Описание картины «Баба-яга в ступе» И.Билибина. Характеристика бабы яги


Баба-Яга. Общая характеристика и основные черты образа Бабы-Яги — Сказки. Рассказы. Стихи.

   

Баба-Яга. Общая характеристика Бабы-Яги

 Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими. Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж. 

Читать сказку «Баба-яга»Читать другие русские народные сказки   Предыдущая записьСледующая запись

skazkibasni.com

Картина «Баба-яга в ступе» И.Билибина. Описание картины, образ картины

Художник: Иван Яковлевич Билибин Название картины: «Баба-яга в ступе»

Образ Бабы Яги в отечественной культуре невозможно рассматривать без русских сказок. Имя И. Билибина, известного иллюстратора, автора эскизов для сценических костюмов и декораций, связывают со сказочной вехой русской действительности, поэтому Ягу нужно рассматривать только с его точки зрения.

Что мы знаем о Бабе Яге с самого детства? Это злая, страшная колдунья, которая живет в избушке на курьих ножках в чаще леса. Древнерусские богатыри преимущественно обнаруживали колдунью в избе, лежащей на лавке, рассказывали про ее нос, висящий через шест, и удивлялись необычному способу передвижения – транспортом для Яги служила ступа, а помело использовалось как руль и для заметания следов.

Если покопаться в истории Бабы-Яги, то можно обнаружить древнюю богиню ада в культуре славян. Она перемещалась на железной ступе, используя в качестве штурвала железный посох. Древние приносили ей жертву, преимущественно, кровавую. С приходом христианства адская жительница переросла в злобную старую колдунью-людоедку, которая уединенно живет в лесу, творя всевозможные пакости.

Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога). Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить, избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть).

Этот самобытный образ не мог оставить равнодушным представителей творческих профессий – художников, музыкантов, композиторов или режиссеров. Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная».

Сюжет ее всем знаком с детства: принц ищет свою принцессу неземной красоты. И. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Она сидит, поджав ноги, в своем деревянном транспортном средстве, покосившемся то ли от скорости полета, то ли от того, что столкнулся со стволом упавшей березы. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти.

Образ билибинской Бабы-яги двояк. С одной стороны, ее внешность, которая не устрашает, а отталкивает: руки-крюки с «фреддикрюгескими» пальцами, горбатый нос, бескровные губы-ниточки, маленькие глаза и кожа нездорового желтого цвета. Если вы сравните ее с одноименным полотном Васнецова, то последнее навеивает ужас, ведь ведьма несет невинного ребенка, а глаза ее какие-то адские. Иллюстрация Билибина способна вызвать жалость, поскольку эта некрасивая женщина одинока в лесной глуши.

Но взгляните на ее волосы – нечесаные, словно пакля висящие по сторонам, они развеваются по ветру, показывая скорость передвижения Яги. Седой цвет их, как известно, означает мудрость, поэтому жительница избушки на курьих ножках помогает всем Иванам в поисках их Василис.

Она летит по древнему дремучему лесу, где растут мощные ели, покрытые лишайниками и мхами, а вдалеке видны кривые стволы сухих берез, на траве растут мухоморы. Посмотрев на иллюстрацию, вы начинаете верить – вот она, та самая Баба-Яга из детских сказок.

Пейзаж окружен орнаментальной рамкой, мотивы которой изображали на старинных кушаках из шерсти. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Единственные яркие пятна на картине – синий сарафан, розовая рубаха – латанные-перелатанные, а еще алые мухоморы на фоне табачно-зеленой травы. Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам).

Главный момент, на котором акцентирует внимание художник – это не образ Бабы-Яги, а место, откуда (или куда) она направляется, причем созданного таким образом, что вы можете дать волю своей фантазии.

Ступа парит в воздухе, но не в самом небе, а практически над травой. Это признак приземленности народных верований. Если Иваны-царевичи общаются с чертом, Кощеем, русалкой, трехглавым змеем, то почему исключением должна стать Баба-Яга?

Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ. Посмотрите на то, что она держит в руках. Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное. Это неспроста – старая метла в новом доме считалась признаком всевозможных неудач, но для ведьмы, живущей в лесных дебрях – то, что доктор прописал. Еще одно русское поверье заключается в том, что метлу можно положить поперек двери и вызвать на разговор умерших родственников и друзей. Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. С этим поверьем тесно связано еще одно русское табу – не оставлять помело в комнате умершего – его дух может возвратиться и терроризировать вас, а это Яге только на руку.

