А были ли готы на Руси? Готы народ


Готы и восточные славяне

Готы и восточные славяне

Готы  Согласно приведённым выше данным, воспроизведённым Иорданом на основании имевшихся в его руках источников, ныне утраченных, анты уже в IV в. н.э. подверглись нападению готов, или, как они сами себя называли, гутов.

  Кто такие были готы, откуда и как они появились на территории антов, какова их подлинная роль в истории восточного славянства и т.п. - все это до последнего времени оставалось неясным ввиду отсутствия достаточно надёжных источников. Имеющиеся в нашем распоряжении показания Иордана требуют сугубо критического отношения. Они зачастую основаны на легендах, на явном вымысле, смешивают готов с гетами и относят к готам все, что древние писатели говорят о «скифах». Из истории готов, как она дана у Иордана, следует отбросить всю легендарную часть, которая говорит о Скандинавии (остров Скандзия) как о прародине готов, и затем о их миграции в III в. из Прибалтики на юго-восток в славянское Причерноморье. Ни один из древних писателей, знающих здесь готов в III и IV вв., ничего не говорит о приходе их с севера. Не говорят об этом и археологические данные. Поэтому готов в Причерноморье следует рассматривать так, как их рассматривали древние, т.е. как местное варварское население. С этой точки зрения выступление готов в Причерноморье (нападение готского короля Винитара на антов), приурочиваемое Иорданом к IV в. н.э., следует рассматривать лишь как выступление одного из местных племён в роли хозяйственно и политически окрепшего, командующего племени или социального слоя в союзе племён. «Появление готов в северном Причерноморье, - говорят историк, - отнють не означает полную смену населения этой территории, а только выдвижение на первый план какого-то нового этнического элемента, занявшего ведущее положение в местом причерноморском о6ществе ...» Писатели III и IV вв. называют варваров, живущих за Дунаем к северу и далее до Танаиса, скифами или сарматами, или же говорят о них как о тех, кого «мы называли скифами и которые теперь именуются готами». Оба эти термина - скифы и готы - выступают как собирательные, относящиеся к объединению племён, а не к отдельному племени. Интересно отметить, что имя завоевателя антов, остготского короля Винитара, некоторые исследователи сближают с племенным наименованием венетов (Маркварт).

  Говоря о движении готов с северо-запада на юго-восток, Иордан показывает, что они пришли в богатый, но изобилующий болотами край Ойум, вдоль которого протекала какая-то бурная река. Эту реку некоторые принимают за Днепр или Припять, в связи с чем загадочную страну Ойум объясняют как Волынь или Киевскую область или же левобережье среднего Днепра на юг от впадения в него Десны. Проф. Браун и акад. Грушевский отождествляли Ойум с Волынью, а акад. Шахматов - с Припятеким краем. Проф. Нидерле склонен принимать за страну Ойум край по обе стороны среднего Днепра.

  Согласно показаниям источников, восточные приднепровские готы, грейтунги (остроготы) в своём продвижении на юг достигли Черноморского побережья, откуда предпринимали набеги на Кавказское и Малоазиатское побережья и подчинили себе Боспорское царство в Крыму. Административным же центром готов оставался какой-то город на Днепре. Имя этого города, по дошедшим до нас источникам, было Danaprstadir. Некоторые склонны считать, что это был Киев или какое-либо другое укрепление на Днепре, поблизости от Киева, вроде Княжей горы у Канева, Жарища у Черкас и т.п. Основанием для этого служат богатейшие следы так называемой «готской» культуры, открытые в названных выше районах на Днепре, но главным образом в Пантикапее в Крыму.

  Другая часть готов, так называемые западные, приднепровские готы, тервинги (везиготы) двинулись в юго-западном направлении вдоль Днестра к Дунаю, в районы римской Дакии, Мёзии, Балканского полуострова и далее на юг, на острова Эгейского моря и Малоазийское побережье. В этих «готских походах» принимали участие не только дружины собственно готского союза, но и другие варвары северного Причерноморья и северных придунайских районов (фракийцы - карпы и геты, певкины, бастарны и др.).

Готы  Во главе восточных готов в середине IV в. стоял король Германарик, или Эрманарик (умер в 376 г.). Мы называем это имя потому, что Иордан, заведомо преувеличивая действительное положение вещей, говорит, что Германарику были подчинены не только готы и приазовские герулы, но и ряд финских племён - весь, меря, чудь, мордва и другие, а также эсты и славяне (венеты, анты и склавены).

  Как бы то ни было, во всяком случае не подлежит сомнению, что в конце III и в начале IV в. русские славяне в течение приблизительно 150 лет не только входили в состав обширного готского союза, но составляли основное ядро его населения. Надо полагать, что они в значительной мере пополняли и рядовой состав «готского» войска, потому что видеть в готах какой-то неиссякаемый в походах и боях вооружённый народ мы не имеем никаких оснований. «Готы» - это была, прежде всего, дружина, т.е. военный отряд во главе с военачальником-королём типа тех военно-дружинных объединений, содействовавших возникновению королевской власти. Нет никакой надобности предполагать в готах каких-то, выражаясь языком Н.Я. Марра, «пришлых молодцов», наложивших свою властную руку на русских славян. Военные дружины - это характерное явление для всякого родового строя, в том числе и для славян, на известном этапе развития этого строя.

  Объединение путём насильственного подчинения и добровольного включения окрестных племенных образований выросло в мощный союз племён, имевший своею восточной границей р. Дон. Однако, начиная с 370 г., этот союз стал подвергаться ударам надвигавшихся с востока гуннов и вскоре прекратил своё существование. Король восточных готов, Эрманарик покончил жизнь самоубийством, а его преемник, Витимир, пал в битве. Готские вожди со своими дружинами бежали на запад, а народ, остроготы, попал под власть гуннов.

  Вслед за остроготами были разбиты на Днестре и везиготы, нашедшие затем себе в 376 г. приют за Дунаем, в Мезии. Там они попали в обстановку разлагавшейся рабовладельческой Римской империи и вынуждены были, объединившись с рабами и колонами, бороться за своё существование. Временами Риму удавалось привести варваров в подчинение, наладить с ними добрососедские отношения и даже использовать их с успехом в своих военных предприятиях. Но в 395 г., после смерти Феодосия, везиготы под предводительством Аларика вновь подняли восстание против восточно-римского правительства и безнаказанно грабили Балканский полуостров. Путём уступок готам Аркадий, сын Феодосия, сумел привести Аларика к повиновению, ликвидировать восстание везиготов и поселить их в Иллирике. Вскоре приближение наступавших к Дунаю гуннов заставило Аларика двинуться в Италию. В 410 г. при поддержке огромной массы восставших рабов готы занимают Рим и предают его разграблению. После смерти Аларика везиготы под предводительством его преемника, Атаульфа, проникают в южную Галлию, где в 419 г. и оседают в Аквитании на правах федератов империи.

  Что представляет собою готский язык, об огромном вкладе которого в славянские языки так любят говорить обычно все зарубежные лингвисты? «Готский вопрос, - замечает И.Я. Марр, - один из основных в истории Восточной Европы. Без его разрешения или хотя бы правильной постановки его решения, думается, этнологическая проблема народов европейскою Востока едва ли сдвинется с места, на котором она застряла. Положение с готским вопросом хуже, чем то было и остаётся с русским. Касательно русских возникло сомнение, правда ли они явились с севера; кое-кто отстаивал и юг, как так наэывасмую "прародину" русов ... Касательно же готов и таких вопросов не видим, ни у кою не возникает никаких сомнений, что они изначально германцы, и на этом зиждется полное спокойствие. Готы - германцы и только. Одно время предполагалось даже, что их речь - германский "праязык", но от этого отказались ...».

  Цитируемая выше работа И.Я. Марра, посвящённая изучению готского языка, окончательно вскрыла вздорную сказачность легенды о северном происхождении готов и одновременно с максимальной убедительностью разрушила вторую легенду о том, что готы - германцы. Огромный материал, использованный Марром при исследовании готской проблемы, помог разрешить её в совершенно новой плоскости. Он показал, что племенное название готов, «известное за ними с момента их появления на северном Черноморье», тотемистически связано с ними, готами же, притом вовсе не на германской, а на догерманской почве. Тем же своим племенным названием готы, и прежде всего черноморские готы, через скифов, двойниками которых они оказались, увязаны с архаическими насельниками Кавказа и с более молодыми, средневековыми народностями, в том числе грузинами, у которых в народной, более древней речи удостоверена общность слова для термина «бог» с германцами.

