Имя князя при котором произошло крещение руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Владимир Красно Солнышко и Крещение Руси в исторических материалах Президентской библиотеки

28 июля в нашей стране празднуется День крещения Руси, русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. В фондах Президентской библиотеки собрано множество исторических и исследовательских материалов, посвященных этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они рассказывают о крещении Руси не только как об историческом факте, но и раскрывают личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и его последствия для страны.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В. П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнес в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Первоначальной точкой, с которой и начался процесс обращения Руси в православную веру, принято считать 988 год – именно в этом году принял крещение князь Владимир, единодержавный государь, сумевший сильной рукой собрать многочисленные отдельные княжества под крылом Киева. 

Между тем еще до этого времени славяне уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принес на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся». После этих слов Апостол взошел на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в издании 1888 года «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории». Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.

Существует множество различных версий, почему князь Владимир отвернулся от веры предков в сторону учения Христа. Согласно одной из них язычество исчерпало себя для него. «Владимир не был закоренелым убежденным язычником; исповедания своей религии он не доводил до самоотвержения. Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твердого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), представленном на портале Президентской библиотеки.

Перед князем стояла нелегкая задача – выбрать религию для своей страны из четырех доминирующих на то время на территории Европы: магометанство, или ислам, западное христианство, иудаизм и греческое православие. Представители первых трех были отвергнуты по различным причинам, более всего Владимир проникся беседой с посланником Византии. «Грек рассказал князю с самого начала главные события Ветхого и Нового Завета до проповеди апостольской. Князь слушал со вниманием, иногда прерывая повествователя вопросами; новый мир открывался перед ним; и когда, наконец, грек, коснувшись  предсказания о кончине мира, развернул перед Владимиром ткань, на коей была представлена картина страшного суда, и объяснил ему, что стоящие одесную Господа проповедники идут в рай, а стоящие ошуюю грешники повержены в ад, князь воскликнул в волнении глубоком: «Добро этим одесную, и горе тем ошуюю», – так описывает судьбоносную встречу размещенное в фондах Президентской библиотеки издание 1900 года «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире». Как отмечается в этой книге, «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране «лучше служить Богу».

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать о  результатах той кампании: русским посланцам не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определен.

По примеру княгини Ольги Владимир не захотел креститься в Киеве, а решил принять веру от греков. Зная, какими упрямыми и гордыми бывают они в  ответ на просьбы, князь решил взять близлежащий  греческий город и уже на правах победителя просить греков о жене и о вере.  Подробный рассказ об этом походе изложен в книге А. Л. Бертье-Делагарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909). Кампания эта завершилась победой киевского князя, и в 988 году в соборе Святого Василия на центральной площади греческого города Корсунь (Херсонес Таврический) Владимир был крещен в православную веру.

Процесс крещения Руси занял не одно десятилетие, новая вера воспринималась людьми тяжело: «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском». Языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но со временем православная вера полностью укрепилась в России. «Этим она обеспечила развитие русской национальной культуры, создавшей единственный в истории образ народа-богоносца, который, сочетав в себе идеалы Востока и Запада охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет сказать миру свое слово – слово мировой правды», – такие слова прозвучали в 1915 году в речи доктора церковной истории С. Г Рункевича «Святой великий князь Владимир равноапостольный и суть его исторического значения».

Киевская русь — тест с ответами

1. Первобытные дохристианские религиозные верования, взгляды и обряды— это:

А магия;

Б язычество; +

В культ;

Г мифология.

2. Государственное объединение, в которое входили поляне, древляне и сиверяны, — это:

А Великая Булгария;

Б Дулибский племенний союз;

В Русская земля; +

Г Боспорское царство.

3. Вера в триединого Бога — Бога Отца, его Сына и Святого Духа, которая

стала государственной религией в Римской империи и Византии, — это:

А христианство; +

Б ислам;

В язычество;

Г магия.

4. Славяне, издавна живя племенами, время от времени объединялись

в значительно большие союзы — … :

А в человеческие стада;

Б государства;

В нации;

Г союзы племен. +

5. Датой основания города считают:

А I ст.;

Б III ст.;

В V ст.; +

Г VII ст.

6. Крещение Руси состоялось в:

А 960 г.;

Б 988 г.; +

В 888 г.;

Г 1000 г.

7. Ярослав Мудрый окончательно утвердился киевским князем в :

А 1016 г.;

Б 980 г.;

В 957 г.;

Г 1019 г. +

8. Съезд князей в Любече состоялся:

А 1097 г.; +

Б 988 г.;

В 897 г.;

Г 1007 г.

