Реформы андрея боголюбского: Боголюбский Андрей | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1111(?)-1174) — сын великого князя Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха; князь вышгородский, дорогобужский, великий князь владимирский.

Свое прозвище «Боголюбский» получил благодаря тому, что дал указ основать г. Боголюбый на р. Нерли.

Андрей Боголюбский является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена его правления столица государства была перенесена из Киева во Владимир, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.

В 18-м в. был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. — поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных набегов кочевников.

Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева. А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города. Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.

Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.

Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось. Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.

Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей — Новгород, Киев — с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

Итоги правления Андрея Боголюбского

По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра — Владимира.

Захват Киева князем Андреем Боголюбским — взятие Киева в 1169

Захват Киева Андреем Боголюбским в 1169 году считается одним из важнейших внешнеполитических решений великого Владимирского князя. В начале XII века Киев можно было назвать «яблоком раздора», которое манило властолюбивых правителей, мечтающих обогатить собственные владения. Сын Юрия Долгорукого, напротив, преследовал иные цели. Именно благодаря точным расстановкам возможностей, имеющихся планов и договоренностей он смог взять столь важный на мировой арене центр под свое влияние.

Андрей Боголюбский как великий Суздальский князь

После смерти Юрия Долгорукого титул великого князя был получен его сыном, Андреем Юрьевичем. Однако он не поехал в Киев, а остался в Суздале с желанием сотворить из этого города княжество, наполненное богатствами и набожным убранством. Молодой правитель за считанные годы добился немаловажных успехов в укреплении новой столицы, в чем ему помогли православные взгляды, присущие его деду, Владимиру Мономаху.

«Андрея можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоянные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».

Важно! Суздальского князя не интересовали только внутриполитические действия. Андрея Боголюбского принято считать первым правителем, который задумался установить на Руси так называемое единодержавие (государственное единовластие), чтобы положить конец усобицам на русских землях.

Таким образом, Андрей Юрьевич пришел к тому, что:

  1. не делился властью в Суздале с младшими братьями;
  2. отстранил от государственно важных постов некогда приближенных к его отцу бояр;
  3. не советовался в принятии многих политических решений с дружинниками;
  4. задумывался о подчинении других князей и их территорий.

Мстислав Изяславич как беспринципный Киевский князь

Андрей Боголюбский в 1169 году принимал на суздальских землях посольства из 50 русских городов, жители которых подавали жалобы на Мстислава Изяславича, правившего в то время в Киеве. Жестокими поступками и варварским поведением он не только лишался уважения народа, но и наживал множество врагов в лице правителей других княжеств.

Однако, предпринять поход против Киевского князя Андрей Юрьевич решил только после того, как на новгородский престол назначили Романа Мстиславича, сына Изяславича, поскольку данное решение не было согласовано с высокопоставленными чинами сторонних государств бескрайней Руси.

Причины похода на Киев

Можно выделить пять основных причин, которые привели к захвату Боголюбским Киева:

  1. Мстислав Изяславич не по праву занял Киевский престол и впоследствии без согласия правителей других княжеств посадил в Новгороде князем своего отпрыска, Романа Мстиславича.
  2. Конфликт Мстислава с Владимиром Андреевичем, сыном Андрея Юрьевича, из-за пограничных владений.
  3. Грабительские налеты Киевского князя на половцев;
  4. Игнорирование Изяславичем общепринятых на Руси традиций и его жестокость по отношению к русскому народу и влиянию высокопоставленных чинов иных княжеств.
  5. Единовластие, к которому стремился Суздальский князь.

