Характерные черты экономики брежневского периода: Советская экономика периода 1964–1982 гг.: развитие или стагнация?

Особенности экономического развития социалистического общества в условиях эпохи сталинизма

  1. Введение.

За 30 лет
после смерти Сталина, «социалистическая экономика» была
стремительно доведена до полного состояния коллапса. Экономика
Сталина, сумевшая выстоять в войне против всей Европы, за
30 лет при Хрущёве и Брежневе, опустилась до состояния сырьевого
придатка Запада. К этому времени, чтобы скрыть свою деятельность по
разрушению сталинского хозяйства (а высшее руководство в отличии
Хрущева и Брежнева прекрасно понимало, что оно вытворяет и куда тащит
социалистическую экономическую модель), придумали замечательную
легенду о том, что в той же Войне советский народ побеждал, прежде
всего, из-за «чуткого руководства Коммунистической Партии, а не
благодаря более эффективной экономики, работавшей на благо всех
граждан страны. Вот тут и началось оплевывание той самой
«сталинской», «социалистической»,
«командно-административной», да ещё и «плановой»
экономики. В представленной работе хотелось бы коснуться и с
глубочайшим осознанием затронуть многие вопросы, касающиеся
сталинской экономики.

  1. К
    вопросу о характере экономических законов при социализме.

Товарищ
Сталин в своих доктринах излагал мысли, касающиеся противоборства
концептуальных вопросов о законах экономики и
марксистско-ленинистского воспитания новых трудовых кадров. Он
пытался отразить принципы различного рода путей развития
политико-экономических связей в период зарождения принципиально
нового экономического строя. На первый взгляд влияние рабочего класса
на политическую обстановку в стране кажется не столь значительным,
как это оказывается на самом деле. В ряду торгово-значимых
экономических действий развитие и обучение новых специализированных
кадров является принципиально модернизирующим витком в структуре
пятилетнего плана страны.

Основываясь
на представленной работе Товарища Сталина не сложно сделать вывод об
объективности законов, отражающих экономическое положение в жизни
страны. На пути социалистического развития необходимо выделить
несколько основных этапов торгово-экономического роста: ограничение
сферы действия тех или иных экономических законов; обеспечение
достаточного марксистского воспитания молодых кадров; систематическое
повторение так называемых «общественных» истин в ряду
формирования классово-трудовой принадлежности.

Взгляды
Энгельса на вопрос экономического развития носят весьма условный
характер. Это объясняется его работой, которая носит название
«Анти-Дюринг». Товарищ Сталин объясняет основные
положения данной работы так: «Как
видно, формула Энгельса говорит отнюдь не в пользу тех, которые
думают, что можно уничтожить при социализме существующие
экономические законы и создать новые. Наоборот, она требует не
уничтожения, а познания экономических законов и умелого их
применения
».


Важно отметить, что Товарищ
Сталин не считал нужным отвести «особую» роль Советской
власти в деле построения социализма, так как она якобы дает ей
возможность уничтожить существующие законы экономического развития и
«формировать» новые.

Наряду с
этим «особая» роль Советской власти объясняется двумя
обстоятельствами: во-первых, тем, что Советская власть должна была не
заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых
революциях, а ликвидировать всякого рода эксплуатацию; во-вторых,
тем, что ввиду отсутствия в стране каких-либо готовых задатков
социалистического хозяйства, она должна была создать на неосвоенном
месте новые, социалистические формы хозяйства.


  1. К вопросу о товарном
    производстве при социализме.

Товарное
производство при Сталине набирало обороты, соответствующие прогрессу
индустриального общества. Необходимой частью развития
аграрно-промышленного сектора являлось накопление и реализация
полученных в ходе товарного производства знаний и умений.
Конкурентоспособность в экономике Советского Союза играла одну из
важнейших ролей в определении единства производственного сектора. Вся
производительная структура была полностью монополизирована.