  Огромный материал, использованный И.Я. Марром не для разрешения во всём объёме, а лишь для предварительной наметки разрешения готской проблемы, привёл исследователя к заключению о наличии «связи готского с звуковою речью населения Кавказа яфетической системы, особенно с языками шипящей группы с оканием, именно мегрельским и чанским, но также грузинским»... Родство при черноморских готов со «скифоидными сородичами», такими же причерноморскими, как сами готы, ведёт нас к скифам-сколотам.

  Несомненная связь языка причерноморских готов с яфетическими языками скифоидов - кавказцев, мегрелов и чанов, а также с грузинским и скифским языками ведёт нас к готам-скифам, т.е. в ту же социальную среду, с которой органически связаны в частности и яфетиды-протославяне. В названии готов gu-Ѳ-go-t и его двойника go-g, resp. gu-g Н.Я. Марр видит «разновидность скифа». В другом месте Марр говорит: «Готы - превращение скифов и связаны теснейшим родством с исконным наследием Кавказа, его древнейшими и древними и даже средневсковыми народами и народностями, так называемыми яфетическими».

  Известно, что у днестровских везиготов было распространено христианство, и что некий епископ Ульфила, или Вульфила, в IV в. н.э. перевёл культовые книги на готский язык, который до последнего времени некоторые склонны были считать чуть ли не прагерманским языком. Сейчас мы знаем, что Ульфила (Вульфила, 311-383 гг.) был выходцем из Капподокии, т.е. не готом по национальности. И другие пионеры христианства у готов, как, например, Евтих, также не были готами. Имя Ульфилы («волчонок», «волк») не представляет собою ничего специфически готского, но есть обычное название у всех народов, в частности у грузин, мегрелов и других. Марр замечает, что «христианство при своём первом появлении застаёт массовое население и Капподокии, и Армении, и Иберии-Грузии, увязанное тотематически с предшественниками хетитами и халдами ...», причём «конкретное слово wol-f готское wul-f с его русским двойником «вол-к» догерманского, как и дославянского происхождения». Наконец, язык переводов Ульфилы, дошедших до нас в рукописях V-VI вв., изготовленных в Италии, не представляет собою готского языка III-IV вв. По определению специалистов, это - «типичный литературно-письменный язык феодализирующейся остроготской знати, сложившийся в результате её сращивания с господствующими слоями Византии и Италии и существенно отличный от того «междуплеменного» готского языка, который бытовал в готском и гуннском союзе». После всего сказанного для нас становится ясным, что мы должны совершенно иначе поставить и вопрос о так называемых готских заимствованиях в славянских языках. Их нужно рассматривать не как заимствования, а как яфетический вклад, общий для так называемого «готского» и славянских языков.

Готы

  Так же точно мы разрешаем и вопрос о так называемой «готской культуре» и «готском стиле», которым характеризуется довольно значительная полоса в истории материальной культуры нашего Поднепровья и Причерноморья. На основании обширного археологического материала можно заключить, что так называемая «готская культура» вовсе не есть нечто принесённое извне на территорию восточного славянства. Наоборот, это есть продукция творчества местного населения, известная не только здесь, но и далеко за пределами Поднепровья и Причерноморья - на Алтае, в Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири и пр. ещё до образования готского союза племён. Расцвет же её относится ко времени уже после распада готского союза, т.е. ко времени образования гуннского союза. «Но и тут, - замечает историк, - нужно говорить не о роли гуннов или готов, как таковых, а о длительном nроцессе, происходившем в местном обществе благодаря постоянному и несомненно плодотворному соприкосновению и взаимодействию мира варваров с миром античного рабовладельческого общества причерноморских колоний.

  Носителями этой культуры были племена, входившие в состав как сарматского, так и аланскою союза, затем готских племенных союзов и, наконец, гуннского племенного союза. Создание последнего крупного межплеменного объединения несомненно способствовало укреплению тех элементов культуры, которые уже ранее здесь сформировались, и распространению этой культуры далеко за пределы припонтийских степей».

  Характеризуя так называемую «готскую культуру» в целом, специалист-историк приходит к заключению, что «появление готов в северном Причерноморье никакого отражения в археологических памятниках не получило и никаких коренных изменений в культуре населения Причерноморья не произвело. Элементы сходства культуры Поднепровья и Средней Европы, какие со всею очевидностью выступают в первые века нашей эры, говорят не о влиянии германцев-бастарнов или готов, а о сложении этнографической общности у населения всей этой обширной территории, в связи с чем здесь и возникает новое этническое образование - славяне».

        

www.othist.ru

ГЕРМАНЦЫ И ГОТЫ - ДРУЗЬЯ И ВРАГИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

К концу II тысячелетия до н.э. в Европе выделялись пять крупных этноязыковых массивов: финны и угро-финны в лесной зоне Восточной Европы, ираноязычные кочевники в степях Восточной Европы, южные индоевропейцы (италики, иллирийцы, греки, фракийцы) на территориях южнее Альп и Дуная, кельты - запад и центр Европы от Испании и Британии до Карпат и, наконец, северные индоевропейцы на территории современных Германии, юга Скандинавии, Дании, Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии и Западной России почти до границ Московской области. Имеющиеся данные не позволяют выделить в этом однородном протогерманобалтославянском единстве элементы этнической дифференциации.

В начале I тысячелетия до н.э. этот массив северных индоевропейцев разрывается на две части. С юга в бассейн Вислы приходят племена, археологическую культуру которых называют лужицкой. Западнее лужицкой культуры начинает формироваться германский мир, а восточнее остаются предки балтов (латышей и литовцев) и славян. Самих носителей лужицкой культуры связывают с южными индоевропейцами - иллирийцами и венетами. Иллирийцы занимали территорию на Адриатике от Истра (Дуная) до греческого Эпира. Культурное и языковое влияние иллирийцев и венетов прослеживается в середине I тысячелетия далеко на север за Альпы и Дунай,>20 Поскольку до начала переселения германцев в начале нашей эры значительных подвижек народов на севере Европы не отмечено, это даёт основание предполагать, что этноним венеды первоначально принадлежал всем носителям лужицкой культуры - северной ветви иллирийцев.

В дальнейшем, под сильным давлением кельтов, единый массив разбился на отдельные племена лугиев и венедов. Высадившиеся в I веке н.э. на балтийском побережье Польши германские племена, двинувшись на юг к Чёрному морю (сначала певкины и бастарны, затем готы и все прочие), оказали значительное воздействие на население Центральной Европы. Культуры, разделяющие германский и балтославянский миры, исчезают, и эти миры входят в непосредственное соприкосновение. С этого момента германцы переносят этноним "венды" с прежних своих восточных соседей - северных иллирийцев, на новых - племена балтославян, а впоследствии на собственно славян.

В немецком языке за славянами закрепилось два названия: позднее и более общее - slavic, slavonic, и более ранее venden, относящееся к собственно непосредственным восточным соседям германцев - племенам лужицких сербов или, как они сами себя называют, сорбов. Небольшой анклав их сохранился в современной Германии. В более позднее время, в XI веке, первое государственное образование западных (полабских славян) с князем-христианином во главе получило у немцев название Вендская держава. У самих славян никогда не было самоназвания - венеды, венды. Не исчезло и имя лугиев, которое унаследовали западнославянские племена лужицких сербов.

Аналогичная ситуация сложилась в средние века в отношении чехов. Их государство называлось Богемским, а их самих называли часто богемцами. Эти названия восходят к названию народа бойи. Попытка (кажется, эту возможность пока, что упускают) объявить бойев славянами или праславянами была бы совершенно очевидной ошибкой, так как вполне достоверно известно, что это было кельтское племя.

Но вернёмся во II век. Здесь и далее предпочтение отдаётся гипотезе о позднем выделении славян из предшествующего однородного балтославянского массива, в отличие от концепции, порождающей славян не позднее рубежа II-I тысячелетий до н.э., когда они выделились как самостоятельная языковая группа непосредственно из индоевропейского языкового единства. Эта последняя концепция привела к появлению нескольких взаимоисключающих "прародин" славян, например, на Висле или на Среднем и Нижнем Днепре, каждая из которых в равной степени не имеет археологических связей с доподлинно славянской археологией "исторического" времени.

