Откуда ленин родом: 150 лет назад родился Владимир Ленин

Правда образа – правда истории (Прозаическая Лениниана)

Есть у К. Федина рассказ «Рисунок с Ленина». Молодого художника Сергея Шумилина посылают на Конгресс Коминтерна: он должен сделать с натуры рисунок вождя революции. В переполненном зале, то сотрясаемом громом аплодисментов, то погружающемся в напряженно-благоговейную тишину, он с лихорадочной жадностью профессионала, боящегося упустить мгновение, стремится запечатлеть на бумаге бесконечно дорогие черты. Сначала он наблюдает Ленина из ложи для журналистов, потом становится внизу, в проходе, откуда Ленин казался больше и выше, затем он переходит на другую сторону трибуны…

Пытаясь мысленно охватить пути развития художественной Ленинианы, я вспоминаю Шумилина. И мне кажется, что его работа может быть в известной мере воспринята как образ того напряженного и упорного поиска, который вот уже полвека ведется нашими писателями. Это не только непрерывный поиск заветной наилучшей точки «наблюдения», смена ракурсов, средств изобразительности, красок… В первую очередь это поиск идейно-эстетической позиции, с которой возможно отразить все величие Ленина, его значение для судеб мира и вместе неповторимое человеческое обаяние.

За время своего существования Лениниана накопила богатый опыт, доселе еще недостаточно обобщенный. И вершины достижений, и издержки поисков – то и другое по-своему поучительно; обращение к этому опыту кажется особенно своевременным в пору подготовки к 100-летнему юбилею со дня рождения Ленина.

Взгляд в прошлое необходим еще и потому, что интенсивная разработка ленинской темы в последние годы требует исторической поверки. Пришла пора начать изучение внутренних закономерностей Ленинианы на протяжении всего ее развития и в неразрывной связи с духовными исканиями нашего общества, с закономерностями общелитературного процесса – задача, в полном объеме посильная лишь для коллектива исследователей.

Первые серьезные попытки такого рода уже делаются. В 1967 году появилась книга Н. Зайцева «Правда и поэзия ленинского образа», в которой анализируется история Ленинианы в драматургии и кинодраматургии. Много отдельных журнальных статей посвящено стихам о Ленине. Но лишь сравнительно недавно стали появляться работы, специально рассматривающие ленинскую тему в прозе (однако главным образом на материале 50 – 60-х годов. Среди них следует отметить статью В. Пискунова «Современная Лениниана», – «Дружба народов», 1969, N 11).

Мне кажется, в статьях о Лениниане слишком мало внимания уделяется конкретному анализу того, как тем или иным писателем используются эстетические принципы повествовательного искусства. А ведь именно умелое, мастерское владение всеми средствами художественной выразительности позволяет добиться удачи. Вместо этого львиную долю внимания критики часто уделяют тому, какие черты Ленина запечатлены в том или ином произведении (но тогда в чем же отличие художественной литературы от мемуаров или документалистики?).

Думается, общий уровень развития современной литературоведческой мысли, возросший интерес к проблемам поэтики, психологии художественного творчества и читательского восприятия настоятельно требуют нового, гораздо более основательного подхода к проблемам художественной Ленинианы.

1

Первые значительные произведения советской прозы, как известно, появились сразу по окончании гражданской войны. Они запечатлели невиданный взрыв народной энергии, в них «простой» человек предстал как активный творец жизни, почувствовавший вдруг небывалый прилив сил и изумившийся далью горизонтов, которые открыла революция. И в высшей степени показательно, что уже в эти книги, до последней строчки пропитанные доподлинно народным мироощущением, входит имя Ильича.

Никогда в мире не было такого политика, который еще при жизни вызвал бы к себе столь пристальное внимание деятелей искусства.

Вовлеченные в кипящий водоворот событий, сами ставшие не только их свидетелями, но и непосредственными участниками, писатели-реалисты поднимали коренную для первых лет советской власти и советской литературы проблему: Ленин и народ. Для героев из народной среды само имя Ленина становится символом воплощающейся мечты, идеалом для подражания, аргументом в споре с противником… У их противников оно вызывает чувство злобы и ненависти.

К имени Ленина обращаются герои в повествованиях Вс. Иванова и Л. Сейфуллиной, П. Замойского («Письмо Ильичу») и И. Бабеля («Конармия»), С. Семенова («Бывший») и В. Шишкова («Диво дивное»), Б. Лавренева («Седьмой спутник») и А. Неверова («Ленин»), А. Платонова («Город Градов») и М. Шолохова («Нахаленок»).

Одним из первых вводит имя Ленина в повествование о народе Вс. Иванов. В повести «Бронепоезд 14-69» (1922) есть сцена, в которой участвуют люди разных национальностей – русские, китайцы, японцы, американцы; им трудно найти общий язык. Но одно слово звучит на всех языках одинаково – Ленин. И лишь только Знобов произносит его, люди становятся как бы ближе друг к другу. Решительно все знали: Ленин – это мир, защита интересов трудящихся всей земли. Ленин, партия большевиков уже в первые дни революции провозгласили ее интернациональный характер, и советское искусство очень чутко откликнулось на эту благородную идею. Тема интернационализма органично вошла в повесть Вс. Иванова, она звучала и в других произведениях той поры, а впоследствии стала одной из важнейших тем советской литературы.