Товарооборот
в своей общей ходовой части приходился большей частью исключительно
на долю рабочего населения. Шло развитие внутри торговых отношений.
Крайней точкой рыночного развития являлось товарное производство,
главной целью которого в совокупности своей было освоение новых
приемов и методов, наряду с отказом от старых идеалов.

На фоне
развивающихся производственных сил потребность в ликвидации товарных
форм производства является нецелесообразной. Исходя из этого вполне
вероятно предположить, что капиталистическое производство не должно и
не имеет право смешиваться с товарным. Немалую толику во всем этом
играет фоновое значение борьбы новых понятий товаропроизводства со
старыми положениями вещей в социалистической стране. Советский Союз в
экономическом контексте мог терпеть это несоответствие до известного
времени, но очевидно в конце 40-ых – начале 50-ых гг. пришло
время, когда руководство страны должно было, наконец, ликвидировать
это несоответствие.


Следовательно, товарное
производство социалистического государства представляет собой не
обычное товарное производство, а товарное производство весьма особого
рода, то есть товарное производство без капиталистов, которое имеет
дело в основном с товарами объединенных социалистических
производителей. Важно, что сфера действия такой модели производства в
совокупности ограничена предметами личного потребления.


  1. К вопросу о законе
    стоимости при социализме.

При
изучении критериев, которые контролировали всю торгово-реализационную
сферу социалистического общества сталинского времени, необходимо
отметить жесткий подход к удержанию баланса в области товарного
обращения через куплю-продажу. Но здесь необходимо подчеркнуть, что
действия закона стоимости не ограничивались исключительно сферой
товарного обращения. Они распространялись также и на производство.
Правда, закон стоимости не имел регулирующего значения в тогда
существующем социалистическом производстве, но он все же
воздействовал на производство, и этого нельзя не учитывать при
изучении путей руководства производством. Это обстоятельство
воспитывало наших коммунистических хозяйственников в духе
рационального ведения производства и оказывало дисциплинирующее
воздействие на них. Положительной стороной являлось и то, что наши
хозяйственники стали считать производственные величины, считать их
точно и так же точно учитывать реальные вещи в производстве.
Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что наши
социалистические хозяйственники и плановики, за немногими
исключениями, плохо были знакомы с действиями закона стоимости, не
изучали их и не умели учитывать их в своих расчетах. Этим собственно
и объясняется та неразбериха, которая царила в СССР в вопросе о
политике цен.


Ценовое регулирование при
Сталине было поставлено в определенные рамки, которые оказывали
влияние на определение политики торгово-экономических отношений в
стране. Важно отметить, что отсутствие частной собственности на
средства производства и обобществлении этих средств производства как
в городе, так и в деревне, не могут не ограничивать сферу действия
закона стоимости и степень его воздействия на производственную сферу.
Как говорил сам товарищ Сталин: «Этим,
собственно, и объясняется тот «поразительный» факт, что,
несмотря на непрерывный и бурный рост нашего социалистического
производства, закон стоимости не ведет нас к кризисам
перепроизводства, тогда как тот же закон стоимости, имеющий широкую
сферу действия при капитализме, несмотря на низкие темпы роста
производства в капиталистических странах, — ведет к периодическим
кризисам перепроизводства.


Стоимость, как закон
стоимости, есть историческая категория, связанная с существованием
товарного производства. С исчезновением товарного производства
исчезнут и стоимость с ее формами, и закон стоимости
».


Развитие производства,
тяжелой и легкой промышленности в условиях социализма наглядно
показал, что закон стоимости не может и не должен быть ведущим
рычагом, своеобразным «регулятором пропорций» в деле
распределения труда между различными отраслями производства и
производственного хозяйства.

  1. К
    вопросу об уничтожении противоположности между городом и деревней,
    между умственным и физическим трудом, а так же к вопросу о
    ликвидации различий между ними.