Но начало процесса этногенетического разделения должно было быть чем-то вызвано. Прежде чем разделиться этнически, балты и славяне должны были размежеваться территориально. И содействие в этом им оказали германские племена. Их движение инициировало процесс разделения балто-славянского массива на южную и северную части. В конце II века н.э. от германского побережья Балтики началось движение на юг готов. От переселения готов принято считать эпоху "великого переселения народов".

С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королём своим по имени Бериг. [На трёх кораблях, соответствующих отстроготам, визиготам и гепидам] Лишь только сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту, Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза. Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов присоединив и их к своим победам. Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, что войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришёл в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимер, восхитившись великим обилием тех краёв, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так как никому больше не осталось возможности ни перейти, ни вернуться. Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое. Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там рождаются голоса скота и уловимы признаки человеческого [пребывания], хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говоря, перемещённой в области Ойум и завладела желанной землёй. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Оттуда уже, как победители движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем…>21-65,66(#25-28) Это отрывок из истории готов, записанной в 551 г. Иорданом - римским нотаблем, сменившем в весьма почтенном возрасте, где-то за 60 лет, свою профессию на профессию историка при дворе готских королей в Ровене. Иордан был готом по национальности, родом из Нижней Мезии. Кроме преданий самих готов Иордан опирался на несохранившиеся книги Авлабия и Кассиодора.

В другом месте есть ещё один отрывок, относящийся к временам переселения. В нём рассказывается как гепиды, проживающие на острове на реке Вистуле, называемом Гепедойос, при короле Фастиде, победив сначала бургундзионов и многие другие племена, затеяли войну с готами. И были королём готов Остроготой (218-250 г.г.) разбиты в сражении у города Гальтис на реке Ауха.>21-79,80(#94-100) Как видим, от всего маршрута готов от Балтики к Чёрному морю сохранились сведения только об исходной и конечной его точках. Ни описания пути, ни контактов с иными, негерманскими, племенами в памяти готов не сохранилось. И названия Гепедойос и Ойум ничего не конкретизируют, так как Гепедойос - это Ойум гепидов, а само слово Ойум обозначает просто область изобилующую водой, речную область. Название реки Ауха - восходит к слову "река" и может быть во множестве обнаружено на огромных пространствах от Гауи до Аахена и на юг до Швейцарии. Отождествление Гальтиса на Аухе с Гальтом на Олте в польском Семиградье иных, кроме лингвистических, оснований не имеет.>22-188(#68, 256 (#317,318)

Река, через которую переправился король Филимер, - несомненно Днепр в его нижнем течении. Спалеи - единственное негерманское племя, упомянутое в связи с переселением готов на юг. Так как его места обитания - это левобережье нижнего Днепра, то к славянской истории они отношения не имеют. Появление славян в этих местах - это уже времена Московского Царства и Российской Империи.

Под неназванными многими племенами, которых победили гепиды, можно предполагать и венедов, но таким образом предполагать можно всё что угодно.

С начала III в. германские племена, идущие от Балтики восточным путём (в отличие от тех, кто шёл через Рейн в Галлию) появились на Дунайском рубеже Римской империи. В 269 г. крупное объединение германских племён готов, герулов, певкинов, гепидов было разбито под Наиссом (совр. Ниш) императором Клавдием II. В 271 году римляне ушли из-за Дуная, оставив Троянову Дакию готам, которых в скором времени и весьма на долго сменили гепиды.

И здесь сталкиваемся с "заговором молчания". Т.е. никакого заговора не было, просто авторов поздней античности и Византии интересовали те, кто нападал, те, кто угрожал власти и миру империи. Те же, кто был брошен империей на произвол судьбы, как не ушедшие вместе с легионами и большинством горожан на правый берег Дуная жители римской провинции Дакия, империю и её писателей не интересовали совершенно. Поэтому даки, геты, да и любые другие фракийцы, более ни кем в связи с текущими событиями не упоминаются. Но достаточно взглянуть сегодняшнюю карту Европы, чтобы бросилось в глаза, что огромный славянский мир состоит из двух регионов. Северного, в который входят территории западных (чехи, словаки, поляки) и восточных (белорусы, украинцы, русские) славян и южного, в который входят территории южных славян - народы бывшей Югославии и болгары. Два этих региона разделены полосой неславянских народов. С запада на восток это: сначала австрийцы, затем венгры, потом румыны и молдаване. Австрия (Восточная Марка) появилась как пограничная юго-западная область империи Карла Великого, но это было уже в начале IX веке. Обилие славянских фамилий у австрийцев, в основном с окончанием на "-ич" говорит о процессе ассимиляции славян германцами. Венгры пришли в Европу и того позже - на рубеже IX-X веков. А откуда же взялись румыны и молдаване?

Да ниоткуда не брались, а жили там или почти там, где жили их предки - даки и геты. За двести лет римского владычества они переняли римский язык и сохранились как этнос на своей территории, вопреки четырёхсотлетнему погрому, называемому "великим переселением народов". Тогда через их территорию волна за волной, вместе и по очереди, проходили германцы всех мастей, аланы, гунны, славяне, авары и т.п. Отсутствие их у древних авторов объяснимо, но отсутствие их у современных историков вызывает некоторое недоумение.

Будущие румыны ещё встретятся в дальнейшем рассказе, а пока вернёмся к готам, к той их части, которая пошла не на Дунай, а вышла к морю.

Придя в Северное Причерноморье в конце III в. готы образовали здесь своё "королевство". Самые значительные эпизоды его истории связаны с именем короля Германариха, правившего, по исчислению Иордана, в 351-376 г.г.

Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. … После поражения герулов [герулы-эрулы - приазовские кочевники, в отличие от герулов-германцев] Германарих двинул войско против венетов, которые хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает, и множество вооруженных подступает. Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдалённое побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью.>21-83,84(#117-119) Совершенно очевидно, что это обычная "величальная", которая сходит автору с рук только в отсутствии оппонентов. Ни при каких обстоятельствах нельзя представить себе завоевание прибалтийских эстов в IV в. каким-либо властителем бивуачного "королевства" в Причерноморских степях. То же самое относится и к венедам, обитающим на верхней Висле, за (глядя от Чёрного моря) Карпатскими горами. Те, кого победил Германарих, жили в том же Причерноморском регионе, и на них Иордан перенёс имя венетов. Или же это могла быть часть действительных (Тацитовых) венетов, увлечённых движением предыдущих германских племён бастарнов, герулов и др. и вместе с ними переселившееся на юг. О родичах венедов - лугиях известно, что в III в. н.э. они откочевали к нижнему течению Дуная.>23 Среди перечисленных имён тринадцати племён только два очевидно напоминают названия реальных народов: меренс - меря и морденс - мордва, отождествление васинабронков с весью, тиудов с чудью совершенно неочевидно и требует лингвистических доказательств, остальные имена никем из исследователей не были никак локализованы. Е.Ч.Скржинская предположила, что такой перечень был переписан Иорданом из итинерария - купеческого описания пути>22-266(#367) Стоит сравнить "завоевания" Германариха с "завоеваниями" его предшественника короля Танаузиса (приемника Филимера), который, победив египтян на реке Фазисе (Риони в Грузии), преследовал их до Нила, а на обратном пути покорил всю Азию, подарив всю дань с покорённых своему другу царю Мидян. От его же воинов произошли парфяне, которые после его смерти стали почитать его как бога.>22-69,70(#47,48) В правление того же Германариха на востоке готских владений появились гунны, и под их давлением готы начали смещаться на запад в пределы Восточной Римской империи. Опуская историю отношений готов с империей, перейдём сразу к гуннам. Их главная орда под предводительством Аттилы в 441 году вторглась на территорию Восточной Римской империи, взяв крепость Сингидун (теперь Белград) и в том же году совершив поход на Константинополь.

Именно ко времени владычества гуннов, т.е. к середине V века, относится первое весьма смутное письменное свидетельство о возможном присутствии в околоримском мире славянской культуры. В дошедших до нас отдельных фрагментах записок Приска, секретаря римского посольства 448 года к Аттиле, адвоката и профессора философии, уроженца Фракии, упоминается об угощении послов задунайскими жителями напитками, называвшимися "medoz" и "camoz". Эти названия, или, по крайней мере первое из них, могут быть отождествлены со славянскими мёдом и квасом.>24-159 И, тем не менее, возможно, это были первые признаки надвигающейся лавинообразной славянизации народов Центральной Европы. Самих славян ещё не видно. В Битве Народов 451 года на Каталаунских полях ни в армии Аттилы, ни у Аэция не называются какие-либо контингенты, которые можно было бы отождествить со славянами.

