Готовое домашнее задание №6 по учебнику Русский язык, 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Изложение конечно вам хорошо известно имя в и даля


ГДЗ №6 по русскому, Русский язык, 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.. Готовое домашнее задание

<- Предыдущий ответ Следующий ответ -> Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу :

Адрес:

http://www.mygdz.com/otvet/russkij-yazyk-9-klass-tro-19c87.html

Наш робот распознал:Упр.6 Изложение Владимир Иванович Даль 18011872 Владимир Иванович Даль исследователь русского языка, автор всемирно известного Толкового словаря живого великорусского языка. Его имя включено в список почетных членов Российской Академии наук. Он известен как этнограф, собиратель пословиц и поговорок, издатель сказок, песен, писатель и лексикограф. Даль дал себе зарок: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях, и потому смог создать нетленные литературные произведения. Но основным делом, делом всей его жизни, стал именно словарь русского языка. Профессор И. А. Бодуэн де Куртенэ назвал словарь Даля монументальным трудом, который способствовал стройности и гармонии русского языка. Даль великий труженик. Нравственными чертами и основой его личности были бескорыстие в труде и благородство целей: отстаивать честь и достоинство нашей великой речи. Заслуга Даля в том, что своим словарем он освободил русский язык от заимствований, церковнославянизмов, искажнного толкования, ввл в оборот множество новых слов, придав тем самым русскому языку силу и стройность, сделав его национальным достоянием русского народа. Лингвист Ю. С. Степанов считал, что Даль учит все последующие поколения словесников рыцарской верности и преданности Слову, в этом заключены главное наследие и основное значение для дальнейшего развития системы русского языка. Этнограф специалист в изучении материальной и духовной культуры, особенностей быта какого-нибудь народа.

www.mygdz.com

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем врача, был известен и как автор множества сказок, рассказ

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем – врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил больше 200 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Беседа по тексту:

  1. Как звали составителя «Толкового словаря...»?

  2. Какое образование получил В. И. Даль?

  3. Какой талант В. И. Даля оценил А. С. Пушкин?Почему?

  4. В чём было истинное призвание В. И. Даля?

  5. Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль и как её выполнял?

  6. Что вам известно о «Толковом словаре…»?

  7. Почему работу В. И. Даля над словарём можно назвать настоящим подвигом?

Работа с записью на доске:

«Словарь русского языка» (под ред. С. И. Ожегова) – 57 тыс. слов.

4-томный словарь (под ред. Д. Н. Ушакова) – 85 тыс. слов.

17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.

«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В. И. Далем) – 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Все словари, кроме последнего, созданы коллективами учёных; последний создан одним человеком – Владимиром Ивановичем Далем.

refdb.ru

Сжатое изложение (урок русского языка с использованием РК и использованием ИКТ)

Разделы: Русский язык

Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление материала.

Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.

Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)

Цели:

  • отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • “Толковый словарь” С.И.Ожегова,
  • отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. “Пушкинский перстень”,
  • разработанная презентация.

При разработке презентации была использована литература:

  • иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом”,
  • П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”,
  • ж. “Литература в школе” №1 2002

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Слайд 1

3. Лингвистическая разминка.

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Слайд 2

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

Слайд 3

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

Слайд 4

  • основное содержание текста;
  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
  • главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • отобрать основное содержание текста;
  • исключить второстепенное, выделить главное;
  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
  • соблюдать связность текста;
  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

Первичное прослушивание текста.

Словарная работа

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Слово учителя о В.И.Дале.

Слайд 5

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.

Слайд 6

“В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры”.

В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

Слайд 7

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. “Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу “Русские сказки. Пяток первый”.

Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

“Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске... Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

И даже “гнезда” Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

Слайд 8

Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал “малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым”.

В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — “Толкового словаря”.

Четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома “Пословиц русского народа”. Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Слайд 9

7. Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

- определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

Слайд 10

9. Работа над 1-й микротемой:

- 1-е предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

- 2-е предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

- 3-е и 4-е предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

10. Творческое задание.

