Город бряхимов: Калинов и Бряхимов Александра Островского — русские города на Волге

Содержание

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Место действия в пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница» выступает не только как фон, но и как действующее лицо. Образ города Бряхимова является своеобразным инструментом, который помогать раскрыть ту эпоху, которая описывается драматургом.

Вымышленный город Бряхимов – олицетворение купеческой среды. Люди, подобные Кнурову и Вожеватову, становятся одними из центральных в городе. Окружающие стремятся иметь знакомство с ними, приглашать их на обеды в собственные дома. Образы купцов обсуждаются другими персонажами пьесы.

Город Бряхимов становится местом купли-продажи. Люди похожи на кукол, жизнь которых не имеет значения. Человеческие судьбы покупаются и продаются. Мать главной героини Ларисы Харита Игнатьевна Огудалова фактически торгует своей дочерью, приглашая знатных мужчин в свой дом с целью выбрать будущего жениха Ларисы. Огудалова-старшая учит свою дочь обманывать и притворяться, чтобы выйти замуж. Главное в браке – не любовь, а знатность супруга. Таковы принципы города Бряхимова, который является обобщением современного А.Н. Островскому общества.

Мужчины не готовы жениться на бесприданнице Ларисе, так как это сильно бы попортило им репутацию. Паратов дважды обманывает девушку, думая, что это всего лишь игра. Сергей Сергеич рассчитывает на брак к богатой и знатной женщиной, а его отношения с Ларисой становятся последними холостяцкими днями, наполненные свободой, с которой Паратову вскоре, по его словам, придется прощаться. Жизненный принцип Паратова, для которого деньги, богатства и положение в обществе были основными, является главным в городе Бряхимове. Так живут почти все жители.

В Бряхимове нормальным явлением становится желание блеснуть своим положением в обществе. Поэтому Карандышев так стремится показать себя всем окружающим. Являясь достаточно бедным человеком, он приглашает на обед знатных и богатых людей, которые насмехаются над теми блюдами и напитками, которые подает тетка Карандышева, желающая сэкономить и сберечь припасы.

Лариса соглашается на брак с Карандышевым по одной причине: она устала от постоянных разговорах о ее свадьбе. Огудалова-младшая мечтает о тихой свадьбе и спокойной жизни в деревне. Однако ни ее жених, ни ее мать не понимают этого. Шикарная и роскошная свадьба – вот к чему привыкли жители города Бряхимова. Карандышев и Харита Игнатьевна рассчитывают, что свадьба будет богата и роскошна, несмотря на то что Карандышев беден, а Лариса – бесприданница.

Город Бряхимов – олицетворение жестоких нравов, где человек становится настоящей вещью, которую можно купить, подарить, оставить. Главная героиня не может смириться с таким положением дел, она отличается от всего окружающего ее общества. Трагедия Ларисы Огудаловой заключается в том, что она не жила по принципам города, а хотела испытывать искренние чувства. А.Н. Островский показывает, что в таких условиях нравственно чистые люди просто не могли существовать.


Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сергея Сергеича Паратова в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Образ Робинзона в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Женские образы в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Мать и дочь в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Вичугские прототипы «Бесприданницы» Островского.

    Часть 1. Кинешма.: valuh — LiveJournal

    «Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге» — так начинает свою пьесу драматург Островский.

    Откуда взялось это странное название – Бряхимов?

    В 1871 году, за несколько лет до написания пьесы, была издана книга И.В. Шишкина «История города Елабуги», в котором рассказывается о древнем булгарском городе Бряхимове, точное месторасположение которого было неизвестно. Как писал Шишков: «Татищев указывает Бряхимов на устье реки Суры, где ныне стоит город Василь-Сурск; Голиков указывает на Болгары; Мальгин полагает, что Бряхимов стоял на том месте, где ныне Нижний-Новгород».

    Но сам Шишков придерживался версии, что город Бряхимов располагался на Каме на месте Чёртова городища, находившегося в версте от города Елабуги.