На гуннах "восточный прилив" завершился и даже произошёл некоторый отлив. Болгарские орды кудигуров и утигуров, увлечённые на запад гуннами, после 470 года откочевали назад на восток в Азово-Донской регион. Наступил почти вековой период, когда на балканской границе Византии основной конфликт развивался не между империей и кочевыми или перекочевывающими пришельцами с востока, а между империей и задунайскими народами - пестрой смесью осевших в по границам провинций Норик, обоих Панноний, обоих Мезий и Малой Скифии германцев, гуннов, язигов и др.

В 488 г. римляне, легионы и жители, покинули провинции Норик и обе Паннонии и ушли в Италию.

В 505 г. нападение на Византию возглавил некто Мундон. Он бежал от гепидов-федератов за Дунай (на левый берег) и бродил там в местах необработанных и лишённых каких-либо землевладельцев; там собрал он отовсюду множество угонщиков скота, скамаров и разбойников.>21-119(#301) Аббат Евгипий, составивший в 511 г. "Житиё св. Северина" живо и нередко подробно описал события из жизни пограничья римских провинций Норика и Паннонии. Среди варварских племён, совершавших грабительские походы, он называет готов, аламанов, ругов, герулов, а так же неких "грабителей" и "разбойников", известных жителям Дунайских провинций Рима под общим именем "сакамары".>22-363(#781) Этих самых сакамаров скорее всего можно сопоставить (не этнически, а функционально) с казачеством XV-XVII веков.

Таким образом, у нас есть свидетельство очевидца, относящееся к самому началу VI века, в котором нет никаких признаков надвигающейся славянизации Балкан. Нет ни малейших оснований как-либо связывать сакамаров со славянами. Славянофильские попытки (Шафарик, Д.И.Иловайский) связать сакамары-скоморохи сочтём анекдотичными.

ИСТОЧНИК

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА

wikii.ru

Готы | Наука | FANDOM powered by Wikia

У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Файл:Chernyakhov.PNG Файл:Goth painting.jpg

Го́ты — германский народ II—XVI веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы.

  • Готы сформировались в Скандинавии (их прародиной считается юг современной Швеции и остров Готланд), затем мигрировали оттуда сначала в северную Польшу (Померанию), а затем южнее.
  • В 230 в Причерноморье, на территории нынешней Украины, создаётся Королевство готов. Считается, что готы также приняли участие в формировании Черняховской культуры.
  • В III веке готы вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).
  • В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия).
  • В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс).
  • В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье.
  • В 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
  • В 378 готы разбивают армию римского императора при Адрианополе.
  • В 410 король вестготов Аларих разрушает Рим.
  • В 412 вестготы вторгаются в Галлию.
  • В 414 вестготы вторгаются в Испанию.
  • В 418 вестготы отступают в Аквитанию (юго-западная Франция) и основывают там свое королевство.
  • В 463 вестготы возобновляют завоевание Испании.
  • В 493 король остготов Теодорих основывает королевство в Италии.
  • В 507 франки вытесняют вестготов из Аквитании.
  • В ходе Готской войны (536—555) армии византийского императора Юстиниана уничтожают государство остготов в Италии.
  • В 711 арабская армия Тарика ибн Зияда уничтожает королевство вестготов в Испании.
  • Небольшие группы готов жили в Крыму до XVI века.

Готский язык относился к восточной группе германских языков.

Появившиеся в Средневековье у европейских народов архитектурный стиль готика и готический шрифт, несмотря на название, не имеют отношения к готам.

  • Бериг
  • Германарих (375+)
  • Аларих
  • Атаульф (415+)
  • Эрих (466—485)
  • Теодорих (493—526)
  • Тотила
  • Леовигильд (568—586)
  • Рецесвинт (649—672)
  • Жак Ле Гофф Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992.
  • Жак Ле Гофф Средневековый мир воображаемого
  • Жак Ле Гофф Интеллектуалы в средние векаaf:Gote

ar:قوط bg:Готи br:Goted ca:Got (poble germànic) cs:Gótové cy:Gothiaid da:Goterne de:Goten el:Γότθοι en:Goths eo:Gotoj es:Godo et:Goodid eu:Godo fi:Gootit fr:Goths gl:Godos got:𐌲𐌿𐍄𐌰𐌽𐍃 he:גותים hr:Goti hu:Gótok it:Goti ja:ゴート族 ko:고트족 ku:Got la:Gothi lt:Gotai lv:Goti nds:Goten nl:Goten no:Gotere pl:Goci pt:Godos ro:Goţi sk:Góti sr:Готи sv:Goter tr:Gotlar uk:Готи zh:哥特人

ru.science.wikia.com

Готы vs готы

На исторической арене готы пребывали почти шесть столетий. Конечно, как и у любого другого народа, мода у них не оставалась неизменной всю историю существования. Об одежде готов мы можем судить по трем источникам: по свидетельствам древних авторов, по изображениям на римских вещах: монетах или предметах искусства, и по остаткам вещей в погребениях готов.

Тацит, описывая германцев во 2 веке нашей эры, так говорил об их одежде: «Верхняя одежда у всех — короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. … Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Носят они и шкуры диких зверей… Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них». Видел ли такими готов сам Тацит, или их ему так описали – нам не известно. Своими же глазами мы можем посмотреть на готов, изображенных их современниками и закадычными друзьями – римлянами. Например, на медальоне императора Валентиниана I, на котором готы изображены поверженными, на мужчине-готе была узкая «жемчужная» диадема, туника и штаны, а на женщине – длинная туника с богато украшенными рукавами и плащ и коническая шапка, что-то вроде башлыка. Конечно, в этом случае изображались богатые готы. Но довольно сложно сказать, насколько такие изображения близки к истине. Известно, например, что плащ и штаны вообще были очень характерны для германских народов. Окончательно помогают нам  разобраться в готском одеянии вещи из погребений. Когда древний гот умирал, на тот свет его отправляли в одежде – богатых готов в богатой одежде, победнее – в лучшей или в той, что есть. Фиксируя погребения с элементами одежды, археологи прекрасно знают, как изменялась мода у готов за все почти шесть веков их истории. Но всегда объединяющими элементами были застежка или две (фибулы), скрепляющие плащ, пояс, к поясу мужчины могли подвешивать нож, а девушки и женщины – подвески или мешочки с «женским» скарбом. Еще готки одевали различные металлические подвески и бусы (янтарные, стеклянные или из полудрагоценного сердолика), а в волосы втыкали костяной гребень. В общем, женщины всегда оставались женщинами. Но, конечно, вряд ли мы можем как-то определенно говорить о готской одежде – уж слишком долго и на большой территории они жили. Глупо ожидать, что готы, вышедшие из Скандзы и готы, оканчивавшие свой век в Италии и Испании, ходили в одном и том же. Мода на вещи очень изменчива. Как и все в нашей жизни…

Внешний вид – одежда и обувь, атрибутика, прически и макияж – являются одним из важнейших составляющих субкультуры. Как уже было сказано, законодателями готической моды были музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники, а так как готическая субкультура зародилась на основе панк-движения, то на начальном этапе ее существования характерное значение придавалось отдельным элементам имиджа панков – пирсингу, ирокезам и прическам в виде «шипов». Таким образом, готическая мода 80-х была более эпатажна, нежели сейчас. Большую часть вещей  представители субкультуры шили себе сами, или переделывали уже купленную одежду (перекраивали, разрывали, перекрашивали, украшали нашивками, шипами, булавками), украшения также изготавливали из подручных материалов.Основными элементами и атрибутикой готического имиджа являются: черный цвет – преобладающий в одежде, характерный макияж, аксессуары: анх – древнеегипетский символ бессмертия, кресты, магические или оккультные знаки.Также внешний вид зависит от конкретного стилевого направления, к которому принадлежит гот.

Одежда гота может быть облегающей – тесной, свободной. Женщины часто носят корсеты (бархат, парча, кожа, латекс). Мужчины  – преимущественно брюки и рубашки. Обувь – часто кожаные сапоги, на высокой платформе или на каблуках (у женщин – на тонкой шпильке) с высоким голенищем, или ботинки армейского типа.