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

11. Подведение итогов работы.

- чтение полученных текстов;

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.

Образец работы учащегося:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: “ Замолаживает, к теплу”.

Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: “Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии”.

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. А мичманом был Владимир Иванович Даль.

(Суслин Илья, ученик 6-го класса)

Литература.

  1. Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; “Просвещение” 2006
  2. Дышаленкова Р.А. “Пушкинский перстень” Автограф, 1999
  3. Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом” 1983-1984
  4. П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”;
  5. Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; “Просвещение” 1991
  6. Журнал. “Литература в школе” №1 2002
  7. С.И.Ожегов “Толковый словарь” М; “Русский язык” 1986

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка в 6 классе «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ А.Н. МОРОХОВЦА

СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Урок русского языка в 6 классе

«Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»

Подготовлен

учителем

русского языка и литературы

Матвеевой И. Б.

2015-2016 учебный год

«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. Урок по русскому языку «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)» 

Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке : портрет автора, разнообразить деятельность учащихся Цели урока 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения Обучающие 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету Развивающие 3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Воспитательные Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР наCD, ресурсы Интернет Универсальные Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Программные средства, компьютер, проектор, экран. 

Проведение урока. Учебник: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения 2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету 3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация. 

Ход урока

1. Организационный момент. 2. Целеполагание Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1 3. Лингвистическая разминка. - Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2 - Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3 - Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд)

4. Подготовка к восприятию текста

На доске заранее написано: (Слайд 4 )

«Словарь русского языка» ( под редакцией С. И. Ожегова) – 57 тыс. слов.

4-томный словарь (под редакцией Д. Н. Ушакова)- 85 тыс. слов.

17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.

«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В. И. Далем) – 200 тыс. Слов и 30 тыс. пословиц.

Учитель сообщает учащимся, что все словари, кроме последнего, создавались коллективами учёных, последний создан одним человеком- В. И. Далем.

5 Сжатое изложение

Собиратель русских слов

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем – врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил больше 200 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

6. Беседа по тексту:

  1. Как звали составителя «Толкового словаря...»?

  2. Какое образование получил В. И. Даль?

  3. Какой талант В. И. Даля оценил А. С. Пушкин?Почему?

  4. В чём было истинное призвание В. И. Даля?

  5. Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль и как её выполнял?

  6. Что вам известно о «Толковом словаре…»?

  7. Почему работу В. И. Даля над словарём можно назвать настоящим подвигом?

7. Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради. 8. Подведение итогов работы. - какие приемы сжатия текста вы использовали? 9.Домашнее задание: выучить определение «изложение», побеседовать с родителями на тему урока «о В.И.Дале». 

infourok.ru

Презентация «Подготовка к сжатому изложению по предложенному тексту»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка к сжатому изложению по предложенному тексту

Слайд 2

Собиратель русских слов Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова, В военном походе, в госпитале. в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Слайд 3

Работу по собиранию в записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги. Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов. Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

Слайд 4

Работа с текстомПо серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая: - Замолаживает... - То есть как «замолаживает»? - Мичман* смотрит недоумённо. - Пасмурнеет, - коротко объясняет ямщик. - К теплу. Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Буланову и В. Порудоминскому.)

Слайд 5

Выяснение значений непонятных словБасить. Говорить басом.Наст. Твердая корка на снегу после короткой оттепели. Едешь на санях по насту. Заледеневший. Покрывшийся льдом. Понукать. Заставлять делать что-н. скорее, торопить. Понукать коня. Мичман. 1.Воинское звание младших командиров Военно-морского флота. Присвоили звание мичмана. 2.Первый чин офицера- моряка в царской России, человек, носящий этот чин. Седок. 1.Пассажир, едущий в экипаже (обычно наемном). 2.Всадник, верховой. Ямщик. Кучер на ямских лошадях.

