Перун идол: Капище Перуна на реке Реж. Деревня Таборы — Ураловед

С Перуном в сердце…Каким богам верят украинские националисты

Возведение языческих культов и атрибутики на уровне государственных структур в христианских и постхристианских странах является осознанной управляемой геополитической стратегией, считает доктор богословия Олег Трофимов*

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «НИ»

Недавно во многих украинских и российских СМИ прошла новость о том, что в городе Мариуполе – древнем греческом городе Святой Девы Марии, – где дислоцируется полк «Азов», был установлен языческий идол Перуна. Не глубоко ли это символично для всей Украины, как приговор «украинскому» христианству? Где крики о «неподобстві» укранско-бандеровских «церквей», борющихся «за справжні християнські моральні ідеали»? Почему молчат многочисленные и разнообразные «святые» секты-штунды? Мы не найдем острых фельетонов и не услышим слов осуждения ни от УГКЦ, ни от УПЦ КП, ни от УАПЦ, ни от РКЦ.

А вот когда из бюджета Одессы выделили деньги на реставрацию храма Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, то в «патриотических» и свидомых средствах массовой информации вышеперечисленных «церквей» началась настоящая истерика, не умолкавшая на протяжении нескольких месяцев, о «непатриотичности и не христианстве». А тут вдруг – глубокое молчание.

Вот что об этом событии сообщает пресс-служба полка «Азов»: «Идея создания и установки идола Перуна принадлежала командиру Первого батальона оперативного предназначения Мосе. Реализовал идею, т.е. создал образ Перуна из дуба, бывший боец полка «Азов» с позывным «Сильвер»».

Как рассказал Мосе, «образ Перуна был выбран не зря, так как Перун является покровителем воинов, а полк поддерживает свои исторические корни и чтит предков. Установка образа Перуна – это дань уважения украинской истории. Бойцы также оценили идею установки, предлагали помощь и сейчас с интересом подходят к установленному образу. Планируют не останавливаться на этом и продолжать реализовывать новые идеи, напрямую связанные с историей украинского народа и его верований».

Но более шокирующая пришла от заместителя командующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина:исповедующие славянское язычество военнослужащие ВСУ («Азов») принесли в жертву Перуну считавшегося ранее пропавшим без вести местного жителя.

Что же собой представляет полк «Азов»?

Подразделение специального назначения «Азов» (укр. Підрозділ спеціального призначення «Азов») – линейное подразделение специального назначения в составе воинской части № 3057 Восточного оперативно-территориального объединения Национальной гвардии Украины. Сформировано в мае 2014 года в Мариуполе из добровольцев «на основе гражданских формирований», под видом Патрульной службы милиции особого назначения Министерства внутренних дел Украины. В ноябре 2014 года было переведено в состав Национальной гвардии Украины.

По информации одного из бывших руководителей «Азова» Ярослава Гончара, начало батальону (позже полку) было положено 4 мая 2014 года, во время совещания депутата мариупольского Городского совета Александра Ярошенко, активиста Автомайдана Ярослава Гончара, народного депутата Украины Олега Ляшко, пресс-секретаря «Социал-Национальной Ассамблеи» Игоря Мосийчука и Дмитрия Корчинского. На встрече было решено объединить две группы – активистов Автомайдана и ультранационалистов («чёрных человечков») Мосийчука. Также в состав батальона вошли киевские «ультрас». Но, в сущности, все вышеперечисленные личности – это всего лишь пешки в большой игре олигарха Коломойского, который является спонсором «Азова».

9 октября 2014 г. министр МВД Аваков заявил, что принято решение о подготовке перевода полка особого назначения МВД «Азов» в состав Национальной гвардии Украины, с доукомплектацией специалистами и техникой, включая артиллерийский дивизион.

Полк официально получает вооружение в Министерстве внутренних дел и финансируется из бюджета государства. При этом основными источниками финансирования и снабжения полка техникой являются частные пожертвования, поддержка от волонтёрского движения, благотворительных фондов и помощь бизнесменов. По сообщению командира полка Андрея Билецкого, «Азову» изначально оказывал поддержку бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута (вообще-то, его и ему подобных заставили финансировать этот полк).