Макияж используется и мужчинами и женщинами, как правило, его наносят перед посещением концертов, клубов, тематических вечеринок. Основные элементы макияжа: белая пудра, темная подводка для глаз, черная или красная губная помада. Иногда используются контактные линзы – красные, ярко-зеленые, желтые. К аксессуарам также относится пирсинг и накладные клыки, в редких случаях представители субкультуры «украшают» себя татуировками. У современных готов прически не претерпели особого изменения, представители субкультуры носят длинные волосы или волосы средней длинны, выкрашенные в черный или ярко-белый цвета, прямые или торчащие в разные стороны, в виде шипов или ирокезы – когда волосы по бокам выбривают или подстригают очень коротко, а сверху поднимают и фиксируют в виде шипов или спутывают в комок. Также некоторые представители субкультуры предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX веков («викторианские готы» или «романтические готы»). Женщины носят длинные платья, корсеты, вуали из кружева, перчатки, декоративные зонты. Мужчины – фраки, цилиндры, блузы, иногда трости.  Иногда можно увидеть готов «вампирской» внешности, по стилю одежды они похожи на викторианских. Среди некоторых готов популярен стиль вестерн – ковбойские шляпы, кожаные жилеты, штаны с бахромой, ковбойские сапоги. Этот стиль вошел в моду благодаря группам Fields of the Nephilim и The Cult, которые использовали данный имидж, чтобы создать образ романтиков-одиночек. К данному стилю также примыкают поклонники готабилли, чей стиль одежды – ретро. Готическая мода близка по стилю к таким направлениям как, например, риветхедов или поклонников металл-музыки. Выражается это в виде аксессуаров, которые нередко носят готы – цепи, ошейники, вещи фетиш-культур. В 1990-х внутри субкультуры готов выделилось такое направление, как кибер-готы, их мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной модой. Представители этого стиля носят одежду и аксксуары ярких – «кислотных» цветов, из ненатуральных тканей. В настоящее время готы не могут позволить себе постоянно поддерживать выбранный стиль в повседневной жизни, поэтому они стараются сохранять в своём облике хотя бы его отдельные элементы. Интересно отметить, что на современном этапе готический стиль используют в своих проектах кутурье различных домов высокой моды: Джон Гальяно, Александр Маккуин, Жан-Поль Готье, Ёдзи Ямамото.

historicaldis.ru

А были ли готы на Руси? | Культура

Российская официальная история к готам в разное время относилась по-разному. То их как бы не было, то их считали славянами, то германцами, то относили к скандинавам, но не германцам, и т. д. Видимо, это зависело от политической ориентации власть предержащих — прозападной или провосточной. И только к концу 1990-х годов наша история отдала готам должное. Тут «вдруг» выяснилось, что они завоевали почти всю Европу и север Африки, брали Рим, образовали на территории Европы ряд государств, в том числе в Испании и Италии, и властвовали на занятых территориях более 200 лет, пока не были вытеснены гуннами, которые затем ушли, дав свободу действий славянам. И оказалось, что готы оставили глубокий след в Европе и в России, поэтому игнорировать их влияние никак нельзя. Но, что характерно, в России ведь нет готических памятников и других зримых следов пребывания готов. Так были ли они на Руси (я имею в виду не странных личностей в черном с роковым блеском в глазах, а этнос)? И вообще, а что было «на самом деле»?

А было вот что. В 155 году нашей эры племена готов с острова Скандзы (Южная Швеция) совершили морской переход по Балтийскому морю и высадились в верховьях реки Висла (южная Швеция вообще долгое время называлась «Готия»). Что их заставило это сделать? То ли размножились сильно, то ли климат ухудшился, и пищи стало не хватать, то ли соседи достали? Это точно неизвестно. Но выяснить можно, ведь у них была письменность в то время — руница (как и у северных славян). Постепенно дойдя пешим порядком до берегов Черного моря, готы создали там себе могущественное государство, которое ограбило почти все римские города в бассейне Черного и Эгейского морей. Позже они потерпели поражение от гуннов. Теснимые ими, двинулись на запад, взяли Рим, подчинили себе сначала Испанию, а затем Италию. Им очень помогало то, что они могли передвигаться не только по суше, но и по морю. Поэтому именно готы, а совсем не гунны, открыли эру «Великого переселения народов».

В том первом походе приняли участие три племени готов — остготы, визиготы и гепиды, которые шли тремя эскадрами. Это уже потом, когда плацдарм на Висле был закреплён, к ним присоединились и другие племена готов. Постепенно распространяясь, на Черном море они построили новые корабли и, прежде всего, напали на Грецию, входившую в качестве провинции в состав Римской империи. С этого и началось их долгое противостояние с Римом, в ходе которого они даже брали Рим штурмом, но в нём не остались, а заключили перемирие, которое обе стороны вскоре благополучно нарушили. Есть сведения, что в штурме Рима участвовали и славяне.

Спрашивается, почему готы не двинулись на юг, на земли будущей Руси, по суше, а предпочли этому полное опасностей путешествие по Балтийскому морю? А всё очень просто (моя любимая присказка!). Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам, которые, двинувшись в путь практически одновременно с готами, заселили потом огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, вплоть до Эгейского и средиземного морей, заняли и Балканы. Так что готы знали, с кем можно связываться, а с кем не стоит, себе дороже обойдется. И хотя первое время готы и славяне чаще были союзниками, но уже в четвертом веке нашей эры славяне стали соперниками готов и союзниками гуннов, чем и облегчили победу гуннов над готами.

В более тесное соприкосновение с готами, точнее, с остготами славяне вошли в четвертом веке нашей эры, когда остготов возглавил воинственный и очень жестокий вождь (по западной интерпретации — царь или король) Германарих, при котором остготы подчинили себе почти всю восточную Европу, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым. Но на этом вожде владычество остготов и закончилось. Пока они вели себя с другими племенами как союзники, всё было более или менее хорошо. Но потом случился кровавый конфликт с племенем росоманов, образовавших впоследствии вместе со славянами этническое сообщество под названием «Русь». Росоманы и славяне вступили в союз с гуннами, разбили готов и тем самым получили свободу действий, так как гунны скоро вернулись на территорию нынешней Монголии и растворились в Истории. Больше о них никто не слышал. А славяне остались, что в десятом веке позволило им создать великое государство — Киевскую Русь, предшественницу Московской Руси, а затем и России.

Но соприкосновение готов и славян в четвертом веке было далеко не первым, а скорее — последним. Пристальное сравнительное изучение трудов древних историков приводит к мысли, что славяне и готы долгое время сидели рядом, соседствовали, воевали и роднились между собой, как это было принято в те времена. О том же свидетельствуют данные изучения языков. Археологические находки и результаты лингвистического анализа показывают, что взаимное влияние готов и славян продолжалось более двух веков, сопровождаясь как мирным сотрудничеством, так и столкновениями. Слова готского происхождения есть у славян, а славянского — у готов. Последние следы готов находят в Крыму, потом они теряются.

Готы искони на протяжении длительного времени жили в пределах нынешней европейской части России. Из всех скандинавских племён они были ближайшими соседями славян в эпоху, когда славяне составляли ещё одно этническое целое в верховьях Днепра и Волги. Впоследствии, когда готы основали на землях, прилегающих к славянским, сильное государство, в его состав входили также славянские и финские племена. В этот период южные соседи вообще считали готов славянами, а у готов появились славянские имена. Вообще, следует отметить, что сила менталитета славян была такова, что соседствующие с ними племена в течение 50−60 лет «ославянивались», независимо от того, кто кем правил. Так было и с готами, и с гуннами, и с норманнами.

Специалисты-лингвисты, занимающиеся изучением и сравнительным анализом древних языков, в своих трудах постоянно подчеркивают близость праславянского и праготского, а также других праскандинавских языков. Эта же мысль всегда проходит через любой научный труд, посвященный славянской и скандинавской, в том числе германской, мифологии. Похоже на то, что всего лишь около трёх тысяч лет назад разницы между этими языками вообще не существовало. Разделение славянских и скандинавских языков начинается лишь в конце второго тысячелетия до нашей эры. Но и до настоящего времени сохранились языки, занимающие, благодаря длительному стационарному пребыванию на одной и той же территории, как бы промежуточное положение, — это языки балтских народов. Общий древний язык до сих пор просвечивает сквозь пелену позднейших наслоений.