Пест для зерна в правой руке ведьмы так же символичен – зерно означает жизнь, а средство для его перетирания – единение с духом предков. Не поэтому ли все герои русских сказок рано или поздно приходят в избушку на курьих ножках?

Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. Очертания, которые служат для разграничения предметов, придают картине объем, а орнаменты словно переносят изображение в сказочную плоскость.

Взгляните на иллюстрацию к сказке еще раз – вы погрузитесь в атмосферу русского эпоса, окажитесь в полуреальном-полуфантастическом мире, так знакомом с самого детства.

И. Билибин «Баба-яга в ступе» Художник: Иван Яковлевич Билибин Название картины: «Баба-яга в ступе»

Образ Бабы Яги в отечественной культуре невозможно рассматривать без русских сказок. Имя И. Билибина, известного иллюстратора, автора эскизов для сценических костюмов и декораций, связывают со сказочной вехой русской действительности, поэтому Ягу нужно рассматривать только с его точки зрения.

Что мы знаем о Бабе Яге с самого детства? Это злая, страшная колдунья, которая живет в избушке на курьих ножках в чаще леса. Древнерусские богатыри преимущественно обнаруживали колдунью в избе, лежащей на лавке, рассказывали про ее нос, висящий через шест, и удивлялись необычному способу передвижения – транспортом для Яги служила ступа, а помело использовалось как руль и для заметания следов.

Если покопаться в истории Бабы-Яги, то можно обнаружить древнюю богиню ада в культуре славян. Она перемещалась на железной ступе, используя в качестве штурвала железный посох. Древние приносили ей жертву, преимущественно, кровавую. С приходом христианства адская жительница переросла в злобную старую колдунью-людоедку, которая уединенно живет в лесу, творя всевозможные пакости.

Исследователи считают образ Бабы Яги тем, что находится на границе двух миров. Яга, по их мнению, является посредником между героем и потусторонним миром (Тридесятым царством), стоящим на границе реальностей (костяная нога). Она помогает попасть Иванам-царевичам в мир фантастики через выполнение определенных ритуалов (пойди вслед за клубочком, баньку истопить, избушку успокоить или конкурента-Кощея одолеть).

Этот самобытный образ не мог оставить равнодушным представителей творческих профессий – художников, музыкантов, композиторов или режиссеров. Известна, к примеру, пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная».

Сюжет ее всем знаком с детства: принц ищет свою принцессу неземной красоты. И. Билибин создал множество иллюстраций к этой сказке, одна из них называется «Баба-яга в ступе». На картине изображена сказочная героиня, которая летит в ступе по дремучему лесу. Она сидит, поджав ноги, в своем деревянном транспортном средстве, покосившемся то ли от скорости полета, то ли от того, что столкнулся со стволом упавшей березы. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом. Сарафан у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти.

Образ билибинской Бабы-яги двояк. С одной стороны, ее внешность, которая не устрашает, а отталкивает: руки-крюки с «фреддикрюгескими» пальцами, горбатый нос, бескровные губы-ниточки, маленькие глаза и кожа нездорового желтого цвета. Если вы сравните ее с одноименным полотном Васнецова, то последнее навеивает ужас, ведь ведьма несет невинного ребенка, а глаза ее какие-то адские. Иллюстрация Билибина способна вызвать жалость, поскольку эта некрасивая женщина одинока в лесной глуши.

Но взгляните на ее волосы – нечесаные, словно пакля висящие по сторонам, они развеваются по ветру, показывая скорость передвижения Яги. Седой цвет их, как известно, означает мудрость, поэтому жительница избушки на курьих ножках помогает всем Иванам в поисках их Василис.

Она летит по древнему дремучему лесу, где растут мощные ели, покрытые лишайниками и мхами, а вдалеке видны кривые стволы сухих берез, на траве растут мухоморы. Посмотрев на иллюстрацию, вы начинаете верить – вот она, та самая Баба-Яга из детских сказок.