Слайд 6

Анализ текста- Какова композиция текста? (В тексте есть две больших части: в одной рисуется эпизод из жизни В.И. Даля, в другой - даются необходимые пояснения: сообщается, кто этот седок, которого везет на легких санях по насту ямщик, какую роль в жизни мичмана сыграет этот день.) - Для чего нужна первая часть текста , ведь главное о Дале мы узнаем из второй части? (Эта часть заинтересовывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе. Именно эта часть рисует Даля как человека. Мы понимаем, что он не отступит от принятого решения.) Следовательно, пересказывая эту часть, желательно сохранить живость этого эпизода и все то, что характеризует будущего собирателя словаря.

Слайд 7

Определение основной мысли текстаМорозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Дали: в этот день он принял решение собирать слова.

Слайд 8

Озаглавливание текста«Дело всей жизни» «Важное решение» «Решение, которое перевернуло жизнь В.И. Даля»

Слайд 9

Собирание материалаПо серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая: - Замолаживает... - То есть как «замолаживает»? - Мичман* смотрит недоумённо. - Пасмурнеет,- коротко объясняет ямщик. - К теплу. Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать - иначе пасмурнеть - в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Слайд 10

Запись отобранного материалаПервый абзац Едут двое, ямщик – в тулупе. Седок жмется от холода. Мичманская форма греет плохо. Второй абзац Ямщик утешает: - Замолаживает… - Как «замолаживает»? – спрашивает мичман. - Пасмурнеет, к теплу, - отвечает ямщик.

Слайд 11

Запись отобранного материалаТретий абзац Мичман дует на закоченевшие пальцы, записывает сказанное ямщиком. Четвертый абзац Морозный мартовский день 1819 года перевернул жизнь этого человека. Он исписал в книжке первую страницу. После сорока лет работы из нее вырос «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

Слайд 12

Работа над изложением

lusana.ru

Ученик учителя своего – живого русского языка. Владимир Даль

215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872) – русского писателя, этнографа, фольклориста и лексикографа

“Это был замечательный человек. 

За что ни брался Даль, все ему удавалось...”.      Имя этого, без преувеличения, великого и замечательного человека знают многие. Но если спросить, чем же он так замечателен, то многие назовут Даля автором «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа». И лишь знатокам известен тот факт, что В. И. Даль был весьма разносторонним писателем и отдал литературному труду около сорока лет своей жизни. В течение этого времени он выступал в литературе, как под собственным именем, так и под псевдонимом Казак Луганский. Полное собрание его сочинений составляет 10 томов и включает в себя 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Матросские досуги», а также несколько статей и очерков. А ещё есть «очерки русской жизни», произведения для детей, стихи и даже пьесы, - рассказывает библиотекарь абонемента художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Фортыгина.

Но и этого мало сказать о В. И. Дале. Не зря о нём известнейший русский хирург Н. И. Пирогов сказал такие слова. Даль брался за многое и ему действительно всё удавалось. 

Во-первых, он был «многоязычник» (сейчас бы мы сказали полиглот). Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский. Читал и писал на латыни, изучал болгарский и сербский языки. Свободно мог общаться на татарском, казахском и башкирском языках. Во-вторых, он был учёный-практик и является автором некоторых учебников и научных статей. А ещё он был талантлив в ремёслах – столярничал, делал украшения из стекла. В его окружении было много известных и талантливых людей. В общем, деяния Даля неисчислимы и разнообразны, в его жизни нашлось место как обычным делам, так и подвигам. Но всё же, для потомков, Даль – это собиратель слов и их толкователь, а его словарь без преувеличения можно назвать сокровищницей русского языка, которой в этом году исполняется 150 лет – в 1866 году вышел в свет последний (четвёртый) том «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Иванович Даль посвятил этому труду 53 года своей жизни и, не имея никакого опыта и являясь буквально «первопроходцем», собрал и включил в словарь около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, поясняющих значение и употребление приводимых слов – это огромный, колоссальный труд. Кроме работы над словарём, Даль собирал и записывал сказки, таковых набралось более тысячи, - он отдал их безвозмездно своему коллеге А. Н. Афанасьеву, составителю сборника «Народные русские сказки»; свои записи народных песен отдал П. Киреевскому, а богатое собрание лубочных картин - в Публичную библиотеку. Удивительно, но работу над словарём, посвящённую изучению слов великорусского языка, проводил отнюдь не профессиональный филолог и, более того, по национальности Даль вовсе не был русским. И не смотря на эти обстоятельства, Даль был влюблен в русский язык, русский фольклор, русские обычаи и традиции, изучал их, сам им следовал и завещал нам. «Отец мой выходец, а моё отечество Русь», это определение можно прочитать в «Толковом словаре», но звучит оно как откровение. Или так, «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

