Годы куликовская битва: Страница не найдена

Куликовская битва Победные и памятные Дни России

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы,  произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки.  Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил  в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них.  Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

 

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Дмитрий Донской. Куликовская битва

В XIV веке могущество Москвы окрепло, а Золотая Орда стала сдавать свои позиции. Москва отказалась платить ей ежегодную дань, за что ордынский хан Мамай решил наказать русских. В 1378 году он от­правил на Русь свои орды, однако они были разбиты московским князем Дмитрием Ивановичем, внуком Ивана Калиты. В 1380 году Мамай сам двинулся на Русь во главе нового, еще большего войска. Объеди­ненные силы русских встретились с ним у реки Непрядвы, притока Дона. Здесь произошло сражение, в результате которого армия хана Мамая была наголо­ву разбита.

Куликовская битва, известная и как Мамаево побои­ще, состоялась 8 сентября 1380 года. Название это идет от Куликова поля, расположенного между река­ми Доном, Непрядвой и Красивой Мечей в юго-западной части нынешней Тульской области. Русскими вой­сками командовал замечательный полководец великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович. Силы противников были примерно одинаковы — 100-150 тысяч от татар и столько же от русских.

Битва отличалась особой ожесточенностью.

По одну сторону находились люди, отстаивав­шие свободу и независимость родной зем­ли, своих любимых, родных и близ­ких, по другую — стяжатели, насильники и грабители. Сра­жение совпало со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

В этот день перед Донской иконой Божьей Матери воины присягнули биться до конца. Мамаево полчище было разбито и рассеяно, однако потери русских также оказа­лись значительными. Когда в 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш совершил набег на Москву, ее просто некому было защищать. Тохтамыш сжег город и вновь обложил Русь данью.

Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем) За родную землю.

Художник Н. Присекин

После Куликовской битвы, 8 ноября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского, игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский отслужил панихиду по защитникам Руси, павшим на Куликовом поле. С тех пор православные ежегодно поминают всех погибших воинов в субботу перед праздником Дмитрия Солунского. Она известна как Дмитриевская родительская суббота.

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.

Художник А.Д. Кившенко

Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе­дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер­гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой. Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы преподобный помолился с ними дал ему благословение, тот предрек Дмитрию победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия ободрительной грамоты, увеще­вавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил отца Сергия скрепить духовное заве­щание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.

Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов

Русский дружинник и хан Золотой Орды

В Куликовской битве великий князь Дмитрий Иванович проявил выдающийся полко­водческий талант, за что и получил почетное прозвище — Донской. В его правление Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение наследнику (Василию I) без санкции Золотой Орды. Куликовская битва оказалась решающей для укрепления самосознания рус­ских. Иго еще продолжалось, войска татаро-монголов еще захватывали русские горо­да и веси, но их уже не боялись и смело оказывали им сопротивление. Князя Дмитрия Ивановича в 1988 году Русская православная церковь причислила к лику святых. Полное объединение русских земель относится ко времени правления сына Ивана III Василия III (1505-1533). Тогда к Москве присоединились Псковская земля и Ря­занское княжество, у Литвы был отвоеван древний русский город Смоленск. Наше государство стало называться Россией. На ее территории, помимо русских, прожи­вали также удмурты, мордва, карелы, коми и другие народности.


Симеон ГордыйВасилий I Василий II

Назад

Следующий раздел

Президентская библиотека имени Б.

Н. посвящена годовщине Куликовской битвы

640 лет назад, 8 сентября 1380 года, произошла Куликовская битва — сражение между русскими войсками под объединенным командованием князя Дмитрия Московского и войсками Золотая Орда под командованием Мамая. Кровопролитная битва произошла на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на юго-востоке современной Тульской области.

На портале Президентской библиотеки представлена ​​обширная коллекция, посвященная этой битве, победа в которой имела огромное значение для русского народа. Она включает в себя разноплановые исследования и толкования древних источников, например, «Сказание о брани великого князя Димитрия Иоанновича Донского с нечестивым царем Мамаем…» (1835 г.) историка Николая Головина, «История похода Великий князь Димитрий Иоаннович Донской против Мамая…» (1824) и другие историко-биографические произведения — «Бег Мамая» (1881) писателя и историка Даниила Мордовцева, «О злых временах татарского княжения и Грозного Разгром Мамая» (1891) академика Константина Бестужева-Рюмина, «Дмитрий Донской» (1942) советского прозаика Сергея Бородина, а также художественные и графические материалы.