Пейзаж окружен орнаментальной рамкой, мотивы которой изображали на старинных кушаках из шерсти. Так что обратите внимание на цветовую гамму картины. В ней преобладают коричневые, даже оттенка хаки, тона. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют такой цвет. Все приглушено спускающейся на землю ночью или темнотой таинственного леса. Единственные яркие пятна на картине – синий сарафан, розовая рубаха – латанные-перелатанные, а еще алые мухоморы на фоне табачно-зеленой травы. Ядовитые грибы как нельзя лучше отражают основную сферу деятельности этой героини русских сказок – мелкие пакости или отмщение (хрустальный череп, выданный Василисе, выжег глаза злой мачехе и коварным сестрам).

Главный момент, на котором акцентирует внимание художник – это не образ Бабы-Яги, а место, откуда (или куда) она направляется, причем созданного таким образом, что вы можете дать волю своей фантазии.

Ступа парит в воздухе, но не в самом небе, а практически над травой. Это признак приземленности народных верований. Если Иваны-царевичи общаются с чертом, Кощеем, русалкой, трехглавым змеем, то почему исключением должна стать Баба-Яга?

Яга, написанная Билибиным – довольно символичный образ. Посмотрите на то, что она держит в руках. Помело, которое находится в левой, старое, ободранное, кое-как привязанное. Это неспроста – старая метла в новом доме считалась признаком всевозможных неудач, но для ведьмы, живущей в лесных дебрях – то, что доктор прописал. Еще одно русское поверье заключается в том, что метлу можно положить поперек двери и вызвать на разговор умерших родственников и друзей. Что ж, довольно предсказуемо для ведьмы, стоящей на границе миров. С этим поверьем тесно связано еще одно русское табу – не оставлять помело в комнате умершего – его дух может возвратиться и терроризировать вас, а это Яге только на руку.

Пест для зерна в правой руке ведьмы так же символичен – зерно означает жизнь, а средство для его перетирания – единение с духом предков. Не поэтому ли все герои русских сказок рано или поздно приходят в избушку на курьих ножках?

Настроение картины «Баба-Яга в ступе» ирреально, чему немало способствует стиль написания Билибина – книжный дизайн по мотивам гравюр и летописных рисунков с четкими линиями, закрашенными акварелью. Очертания, которые служат для разграничения предметов, придают картине объем, а орнаменты словно переносят изображение в сказочную плоскость.

Взгляните на иллюстрацию к сказке еще раз – вы погрузитесь в атмосферу русского эпоса, окажитесь в полуреальном-полуфантастическом мире, так знакомом с самого детства.

5sec.info

Загадочный образ Бабы Яги

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г.Сердобска

Проект исследовательской работы

« Загадочный образ Бабы Яги» Выполнили :

учащиеся 4 - б класса

Руководитель: Рукшина Н.Е.

г.Сердобск

2011 год

«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама с собой»

А.С.Пушкин

Актуальность. Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. « Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

- Фу, фу! Русским духом пахнет!»

Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга необходимый персонаж. Однако, образ Бабы-Яги в русских народных сказках довольно противоречив.

Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе. Цель нашего исследования – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма. Объект исследования – Баба Яга Наше предположение. Мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:

- она всем вредит;

- создаёт на пути трудности;

- Баба Яга похищает детей;

- может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;

- у неё страшный вид, её боятся дети.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы мы должны были:
  1. Изучить литературные и мифологические энциклопедии
  2. Прочитать волшебные русские сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
  3. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Методы исследования:

- анализ литературных и исторических источников информации;

- сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

- обобщение полученных данных.

Вопросы, на которые нам надо искать ответы:
  1. Как появилась Баба Яга?
  2. Где живёт Баба Яга?
  3. Какой характер у Бабы Яги?

Что же мы узнали?

  1. Это вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.

Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба Яга была существом мифологическим. Как отмечает исследователь – сказочник А.К.Афанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена – это могущественная богиня, хранительница обычаев и традиций, хозяйка леса и зверей.

А Владимир Яковлевич .Пропп пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму».

Есть предположение, что «проблемы Бабы Яги с ногами связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить по земле. И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.

  1. Выглядит Баба Яга зловеще: – это древняя сгорбленная старуха, она смуглая, глаза как уголья, нос крючком, волосы седые и косматые. Одета в старые лохмотья.