Андрей Билецкий, он же «Белый вождь» — командир «Азова» и депутат Верховной Рады

Нарушения прав человека и преступления, совершаемые личным составом «Азова», неоднократно привлекали внимание международной прессы и таких организаций как Управление ООН по правам человека.

Совсем не всуе я выделяю имя командира полка «Азов», поэтому немного расскажем о нем.

Андрей Евгеньевич Билецкий родился 5 августа 1979 г. в Харькове. Руководитель расистских и неонацистских организаций, таких как «Патриот Украины» и Социал-Национальная Ассамблея, входивших в организацию «Правый сектор» ( запрещена в России — ред). Идеолог «социал-национализма», бывший руководитель силового блока «Правый сектор-Восток». Прозвище Билецкого – «Белый вождь». В настоящее время он является внефракционным депутатом Верховной Рады Украины VIII созыва.

«Белым вождем» Билецкий называется не зря, это связано с исповеданием им язычества. Под его шефство попала языческая община «Родобожие», поклоняющаяся многочисленным славянским богам и практикующая индуистские верования. Билецкий, пользуясь своим положением депутата, добивался ее регистрации.

В славянском языческом культе жертвоприношения занимали отдельную строку, разделяясь на кровавые и бескровные. Ладе – богине весны – обычно приносили цветы и ягоды, а в качестве жертвы Перуну – богу войны – обезглавливали петухов или убивали человека. Некоторые историки и археологи, например, Борис Рыбаков, приводят ряд доказательств человеческих жертвоприношений, включая свидетельства современников. К примеру, в «Повести временных лет» говорится о принесении в жертву юноши, судьбу которого определил жребий. Вот и в наше время в жертву языческим богам приносят человеческие жертвы, мы уже видим подобное на Донбассе.

Но зачем вроде бы христианским церквям поддерживать это нехристианское сообщество?

А все по тому же принципу: «аби не як у москаля», или «ты против кого дружишь?». Хотя понятно, что эта «дружба» и поддержка впоследствии обернутся против самих же кормителей. Политические воззрения и национализм сегодня стали новой религией Украины. Такое положение дел в церковной среде уже давно было осуждено как ересь этнофилетизма, суть которой заключается в предательстве Евангельских истин и канонов Церкви в угоду этническим и политическим интересам. Далее будет происходить естественный эволюционный процесс перехода в открытое антихристианское (оппозиционное ему) язычество.

Видя особую жестокость «Азова» по отношению к жителям Донбасса, «церкви» УГКЦ и УПЦ КП стали делать на него ставку для зачистки от нераскольнического и некатолического населения. Они стали славить востребованных «героев – патриотов» «Азова». Была развернутая широкая пиар-кампания по популяризации этого полка. Для «Азова» массово собирали гуманитарную помощь, в греко-католических епархиях создавались волонтерские центры помощи полку, в Украине работала целая армия греко-католических волонтеров и раскольников из УПЦ КП. Для подтверждения своей преданности «украинскому патриотизму» и чтобы получить определенные дивиденды, ряд депутатов, священников, даже епископов УГКЦ и УПЦ КП и сектантских пастырей неопротестанских толков одевались в военную форму и надевали знаки отличая «Азова», делая многочисленные, как сейчас говорят, селфи в зоне АТО.

В истории уже был прецедент сотрудничество церквей на почве национализма. Рассмотрим это вопрос подробно в контексте современной религиозной ситуации на Украине и в фашистской Германии в предвоенные 30-х годы.

После прихода к власти руководство Национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. – NSDAP, рус. – НСДАП) вынуждено было считаться с наиболее влиятельными в Германии Католической и протестантскими Церквами. Попытки включить их в орбиту официальной политики унификации, согласно которой все сферы общественной жизни Германии подлежали подчинению новой идеологии, сопровождались публичными заявлениями о том, что новое правительство ставит своей целью создание благоприятных условий для религиозной жизни. (Давайте вспомним, что после развала СССР на Украине также провозглашалась «свобода вероисповедования»).