Сходную эстетическую функцию обращение к имени Ленина имеет в поэме С. Есенина «Анна Онегина» (в ответ на вопрос крестьян, жаждущих в обстановке 1917 года узнать, кто такой Ленин, герой отвечает: «Он – вы»). Если для солдат Ленин – это мир, то для крестьян «Ленин – это земля», как выражается дедушка Илья, герой П. Замойского («Из кривых озер»). И в том и в другом случае люди, обращаясь к Ленину, находят ответ на коренные проблемы социального бытия.

Значительно более сложную в художественном отношении задачу ставили перед собой те писатели, которые соотносили образ Ленина с героями, наделенными индивидуальными судьбами. Это было связано с движением литературы дальше, по пути углубления психологизма, индивидуализации характеров. В повести «Перегной» (1922) Л. Сейфуллиной удалось добиться углубленного проникновения в социальную психологию представителей противоборствующих сил через изображение отношения героев к Ленину.

С каким нетерпением бывший староста Жиганов спешит поделиться новостью о том, что Ленин будто бы сбежал за границу! «Сбежал!» – едва переводя дыхание, прокричал Жиганов, и по всему чувствуется, что известия о Ленине имеют для бывшего старосты самый непосредственный, самый личный, самый кровный интерес. И в то же время именно в этом раскрывается его подлинная социально-классовая сущность.

Обращение к имени Ленина помогает прояснить социальную характерность и главного героя повести Софрона. Вот он показывает односельчанам фотографию Ленина.

«Артамон Пегих допрашивал:

– Этта самый Ленин и есть?

Софрон гордо, как своего знакомого, представил:

– Владимир Ильич Ульянов-Ленин.

Артамон голову набок, губами пожевал.

– Ничо, башка уемиста, мозговита. И глазом хитер. Волосьев только на голове мало…

– Ты столь подумай, сколь он, и у тебя волос вылезет!

– Знамо, их дело – не нашинско. Волосья ни к чему. Таскать за их некому. А форму-то для его не установили еще?

– Каку форму?

– Ну, обнаковенно, царску. С пуговицами там, с медалями, с аполетами. Эдак-то, в пинжаку не личит. Для Россеи срамота: не одела, мол, свово-то!

Софрон засмеялся и к Антонине Николаевне повернулся:

– Необразованность наша! Все на старо воротит».

Отношение к Ленину становится важнейшим средством раскрытия существенных сторон народного миропонимания. В настроении Софрона сквозит неподдельное чувство радостной гордости, вызванной личной причастностью к ленинскому делу. Ему невольно начинает казаться, что перед лицом земляков он выступает уже чуть ли не в качестве персонального представителя Ленина и даже как его яичный знакомый. В этом есть что-то чиетое, детски-наивное, с лучших сторон раскрывающее душу Софрона.

Очень важно, что с идеями Ленина, идеями партии в сердце идут по жизни живые люди, во всей сложности и исторически неизбежной противоречивости умонастроений и страстей, а не умозрительно сконструированные носители той или иной идеи. Подметивший упорную тягу мужика к старому Софрон и сам не вполне свободен от его влияния. Л. Сейфуллина обнаруживает и большую гражданскую смелость, и художническую проницательность, показывая, как в борце за новое, Софроне, временами берет верх проклятое прошлое. «В селе кричал: наша власть! Смотрел упоенный, торжествующий, как учатся сгибаться перед низко в жизни поставленными непривычные к поклону спины… Но в торжестве, для самого незаметно, впивал яд командирства. Не замечал, как в словах, в распоряжениях, в снисходительных шутках со своими маломощными похож становился на старшину Жиганова».

Общелитературное значение таких произведений, как «Бронепоезд» и «Перегной» (который почему-то начисто выпал из литературоведческих исследований прозаической Ленинианы), и их роль в развитии Ленинианы мы лучше поймем, если вспомним, что та же самая тема – Ленин и народ – нашла уже тогда отражение в многочисленных произведениях устного народного творчества. В сказаниях и легендах, возникших в первую очередь на Востоке, Ленин изображается как могущественный батыр, под стать героям эпоса, борющимся с силами зла. В них находила воплощение вековая мечта о том, что такой герой придет и освободит народ от гнета. Герой был и порождением народной мечты, и воплощением народного начала, как бы символом народа. Но подобное изображение героя таило в себе серьезное противоречие: сам народ изображался как пассивная масса, ждущая освобождения извне.

Сила же таких произведений, как «Перегной» и «Бронепоезд», была как раз в их конкретном историзме. В них с огромной убежденностью выражена мысль о том, что народ сам начал творить свою историю, а ленинизм – его «сила, знанье и оружие». Величие Ленина в том, что он выразил в своих идеях и претворил в жизнь исторически сформировавшиеся народные чаяния.

Итак, сначала в прозаической Лениниане и вообще в эпосе преобладали произведения, где не было непосредственного изображения Ленина. И все же мы имеем право говорить, что ленинская тема, тема большевизма, тема Революции, кровно связанной с именем Ленина, определила во многом их идейное содержание.

2

Прежде чем говорить о первых опытах непосредственного изображения Ленина в прозе, стоит вспомнить, что начала ленинскую тему поэзия (первые стихотворные опыты появились еще до победы Октября в творчестве П. Арского, А. Соколова, А. Поморского и др.). Приступая к созданию великого образа, поэты еще не ставили перед собой задачи самостоятельного осмысления и изображения личности Ленина как вождя и человека. И дело не только в недостатке опыта. Причина в специфических умонастроениях того времени, нередко приводивших (совсем в духе Пролеткульта) к отказу от интереса к личному, связанному с индивидуальным «я» («Он нам важен не как личность, он нам важен не как гений. А как символ…» – А. Безыменский).

