Гастелло николай францевич краткая биография: Краткий курс истории. Николай Гастелло

Легенда Великой Отечественной войны. Н.Ф.Гастелло | Презентация к уроку:

Слайд 1

Легенда Великой Отечественной войны Работа 7 а класса ГС(К)ОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга Смирнова Ольга Владимировна, классный руководитель , учитель русского языка и литературы, и.о.зав.библиотеки Бадмаева Нонна Александровна, воспитатель ГПД, учитель технологии декабрь 2015

Слайд 2

Гастелло Николай Францевич 1907-1941

Слайд 3

Биография Родился в 1907 году в Москве. 1914—1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина В 1918 году был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвратился в Москву. В 1923 году начал изучать профессию столяра. В 1924 году семья переезжает в Муром. В 1928 году вступает в партию. В 1930 году возвращается в Москву.

Слайд 4

Служба в Красной Армии В 1932 году призван в ряды Красной Армии. С мая 1932 по декабрь 1933 учится в школе пилотов. В 1933-1938 годах служит в тяжелобомбардировочной эскадрилье. С 1934 года самостоятельно управлял самолетом.

Слайд 5

Бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4)

Слайд 6

Технические характеристики Экипаж: 4 человека Длина: 14,8 м Размах крыла: 21,44 м Высота: 4,10 м Площадь крыла: 66,7 м² Масса пустого: 5 800 кг Масса снаряженного: 10 055 кг Масса максимальная взлётная: 12 120 кг http://110vtap.ucoz.ru/ugolok_neba/ugolok_neba3.htm

Слайд 7

Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 430 км/ч у земли: 332 км/ч Дальность полета: 3800 км (с 1000 кг бомб) Максимальная длина полета: 8900 м http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2005_05_06/p18.php

Слайд 8

Воспоминания летчиков «…неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Он даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта. » Дважды Герой Советского Союза А. Молодчий

Слайд 9

Биография В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе . Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 г.). В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.

Слайд 10

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия напала на СССР (Союз советских социалистических республик) . Советский Союз был втянут во Вторую мировую войну, началась Великая Отечественная война.

Слайд 11

Первый подвиг Гастелло 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Слайд 12

Сообщение о подвиге Гастелло http://insane.su/forum/blog/2/entry-3936-sovetskaja-pravda-takaja-sovetskaja/

Слайд 13

Плакат «Бессмертный подвиг Героя Советского Союза капитана Н.Ф.Гастелло»

Слайд 15

Памятная табличка на улице Гастелло в Санкт-Петербурге

Слайд 16

Тайна гибели Гастелло http://f4. s.qip.ru/4PigbEPh.jpg Памятник Н.Ф.Гастелло на месте гибели экипажа А.С.Маслова в Беларуси

Слайд 17

Могила неизвестного солдата

Слайд 18

http://www.vovfoto.ru/photo/vtoraja_mirovaja_vojna/plakaty_i_listovki http://strelokshop.ucoz.co.uk http://aviaciaportal.ru/ispytanija-samoleta-db3-s-otsasyvaniem/ Ссылки http://www.youtube.com/watch?v=5mwtnHHLu28

«Могила Николая Гастелло»: что обнаружили при перезахоронении останков героя-летчика

29 ноября 2021

Русская семерка

Впервые о подвиге Гастелло советские люди узнали 5 июля 1941 года. В сводке Совинформбюро сообщалось, что самолет командира эскадрильи «капитана Гастело» был сбит вражеской зениткой, но бесстрашный летчик направил горящую машину прямо в скопление бронетехники противника.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

При этом сразу обращает на себя внимание ошибка – фамилия летчика была написана с одной буквой «л», а имя вообще отсутствовало, кроме того, не было сказано каким самолетом управлял Гастелло (истребителем или бомбардировщиком), были ли в машине другие члены экипажа, когда был совершен таран. Очевидно, авторы сообщения обладали ограниченными и, возможно, непроверенными сведениями.

Видео дня

10 июля в газете «Правда» публикуется очерк П. Павленко и П. Крылова «Капитан Гастелло». Здесь уже появляются имя и отчество героя – Николай Францевич, а к фамилии добавляется ранее пропущенная буква «л». Содержится в заметке и краткая биографическая справка о Гастелло: родился в 1907 году Москве, по национальности белорус, работал на заводе, воевал с японцами на Халхин-Голе и с финнами в Карелии. Однако о самом подвиге сказано не больше, чем в сводке от Совинформбюро.