И так и было, отец Даля – обрусевший датчанин – Иван Матвеевич Даль, от рождения Иоганн фон Даль. Приехал он из Копенгагена по приглашению императрицы Екатерины II на должность придворного библиотекаря, она сочла полезными его разносторонние познания: он был лингвистом, знал европейские языки и древнееврейский язык. Спустя некоторое время Иоганн фон Даль получил медицинское образование и окончательно осел в России, в Екатеринославской губернии, а приставка «фон» и вовсе забылась. До конца дней своих он работал как врач-практик. Его женой стала Мария Фрейтаг, также из семьи «выходцев». Мать Даля тоже была хорошо образованна, как и муж знала несколько языков, была музыкальна. В доме, где родился и вырос будущий писатель и его братья, всегда звучали музыка и пение, было много книг. Мать лично занималась воспитанием и образованием своих детей, только математику и рисование доверила другим учителям. А ещё она была рукодельница, чему непременно учила и детей. Она говорила: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперёд, что в жизни пригодится». Способность «зацеплять» знания и ремёсла, и самое главное – слова, останется у Даля на всю жизнь.

Военное образование, в тринадцать лет Даль был определён в Морской кадетский корпус, никаким образом не предполагало, что он в дальнейшем будет заниматься составлением Словаря. По окончании Морского корпуса, в 1819 году, Даль был направлен на флотскую службу – Черноморский и позже Балтийский флот, которую он оставил в 1826 году. Но именно в 1819 году и был положен зачин будущей большой работе по составлению Словаря. «Зачин дело красит» – можно прочитать в словаре Даля. Знатный (видный, приметный, отличный, славный) зачин получился! Какой бы рассказ о жизни В.И. Даля не вёлся, он непременно сведётся к тому, как он собирал слова, составлял по крупицам свой Словарь, и толковал записанное. И первый случай представился ему в дороге по Новгородской губернии. Ямщик, который вёз продрогшего седока, молодого мичмана Владимира Даля, произнёс слово «замолаживает», что значит, говоря о небе – «заволакивается тучками, клонится к ненастью». Этот случай стал определяющим для будущей жизни В. И. Даля, так он записал первое слово в свою записную книжку и пополнял её при каждом удобном случае новыми словами, меткими изречениями, пословицами и поговорками. Выйдя в отставку в 1826 году, Даль решил отдаться медицине. Так он поступил в Дерптский университет на медицинский факультет и уже через два года применил свои знания на практике, потому как был призван в действующую армию – началась русско-турецкая война. В 1829 году Даль успешно сдал экзамен на степень доктора медицины и оператора (сегодня его бы назвали хирургом). О таланте Даля-хирурга ходили легенды, его высоко ценил сам Н. И. Пирогов и говорил, что Даль обладал «необыкновенной ловкостью в механических работах». Надо заметить, что Даль обладал редким навыком, он мог оперировать как правой, так и левой рукой. И этот навык его ценили другие знаменитые операторы и приглашали Даля в сложных случаях. И ещё один немаловажный факт о Дале-хирурге, он также был известен как оперирующий окулист и на его счету более сорока операций по удалению катаракты. Кстати, описание операций, которые делал Даль, можно встретить в учебниках медицины. Военные походы, боевые действия, многочисленные хирургические операции – среди всего этого ужаса Даль успевал собирать материал для будущего Словаря, записывать слова. Именно в походах слушал Даль язык своего народа в таком изобилии и разнообразии, потому как «из шестидесяти губерний и областей» собраны были мужики на войну. Становились они на привал, и тогда уж можно было их расспрашивать. Позже в «Напутном слове» (предисловии к словарю) Даль записал: «Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе, где никто не чаял соглядатая и лазутчика, этот записывал их без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изученья языка, потому что они ему нравились. Сколько раз случалось ему среди жаркой беседы, выхватив записную книжку, записать в ней оборот речи или слово, которое у кого-нибудь сорвалось