крестителю, тем паче что сей святой уже был переименован арианами в Ивана Купалу и почитался его воплощением.

Сам же князь Владимир так и не осознал, что свершил религиозный переворот. Не заметили сего и его подданные. Так даже в русских былинах Владимир Красное Солнышко – вовсе не «креститель», борющийся со старыми традициями, напротив, это обычный эпический русский князь со своими слабостями и сильными сторонами.

И булгарские летописи говорят о мнимом крещении, свершённом ради византийского золота, а также о том, что Добрыня склонялся к фанкской вере (различие между византийской и римской ветвью христианства было очевидно уже тогда).

За греческую веру тогда ратовала только сама княгиня Анна. А князь Владимир лишь хотел доказать верность молодой невесте Анне тем, что повелел вести службу в христианских храмах, давно уже стоявших на Руси, на греческом языке. На греческом языке церковные службы шли на Руси до XV века. Только после падения Константинополя под ударами турок славянский язык вернулся в богослужение.

Однако новую веру, а главное – свою власть на севере Руси – князю Владимиру пришлось утверждать «огнём и мечом». Так это было в Новгороде, где дядя Владимира Добрыня и воевода Путята вместе с языческими капищами жгли и христианские церкви – те, где службы шли на славянском языке. Например, была сожжена церковь Преображения Гоподня, и на место жреца и священника Богумила (имя которого говорит о проповеди им богумильства или арианства) стал грек Иоаким.

Греческие ортодоксы стали перетолковывать и убирать из служб то, что шло от Буса и древней арианской традиции (так же, как в иных землях, истреблялась традиция богумильская, несторианская, манихейская и т. п.).

Впрочем, полагаю, что сей религиозный поворот осуществился не сразу. И вряд ли был он сделан по воле самого Владимира, сохранявшего приверженность арианству, а значит, и язычеству. И даже его погребение было совершено по-язычески: гроб Владимира выносили через окно, а не через двери (по наблюдению Б. А. Рыбакова, изучившего рисунки летописцев)…

Кстати, гробница князя Владимира была обнаружена и вскрыта в 1635 году в Киеве в Десятинной церкви, как писал о том монах Афанасий Кальнофойский. Тогда как будто были прочитаны и надписи на мраморных сакофагах, после чего их вновь замуровали. Видел их и митрополит Киевский Петр Могила. И где-то в конце XVIII века, по сообщению Н. М. Карамзина, мраморные саркофаги откопали в последний раз, осмотрели и закопали. С тех пор их никто и не видел. Не нашли их и при раскопках Десятинной церкви. Более того, не осталось и описаний саркофагов.

Полагаю, церковь сокрыла их потому, что символы и надписи на мраморе не подтверждали церковную легенду. Ведь сохранился же и хорошо известен саркофаг Ярослава Мудрого, уже точно христианина.

Не обнаруженные ли арианско-языческие символы и надписи на мраморной плите саркофага Владимира – причина сокрытия «святых мощей» равноапостольного князя Владимира да и княгини Ольги тоже? Известно также, что саму Десятинную церковь, построенную Владимиром, освящали при Ярославе Мудром. Почему? Да потому что до сего времени она была арианской. Да и канонизирован князь Владимир был только спустя 200 лет после своей смерти, когда его арианское исповедание забылось и настало время переписывать летописи.

Последствия принятия Владимиром Святославичем арианства и отход его от ведославия сказались далеко не сразу. С принцессой Анной в Киев прибыли также епископы, кои начали скрытно проводить политику византизации. Теперь они получили мощную поддержку от княгини Анны, а потом и от Бориса и Глеба, кои были признаны наследниками киевского престола.

Византийские ортодоксы, служа новой династии, старались истребить и саму память о Бусе Белояре и династии прежней. Тогда византийская партия при дворе, питаемая из Константинополя, усилилась необычайно. И с нею пришлось заключать союз Ярославу Мудрому, когда тот восходил на престол, устраняя соперников.