Конфликт, возникший затем в среде немецких церквей, только отчасти был конфликтом между Гитлером и христианством. Его тщательно подготавливали, формируя общественное мнение с помощью манипуляци, подменяя религию христианства новой религией – религиозным национализмом, идеей Третьего царства (Рейха). Германские церкви добровольно приняли фашистский национализм того времени. И только меньшая часть паствы, отдельные смелые пастыри заявляли протест.

В 1932 г. внутри Лютеранской церкви образовалось пронацистское движение «Немецкие христиане». Победив на выборах, движение провозгласило себя «Евангелической церковью германской нации», призванной явить миру «германского Христа деиудаизированной Церкви». На Украине, конечно же, украинский Христос в вышиванке, так как он галилеянин, то есть с Галичи!

Украинский Христос в новой иконографии

«Немецкие христиане» рьяно взялись за то, чтобы Церковь отвечала запросам нацизма. Они одобрили отмену власти отдельных округов и объединение всех протестантов в Церковь рейха, как в единую и сверхнациональную Церковь.

О, как это похоже на нынешнюю Украину: «Бог и Украина понад усе!» – и на дерусифицированные и декоммунизированные «церкви» УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ.

Но в украинском варианте этот план еще не воплотился. Это связано с особенностью менталитета народа, который выражен в поговорке: «где два украинца, там три атамана». Хотя множество церковных расколов тоже входит в план создания «рейха антихриста».

Еще более враждебно, чем к протестантству, руководители НСДАП относились к католицизму. 20 июля 1933 г. по предложению Гитлера был заключен конкордат с Ватиканом, гарантировавший неприкосновенность католической веры, сохранение прав и привилегий верующих при исключении политического влияния Церкви. Но, хотя часть высшего духовенства Католической Церкви и «зиговала» вместе с фашистами, ей это не помогло.

Зигование не спасло тысячи священников от концлагерей и преследований фашистов

Вскоре началась ликвидация католических общественных организаций, закрытие приходских школ, конфискация церковной собственности. В 1937 г. НСДАП официально объявила о массовом выходе своих членов и сторонников из Католической Церкви.

Вообще-то, подобное ожидает в будущем и пробандеровские церкви, и прикрыться патриотизмом («я неньку Укріїну люблю и українського Христа») уже не получится, все именно к этому и идет.

Какой представляло себе Германию гитлеровское правительство, ясно видно из тридцати пунктов программы «Национальной Имперской Церкви Германии» (НИЦГ), написанной во время войны Розенбергом, откровенным язычником, который среди других учреждений содержал и организацию «Представителей Фюрера по всеобщему интеллектуальному и философскому образованию и инструктажу национал-социалистов».

Аналогичную роль на современной Украине играет депутат Андрей Билецкий. Представьте себе, что в НИЦГ идет речь о «национальных церквях» УГКЦ, УАПЦ, УПЦ КП (филаретовцах). Некоторые из пунктов программы весьма выразительны:

1. «Национальная Имперская Церковь Германии категорически утверждает свое исключительное право и исключительную силу контролировать все церкви в пределах границ Рейха: она объявляет их национальными церквями Германской Империи (аналог НИЦГ на сегодня – это УПЦ КП и УГКЦ, которые должны поглотить другие церкви – Авт. ).

2. В Национальной Имперской Церкви Германии должны выступать ораторы Национального Рейха (С этим на Украине уже все в порядке – Авт.)

3. Национальная Имперская Церковь Германии требует немедленной остановки публикации и распространения в Германии Библии. (Пока еще с этим на Украине не справились, но все еще впереди, ведь если идет война с ленточками, то почему не жечь и книгу? – Авт.)

4. Национальная Имперская Церковь Германии заявляет, что для нее и, следовательно, для всей немецкой нации решено: книга фюрера«Майн Кампф» является величайшим из всех документов. Она не только содержит величайшее, но и наполняет чистой и правдивой этикой настоящую и будущую жизнь нашей нации. (И на сегодняшней Украине эта книга распространяется теперь без запрета – Авт.)

5. Национальная Имперская Церковь Германии очищает свои алтари от всяких распятий, библий и изображений святых (На Украине очищают храмы от «московских святых» – Авт. ).

