Содержание
Последний год жизни А. С. Пушкина – в фонде Президентской библиотеки
К Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), отмечаемому 10 февраля, Президентская библиотека представляет книги, раскрывающие всё драматическое напряжение последнего года жизни величайшего русского поэта, подводящее его к неминуемой гибели.
1836-й был самым тяжёлым годом в жизни Пушкина. В электронной копии журнала «Русская старина» (Г. 11 1880, т. 28, [кн. 6], июнь) есть глава, подробно рассматривающая сумму сложных обстоятельств, отяготивших до предела жизнь поэта.
Нарастали как снежный ком огромные денежные долги семьи Пушкиных: ребятишек было уже четверо… Детская находилась за дверью кабинета, и даже работая, Александр Сергеевич слышал возню и весёлые крики «Гришки, Сашки, Машки и Наташки». На содержание детей требовались всё новые денежные траты, а поэт писал, сидя в «вольтеровском» кресле, купленном в долг.
В газетах и журналах того времени активизировались литературные враги и завистники поэта. Булгарин и Сенковский, издатели «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», печатали двусмысленные рецензии на произведения поэта, констатируя «закат» его таланта: Пушкин, мол, «исписался».
В самый день Пасхи, 29 марта, умерла его мать. Отношения Надежды Осиповны с сыном всегда были сложными, недопонимание с её стороны живого нестандартного ребёнка сильно омрачало детство последнего. И, может быть, именно по причине нераскрытой любви друг к другу сын так трагически воспринял уход матери. Александр Сергеевич сам отвёз её тело из столицы в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же и себе выбрал место для могилы рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.
На этом окрашенном в мрачные тона фоне особенно поражает мужество Пушкина, взявшегося издавать и редактировать задуманный им журнал. «Первый том «Современника», вышедший в апреле 1836 года, – читаем в электронной копии «Русской старины», – возбудил много толков в читающей публике: большинство, под обаянием имени издателя, восхищались безусловно каждою статьёю; меньшинство, состоявшее, однако, из людей образованных, знакомых с иностранными revues, отзывалось о «Современнике» далеко не сочувственно. Расчёт гениального поэта, не обладавшего талантами сметливого издателя, оказался ошибочен: вместо чаемых выгод, он в первый (и последний) год издания понёс значительные убытки».
Тем не менее лето семья Пушкиных провела на даче на «дорогом» Каменном острове, возвратившись на Мойку, 12, лишь в октябре. Дома Пушкина ждало приглашение в Царское Село на 19 октября – традиционную лицейскую годовщину. «Пушкин приготовлял к этому дню обычное стихотворение, но не успел его окончить, – читаем на электронных страницах «Русской старины». – Явясь на праздник, он извинился перед товарищами, что прочтёт им пиесу, не вполне доконченную; развернул лист бумаги… все смолкло… он начал: «Была пора: наш праздник молодой / Сиял, шумел и розами венчался…».
И вдруг слёзы покатились из его глаз; голос пресёкся. Он положил бумагу на стол и отошёл в угол комнаты, сел на диван. Другой товарищ прочитал за Пушкина его последнюю «Лицейскую годовщину».
В том же нелёгком для Пушкина году лучшие художники России просили поэта позировать им для создания портрета, однако он чаще отказывал. «Причина в том, что Пушкин не любил своей внешности: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности», – писал он жене из Москвы в 1836 году. Он часто повторял о себе вслед за няней: «Хорош никогда не был, а молод был», – подробнее разобраться в этом вопросе и восхититься иконографией помогает электронная копия альбома «Пушкин и его друзья. Портреты и рисунки» 1937 года выпуска со вступительной статьей И. С. Зильберштейна.
4 ноября 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев», – намёк на неверность жены. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дальнейшее хорошо известно.
10 февраля Александра Сергеевича Пушкина не стало. «В одну минуту, – пишет Василий Покровский в книге 1905 года «Александр Сергеевич Пушкин», хранящейся в электронном фонде Президентской библиотеки, – погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Россия лишилась своего любимого национального поэта».
Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», – были его последние слова.
Расписание теплохода Александр Пушкин в навигацию 2023 год. Цены кают, описание, скидки на путевки
- Туры в Петербург
- Речные круизы
- Туры по России
- Для школьников
- Корпоратив
- Загородный отдых
☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
- Описание теплохода Александр Пушкин
- Фотографии теплохода
Большой четырехпалубный теплоход, каюты со всеми удобствами, просторные палубы
Скидки раннего бронирования на круизы 2023 года (до 30 декабря):
- 10%: на рейсы теплохода «Виссарион Белинский».
- 9%: на рейсы теплохода «Семён Будённый».
- 8%: на рейсы теплоходов нового класса «Водоход.Лайт» — «Константин Федин» и «Кронштадт».
- 7%: на рейсы остальных теплоходов, и экспедиционные круизы по Енисею, за исключением рейсов с уменьшенным размером скидки раннего бронирования.