с языка… А слова этого не было ни в одном словаре… и было оно чисто русское!». Походное время – полгода – было самым урожайным на слова, количество записных книжек Даля выросло. Да так выросло, что понадобился верблюд, чтобы таскать мешки с многочисленными записями. Но так случилось, что в военной суматохе верблюд, навьюченный драгоценным грузом – мешком со словами – пропал. Даль признавался, что «осиротел с утратою своих записок». Впрочем, верблюд потом нашелся и, побывав в турецком плену, вернул хозяину его драгоценные записи, турки на них не позарились. «Таким образом, – признавался позднее Даль, – начало русского Словаря было избавлено от турецкого плена…». После турецкого похода, военная жизнь Даля не закончилась. В ноябре 1830 года началось польское восстание и корпус, в котором служил доктор Даль, был отправлен на подавление «мятежа». И снова он шёл со всеми, перевязывал и зашивал раны. И снова новый опыт, и «целые вереницы речений». В 1832 году Владимир Иванович вернулся из Польши и, поработав некоторое время в Петербургском военно-сухопутном госпитале врачом-окулистом, оставил медицинскую практику. Почему Даль принял такое решение? Может быть потому, что литературный дар уже вовсю кипел в нём и слова просились на бумагу? Пожалуй, так и есть. Ведь ещё в пору проживания в Дерпте, куда Даль приехал изучать медицину, он познакомился и подружился с Жуковским, Языковым и Воейковым. Отсюда же и берут начало его первые литературные опыты. Воейков издавал в то время военно-литературный журнал «Славянин», где впервые были напечатаны стихи Даля. Как писатель В. Даль родился в 1830 году, когда в «Московском телеграфе» была напечатана его повесть «Цыганка». Именно так он и подписался – «В. Даль». Событие это прошло тихо и незаметно. Но повесть эта примечательна всё же, потому как в ней заложены те черты творчества Даля, что позже принесут ему известность – «Цыганка» была переполнена этнографией – «описаньем быта, нрава и обычая народа». Направление это будет истинно далевским, он будет продолжать знакомить своих читателей с жизнью других народов: украинцев, башкир, казахов, лезгин, сербов, болгар. Более широкую известность Далю принёс сборник сказок, который он выпустил в 1832 году под именем Казака Луганского. Назывался это сборник по-старинному длинно: «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Это была та книга, после которой о писателе заговорили, и не то, чтобы она обладала каким-то редким содержанием, но уж сатирическим то точно. За то и поплатилась, а именно за: «…насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и прочее». Поплатилась тем, что оставшиеся экземпляры были изъяты из торговли, а сам сочинитель подвергся аресту. Книгу, «наделавшую шуму», взял на рассмотрение сам государь Николай I… Впрочем, далее ничего не случилось. Власти «пошумели», подвергли автора суду, но отпустили – помиловали за «особую ревность по службе», «за труды, понесенные…», т.е. за подвиги на военной службе. Царь помиловал Даля, но не сказки Казака Луганского. В сложившихся обстоятельствах Даль вынужден был поменять род деятельности – из докторов в чиновники – и место жительства. Так в 1833 году из Петербурга писатель переехал в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. А. Перовском. Впрочем, уезжал он уже известным писателем, но известным пока не читательской публике, а своим собратьям по перу – литераторам. Уезжал хорошим знакомым Пушкина, Плетнёва, Одоевского, Погорельского. Хорошим знакомым Пушкина Даль стал, побывав у того в гостях. Даль принёс Пушкину один из немногих оставшихся у него экземпляров «Сказок Казака Луганского», видимо, хотел услышать мнение старшего и признанного уже писателя. По мнению исследователя творчества В. И. Даля, В. Порудоминского: «Пушкин вряд ли мог восхищаться содержанием и складом речи «Русских сказок Казака Луганского», но он восхищался обилием накопленных слов и пословиц. Пушкин поддержал Далево увлеченное собирательство; может быть, придал ему толк, смысл, значение, которых сам Даль до той поры не осознавал, – вот чем знакомство и встреча их для нас всего дороже».

