Давыдов денис стихи о войне 1812 года: Стихи Дениса Давыдова о войне. Читать стихотворения Дениса Давыдова про войну на портале «Культура.РФ»

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА


Денис Васильевич Давыдов — русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», мемуарист, генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Денис Васильевич Давыдов рано приобщился к военному делу, хорошо выучился верховой езде. В 1801 году Давыдов поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк, находившийся в Петербурге. Стал писать стихи и басни, но увлекся и в баснях стал очень едко высмеивать первых лиц государства. Из-за сатирических стихов последовал перевод Дениса из гвардии в один из армейских гусарских полков, в киевскую губернию на Украине. С 24 января 1807 года Денис Давыдов участвовал в боях с французами. В сражении при Прейсиш-Эйлау он находился при Багратионе, который появлялся со своим адъютантом на самых опасных и ответственных участках. В этой и других битвах Давыдов отличился исключительной храбростью, за что был награжден орденами и золотой саблей. При начале войны 1812 года Давыдов состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках ген. Васильчикова.

   

На литературном поприще ему сопутствовал успех. Д.В. Давыдов писал стихи и печатался в лучших журналах и альманахах, стал членом литературного общества «Арзамас» и находился в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Вяземским. Он тесно общался с декабристами, хотя и отказался вступить в их общество, считая, что Россия не доросла до конституции. Литературная деятельность Давыдова выразилась в целом ряде стихотворений и в нескольких прозаических статьях. Денис Давыдов был мастером стихотворных каламбуров и известным на всю русскую армию острословом, задевавшим высших сановников и самого царя. Прозаические статьи Давыдова делятся на две категории- статьи, носящие характер личных воспоминаний, и статьи историко-полемические. 

«Имя Победы»: Давыдов Денис Васильевич

Лучшие книги Дениса Васильевича Давыдова 

С литературой по теме, вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Клятву верности сдержали: 1812 год в русской литературе / сост. С. Серков . — М. : Московский рабочий, 1987. — 477 с. 

Аннотация: В книгу включены воспоминания участников и очевидцев Отечественной войны 1812 года Н. Дуровой, Д. В. Давыдова, Ф. Н. Глинки, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, рассказы писателей А. Е. Зарина, И. И. Лажечникова, А. Бестужева и других, а также документы и письма М. И. Кутузова.

Давыдов, Денис Васильевич. Стихотворения / Д. В. Давыдов. — Л. : Сов. писатель, 1959. — 283 с.

Аннотация: В сборник вошли основные стихи из поэтического наследия известного поэта и легендарного партизана, героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова (1784-1839), а также стихотворения современников, ему посвященные.

Давыдов, Денис Васильевич. Военные записки / Д. В. Давыдов ; предисл. О. Михайлова. — М. : Воениздат, 1982. — 359 с. 

Аннотация: В сборник вошли очерки, статьи, воспоминания, записки героя Отечественной войны 1812 года, прославленного партизана. Помимо большой военно-исторической ценности, они являются своеобразным памятником русской литературы 20-30-х гг. XIX века. Пушкин.

Давыдов, Денис Васильевич Гусарская исповедь : стихотворения / Давыдов, Денис Васильевич ; сост. Н. В. Алехина. — М. : ТОО Летопись, 1997. — 169с. 

Аннотация: Стихотворения знаменитого Дениса Давыдова отражают все аспекты его яркой личности: боевые подвиги, дружбу, любовь и широту русской души. Стихотворный талант и неподражаемый стиль великолепного гусара высоко ценили современники; его стихи не только интереснейший памятник блестящей эпохи, но и произведение искусства.

По материалам с сайта https://www.livelib.ru/author/119280-denis-davydov

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

Печать
Новость

какой след оставил Денис Давыдов в истории России — РТ на русском

235 лет назад родился герой Отечественной войны 1812 года, один из создателей армейского партизанского движения в России, поэт и мемуарист Денис Давыдов. На военном поприще он дослужился до звания генерал-лейтенанта и выступил одним из организаторов принципиально новых форм ведения боевых действий. Как считают историки, Давыдов был яркой и неординарной личностью.

27 июля 1784 года в Москве родился поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Он происходил из древнего дворянского рода, восходившего к мурзе Минчаку Косаевичу, который якобы являлся потомком Чингисхана. Отец будущего поэта и партизана Василий Денисович был военным, служил под началом Александра Суворова и командовал Полтавским легкоконным полком. Мать Евдокия была дочерью первого генерал-губернатора Харьковского наместничества.

Детство и юность

Давыдов провёл детство в Малороссии и в подмосковной деревне Бородино, возле которой он много лет спустя будет обсуждать с командованием российской армии организацию партизанского движения в России.

С первых лет жизни Денис много времени проводил в военном лагере — учился приёмам владения оружием, строевой подготовке и верховой езде. Одним из самых ярких детских впечатлений сына полкового командира стала встреча с Суворовым.

  • А. Коцебу. «Представление юного Дениса Давыдова А.В. Суворову»

Вот как писал об этом знакомстве в мемуарах сам Давыдов: «Поздоровавшись с нами, он спросил у отца моего наши имена; подозвав нас к себе ещё ближе, благословил нас весьма важно, протянув каждому из нас свою руку, которую мы поцеловали, и спросил меня: «Любишь ли ты солдат, друг мой?» Смелый и пылкий ребенок, я со всем порывом детского восторга мгновенно отвечал ему: «Я люблю графа Суворова; в нём всё — и солдаты, и победа, и слава». «О, Бог помилуй, какой удалой! — сказал он. — Это будет военный человек; я не умру, а он уже три сражения выиграет!»