В
социалистическом обществе одной из первых задач, которую необходимо
было решить товарищу Сталину, являлась проблема уничтожения границ
между промышленными городами и рабочими деревнями, которые являлись
рычагом экономического развития СССР. Крестьянство относилось к
урбанизированным городам предвзято, что непосредственно провоцировало
между ними конфликты. При этом важно отметить тот неопровержимый факт
эксплуатации городами деревень на благо собственного экономического
развития. Поэтому противоположность между городом и деревней при
капитализме нужно рассматривать как противоположность интересов. На
этой почве возникло враждебное отношение деревни к городу и вообще к
«городским людям».


Безусловно,
социалистическая модель экономического развития не могла и не должна
была допустить этой пропасти между городом и деревней. Несомненно,
что с уничтожением капитализма и системы эксплуатации, с укреплением
социалистического строя в коммунистической стране должна была
исчезнуть и противоположность интересов между городом и деревней как
таковой, между промышленностью (легкой и тяжелой) и сельским
хозяйством. Собственно, именно так все и произошло с течением
времени. Немаловажную роль в этом сыграла идеологическая система того
времени. Огромная помощь советскому крестьянству со стороны
социалистического города, со стороны урбанизированного рабочего
класса, оказанная в деле ликвидации помещиков и кулачества, укрепила
твердую почву для союза рабочего класса и крестьянства, а
систематическое снабжение крестьянства и его колхозов первоклассными
машинизированными устройствами превратило союз рабочего класса и
крестьянства в дружбу между ними. Конечно, рабочее и колхозное
крестьянство на тот момент составляло все те же два класса,
отличающиеся друг от друга по своему социальному положению. Но это
различие ни в коей мере не ослабило и не разорвало крепкой дружеской
связи. Наоборот, их интересы лежали в одной плоскости, на одной линии
укрепления социалистического строя и победы коммунизма. Не
удивительно поэтому, что от былого недоверия, а тем более ненависти
деревни к городу не осталось и следа. Все это, повторяясь еще раз,
было закреплено идеологически.

Нестертой
к моменту начала пятой пятилетки была разница между физическим и
умственным трудом рабочего населения и просветительского населения.
По словам самого Сталина объясняется это главным образом тем, что
«культурно-технический
уровень рабочих был слишком низок и далеко отставал от уровня
технического персонала
».
Дело, однако, изменилось коренным образом после того, как
соцсоревнование приняло в пределах СССР обще-массовый характер.
Именно после этого промышленность пошла вперед стремительным темпом.
Но вот почему так называемое соцсоревнование приняло в
социалистическом обществе столь массовый характер? Потому, что среди
рабочих сил нашлись целые группы товарищей, которые не только освоили
производственный технический минимум, но пошли дальше, стали в
уровень с техническим персоналом, стали поправлять техников
инженеров, ломать существующие нормы, как устаревшие, вводить новые,
более современные нормы и т.п.

Результатом
сего выше описанного процесса было уничтожение капитализма и системы
эксплуатации. Вместе с ней как зависимая часть должна была исчезнуть
и исчезла противоположность интересов между физическим и умственным
трудом рабочего населения. Основой данного явления стало
социалистическое общество на базе которого развернулась
коммунистическая идеология. Теперь люди физического труда и
руководящий персонал являлись не врагами, а товарищами-друзьями,
членами единого производственного коллектива, кровно
заинтересованными в преуспевании и развитии производства.


  1. К вопросу о распаде
    единого мирового рынка и углублении кризиса мировой
    капиталистической системы.

Прежде,
чем говорить о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса
мировой капиталистической системы, необходимо сделать лирическое
отступление и сказать о том, что собой представляла вообще Вторая
Мировая война. Бесспорно, это катастрофа вселенского масштаба,
своеобразная пандемия, которая затронула 80% на то время существующих
государств. Основным эпицентром боевых действий была западная и
восточная Европа. Ведущие мировые экономические движки, такие как
США, Германия, Англия, Франция, Япония и СССР были втянуты в
глубочайшую рыночную яму, выбраться из которой в послевоенный период
было весьма проблематично.

Наиболее
важным экономическим результатом второй мировой войны и ее
хозяйственной части необходимо считать распад единого
всеобъемливающего мирового рынка. Это обстоятельство определило
дальнейшее усугубление общего кризиса мировой капиталистической
системы.