Именно при Ярославе Мудром ариане стали переходить в византийскую ортодоксию. Так начались подлинная христианизация и византизация Киевской Руси. И в русских церковных книгах всех веков мы находим яростные споры с арианами, где подробно говорится, в чём заключена ересь арианского символа веры. Известно, что Кирилл Туровский в XII веке полагал необходимым борьбу с арианством на Руси. Да что говорить о далёком прошлом! И потом, во время никонианских реформ старообрядчество нередко обвинялось в ереси арианской.

И даже в XVIII веке, судя по имеющимся у меня книгам родовой библиотеки, у нас на Волге церковные иерархи боролись с арианством. Они утверждали, что арианское троепёрстное знамение (в нём соединены указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец сгибаются) противно никонианскому троеперстрию, так же как и старообрядческое двупёрстное знамение.

Известно, что поместный собор 1666 года предал анафеме и отдал «градскому судилищу» ревнителей древнего благочестия, то есть старообрядцев, объявив их еретиками и приравняв к арианам. Вот текст сей анафемы:

«Аще ли же кто не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнёт прекословити… И мы таковаго противника, извергаем… и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаём… отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа… А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и часть его и душа… со Арием, и со прочими проклятыми еретиками… Железо, камение и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен. И яко тимпан, во веки веков, амин».

Похоже, сие не столь анафема, сколь заговор, прямо колдовской: «железо и камень да разрушатся», а сей договор «да не разрушится». И по нему проклятию предавались все, придерживавшиеся древлего благочестия, приравненного, кроме всего прочего, к арианству, а сие значит анафемствовали и всех прежних святых: Владимира Святославича, Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского… А кто остался? Да один только Никон, к тому же вскоре царскою властью низложенный. И всё сие вскоре привело к упразднению прежних церковных порядков, учреждению Священного синода, т. е. введению прямого государева правления церкви.


Обратный ход был дан уже И. В. Сталиным, вернувшим патриаршество. Теперь сие было продолжено снятием анафемы со старообрядцев, также и церковным общением с Зарубежной церковью, армянскими монофизитами да и с католиками. А не настало ли время идти и далее, к признанию православными своих корней в арианстве, а потом и глубже – в русском ведославии?

В заключении же обращу внимание на следующее: всегда, когда мы обращаемся к событиям древней истории, мы слышим эхо, отдающееся в веках, доносящееся из прошлого в будущее. Ведь история – это также эпос, повторяющаяся мистерия. Именно поэтому в древности, восходя на престол, царь брал имя своего предшественника, древнего царя, героя, сына бога, жизнь коего он повторял. И так весь народ вновь переживал своё прошлое.

Древность всегда была современна, она была вне времени. И мы – плоть от плоти и кровь от крови своих предков также живём вновь их жизнью. И деды наши возрождаются в нас, они приходят с нами в этот мир. И чтобы прожить жизнь по Прави, нужно следовать их Стезёю. Этому и учит нас «Велесова книга»: «Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезёй Прави».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси

4.  История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке
Первое крещение Руси
В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси
В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

48. Крещение Руси

48. Крещение Руси
Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно

Крещение Руси

Крещение Руси
Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая

Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
С. Гординский. Крещение в Киеве в 988 годуХристианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860–870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ

СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ
Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он:

Крещение Руси (809–996)

Крещение Руси
(809–996)
В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы. – В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Крещение Руси

Крещение Руси
Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые

Былины о князе Владимире

Былины о князе Владимире
Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Летописные легенды о Владимире Святославиче

Летописные легенды о Владимире Святославиче
Согласно летописному рассказу, отправляясь в последний болгарский поход, Святослав оставил на Руси наместников – своих сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк был посажен в Киев, Олег отправился в землю древлян, а

2. Культура Владимире-Суздальской Руси

2. Культура Владимире-Суздальской Руси
Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».На

Крещение на Руси

Крещение на Руси
С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси. Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие

ЗАГАДКА ХРИСТИАНСКОГО ИМЕНИ КНЯЗЯ АСКОЛЬДА

Тема дня

  1. Главная

  2. Социум

26 марта, 1999, 00:00

Распечатать

Выпуск № 12, 26 марта-2 апреля 1999г.