Уже позднее исследователи выяснили подробности тех немногих дней войны, в которые успел отличиться Николай Гастелло. Еще весной 1941 года летчику был предоставлен бомбардировщик ДБ-3Ф, который через год получит название ИЛ-4. 24 июня 1941 года с этого самолета Гастелло уничтожит немецкий «Юнкерс-88», правда в воздух он не поднимался – на это не было времени. Гастелло расстрелял немца прямо с земли, из пулемета, находящегося на стрелковой турели ДБ-3Ф. А спустя два дня Гастелло вылетел на свое последнее задание. В его экипаж также входили штурман Бурденюк, люковой стрелок Скоробогатый и стрелок-радист Калинин. В задачу экипажа входила бомбардировка вражеской механизированной колонны, двигавшейся по направлению Молодечно-Радошковичи.

О произошедшем мы узнаем из рапорта лейтенантов Воробьева и Рыбаса, следовавших параллельным курсом на другом самолете. На их глазах подстреленный немецкой зенитной пушкой бомбардировщик, которым управлял Гастелло, развернулся и пошел в самую гущу вражеской колонны, до последнего стреляя по противнику из пулемета. Последовавший за тараном выброс пламени охватил большую часть немецкой техники.

За совершенный подвиг Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза, однако это произошло лишь спустя месяц после описанного события. Остальные члены экипажа по непонятным причинам не были удостоены такой высокой награды (только в 1958 году их наградили орденами Отечественной войны I степени). Может, поэтому Гастелло в послевоенное время часто называли пилотом истребителя, давая понять, что он был в самолете один.

Есть еще одна странность. Если, судя по рассказу Воробьева и Рыбаса, Гастелло направил свой самолет в «скопления автомашин и бензиновых цистерн противника», то в наградном листе речь уже шла о танках. Кроме Воробьева и Рыбаса других свидетелей тарана не было. Впрочем, и они ничем не смогли бы дополнить свой рассказ, так как оба погибли еще до конца 1941 года. А потом исчезли и сами рапорты – они остались лишь в копиях. Согласно официальной версии, останки Гастелло и его экипажа были захоронены недалеко о места трагедии жителями близлежащей деревни Декшняны.

В канун 10-летия подвига Гастелло в правительстве решили перезахоронить останки погибшего экипажа и конечно же обратились к жителям Декшнян, многие из которых помнили, как все произошло и указали точное место падения самолета. Но, к удивлению комиссии, которую возглавлял подполковник Котельников, авария произошла почти в 200 метрах от шоссе, где вряд ли могла находиться немецкая колонна. На заданный местным жителям вопрос, что они помнят о таране, Котельников, не получил внятного ответа.

Но главная неожиданность была впереди, когда раскопали могилу. В ней нашли полуистлевшую планшетку, принадлежавшую полковому сослуживцу Гастелло капитану Александру Маслову, не входившему в состав экипажа летчика-героя. Помимо этого, был обнаружен медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Как было установлено, экипаж Маслова выполнял то же боевое задание, что и Гастелло, однако до этого времени считался пропавшим без вести.Разумеется, введенный в замешательство Котельников тут же доложил о находке в райком, тот переадресовал информацию вышестоящему начальству. В конечном итоге подполковнику пришел недвусмысленный ответ: тихо перезахоронить останки Маслова и Реутова и не предавать огласке случившееся. Позднее на месте гибели Маслова и Реутова был установлен памятник Гастелло и его экипажу.

В 1990-е годы, когда историкам стали доступны многие архивные документы, был поднят «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии» с 22 по 28 июня 1941 года. Там содержались сведения и о экипаже Гастелло. О совершенном «огненном таране» ни слова, зато было указано, что один из членов экипажа успел выпрыгнуть из самолета с парашютом, но кто – неизвестно.