- Уменьшенная скидка от 3% до 9% на некоторые популярные рейсы
Расписание теплохода на 2023 год:
Отпр. | Приб. | Дни | Описание круиза и стоимость кают | Дней | |
---|---|---|---|---|---|
Апрель | |||||
28.04 | 08.05 | пт-пн | Н. Новгород — Свияжск — Казань — Уфа (2 дня) — Елабуга — Н.Новгород | 11 | |
Май | |||||
09.05 | 19.05 | вт-пт | Н.Новгород — Свияжск — Казань — Уфа (2 дня) — Елабуга — Н.Новгород | 11 | |
20.05 | 23.05 | сб-вт | Н.Новгород — Чкаловск — Кинешма — Плёс — Рыбинск — Москва | 6 | |
24. 05 | 06.06 | ср-вт | Москва — Кижи — Соловки — Петрозаводск — Москва | 14 | |
Июнь | |||||
07.06 | 19.06 | ср-пн | Москва — Кижи — Соловки — Петрозаводск — Петербург | 13 | |
19.06 | 30.06 | пн-пт | Петербург — Кижи — Соловецкие острова (2 дня) — Валаам — Петербург | 12 | |
30. 06 | 12.07 | пт-ср | Петербург — Петрозаводск — Соловки (2 дня) — Кижи — Углич — Москва | 13 | |
Июль | |||||
13.07 | 25.07 | чт-вт | Москва — Кижи — Соловки (2 дня) — Петрозаводск — Петербург | 13 | |
25.07 | 05.08 | вт-сб | Петербург — Кижи — Соловки (2 дня) — Валаам — Петербург | 12 | |
Август | |||||
05. 08 | 17.08 | сб-чт | Петербург — Петрозаводск — Соловки (2 дня) — Углич — Москва | 13 | |
18.08 | 30.08 | пт-ср | Москва — Соловецкие острова — Санкт-Петербург | 13 | |
30.08 | 11.08 | ср-пт | Петербург — Петрозаводск — Соловки (2 дня) — Кижи — Москва | 13 |
© 2009-2022 Туристическая компания Арина.
Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России
Войти
Вверх
В 1817 году, менее чем через два года после окончания школы и теперь работает Пушкин писал с непривычной ясностью и прямотой. Его Все в Пушкине было сделано так, чтобы его вряд ли можно было не заметить. Куратор Майка Филлипса для Британской библиотеки Далее — ‘Пушкин в ссылке — кавказский пленник’
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русская литература полна имперской идеологии
Анализ
Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо.
Портрет Александра Пушкина.
Портрет А. С. Пушкина. Художественная библиотека Бриджмена
Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, 19русский поэт X века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.
Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.
А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.
Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.
Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.
А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.
Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — « Мцыри » или « Послушник », написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом мальчиком в плен русским офицером. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: Гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В Уланша , раннее непристойное стихотворение Лермонтова, он повествует о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. Другое стихотворение, Кавказец (« Кавказец »), намекает на то, что настоящие кавказцы — не туземцы, а русские солдаты, завоевавшие этот регион в начале 19 века, точно так же, как советские солдаты, посланные для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».
Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониалистскую российскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьми Полтава , поэма Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточал контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). ). Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века о сохранении автономии казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «прольет кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, как предлагает стихотворение, как «друзей старых и кровавых времен».
Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях.
То же самое сообщение вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь — украинец по происхождению — сменил свою идентичность на русскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на то, чтобы доказать, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными.
Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части отжившего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся — поборете («Борись, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения Кавказ («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против России. имперская власть. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от людских страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это образ 9.0090 pkrytka — по-украински «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма Мария («Мария») проводит параллель между украинкой покровкой , вынашивающей внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокой, страдающей матерью. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на лермонтовскую поэтизацию изнасилования, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.
Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри , это сопереживание есть романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и подчинении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.
Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая линия. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.
Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы XIX века как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе Бесы, Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.
Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.
Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1990-х годах, спровоцировала искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х, вторглась в Грузию в 2008 году и вторглась на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих классиках русской литературы и взглядах их авторов. к колониям и завоеваниям империи. Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.версия XX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию XIX века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.
Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой. война имперского завоевания, как я пишу.
Итак, если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтова, и Достоевский.
Владимир Ермоленко — философ, главный редактор UkraineWorld, директор по аналитике «Интерньюс Украина», ведущий подкаста «Объясняя Украину ». Твиттер: @yermolenko_v
Метки:
Культура,
Россия,
Украина,
Война
Еще из Foreign Policy
Сенатор Чак Шумер и Джо Байден смеются во время Национального молитвенного завтрака в отеле Washington Hilton 7 февраля 2013 года в Вашингтоне.
Соединенные Штаты не могли перестать быть глупыми, если бы захотели
Для Вашингтона самоограничение всегда будет противоречием в терминах.
Здание МИД России
Российская армия готовится к новой атаке
Многие проблемы из первоначального проекта были решены.
Президента Китая Си Цзиньпина приветствует наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман во дворце Ямама в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 8 декабря.
Почему саудовцы не хотят поворачиваться к Китаю
Для таких саудовцев, как я, ничто не может быть более обескураживающим, чем развод с Соединенными Штатами.
Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого выступает после голосования на избирательном участке бывшего Министерства иностранных дел в Малабо во время президентских, законодательных и муниципальных выборов в Экваториальной Гвинее 20 ноября 2022 года.