Вторая мировая война сама
была в какой-то степени порождением этого кризиса. Каждая из двух
капиталистических коалиций, вцепившихся друг в друга во время войны,
рассчитывала разбить противника и добиться мирового господства. А как
известно, все трофеи достаются победителю. В этом они искали выход из
кризиса. Соединенные Штаты Америки рассчитывали вывести из строя
наиболее опасных своих конкурентов, Германию и Японию, захватить
зарубежные рынки, мировые экономические ресурсы¸ сырьевые
ресурсы и добиться мирового господства.


Однако война, к
глубочайшему сожалению противоборствующих сил, не оправдала этих
надежд. Экономическим результатом существования двух противоположных
лагерей в довоенный, военный и послевоенный период явилось то, что
единый всеохватывающий мировой рынок распался, в результате чего все
мировое сообщество лицезрело теперь два параллельных мировых рынка,
также противостоящих друг другу.


  1. К Вопросу о
    неизбежности войн между капиталистическими странами.

Ранее
бытовало распространенное мнение, что противоречия между капитализмом
и социализмом сильнее, чем противоречия между капиталистическими
странами мира. Гипотетически это, конечно, верно. Значительный оборот
данная концепция принимала не только в послевоенное время. Это было
верно также перед второй мировой войной. И это в той или иной степени
понимали руководители практически всех капиталистических стран. И,
как факт, необходимо принять должным то, что все же вторая мировая
война началась не с войны нацистской Германии и СССР, а с войны между
капиталистическими странами. Почему так произошло? Ответ очевиден и
прост: потому, во-первых, что война с СССР, как со страной
социализма, опаснее для капитализма и его самоутверждения на мировой
арене, чем война между капиталистическими странами, ибо, если война
между капиталистическими странами ставит приоритеты только о
преобладании таких-то капиталистических стран над другими
капиталистическими странами, то война с СССР обязательно должна
поставить вопрос о существовании самого капитализма как формы
общемирового национального сознания. Потому, во-вторых, что
капиталисты, хотя и кричали в целях «пропаганды» об
агрессивности социалистического Советского Союза, сами не верили в
его агрессивность как таковую, так как они учитывали мирную политику
Советского Союза и знали очевидную вещь, что Советский Союз сам без
какого-то ни было веского повода не нападет на капиталистические
страны востока и запада.


Следовательно, борьба
капиталистических стран за рынки и желание утопить своих конкурентов
оказались практически сильнее, чем противоречия между лагерем
капитализма и лагерем социализма.


Вполне логично предположить
и допустить весьма крамольный вариант основной причины борьбы между
капиталистическими странами тот, который удовлетворяет следующему
положению: в виду определенного стечения обстоятельств, борьба за мир
рано или поздно бы развилась в борьбу за социализм, но это явилось бы
уже не движением за мир, а движением за свержение капитализма.
Собственно, представленная модель развития событий и начала
претворяться в жизнь на отрезке послевоенного времени.

  1. К
    вопросу об основных экономических законах современного капитализма и
    социализма.

В своей
работе «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР» Сталин
участникам дискуссии поставил вопрос об основных экономических
законах современного социализма и капитализма. В ходе представленного
труда он дал ответ на этот вопрос. Следует заметить, что о социализме
в Сталинском понимании, в силу возраста, помнят далеко не все, часть
читателей и свидетелей того времени памятует лишь о застойных
временах, ну а капитализм можно ощутить всею широтою охвата. Товарищ
Сталин пишет: «Существует
ли основной экономический закон капитализма? Да, существует. Что это
за закон, в чем состоят его характерные черты? Основной экономический
закон капитализма — это такой закон, который определяет не какую-либо
отдельную сторону или какие-либо отдельные процессы развития
капиталистического производства, а все главные стороны и все главные
процессы этого развития, — следовательно, определяет существо
капиталистического производства, его сущность. »