Собор о войне против Киева

В 1169 году во Владимире Андрей Боголюбский собрал собор, во время которого было принято решение «пойти войной» на Киев. В этом походе приняли участие следующие лица:

  1. Глеб и Всеволод (в будущем получивший наименование «Большое Гнездо») Юрьевичи, занимавшие Переяславль и приходящиеся братьями Суздальскому князю;
  2. Сын Боголюбского Владимир Андреевич, занимающий Добродуж;
  3. Смоленские князья так называемой «ветви Мономаховичей»: Роман Ростиславич Смоленский, Рюрик Ростиславич Овручский, Давыд Ростиславич Вышгородский и Мстислав Ростиславич;
  4. Северские князя так называемой «ветви Олеговичей»: Олег Святославич Новгород-Северский, Игорь Святославич Курский и Игорь Святославич Путивльский;
  5. И, разумеется, Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский, который возглавил поход.

Важно! Также коалиция из 11 князей заручилась поддержкой половцев, которые, в свое время, настрадались от варварских набегов жестокого Киевского князя.

Основные события

В 1169 году армия, превосходящая врага по численности, подошла к Киеву, в котором обосновался Мстислав Изяславич со своей дружиной. Несмотря на ужасную славу и слухи, распространенные по близлежащим территориям, Киевского князя искренне поддерживали городская знать и местные жители. Однако на стороне Андрея Боголюбского, которому собор присудил титул «Великий», была сила, способная удивить объемами и арсеналом.

На третий день осады началось великое кровопролитное событие — сплоченная коалиция из одиннадцати правителей взяла Киевские земли «копьем» (приступом или, проще говоря, штурмом), что в истории считается первым действием подобного легендарного масштаба. В иные времена город в трудные военные годы самостоятельно открывал ворота врагу, и никому не удавалось ворваться в его крепкие стены с применением силы и жестокости. Но тут войска решили отбиваться и не устояли.

Впоследствии на протяжении нескольких дней сплоченные союзники занимались разорением некогда великого, непоколебимого и желанного многими города. Множество киевлян были уведены в плен. А столицу разграбили полностью: дружинники, бесстрашные бойцы и некоторые из князей уносили все, что было дозволено, — ценные заморские товары, священные церковные иконы и колокола, многочисленные драгоценности, принадлежащие не только местной знати, но и обычным невинным жителям.

Интересно! В истории этот момент принято считать одним из самых жестоких, поскольку в прошлом кочевникам и прочим европейским завоевателям не удавалось в полной мере разгромить и «обокрасть» так называемую «мать городов русских». А в 1169 году этим занимались соотечественники и братья, в основе воспитания которых лежала православная вера.

И в день, когда от великого и прекрасного Киева ничего не осталось, город в полноправной мере перешел под власть и влияние Суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

Последствия: «И грабиша… весь град»

Итоги осады Киева, впервые взятого войсками соотечественников, можно охарактеризовать как крайне плачевные и ожесточенные по отношению к городу и его жителям. Некогда великие земли прекрасной русской земли были не только разграблены, но и по большей части сожжены. А к победителям никто не вышел навстречу, поскольку это военное решение нельзя было назвать «сменой одного князя на другого». Это было обычное взятие города врагами в лице православных братьев.

Андрей Боголюбский хоть и получил государство в свои владения, но не решился задерживаться в полуразрушенном Киеве. Князь отправился во Владимир, оставив разгромленную и уничтоженную прежнюю столицу Руси в управлении своего брата, Глеба Юрьевича, ныне занимавшего Переяславль.

Уже во Владимире Суздальский князь провозгласил себя Великим князем Владимирским, что открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставило последнюю точку в жизни Киевского государства.

«Несвятой» святой Боголюбовский

Многие историки современности и прошлого, со времен творческих и исследовательских работ Татищева и Карамзина, размышляют на тему того, почему князь Андрей Боголюбский, отличающийся набожностью и сильной верой, позволил войскам разграбить храмы, монастыри, церкви великого Киева.

Исторический деятель Николай Воронин в советские годы высказывался по этому поводу следующим образом:

«Киев, который был взят штурмом северным князем, в последующие годы прославленным церковью и получившем наименование «Боголюбский», в полной мере раскрывает общий характерный нрав феодальных правителей того времени в отношении православной веры и религиозности в целом, — пишет историк. — Безусловно, Андрея Юрьевича можно считать православным человеком. Однако тот факт, что князь, сотворивший столько важных вещей в обогащении Суздаля набожным убранством, не остановился перед разграблением и уничтожением киевских храмов, монастырей, церквей и прочих ценных святынь, демонстрирует нам, что его личные суждения касательно единовластия на Руси стояли выше религиозных взглядов».