  1. Баба Яга – вещая ведьма, она знает прошлое и будущее, обладает способностью наводить чары. Служат Яге лягушки, чёрные коты, вороны и змеи.

  1. Разъезжает по свету в железной ступе. «В ступе летит, пестом погоняет, помелом свой след заметает»

Почему в ступе?

Это нехитрое приспособление в народной мифологии считалось символом женского лона. Ступа и пест были непременными участниками свадебных обрядов.

Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.

Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь.

Метлой же она пользовалась, чтобы управлять ветром – он подчинялся ей, как и прочие силы природы.

    1. Согласно волшебным сказкам, Баба Яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках.

Вокруг избы – забор из человеческих костей. И на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.

Избушка повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил».Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых». Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению они не нужны.

Почему избушка Бабы Яги «на курьих ножках»? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи.

По другой версии название «курьи ножки» произошло от «курных», то есть окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти», небольшой сруб с прахом покойника внутри. Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека. Она узнавала о его прибытии по запаху – «русским духом пахнет». Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом!»

Образы Бабы Яги

Яга – воительница. Сражается с героями и побеждает многих из них. Во многих сказках сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. «…Баба Яга накинулась на собак. На ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» ( «Баба Яга») …приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны.

(«Баба-яга и Заморышек») Яга – похитительница. Похищает, уносит детей, которых она пытается изжарить.

(«Гуси-лебеди»)

(«Ивашка из Дворца пионеров»)

Яга – дарительница Сама Яга ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью.

Гостя она расспрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.

«Я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко»

(«Финист – ясный сокол»)

«Накормила она Ивана –царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет он жену свою, Василису Премудрую. Рассказала Баба Яга, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил её царевич и пошёл».

(«Царевна-лягушка»)

«- Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее»

(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

«-Иди же ты прямо, куда солнце катится; через год дойдёшь до Лисьей горы, там спроси, где дорога в змеиное царство»

(«Сказка о Василисе, Золотой Косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе»)

Яга – советчица В сказке «Василиса Прекрасная» девушка осталась без матери. Злая мачеха решила её уморить. Послала Василису к Бабе Яге за огнём для лучины. Баба Яга испытывает героиню, заставляет на себя работать, задаёт вопросы, но и избавляет героиню от злых родственников. Сценка из сказки «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться» показывает, как Баба Яга учит уму-разуму медведя.

Медвежонок Моня не любил учиться: не умел читать и писать. Но после встречи с Бабой Ягой даже во сне всё изменилось. Медвежонок : Скучно что-то одному. Пойду, поищу, с кем бы поиграть. (Появляются «лешие». Они его окружают , не дают уйти.)

Медвежонок : - Ой, вы это что?

1-й «ЛЕШИЙ» : Посчитай нас, а мы с тобой поиграем.

- Не буду я вас считать, у меня и так забот полно!

- Тогда не пропустим!

- 2-й «леший» : Посчитай нас!

- Ну ладно. Стойте смирно. Считаю: один, четыре, два

1-й : Неправильно!

2-й: Неумеха!

- Пустите меня, я домой хочу!

1-й: Какой же ты невежа и лентяй!

- Я хороший!

2-й: Хороший, а сосчитать нас не умеешь.

1-й: Иди учиться в школу!

- Не хочу! Ма-ма!

(Появляется Баба Яга. Лешие убегают) Баба Яга: Ты что кричишь, Моня?

- Меня лешие обижают, домой не пускают.

- Пойдём, милый, ко мне, я с тобой поиграю.

(Заходят в домик Бабы Яги)

- Ой, как пахнет пирожками.

- Пирожки! Горячие пирожки.

- Дай мне, бабуля, пирожок.

- Один пирожок стоит одну песенку, а два пирожка – две песенки. Обожаю песни слушать!

- А дай мне пирожок без песенки. Я очень проголодался.

- Нет, дружок, без пенки не даю.

- Я попробую. А какую песенку спеть?

- Любую. Например, ту, что в школе поёте.

- В школе? Ах, да, в школе. Про крокодила сгодится?

- Сгодится. Слушаю тебя.

(Моня поёт) Крокодил неуклюжий будет шлёпать по лужам,

Чебурашку забрызгает он.

А потом в день рожденья съест он банку варенья

Из лягушек он сварит бульон.