В 1798 году Давыдовы обеднели. Согласно одной из версий, отец Дениса имел отношение к деятельности тайного офицерского кружка, из-за чего его несправедливо обвинили в хищениях, заставили вернуть пропавшие средства в казну и уволили.

Однако один из биографов Давыдова, писатель Александр Бондаренко, склоняется к другой версии. Он полагает, что Василий Денисович обеднел из-за широкой натуры, хлебосольства и склонности к карточным играм. Несмотря на материальные затруднения, ему хватило средств на приобретение в конце 1790-х годов имения в Бородине, которое он записал на свою дочь Александру.

Начало службы

Когда Денису исполнилось 16 лет, родные и близкие предложили ему поступить на службу в Иностранную коллегию. Однако молодой человек этому категорически воспротивился и избрал для себя карьеру военного.

В 1801 году с помощью отца он подал документы в престижный Кавалергардский полк. Командование сначала отнеслось к этому скептически: Давыдов был небольшого роста, а снаряжение тяжёлой гвардейской кавалерии было разработано для высоких и крепких людей. Тем не менее ему был присвоен чин эстандарт-юнкера.

Также по теме


Война за мир: 210 лет назад Россия подписала Тильзитский договор

Вместе с Великой французской армией Наполеон победил в войне с Пруссией, завоевал территории Италии, Голландии, Германии, Бельгии, но…

Прослужив год, Давыдов стал офицером, получив звание корнета. В 1803 году он был произведён в гвардии поручики.

Кроме того, юный офицер начал писать неплохие стихи, пользовавшиеся популярностью в светском обществе. В некоторых из них он, используя аллегории, изображал членов императорской династии, включая самого царя Александра I. Причем героя — «тетерева», за которым легко просматривалась фигура правителя, поэт награждал нелестными характеристиками вроде «глухая тварь» и «разиня бестолковый».

Судя по всему, стихи молодого офицера дошли до императора, и Давыдов был наказан. Его переаттестовали в ротмистры и перевели в недавно сформированный и не столь престижный Белорусский гусарский полк, стоявший в Малороссии.

В то время гусарская служба считалась престижной в обществе, поэтому Давыдов не страдал от перевода. Он окунулся в атмосферу бесшабашного веселья, служившую для него источником вдохновения. «Эталонным» гусаром Денис всё же не был, поскольку не любил азартные игры и не увлекался алкоголем.

Однако настроение молодому офицеру испортила неожиданная «рокировка». Началась очередная война с Францией, и на неё вместо гусаров отправили кавалергардов.

Первые подвиги

Давыдов начал обращаться в различные инстанции, добиваясь отправки на фронт. Слава молодого офицера-стихотворца дошла до фаворитки императора Марии Нарышкиной. Благодаря её протекции Давыдов был назначен адъютантом князя Петра Багратиона, командовавшего арьергардом российской армии.

Денис сначала чувствовал себя неуютно, поскольку в своё время в стихах высмеял длинный нос начальника. Но князь хорошо принял нового адъютанта. В дальнейшем он тепло относился к Давыдову и, когда слышал о приближавшемся неприятеле, что тот «на носу», шутил: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!»

  • Е. Демаков. «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан»

Давыдов получил боевое крещение в бою при Прейсиш-Эйлау. Он появлялся на переднем краю боевых порядков и старался совершить подвиг, например взять в плен французского офицера. Сначала его сдерживали более опытные военнослужащие, но затем Давыдов ввязался в схватку с несколькими французами, один из которых даже сорвал с него шинель. Находившиеся рядом казаки отбили офицера.

Багратион поощрил адъютанта за храбрость, вручив ему свою бурку вместо потерянной в бою шинели и добившись для него ордена Святого Владимира IV степени.

В дальнейшем Давыдов ещё неоднократно хорошо проявлял себя в ходе военных кампаний и получил ряд наград. В 1808 году он находился в составе армии, действовавшей в Финляндии. Там офицер отличился грамотными действиями в ходе нескольких операций, в частности вместе с казаками занял остров Карлоэ. В 1809 году он воевал в Молдавии с турками и вновь продемонстрировал недюжинное мужество.

После того как Багратион подал представление военному министру, Давыдов был назначен командиром 1-го батальона Ахтырского казачьего полка и произведён в подполковники.

Партизанское движение

В сентябре 1812 года российские войска стояли возле имения Давыдовых в Бородине. Хозяйский дом был разрушен, а деревня сгорела. В то время Давыдов доложил Багратиону о проекте создания армейского партизанского отряда. Генерал поддержал предложение своего бывшего адъютанта.

Также по теме


Провал императора: как битва на Березине сломала Наполеона

Битва русских войск с наполеоновской армией на реке Березине не только навсегда вошла в историю, но и способствовала появлению новой. ..

Писатель и историк спецслужб Александр Колпакиди рассказал в интервью RT, что Давыдов был не единственным офицером, который создавал партизанское подразделение. Это было частью стратегии Михаила Кутузова. 

«В принципе, партизанская идея как таковая была не нова. Отдельные партизанские приёмы использовались ещё при Петре I. Однако огромная заслуга Давыдова заключалась в том, что он сумел, выражаясь современным языком, распиарить партизанское движение и упорядочить связанный с ним опыт», — отметил эксперт. 