Таким образом, готы занимают почётное место в историческом развитии большинства славянских и западно-европейских народов, и нам забывать о них не след, так как это часть истории Руси-России. Похоже, что тот древний общий праязык восходит ко временам ариев — наших общих предков. И, что замечательно, наш этнос, проходя в своём историческом развитии всякие времена — и упадок, и расцвет, продолжается уже очень много тысячелетий, восставая из пепла, как легендарная птица Сирин (она же Феникс), когда о других этносах уже давно забыто (ну, где сейчас те же готы или гунны, и иже с ними). Поэтому нет ничего зазорного в том, что мы гордимся тем, что мы — РУССКИЕ! И что именно нам принадлежит заслуга создания и сохранения суперэтноса по имени Россия, в котором равноправно сосуществуют многие нации, народы и народности.

shkolazhizni.ru

Готы Википедия

Го́ты (готск. 𐌲𐌿𐍄𐌰𐌽𐍃, Gutans; лат. Gothi, Got(h)ones, — Гутоны; др.-греч. Γόθοι, Gonthi)[1] — древнегерманский союз племён. С II века н. э. до VIII века н. э. играл значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племён, вероятно, скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке н. э. разработал готское письмо). В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи. В IV веке среди готов распространилось христианство.

Ранняя история[ | код]

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза (вероятно, полуостров Сконе).

Вместе с тем, Иоанн де Галонифонтибус в книге «Познание мира» отмечал следующее: «Готы претендуют на происхождение от шотландцев и говорят как англичане»[2]. Вероятно, автор этих строк сравнил название готов с древним названием шотландцев — скотты.

При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы, где встречаются археологические памятники Вельбарской культуры (Иордан именует эту область Готискандза). Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии (II век н. э.).

Пятый после Берига король готов Филимер[3] привёл их в земли гетов и скифов (Приднепровье). Согласно Иордану, готы от берегов

ru-wiki.ru

Германская народность. Готы. - История - Познание - Каталог статей

ГОТЫ

 

Санскрит схож со словами и формами греческого, латинского, готского (древнегерманского), кельтского и др. языков.

Готы (Gutans, лат. Gothi, Got(h)ones, др.-греч. Γότθοι) — германский народ.

Ок. 500 г. до н.э. климат в Скандинавии стал особенно суров, а рост населения далеко превосходил её хозяйственные возможности.

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. Здесь был распространен обряд трупоположения, который, как полагал Коссинна, был характерным готским.

"Это самое громадное море с арктической, то есть северной, стороны имеет общий остров по названию Скандза. С него-то и надлежит нам, с божьей помощи, повести нашу речь, потому что то племя, о происхождении которого ты с нетерпением хочешь узнать, пришло на европейскую землю, вырвавшись подобно пчелиному рою из недр именно этого острова. О нём упомянул во второй книге своего сочинения Клавдий Птоломей, знаменитый описатель земного круга; он говорит, что на просторах северного океана расположен большой остров по имени Скандза, подобный лимонному листу, с изогнутыми краями, вытянутый в длину и закругляющийся. О нём же сообщает и Помпоний Мела, говоря, что Скандза расположена в Коданском заливе моря и что берега её омывает океан.

Скандза лежит против реки Вистулы, которая, родившись в Сарматских горах, впадает в северный океан тремя рукавами в виду Скандзы, разграничивая Германию и Скифию. Скандза имеет с востока обширнейшее, углублённое в земной круг озеро, откуда река Ваги, волнуясь, извергается, как некое порождение чрева, в океан. С запада Скандза окружена огромным морем, с севера же охватывается недоступным для плавания широчайшим океаном, из которого, будто какая-то выступающая река, образуется Германское море, вытянутое вдоль залива. Говорят, что там расположены также какие-то мелкие, но многочисленные острова; рассказывают ещё, что если в случае замерзания моря от сильного мороза на них переходят волки, то они лишаются зрения (полярная ночь). Таким образом: эта земля не только негостеприимна для людей, но жестока даже для зверей.

С этого острова Скандза, как бы из мастеркой, изготовляющей племена, или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы с королём своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза. Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов, которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем и, сразившись (с ульмеругами), вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам. Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришёл в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимер, восхитившись великим обилием тех краёв, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.

Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое. Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещённой в области Ойум (Скифии) и завладела желанной землёй. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем (Малая Азия), как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения".

 

Асы покинули Асгард, свою столицу в Азии, услышав пророчество о нашествии сынов Муспелля, жаркой неведомой страны юга. Эту страну защищал в то время Сурт, державший в руках огненный, пылающий меч. Имя переводится с исландского так: "чёрный" или "чёрт".

Бог Один повёл своих людей в северные земли примерно в I в. до н.э.Асы двигались в Северную Европу по северному побережью Чёрного моря. Асы вышли из Азии и шли тем же путём, что и сарматы. Часть их могла входить в сарматский союз племён. Племена асов двинулись из Черноморья в Прибалтику и, далее, в Скандинавию. См. Асы.

 

Бериг — легендарный вождь готов, возглавивший передвижение гото-гепидских племён с территории Скандинавии на территорию польского северного Поморья.

Возглавил войну германцев, по "Книге Велеса" (Троян III, 3:4), некий Бор-воин, который, говорил, что "он силён". "Лютичи (венеды) верили словам тем", а русичи тому не верили. По готским легендам, переданным Иорданом ("Гетика" I, 25), германцев-готов тогда возглавил король Берпт, который пришёл со своим родом из Скандинавии. Думаю, он и есть воин Бор "Книги Велеса". Бериг, придя вместе с готами в Европу, стал воевать с вандалами-венедами и, по свидетельству Иордана, покорил их вместе с соседними народами. Он сумел подчинить себе и германцев-даков (фракийцев) и с ними двинулся к Чёрному морю через Карпаты, покорив часть земель Малой Скифии, то есть будущую Дакию (междуречье Днестра и Дуная). От той войны с Карпат и Балтийского побережья бежали многие роды славян, которые осели на Днепре у Голуни и стали зваться "непрами и припятцами" (Род I, 4:2). И вёл их воевода Бодрич (другой способ чтения руники Бобрич, Бобреп), имя коего говорит, по всей видимости, о том, что он был главою венедского рода бодричей.

 

За готами на юг двинулись менее сильные северогерманские племена. Война была неотъемлемой частью образа жизни северогерманских племён. Занимались они охотой, рыболовством и земледелием. Истощив почву в одном месте, перемещались в поисках плодородной целины и охотничьих угодий на новые, распространяясь по Европе на запад и на восток.

 

ОКСЫВСКАЯ КУЛЬТУРА

II в. до н.э. - III в.

Оксывская культура была расположена на территории северной Польши.

Ассоциируется с германскими племенами готов и ругов.

Возникновение оксывской культуры также связывают с появлением на южном побережье Балтики германского племени бургундов. Родиной бургундов считают остров Борнхольм (Burgundarholm). Переселившись отсюда на континент, они якобы заняли земли между Одрой и Парсентой, оттуда распространились до колена Вислы под Торунем, а позднее были вытеснены готами.

Покорила племена поморской и вытеснили племена пшеворской культуры (вандалы) на юго-восток.

Затем эволюционировала в вельбарскую культуру.

Керамика оксывской культуры отличается бедностью форм, среди которых важнейшими являются биконические и S-видные сосуды, орнаментированные меандром или прямоугольниками, заполненными свастиками, ромбами и т. п. Некоторые сосуды имеют одно, два или несколько ушек. Встречаются и керамические формы, типичные для пшеворской культуры. При малоразвитой керамике оксывская культура отличается большим богатством металлических изделий. Это одно- и двулезвийные мечи, наконечники дротиков и копий (часть из них орнаментирована), ножи, бритвы, позднелатенские фибулы и поясные пряжки. В металлическом производстве заметны сильные влияния латенской культуры. Возможно, что при посредничестве кельтов появились здесь и южные вещи — бронзовые сосуды и др. Однолезвийные мечи, орнаментированные наконечники копий, некоторые виды поясных застежек встречаются на севере — в Швеции, на Готланде и Борнхольме — и свидетельствуют о северных связях оксывской культуры.