    Таким образом, назвав город Бряхимовым, Островский, с одной стороны мог подчеркнуть неопределённость места, где разыгрывалась пьеса. А с другой, наоборот, у него могла возникнуть ассоциация с конкретным городом, а именно с Кинешмой.

    Дело в том, что во времена Островского было расхожим местом называть соседний с Кинешмой фабричный Вичугский край чёртовым углом, а так как, забегая вперёд, в основе пьесы (как мы постараемся показать) лежала мутная история с вичугскими фабрикантами Коноваловыми, то Бряхимов, ставший Чертовым городищем, напоминал об уездном городе Кинешме, где к тому времени стали доминировать купцы из чёртова угла…

    Впрочем, что Бряхимов – это Кинешма, – версия давно устоявшаяся и наиболее популярная. Не случайно фильм «Бесприданница» (1936) режиссера Якова Протазанова снимался в Кинешме.

    Но есть и другие версии. Костромичи считают, что дело происходило в их городе. И главный их аргумент, это то, что в пьесе Островского фигурирует трактир «Париж», а в Костроме в те годы была гостиница «Лондон».

    А Эльдар Рязанов в своём послесловии к «Жестокому романсу» написал: «Выдуманный город Бряхимов характеризуется самим автором как большой город на Волге. Значит, для прообраза, прототипа надо брать Ярославль или Нижний Новгород, который был тогда третьим городом Российской империи».

    Но Нижний Новгород можно сразу отбросить благодаря следующему диалогу, из которого ясно, что Бряхимов не Нижний:

    «Паратов. А вот мы с ним в Нижнем на ярмарке дел наделаем.

    Робинзон. Ещё поеду ли я, спросить надо».

    В Бряхимове, как указал Островский, городской бульвар расположен на высоком берегу Волги. Диалог героев пьесы это подтверждает:

    «Лариса. У меня нервы расстроены. Я сейчас с этой скамейки вниз смотрела, и у меня закружилась голова. Тут можно очень ушибиться?

    Карандышев. Ушибиться! Тут верная смерть: внизу мощено камнем. Да, впрочем, тут так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь до земли».

    А теперь посмотрим на рисунки Костромы и Кинешмы, написанные в 1855 году А. Кореоновым.

    Очевидно, что из этих двух городов упомянутый диалог Ларисы и Карандышева мог состояться только в Кинешме.

    Городской бульвар на высоком берегу Волги можно встретить также и в Ярославле. Поэтому возникает вопрос, нет ли ещё какого свидетельства в пьесе, которое однозначно говорило бы, что речь идёт о Кинешме, а не о Костроме или Ярославле.

    И действительно, такой факт, до сего момента никем незамеченный, нашёлся!

    Прежде всего, давайте вспомним, как Островский из Москвы добирался в Кинешму и далее в своё имение Щелыково. С 1871 года, когда проложена железная дорога до Кинешмы, всё было просто: на поезде до Кинешмы, далее паром и 15 вёрст на лошадях по Галичскому тракту. А с 1862 по 1870 годы маршрут был иным: на поезде до Нижнего Новгорода, а оттуда на пароходе до Кинешмы. На обратном пути в Москву Островский, соответственно, садился в Кинешме на рейсовый пароход до Нижнего.

    А что делают пассажиры на берегу, ожидая свой пароход? Правильно, высматривают, когда он появится на реке. Это делал, можно предположить, и Островский.

    А теперь посмотрим вот на эту лоцманскую карту.

    На ней выше Кинешмы виден остров, который огибает фарватер.

    Этот остров виден и на фотографиях С.М. Прокудина-Горского (1910 г.):

    На второй фотографии – вид, который открывается со стороны городского бульвара. Когда сверху шёл пароход – он как бы появлялся из-за острова, огибая его. А так как остров – это просто песчаная отмель, то судно можно увидеть даже за островом на расстоянии до 7,5 км (далее начинается изгиб Волги).