И еще одно немаловажное
примечание. Закономерность — это некая объективная алгоритмика
(последовательность), которую вполне возможно описать лексически или
каким бы то ни было иным принятым способом, например, математически.
Когда речь заходит об экономике, то предполагаешь, что речь пойдет о
неких отстраненных закономерностях, коими пролоббировали современные
«экономисты» все человеческое сознание. Но что делает
Сталин? Он отвечает следующим образом: «Главные
черты и требования основного экономического закона современного
капитализма можно было бы сформулировать примерно таким
образом: обеспечение максимальной капиталистической
прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства
населения данной страны, путем закабаления и систематического
ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец,
путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для
обеспечения наивысших прибылей. »


Не совсем ожидаемый ответ,
вернее: ответ не соответствующий стереотипам восприятия большинства
читателей в том числе и советских. Но в чём собственно кроется
разгадка? А в том, что Сталин переносит ответ в
область нравственности субъектов, общественных отношений.
Данная проблема хорошо засвечена в священных писаниях: «глупо
полагать, что злые не творят зла». Т.е. человек злонравный
наделает дел тёмных. Соответственно, праведный — дел добрых и
светлых.


  1. К вопросу о путях
    улучшения проекта учебника политической экономии.

Понимание
необходимости создания учебника политической экономии (экономики)
социализма, как в политических, так и в научных кругах пришло не
сразу. Прежде всего, долгое время оставался открытым вопрос о «правах
гражданства» у политической экономии социализма и
социалистического общества, которые длительное время отрицались
целыми массами, хотя по существу политико-экономические исследования
организации и развития советской экономики и политологии активно
велись в течение всего периода после Октябрьской революции и Второй
Мировой войны в рамках так называемой теории советского хозяйства.
Вплоть до середины, а точнее, конца 30-х годов в самом центре
преподавания политической экономии в советских ВУЗах находилась
теория капитализма и соответствующего ей общества, причем именно
домонополистического капитализма. В 1936 году вышло постановление ЦК
ВКП(б) «О перестройке преподавания политической экономии»,
в котором впервые была определена задача более глубокого изучения
экономических проблем империализма и докапиталистических формаций, а
также приоритетными ставились включения в общий курс политической
экономии специального раздела «Политическая экономия
социализма». Именно с этого момента началась работа и над
учебником политической экономии, в котором должны быть систематически
прослежены исторические ступени развития советского гражданского
общества, включая и переход от капитализма к социализму, а также
рассмотрена начавшаяся, по мысли авторов указанного постановления,
стадия социалистического общества.


При разработке проекта
учебника многие советские экономисты сделали ценные критические
замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания
и предложения авторы учли в последующей работе над учебником, который
вышел в свет в 1954-ом году.

Огромное
значение для работы над учебником имела организованная Центральным
Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская
экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой
приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут
всестороннему критическому разбору представленный авторами проект
учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии
предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником
для усовершенствования структуры учебника и обогащения его
содержания.


  1. Заключение.

На
сегодняшний день, как никогда актуален успешный и проверенный годами
опыт нашего недавнего прошлого, где, без сомнений, нашлось место и
инновациям, и организаторскому творчеству, и управленческому таланту,
и высокому уровню производительности труда, поэтому для того, чтобы
снова поднять нашу современную державу на столь высокий уровень, как
в своих глазах, так и в глазах мировой общественности, произвести
«модернизационный прорыв», о котором часто говорится с
высоких трибун, стать во главе мировой арены, на практике, во всех
сферах жизни общества нужно руководствоваться знаниями былой (но не
ушедшей навсегда) экономической теории, предложенной в свое время
товарищем Сталиным.

Литература:

  1. И.В.Сталин «Экономические
    проблемы социализма в СССР», Государственное Издательство
    Политической Литературы, 1952 год // Участникам экономической
    дискуссии. Замечания по экономическим вопросам, связанным с
    ноябрьской дискуссией 1951 года.


  2. Материал информационного
    ресурса НКК «Красная Застава»


  3. Академия Наук СССР,
    Институт экономики, «Политическая
    экономия», учебник
    // Государственное издaтельство политической литературы, Москва -
    1954.