Итогом правления Ивана Калиты (1325-1340) стало значительное усиление позиций Москвы на северо-востоке Руси. 1360-е годы охватывают несколько одновременных событий: усиление Московского государства, закрепление вокруг него остальных земель и рост власти Мамая в Золотой Орде.

«Внук Калиты Димитрий Иванович был отроком, когда умер его отец. Он под руководством мудрых московских бояр сумел закрепить свое положение на престоле владимирских князей… Повзрослев, он стал проявлять недюжинное мужество и сознание. Задействовав объединенные силы северо-восточной Руси, он смело вступил в борьбу со всеми соперниками и врагами Москвы… Настал черед варваров-завоевателей Руси, татар», — писал в своем очерке известный историк Дмитрий Иловайский. «Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского» (1880).

В 1374 году московский князь отказался платить дань Золотой Орде и порвал с ней отношения. Мамай пытался заставить Московское государство возобновить платеж и посылал послов на переговоры, но они ничего не добились. В 1378 году он решил начать войну. Однако войско под командованием мурзы Бегича было полностью разбито на реке Воже русскими полками во главе с Дмитрием Ивановичем. Исход этого сражения доказал, что победа над восточным противником возможна.

«Идея исторической миссии Москвы — консолидировать русские силы для ликвидации татарского ига, давно вынашивалась русскими. Ко временам Дмитрия Иоанновича она стала неотложной задачей», — написано в книга «Куликовская битва и ее значение в истории русской государственности и русской церкви» (1880 г.) историка Михаила Кояловича.

Мамай хотел отомстить за поражение на Воже и восстановить свой авторитет, чтобы противостоять в борьбе со своим соперником ханом Тохтамышем за престол в Золотой Орде.

Дмитрий Иловайский констатирует, что, «…летом 1380 года в Москву пришла ужасная весть: Мамай встал со всей своей ордой и пошел на Русь. Он не довольствовался сбором всех татарских и половецких сил. Старый хан нанял отряды закаспийских мусульман, аланов, черкесов и воинов из Газарии (Крыма). Мало того, он вступил в союз с врагом Москвы великим князем литовским Ягайлом Ольгердовичем…». Мамай также заключил союз с рязанским князем Олегом, но оба союзника выжидали присматривают за собой.

От пленных Дмитрий Иванович узнал о готовящейся атаке и приказал собрать русские войска. «Великий князь Димитрий Иоаннович, узнав, что Мамай, хан новой Орды, собрал большое войско и идет войною на Русь, опечалился и с этим чувством… послал глашатаев к другим князьям и воеводам» , говорится в издании «Побежденный Мамай…» (1798 г.) подпоручика Ивана Михайлова.

Сбор российских войск был назначен на 15 августа в Коломне. «Русские люди радовались, глядя на русские войска, собравшиеся в Москве. Испытывали желание стравить силы с татарской ордой в чистом поле и окончательно разрушить ненавистное иго», — писал об этом Иловайский.

Дмитрий Иванович посетил игумена (игумена) Сергия Радонежского в Троицком монастыре, который благословил его, предсказал победу и отправил в бой двух монахов — Пересвета и Ослябю. После осмотра войск на Девичьем поле, 26 августа большое русское войско выступило из Коломны, чтобы остановить полчища Мамая. Вскоре она перешла Оку и 7 сентября подошла к Дону.

Михаил Коялович писал: «До Дона они дошли каким-то чудом, с открытым тылом и невредимыми флангами. Несмотря на трусость многих, они решили быстро перейти Дон, отрезав себе пути к отступлению».

В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска попытались опередить Мамая и построились для боя на правом берегу Дона. Мосты для возвращения были сожжены. Князь Дмитрий построил войско в обычном боевом порядке, но оставил в лесу резервный отряд. Сам Дмитрий сражался в одежде простого воина, передав свое царское платье и штандарт боярину Михаилу Бренок. Впоследствии Бренок погиб в бою, а Дмитрий был ранен.

Битва началась со знаменитой дуэли монаха Пересвета с ордынским воином Челубеем (Темир-беем), оба погибли.