На первых порах поэзия развивалась активнее прозы и довольно заметно влияла на нее, причем влияние это было двояким. С одной стороны, поэзия помогала прозе добиваться концентрированной обобщенности образа. И такое трезво-реалистическое произведение, как «Бронепоезд 14 – 69», не лишено поэтической условности. Во всяком случае, уже критика 20-х годов отмечала, что в «Бронепоезде» Ленин выступает как символ, пароль.1.

Но существовала и другая форма воздействия на прозаические произведения со стороны поэзии. В пору гражданской войны поэзия стремилась к суммарности, «эмблемности» образа. У многих поэтов в стихах о Ленине возникает образ корабля и капитана (рулевого, кормчего), управляющего им: произведения Д. Бедного, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Хикмета, Г. Санникова, И. Ионова, Г. Шенгели, М. Герасимова, В. Ильиной… Подобного рода элементы проникали и в прозу, что говорит о схожести самих способов художественного мышления.

Хотя сам по себе этот образ был проникнут большим смыслом, хотя у многих из названных поэтов образ корабля и «капитана земли» (С. Есенин) поворачивается своими гранями, все же сам факт перекрещения линий художественных поисков в одной точке не мог не обращать на себя внимания. Корабль плыл, а образ стоял на месте. Требовалось раздвигать горизонты исканий, преодолевать соблазнительную очевидность художественных решений.

Уже в начале – середине 20-х годов выходят прозаические произведения, где Ленин появляется в эпизодах как действующее лицо. Это «Недавние дни» и «Сенские берега» А. Аросева, впервые в прозе изобразившего вождя трудящихся, «Февраль» А. Тарасова-Родионова, «Степные табуны» П. Логинова-Лесняка, «На переломе» М. Боренкой, «Адъютанты господа бога» Л. Никулина, наконец, «Восемнадцатый год» А. Толстого.

Во многих из этих произведений звучит неудовлетворенность патетической однолинейностью, с какой порой изображался вождь революции. Теперь авторы стремятся показать в Ленине прежде всего живого деятеля революции, человека, а не монумент. Такую цель ставил перед собой, например, А. Тарасов-Родионов в своем «Феврале».

«Невысокий, сутулый и плотный человек средних лет, с огромной лысой и какой-то выпуклой наперед золотистой и упругой, как шар, головой. Упершись хитро поднятой бровью в коротенькие потные пальцы, он узенькими, по-восточному простодушно-прищуренными глазками шустро бегал по какой-то бумажке, низко подвигаясь к ней. Потом он поднял голову, погладил лысину ладонью, раскрыл из-под рыжеватых, подрубленных снизу усиков широкий, крепкий рот над золотистым клинышком кургузой бородки и, не глядя ни на кого, деловито, торопливой скороговоркой, как-то уверенно-крепко, и в то же время картавя на некоторых звуках, стал как бы вскользь пояснять…» В употреблении буднично-прозаических деталей, несколько снижающих внешнее впечатление, нетрудно заметить полемику с абстрактностью и схематизмом.

Как видим, даже принципы портретной характеристики отыскивались непросто. Тем более сложными и трудными были идейно-стилевые искания, когда писатели делали попытку запечатлеть Ленина как руководителя, политика, выразить свое понимание сущности его дела.

Оказались бесплодными эксперименты некоторых писателей, которые при работе над образом В. И. Ленина занимали ошибочные идейно-эстетические позиции. Андрей Белый в романе «Москва» вывел образ революционера, которому придал отдельные черты сходства с Лениным. Однако А. Белого интересовало не столько воспроизведение реально-исторического облика революционера, сколько субъективистское его «остранение» в духе модернизма. Писатель нарочито деформирует материал. Он заставляет героя изъясняться на нелепом декадентском жаргоне, перерастающем в заумь; герой А. Белого предельно измельчен, его личность размывается в потоке суетливых словечек и поступков.

Ход литературного процесса убедительно показал, сколь недопустима антиисторическая, субъективистская трактовка великого образа. И нельзя забывать, что подобно тому, как вокруг ленинских идей шла напряженнейшая борьба в политике, так борьба вокруг его образа шла и в искусстве.

Только углубленный конкретно-исторический анализ, с верных идейных позиций, с позиций признания силы и справедливости большевистских идей, мог привести к постижению глубочайшего исторического смысла деятельности Ленина, всемирно-исторической важности его учения, только таким путем можно было добиться и верного воплощения Ленина-человека.

3

Объективно формирующаяся и все нарастающая тяга к конкретному историзму во многом связана со стремлением литературы выйти на просторы крупных эпических форм, который присуще подлинно объективное, правдивое воспроизведение событий. Эта тенденция обусловлена все большим осознанием художниками исторического величия Октябрьской революции, роли народных масс как хозяев истории, органичности исторической воли народа, нового качества человеческой личности, пробужденной к жизни революционным переворотом.

Первые попытки в эпической форме не были особенно удачными. Скорее это были подступы к разработке ленинской темы в рамках эпоса. Но сказать о них нужно, ибо эти произведения подготовили будущие крупные победы. Уже в 1923 году выходит роман Н. Алексеева «Явъ», где Ленин выступает уже в качестве одного из непосредственных действующих лиц. В 1927 году публикуется вторая книга романа М. Борецкой «На переломе», в финале которой Ленин выступает на митинге в Морском корпусе в 1917 году. Тогда же был издан роман-хроника Л. Никулина «Адъютанты господа бога», также воспроизводящий выступление Ленина, на этот раз у Финляндского вокзала. Уже позднее, в самом начале 30-х годов, появляется «Скутаревский» Л. Леонова, где рисуется встреча героя с Лениным и где вождь революции изображен как организатор развития советской науки.