На крутом склоне киевских гор, на повороте дороги, которая бежит к Днепру, стоит ротонда. Любой из киевлян скажет, что там — Аскольдова могила…

  • ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, УКРАИНА

    Архив номеров
    |
    Последние статьи

    <
    >

    • Формула украинской стойкости

      Как сохранить достояние нации, обретенное во время войны
      Опрос читателей

      АвторИрина Лоюк

      Статья

      17 декабря 17:00

    • Военный медик Ольга Шаповалова: «В плену говорили, что Украины уже нет. А мы не верили и знали, что обязательно вернемся домой»

      О шести месяцах российского плена
      Опрос читателей

      АвторЕлизавета Чижик

      Статья

      17 декабря 13:00

    • Что вкладывает Запад в понятия «победа Украины» и «поражение России»?

      Zeitenwende vs Fear Factor, или Риски стратегической неопределенности
      Опрос читателей

      АвторОлег Шамшур

      Статья

      17 декабря 08:32

    • Эвакуация крупных городов. Бой правды и лжи

      Инструкция для власти
      Опрос читателей

      АвторАлександр Сергиенко

      Статья

      16 декабря 17:00

    • Блокада в Северном Косово: шаг к войне или миру?

      Россия считает Косово лучшим местом для дестабилизации региона
      Опрос читателей

      АвторВладимир Цыбульник

      Статья

      16 декабря 13:00

    • Могилянский HR: эволюция ценностного сообщества

      Могут ли украинские университеты стать сильнее после войны?
      Опрос читателей

      АвторМихаил Винницкий

      Статья

      16 декабря 08:45

  • Вам также будет интересно

    >

    • Формула украинской стойкости
      Опрос читателей
      17. 12 17:00

    • Пропаганда: новые старые методы работы оккупантов
      Опрос читателей
      13.12 17:12

    • Ирина Ларикова :«В детдоме тебе говорят: от тебя отказались родные, ты никому не нужен»

      05.12 17:00

    • «Ой, а разговоров сколько было!». Внезапный блэкаут и его размеры
      Опрос читателей
      28. 11 17:00

    • «Врачи без границ»: многие украинцы нуждаются в реабилитации после ранений

      24.11 15:30

    • Как не съесть друг друга. Психологические аспекты вынужденной совместной жизни
      Опрос читателей
      23.11 08:30

    • Негодяи и гниды

      22.11 08:42

    • Травма — это не сумасшествие: украинцам нужна психологическая помощь
      Опрос читателей
      20. 11 11:30

    • Журналист/боец ВСУ Мирослав Откович: «Ракетные, бомбовые удары России стерли фронт. Беременные женщины, которые гибнут в центре Киева, тоже — на фронте»

      19.11 08:40

    • Медиапаразиты как вызов цивилизации
      Опрос читателей
      13.11 17:00

    • Пропаганда отвечает на еще не прозвучавшие вопросы
      Опрос читателей
      08. 11 17:52

    • Послевзгляд на калейдоскоп событий. Красота и синяки украинского общества
      Опрос читателей
      08.11 13:00

Последние новости

  • Проблемы «децентрализации»: зарегистрировать в Украине рождение, брак и смерть стало сложнее

    17:47

  • Автобаза ГУД засекретила закупки автобусов – «Наші гроші»

    17:43

  • В Украине презентовали новый электрический пикап

    17:33

  • Почему РАГСы не регистрируют рождение и смерть и люди вынуждены ехать в Минюст

    17:03

  • Франция призывает Великобританию пересмотреть систему предоставления убежища нелегалам 