- Хватит, хватит, похоже, что мама-медведиха тебе на ухо наступила.

- Я могу другую спеть, раз вам эта не нравится.

- Не надо, умоляю! -Сидел в траве кузнечик,

Похож на огуречик.

Зелёненький он был,

Как Гена-крокодил!

- Бедные мои ушки, надо вас спасать. Садись, Моня, на лопату. Никаких тебе пирожков. Сейчас будет запеканка из медведя.

- Не надо, бабуля, я боюсь!

- Ну, уж нет! Возьми-ка с полки баночку с солью. Живо!

- Которую?

- На которой написано «соль».

-Я же читать не умею.

- Ах, ты ещё и читать не умеешь? Теперь кричи, не кричи, толку не будет. Надо было в школу ходить и там учиться прилежно. Полезай в печь! - Ма-ма! Я боюсь! Я пойду в школу! Я хочу учиться!

В мультсериале о приключениях домовёнка Кузи, снятом по сказке Т.Александровой, Баба Яга проявляет себя исключительно хозяйственной бабушкой.

Заключение. В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии. Она принадлежит сразу двум мирам - миру мёртвых и миру живых, стоит на границе этих миров и служит проводником в мир мёртвых. В большинстве сюжетов Баба Яга представлена в обличии ведьмы - старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом.

С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

Она может быть разной – и доброй и злой;

Часто помогает герою, спасает его;

Может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба Яга – отрицательный персонаж, помогающий порой сказочному герою.

Наши наблюдения позволяют ещё раз убедиться в народной мудрости «По одёжке встречают, по уму провожают».

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

В ходе исследования мы научились:

- анализировать сказки;

- давать характеристики главным героям произведения;

- находить полезную информацию;

- делать выводы.

Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга – зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая.

Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Список использованной литературы

  1. Артамонов Н.И. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. – Л.: изд. Гос. Эрмитажа, 1961.
  2. Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.
  3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
  4. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986.
  5. Афанасьев А.Н.. Поэтические воззрения славян на природу, т.III. –СПб., 1869.
  6. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.
  7. Власов М. Русские суеверия. – СПб.: Азбука-классика, 2001.
  8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
  9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  10. Ефименко П.П.. Первобытное общество. – Киев, 1952.
  11. Лосев А.О. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.
  12. О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. – М: Детская литература, 1988.
  13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.
  14. Русская сказка, т.I. – М.: «Academia», 1932.
  15. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. – М., 1953.
  16. Садовников Н. Сказки и предания Самарского края. – СПб., 1884.
  17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Терра, 1996.