В начале боя Мамай безуспешно атаковал центр и правый фланг русских. Затем он сосредоточил свои усилия на левом фланге, заставив его отступить. Затем наступил решающий момент битвы. Резервный отряд неожиданно ударил во фланг и тыл наступающей конницы Мамая. Эта атака решила исход битвы — татары отступили «… Тогда великий князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, заставили неприятельские полки отступить. Они стали бить и рубить бусорманов без пощады…» описывает Задонщину , памятник русской литературы конца XIV века, изданный Известиями Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности. Том. 6, выпуск 5 (1858 г.).

Куликовская битва имела большое историческое значение. Вот что говорит историк Николай Барсов в своей лекции «К пятисотлетию Куликовской битвы…» (1880 г.): «Покорение Казани и Астрахани, завоевание и заселение Сибири до Тихого океана, ликвидация крымской орды… успехи в Средней Азии, освобождение балканских славян — все это политическое и этнографическое распределение русского народа, которое берет свое начало с Куликовской битвы.Жизнь и сила народного сознания и единство являются причинами пробуждения порабощенной Руси и победы в битве».

 

1963h, «Повесть Софонии о русско-татарской битве на Куликовом поле», изд. Мутон, 1963

Из подсерии:

Опубликованные работы расположены в хронологическом порядке и пронумерованы в соответствии с библиографией Стивена Руди. Библиография была опубликована в 1990 году под названием «Роман Джейкобсон, 1896–1982: полная библиография его сочинений» и доступна в библиотеках Массачусетского технологического института. Чтобы найти конкретную публикацию и получить полную информацию о цитировании, обратитесь к опубликованной библиографии или гранкам, представленным во вставке 6. Материал этой серии был частично собран Якобсоном и Руди при подготовке к отдельным томам основного собрания работ Якобсона. , Избранные сочинения. Чтобы включить материалы, не включенные в «Избранные произведения», которые упорядочены по темам, расположение было изменено, чтобы отразить хронологический порядок библиографии Руди.

Все материалы, относящиеся к конкретной книге или статье, собраны вместе и расположены в следующем порядке: первое издание, копия или перепечатка статьи; более поздние издания, переводы и отредактированные версии Избранных сочинений; гранки; окончательные рукописи или машинописные тексты; Черновики; заметки; справочный и сопутствующий материал; родственная переписка. Хотя копии отдельных статей включены в сборник, тома, содержащие статьи Якобсона, а также книги Якобсона, были удалены из коллекции и добавлены в Техническую коллекцию архивов Института (конкретные записи см. в каталоге библиотеки Массачусетского технологического института).

В библиографии Руди о работах Джейкобсона перечислено почти 650 наименований, большинство из которых включены в эту коллекцию. Письма, самые ранние из которых относятся к 1916 году, ярко документируют интеллектуальное развитие Якобсона и его научный вклад в течение почти семидесяти лет.

В сборник вошли несколько статей, написанных Якобсоном еще в Советском Союзе в период с 1916 по 1920 год (вставка 7, папки 1–9). К 1920 году он переехал в Чехословакию и начал писать на чешском языке. Самые ранние примечания к статье, написанной Якобсоном, относятся к его первому значительному исследованию чешского стиха в 19 г.23, «О чешском стихе» (ящик 7, папки 27–34). Сборник содержит большую часть из 300 статей, которые он написал за девятнадцать лет своего пребывания в Чехословакии, в которых он затронул практически все темы, которые изучал за свою карьеру.

После приезда в Нью-Йорк в 1941 году Якобсон продолжал писать на чешские темы. Его первой статьей, опубликованной в Соединенных Штатах, было описание еврейской жизни и культуры в Праге, опубликованное на американском иврите в 1941 году (вставка 9, папка 47). Он написал несколько статей для нью-йоркской чешской газеты New Yorské Listy в начале XIX века.40с. Две из этих статей, «Чехословацко-скандинавская дружба» (1942г, вставка 9, папки 70–72) и «Задачи европейских ученых в Соединенных Штатах» (1942г, вставка 9, папка 76), были заново открыты, когда сборник обработанный.