Сосуд с рельефным изображением животного и спирали. Из села Голембева (Польша). Оксывская культура. II в. н.э.

В раннеримский период (I—II вв. н. э. ) в области оксывской культуры в Восточном Поморье наряду с трупосожжениями появляются многочисленные трупоположения (в общих могильниках) и новые формы вещей, сделанных преимущественно из бронзы вместо употреблявшегося прежде для тех же изделий железа. Изменения в культуре выразились также в том, что поморские племена перестали класть оружие в могилы. Эти и другие новые явления в культуре племен, живших в Поморье, связывают г вторжением (около II в. н. э. ) германского племени готов из нынешней Швеции (Готланда) и родственных им гепидов. Признавая такую возможность, И. Костшевский, однако, не выделяет в Поморье собственно готскую культуру и полагает, что изменения, наступившие в развитии оксывской культуры, не связаны со сменой населения. Он считает возможным приписать пришельцам из Скандинавии лишь появившиеся в Поморье во II в. н. э. погребения в больших курганах, сооруженных из камня или окруженных каменными кругами, иногда отмеченных стелами. Они содержат сравнительно богатый инвентарь (Мсцишевице, Венсёры, Одры). К вопросу о готах в Поморье я еще вернусь дальше.

Керамика оксывской культуры в раннем римском периоде представлена наряду со старыми типами новыми амфоровидными или овоидными формами с новыми элементами в орнаменте: чередующимися хроповатыми и лощеными полосами из треугольников, зигзагов или наклонных линий (подобный орнамент в позднелатенское время был распространен на Нижней Эльбе). Оружия, как уже сказано, в могилах не найдено, кроме южной периферии оксывской культуры, где оно изредка встречается и не отличается в основном от пшеворского. Только шпоры сохраняются в могильном инвентаре воинов оксывской культуры повсеместно. Очень разнообразны украшения, прежде всего фибулы, пряжки и браслеты. Браслеты, которые почти не носили люди пшеворской культуры, стали излюбленным украшением оксывских женщин. В конце II в. н. э. входят в употребление ожерелья из янтарных и стеклянных бус и различного вида подвесок.

В позднем римском периоде оксывская культура, смешанная с культурой гепидов, достигает наибольшего распространения в юго-восточном направлении. Во второй половине III в. н.э. гепиды двинулись вдоль Вислы и Буга в юго-восточном направлении и осели в Дакии. Керамика оксывской культуры с III в. н. э. известна хуже, чем в предшествующее время. Кроме прежних сосудов с двумя-тремя ушками, с орнаментом из чередующихся гладких и хроповатых полос и яйцевидных горшков с хроповатой поверхностью, входят в употребление широкогорлые и биконические миски без ушек с зигзаговым или треугольным орнаментом в верхней части сосуда. Появляются немногочисленные сосуды, сделанные на круге, и деревянные с железной или бронзовой оковкой. Среди украшений следует отметить браслеты со змеиными головками на концах, серебряные обручи с запором в виде крючка на одном конце и кольца — на другом, ожерелья из импортных стеклянных (голубых и фиолетовых) и местных янтарных бус.

Погребальный обряд по-прежнему смешанный: трупосожжения и трупоположения встречаются в одних и тех же могильниках. Признавая присутствие гепидов среди населения оксывской культуры, польские ученые не могут выделить типичные для них погребения и считают единственным признаком гепидской культуры немногочисленные могилы с более богатым, чем в других, импортным инвентарем. Оксывскую же культуру в целом они считают славянской.

 

По мнению большинства ученых, готы появились на материке в районе Польского Поморья в I в. н.э. как переселенцы из Скандинавии (Южная Швеция). Появляется готы в Польше в 20-х гг. н.э. Они занимают Восточное Поморье, Куявию.

Согласно Иордану, вождь готов Бериг высадился с трёх кораблей на побережье Гданьского залива в начале I века во главе войска готов. На этих трёх судах было три будущих племени: тервинги, грейтунги и гепиды. Высадившись на данной территории, готы вытеснили племена ругов и вандалов, образовав при этом новую Вельбарскую культуру. Впоследствии, через пять поколений, готы под предводительством вождя Филимера выдвинулись на юг, в сторону Северного Причерноморья.

 

ВЕЛЬБАРСКАЯ КУЛЬТУРА I - V вв.

На первоначальном этапе Вельбарская культура занимала ту же территорию что и её предшественница — Оксывская культура, окрестности современных городов Гданьск и Хелмно. Со временем территория расширяется и достигает на юге окрестности современного города Познань.

Выделены две фазы развития культуры: любовидзская (I - II вв.) и цецельская (II - V вв.).

Эта культура характеризуется отсутствием оружия в погребениях, малым количеством сосудов и преобладанием предметов из бронзы, в частности, поясные и ховидные браслеты. Покорив местные племена, готы принесли сюда свою культуру и обряд ингумации, но при этом заимствовали местные элементы. По имеющимся данным, открытые селища с вельбарскими находками располагались на невысоких надпойменных террасах и изредка на сравнительно высоком коренном берегу реки.

Наиболее типичным типом погребений готов в Северном Причерноморье и на Северном Карказе являются могильники Суук-Су и Абрау-Дюрсо. Набор женских украшений связывают памятники черноморского побережья Кавказа, в частности район евдусиан, на территории которых находился могильник Абрай-Дюрсо, с крымским памятником типа Суук-Су, что позволило автору раскопок Дмитриеву увидеть в нем памятник, оставленный готами. Это парные двупластинчатые фибулы, серебряные серьги с напускным 14-гранником, гладкие и вытые гривны, каменные и стеклянные бусы.

Результаты раскопок готских захоронений показали, что готы владели всеми основными ремеслами, необходимыми для создания необходимой утвари и одежды. Они владели гончарным ремеслом, плотницким делом, что позволяло обеспечить себя необходимыми предметами быта. Ткачество и кожевенное ремесло позволяли обеспечивать необходимую одежду и обувь. Кроме того, готы владели кузнечным ремеслом, а также ювелирным, о чем свидетельствуют найденные ювелирные украшения. Украшения изготавливались и из драгоценных металлов. Кроме того, среди готов были и искусные камнерезы. Кроме того, отметим, что готам было присуще четко выраженное чувство прекрасного. Они стремились всячески украшать свою одежду, любили украшения. О высоком уровне развития этой сферы материальной деятельности, тесно соприкасающейся с культурной, дает представление не только ювелирное искусство готов, но и их изобразительное искусство. Наиболее заметным произведением готского изобразительного искусства является изображение Теодориха в Неаполе. В Неаполе на площади находилось изображение Теодориха, короля готов, сделанное из каких-то камешков, очень маленьких, но разных цветов.Из этого мы можем судить, что готы достигли достаточно высокого уровня в искусстве и могли переносить эти достижения из культурной сферы в материальную, используя их для украшения одежды.

Асгард – затомис Древнегерманской метакультуры, парализованной ростом в историческом слое христианства. Катастрофа произошла в двенадцатом веке.

Эмблематический образ: Золотой чертог в облаках.

Тотемизм

Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма. Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.

Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания. К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» - ясене Иггдрасиле, мировом дереве (мировой дерево, ось мира - общая для многих индоарийских народов).

Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни. Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племен. Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение - виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз. В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве - уже на том свете. С другой стороны пиры воинов в обители бога войны - своеобразный милитаризированный рай - также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев. По отношению к готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Кессарийского, который указывает, что главными доблестями готов считались храбрость и смерть в бою.

 

Приблизительно к 190 г. н.э. в результате дальнейшей миграции на юг готы заселяют бассейн рек Висла и Западный Буг потеснив местные балтские и славянские племена.

Пути расселения и направление движения готов на Украину, как свидетельствуют археологические памятники вельбарской культуры, проходили вдоль Вислы, через северные районы Польши.

Причем на Украину, насколько можно судить из сообщений Иордана, продвинулось все войско готов во главе с королем Филимером. Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове «исполин». В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура, а более раннему периоду их истории — культура вельбарская.

 

В III веке готы вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Молдова), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).

Основу остроготов составляло племя грентунгов во главе с родом Амалов, а ядро везеготов - племя тервингов во главе с родом Балтов.