О настоящей глубокой разработке ленинской темы в те годы можно, однако, говорить в связи с тремя величественными эпопеями, ставшими нашей классикой: «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам» и «Тихий Дон». В романе А. Толстого «Восемнадцатый год» (1927) прямо выводится образ Ленина.

Представляется, что распространеннейшей ошибкой критики в подходе к многоплановым произведениям является механическое вычленение образа Ленина из их структуры. Современный этап развития филологической науки требует анализировать образ Ленина не изолированно, а в системе других образов произведения, исследовать его внутренне поэтические (а не только внешне событийные) связи с этими характерами, его роль в раскрытии всей проблематики романа, повести, рассказа.

Работа А. Толстого над трилогией «Хождение по мукам» связана с коренной ломкой его мировоззрения. На смену отвлеченным представлениям о добре и зле постепенно приходит убеждение в том, что человеческую личность невозможно понять вне тех общественных связей, которые соединяют ее с другими людьми. В творчестве писателя начинает формироваться идея государственности как исторически закономерного начала, призванного объединить тысяча разрозненных человеческих воль и придать им верное направление. Ценою мучительных потрясений А. Толстой понял, что не может быть в России никакой другой государственности, кроме той, что утвердили большевики. Именно эту и только такую государственность приемлет народ.

Те сложнейшие политические, философские, морально-этические искания, которые ведут герои трилогии на пути к личной правде и которая в свою очередь есть неотъемлемая часть общенародной правды, приводят их к признанию новых норм жизни, установленных революцией. Именно в связи с судьбами героев и необходимо рассматривать образ Ленина.

Наибольшую глубину заблуждений приходится испытать Вадиму Рощину. В первой главе он издевается над словами «диктатура пролетариата» и вынашивает самые крайние планы борьбы с большевиками. И вдруг – резкий поворот сюжета. В романе появляется Ленин. Он изображен в сцене заседания Совнаркома, то есть как глава уже родившегося, реально существующего рабоче-крестьянского государства. Максимуму личных заблуждений Рощина А. Толстой противопоставляет, если можно так выразиться, максимум исторической истины.

Сцена эта начата в манере обычной для А. Толстого реально-бытовой достоверности с пристрастием к характерной детали. Завершается она в иной тональности, в духе монументальной фрески, не лишенной некоторой обобщенной условности. Распахивая двери, Ленин тут же обращается к питерским рабочим, чьи морщинистые, худые лица с горящими глазами придвигаются к нему. Звучат грозные и проникновенные, безжалостно правдивые слова о том, что социалистическое отечество в опасности. Правительство не только провозглашено и действует, его реально поддерживает трудовой народ.

Философская, социально-психологическая значительность материала, который стремился охватить А. Толстой, работая над трилогией, требовала от него смелых поисков в области формы. Одним из первых он использовал опыт кинематографа в поэтическом сопряжении эпизодов. Именно по принципу киномонтажа связаны сцены, в которых участвуют Ленин и Рощин. Перед нами одна из конкретных форм обогащения реализма XX века, причем очень важно отметить новаторство именно советской литературы, которое мы подчас ценим не в полной мере, в отличие, скажем, от представителей зарубежного прогрессивного искусства. Кстати, интересные соображения о трилогии возникли у Йонаса Мекаса, одного из лидеров «подпольного кино» в Америке. Он сказал однажды; «Когда Алексей Толстой писал свою трилогию о гражданской войне, он не повторял приемов Льва Толстого, – к этому времени, например, уже был открыт метод киномонтажа, и Алексей Толстой смело ввел его в литературу… После этого были Хемингуэй, Джойс и другие» .2.

В соответствии с исторической достоверностью А. Толстой утверждает важнейший принцип ленинского общения с народом: полная мера правды, сколь бы она ни была тяжела. И вот уже Даша слышит: «В бездыханной тишине кто-то вдруг глухо охнул, чья-то измученная душа споткнулась на этом ледяном подъеме, куда вел человек в сером пиджаке».

Ленин, возглавляемая им партия коммунистов не боялись так говорить с народом потому, что они давали конкретный ответ на вопрос о причинах тяжелейшего положения и указывали выход. Один, единственно возможный выход – энергия народа, резервы человеческого духа, когда человек знает, что борется за правду. Правда мобилизует, и сделать это может только полная, по-ленински бескомпромиссная партийная правда.

Как и в сцене заседания Совнаркома, возникает ощущение эмоционально-покоряющей силы ленинского слова. Ленин говорил о России. Наивная, запутавшаяся Даша «закрыла глаза, силясь представить Россию как нечто такое, что она должна любить больше самой себя». Но она еще не в силах мыслить абстрактными категориями. Ей «вспомнилась картина Серова: две лошади на косогоре, полотнище тучи на закате и растрепанная соломенная крыша…».

С этой картины и начинается для Даши родина. Но вызван этот образ ленинской речью. В отличие от Рощина, на примере которого А. Толстой рисует трагизм ищущей, но заблуждающейся мысли, искания Даши носят, если так можно выразиться, чувственно-эстетический характер. Не случаен, разумеется, разительный контраст между кричащей роскошью гостиниц, где в пьяном угаре буйствуют анархисты, и суровым аскетизмом заводского интерьера, бледными от голода лицами рабочих. И если искать тот первоэлемент, откуда начала героиня приближаться к пониманию происходящего, то это суровая красота правды, которую содержит ленинская речь.