  4. Сталинская экономика //
    Олег
    Козинкин

  5. И.В.
    Сталин. Из записи беседы с А. Коллонтай в 1939 году


  6. Алхимов
    В.; Дудинский
    И.
    «Распад единого мирового рынка». Изд-во: М.,
    Политическая литература, 1953 г.

Основные термины (генерируются автоматически): товарное производство, политическая экономия, Мировая война, социалистическое общество, Советский Союз, СССР, стоимость, товарищ Сталин, капиталистическое производство, Советская власть.

404 Cтраница не найдена

Размер:

AAA

Изображения

Вкл.
Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже


  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета









    • Анонсы









    • Объявления









    • Медиа
      • Представителям СМИ









      • Газета «Технолог»









      • О нас пишут








    • Ректорат









    • Структура
      • Филиал









      • Политехнический колледж









      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет









        • Педиатрический факультет









        • Фармацевтический факультет









        • Стоматологический факультет









        • Факультет послевузовского профессионального образования








      • Факультеты









      • Кафедры








    • Ученый совет









    • Дополнительное профессиональное образование









    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости









      • Объявления









      • Лист проблем









      • Лист предложений (Кайдзен)









      • Реализуемые проекты









      • Архив проектов









      • Фабрика процессов









      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»








    • Вакансии









    • Профсоюз









    • Противодействие терроризму и экстремизму









    • Противодействие коррупции









    • WorldSkills в МГТУ









    • Научная библиотека МГТУ









    • Реквизиты и контакты









    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19









    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг









    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность









    • Система менеджмента качества университета









    • Региональный центр финансовой грамотности








  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн









    • Абитуриенту 2023









    • Экран приёма 2022









    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность









      • Общие сведения









      • Кафедры









      • Новости









      • Центр международного образования









      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды









        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов









        • Как стать участником программ академической мобильности








    • Дни открытых дверей в МГТУ









    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение









      • Курсы для выпускников СПО









      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ









      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам









      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах








    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс









      • Индивидуальный проект









      • Кружковое движение юных технологов









      • Олимпиады, конкурсы, фестивали








    • Веб-консультации для абитуриентов









    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап









      • Заключительный этап









      • Итоги олимпиад








    • Профориентационная работа









    • Стоимость обучения








  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии









      • Организация НИРС в МГТУ









      • Студенческое научное общество









      • Студенческие научные мероприятия









      • Конкурсы









      • Академическая мобильность и международное сотрудничество








    • Образовательные программы









    • Подготовка кадров высшей квалификации
      • Аспирантура









      • Ординатура








    • Расписание занятий









    • Расписание звонков









    • Онлайн-сервисы









    • Социальная поддержка студентов









    • Общежития









    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии








    • Обеспеченность ПО









    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями









      • Доступная среда








    • Ассоциация выпускников МГТУ









    • Перевод из другого вуза









    • Вакантные места для перевода






  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию









      • Научно-технический совет









      • Управление научной деятельностью









      • Управление аспирантуры и докторантуры









      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ









        • Руководитель и сотрудники









        • Документы









        • Контакты








      • Центр коллективного пользования









      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций









      • Студенческое научное общество








    • Новости









    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»









      • Научный журнал «Вестник МГТУ»









      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»








    • Публикационная активность









    • Конкурсы, гранты









    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета









      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете









      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ









      • Финансируемые научно-исследовательские работы









      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ









      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)








    • Студенческое научное общество









    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка









      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»









        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики









        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации









        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»









        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»








      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база









      • Центр коллективного пользования








    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»









      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция








  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам









    • Международные партнеры









    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды









      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов








    • Факультет международного образования
      • Новости факультета









      • Информация о факультете









      • Международная деятельность









      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного









        • Кафедра иностранных языков








      • Центр Международного образования









      • Центр обучения русскому языку иностранных граждан
        • Приказы и распоряжения









        • Курсы русского языка









        • Расписание








      • Академическая мобильность









      • Контактная информация








    • Контактная информация факультета международного образования








  • Сведения об образовательной организации






Брежнев о теории развитого социализма – семнадцать моментов советской истории

 

Советские и восточноевропейские идеологи выдвинули в 1970-е годы представление о том, что коммунистические государства завершили определенный этап на марксистском пути в будущее, а теперь пользовались системой «развитого социализма» или «реально существующего социализма», которая отличала их от капиталистического мира, хотя переход к идеальному коммунизму был еще впереди. Брежнев утвердил эту тему в 1977.