 

Готские племена осели на 50-70 лет на землях современной Волыни, а также Подолии, вытеснив, как показывают археологические источники, местное население (носители зарубинецкой и позднезарубинецкой культур). Все памятники этих культур внезапно прекратили свое существование в последней четверти II в. н.э. сменились поселениями вельбарской культуры. Никаких контактов между двумя народами, по археологическим и письменным данным, не наблюдается.

Время появления вельбарской культуры на Украине, по археологическим данным, которые совпадают с известиями письменных источников о продвижении готов в страну "Ойум" и Балканы, определяется последней четвертью II - нач. III вв. Причем памятники готов этого времени расположены лишь в пределах Волыни и Подолии. В других районах, в частности Среднем Поднепровье, Приазовье, Крыму вельбарские памятники или их элементы относятся ко времени появления черняховской культуры, т.е. не раньше середины - второй половины III в.

 

Подчиняясь общей тенденции движения всех варваров к границам римской империи, готы из Волынии и Подолии направились туда разными путями. Из Волыни и Подолии наиболее короткой и выгодной дорогой на юг является бассейн Днестра. Очевидно, этo понимали готы. Однако до этого времени в Верхнем Поднестровье от Сокаля в верховьях Западного Бута до г. Хотын на Среднем Днестре, вельбарских памятников не обнаружено. Между тем, много их, относящихся к концу II - III вв., выявлено в Южном Побужье. Это явление можно объяснить тем, что в регионе Верхнего Днестра оформилось к этому времени значительное и сильное славянское объединение носителей памятников зубрицкой культуры, в том числе и групп, вытесненных с территории Волыни готами. Последние не сумели прорваться сквозь этот регион, поэтому повернули на юго-восток и через Подолию, обогнув Верхнее Поднестровье, вышли к Днестру в районе гг. Каменец-Подольский - Хотын.

Переход германцами Днестра в этом районе зафиксирован несколькими вельбарскими поселениями. Речь идет о поселении Великая Слободка и Козлов.

Дальнейший путь везеготов проходил через Молдову и Попрутье на территорию Дакии. В.П. Буданова приводит интересный факт, который подтверждает пребывание везеготов на Днестре.

В произведении Олимпиадора, написанном в 425 г., говорится, что вандалы называют везеготов "трулами". Известно, что "Трул" - одно из древних названии Днестра.

 

ВЕЛЬБАРСКАЯ КУЛЬТУРА       ПШЕВОРСКАЯ КУЛЬТУРА

готы         венеты

I - V вв.       III - IV вв.

↓↓↓               ↓↓↓

Ойум традиционно локализуется в Приднепровье. Л. Н. Гумилёв говорит о том, что готы занимали правобережье Днепра; советские комментаторы «Гетики» отождествляют Ойум со скифской Гилеей (левобережье нижнего Днепра).Иордан признаёт, что источниками его сведений о прародине готов служили народные сказания и труд Аблавия: «это вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения». Предания о войнах готов с гуннами и о пребывании первых на Днепре сохранили некоторые скандинавские «саги давних времён». Наиболее интересна среди них сага о Хервёр, где описана битва гуннов и готов, а также упомянута готская столица на Днепре — Археймар.

В археологическом плане Ойуму соответствует черняховская культура.

 

ГОТЫ В КРЫМУ

СТРАНА ДОРИ

 

В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму.

По мнению исследователей, продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде.

Освоив территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым. Согласно письменным источникам основной путь продвижения готов в Крым проходил по Азовскому морю. Часть их перешла, по мнению Т.П. Высотской, через Перекопский перешеек. Возможен также, по ее мнению, путь от устья Днепра морем к северо-западным берегам Крыма. Именно на этом пути готы могли разрушить нижнеднепровские позднескифские городища и Ольвию. Эти же отряды готов нанесли удар по скифскому государству в Крыму.

Попав на европейский Боспор, готы разгромили встречавшиеся на их пути города, и вышли на южный берег Крыма. Часть из них осела там, смешавшись с местным населением, а часть в союзе с аланами, двинулась на территорию Римской империи.

Археологические исследования в Крыму последних десятилетий позволили полнить многочисленные подтверждения разрушительных действии готов при освоении этих земель, материальные следы их дальнейшего проживания здесь, оценить культурное наследие. Раскопки закрытых комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных построек) и массовые находки из верхних слоев последних датируют их гибель III в.

Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III в. Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей. Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ. В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они, по мнению Д.В. Шелова, свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу. Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма.

О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не раннее первой четверти III в. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов.

В Причерноморье готы подчинили все окрестные племена: и пришедших с ними германцев, и местных старожилов, включая аланов и антов. Одержав повсеместно победу, готы, "провозгласили представителей своей знати не простыми людьми, но полубогами, то есть асами".

Вместе с тем, в III - IV вв. археологические источники позволяют связать эти события с появлением в регионе нового населения с качественно новыми чертами материальной культуры и погребального обряда, близкими к черняховской культуре. Это особенно характерно для Херсонской округи. Южного берега Крыма, других районов полуострова, где исследованы биритуальные разноэтнические могильники. Так, в могильнике на территории совхоза "Севастопольский" обнаружено 29 погребении в каменных ящиках, сложенных из плит с урнами внутри, и 398 урновых погребений в ямках. Некоторые из них имели каменную ограду.

Урнами были лепные горшки и кувшины, амфоры, специальные сосуды-урны и каменные аксессуарии херсонесского производства. В урны складывались также различные предметы со следами пребывания на погребальном костре. Во многих случаях урновые погребения и погребения в каменных ящиках располагались над могилами аланов

Зафиксированы также сочетания сарматского и германского обрядов в одном погребении. Почти в каждом погребении было много битой посуды со следами вторичного воздействия огня. В некоторых погребениях найдено оружие типичных для германцев видов и форм: умбоны, ручки от щитов, наконечники копий, боевые топоры, длинные ножи.

Конец сомнениям о пребывании германцев в Крыму положили исследования на горе Четырдаг возле г. Алушты, проведенные В.Л. Мыцом. Здесь обнаружено множество захоронении, совершенных по обряду трупосожжения в урнах и ямках с типично германским погребальным инвентарем.

Среди погребений выделяются могилы воинов, сопровождавшиеся ритуально испорченным оружием - мечами, наконечниками копий, ручками щита, шпорами, зооморфными фибулами.

Несмотря на то, что по археологическим данным в II1 - V вв. прослеживается процесс смешения готов и поздних сарматов (алан) с явным преимуществом аланского элемента, политическое господство готов в этой среде несомненно.

Исследователи связывают с готским объединением в Крыму так называемую "страну Дори". О такой стране пишет Прокопий Кесарийский: "Здесь же, на этом побережье, есть страна Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны..., и еще... эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях".

Среди исследователей нет единства в определении территории области Дори. Одни предполагают, что она занимала узкую полоску вдоль южного берега Крыма, большинство придерживается мнения, что страна Дори простиралась на всей территории юго-западного горного Крыма.

Название области происходит, как предполагается, от политико-административного центра, очевидно, крепости Дорос. Известно из письменных источников XIV в., что Дорос (Дори) был центром епархии Готии.

Ученые локализуют Дорос на Мансупе, где А.Г. Герценом обнаружена система укреплений времен императора Юстиниана.

Кроме того, археологами собраны на Мансупе материалы позднеримского и раннесредневекового времени, в том числе, поселения III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений, могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого времени. Это дает ученым основание предположить, что Дори был не только политическим центром, но и огромным убежищем для готского народа.

Судя по письменным сообщениям (Прокопий Кесарийский), готы были федератами империи. Это обязывало варваров, в ответ на ежегодные субсидии для вождей, выделения земельных участков из подвластных империи территорий предоставлять воинов в распоряжение властей, содействовать пограничным гарнизонам, участвовать в военных походах и т.д.

К началу XVII века относятся последние сведения о готской общине в Крыму (см. Крымско-готский язык).

 

Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею.

В 262 году нападению подверглась Фракия.В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин. В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Аврелиан вынужден оставить Дакию варварам. В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс). В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье. Для собственной защиты от кочевников, возможно, были ими возведены Змиевы валы. В последней трети IV века, при Германарихе, под давлением наступающих с востока орд гуннов готы были вынуждены покинуть Ойум и пересечь границы Римской империи.  В 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.

Кульминацией готского вторжения стал разгром императорской армии при Адрианополе в 378 году.

 

Германская народность. Готы.

rozamira.ucoz.ru