Копии статей для чешских газет и публичных выступлений Якобсона в 1940-е годы подчеркивают его неизменную заботу о значении и ценности чешской культуры и ее гуманистических и демократических традиций. Эта работа завершилась публикацией Moudrost starých Čechu («Мудрость старых чехов») в 19 г.43 (ящик 9, папки 79–83 и ящик 10, папки 1–24).

На протяжении 1940-х годов в работах Джейкобсона часто всплывали политические вопросы. Статьи и выступления того периода демонстрируют его большую заботу об улучшении отношений между европейскими странами, а также между Европой и Соединенными Штатами (см. Опубликованные и неопубликованные работы, 1940-е годы).

К концу 1940-х Якобсон сосредоточился исключительно на лингвистических предметах. В 1948 г. он опубликовал вместе с Х. Грегуаром и М. Шефтелем «Жест князя Игоря» (1948б), крупное произведение на «Слово о полку Игореве». Его увлечение этим предметом на протяжении всей жизни хорошо задокументировано в дальнейших исследованиях по этому вопросу, опубликованных в 1950-х годах, и в многочисленных студенческих работах. К этим исследованиям прилагается обширный сопутствующий материал, включая комментарии других ученых, газетные статьи, переписку и фотографии (вставки 10–11). Несколько переводов поэмы на английский язык, в том числе перевод Владимира Набокова, можно найти в «Загадках «Слова о полку Игореве»» (1952e, вставка 11). Есть также ряд интересных писем, например, от советского школьного учителя, который вместе со своими учениками исследовал место битвы Игоря и прислал Якобсону фотографии этого места (вставка 11).

Другим хорошо задокументированным проектом являются «Исследования сравнительной славянской метрики» (1952f), в которых Якобсон проанализировал метрические константы и тенденции в десятисложных сербохорватских эпических произведениях и сравнил метрические формы народных песен и устных стихов на других славянских языках (вставка 12, папки 10). –28). Материал по этой теме 1930-х годов свидетельствует о длительном периоде прорастания, предшествовавшем многим работам Якобсона.

В 1952 году вместе с Гуннаром Фантом и Моррисом Халле Джейкобсон опубликовал «Подготовку к анализу речи» — крупную работу, в которой развилась идея отличительных фонематических признаков для всех языков (вставка 12, папки 30–46 и 2 большие папки). Эта работа явилась одним из результатов исследования Якобсона в Гарварде, которое было сосредоточено на описательном анализе русского языка (см. Гарвардский университет, вставка 2, папки 55–59).). Обширный справочный материал включает черновики и комментарии для изучения звуковых особенностей речи, рисунки и рентгеновские снимки для исследования русской артикуляции, а также обширный файл других работ по фонологии и морфологии. Также включен анонимный проект статьи о вкладе Якобсона в новые разработки в фонологии.

Письма и заметки Н. С. Трубецкого (1975h, ящик 123 и ящик 119b, папки 49–63) включают все оригинальные письма, написанные Трубецким Якобсону.

В 1976 году Джейкобсон написал вместе с Линдой Во «Звуковая форма языка» (опубликовано в 1979 году), ставшее кульминацией шестидесятилетних исследований и размышлений на эту тему. Работая над этой книгой на острове Оссабо, он собрал большую часть своего предыдущего справочного материала, который теперь приложен к материалам этой книги (вставка 25, папки 96–106; вставка 26, папки 1–55).

Точно так же большинство опубликованных и неопубликованных работ содержат интересные справочные материалы, сопровождающие тексты. Ниже приведены некоторые примеры.

«Лингвистика и поэтика» (1960d, вставка 14) включает рукописи статей других ученых (например, Айвора А. Ричардса), многие стихотворения, проанализированные очень подробно, обзоры и библиографии.

«Славянский ответ византийской поэзии» (1961e, вставка 14) содержит обширные примечания, организованные тематически (например, Постризины, Кирилл, Гомер, Богородица, Св. Климент).

Также богаты примечаниями и справочным материалом книги «Язык в действии» (1964e), «Грамматический параллелизм» (1966f) и «Гельдерлин-Кле-Брехт» (19).76и). Этот материал помогает осветить вдохновение Якобсона, развитие его идей и отношение его работы к работе других.

В конце раздела «Опубликованные произведения» находятся материалы, относящиеся к составлению «Избранных произведений» (коробка 30, папки 44–64), включая примечания о расположении каждого тома.