По его словам, в партизанском движении существовало два течения — стихийное народное и армейское. Одним из наиболее ярких организаторов второго и стал Давыдов. Для действий в тылу противника он с разрешения командования отобрал 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков. Тактику приходилось вырабатывать путём проб и ошибок. В первые сутки действий отряда на него напали крестьяне, перепутавшие форму российских гусар с французской.

Давыдов сделал из этой ситуации нужные выводы: партизан переодели в русские гражданские платья, а сам командир даже отпустил бороду. Под его начало стали массово стекаться добровольцы, в результате чего численность его отряда достигла нескольких сотен.

  • А. Орловский. «Портрет Дениса Давыдова»
  • globallookpress.com
  • © Vladimir Boiko/Russian Look

Французское командование бросило против Давыдова карательный отряд из 2 тыс. солдат. Однако партизаны ушли от преследования, разгромив пехотный батальон с артиллерийским парком и освободив из плена 400 русских военнослужащих. Отряд Давыдова массово громил французские обозы и транспорты с провиантом, а также  отдельные подразделения противника.

В октябре 1812 года Давыдов уничтожил около 800 вражеских военнослужащих и столько же взял в плен, захватил обозы с продовольствием и обмундированием. Разгневанный Наполеон потребовал от подчинённых уничтожить партизанского командира, но французы были бессильны.

9 ноября Давыдов, объединив силы ещё с несколькими партизанскими отрядами, разгромил под Ляховом бригаду генерала Жан-Пьера Ожеро и взял в плен более 1,5 тыс. военнослужащих противника, включая самого генерала и 60 офицеров. Затем он заставил неприятельский гарнизон покинуть Гродно.

«Тактика Давыдова полностью оправдывала себя на территории России. После пересечения границы он действовал уже не самостоятельно, а в привязке к основным войскам, находясь у них в авангарде», — подчеркнул Колпакиди.

В марте 1813 года Давыдов, имитируя подход основных российских сил к Дрездену, заставил пятитысячный корпус противника покинуть город. Однако генерал Фердинанд фон Винцингероде обвинил партизан в самоуправстве, отстранил Давыдова от должности и отдал под суд.

Александр I не согласился с генералом, заявив, что «победителя не судят». Но отряд к тому времени был уже распущен, и Давыдова назначили командиром Ахтырского полка.

«Поэтический предвестник Пушкина»

Полк Давыдова прекрасно показал себя в Битве народов под Лейпцигом и ряде других сражений. Под Ла-Ротьером он фактически решил исход боя. После того как все генералы 2-й гусарской дивизии погибли, Давыдов некоторое время командовал ею лично.

Также по теме


Первая Отечественная: как победа России над Наполеоном определила судьбу Европы

24 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла пограничную с Российской империей реку Неман.Так началась Отечественная война 1812…

В январе 1814 года ему было присвоено звание генерал-майора. После войны из-за путаницы в документах генеральское звание временно отозвали, а самого героя войны поставили командовать сначала драгунской, а затем менее престижной конно-егерской бригадой. Давыдов был в ярости и написал царю, что отказывается от должности, поскольку она не предполагает ношение усов (это было гусарской привилегией. — RT). Однако император не разозлился, сказав: «Ну что ж! Пусть остаётся гусаром». Царь вернул ему гусарский полк и генеральское звание.

Через некоторое время Давыдова повысили до начальника штаба корпуса, но служба начала его тяготить. Он стремился освободить время для написания мемуаров, военных исследований и стихов.

В 1826—1827 годах Давыдов хорошо проявил себя в боях на Кавказе, а через четыре года — в Польше. Был произведён в генерал-лейтенанты, но со временем его служба стала сугубо формальной.

Давыдов умер 22 апреля 1839 года в своём имении Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. Перед смертью он добился переноса праха генерала Багратиона на Бородинское поле.

  • Памятник на могиле Дениса Давыдова на Новодевичьем кладбище
  • © Владимир Вяткин / РИА Новости

У Давыдова было девять детей, большинство из них избрали для себя военную карьеру. При жизни Денис Васильевич издал четыре книги: «Опыт теории партизанского действия», «Разбор трех статей, помещённых в «Записках Наполеона», «Замечания на некрологию Н. Н. Раевского» и вышедшие в 1832 году «Стихотворения». 

«Давыдов явился поэтическим предвестником Пушкина, прямо говоря, случайно: он не собирался быть поэтом. Отсюда его восхитительная поэтическая легкомысленность — свободная жестикуляция, воздух, остроумие: всё то, что будет столь характерно для пушкинского гения», — поделился своим мнением о поэте-партизане в книге «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» писатель Захар Прилепин.

По словам Александра Колпакиди, Давыдов был яркой и неординарной личностью.

«Это был человек-зажигалка, способный увлечь за собой кого угодно. Благодаря этому качеству он многое сделал для развития партизанского движения. В последнее время о Давыдове стали говорить реже, а зря. Эта та личность, на примере которой нужно воспитывать подрастающее поколение», — подчеркнул историк.

Поэтесса графиня Евдокия Ростопчина в память о Давыдове написала такие строки: «Где ты, наш воин-стихотворец?.. Вдвойне Отчизны милый сын, её певец и ратоборец, куда ты скрылся?.