9. На северо-западе от Киева, на Восточной Волыни, жили племена:

А вятичей;

Б древлян; +

В уличей;

Г белых хорватов.

10. В приведенном перечне выберите племя, жившее на территории современной

Украины:

А словене;

Б тиверцы;

В кривичи;

Г дулибы. +

11. Территории которых восточнославянских племенных союзов были присоединены к

Киевской Руси времен князя Святослава?

А белых хорватов;

Б дулебов;

В вятичей; +

Г уличей.

12. Отметьте имя князя, при котором произошло крещение Руси:

А Владимир Мономах;

Б Владимир Великий; +

В Ярослав Мудрый;

Г Святослав.

13. Отметьте имя князя, который начал составление свода законов —

«Русской правды»:

А Ярослав Мудрый; +

Б Владимир Мономах;

В Владимир Великий;

Г князь Игорь Старый.

14. Обозначьте название страны, королевой которой была Анна Ярославна, дочь

Ярослава Мудрого:

А Франция; +

Б Германия;

В Польша;

Г Венгрия.

15. Отметьте имя киевского князя, на печати которого впервые появился

княжеский знак Рюриковичей — трезубец:

А Игорь Старый;

Б Святослав Игоревич; +

В Обладатель Большой;

Г Ярослав Мудрый.

16. Отметьте факт, что касается жизни и деятельности Ярослава Мудрого:

А унаследовал власть от князя Святослава;

Б во времена его правления построено Софийский собор в Киеве; +

В неоднократно устраивал походы против Византии;

Г по его приказу была сооружена Десятинная церковь.

17. Отметьте утверждение, которое соответствует действительности:

А славяне выращивали виноград, маслины, пшеницу, просо;

Б распространенными орудиями труда славян были рало, плуг, борона и

мотыга; +

В год у славян начинался в январе;

Г для чествования своих языческих богов славяне строили храмы.

18. Отметьте факт, что касается жизни и деятельности княгини Ольги:

А во времена ее правления у южных границ Руси впервые появились

печенеги;

Б заключила первый писаный сборник законов;

В во времена ее правления был построен Софийский собор;

Г впервые были установлены нормы налогов: уставы, уроки, дани,

оброки. +

19. Новая редакция «Русской Правды» — «Правда Ярославичей» предусматривала:

А отмена вотчинного землевладения;

Б запрет князьям и боярам выступать против князя;

В запрете самовольно (без княжеского суда) «мучить вонял»; +

Г уменьшение штрафов за нарушение законов.

20. Какое из приведенных ниже положений можно считать признаком государства?

А использование одного языка;

Б четко определенная территория; +

В передача власти по наследству;

Г признание соседями.

21. В чем заключалось значение принятия христианства на Руси?

А ухудшилось положение большинства населения страны;

Б ослабла центральная власть;

В произошел разрыв отношений Киевской Руси с другими странами;

Г было основано единое мировоззрение и единую идеологию для разно-племенного населения государства. +

22. Определите одну главную причин распада Киевского государства на удельные

княжества:

А превращения условного земельного владения на наследственное земель-не владения бояр и князей; +

Б отсутствие властного правителя;

В появление новых городов;

Г заключения браков с иностранными правителями.

23. Реформы княгини Ольги были вызваны:

А гибелью князя Игоря;

Б походами князя Святослава;

В восстанием древлян; +

Г внешней угрозой.

24. Форма государственного правления, когда вся полнота власти принадлежит одному

лицу, — это:

А монархия; +

Б федерация;

В республика;

Г метрополия.

25. Грамота хана Золотой Орды, выдаваемой князьям на управление землями, имела название:

А ясир;

Б ярлык; +

В улус;

Г ясак.

26. Войско у тюркоязычных народов, место пребывания ставки хана; впоследствии

название всего государственного образования — это:

а ярлык;

Бы баскак;

В полон;

Г орда. +

27. Князей с одного и того же рода, одного и того же происхождения — это:

А племя;

Б род;

В династия; +

Г братство.

28. На какой век приходится начало политической раздробленности Киевской

Руси?

А X ст.;

Б XI в.; +

В IX ст.;

Г XII века.

29. Какого года произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств

в одно государство?

А 1200 р.;

Б 999 г.;

В 1000 г.;

Г 1199 г. +

30. Когда состоялась битва на реке Калке?

А 1236 г.;

Б 1229 г.;

В 1223 г.; +

Г 1240 г.