Даль и Пушкин встречались ещё несколько раз. Одна из встреч состоялась в Оренбурге в 1833 году. Поэт провёл в этих краях всего пять дней, но они были бесценными. Даль и Пушкин проехали по пугачёвским местам и лучшего краеведа, чем Даль было не найти. Он передал Пушкину «сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачевым; указывал на Георгиевскую колокольню в предместии, куда Пугачев поднял было пушку, чтобы обстрелять город; …говорил о незадолго умершем здесь священнике, которого отец высек за то, что мальчик бегал на улицу собирать пятаки, коими Пугач сделал несколько выстрелов в город вместо картечи, – о так называемом секретаре Пугачева Сычугове, в то время еще живом, и о бердинских старухах, которые помнят еще “золотые” палаты Пугачева, то есть обитую медною латунью избу». В общем, Даль и Пушкин проехали той дорогой, которой добирался Пётр Андреевич Гринёв к Пугачёву.

Но и Александру Сергеевичу было чем поделиться со своим провожатым, так он рассказал Далю сказку о Георгии Храбром и волке. Владимир Иванович записал сказку и напечатал ещё при жизни Пушкина. Даль в долгу не остался, что именно, какую сказку он рассказал доподлинно неизвестно, но известно то, что Пушкин меньше, чем через месяц написал «Сказку о рыбаке и рыбке». «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин», – с такою подписью Пушкин прислал Далю рукопись сказки. Выходит, писатели обменялись сказками? Так эта поездка оставила заметный след в творчестве обоих писателей и обогатила их новыми творческими замыслами. Были и ещё встречи. Одна из них оставила Далю на память перстень (Пушкин называл его талисманом) и чёрный сюртук с небольшой дырочкой, это было в день смерти А.С. Пушкина 29 января (10 февраля) 1837 года. Даль, когда узнал о смертельном ранении Пушкина, явился сразу и остался с ним до самого конца – как друг и как врач. По свидетельству А. И. Тургенева: «Друг его и доктор Даль облегчал последние минуты его». Пушкин умер буквально на руках Даля и именно ему были адресованы предсмертные слова великого поэта.

Владимир Иванович Даль был удивительным человеком, он так много задумал, успел и осуществил за всю свою жизнь, что обо всех его делах и не расскажешь (собственно на то есть соответствующие источники). На протяжении 36 лет Даль служил на государственном поприще, был чиновником самого высокого ранга. Но он вполне успешно сочетал карьеру чиновника с научной и литературной деятельностью. Он жил и работал в Оренбурге, Петербурге и Нижнем Новгороде, а затем и в Москве. Но, где бы он ни жил, где бы ни служил – всегда слушал – слушал живой язык жизни. А Словарь задуман был, чтобы сохранить этот живой язык жизни всей Руси великой. Сам Даль так говорил о труде своём: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

Но задуман был не только Словарь, много лет собирал Даль материал и для сборника «Пословицы русского народа». Работа была завершена в 1853 году в Н. Новгороде, но свет увидела лишь в 1862. Причиной тому была… цензура. Когда издание вышло из печати, читатели могли увидеть такие слова составителя: «Пословица несудима». Издание «Пословицы русского народа» – подлинная этнографическая энциклопедия русской жизни.