    Итак, пассажиры (в том числе, Островский) высматривая пароход, идущий от Ярославля или Костромы, способны его увидеть за 7 вёрст (=7,5 км) и он для них будет появляться из-за острова.

    А теперь обратимся к пьесе Островского:

    «Иван. Василий Данилыч, да вон ещё пароход бежит сверху.

    Вожеватов. Мало ль их по Волге бегает.

    Иван. Это Сергей Сергеич едут.

    Вожеватов. Ты думаешь?

    Иван. Да похоже, что они-с… Кожухи-то на «Ласточке» больно приметны.

    Вожеватов. Разберёшь ты кожухи за семь верст!

    Иван. За десять разобрать можно-с… Да и ходко идёт, сейчас видно, что с хозяином.

    Вожеватов. А далеко?

    Иван. Из-за острова вышел. Так и выстилает, так и выстилает».

    Таким образом, Островский под именем Бряхимов однозначно зашифровал Кинешму.

    Но до сего момента исследователи главным аргументом в пользу того, что дело было в Кинешме, приводили тот факт, что в это время А.Н. Островский был почётным мировым судьёй Кинешемского уезда. И что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу неким громким уголовным делом, в котором был замешан фабрикант Коновалов.

    Но, во-первых, если дело было громкое, то о нём знали все, и должность почетного мирового судьи здесь ни при чём. Во-вторых, почётные мировые судьи, как правило, вообще не рассматривали уголовные дела.

    Откуда вообще взялся слух об уголовном деле и Коновалове?

    В 1976 году была издана (а в 1982 году переиздана) книга Лакшина В.Я. «Александр Николаевич Островский», в которой можно прочитать следующие строки:

    «В этом суде Островский был своим человеком – всех знал, все его знали. Дело об убийстве мужем из ревности своей молодой жены прогремело на весь уезд. За кулисами этого скандального дела стоял Иван Александрович Коновалов – прототип Кнурова, волжский миллионщик, содержавший целый гарем и известный своей развратной жизнью. (Передавая мне эти подробности, старый кинешемец Николай Павлович Смирнов рассказывал, что его соученик по гимназии, будущий писатель Дмитрий Фурманов намеревался одно время писать роман о Коновалове «По следам «Бесприданницы».)».

    Таким образом, источником был известный писатель Николай Павлович Смирнов (1898-1978). И понятно, что он, родившийся через 30 лет после написания «Бесприданницы», в 1970-е годы мог сообщить только ничем не подтверждённые слухи, смутно сохранившиеся в голове у 70-летнего старика.

    Более любопытен факт, что Дмитрий Фурманов, который, как известно, с 1909 по 1912 гг. учился в Кинешемском реальном училище имени И.А. Коновалова, хотел написать роман о Коновалове под названием «По следам «Бесприданницы». Не исключено, что у Фурманова была несколько иная трактовка событий, которые могли лечь в основу пьесы Островского.

    Где смотреть и транслировать Жестокий роман бесплатно онлайн

      • Главная
      • Где смотреть

    Где сейчас лучше всего смотреть и транслировать «Жестокий роман»? Читай дальше что бы узнать!

    По
    Команда Эпикстим

    В ролях: Алиса Фрейндлих
    Лариса Гузеева
    Никита Михалков
    Андрей Мягков
    Алексей Петренко

    Жанры:
    Драма

    Романтика

    Режиссер: Эльдар Рязанов

    Дата выхода: 06. 06.1984

    В городе Бряхимове знатная, но бедная вдова Харита Игнатьевна Огудалова пытается выдать замуж трех своих дочерей. Она поддерживает «день открытых дверей», надеясь привлечь джентльменов, достаточно состоятельных, чтобы жениться на девушке без приданого по любви.

    Есть ли «Жестокий роман» на Netflix?