Поделиться с друзьями:

Adblock
detector

Равноапостольный Великий Князь Владимир, в Крещении Василий, Просветитель земли Российской / Православие.

Com

Святой равноапостольный Владимир     

Святой великий князь Владимир, равноапостольный. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святителя Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972). Его мать, Малуша († 1001 г.), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе частичку загадочного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, по которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Крещение Руси.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен св. Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах под церкви, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной храмостроительной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь Василия Великого на холме, где находилась святыня Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем ​​в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором св. Константином как новая столица Римской империи, град Константина, посвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под св. Ольгой). Святитель Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святителя Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.

Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенской Десятинной церкви: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в их первоначальном виде, а также «Повесть о том, как во взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При св. Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит св. Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев с армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский († 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для продвижения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, чтобы помочь их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую ​​школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердой рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах и строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон († 1000 г.), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Помимо христианской проповеди, были и знаменитые Владимирские праздники. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна представлял тотальную угрозу историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святитель Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г. ) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.

Праздничное празднование святому равноапостольному Владимиру установлено при святом Александре Невском в память предстательства святого Владимира 15 мая 1240 года за помощь в одержании славной победы Невского над шведскими крестоносцами.

Но первое почитание святого князя началось на Руси несколько раньше. Митрополит Киевский святитель Иларион († 1053) в своем «Слове о законе и благодати», произнесенном в день памяти святого Владимира у гроба святого в Десятинной церкви, называет его «апостольским государем», подобно святому Константину. , а свою апостольскую евангелизацию Русской земли он сравнивает с евангелизацией святых апостолов.

OCA.org

Владимир I | Биография, достижения и факты

Владимир I

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 956 г.
Киев
Украина
Умер:
15 июля 1015 г.
Украина
Дом/Династия:
Династия Рюриковичей
Известные члены семьи:
отец Святослав I
сын Ярослав Мудрый

See all related content →

Vladimir I , in full Vladimir Svyatoslavich or Ukrainian Volodymyr Sviatoslavych , byname Saint Vladimir or Vladimir the Great , Russian Svyatoy Vladimir or Vladimir Veliky , (born г. 956, Киев, Киевская Русь [ныне в Украине] — умер 15 июля 1015, Берестова, близ Киева; день памяти 15 июля), великий князь киевский и первый христианский правитель Киевской Руси, чьи военные завоевания укрепили Киевской и Новгородской губерний в единое государство, чье византийское крещение определило курс христианства в регионе.

Владимир был сыном нормандско-русского князя Святослава Киевского от одной из его куртизанок и принадлежал к роду Рюриковичей, господствовавшему с 10 по 13 века. В 970 г. стал князем Новгородским. После смерти отца в 972 г. вынужден был бежать в Скандинавию, где заручился помощью дяди и победил Ярополка, другого сына Святослава, пытавшегося захватить Новгородское княжество. а также Киев. К 980 г. Владимир объединил Киевское царство от Украины до Балтийского моря и укрепил границы от набегов болгарских, балтийских и восточных кочевников.

Хотя христианство в Киеве существовало до Владимира, он остался язычником, нажил около семи жен, основал храмы и, говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями. В связи с волнениями, охватившими Византию, император Василий II (976–1025) обратился за военной помощью к Владимиру, который согласился в обмен на жену сестры Василия Анны. Договор был заключен около 987 года, когда Владимир также согласился на условие, что он станет христианином. Приняв крещение, приняв христианское отцовское имя Василий, он штурмовал византийскую область Херсонеса (Корсунь, ныне часть Севастополя), чтобы устранить окончательное сопротивление Константинополя. Затем Владимир приказал обратить в христианство Киев и Новгород, где идолы были брошены в реку Днепр после подавления местного сопротивления. Новое русское христианское богослужение восприняло византийский обряд на старославянском языке. История (восходящая от монаха XI века Иакова) о том, что Владимир предпочел византийский обряд литургиям германского христианства, иудаизма и ислама из-за его трансцендентной красоты, по-видимому, мифически символизирует его решимость оставаться независимым от внешнего политического контроля, в частности немцев. Византийцы, однако, сохранили церковный контроль над новой русской церковью, назначив в Киев греческого митрополита или архиепископа, который выполнял функции как легата Константинопольского патриарха, так и императора. Русско-византийская религиозно-политическая интеграция сдерживала влияние римско-латинской церкви на славянском Востоке и определяла курс русского христианства, хотя Киев и обменивался легатами с папством. Среди церквей, воздвигнутых Владимиром, была Десятинная в Киеве (по проекту византийских зодчих, освященная около 9 г.