Позднее всплыло еще одно неожиданное свидетельство. Оказывается, в тот же день 26 июня, подбитый советский самолет видели жители села Мацки, которое находится более чем в 10 километрах от места предполагаемого тарана. Машина упала в близлежащее болото. Кроме того, они заметили, как еще в воздухе с крыла самолета спрыгнул парашютист и очевидно угодил в плен к немцам. Крестьяне нашли на месте аварии обгоревшие останки летчиков и еще две важные улики: письмо на имя Скоробогатой и медальон с инициалами А.А.К. Очевидно, что письмо принадлежала Скоробогатому, а медальон – Калинину – членам экипажа Гастелло.

Позднее в руки военных попал обломок того самолета – бирка от двигателя М-87Б с серийным номером, который, как выяснилось, принадлежал бомбардировщику Гастелло. Разумеется, останки летчиков никто не идентифицировал, но зато было ясно, кто покинул самолет: из-за конструктивных особенностей ДБ-3Ф с крыла мог спрыгнуть только пилот, то есть Николай Гастелло.

Майор в отставке Эдуард Харитонов уверен, что все факты указывают на то, что именно экипаж Маслова совершил «огненный таран», однако миф о подвиге Гастелло настолько укрепился в исторической памяти народа, что от него решили не отказываться. Косвенным подтверждением правоты этой версии служит тот факт, что Маслову и его экипажу решено было присвоить звания Героев Российской Федерации посмертно.

Казалось бы, все встало свои места. Первый «огненный таран» совершил Александр Маслов, а попавший в плен Николай Гастелло видимо был казнен нацистами. Однако и эта версия имеет свои изъяны. Сын Гастелло – Виктор Николаевич, полковник в отставке, уверен, что Маслов не мог совершить «огненный таран», так как его машина была обнаружена в 200 метрах от шоссе, более того, если бы летчик действительно направил горящий самолет в автоколонну противника, то хоронить было бы попросту некого. Но возможно, полагает Виктор Николаевич, Маслов действительно метил во вражескую колонну, но не смог направить самолет точно в цель.

Не верит сын Гастелло и в версию пленения своего отца. Если бы он на самом деле оказался в немецком плену, то гитлеровцы не преминули бы воспользоваться ситуаций и сделали бы из летчика-героя орудие своей пропаганды, как это было с сыном Сталина Яковом Джугашвили. Ведь любое пленение знаменитого бойца-красноармейца, даже если он не встает на путь измены, может сыграть роль деморализующего фактора.

Один из основателей авиаархеологии в Белоруссии Дмитрий Киенко почти уверен, что ни Маслов, ни Гастелло не могли совершить «огненный тараны»: если самолет первого упал в 200 метрах от дороги, то машина второго рухнула еще дальше – в 800 метрах. Кроме того, исследователь еще раз опросил всех свидетелей падения самолета Гастелло и выяснил, что маневр над дорогой самолет совершал, однако попасть в автоколонну не сумел. И еще. Оказалось, что из самолета действительно кто-то выпрыгнул, но скорее всего уже мертвым. Через три дня его крестьяне нашли и похоронили. Предположительно это был либо штурман, либо стрелок.

Впрочем, точно установлено, что «огненный таран» в этом районе все же был совершен, но не 26 июня 1941 года, а на день позднее. Имя героя – Исаак Зилович Пресайзен. В наградном листе сказано, что 27 июня 1941 года при атаке на колонну немецкой бронетехники он попал под исключительно мощный огонь зенитной артиллерии и истребителей. Был подбит, после чего направил горящую машину «в гущу скопления танков». Кроме Пресайзена в машине находились стрелок-радист А. Баранов и механик П. Аникин.

Свой подвиг Пресайзен совершил на той же дороге Молодечно-Радошковичи возле деревни Рогово в 6 километрах к северу от падения машины Гастелло. Для того чтобы удостовериться в таране на место падения самолета вылетел заместитель командира полка В.А. Сандалов. Он увидел там «груду растерзанной вражеской бронетехники» и сделал снимок, который был прикреплен к наградному представлению.

Несмотря на то, что Пресайзен «погиб смертью героя» и, по мнению командира 12-й авиадивизии полковника Аладинского был достоин присвоения звания Герой Советского Союза правительственной награды он так и не получил. Вместо этого экипаж Пресайзена был отнесен к числу «без вести пропавших». Только в 1991 году летчик был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Почему так случилось? Возможно здесь оказалась замешана идеология. Очевидно, по мнению партийного руководства, Имя Николая Гастелло лучше, чем Исаака Пресайзена подходило для увековечивания подвига. Кроме того, интернациональный экипаж Николая Францевича нагляднее всего олицетворял дружбу народов в СССР (Гастелло – белорус, Бурденюк — украинец, Скоробогатый — русский, Калинин — ненец). И сегодня Пресайзен считается человеком, лишь повторившим «огненный таран» Гастелло.