    17:02

Все новости

Добро пожаловать!
Регистрация
Восстановление пароля
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Введите адрес электронной почты, на который была произведена регистрация и на него будет выслан пароль

Забыли пароль?
Войти

Пароль может содержать большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры
Введенный e-mail содержит ошибки

Зарегистрироваться

Имя и фамилия должны состоять из букв латинского алфавита или кирилицы
Введенный e-mail содержит ошибки
Данный e-mail уже существует
У поля Имя и фамилия нет ошибок
У поля E-mail нет ошибок

Напомнить пароль

Введенный e-mail содержит ошибки

Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь!
Уже зарегистрированы? Войдите!
Нет учетной записи? Зарегистрируйтесь!

}

Жития святых

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Святой равноапостольный князь Владимир

СЛОВО НА ПРАЗДНИК СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Произнесено 15 июля 1899 года святым Патриархом Тихоном Исповедником, в бытность его
Архиепископом Алеутскими Островами и Аляской

Промыслом Божиим мой визит к вам, братия, совпал с днем, когда наша Русская Православная Церковь славно поминает равноапостольного князя Владимира, Просветителя России. По апостольскому повелению поминай владычествующих над вами (Евр. 13:7), предлагаю вам, братия, в наставление слово о том, кем именно был князь Владимир и почему Святая Церковь почитает его.

Святой князь Владимир был князем всея Руси свыше 900 лет назад, когда Россия еще не была православным народом, когда наши предки еще не знали истинного Бога, а были язычниками и поклонялись идолам. Князь Владимир тоже поклонялся идолам. Однако, одаренный от Бога светлым умом и чутким к истине сердцем, он не мог не видеть, что идолы не есть Бог, что люди поклоняются им напрасно, а языческая религия есть ложь и заблуждение. И вот князь стал размышлять, как познать истинного Бога и обрести истинную веру. Когда разные народы услышали, что русский князь желает переменить свою религию, они стали присылать к нему своих послов, каждый восхваляя свою веру. Пришли евреи, пришли мусульмане, а от папы пришли немцы; но Владимир не любил их религий, тогда как послам папы, стремившимся еще раньше обратить Русь в римскую веру, князь сказал: Уходите; наши отцы не приняли вас.

Впечатайте в свои умы и сердца, братия мои, сей мудрый ответ св. Владимира. Хотя вы обладаете истинной верой и не имеете ни нужды, ни мысли изменить ее, но мы живем в стране, где много религий и где некоторые из них широко рекламируют себя. Я знаю, что и в этих краях представители различных сект не гнушаются распространять свои ереси среди православных, особенно малолетних детей, которых они берут в свои дома и приюты. Не все из вас, естественно, смогут, встретившись с ними, опровергнуть их ереси и доказать превосходство и подлинность православной веры; в таких случаях отвечайте им словами святого князя Владимира: Идите прочь; наши отцы не приняли вас. Если сектанты хотят говорить о вере, пусть идут к своему духовнику, а ты должен слушать только его голос, а не лжеучителей.

Святой князь Владимир

Среди пришедших к князю Владимиру был и монах-грек, который говорил ему об истинной вере, и душа Владимира склонялась к его словам, но по совету своих бояр (придворных) решил сначала послать избранную делегацию к различных народов, чтобы увидеть, как разные люди молятся Богу, какую жизнь они ведут, и чья вера казалась лучшей. Делегаты посетили множество разных стран, но ни одна из конфессий в них не понравилась. Однако когда они приехали в Константинополь и посетили там православную службу, это их так пленило и восхитило, что они думали, что находятся на небе, а не на земле; и поэтому они сразу решили, что православная вера является единственно истинной верой.