Уезжая из Новгорода в Москву (уже в отставке) Даль вёз свой «словарь окончательно обработанный до буквы «П». Первый том увидел свет в 1863 году, а последний, как говорилось выше, в 1866. За несколько дней до смерти уже совсем уже немощный Владимир Иванович продиктовал дочери четыре словарные статьи для второго издания его главного дела жизни – «Толкового словаря живого великорусского языка». Умер Владимир Иванович Даль 4 октября 1872 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Творческое и научное наследие В.И. Даля включает в себя очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830), "Русские сказки. Пяток первый" (1832), "Были и небылицы" (в 4-х томах; 1833-1839), статья в защиту гомеопатии (1838), "Мичман Поцелуев" 1841; повесть о Морском кадетском корпусе), “Полтора слова о нынешнем русском языке" (статья, 1842), "Солдатские досуги" (1843, рассказы), “Похождения X.X. Виольдамура и его Аршета" (1844, повесть), “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" (1845-1846,  статья), “Сочинения Казака Луганского" (1846), “О наречиях русского языка" (1852, статья), "Матросские досуги" (1853; рассказы; написаны по поручению великого князя Константина Николаевича), “Картины из русского быта" (1861, сборник из 100 очерков), “Повести" (1861, сборник), "Пословицы русского народа" (1853, 1861-1862, сборник), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого великорусского языка" (в 4-х томах; опубликован в 1863-1866).

Как уже было сказано выше, В. И. Даль писал сказки, но к числу «официальных» детских писателей его никогда не относили, хотя перу его принадлежит несколько десятков произведений для детей (как для малышей, так и для юношества). Отметим, прежде всего, две книжки с необычными для нас названиями: «Первая первинка полуграмотной внуке. Сказки, песенки, игры» (1870), «Первинка другая. Внуке грамотейке с неграмотной братиею. Сказки, песенки, игры» (1871). Необходимо также вспомнить очерки и рассказы, опубликованные Далем в 60-х – начале 70-х годов в журнале "Семейные вечера" (младший возраст, старший возраст): «Горемыкин красный день», «Дурачок», «Ёлка в деревне» и др. Кроме того, в многочисленные детские сборники, особенно популярные в конце XIX – начале ХХ века, включались сказки и рассказы Даля, не предназначенные специально для детского чтения: из сборников «Солдатские досуги» (1843) и «Матросские досуги» (1853).

   В некоторых своих произведениях Даль весьма своеобразно затрагивает проблемы воспитания. Он считал, что всему доброму, мудрому, высоконравственному необходимо приобщать ребёнка в раннем возрасте. Необходимо его просвещать, а уже потом образовывать. Интересно вспомнить, а для тех, кто не знает – узнать один далевский завет, предназначенный для родителей и воспитателей: "Что вы хотите сделать из ребенка? Правдивого, честного, дельного человека, который думал бы не столько об удобстве и выгодах личности своей, сколько о пользе общей, не так ли? Будьте же сами такими; другого наставления вам не нужно". Интересные факты о В. И. Дале: В. И. Даль родился в местечке Лугань (сейчас это город Луганск), отсюда и псевдоним – Казак Луганский. В Луганске в память о выдающемся земляке создан Литературный музей В. И. Даля. Научным сотрудникам музея удалось собрать в полном объёме прижизненные издания литературных произведений писателя. Музей рассказывает о личности В. И. Даля в контексте эпохи, рассказывает о современниках Даля – А. С. Пушкине, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголе, Н. И. Пирогове. Около музея стоит памятник Далю.

Музей В.И. Даля есть и в Москве на Большой Грузинской улице. Даль жил в этом доме вместе со своей семьёй с 1859 по 1872 год. Это одно из старейших деревянных зданий Москвы (построено в 1780 г.), которое уцелело при пожаре 1812 года. Лев Владимирович, сын Даля, архитектор, после смерти отца реконструировал особняк. Он украсил внешний вид здания элементами русского деревянного зодчества: орнаменты на фронтоне, резное крылечко, изразцовые печи и паркет из цветного дерева. Так дом выглядит и сейчас.