    Нетфликс

    9,99 $

    Зарегистрироваться

    К сожалению, «Жестокий роман» не доступен на Netflix. Но вы не ошибетесь с тем, что до сих пор считается самым популярным потоковым сервисом. За 9 долларов0,99 в месяц Basic, 15,99 $ Standard или 19,99 $ Premium, вы можете наслаждаться огромным количеством телешоу, документальных фильмов, детского контента и многого другого.

    Реклама

    «Жестокий роман» есть на Hulu?

    Хулу

    6,99 $

    Зарегистрироваться

    На Хулу их тоже нет! Но цены на этот потоковый сервис в настоящее время начинаются с 6,99 долларов в месяц или 69,99 долларов за весь год. Для версии без рекламы это 12,99 долларов в месяц, 64,99 долларов в месяц для Hulu + Live TV или 70,9 долларов.9 для Hulu + Live TV без рекламы.

    Жестокий роман на Disney Plus?

    Дисней Плюс

    8 $

    Зарегистрироваться

    К сожалению, «Жестокий роман» не транслируется на Disney Plus. С Disney + вы можете выбирать из широкого спектра шоу от Marvel, Star Wars, Disney +, Pixar, ESPN и National Geographic на потоковой платформе по цене 7,99 долларов в месяц или 79,99 долларов в год.

    Реклама

    «Жестокий роман» выходит на HBO Max?

    ГБО макс.

    14,99 $

    Зарегистрироваться

    Вы не найдете «Жестокий романс» на HBO Max. Но если вы все еще заинтересованы в услуге, это 14,99 долларов в месяц, что дает вам полный доступ ко всему хранилищу, а также без рекламы или 9,99 долларов в месяц с рекламой. Тем не менее, годовые версии для обоих дешевле: план без рекламы стоит 150 долларов, а план с поддержкой рекламы — 100 долларов.

    Есть ли «Жестокий роман» на Amazon Prime Video?

    Амазон Прайм Видео

    14,99 $

    Зарегистрироваться

    На данный момент «Жестокий роман» недоступен для бесплатного просмотра на Amazon Prime Video. Вы по-прежнему можете покупать или брать напрокат другие фильмы через их сервис.

    Реклама

    Жестокий романс о Павлине?

    Павлин

    4,99 $

    Зарегистрироваться

    «Жестокий романс» не появился в потоковой библиотеке Peacock. У Пикока есть много других шоу и фильмов всего за 4,9 доллара.9 в месяц или 49,99 долларов в год для премиум-аккаунта.

    «Жестокий роман» есть на Paramount Plus?

    Парамаунт Плюс

    4,99 $

    Зарегистрироваться

    «Жестокий романс» не доступен на Paramount Plus. У Paramount Plus есть два варианта подписки: базовая версия услуги Paramount + Essential с поддержкой рекламы стоит 4,99 доллара в месяц, а премиум-план без рекламы — 9,99 доллара в месяц.

    Реклама

    Есть ли «Жестокий роман» на Apple TV Plus?

    Apple TV Plus

    4,99 $

    Зарегистрироваться

    «Жестокий романс» сейчас недоступен на Apple TV+, извините! А пока вы можете смотреть шоу с самым высоким рейтингом, такие как Ted Lasso, на Apple TV по подписке стоимостью 4,99 доллара в месяц.

    Жестокий романс на чили?

    Чили

    2,49 $

    Зарегистрироваться

    Нет игральных костей. К сожалению, «Жестокий роман» еще не появился на потоковом сервисе Chili.

    Реклама

    Жестокий романс сейчас недоступен для потоковой передачи.

    Хотите найти, где можно посмотреть другой фильм или сериал? Возьмите
    посмотри на наш
    где смотреть страницу поиска
    узнайте, где вы можете смотреть и транслировать тысячи фильмов и телепередач
    сериал онлайн бесплатно.

    Актив 2

    Этот продукт использует API TMDB, но не одобрен и не сертифицирован
    по ТМДБ.