Это показывает вам, дорогие братья, насколько важны для веры Божья церковь и службы в ней. Церковь – это Божий дом, Его главная обитель на земле. Здесь христианин познает заповеди Господни и просвещается светом веры во Христа; здесь он освящается таинствами и получает обильное излияние благодати Святого Духа, исцеляющего его недуги душевные и телесные; здесь его молитвы напрягаются молитвами множества верующих, священнослужителей и самого Небесного Сонма, невидимо служащего вместе с нами. Ввиду этого мало надобности увещевать вас многими словами приходить как можно чаще в церковь; в этом вопросе следует следовать примеру ветхозаветного праведника (царя Давида), который радовался призванию в церковь, чья душа устремлялась к ней, как олень к чистому потоку воды, и просил у Бога только одного : жить в Божьем доме, созерцать красоту Господа и посещать Его святой храм.

Придя в храм, братия, вы должны также позаботиться об его украшении. Грешно перед Богом, постыдно перед другими людьми и губительно для наших душ, если мы позволяем Божьим церквям быть в бедственном состоянии. Царь Давид не хотел жить в богатом кедровом дворце, пока Ковчег Завета стоял в шатре. Господь любит тех, кто любит великолепие Его дома, и дарует им Свою великую милость и богатые дары. Кто заботится о своем храме и жертвует на его украшение, тому Господь посылает заработок, который легко может удовлетворить все повседневные нужды. Кроме того, отдавая часть своих щедрот церкви Божией, вы также приготовляете себе сокровище на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не крадут (Мф. 6:20).

Когда делегаты рассказали Владимиру о православной вере и богослужениях, он решил перейти в православие, крестился сам и крестил свой народ. К тому же князь не стал христианином только по названию, но стал совсем другим человеком, совершенно изменившись с того образа жизни, который он вел как язычник: он обуздал свои чувственные страсти, отказался от прежних греховных привычек, стал воздержанным, кротким, милосердный, и думал только о том, как бы угодить Богу посредством своей новой жизни, которую он смог осуществить с помощью Божией.

Так и мы, братия возлюбленные, крестившиеся во Христа, должны совлечь ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях , оставить греховные мысли, чувства и дела и облечься в нового человека , которые по Богу сотворены в праведности и истинной святости (Еф. 4:22, 24), и живут строго по Христовым заповедям. Но всегда ли мы так делаем? Всегда ли мы выполняем свои христианские обязанности? На что направлены наши заботы, усилия и помыслы: на прославление Бога своими добрыми делами и служением Ему одному, или исключительно на земные нужды, такие как пища, одежда, жилище? Мы христиане, но какую жизнь мы ведем? Не совершаем ли мы иногда дела, за которые поносят нашу веру и имя Христово?! Не будем пытаться оправдываться, обвиняя в слабости человеческой природы или в том, что человек не ангел и не может быть безгрешным: пример святого Владимира показывает нам, что даже грешник с седыми волосами, т. е. с укоренившимися привычками , может с помощью Божией оставить свои мирские дела и украситься царской мантией добрых дел.

Став христианином, святой князь Владимир позаботился о просвещении русского народа: для этого он устроил церковно-приходские школы и повелел своим подданным записывать в них своих детей, чтобы они наставлялись в законе Божием.

Дорогие братья! В вашей школе на стене написано мудрое изречение: Знание — свет, а невежество — тьма. Особенно это относится к познанию истин веры. Можно ли истинно называться христианином того, кто ничего не знает о Боге, о спасении мира, о вечной жизни, о душе? Чтобы верить, нужно сначала знать, во что верить, а чтобы знать, нужно сначала учиться. Итак, если желаешь истинной пользы и добра для детей своих, отдавай их в церковно-приходскую школу: здесь они научатся страху Божию, который есть начало всякой мудрости, и отсюда выйдут добрыми христианами и истинно верующими.

Святой Владимир мирно отошел ко Господу 15 июля 1015 года, и Церковь прославила его как святого за богоугодную жизнь и за великий и святой труд крещения Руси, откуда 100 лет тому назад свет христианства озарил эти страны тоже.