6. … слева от алтаря должен быть изображен меч.

7. …христианские кресты должны быть убраны из всех церквей, соборов, часовен… они должны быть заменены единственным непобедимым символом, свастикой (Вот почему сейчас на Украине происходит реабилитация Гитлера, его книги и фашистской символики – Авт.).

Определенные силы в НСДАП проводили эксперименты по дехристианизации крестьянства путем внедрения языческих обрядов. Руководители нацистских организаций на селе вначале получали приглашения на антихристианские собрания, затем последовало принуждение к выходу из церковных общин (это же сейчас массово практикуется по отношению к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). Свастика, как языческий символ, связанный с культом солнца и огня, знак победы и удачи, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения.

Особое внимание уделялось антицерковному воспитанию молодежи в рядах гитлерюгенда (см. видео языческой клятвы батальона «Азов» https://youtu.be/25eItdhyGoM). Сейчас в патриотических детских лагерях на Украине прививают язычество под видом патриотизма.

Националисты готовят смену…

С 1939 г. в антицерковную борьбу активно включилось Главное управление имперской безопасности (РСХА). Вошедшее в его состав гестапо имело «церковный отдел», осуществлявший надзор за деятельностью религиозных организаций. Службы безопасности были нацелены на разрушение церковных структур, «атомизацию» конфессий и тотальный контроль над всеми проявлениями религиознойжизни.

Аналогичной структурой на Украине является Министерство культуры, возглавляемое греко-католиком и русофобом Евгением Нищуком. Ему принадлежат открыто нацистские и расистские заявления о жителях Донбасса, как например, о «не имеющих генетики» и т.д.

Евгений Нищук в языческом «прикиде»

30 января 1939 г. на заседании Рейхстага Гитлер заявил, что не может быть сострадания к преследуемым служителям Церкви, так как они выражают интересы врагов германского господства (и это все тоже идентично происходящему сегодня на Украине: УПЦ МП – Церковь врага-агрессора!).

В Германии и в захваченных странах Европы конечной целью было создание (после победоносного окончания войны) религии, построенной на принципах нацистской идеологии. Для ее достижения принимались меры по расколу и разрушению существовавших Церквей.

Вот почему и на Украине сейчас поощряют различные расколы и секты. Пробандеровски настроенные «церкви» поддерживают совсем не для того, чтобы они стали самобытными, а для того, чтобы они явились «гноем-удобрением» для языческой почвы.

Несмотря на то что украинская «небесная сотня» культивируется пробандеровскими «церквями» как христианская жертва, и даже более того, ее «героев» готовятся канонизировать как христианских «святых мучеников», вся история с ее превозношением является полной калькой сакральной языческой жертвы мюнхенского «Пивного путча» 1923 г. В Ужгороде «епископом» УПЦ КП Кириллом (Михайлюком), о котором мы уже говорили, была предпринята попытка построить храм в честь «Святой небесной сотни».

Мы видим сегодня, кто в качестве исполнителя продвигает этот неоязыческий заказ, через те же, якобы христианские, «церкви». За ними и процессом дехритинизации страны стоит антихрист.

Перун. Предания русского народа

Перун

Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень, украшенный рубинами и карбункулом, наподобие пылающего Перуна, то есть стремящейся молнии, огонь горел пред ним беспрестанно; храм его был в Киеве над Бурычевым потоком на высоком холме, также и в Новгороде; в жертву приносили ему волов, а иногда и пленников. При сокрушении идолов, киевский, сего бога истукан брошен был в Днепр и ниже порогов выкинут ветром на берег, от чего и прозвалось то место доныне Перунова гора. Другой же или сей идол, когда тащим был в Днепр и биен палками, испускал тяжкое вздыхание о своем сокрушении, то и прозвали то место, по которому влачим он был, Чёртово беремище; брошенный болван поплыл вниз, а идолопоклонники, не просвятившиеся еще святым крещением, шли за ним по берегу, плакали и кричали: «Выдибай, наш государь, боже, выдибай!» — то есть выплыви или выдь из реки, и будто бы идол тот, послушав гласы их, вышел на берег, от чего и прозвалось место то Выдубичи, однако крестившиеся славяне бросили его опять с камнем в воду. Таким же образом новгородский Перун, когда тащили его в Волхов, закричал: «Горе мне, впадшему в руки жестоких и коварных людей, которые вчера почитали меня как бога, а теперь надо мною так ругаются!»; потом, когда бросили его с моста в реку, то поплыл вверх и, выбросив на мост палку, вскричал «Вот что вам, новгородцы, в память мою оставляю!»; сие было причиною, что чрез долгое время новгородцы имели обыкновение по праздникам, вместо игры и увеселения, в честь сему идолу биться палками.