Денис Давыдов Поэт пушкинской плеяды, генерал-лейтенант, партизан :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Давыдов Денис

Дата рождения: &nbsp
27 июля 1784 г.

Умер: 4 мая 1839 г.

Поэт пушкинской галактики, генерал-лейтенант, партизан

Денис Васильевич Давыдов родился (16) 27 июля 1784 года в Москве. С 17 лет начал военную службу эштандарт-юнкером в Кавалергардском полку. Через год он был произведен в первый офицерский чин, а через два года за сочинение неблаговидных стихов был отчислен из гвардейской армии в Белорусский гусарский полк. Давыдов быстро освоился в новой для него атмосфере и продолжал писать стихи, в которых воспевал радости бесшабашной гусарской жизни. Именно благодаря его стихам юный Давыдов получил начало своей славы, которая была поэтической. В 1806 г. возвращен в гвардию в Петербург. Мечтая о воинской славе, он настойчиво просил о назначении его в действующую армию, и его настойчивость была удовлетворена. Он стал флигель-адъютантом Багратиона, вместе с которым прошел многочисленные военные дороги, участвовал в боях, получил множество боевых наград, в том числе золотую саблю с надписью «За храбрость».

Большую военную славу Денис Давыдов получил во время Отечественной войны 1812 года. В начале кампании он в чине подполковника командовал батальоном Ахтырского гусарского полка в армии Багратиона, к которому обратился с проектом партизанской войны. войны незадолго до Бородинского сражения. Кутузов одобрил эту идею, и накануне Бородинского сражения Давыдов с 50 гусарами и 80 казаками двинулся в тыл врага. Его первая вылазка была победоносной и была закреплена дальнейшими вылазками. Почти каждый день его партизанский отряд забирал пленных, а также обозы с продовольствием и боеприпасами. По примеру группы Давыдова (ее численность увеличилась на 300 человек) из действующих вооруженных и казачьих отрядов были созданы другие партизанские отряды. Особенно широкое распространение получили действия армейских партизанских отрядов при отступлении французских войск из России.

В последующие годы Давыдов продолжил военную карьеру в действующей армии и участвовал во многих военных походах. Последний его поход произошел в 1831 году — против польских повстанцев. После этого действия ему не дали уйти на покой (о чем он и мечтал), но и не сильно потревожили. Так что вся его служба сводилась к ношению генерал-лейтенантского мундира.

Имя Давыдова как поэта-партизана овеяно большой романтической славой. Он был близко дружен с Пушкиным, Языковым, Вяземским, Баратынским и другими поэтами, которые даже прославляли его в своих стихах; его собственные лирические и сатирические стихи пользовались значительным успехом. Литературная деятельность Давыдова выразилась не только в ряде стихотворений, но и в нескольких прозаических статьях.

Денис Васильевич Давыдов провел последние годы своей жизни в селе Верхняя Маза под Симбирском, в имении, принадлежавшем его жене Софье Николаевне Чирковой, с которой они обвенчались в апреле 1819 года и которая родила им 9 детей. Там он еще занимался творчеством, вел обширную переписку с А. Воейковым, М. Загоскиным, А. Пушкиным, В. Жуковским и другими писателями и издателями, бывал у друзей, заказывал книги из-за границы, охотился, занимался воспитанием своих детей и заботясь о хозяйстве: построил винокурню, устроил пруд и т. д. Словом, получал от жизни максимум.

Денис Васильевич Давыдов скоропостижно скончался 4 мая (22 апреля) 1839 года в своем имении Верхняя Маза, не дожив несколько месяцев до празднования 25-летия победы над Наполеоном. Прах поэта был перевезен в Москву и захоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Теги: Денис Давыдов     

«Время славы и восторга!»

Александр Богатырев

Артикул:

ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ

Выпуск журнала: 

№2 2012 (35)

Эпоха, когда Россия воевала с Наполеоном, представлена ​​в артефактах из ГМИИ и коллекции Александра Васильева

О, чему мы были свидетелями!
Игры таинственного спорта,
Смущенные народы, мечущиеся туда-сюда;
И цари восходят и падают;
И народной кровью омылись алтари
То Славы, то Свободы, то Гордости
.
А. С. Пушкин

ГМИИ им. А. С. Пушкина одним из первых начал празднование 200-летия войны с Наполеоном, знакового события русской истории — Отечественной войны 1812 года — с нового музейного проекта «ВРЕМЯ СЛАВЫ». И ВОЖДЕНИЕ!».

События 1812 года и вокруг него имели особое значение для Пушкина и как личности, и как писателя. Эта эпоха огромных потрясений стала для поэта одним из главных источников вдохновения и сосредоточила его размышления о судьбах человечества, его родины и мира. Целый ряд его шедевров в поэзии и прозе (от юношеских «Воспоминаний о Царском Селе» до философского «Полководца») прямо или косвенно обращены к эпохе, оставшейся в памяти почти всех граждан России.

В круг его близких и друзей входили многие участники героических сражений Великой европейской войны 1812-1815 гг.

В те роковые годы его отец, Сергей Львович Пушкин, был военным чиновником; Александр фон Бенкендорф, официальный руководитель поэта, был храбрым военачальником; Его страстная поклонница Елизавета Хитрово была дочерью великого фельдмаршала Михаила Голенищева-Кутузова.