Интересно! К подобной оценке православных черт великого Владимирского князя нас наталкивают и летописные источники, которые освещают конфликты Андрея Юрьевича с церковной иерархией на южной стороне Руси.

Поход на Киев как значимое историческое событие

Таким образом, можно прийти к выводу, что поход Андрея Боголюбского на Киев стал одним из самых легендарных и немыслимых событий Древней Руси XII века. Завоевав столицу, Суздальский князь стал одним из самых мощных и прославленных из русских правителей.

С одной стороны, сын Юрия Долгорукого был одержим монархическими взглядами и принципами, царившими в те времена в политической жизни Византийского государства. С другой — своими действиями и решениями он был готов забыть о религиозных обетах в надежде беспрекословно подчинить собственным влиянию и власти других государственных деятелей.

К боярам и дружинникам Андрей Боголюбский относился как к своим подчиненным, а не как к соратникам и важным советникам. А в близлежащие территории от Владимира в качестве «вассалов» назначал братьев и прочих родственников, которые не пошли бы против него. Киев не стал исключением, что положило конец его выдающемуся положению на мировой арене.

Источники

  1. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», К. Н. Иванович
  2. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории», И. Я. Фроянов
  3. «Андрей Боголюбский», А. Ю. Карпов
  4. «Владимиро-Суздальская Русь», А. Ю. Лимонов
  5. «От Руси до России», Л. Н. Гумилев

История Гороховца | Россия

XI-XII вв.

Основание

Гороховец предположительно был основан в 1168 по приказу великого князя Андрея Боголюбского в качестве укрепленного форпоста на восточной границе его Владимиро-Суздальского княжества. В XI веке славянские племена поселились на территории, ранее заселенной финно-угорским племенем меря. Центром этого поселения была его деревянная крепость, построенная в XII веке на земляных курганах на Никольской горе.


13-15 вв.

В 1239 Гороховец впервые упоминается в летописях, так как был стерт с лица земли монголо-татарами во время их нашествия на Русь. Городу потребовалось несколько столетий, чтобы оправиться от этого сокрушительного удара. К XV веку Гороховец, ранее входивший в состав Суздальско-Нижегородского великого княжества, был включен в состав Московского великого княжества.


16 век

Пужалова гора

В 1539 Гороховец был осажден казанскими татарами и по легенде во время осады за холмом в лучах заходящего солнца появился образ рыцаря, вооруженного мечом. Татары были так напуганы видением, что отказались от осады и отступили. В память об этом чудесном спасении холм стал называться Пужаловой горой, по древнерусскому слову «пугать» — «пужать». В 1563 царь Иван Грозный подарил Гороховец своему тестю князю Михаилу Темрюковичу в награду за участие в осаде Полоцка того же года.


17 век

Строительные работы

В 17 веке в городе велось много строительных работ, особенно религиозных зданий. Городской Сретенский женский монастырь был основан в 1658 по приказу Патриарха Никона. На левом берегу реки Клайзьмы был основан Знаменский монастырь (ныне женский монастырь), а его первая каменная церковь построена в 1670 гг. Свято-Троицкий Никольский монастырь был основан на месте деревянной крепости на вершине Никольской горы, а ее первое каменное здание было завершено в 9 в.0007 1689 . Наконец главный собор города — Благовещенский собор — был достроен и освящен в 1700 гг. В дополнение к религиозным зданиям многие успешные местные торговцы также построили для себя величественные каменные дома. К ним относятся дом Сапожникова, дом Ширяева (Шумилова), дом Канонникова, дом Ершова и дом Опариной, которые сохранились до наших дней.