davaiknam.ru

Характеристика бабы яги в сказках – Telegraph

Характеристика бабы яги в сказках

Скачать файл - Характеристика бабы яги в сказках

В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга — мифологическое существо. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы. Баба-яга — старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга — популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании — воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: Они являются ее советчиками и охранниками. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе самокатная колесница , погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: С казку всегда предваряет миф. Баба Яга Буря-Яга, Язя — лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: Но все-таки Баба Яга — существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Так же, как и Кощей Бессмертный кощь - кость , она принадлежит сразу двум мирам: Отсюда ее почти безграничные возможности. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Это женщина, старуха, у нее необычная чаще всего костяная нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга — одноногая. Костяная нога — это атрибут смерти нога мертвеца или скелета. Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух — таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж. Сначала мы провели опрос среди учащихся нашего класса, так как нужно было узнать что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:. Кто такая Баба Яга? Какой вы себе ее представляете? Как выглядит костяная нога? В опросе участвовали 24 ученика нашего класса. Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого нами было прочитано 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет. Результаты своего исследования по следующим сказкам: Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности. Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках полузвериный облик. Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса. Бабе Яге подвластны утро, день, ночь белый, красный и черный всадники , а значит, она повелительница времени. Баба Яга ведает огнем глаза черепов в ограде , лежит на печи, наказывает людей губит , ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. Таким образом,наше исследование показало, что Баба Яга — вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся нашего класса по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Миф — древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка. Пест — короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест. Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. Ступа — тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т. Ступа с Бабою Ягой в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой. Microsoft Solutions Framework Официальное издание Белая книга. MSF видит в изменениях и возникающей из-з Территориальное планирование в Алтайском крае 5. Экзамен Библиотековедение Кичигина Е. По уровню интеграции — межпредметный география, история, биология, экология, изобразительное искусство. По количеству участников — гр Сохрани ссылку в одной из сетей: А может быть, Баба Яга — мифологическое существо Тема. Предположим, что Баба Яга — это вымышленный персонаж русских народных сказок. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов. Общая характеристика Бабы Яги Баба-яга — старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Баба Яга — мифологическое существо С казку всегда предваряет миф. Основные черты образа Бабы Яги Это женщина, старуха, у нее необычная чаще всего костяная нога. Баба Яга в русских народных сказках Сначала мы провели опрос среди учащихся нашего класса, так как нужно было узнать что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы: Таблица 1 Результаты опроса учащихся 1. Вымышленный персонаж Ведьма, колдунья Пожилая женщина Злая сварливая старуха Старушка с метлой 2. Злой, сердитой, плохой Веселой, шутливой Агрессивной, нервной 3. В лесу в избушке на курьих ножках На болоте в избушке 4. Ходит в гости к Лешему Летает в ступе Варит зелья, колдует Ест детей Прядет пряжу 5. Сделана из кости Выглядит как у скелета Деревянная нога Волшебная нога Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Волшебные вещи в сказках и др. Общие выводы Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Анализ результатов исследования На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности. Заключение В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Словарь терминов Баба Яга — популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья. Яга — язвить, причинять боль, мучить. Мифология — совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы. Помело — палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла. Процесс обучения грамоте по учебнику В. Если имею даръ пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, такъ - что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. В лесу в избушке на курьих ножках. На болоте в избушке. Ходит в гости к Лешему. Выглядит как у скелета. Место обитания Бабы Яги. Волшебные вещи в сказках и др. Животные, служащие Бабе Яге. Положительный или отрицательный персонаж. Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть. Положительный, так как дает совет, как одолеть противника Кощея. Отрицательный, так как хотела съесть девочку. Куколка; три всадника белый, красный, черный ; три пары рук. Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь череп с горящими глазами. Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича. Отрицательный, так как билась с богатырями. Избушка на курьих ножках. Сидит седая старуха, прядет кудель. Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Положительный, так как помогла Андрею-стрелку. Положительный, так как помогла найти королевну. Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце. Кот, собака, Серый волк. Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку. Три Бабы Яги сестры. Живая вода, молодильные яблоки. Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа Тема: «Образ Бабы Яги в русских сказках»

ЗАГАДОЧНЫЙ ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ

Ленинский проспект 2а на карте

Пирилакс официальный сайт технические характеристики

Спорт тула каталог товаров

Стихи про дружбу короткие и красивые

На сколько созвездий разделено звездное небо

Что делать если не пришел ключ стим

Уровнем экономики и валового продукта

telegra.ph

Образ Бабы Яги в русском эпосе. Исследовательская работа

Образ Бабы Яги в русском эпосе. Исследовательская работа.  

Работу выполнил:

Ученик 6 класса Данилишин Виктор Евгеньевич.

БОУ «Устьянская СОШ» филиал «Орловская основная школа».

Научный руководитель:

Тарбаева Наталья Николаевна.

Цель и задачи проекта

Рассмотреть образ Бабы Яги в русских народных сказках и выявить роль данного персонажа.
  • Узнать о происхождении и развитии образа Бабы Яги в русском фольклоре.

  • Изучить разные источники и выявить роль Бабы Яги в русских народных сказках.

  • Провести анкетирование и сопоставить мнения детей и взрослых о Бабе Яге.

  • Подвести итог по исследуемому образу известном с детства герое. (Проанализировать факты)

Происхождение образа

  • По одной из версий, Баба Яга в русских сказках изначально была Бабой Йогой.

Дело в том, что древнее знание и йога, как метод и средство познания мира, по версии самих же индийских брахманов, родились в древнейшей цивилизации планеты, в землях Арктиды (Гипербореи).
  • Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

  • Третья теория основана на влиянии страшилок английского моряка А. Беттела о племени Яга, появившемся из лесов экваториальной Африки и находившемся в матриархате. По его словам, Яга были жестокими людоедами. Таким образом, на русские сказки могли повлиять страшные байки о племени Яга.