Василий Андреевич Жуковский, наставник Пушкина, вступил в московское добровольческое войско, с русскими войсками дошел до Вильно, заболел тифом и вышел в отставку в начале 1813 года. Война с Наполеоном оставила в поэте неизгладимый след: после окончания боев он написал о них несколько убедительных стихотворений, таких как «Светлана» и «Поэт в лагере русских солдат».

Другой современник Пушкина, поэт Петр Андреевич Вяземский, также принимал участие в Отечественной войне с Наполеоном. Вступил в ополчение и в чине лейтенанта принял участие в Бородинском сражении. На поле боя он спас от смерти раненого генерала Алексея Бахметева, за что был удостоен чести Владимирского креста IV степени с лентой.

Денис Давыдов воевал против Наполеона еще в 1807 году. Очень популярная личность к 1812 году, он прославился своей деятельностью в качестве руководителя организованного им партизанского отряда. Их партизанская тактика, разработанная Давыдовым, оказалась очень полезной для русской армии и причинила большой вред французам: действуя в районе дороги на Москву из Смоленска, Давыдову довольно регулярно удавалось выхватывать у врага запасы боеприпасов и продовольствия, а также их переписка, вселяющая страх в сердца французов и поднимающая настроение русским солдатам и обществу в целом. Свои переживания Давыдов описал в замечательной книге «Теория партизанской войны».

Сам термин — Отечественная война — придумал Федор Глинка, который в свое время много сделал для Пушкина.

Пушкина искренне интересовали личности императоров Наполеона Бонапарта и Александра I, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Андреаса Барклая-де-Толли, других великих и второстепенных исторических деятелей. Он даже подумывал о том, чтобы пойти в армию, «завидуя тем, кто прошел мимо нас навстречу своей смерти».

Поэт также общался с легендарными русскими полководцами — Алексеем Ермоловым, Николаем Раевским, Михаилом Воронцовым. После путешествия по Крыму и Кавказскому краю с Раевским он писал: «Я не видел в нем героя, светила русского военного дела — я любил в нем человека с ясной головой и простой, красивой душой < ...>.Свидетель екатерининской эпохи, памятник 1812 года, человек без предубеждений, волевой и чуткий, он обязательно понравится всякому, кто достоин понять и оценить его утонченность.

Благодарные граждане России разделяют с Пушкиным его скорбь по поводу оскверненных святынь, гордость за выдающиеся подвиги и уверенность в моральной победе над сильнейшим из врагов.

Выставка «Время славы и восторга!» это дань уважения предкам, ретроспективное рассмотрение той героической эпохи. На выставке представлены картины, рисунки, произведения прикладного искусства, предметы мебели, книги и периодические издания из собрания ГМИИ, освещающие важнейшие культурно-исторические аспекты предмета.

Выставочные залы, украшенные лозунговыми цитатами из стихов Пушкина, представляют собой калейдоскоп событий, насыщенных материальными предметами и фактами. Краткий и резкий поток войны, уходящий из поля зрения по мере того, как история «делает поворот», замедляется там, где в схематично воспроизведенном интерьере на фоне темноты выделяются лица знакомых и неизвестных лиц или, наоборот, потускнел. Мы видим изменчивые, капризные элементы моды с ее силуэтами, аксессуарами и безделушками; изображения обыденной жизни, протекающей в размеренном темпе, с балами, обедами и увеселениями, как бы отделенными от страны, где она происходит, побуждают к размышлению и дают едва заметное предчувствие надвигающейся «бури 1812 года».

Потом буря 1812 года
Пока еще дремлет. Наполеон
Еще не испытал великую нацию –
Он все еще угрожал, все еще не решался.

Выставка открывается исследованием европейской эпохи разума как концептуальной основы Французской революции, дополненной серией изображений выдающихся личностей того времени.

Среди них Шарль-Луи де Секонда, барон де ла Бреде и де Монтескье, который изображен вместе с Жан-Жаком Руссо (неизвестный художник), который разработал идею прямой демократии — люди сами управляют своим государством.

Еще одна фигура — Жермен де Сталь, известная французская писательница. В начале Французской революции ее салон в Париже — центр культурной и интеллектуальной деятельности — был одним из лучших в Париже. Она использовала свое влияние, чтобы спасти многих от гильотины, но позже ей самой пришлось бежать от террора сначала в Англию, а затем в Швейцарию.

Отдельный раздел посвящен событиям Французской революции. 12 июля 1789 г. толпа столкнулась с армией в Париже; 13 июля в Париже забили тревогу. Одним из краеугольных событий Французской революции стал штурм Бастилии, крепости и тюрьмы. Утром 14 июля бунтовщики штурмовали Дом Инвалидов, захватив 12 пушек, 32 000 ружей и соответствующие запасы пороха. Население, вооруженное ружьями, а некоторые пиками, молотами, топорами и дубинами, заполонили улицы возле Бастилии — военного укрепления и главной политической тюрьмы Парижа. Офицеры частей, дислоцированных в городе, уже не могли рассчитывать на лояльность своих бойцов. Связь с Версалем прервалась. Гарнизонные орудия стреляли по людям. Мятежники направили захваченные пушки на крепость; гарнизон прекратил бессмысленную борьбу и капитулировал. Эти события запечатлены на офортах Жана Дюплесси-Берто «Люди, патрулирующие Париж в ночь с 12 на 13 июля 1789 года».» и «Взятие Бастилии 14 июля 1789 г.».