XVIII век

Административная реформа

В 1778 Гороховец стал центром Гороховецкого уезда Владимирской губернии. В 1781 Гороховец получил свой герб с изображением растений гороха, растущих на золотом фоне. Это объясняется тем, что русское слово, означающее горох, — «горох», однако есть некоторые аргументы относительно того, происходит ли название Гороховец от русского слова, обозначающего горох, или от русского слова, обозначающего холм, — «гора».


XIX век

Торговый город

На протяжении 19 века город продолжал развиваться как торговый город. Большая часть архитектуры Гороховца этого периода была построена на средства купеческих семей, у которых также были прекрасные образцы деревянных усадеб, построенных для себя в городе в стиле модерн.


ХХ век

Судостроение

На рубеже 20-го века в Гороховце Михаил Шорин, сын преуспевающего бывшего крестьянина, основал судостроительный завод, который сам основал в городе котельный завод. В 1907 верфь построила нефтеналивную баржу «Марфа Посадница», которая при длине 172 м и ширине 24 м была на тот момент крупнейшей в своем роде в мире. За этим последовало в 1913 строительство массивной полностью оборудованной баржи-госпиталя. Гороховецкий судостроительный завод работал до 1996 года.


Революция и война

В июнь 1917 , поддавшись большевистской пропаганде, стрелковая дивизия в Гороховце отказалась отправляться на фронт для участия в Первой мировой войне. Вскоре после Октябрьской революции 1917 , В Гороховце установлена ​​Советская власть. В 1929 Гороховецкий район вошел в состав Ивановского промышленного района. Во время Великой Отечественной войны Гороховцу не угрожали напрямую, но около 17 000 человек из Гороховецкого района ушли воевать на фронт. Десять из них впоследствии были удостоены звания Героев Советского Союза. В 1944 Гороховецкий район вошел в состав вновь образованной Владимирской области.


21 век

Исторический город

В 2010 список Исторических городов России резко сократился до 41 города. Благодаря сохранившимся образцам церковного зодчества XVII века и каменным купеческим домам, а также деревянным усадебным домам в стиле модерн конца 19 века и начала 20 века, Гороховец был одним из таких городов, сохранивших титул.

Успенский собор. Владимир.

Успенский собор во Владимире – выдающийся памятник белокаменного зодчества России, построенный Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах. Собор Владимирской митрополии Русской Православной Церкви. Там венчались на великое княжение князья владимирские и московские. Памятник русской архитектуры XII века, один из немногих храмов, в которых сохранились оригинальные фрески Андрея Рублева. В 1992 года Успенский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание Успенского собора возведено из известняка и украшено белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золоченым шлемом, вознеслась на 33 метра, превысив высоту Софийского собора в Киеве. Стены и своды храма были расписаны фресками в 1161 году. Пол был покрыт мозаикой из цветной майолики и золоченых медных пластин. Свет золотых и серебряных паникадилов, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих позолоченных плитах пола, словно в огромном зеркале. После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо восстановил Успенский собор в 1186-1189 годах.. Владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство более пышным и дорогим. В соборе венчались на великокняжеском престоле великие князья владимирские, унаследовавшие от Андрея Боголюбского идею единства Земли Русской. Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, великая княгиня Агафья Всеволодовна с дочерью и невестками, а также владыка Митрофан заперлись в соборе. Собор был подожжен монголами, все, кто в нем находился, погибли. Все реликвии были разграблены, роспись пострадала от пожара, но сгоревший храм уцелел.

Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие России. В 1408 году сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, которые украсили Владимирский собор новыми фресками. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции Страшного суда, занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтаре собора. Большинство фресок, дошедших до нашего времени, выполнены в XIX в.век. Серьезная реконструкция собора прошла во второй половине 18 века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II повелела воссоздать великолепие древнего храма. Обновление собора было проведено в духе времени, но самое главное изменение коснулось иконостаса – вместо древнего рублевского был установлен новый, выполненный в стиле барокко. В течение 18-19 веков облик собора претерпевал серьезные изменения, тогда же рядом с ним была построена колокольня.