Люди,Яков Джугашвили,Николай Гастелло,Александр Маслов,газета «Правда»,

22

Биография Николая Гастелло. Правда о подвиге — Альтернативный взгляд

Николай Гастелло (отзыв)

Николай Францевич Гастелло — (род. 23 апреля (6 мая) 1907 — смерть 26 июня 1941) — советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 посмертно) ). Окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков (1933). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, Советско-финская и Великая Отечественная войны.

1941, 26 июня — при выполнении боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог использовать парашюты, но капитан направил горящий самолет в скопление немецко- фашистская бронетехника.

Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Улицы во многих городах и поселках носят имя Гастелло. На месте подвига Гастелло, под Радошковичами (Беларусь), установлен памятник героическому экипажу.

Биография Николая Гастелло

Отец — Франц Павлович Гастилло, белорус, родом из села Плужины. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова (девичья фамилия), русская.

1924 год — семья Гастелло переехала жить в город Муром, где его отец устроился работать на паровозоремонтный завод машинистом вагранки. В те времена Николаю было 17 лет, он устроился на тот же завод слесарем, параллельно учась в общеобразовательной школе. 1928 год – будущий герой стал коммунистом, примерно тогда же увлекся спортом. Николай был отличным фигуристом, лыжником и парашютистом. 1930 год – семья Гастелло вернулась в Москву, где молодой парень устроился на машиностроительный завод слесарем-карточником.

Рекламный ролик:

1932 — Николай Гастелло поступил в Луганскую летную школу. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля дальней тяжелой бомбардировочной авиации в Ростове-на-Дону. 1939 г. — воевал на Халхин-Голе, был командиром эскадрильи, в июне 1940 г. участвовал в присоединении к Советскому Союзу Северной Буковины и Бессарабии. В том же году ему было присвоено звание капитана.

Николай Гастелло в молодости

Николай Гастелло в молодости.

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно, что Гастелло был женат. У Николая Францевича и Анны Петровны было двое сыновей, которым не суждено было дождаться отца с войны.

Подвиг Гастелло

1941, 26 июня — эскадрилья 207-го полка дальней бомбардировочной авиации под командованием капитана Н. Гастелло направлена ​​для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, наступавшим на Минск.

Не было прикрытия истребителей. Эскадра встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Спустившись на 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомашины противника. Выйдя из атаки, Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам вылетел на другую дорогу, проселок. По ней также шла колонна. Спустившись на чрезвычайно низкую высоту, он прошел по ней. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. По бомбардировщику открыли огонь вражеские зенитные орудия.

Николай Гастелло с женой

Николай Гастелло с женой.

Самолет подбит. Бензобак загорелся. Не удалось сбить пламя, не удалось дотянуться до своего. А капитан Гастелло направил горящую машину в центр вражеской механизированной колонны.

Так свершился легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика героически погиб. Они не захотели покидать самолет на парашютах и ​​пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, выполнявших «огненный таран», стали называть гателлерами.

Прибывшие на аэродром со звена Гастелло лейтенанты Воробьев и Рыбас представили рапорт с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 года газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

Image

1951 год — эксгумация. Кто совершил подвиг?

Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло — лейтенанты Воробьев и Рыбас, вскоре погибли. Воробьев, возвращаясь с боевого задания, был сбит 23 августа под городом Орлом, а Рыбас погиб 15 ноября 1941. После их смерти история легендарного барана стала обрастать новыми подробностями.

1951 год — накануне 10-летия подвига Гастелло было принято решение об эксгумации Героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были обнаружены останки и вещи его сослуживца — командира 1-го эскадрона 207-го полка капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что в том месте, где, как считалось, Гастелло протаранил вражескую колонну, потерпел крушение экипаж Александра Маслова, считавшегося пропавшим без вести. При этом он исчез в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.