И Рощин, и Даша заблуждались по-разному. В Рощине показан крах убежденной контрреволюционности, а в Даше – крах наивного аполитизма. И ту и другую разновидность заблуждения побеждают ленинские идеи, идеи социализма, если в душе человека сохранилось стремление честно и непредвзято взглянуть фактам в глаза. А. Толстой изображает глубоко индивидуальные пути проникновения революционной правды в человеческую душу и именно поэтому добивается покоряющей психологической достоверности.

Композиционное значение ленинских сцен в трилогии исключительно велико. Они помогают глубже проникнуть в замысел эпопеи А. Толстого.

Одновременно с А. Толстым свою работу над «Тихим Доном» продолжал М. Шолохов. Ленин здесь не фигурирует непосредственно, но отношение к ленинской, большевистской правде – тот водораздел, по разные стороны которого стоят борющиеся лагери. О Ленине думают и говорят казаки: так, Чикамасов передает Бунчуку сказ о том, что родом Ленин из донских казаков. В словах Чикамасова звучит то же чувство наивной гордости, что и у сейфуллинского Софрона. Народ хочет видеть Ленина своим, желает максимально приблизить его к себе.

Совсем иначе относится к Ленину белогвардейское офицерство, например ярый враг революции подъесаул Калмыков. Бунчук терпел все: когда Калмыков называл его дезертиром и предателем, когда плевал ему в лицо. Но его терпение лопнуло, когда Калмыков грязными оскорблениями стал осыпать имя Ленина, повторяя избитые клеветнические измышления о том, что он якобы был подкуплен немцами. Если для Чикамасова Ленин свой, то для Калмыкова он враг, присланный извне.

Так, по-разному, входит образ Ленина в поток эпического повествования у А. Толстого и у М. Шолохова. Но в обеих эпопеях он глубоко национален, неразрывно связан с судьбой народа и родины, с классовой борьбой.

Завершая разбор произведений, созданных в 20-е годы и так или иначе связанных с образом Ленина, мы видим, что проза добивается заметных успехов, по-разному решая в основном одну большую тему: судьба народа в революции. И при этом перед многими писателями неизбежно встает и требует яркого художественного решения проблема: Ленин и народ. Подлинная удача ожидала писателя тогда, когда образ Ленина оказывался органичным для всей системы художественного произведения, когда он становился эстетической необходимостью для произведения, как и внутренней идейно-психологической необходимостью для его творца.

4

Сколь бы много ни было книг, где появлялся Ленин, и сколько бы ни было в них удачных страниц, в литературе все больше ощущалась потребность в произведениях, крупным планом изображающих вождя революции, посвященных ему.

В 20-е годы (особенно начиная с 1924 года) появляется довольно мною мемуаров и мемуарных очерков о Ленине, Среди их авторов – А. Аросев, И. Касаткин, И. Жига, Е. Зозуля, М. Кольцов, И. Эренбург, М. Герасимов и другие писатели.

  1. См.: М. Беккер, Ленин в художественной литературе, «Огонек», М. 1929.[↩]
  2. Ю. Жуков, Подпольное кино, «Правда», 3 августа 1967 года.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

В Санкт-Петербурге «жители» решали, сносить ли памятник Ленину в Ревде — Ревда-инфо.ру

25 октября в театре «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге дали необычную премьеру. Режиссер Дмитрий Крестьянкин поставил для питерской сцены спектакль «Ленин из Ревды». Он о нашем городе, а именно — о ситуации вокруг памятника, которая несколько лет назад прославила наш город. Правда, режиссер говорит, что центром повествования сам конфликт вокруг скульптуры (в том качестве, каковой развивался в Ревде) не стал. Речь о другом, а о чем — Дмитрий рассказал нам сам и поделился впечатлениями от результата. Публикуем наш разговор.

О спектакле

Спектакль в одно действие длится  около часа. Над ним работали драматург и режиссер Дмитрий Крестьянкин и ассистент режиссера Катя Шихова, художник Шура Мошура, актеры — труппа театра «Балтийский дом». Спектакль создан при грантовой поддержке ООГО «Российский фонд культуры». Постановку включили в репертуар театра. Как только появится запись, мы постараемся ее опубликовать.

Дмитрию Крестьянкину 33 года, он родом из Тулы, окончил Российский государственный институт сценических искусств, преподает там мастерство, а также ставит спектакли в разных театрах. Фото// личный архив

— С премьерой вас! Как она прошла?

— Премьера прошла бодро. Было два спектакля, на первом — Ленина сохранили, на втором — снесли (в роли «вече» выступали сами зрители, — Ред.). Зрителей было человек 120 на каждом спектакле, я думаю. Впечатления труппы положительные, получилась история про людей, а не про памятник, и это очень хорошо. Был еще интересный момент, потому что на первом спектакле присутствовала девушка из Ревды реальная, и это было здорово. Потому что в спектакле есть время для свободного микрофона, и она выходила и рассказывала историю переноса памятника в Ревде.

Фото// Стас Левшин, Театр-фестиваль «Балтийский дом», «ВКонтакте»

— Как вы придумали поставить спектакль? Почему такое название?