    Epicstream поддерживается своей аудиторией. Когда вы покупаете
    по ссылкам на нашем сайте мы можем получать партнерскую комиссию.

    Учить больше.

    Ищете конкретные продукты? Посещать
    Stockinformer.co.uk/stockinformer.com.

    Реклама

    Последние новости

    Рекомендуем для вас

    Где смотреть

    Где смотреть и транслировать La Casa de Papel бесплатно онлайн

    Неверная дата

    Где смотреть

    Где смотреть и транслировать La Casa de Papel Сезон 3 бесплатно онлайн

    Неверная дата

    Резюме «Приданое» ❤️ | Эссе

    Пьеса Островского «Приданое» написана в 1874 – 1878 годах. Премьера пьесы состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким образцом психологического реализма в русской литературе. В «Приданом» Островский выдвинул на первый план конфликт между миром материальным, миром денег, и миром духовным, миром любви. Ведущей темой спектакля является тема «маленьких людей».

    Предлагаем прочитать краткое содержание «Невесты» о действиях, совершенных учителем русской словесности.

    Главные герои

    Лариса Дмитриевна – Жених, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.

    Сергей Сергеевич Паратов – «блестящий джентльмен от судовладельцев, 30 лет», расчетливый человек, которого Лариса безответно любила.

    Юлий Капитоныч Карандышев – «молодой человек, бедный чиновник»,

    мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, невеста Ларисы, которая в конце работы застрелила девушку.

    Другие персонажи

    Василий Данилыч Вожеватов – «Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой компании», для которого деньги важнее всего в жизни, знаком с Ларисой с юных лет.

    Мокий Пармевич Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с огромным состоянием», женатый мужчина, желающий стать «другом» — покровителем Ларисы.

    Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «развлекаться», необходимые средства выпрашивает у дочери женихов.

    Робинзон — актер, приехавший с Паратовым.

    Гаврило — «хранитель кофе на бульваре».

    Иван — «слуга в кофейне».

    Краткое содержание
    Действие первое
    Феномен 1

    Действие спектакля происходит в большом городе Бряхимов на Волге. Действие начинается на Городском бульваре возле кофейни.

    Феномен 2

    Вожеватов сообщает Кнурову, что собирался купить у Паратова пароход под названием «Ласточка», но Сергея Сергеевича все не дождется. Гаврило уверяет Василия Данилыча, что Паратов обязательно приедет, так как лучшее в городе уже приготовлено для него.

    Вожеватов успевает раздать им шампанское в чайных сервизах и «к чаю» сообщает Кнурову, что известная в городе красавица Лариса Дмитриевна замужем за Карандышевым. Кнуров удивился, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как пережила прошлогоднюю страсть к Паратову, который, перебив всех женихов, не знал, куда пропал. После него были приглашены «старичок с подагрой», вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассирша, устроившая им дома скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет замуж за первого посватавшегося. Долгое время Карандышев, находившийся в их доме, «и здесь, как здесь» с предложением и теперь «счастлив, блестит, как апельсин». Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она «

    Феномен 3

    К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с мамой. За чаем очень важный Карандышев на равных подходит к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устроен для Ларисы.

    Феномен 4

    Оставшись наедине с Ларисой Дмитриевной, Карандышев во время разговора с Вожеватовым обвиняет девушку в чрезмерной вольности. Дом Огудаловых мужчина называет «цыганским табором», чем доводит девушку до слез.

    Лариса говорит, что в их «таборе» были и знатные люди — например, Сергей Сергеевич Паратов. Карандышев, с неприязнью относящийся к Паратову, спрашивает его, чем он хуже Сергея Сергеевича. Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов — «идеал мужчины». Внезапно выстрел из пушки. Лариса Дмитриевна пугается и просит увести ее.