Гравюра «Трагический конец Людовика XVI 21 января 1793 г.», выполненная печатником Бодом по рисунку Фью 1793 г. , а также гравюра «Мария-Антуанетта» Дюплесси-Берто. Арест королевы 21 июня 1791 года», изображают бедствия, выпавшие на долю королевской семьи.

Революция привела к нескольким коалиционным войнам, которые вела Французская республика (позже Французская империя), поскольку ей противостояла Россия. Военные кампании Наполеона изображены на картинах «Битва при Миллезимо 14 апреля 179 г.6», «Битва при Кастильоне 3 августа 1796 года», «Восстание в Павии 26 мая 1796 года». «Битва у Аркольского моста», гравюра с изображения Клода Жозефа Верне. Офорт Москети, с картины Моретти под названием «Наполеон, дарующий мир Франции» является аллегорией договора Кампо-Формио, подписанного между Наполеоном Бонапартом и Австрийской империей в октябре 1797 года. Этот договор увенчал победоносную войну Французской Республики и ознаменовал уход Австрии. из первой коалиции против Франции.В декабре 1797 Бонапарт прибыл в Париж, где был восторженно встречен полным собранием Директории в Люксембургском дворце. Огромные толпы приветствовали прославленного полководца.

На выставке представлены изображения выдающихся исторических деятелей конца XVIII века: гравюра Йозефа Клаубера с портрета Павла I работы Жана-Луи Войля; «Суворов» Компаретти; Гравюра Йозефа Клаубера с портрета Владимира Боровиковского князя Александра Куракина; и гравюра Йозефа Клаубера с портрета графа Алексея Мусина-Пушкина работы Иоганна Лампи. Две пьесы исследуют болезненные поражения, понесенные в Аустерлицком и Фридландском сражениях, а также Тильзитский договор и вынужденную дружбу между врагами — Александром I и Наполеоном: акватинта «Подписание мира на реке Неман на 25 июня 1807 года» братьев Хеншель и гравюра «Александр I и Наполеон I встречаются на плоту в реке Неман, близ Тильзита, 25 июня 1807 года», выполненная Филибером-Луи Дебюкуром с оригинала Клода Жозефа Верне.

Сериал широко освещает не только военные действия, но и мирную повседневную жизнь. Эта жизнь исследуется как в столичных условиях, так и в провинциальной среде соперничающих народов: в «московском доме», в «модном магазине», на «паркетном полу бального зала» и в «народном баре». Фестиваль под открытым небом».

Многочисленные «модные картинки» с модными нарядами и головными уборами, обувью и аксессуарами, а также костюмы, любезно предоставленные Александром Васильевым, помогают воссоздать образы простых людей того времени. Костюмы с мастерскими инсталляциями размещены в нишах, а репродукции интерьеров погружают зрителей в жизнь высшего света, какой она была до войны. Даже мебель, как в стиле возвышенного классицизма, так и в стиле ампир, напрямую связана с военными достижениями и определенным образом их отражает.

Театральные образы включают изображения Большого театра в Москве и Александринского театра в Санкт-Петербурге, а также портрет актрисы Екатерины Семеновой — произведение Ореста Кипренского 1816 года, напечатанное Уткиным. Семенова была ведущей актрисой Александринского с февраля 1803 года: потрясающе красивая, с правильными чертами лица и богатым контральто. Особенно проявились ее таланты в постановках популярных романтических драм Владислава Озерова.

Проводя параллель между талантом петербургской актрисы и играми прославленной мадемуазель Жорж, Пушкин писал: «Говоря о русских трагедиях, вы говорите о Семеновой и, может быть, о ней одной. яркая и неизменная чуткость, она формировалась самостоятельно, у Семеновой никогда не было оригинала, которому можно было бы подражать, а бездушная французская актриса мадемуазель Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич могли лишь донести до нее те тайны искусства, которые были ей полностью открыты. всегда свободная, всегда ясная игра, благородство душевных движений, голос чистый, ровный, приятный, а часто и порыв истинного вдохновения — все это только ее, ни у кого не заимствованное. иметь соперницу; прекратились несправедливые сплетни и мгновенные жертвы; она осталась единственной хозяйкой театра трагедии».

Тема французского театра раскрывается в выгравированных портретах французских актеров и актрис. Во время встречи Наполеона и Александра I на съезде 1808 года в Эрфурт приехала Французская комедия, чтобы дать представления для ее участников. Франсуа-Жозеф Тальма, выдающийся французский актер и театральный реформатор, обратился к царю со строкой из пьесы: «Дружба великого человека — дар богов». Царь поднялся на ноги, вежливо указывая на Наполеона, и они обнялись под гром аплодисментов. Тальма был одним из любимых актеров Наполеона — император часто нанимал трагика в качестве тренера, чтобы обучать его сценическим позам, тем более что современники считали, что они очень похожи друг на друга внешне.

Известная французская актриса мадемуазель Марс также выступала на Эрфуртском конгрессе, создавая культурный фон для встреч Наполеона и Александра I. ее мягкое растягивание идеально подходило к классическим трагедиям. Она дебютировала в 1802 году в «Комеди Франсез» в «Ифигении в Авлиде» Жана Расина. Мадемуазель Жорж приехала в Петербург весной 1808 года, вскоре после заключения Тильзитского мира, и вместе с другими французскими актерами пользовалась большим успехом, играя в классике, где соперничала с Семеновой: обе играли одинаковые роли в их родные языки.