В музее есть один интересный экспонат – это титульный лист знаменитой «Сказки о рыбаке и рыбке» с пушкинской дарственной надписью, а также картина самобытного художника, на которой Даль изображен у смертного одра поэта.

В Оренбурге в 1998 году был установлен памятник сразу двум поэтам: Пушкину и Далю. Это событие было приурочено к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Место для установки памятника было выбрано не случайно. Раньше на этом месте стояла церковь, возведённая в середине XVIII века. Во время своего пребывания в Оренбурге, Пушкин посетил эту церковь вместе с Далем.

Когда Владимир Даль участвовал в польской «кампании» в 1831 году, ему, волею судьбы, пришлось взять на себя строительство моста через Вислу – широкую и полноводную, чтобы обеспечить переправу войск. Эту сложную инженерную задачу (в корпусе генерала Ридигера не нашлось инженера) Даль решил в короткий срок. То, что придумал Даль, было не только хорошо и прочно, но и ново для того времени. Итак, Даль навёл мост, защищал его при переправе и затем сам и разрушил, за что и получил разнос. Но позже, всё-таки, получил за этот инженерный подвиг награду от императора Николая I – Владимирский крест с бантом. Живя в Оренбурге и «ведая край», Даль основал «Музей естественных произведений Оренбургского края». За свои заслуги в естествознании был принят в Академию наук членом-корреспондентом. Труды Даля-естественника были собраны и вошли в учебники «Ботаники» и «Зоологии». В 1845 году в Петербурге на квартире у В. И. Даля состоялось первое заседание Русского географического общества, на котором его избрали в Совет общества и присвоили почетное звание члена-учредителя. 2001 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Владимира Ивановича Даля.

22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности – День словаря. В этот день во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах проходят многочисленные мероприятия (уроки, выставки, презентации ученических проектов), посвященные Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.

Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия- В.И. Даль.- М., 2007.- 288с. Даль, В.И. Повести, рассказы, очерки, сказки/ В.И. Даль.- М., 1961.- 464с. Порудоминский, В. Даль/ В. Порудоминский.- М., 1971.- 384с.

vokrugknig.blogspot.com

Сжатое изложение (по упражнению №75)

Место Урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т. А.

Русский язык. 6 класс. Авторы: М. Т.Баранов, Т. А.Ладыженская, Л. А., Л. А.Тростенцова и др.)

Цели:

отрабатывать навыки написания сжатого изложения. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся. воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Толковый словарь» С. И.Ожегова, отрывки из рассказа Дышаленковой Р. А. «Пушкинский перстень», разработанная презентация.

При разработке презентации была использована литература:

Иллюстрации из серии А. Ф.Преснова «Встреча с Уралом», П. И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале», ж. «Литература в школе» №1 2002

Организационный момент. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Слайд 1

3. Лингвистическая разминка

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Слайд 2

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

Слайд 3

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

Слайд 4

· основное содержание текста;

· тема и идея высказывания, т. е. общий смысл;

· главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

· отобрать основное содержание текста;

· исключить второстепенное, выделить главное;

· найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

· соблюдать связность текста;

· заменить большие по объему предложения синонимичными.

Первичное прослушивание текста. Словарная работа

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Слово учителя о В. И.Дале.

Слайд 5

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В. И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В. И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Новое служебное поприще потребовало от В. И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.

Слайд 6

«В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В. А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

Слайд 7

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».

Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

«Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске... Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

И даже «гнезда» Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

Слайд 8

Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым».

В 1841 году В. И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».

Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Слайд 9

7. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

- определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

Слайд 10

9. Работа над 1-ой микротемой:

- 1-ое предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: Словно под парусом)

- 2-ое предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

- 3-е и 4-ое предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

10. Творческое задание

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

11 Подведение итогов работы .

- чтение полученных текстов;

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

(Использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.

Образец работы учащегося:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».

Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

(Суслин Илья, ученик 6-го класса)

www.testsoch.com