Перун

Абевегарусских суеверий»)

Перун

Перун
Каприще «збручского идола» Рисунок архитектора Д. П. Сухова. 1945 г.Главнейший бог славянского пантеона, основной бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для

ПЕРУН

ПЕРУН
Лунный ворог побежденный
Еле светится внизу.
Бог Перун на мир смущенный
мечет светлую грозу.
С. М. Городецкий. Перун, 1907
Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,

2. СОВЕТСКИЙ ПЕРУН

2. СОВЕТСКИЙ ПЕРУН
Язычество в потоке советской политики.
Очень важной для начала XX в. в изучении языческой религии в России была методологическая переориентировка — перенос центра исследовательских интересов с истории на этнографию и археологию. Это четко выразил

1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ

1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ
Что в долине утеряно, в горах найдется.Акакий

18. Перун, Перунова

18. Перун, Перунова
Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн. Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун — в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер — в «Mater Verborum», Пероун — в

Перун

Перун
Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,

Перун

Перун
Найвиразніше з усіх поганських богів України зарисовується в нашому уявленні бог лискавки-грому — Перун. В Густинському літопису говориться, що Перун був найстаршим з богів; його зображували в виді чоловіка з дорогоцінним каменем у руках і йому, як головному богові,

Перун Сварожич

Перун Сварожич
Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего

Перун

Перун
Один из главных богов древних славян, означает светоносное начало; божество грома и молнии. Огонь был священной принадлежностью богослужения Перуну; само слово «перун» на многих языках означает огонь. В Киеве и Новгороде перед идолом Перуна горел негасимый огонь

Перун

Перун
И хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч!
Сергей Городецкий, «Перун»
Перун (Перен, белорусс. Пярун, словацкое Паром и т. д.) – пожалуй, самое известное Божество славян – хотя бы по пушкинскому «покорный Перуну

Славянский Бог Войны и Грома – Atlas Mythica

Также: Пером; Перон; Пиккер; Пиорун; Пьерун бог грома и дождя, известный как Перконис в Пруссии, Перконс в Латвии, Перкунас в Литве, Перусан в Болгарии, Перон («проклятие») в Словакии и Перун в России и Чехии.

Перун, славянский бог, оседлавший грозу

Его имя, возможно, связано с именем Паранджанья, эпитетом индуистского бога грозы Индры.

Силы и место Перуна в славянской языческой мифологии

Главным богом язычников-русов был Перун, чей деревянный идол, поставленный князем Владимиром на холме перед своим дворцом в Киеве в 980 году, имел серебряную голову и золотую бороду.

Дядя Владимира, Добрыня, поставил аналогичный образ в Новгороде на реке Волхове или у озера Ильмень, вокруг которого горели шесть вечных огней. Жители города приносили жертвы этой статуе Перуна.

Перун, считавшийся владыкой вселенной, жил на небе и имел абсолютную власть над погодой. Когда он был зол, он вызывал грозы и посылал молнии, чтобы поражать людей, которые его обидели. Перун и два других древних бога, Хорс и Макошь, вместе образуют троицу.

Окаменелости белемнита, образовавшиеся вокруг стреловидной внутренней кости существа, похожего на каракатицу, традиционно рассматривались теми, кто их находил, как снаряды, брошенные Перуном, и поэтому их называли «громовыми стрелами».

Молнии Перуна также считались могущественным символом плодородия, потому что считалось, что они пробуждают землю весной от мертвого зимнего сна.

