Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля. Родная земля


«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие , а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой

По произведению: «Родная земля»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

goldlit.ru

Лев Лещенко - Родная земля текст песни, слова

Край любимый, край заветный мой, Край, что я зову родной землёй, Лишь в твои просторы возвращаясь, Я знаю, что вернулся я домой! Вот опять, как в детстве, я смотрю На твою огромную зарю. И уходят прочь мои печали, И вновь я говорю, С волненьем и любовью говорю: Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна! Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна!

Как люблю, земля, твои луга, Вольных рек крутые берега! Снежною зимой и знойным летом Ты сердцу дорога! Земля моя, ты сердцу дорога! Источник teksty-pesenok.ru

Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна! Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна!

Много стран на белом свете есть, Где чудес невиданных не счесть! Много стран на свете есть, но знаю, Что счастлив только здесь! Что счастлив быть могу я только здесь!

Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна! Родная, родная, родная земля - Холмы и равнины, леса и поля! Ты доброй судьбою на счастье дана, Одна ты на свете и в сердце одна!

Текст песни добавил: Аноним

Исправить текст песни

Поделитесь текстом песни:

teksty-pesenok.ru

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля сочинения и текст



Анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Родная земля"

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля № 1

Центральная тема стихотворения «Родная земля» (1961) — тема Родины. Эпиграфом в «Род­ной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю». В нем также звучит тема родины и очерчиваются основные черты русского националь­ного характера:

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В таком контексте очень органично звучат начальные строки стихотворения, в которых снима­ется восторженное и благоговейное отношение к родной земле:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Далее тема родины развивается еще более необычно: речь идет о родной земле в буквальном смысле этого слова:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне. Земля — не­отъемлемая часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с ней после смерти:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля»

Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания. Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв. Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».

Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит. Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое. Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.

Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест. Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».

Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий. Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению. Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.

Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом. Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим. Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.

Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события. А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем. Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.

«Родная земля» А.Ахматова

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля № 2

«Родная земля» Анна Ахматова

И в мире нет людей бесслёзней,Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно — своею.

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию. Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем. Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».

Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями. Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни. Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова. И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».

«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение

Картинка Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля № 3

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины. Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет. Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда. С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении. Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах». Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею. Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной. Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку. Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

МегаШпора в соцсетях:

Послушать стихотворение Ахматовой Родная земля

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Родная земля

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

ostihe.ru

Ахматова А - Родная земля

Анна Ахматова Родная земля

И в мире нет людей бесслезней,Надменнее и проще нас.1922

В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно - своею.

1961 Ленинград

читает И.Чурикова

"Анализ стихотворения" А. Ахматовой "Родная земля".

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории.Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку.В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О ней стихи навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в течественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко!м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно –своею».Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». К. Чуковский

http://studentu-vuza.ru

www.staroeradio.ru

родная земля - это... Что такое родная земля?

  • Родная земля — «Родная землля» Тип Общественно политическая, информационная газета Рамешковского района Тверской области Издатель Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Родная земля»; Администрация Рамешковского района Главный редактор Куллина… …   Википедия

  • родная земля — • Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны. (Джон Кеннеди) …   Оригинальная словарная подборка афоризмов

  • Родная — Родная: Родная  деревня в Тотемском районе Вологодской области. Родная  деревня в Некоузском районе Ярославской области. Родная  песня группы Калинов Мост См. также Родная земля Родная кровь Родная Украина …   Википедия

  • родная сторона — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • …   Словарь синонимов

  • родная сторонка — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • …   Словарь синонимов

  • родная страна — сущ., кол во синонимов: 9 • край отцов (9) • отечество (12) • отчизна (11) • …   Словарь синонимов

  • Земля (звёздные врата) — Земля, Терра, Тау’ри Земля (Терра на Древнем, Тау ри на гоа улдском и P2X 3YZ по классификации Тау ри) – родная планета Тау ри и источник всех человеческих цивилизаций в Млечном Пути. С населением в 7 миллиардов, Земля один из наиболее густо… …   Википедия

  • ЗЕМЛЯ — ЗЕМЛЯ, и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, жен. 1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей. 2. Суша в противоположность водному… …   Толковый словарь Ожегова

  • земля — 1. Почва, грунт; площадь, участок, используемый для посевов. О степени влажности, твердости, о температуре, наличии растительности и т. п. Влажная, волглая, выжженная, вязкая, голая, грузная, загрубелая, задернелая, заклёклая (простореч.),… …   Словарь эпитетов

  • ЗЕМЛЯ — в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем). Русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого Мать Сыру Землю). «Гой еси… …   Русская история

  • dic.academic.ru

    Ахматова Анна - Родная земля. Слушать онлайн

    Анна Ахматова Родная земля

    И в мире нет людей бесслезней,Надменнее и проще нас.1922

    В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и крошимТот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно - своею.

    1961 Ленинград

    читает И.Чурикова

    "Анализ стихотворения" А. Ахматовой "Родная земля".

    Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории.Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку.В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О ней стихи навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в течественной истории свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко!м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно –своею».Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». К. Чуковский

    teatr.audio

    РОДНАЯ ЗЕМЛЯ — ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ

    Родной является для нас земля, где мы родились. Эту землю не выбирают, как не выбирают родителей. Это сокровища, подаренные Богом. Родная земля – наша малая родина, где мы впервые услышали мамину колыбельную, познали первые радости и первые слезы, первые победы и поражения… Наверное, каждый человек считает, что его город или село, где он родился и живет, — наилучший уголок земли. И это понятно, так как этот город – единственный и неповторимый. Он взлелеял тебя на своих ладонях, подарил друзей.

    .

    Ты — его частичка, его надежда. Родная земля для меня это Северо–Казахстанская область, это город Петропавловск. Родословная Петропавловска началась с основания крепости, построенной в 1752 году. Это был казачий форпост Горькой линии. Но годы идут, и город растёт. Сегодняшний Петропавловск очень преобразился: строятся новые здания, новые микрорайоны. Наш старинный город помолодел, принарядился и стал ещё более несравненным и непохожим на другие. Мой родной край – необъятен и велик. Он вскормил и вырастил легендарных личностей. Личностей, чьи имена на века останутся на страницах его истории. Каждый из них прошёл сложный и тернистый путь к успеху, но, несмотря на все препятствия, достиг непреодолимых высот. Самое большое богатство нашего край это люди. Люди, которые любят его, воспевают в стихах, гордятся им. Таким человеком поистине является Суслова Валентина Васильевна. Родилась она в селе Крещенка Сергеевского района, в 1979 году, окончила Петропавловский педагогический институт. Писать стихи начала ещё совсем школьницей. Печаталась в городской газете «Трибуна», областной — «Северный Казахстан», региональном журнале «Нива». В 1997 году вышла в свет её первая книга «Негромкое эхо». В этом поэтическом сборнике я прочитала стихотворение «Светлый наш край», которое затронуло частичку моей души. Читаешь эти строки и испытываешь чувство уже виденной когда-то картины — седина степей, многоводная река Ишим, выси деревьев, и за всем этим стоит одно — Родина. Она показана просто и ясно, без возвышенных слов и пылких заверений в любви и преданности, но этой любовью пронизано каждое слово поэтессы. Валентина Васильевна сама неповторимая и её стихи – только её. Творит она свои метафоры и сравнения, которые берёт у Земли родной, неба, природы, реки и у души своей. Девочкой она запомнила любовь и доброту к родному краю. Здесь ей грустилось и любилось. «Недаром матерью – кормилицей зовём. Мы Богом созданную землю дорогую. Здесь, словно птицы, гнезда свои вьем, Поём и плачем, любим и тоскуем» [1, с. 16] А как красиво сказано о реке Ишим. «Здесь бьется многоволнием Ишим, И этот шёпот каждый понимает… » [1, с. 16] или «Застывшей речки тоненькую нить Лёд тронул солнечными теплыми лучами… Нам всё это доверено хранить Да воспевать бессонными ночами» [1, с. 16] Василий Манзя писал, что люди, не замечающие красоту родного края, не восхищающиеся всем живущим на земле, не любующиеся человеческими лицами, не смогут понять философию утончённой души природы [2, с. 48]. Так стихотворения поэтессы совершенствуют и исцеляют душу. «О мать – земля, так хочется до слёз Родным дитём тебя до смерти слушать» [1, с. 16] В своем стихотворении она словно извиняется перед отчим краем, что ей не хватит слов, чтобы показать красоту природы. «Тут седина степей волнует так, Что высказать – не хватит всех наречий» [1, с. 16] Сборник не отложить в сторону, прочитав раз. Кто любит стихи, будет его читать, перечитывать и заучивать понравившиеся. Природа Петропавловска, его величие и красота никого не могут оставить равнодушными. Эти пейзажи всплывают в памяти даже далеко отсюда. И не знаю почему, но по этому месту скучает и тоскует сердце. Марат Айдарович Кинеев родился в 1939 году в селе Кегень Алматинской области, прожив в Северном Казахстане лишь несколько лет, он посвятил ему замечательные строки. «Я влюблен в этот край, в мир березовых колков, В ожерелье озер, в синь бездонного неба. Я влюблен в этот край и, пожалуй, надолго С ним сроднился душой, хоть здесь в детстве и не был» [2, с. 23] Учиться видеть красоту и чувствовать прекрасное надо начинать с природы родного края. В суете жизни самое главное замечать, замечать то, что тебя окружает, любоваться тем, что так дорого сердцу. В руках каждого сделать мир вокруг себя лучше, чище и добрее. А закончить мою песнь о родной земле мне бы хотелось строками Александра Юрьевича Курленя, теми словами, которые посвящены этому городу. И пусть у меня нет дара писать стихи, но я очень люблю поэзию, а ещё больше люблю поэзию о родном городе. «Я желаю тебе, нестареющий друг мой сердечный, Петропавловск — моя колыбель под счастливой звездой, Хорошеть и стоять над ишимскими водами вечно, Чтоб во все времена горожане гордились тобой!» Каждый человек это – жемчужина. И таких жемчужин в городе Петропавловске бесконечное множество, что можно создать целое жемчужное ожерелье. Я надеюсь, что тоже смогу сделать свой вклад в развитие нашего края. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить историю своего родного уголка. Я твёрдо уверена, куда бы ни забросила меня судьба в дальнейшей жизни, я буду верна своему городу, буду гордиться, тем, что я родилась и выросла в Петропавловске.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Мой мир

    kazorta.org