— Ситуация была такая: я говорил со своей подругой-режиссером Катей Шиховой по телефону. Она родом из Ревды и как раз в ней находилась. И как-то так у нас разговор зашел о том, что она в данный момент стоит рядом с памятником Ленину и что интересно, что города разные у нас в стране, а Ленин везде, даже в самых небольших городах, он в каком-то виде представлен. Я пошутил, что нужно сделать про это спектакль и что Кате надо опросить жителей Ревды, что для них Ленин, какую роль он для них играет. Потом мы поняли, что это никакая не шутка, а интересный социальный эксперимент. Театр-фестиваль «Балтийский дом» предложил посотрудничать, и я предложил им нашу с Катей идею. Так и началась работа. Спектакль основан на документальных монологах реальных жителей Ревды.

— Связано ли это как-то с нашей историей о переносе памятника (его несколько раз пытались снести, но так и не снесли, коммунисты не дали)?

— Об этой истории мы совершенно случайно узнали, уже общаясь с жителями. Она косвенно упоминается в получившейся пьесе, но скорее как дополнение. К слову, подобные истории и ситуации возникают время от времени во многих городах.

Фото// Стас Левшин, Театр-фестиваль «Балтийский дом», «ВКонтакте»

— Каков сюжет? Каков посыл? О чем вы расскажете зрителю?

— Сюжет в том, что мы присутствуем на таком, своего рода, народном вече, где зритель выслушивает доводы разных жителей города «за» и «против» сноса/переноса памятника и сам голосует сохранить вождя революции или освободить постамент для чего-то нового. Таким образом у спектакля будет несколько вариантов финала. Мне интересно узнать, как реально настроены граждане относительно памятника и будет ли меняться их мнение после того, как они выслушают истории реальных людей. Мы поговорим про разрыв поколений и про сущность символа. Наша история находится в той точке, когда для молодого поколения Ленин уже не имеет никакого значения, а для старшего поколения он — очень многое. При этом даже те, кто предлагают убрать его, затрудняются ответить на вопрос, что должно быть вместо него. Мы в сложной позиции — прошлое уже не работает, а будущего еще нет.

— Где вы нарабатывали материал? Приезжали ли в Ревду лично? Где и как искали героев? 

— Материал непосредственно нарабатывался Катей в Ревде и потом редактировался мной. Героями стали самые разные люди, начиная от родственников и заканчивая случайными прохожими. Понятно, что далеко не все тексты войдут в спектакль, но мнения будут представлены максимально разные. Лично я не был в городе, поэтому могу судить только по жителям. Мне с ними очень интересно, они живые, интересные, честные. Похожие на жителей самых разных российских городов.

— Расскажите о себе: сколько вам лет, какое образование? Как давно и где вы работаете режиссером? Откуда вы? Застали ли вы времена СССР и приходилось ли лично вам читать труды Ленина, книги о нем? Что лично вы думаете о нем как о личности, об исторической фигуре?

— Мне 33 года, я родом из Тулы (у нас там тоже Ленин есть, конечно). Образование у меня — РГИСИ, мастерская Красовского. Сейчас я преподаю в этом институте на курсе Бызгу. Ставлю спектакли в разных городах страны, в том числе «Плохом театре», «Театральном доме», в проекте «Не Зря» в Санкт-Петербурге. Про Ленина думаю, что это была очень противоречивая, как и многие политики, личность.

Фото// Стас Левшин, Театр-фестиваль «Балтийский дом», «ВКонтакте»

Еще по теме

  • На митинге коммунистов в Ревде потребовали не трогать Ленина. И Грудинина. И губернатора Иркутской области.
  • Памятник Ленину на площади Победы в Ревде не тронут. Точно.
  • Снова Ленин. Ревдинцы обсудили надпись на заборе вокруг Ленинского сквера.
  • «Лепса поставьте, а чо, прикольно». Ревдинцы предложили замену памятнику Ленину в Ленинском сквере. А мы — нарисовали их идеи.
  • «Пока Ивачев занимается обликом Ревды, благоустройство площади встало на паузу». Колонка журналиста Алены Калининой.

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Мавзолей Ленина, Москва

История Мавзолея Ленина:

  • Владимир Ленин умер 21 января 1924 . Культ личности, окружавший его в советском обществе, и значение, которое он имел в советской идеологии, привели к его бальзамированию и сохранению в грандиозном и торжественном мавзолее на Красной площади
  • .

  • Мавзолей был священным местом в советское время. Советские лидеры использовали его как сцену во время особых мероприятий, таких как 9Майский Парад Победы, и Сталин был ненадолго похоронен там после его смерти в 1953 году
  • После распада СССР десятилетиями велись споры о перезахоронении Ленина на другом месте. Пока ничего не изменилось, и сегодня мавзолей открыт для посетителей

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина — одна из самых мрачных, но самых популярных достопримечательностей Красной площади, которую вы можете посетить во время вашего тура по России. После его смерти 19 янв.24 декабря лидер Октябрьской революции лежит забальзамированный в российской столице, и его можно посетить по сей день, что дает представление о том почитаемом месте, которое он занимал в советской политике и обществе.