Бог войны, защитник воинов

Бог войны и грома. Считалось, что Перун едет по небу в железной колеснице, запряженной огромным козлом, и несет лук и стрелы, а также тяжелую дубину. , копье и боевой топор, который всегда возвращался в его руку после того, как был брошен.

Покровитель солдат, бог мог даровать победу тем, кого любил. По этой причине, когда заключались военные или торговые договоры, именно своими обнаженными мечами и Перуном русские клялись держать свое слово.

Бог, который соблюдает договоры и губит нарушителей

Перун пользовался большим почетом у русских. Его именем они клялись не нарушать своих договоров с другими народами, и когда князь Игорь собирался заключить договор с византийцами в 9 г.45, созвал он послов утром и удалился с ними на холм, где стояла статуя Перуна.

Сложив доспехи и щиты, Игорь и те из его людей, которые были язычниками, принесли торжественную клятву перед богом, в то время как русские христиане сделали то же самое в церкви св. Илии (Ильи), формула направлена ​​против тех, кто должен нарушают договор существо:

«Пусть никогда не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна; пусть у них никогда не будет защиты от своих щитов; пусть они будут уничтожены их собственными мечами, стрелами и другим оружием; и пусть они будут рабами во все времена».

Поклонение Перуну, жертвоприношения и празднества

Очень эксклюзивное божество, Перун не имел жрецов, его обряды совершались князьями и военачальниками. Однако простонародье считало его необходимым для своего повседневного существования, ибо без его вмешательства каждое утро Тьма держала бы Солнце пленником в камере, дверь которой была неприступна для всего, кроме молнии Перуна.

Петухов и других животных приносили в жертву Перуну, также были распространены человеческие жертвоприношения в его честь. Одним из зарегистрированных примеров последнего был викинг, живший в Киеве, которого Владимир I выбрал в жертву после успешного набега. Викинг-христианин отказался быть вотивным для языческого бога, но тем не менее был принесён в жертву, как приказал Владимир I.

В дохристианские времена Перуна особенно чтили на весеннем празднике, когда молодые девушки танцевали до смерти в его честь — обычай, который позже стал источником вдохновения для Стравинского «Весна священная». Со временем обряд был изменен и превратился в церемониальный хоровод, в котором принимали участие все девственницы деревни или группы кочевников.

Во многих древнерусских рукописях XII, XIV, XV, XVI веков Перун упоминается в связи с другими славянскими божествами, такими как Хорс, Волос, Вила, Род, Розаница, но ничего достоверного о его поклонение.

Христианство заменяет культ Перуна

В 988 году, когда Владимир I принял политическое решение принять христианство в рамках договора с византийским императором Василием II, Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов.

Избиение и уничтожение статуй и идолов Перуна

Статую Перуна, стоявшую у дворца Владимира I в Киеве, привязали к хвосту лошади и стащили к ручью, где двенадцати мужчинам приказали бить ее металлическими прутьями.

Статую Перуна били не потому, что считалось, что дерево чувствует боль, а потому, что демон, обманувший людей, должен быть посрамлен. Наконец, статую бросили в воды Днепра.

Когда идола несли на Днепр, плакали язычники, ибо еще не были крещены; но когда его, наконец, бросили в реку, Владимир дал команду: «Если остановится, толкнуть его от берега, пока не минует пороги; тогда оставь это ».

Этот приказ был выполнен, и не успел идол пройти через пороги, как был брошен на пески, которые после того времени стали называться «Песками Перуна» (Перунья Рен).

На месте статуи Владимир построил церковь в честь Василия Блаженного; но только в конце одиннадцатого века поклонение Перуну окончательно исчезло с земли.

Так же языческие идолы Новгорода были уничтожены архиепископом Акимом Корсуняниным в 989 году, и вышло повеление низвергнуть Перуна в Волхов.

Связав образ веревками, они протащили его по тине к реке, били палками и заставляли демона кричать от боли.

Утром человек, живший на берегу Подбы (ручейка, впадающего в Волхов), увидел, что идол плывет к берегу, но оттолкнул его шестом, сказав: Перун, презрительно-уменьшительное], ты наелся и напился; иди с тобой!