Главное, что дала жизнь нашему народу за более чем 40 лет, прошедших с момента принятия прежней Конституции СССР, — это построение развитого социалистического общества, создание первого в мире государства целостного люди.

Развитое социалистическое общество — закономерный этап социально-экономического созревания нового строя в рамках первого этапа коммунистической формации. Это, говоря словами Ленина, и есть тот полный, устоявшийся социализм, от которого начинается постепенный переход к коммунизму. Именно такой этап в развитии социализма достигнут в нашей стране.

Когда марксистско-ленинские классики, приоткрывая завесу времени, намечали контуры социализма и коммунизма, они были чрезвычайно осторожны. Ни капли утопии. Никаких полетов фантазии. Только то, что можно было научно доказать: основные тенденции развития, главные, принципиальные характеристики. Теоретически было ясно, что переход от капитализма к коммунизму будет охватывать длительный исторический период, что новое общество будет подниматься от одной стадии зрелости к другой. Но никто не мог заранее сказать, какими конкретно будут эти этапы. Энгельс писал, что вопрос об этапах перехода к коммунистическому обществу «есть самый трудный из всех существующих».

  • Письмо Конраду Шмидту, Цюрих, 1 июля 1891 г.

Ленин, коммунисты России были первыми, кто должен был ответить на этот вопрос. Понятно, что внимание Ленина было сосредоточено главным образом на ближайших задачах того периода, на создании основ нового общественного строя. Но гений всегда опережает свой возраст. Уже на заре Советской власти Ленин говорил о «совершенном», «полном» и «развитом» социализме как о перспективе, цели начатого социалистического строительства. Именно эти идеи Ленина легли в основу концепции развитого социалистического общества, выработанной коллективными усилиями КПСС и других братских партий.

Опыт СССР, других стран социалистического содружества свидетельствует о том, что закладка основ социализма, т. е. ликвидация эксплуататорских классов и установление общественной собственности на средства производства во всех отраслях народного хозяйства, еще не дает возможности развернуть прямой переход к коммунизму. Перед этим надо пройти известные этапы в развитии социализма на его собственной основе. К тому же практика показала, что развитие, совершенствование социализма — задача не менее сложная, не менее ответственная, чем закладка его основ.

Само собой разумеется, что зрелое социалистическое общество должно опираться на высокоразвитые производительные силы, на мощную, передовую промышленность, на крупное высокомеханизированное сельское хозяйство, построенное на принципах коллективизма. Такова сегодня советская экономика, которая и по своим масштабам, и по техническим возможностям принципиально отличается от того, что мы имели четыре десятилетия назад, когда в городе и деревне уже господствовали социалистические производственные отношения.

За этот период валовой общественный продукт увеличился в 18 раз, удельная мощность труда в промышленности почти в 8 раз, в сельском хозяйстве более чем в 15 раз. Наша экономика сегодня немыслима без атомной энергетики, электроники, компьютеров, транзисторов и многих других отраслей, которые в 1936 у нас не было. Доля отраслей, определяющих технический прогресс и экономическую эффективность, в общем объеме промышленной продукции увеличилась более чем в 3 раза.