    Явления 5 – 6

    Год Паратова не было в городе. Сергей Сергеевич прибыл в сопровождении Робинзона – провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который высадились Аркадий с другом после того, как устроили дебош на пароходе. Кнурова интересует, жалко ли Сергею Сергеевичу «Ласточек». Паратов ответил: «Что такое «жаль», «я этого не знаю», «прибыль найду, продам все, что угодно», и тут же сказал мне, что скоро женится на очень богатой девушке, которая получает в приданое золотую жилу. А потому перед свадьбой хочется развлечься.

    Феномен 7

    Вожеватов договаривается с Гаврилой, что вечером совершает прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что Карандышев пригласил их приехать к ним вечером.

    Вторая акция
    Феномен 1

    Дом Огудалова, главная примета интерьера — пианино, на котором лежит гитара.

    Феномен 2

    Кнуров приходит к Огудаловой. Мокий Пармевич, узнав, что Карандышев беден, выражает свое возмущение предстоящей женитьбой. По словам Кнурова, в Ларисе нет «земного», «будничного», она создана «для блеска». Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг», и он ничего для девушки не пожалеет. Уходя, Кнуров приказывает Огудаловой заказать дочери хороший свадебный «гардероб» и отправляет ему счета.

    Феномен 3

    Лариса говорит маме, что хочет поскорее уехать в деревню, «пусть там будет дико и глухо и холодно, для меня, после пережитой здесь жизни, каждый тихий уголок покажется рай.» Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без надобности», но инструмент расстраивается. Увидев из окна цыгана Илью, девушка заветила его в дом.

    Феномен 4

    Илья сообщает, что прибыл господин, которого ждали целый год.

    Феномен 5

    Огудалова переживает, что жениха не «упустили», торопясь со свадьбой. Лариса также отвечает, что она достаточно унижена.

    Феномен 6

    Карандышев подходит к женщинам. Лариса спрашивает, когда они поедут в деревню, но Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как хочет, как сказал Огудалов, «попрыгать».

    Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь тем, что по городу ходят только слухи о приезде барина – Сергея Сергеевича Паратова. В испуге Лариса сразу же просится в деревню. В это время к Огудалову подошел сам Паратов.

    Феномен 7

    Паратов принимает Огудалову, ведет себя с ней шутливо, серьезно. Мужчина говорит, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а сейчас он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалов звонит Ларисе.

    Феномен 8

    Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «бабы» — «ничто твое имя». Обиженная девушка признается, что до сих пор любит Сергея Сергеевича, а замуж ей приходится выходить от безысходности. Удовлетворенный своей гордостью, Паратов говорит, что теперь «в жизни я сохраню самое приятное воспоминание о тебе, и мы расстанемся, как лучшие друзья».

    Феномен 9

    К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларису, и они ссорятся. Огудалова просит извинений и заставляет зятя пригласить Сергея Сергеевича на ужин.

    Феномен 10

    К Огудаловой приходят Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина.

    Феномен 11

    Паратов, который очень не любил Карандышева, собирается «посмеяться» над мужчиной во время обеда.

    Акция третья
    Феномен 1

    Кабинет Карандышева, обставленный «с претензиями, но без вкуса». На одной из стен «висит ковер, на котором висят руки».

    Феномен 2

    Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда бежать от позора. Карандышев думает, что всех удивил роскошью, а гостей специально – ради забавы его спаять.

    Феномен 3

    Тетя Карандышева жалуется женщинам на потери от обеда, а потом зовет их к себе. В кабинет входят Паратов, Кнуров и Вожеватов.

    Явления 4 – 5

    Кнуров жалуется на ужасную еду и вино. Мужчины смеются над глупостью барина, который выпил первым. Подпоить удалось благодаря беспорядочному напитку Робинзона.

    Феномен 6

    Карандышев с сигарой входит в кабинет. Он не замечает, что мужчины над ним смеются.

    Феномены 7 -8

    Вошедшая Огудалова пытается сделать Карандышеву замечание, но тот отвечает, что сегодня он счастлив и торжествует. Паратов предлагает выпить на брудершафт, а Юлий Капитоныч идет за коньяком.