Фото ДИМСФИКАС из Википедии

История Мавзолея Ленина

Мавзолей Ленина Во времена Советской России

Владимира Ленина окружал культ личности, который практически превратился в новую религию для пролетариата. Когда Ленин тяжело заболел в 1922 декабря усилились усилия по укреплению мифического образа отца Октябрьской революции, а в 1923 году был введен новый термин «ленинизм», чтобы поставить Ленина в центр советской идеологии.
Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года, и сразу же начался всенародный траур. Его тело было временно забальзамировано перед похоронами 27 января, чтобы люди могли отдать дань уважения. Хотя Ленин хотел, чтобы его похоронили, советское правительство получило 10 000 телеграмм с просьбой сохранить его тело для потомков, почти как реликвию, сопровождающую его квазирелигиозный образ. Бальзамирование тела Ленина было волей и его преемников. Физическое присутствие Ленина в самом сердце СССР олицетворяло бы вечность советской власти, и до распада Советского Союза адаптации доктрин ленинизма позволяли советским лидерам оправдывать свои решения и осуждать тех, кто выступал против них. В том же году тело Ленина было помещено в мавзолей.

Знаете ли вы? Мозг Ленина был извлечен из его тела и перемещен в Институт мозга. Его мозг был разрезан на 30 000 срезов, помещенных между стеклянными пластинами, которые сохранились до наших дней.

Первый мавзолей был построен ко дню похорон Ленина Алексеем Шущевым, в виде деревянного куба, увенчанного трехъярусной пирамидой. Вторая версия была построена весной 1924 года, к ней был добавлен саркофаг по проекту Константина Мельникова. Третий и последний мавзолей, построенный между 1929 и 1930 г. Шущева, был сделан из бетона с кирпичными стенами, гранитным фасадом и декорирован лабрадоритом, мрамором и малиновым кварцитом.

Фото image1.org из Википедии

Знаете ли вы? В 1930-е годы в зарубежных СМИ неоднократно ходили слухи о том, что тело Ленина ненастоящее. Поэтому в Москву были приглашены представители западной прессы, чтобы убедиться, что тело на самом деле не восковая фигура.

С началом Великой Отечественной войны 19 июля41, тело Ленина было эвакуировано в Тюмень в Сибири, а мавзолей был замаскирован под особняк, чтобы защитить его от немецких бомбардировщиков. С 1945 по 1995 год члены советского правительства использовали Мавзолей Ленина как сцену для наблюдения за Парадом Победы 9 мая на Красной площади. После смерти в 1953 году Сталин был похоронен в мавзолее, который был переименован в «Мавзолей Ленина и Сталина». Его тело было вывезено в 1961 году в рамках процесса десталинизации и помещено в Некрополь у Кремлевской стены.


Мавзолей Ленина в постсоветской России

Фото Томаса Мюнтера из Википедии

После распада СССР образ Ленина как канонического символа страны исчез. Финансирование мавзолея было сокращено, а пост почетного караула, стоявший у гробницы, упразднен. Состоялись дискуссии о том, следует ли вывезти и перезахоронить тело Ленина, мнение, выраженное президентом Борисом Ельциным и мэрами Санкт-Петербурга и Москвы Анатолием Собчаком и Юрием Лужковым. Этого не произошло, так как Красная площадь и ее ансамбль были признаны объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1919 году.90, а Мавзолей Ленина, несмотря на происшедшие идейно-политические изменения, оставался значительным памятником истории и культуры.
Разногласия продолжаются и по сей день. В 2012 году Владимир Путин заявил, что убирать Ленина из мавзолея не планируется. Однако в апреле 2017 года ряд депутатов предложили в Госдуму пересмотреть вопрос о перезахоронении Ленина и перенести его мавзолей, поскольку Ленин не является символом современной России. В то же время опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что 60 % россиян одобряют перезахоронение Ленина, хотя 24 % из них считают, что этого нельзя проводить до тех пор, пока не умрет последнее советское поколение. прошло.

Знаете ли вы? В Мавзолее Ленина произошло несколько инцидентов с применением насилия, в том числе попытка застрелить Ленина в 1934 году, случай, когда посетитель ударил Ленина молотом в 1959 году, а также два взрыва в 1960 и 1973 годах.


Посещение Мавзолея Ленина сегодня by Zinneke в Википедии

Мавзолей Ленина остается одним из самых популярных мест на Красной площади, ежегодно привлекая более 2,5 миллионов посетителей. Чтобы войти в мавзолей, посетители должны собраться возле Никольской башни Кремля, прежде чем пройти контрольно-пропускной пункт и металлоискатель. Фото- и видеоаппаратура, мобильные телефоны, большие сумки и бутылки должны храниться в запирающемся шкафчике.

Знаете ли вы? Хотя почетного караула у Мавзолея Ленина больше нет, пост вновь установлен с декабря 1997 года у Могилы Неизвестного Солдата в примыкающем к Кремлю Александровском саду. Смена караула происходит каждый час по сигналу кремлевских колоколов.

Спустившись по широкой лестнице, вы попадете в траурный зал, представляющий собой куб размером 10×10 метров, украшенный лабрадоритом, красным порфиром и красной смальтой. В мавзолее поддерживается постоянная температура 16°C. Внутри саркофага из пуленепробиваемого стекла лежит Ленин, одетый в темный костюм. Посетители находятся внутри всего несколько минут и должны непрерывно перемещаться по залу под пристальным взглядом охранников мавзолея. В мавзолее сохраняется благоговейная атмосфера: запрещено разговаривать, носить головные уборы, засовывать руки в карманы, фотографировать; если вы делаете фотографии, персонал имеет право проверить вашу камеру и удалить их.

Знаете ли вы? Под мавзолеем находится взрывобезопасная лаборатория для продолжения процесса бальзамирования. Каждую неделю на тело Ленина наносят мягкий отбеливатель, а каждые восемнадцать месяцев его повторно бальзамируют. За это время одежду Ленина стирают и гладят, и он даже каждые 3 года получает новый костюм!