Образы повседневности запечатлены в графических произведениях, представленных на выставке, — как на французском языке («Сад и замок Эвре в Париже, принадлежащие мадам де Помпадур», «Дворец Тюильри и Королевский мост в Париже», « Костюмированный бал. Торжества по случаю дня рождения дофина в ратуше в Париже, 23 января 1782 г.», «Вечерний променад», «Шоу цирка Франкони») и русские («Зимняя карета» Аткинсона) , «Игра в костяшки», «Веселье на ледяных горках», «Базар замороженных продуктов», «Танец голубца», «Качели», «Ледяные горки на Иртыше под Тобольском» Емельяна Корнеева и «Русские бабы». «).

Остальные разделы выставки полностью посвящены событиям Отечественной войны: французскому вторжению, Смоленскому сражению, Бородинскому сражению, пожару Москвы и изгнанию вражеских войск. Фельдмаршал Михаил Кутузов, «кумир северных отрядов», занимает первое место среди них, наряду с генералами Михаилом Барклаем-де-Толли, Петром Багратионом, Матвеем Платовым и лихими партизанами во главе с бесстрашным «черным капитаном» Денисом Давыдовым. Особого внимания заслуживают две гравюры Соломона Карделли с конных портретов Михаила Голенищева-Кутузова и Матвея Платова работы Александра Орловского.

Среди многочисленных батальных сцен, написанных Доменико Скотти и напечатанных Сергеем Федоровым, особого внимания заслуживают два изображения — картины Бородинского сражения и Тарутинского сражения. «Бородинское сражение 26 августа 1812 года» представляет собой асимметричную горизонтальную композицию с четко разграниченными зрительными плоскостями. Слева русские солдаты штыками оттесняют французов, один из которых, сбитый с ног, в беспомощном положении делает выпад с саблей. Справа на переднем плане распластанная на спине лошадь рядом с двумя мертвыми офицерами. Слева из-за холма появляется Кутузов на коне со своими спутниками. Ближе к зрителю, в центре композиции, скачет на лошади Барклай-де-Толли.

Издание серии картин под названием «Сборник из 12 гравюр, изображающих последствия наиболее памятных побед над врагом в 1812 году» было инициировано Доменико Скотти (1780-1825), художником-историком, ранее работавшим в основном в Москве. война. Для изготовления офортов с изображений Скотти был нанят Соломон Карделли, потому что он был известен среди петербургских издателей как печатник, произведения которого рекламировались и продавались такими книготорговцами, как М. Глазунов и И. Заикин. Без преувеличения можно сказать, что он монополизировал в послевоенном Петербурге дело по печатанию портретов героев войны 1812 года. Серия состоит из 12 офортов, созданных под «руководством» Карделли Иоахимом Беггровым и Сергеем Федоровым по картинам Скотти. Технически эти отпечатки не демонстрируют особой тщательности или элегантности. Более того, они выглядят даже несколько устаревшими, но, тем не менее, представляют собой достаточно привлекательные произведения искусства для своих сюжетов.

Следующая композиция «Победа над неаполитанским королем Иоахимом Мюратом, близ Тарутино, 6 октября 1812 года» с изображением в центре, на фоне клубов дыма, фельдмаршала Кутузова в сопровождении генерала графа фон Беннигсена. Повернув голову, Кутузов беседует с графом Орловым-Давыдовым и графом Остерманом-Толстым, стоящим слева. Мужество простого народа подчеркивается и в гравюре Ивана Тупылева «Русский крестьянин сражается с французскими солдатами».

Федор Глинка, участвовавший в боях войны, писал в своем журнале за 1812 год о самоотверженном настрое русского народа: «Народная война с каждым часом сияет новым блеском. разжигает огонь мести в их жителях. Тысячи жителей деревни, прячась в лесных массивах и превращая свои серпы и косы в оружие защиты, без навыков, отважившись в одиночку дать отпор злодеям. Даже женщины бросаются в бой!.. Сегодня Граф Голицынские крестьяне из Гжатской губернии, отогнанные от одной баррикады из деревьев, двинулись в другие окрестные леса, пройдя через деревню, где находится штаб. Там было перевязано много раненых.Один 14-летний мальчик, у которого была прострелена нога прошел, ходил и не жаловался.Мучился через перевязку, держась за свое.Две крестьянские девицы были застрелены на руках.Одна бросилась на помощь деду,другая ударила деревяшкой и ки lled француз, который ранил ее мать. У многих крестьян были прострелены шапки, лапти и нижняя часть платья. Это почтенные сельчане войны! Они горько сетовали на то, что их бывший польский управляющий отобрал у них все оружие при приближении французов. До каких пор русские будут доверять своих детей французам, а своих крестьян — полякам и прочим иноземцам?»

Мы отвергли дерзкую диктовку
Того, перед чьим кивком вы побледнели…
И [с] нашей лучшей кровью, так свободно разлитой
[Мы купили] для Европы мир и свободу …

На примере сражений под Кульмом и Лейпцигом исследуется тема военных действий России в Европе в 1813-1814 годах и освобождения Европы от Наполеона. Триумфальное вступление русских войск в Париж изображено на акварели Ф. де Малека «Войска коалиции входят в Париж 19 марта».1814». Тема русских в Париже также является содержательным и важным аспектом «вооруженного путешествия» из одной столицы в другую.