    Явления 9 – 10

    Паратов, Кнуров и Вожеватов едут на прогулку на пароходе.

    Феномен 11

    Паратов просит Ларису что-нибудь спеть. Карандышев пытается ей запретить, это возмущает девушку. Лариса с аккомпанирующим ей цыганом Ильей поют «Не искушай». Все восхищаются пением девушки. Карандышев идет за шампанским – выпить за здоровье Ларисы.

    Феномен 12

    Один Паратов говорит Ларисе, что она сокровище и он виноват перед ней в том, что променял его на другое. Сергей Сергеевич уговаривает девушку поехать с компанией прокатиться на Волге. Лариса соглашается, называя Паратова своим «хозяином».

    Феномен 13

    Все пьют шампанское за Ларису Дмитриевну. Карандышев произносит тост, называя самое главное достоинство девушки – умение «ценить и выбирать людей», ведь она выбрала среди всех поклонников именно его. Карандышева отправляется за вином. В это время мужчины собираются и, взяв с собой Ларису, уходят.

    Феномен 14

    Вернувшись, Карандышев удивился, куда делась Лариса. Иван сообщает ему, что девушка поехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев в отчаянии: «Я смешон — ну смейтесь надо мной, смейтесь себе в глаза! Приходи ко мне на обед, пей мое вино и ругайся, смейся надо мной — я того стою». Но разбить грудь смешного человека, вырвать у него сердце, бросить под ноги и растоптать его! Страшно мстить, мужчина хватает со стола пистолет и убегает.

    Шаг четвертый
    Феномен 1 – 2

    Карандышев с ружьем приходит в кофейню, где в это время находится Робинзон и пытается узнать у актера, куда пропали его друзья. Однако Робинзон делает вид, что не знает их.

    Феномен 3 – 5

    Вернувшиеся с пикника Кноров и Вожеватов сочувствуют Ларисе – мужчины понимают, что Сергей Сергеевич не откажется от выгодного брака ради девушки, и после инцидента Лариса скомпрометирована.

    Феномен 6

    Кнуров считает, что в сложившейся ситуации они обязаны принять участие в его судьбе. Во избежание соперничества мужчины бросают монетку, а с Ларисой Дмитриевной идут капли Кнурова.

    Феномен 7

    Паратов благодарит Ларису за то, что она пошла с ними на пикник. Девушка просит ответить ей: она теперь его жена или нет? Сергей Сергеевич отвечает, что помолвлен и не может разбить свою невесту. Мужчина уверяет девушку, что жених в любом случае примет ее обратно.

    Феномен 8

    Паратов поручает Робинзону отвезти девушку домой и пройти в столовую. Лариса просит помощи у Вожеватова, но он избегает оставлять девушку с Кнуровым. Мокий Пармевич предлагает Ларисе поехать с ним в Париж и получить полное обеспечение для жизни. Лариса не ответила.

    Феномен 9

    Оставшись одна, Лариса хочет броситься в море, но не решается покончить жизнь самоубийством.

    Феномен 10 – 11

    Робинзон ведет к Ларисе Карандышевой. Мужчина считает, что он должен быть защитником девушки. Лариса говорит Карандышеву, что его покровительство для нее — самое серьезное оскорбление. Мужчина упрекает ее в неприхотливости, рассказывая, что Кнуров и Вожеватов сыграли ее «в бросок» и вообще относятся к ней как к вещи. Лариса согласилась, что она вещь, но «слишком дорогая вещь» для Карандышева – «если быть вещью, так одно дело, комфорт должен быть дорогим, очень дорогим».

    Лариса просит позвать к ней Кнурова. Карандышев пытается уговорить ее уйти с ним, но девушка объясняет, что уже поздно и она никогда не будет его. Со словами «Так не ебись никому» Карандышев стреляет в Ларису из пистолета.