Посещение Мавзолея Ленина:

  • Мавзолей Ленина ежегодно привлекает миллионы посетителей, вход бесплатный
  • Внутри мавзолея посетители могут увидеть забальзамированное тело Ленина, лежащее в стеклянном саркофаге. Посетители должны вести себя уважительно, фотографировать запрещено

Что находится поблизости?

  • Московский Кремль — уникальный памятник русской культуры и символ российской государственности на протяжении веков, с соборами и церквями, 20 башнями и роскошными дворцами.
  • Собор Василия Блаженного – поразительное достижение древнерусского зодчества, прославившееся на весь мир своими красочными куполами-луковицами, состоящее из одиннадцати разных церквей под одной крышей.
  • Универмаг ГУМ — самый известный универмаг Москвы и место для роскошных покупок, известное своей великолепной архитектурой.

Почему бы не отправиться на одну из экскурсий по Москве «Экспресс в Россию», где наши опытные и информативные гиды покажут вам лучшее из того, что может предложить Москва, включая экскурсии по Красной площади и ее окрестностям.


Важная информация для посетителей
Адрес и контактная информация
Адрес: Красная площадь, Москва, Россия, 109012
Тел: +7 (495) 623-55-27
Ближайшее метро: Охотный Ряд (350 м), Площадь Революции (500 м), Театральная (550 м)
Часы работы
10.00-13.00. Закрыт по воскресеньям, понедельникам и пятницам.
Вход в мавзолей бесплатный: остерегайтесь мошенников, которые попытаются взимать с вас плату за билеты, чтобы не стоять в очереди.

Бесплатное посещение Мавзолея Ленина в Москве

Посещение Мавзолея Ленина, в котором до сих пор хранится мумифицированное тело Ленина, стало одной из главных достопримечательностей Москвы. Мавзолей находится на Красной площади, посещение бесплатное. Все, что вам нужно сделать, это подождать в очереди, которая может быть длиннее или короче в зависимости от времени года.

Я расскажу о…

  • Что такое Мавзолей Ленина?
  • Посещение Мавзолея Ленина
  • Будущее Мавзолея Ленина

Что такое Мавзолей Ленина?

Мавзолей Ленина — советский памятник, работы архитектора Алексея Щусева, в котором находятся мумифицированных останков Владимира Ильича Ульянова, более известного как Ленин , главного вождя Октябрьской революции 1917 года и первого Президента СССР сохранен.

Ленин умер в 1924 (в возрасте 53 лет), но хотя он и изъявил желание быть похороненным в Петербурге вместе с матерью, именно Сталин принял решение о бальзамировании его тела.

С этой целью был создан научный комитет под названием «Комиссия по увековечиванию», чтобы найти волшебную формулу, которая сохранит тело во времени .

За некоторыми исключениями (например, во время Великой Отечественной войны, когда останки были перевезены в Сибирь), тело находилось в Мавзолее на Красной площади с 1924, становится одной из главных достопримечательностей Москвы , как для местных жителей, желающих отдать ему дань уважения , так и для тех туристов, которым любопытно увидеть мумию вождя большевиков.

В самом мавзолее есть лаборатория с биологами, биохимиками и анатомами. Каждый год в течение двух месяцев тело обрабатывают специальным раствором, также меняют его костюм и устраняют повреждения, которые могли быть нанесены телу. Тело защищено стеклянным пуленепробиваемым саркофагом.

Говорят, что после стольких химических обработок тело Ленина все больше и больше похоже на манекен , по крайней мере, у меня такое впечатление от тех времен, которые я посещал.

Посещение Мавзолея Ленина

Мавзолей Ленина находится на Красной площади, рядом с Кремлем и Собором Василия Блаженного и напротив ГУМовых галерей. Его можно увидеть на фото ниже в Google Maps:

Посещение бесплатное. Нет необходимости покупать билеты. Сделать визит надо просто встать в очередь ( красная линия на карте выше ) и в зависимости от дня и времени года она может быть более или менее длинной (см. фото ниже), хотя надо сказать обычно они двигаются быстро . Когда я приходил в этот раз, я ждал около 30-45 минут.

Туристам также предлагаются неофициальные гиды, с помощью которых можно избежать очереди, но за это придется заплатить.

Мавзолей открыт каждые вторник, среда, четверг и суббота , с 10:00 до 13:00 часов, если это не праздничный день, нет официального акта и не совпадает ни с периодом обработки тела, ни с реставрацией памятника.

  • Официальный сайт Мавзолея Ленина (английская версия): http://lenin. ru/index_e.htm

По пути к Мавзолею Ленина, прежде чем войти, вы проходите перед Некрополем Кремлевская стена , в которой похоронены других военных или бывших советских президентов , такие как Сталин (тело которого также оставалось забальзамированным рядом с Лениным в Мавзолее после его смерти в 1953-1961 годах), Черненко, Брежнев и Юрий Андропов. В Некрополе Кремлевской стены также похоронены российских знаменитостей , в том числе космонавт Юрий Гагарин .

Внутри мавзолея нельзя фотографировать . Вы не можете войти ни в какой шляпе или солнцезащитных очках, так как это считается неуважением.

Внутри мавзолея прохладно из-за кондиционера, вход и выход занимает всего несколько минут. Вы не можете остановиться, чтобы заглянуть внутрь тела.

Будущее Мавзолея Ленина

После распада Советского Союза в 1991 году политические партии и деятели (например, Михаил Горбачев) призвали демонтировать мавзолей , чтобы останки вождя были захоронены.