Вывод

  • Таким образом, мы видим, что существуют различные точки зрения на происхождение образа Бабы Яги. Все теории выглядят правдоподобно, и поэтому нам трудно сказать, какая из них более точно описывает развитие данного фольклорного персонажа.

  • Можно только утверждать (об этом упоминается во всех трех теориях), что она хранитель пути с того света на этот и наоборот, она лишь барометр, измеряющий характер героя, а это доказывает еще и то, что Баба Яга результат матриархата, его «остаток».

Общая характеристика Бабы Яги

  • В народном сознании Баба-Яга представлялась злой столетней старухой. В сказках она изображается уродливой и безобразной. Неприглядность Бабы-Яги связана с ее необычной ногой. О старухе говорится: «Баба-Яга костяная нога». Не только нога, но и прочие части тела Бабы-Яги изображаются в сказках необычными: «А у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом». Нос Бабы-Яги иногда представляется железным или таким длинным, что «на крюку висит». Многие сказочники не описывают внешность Бабы-Яги, упоминая лишь, что она старая или дряхлая, седая, беззубая, страшная старуха.

Атрибуты

  • В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

  • Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай : когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.

Теперь стоит описать жилище Бабы Яги

  • Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

  • Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.).

Немного об обряде перепекания

  • В избушке Яги обязательно присутствует печка. Она топится обычно, чтобы изжарить непрошеного гостя, чтобы испытать его на прочность и стойкость. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.

Кот -Баюн

  • У Бабы-Яги живёт и кот. Он должен быть обязательно черного цвета. Кот помогает Яге в её магических заклинаниях и считается её другом.

  • Но у Яги необычный кот, а Кот-Баюн. Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон, который не отличишь от смерти.

Полкан

  • Полкан - существо с телом коня и головой человека. Персонаж этот невзрачен с виду, даже уродлив: маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр: понимает людей и говорит человеческим голосом.

Ипостаси Бабы Яги в русских народных сказках

  • 1) Яга – дарительница, которая подразделяется на четыре вида:

  • Яга – покровительница

  • Яга – повелительница

  • Яга – дарительница

  • Яга – советчица

  • 2) Яга – воительница

  • 3) Яга – похитительница

  • Также, выделяют особый разряд – Яга – прародительница.

Баба Яга и современность

  • Мы задали детям и взрослым следующие вопросы и проверили статистику:

Фильмография

Анекдоты с Бабой Ягой

  • Ребенок не ест манную кашу. - Сейчас Бабу-Ягу позову. - Баба-Яга тоже не будет есть эту кашу.

  • Наряжается Баба Яга для вечеринки. Принимается за прическу. Смотрит, а у нее на голове осталось всего три волоса. – Ну, ничего , пойду с косичками! Стала заплетать косички. Пока заплетала, один волос выпал. – Ну, ничего, пойду с хвостиками! Стала заплетать хвостики. Пока заплетала, один волос выпал. – Ладно уж, пойду с распущенными!

Заключение

Сегодня мы попытались выяснить происхождение и сущность образа Бабы Яги как персонажа русского фольклора. Не то, чтобы совсем, но можно сказать, что мы выполнили поставленную задачу. Мы рассмотрели различные точки зрения на происхождение образа и все они кажутся нам правдоподобными, рассмотрели сущность Бабы Яги и те функции, которыми ее наделили наши предки.

В нашем мире можно что-либо понять лишь по косвенным фактам. Даже самые великие ученые познавали мир по ощущениям. Мы можем перемещаться во времени, видеть будущее и прошлое только в фантастических фильмах. Следовательно, максимальная точность всех утверждений не превышает 55%. Можно сказать точно только то, что с течением времени все изменяется, некоторые вещи люди помнят долго, а подчас мгновенно забывают. Кто-то любит приукрасить свой рассказ, кто-то порой просто рассеян. Именно поэтому у нас есть много вариантов русских сказок. Сейчас у нас особые традиции и нравы, но никто не знает, что будет дальше…

Поэтому в своей работе мы попытались максимально проникнуть в образ Бабы Яги, но существующие точки зрения на происхождение, сущность данного образа дает нам возможность продолжить исследовательскую работу по данному герою.

И напоследок нам осталось сказать всего лишь два слова:

Продолжение следует …

 

dok.opredelim.com