Хотя христианство было новой официальной религией в России, христианским миссионерам было чрезвычайно трудно искоренить поклонение этому царю богов.

В Новгороде его, по-видимому, терпели и в христианскую эпоху, поскольку записи свидетельствуют о том, что статую Перуна ежегодно торжественно секли, чтобы избавить ее от демонических сил.

Замена Перуна святым Илией

В других областях Перун был просто слит с пророком Илией — или Ильей, как его называли на Руси — потому что, согласно Ветхому Завету, Илия разделял многие силы Перуна, в том числе способность вызвать дождь или огонь с небес.

Из-за этого слияния некоторые говорят, что Перун стал Ильей Муромцем, богатырем [славянский эквивалент странствующего рыцаря], хотя отдельные легенды о Перуне и Илье Муромце, по-видимому, возникли бок о бок.

В христианский период поклонение Перуну было перенесено на св. Илию (Илью); и, как мы уже видели, Нестор рассказывает, как русские христиане присягали в церкви св. Илии, а язычники клялись Перуном.

20 июля Ильин день с большим почтением соблюдается в России и по сей день; кое-где еще держатся древнего обычая готовить пир и закалывать быков, телят, агнцев и других животных после освящения их в церкви; и считается большим грехом не участвовать в таких пиршествах.

Сербы называют святого Илию Громовником или Громовитом («Громовержцем») и молятся ему как подателю хороших урожаев. У южных славян наиболее благоговейно празднуется Тлиево, Тлинден («День святого Илии»); ни один мужчина не работает в поле в то время, и ни одна женщина не думает ткать или прясть.

Тот, кто посмел трудиться тогда, разгневал святого Илию и не мог ожидать от него помощи в уборке урожая; напротив, святой убьет его своей молнией.

В Родопах праздник проводят на высокой вершине, убивают быка или корову и готовят к торжественному пиру. Все это, несомненно, не что иное, как пережиток пиров, которые задолго до этого устраивались в честь Перуна.

Происхождение имени Перун

Слово «Перун» происходит от корня per- («наносить удар») с окончанием -un , обозначающим деятеля действия; и имя очень подходит тому, кто считался творцом грома и молнии, так что Перун был, в первую очередь, богом-громовержцем, «Громовержцем», подобно Зевсу греков. Название может также относиться к колоколам, поскольку для воспроизведения звука с помощью колокола требуется «ударить».

Старая болгарская версия романа об Александре на самом деле передает греческого Зевса как Перуна; а в апокрифическом «Диалоге трех святителей» Василия на вопрос «Кем сотворен гром?» отвечает, «Есть два ангела-громовержца: грек Перун и иудей Хорс» , тем самым ясно указывая на первого как на виновника грома.

Хотя история свидетельствует только о том, что поклонение Перуну существовало у русских, тем не менее, есть данные, свидетельствующие о том, что оно было известно и у других славян, причем наиболее важным доказательством является тот факт, что слово перун является очень распространенным термином. для грома (pjeron, piorun, parom и др.).

Места и другие божества, названные в честь Перуна

Кроме того, многочисленные местные имена в славянских странах напоминают нам о Перуне.

В Словении есть Perunja Ves и Perunji Ort; в Истрии и Боснии многие холмы и горы носят имя Перуна; в Хорватии есть Перуна Дубрава, а в Далмации гора по имени Перун; в то время как Perin Planina встречается в Болгарии.

Местные названия, такие как Перуний и Пёрунов в Польше, Перунов Дуб в Малороссии или Перун и Перон у эльбских славян, являются еще одним доказательством того, что не только имя, но и почитание Перуна было известно в этих краях.

Считается даже, что некоторые наименования языческих божеств эльбских славян, как, например, Поренуций, Проне, Провен и др., могут быть тесно связаны с Перуном, являясь, по сути, лишь искажениями первоначального имени, вследствие иностранные хроники; и в этой связи следует обратить особое внимание на упоминание Гельмольдом огромной дубовой рощи на пути из Старгарда в Любек как священной для бога Провена.