Популярные в то время карикатуры добавляют изюминку в общую картину. Толпа, художник поместил
Здесь предводители наших национальных сил,
Покрытых славой чудесного похода
И в вечной памяти 1812 года .

Шоу также затрагивает тему последствий ужасных и долгая война — перерисовка карты Европы победителями на Венском конгрессе 1814-1815 гг., отчаянная попытка Наполеона вернуть себе власть, его поражение в битве при Ватерлоо и последующее изгнание на остров Святой Елены.

Этот раздел также богат обертонами возвращения на родину, которые с лиризмом и нежной иронией звучат в пушкинской «Метелице»: русская дворянская усадьба, самые близкие и дорогие в семье, долгожданная встреча .

Интерьер Военной галереи украшают гравюры с суровыми изображениями хранившихся в Зимнем дворце героев войны, портреты которых созданы Джорджем Доу и его помощниками Александром Поляковым и Вильгельмом Голике.

В 1830-е годы серия изображений Галереи была дополнена большими конными портретами Александра I и его союзников — Фридриха Вильгельма III Прусского и Франца Иосифа I Австрийского.

В советский период в галерею поступили четыре портрета придворных гренадеров, созданные Джорджем Доу в 1828 году, а позже — две батальные картины Петера фон Гесса: «Бородинское сражение» и «Отступление французов за Березину». .

Просторное помещение галереи спроектировано Карло Росси и построено в июне-ноябре 1826 г.; дизайн росписи на потолке с тремя мансардными окнами создал Джованни-Баттиста Скотти. После пожара 1837 года помещение было перестроено по техническим чертежам Василия Стасова. Торжественная церемония открытия состоялась 25 декабря. Многие портреты к тому времени еще не были закончены, поэтому на отведенных для них участках вместо изображений были установлены рамки с соответствующими табличками и зеленая ткань. Когда работы были завершены художниками, они были размещены там, где им и место. В большинстве случаев моделями служили настоящие мужчины, а образы убитых или умерших создавались по прижизненным портретам. Однако изображения 13 героев войны 1812 года художникам найти не удалось; отведенные им места остаются вакантными с зеленым шелком внутри рамы. Чтобы претендовать на включение в галерею, военнослужащий должен был участвовать в войне против Наполеона в 1812–1814 годах в звании генерала или быть произведен в это звание вскоре после окончания войны за заслуги на полях сражений.

Александр Пушкин не раз посещал Военную галерею в Зимнем дворце в 1834-1836 годах, описывая свои впечатления в знаменитой поэме «Полководец», посвященной Барклаю-де-Толли. Особое место в экспозиции занимают архетипические изображения армейцев времен Александра I и мемориальные инсталляции, посвященные победе.

Соратники Пушкина, как уже упоминалось, прославленные Гавриил Державин и Иван Крылов вместе с не менее прославленной женщиной-солдатом Надеждой Дуровой отмечены уникальными публикациями их литературных произведений.

Сам Пушкин запечатлен на трогательном портрете, датированном 1914-1918 годами — периодом Первой мировой войны, именуемой в официальных кругах «Второй Отечественной войной»; рядом с портретом Пушкина висит сходное по стилю изображение Михаила Лермонтова.

Кульминацией шоу являются киносъемки праздничных мероприятий, посвященных столетию Бородинского сражения 1912 года, а также современные реконструкции сражения, которые проходят с начала 2000-х годов.

Выставка «Время славы и восторга!» дает возможность увидеть бесценные артефакты, хранящиеся в Пушкинском музее и у частных коллекционеров. Среди этих экспонатов следует особо отметить портрет Дмитрия Шепелева работы известного венгерского художника-романтика Яноша Ромбауэра; Изображение Барклая-де-Толли Карла Сенфа, напечатанное неизвестным мастером; один из редких портретов поэта и партизана Дениса Давыдова, для которого сел сам испытуемый; уникальный образ Надежды Дуровой работы выдающегося художника Вильгельма Гау.

Наиболее привлекательными из представленных миниатюр являются портреты участников войны генерала Алексея Бахметева (Э.-П. Мартен) и Г.Г. Смиттена, награжденного орденом Почетного легиона, а также памятный портрет Александра Молинари княгини Веры Вяземской, портрет, «переживший» Бородинское сражение. В музее также хранится копия произведения Василия Верещагина «Пожар в Кремле!» из популярной серии военных изображений; настоящее местонахождение произведения остается неизвестным.

Среди представленных гравюр следует отметить репродукции конных портретов полководцев Платова и Голенищева-Кутузова работы Александра Орловского. и ранние портреты Александра I (неизвестного художника) и Наполеона работы Г. Вагнера; литографии батальных сцен, написанные бывшими бойцами войны А. Адамом и Кристианом Вильгельмом фон Фабер дю Фор; цветные гравюры Иоганна Морица Ругендаса; и французские сатирические офорты, исследующие тему «русских в Париже».

Ценные сами по себе подлинные артефакты, стекло, бронза, фарфор, часы и костюмы, находящиеся на виду, создают где-то празднично-торжественное настроение, а где-то настроение лирической сдержанности.

Экспозиция редких книг облагораживает и придает дополнительную аутентичность выставочному пространству.

В показе принял активное участие известный историк моды и коллекционер Александр Васильев, владелец одной из крупнейших частных коллекций костюмов, которая постоянно пополняется и экспонируется на престижных площадках мира.