На начальных этапах социалистического строительства советские люди должны были сосредоточить свои ресурсы и усилия на решении самых неотложных задач, на том, от чего зависело само существование нашего государства. Сегодня в условиях развитого социализма на основе постоянного роста всего народного хозяйства, сочетания научно-технической революции с преимуществами социалистической организации общества удалось добиться заметного скачка экономики на все более полное удовлетворение народного человека), разнообразные материальные и культурные потребности. Другими словами, высшая цель социалистического производства становится сегодня непосредственно центральной в практической политике партии. Исторические преимущества социализма как способа производства и быта, его подлинно гуманная сущность тем полнее и драматически раскрываются…

Благодаря сближению различных форм социалистической собственности, постепенному стиранию существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, усвоению всеми трудящимися идейно-политических позиций рабочего класса , интересы и цели, общественные идеалы и психология всех слоев населения сблизились как никогда раньше. На этой основе произошли существенные изменения и в политической системе. По существу они состоят в перерастании государства диктатуры пролетариата в социалистическое общенародное государство.

Таковы объективные процессы, которые привели нашу партию к выводу, что развитый социализм в настоящее время построен в СССР, т. совокупность общественных отношений на коллективистских началах, внутренне присущих социализму, завершена. Полный простор для действия законов социализма, для проявления его преимуществ во всех сферах общественной жизни, органическая целостность и динамичность общественного строя, его политическая устойчивость и нерушимое внутреннее единство — таковы главные отличительные черты социализма. развитое социалистическое общество. Само собой разумеется, что принцип распределения по труду остается в силе даже на этой стадии развития нового строя и будет сохраняться в течение некоторого времени.

Мы исходим из того, что познание и использование всех возможностей развитого социализма есть одновременно и переход к строительству коммунизма. Иными словами, диалектика развития такова, что зрелое социалистическое общество по мере самосовершенствования постепенно перерастает в общество коммунистическое. Невозможно разделить эти два процесса, провести между ними черту.

Мы глубоко убеждены, что, каковы бы ни были конкретные условия в странах, строящих социализм, этап его совершенствования на собственной основе, этап зрелого, развитого социализма является существенной частью социальных преобразований, относительно длительный период развития на пути от капитализма к коммунизму. Само собой разумеется, что эта необходимость, эта закономерность воплотятся по-своему в условиях различных социалистических стран.

Источник: World Marxist Review. Том. XX, № 12 (1977), стр. 3-5, 7.

Советское плановое хозяйство | Российская экономика: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссийская экономика: очень краткое введениеОчень краткое введениеСравнительные экономические системыЭкономическая историяМеждународная экономикаИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссийская экономика: очень краткое введениеОчень краткое введениеСравнительные экономические системыЭкономическая историяМеждународная экономикаИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Connolly, Richard,

‘Советская запланированная экономика’

,

Российская экономика: очень короткое введение

, очень короткие вступления

(

Oxford,

2020;

онлайн. edn,

Oxford Academic

, 23 июля 2020 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780198848905.003.0002,

, по состоянию на 1 декабря 2022 г.

3

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссийская экономика: очень краткое введениеОчень краткое введениеСравнительные экономические системыЭкономическая историяМеждународная экономикаИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicРоссийская экономика: очень краткое введениеОчень краткое введениеСравнительные экономические системыЭкономическая историяМеждународная экономикаИстория России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

«Советская плановая экономика» описывает экономические, политические и человеческие последствия полностью централизованного экономического планирования Советского Союза. Этот смелый эксперимент способствовал быстрой индустриализации и урбанизации, помог победить нацистскую Германию и сделал Советский Союз одной из двух военных сверхдержав. Эти события привели к значительным человеческим жертвам, от миллионов погибших во время коллективизации ферм до жертв Чернобыльской катастрофы. Открытие нефти в Сибири замаскировало системные проблемы в застойной инфраструктуре и поставило социалистический эксперимент в зависимость от капризов западных рынков. Когда Советский Союз распался в 1991, многие надеялись на лучший уровень жизни.

Ключевые слова:
Чернобыль, Сибирь, Советский Союз, централизованное экономическое планирование, коллективизация, военные сверхдержавы, Монгольская Золотая Орда

Предмет

Экономическая историяМеждународная экономикаСравнительные экономические системыИстория России и Восточной Европы

Серия

Краткие сведения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.