Потом, недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем находился один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и биркой от двигателя — «М-87Б» с номером 87844, который был идентифицирован как часть подбитого бомбардировщика «Гастелло». В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был установлен бюст Гастелло. А до перестройки об этом все забыли.

Изображение

Новые версии

90-е годы XX века вместе с другими «тайнами» СССР воспитали тайну Гастелло. Автором новой версии стал майор в отставке Эдуард Харитонов, который предположил, что «огненный таран» совершил А. Маслов, поскольку были найдены останки его экипажа.

1996 год — Маслову и членам его экипажа посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, а улицы с их именами появились во многих городах. Правда, в редакции 1996 премии не было ни слова о том, какой именно таран осуществил А. Маслов.

По следующей версии ни один экипаж не смог провести таран.

Капитан Маслов, пытавшийся протаранить немецкую колонну на горящем бомбардировщике, промахнулся и разбился в поле в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, пытался направить сбитый самолет на позиции противника в поселке Мацки, но Ил-4 не выдержал и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где он был позже обнаружен.

Image

Что касается отчетов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность вызывает сомнения. Во-первых, оригиналы донесений не сохранились до наших дней, а во-вторых, по мнению сторонников альтернативных версий, летчики, вышедшие из боя, могли и не видеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Опровергнуть или подтвердить эти версии невозможно, последние очевидцы погибли в 1941 году.

Герои «огненных таранов»

Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, не были редкостью среди советских летчиков. По подсчетам военных специалистов, только за первый год войны было зафиксировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков стал горящий самолет. Всего за годы Великой Отечественной войны советские летчики провели «огненные тараны» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их численность составляет 288 человек. Более 800 человек в годы Отечественной войны стали героями «огненных таранов».

Советские камикадзе — Известные как «Таран», они направляли свои самолеты прямо на врага

Во время Великой Отечественной войны (Второй мировой войны для всех за пределами СССР) было много случаев, когда сбитые советские самолеты врезались либо в немецкий самолет, либо в землю объекты в маневре, известном как «таран». Советские летчики за годы войны совершили более 600 таранов . Благодаря их применению удалось уничтожить большое количество вражеских солдат и вражеской техники.

Классический воздушный таран — это когда пилот направляет свой самолет на вражеский самолет, наземные цели или вражеские корабли. При таране воздушной цели опытный летчик мог воспользоваться своим парашютом, чтобы спастись, а то и, возможно, спасти свой самолет, если он не был слишком поврежден. Однако таран наземной цели или корабля оставлял летчику мало шансов на выживание, если он не успел покинуть свой самолет до столкновения.

Рисунок Хельмута Элльгаарда 1944 года, на котором истребитель Люфтваффе таранит B-17 Flying Fortress. Гельмут Элльгаард CC BY-SA 3.0

В зависимости от конструктивных особенностей конкретного самолета и наличия у пилота времени могли применяться различные приемы тарана. Летчики использовали отдельные элементы своего самолета (шасси, крылья, хвостовое оперение, фюзеляж) для нанесения повреждений самолетам противника. В некоторых случаях пилоты могли нанести два или более удара одновременно.

Капитан Петр Нестеров впервые применил воздушный таран в сентябре 1914 года. На высоте около 600 метров он направил свой моноплан в австрийский самолет-разведчик Albatros D.II. В результате столкновения оба самолета получили критические повреждения, а их экипажи погибли. Воздушные тараны также использовались во время гражданской войны в Испании, Второй китайско-японской войны, битв на Халхин-Голе и Зимней войны.

Таран в исполнении Петра Нестерова

Таран был особенно популярен во время Великой Отечественной войны. Советские пилоты использовали его в крайнем случае, если сталкивались с проблемой, например, с заклиниванием оружия или концом боеприпасов. Только в первый день Великой Отечественной войны семь советских летчиков таранили цели противника.

Несмотря на свою эффективность, таран был излишне рискованным. Это могло привести к неоправданным потерям техники, не говоря уже о жизнях подготовленных летчиков, поэтому в целом не поощрялось. Тем не менее летчики, выполнявшие такие тараны, часто получали награды и получали известность.

Алексей Хлобыстов Герой Советского Союза, совершивший 3 воздушных тарана

Один из видов тарана — «огненный таран», когда подбитый и горящий самолет сталкивается с наземной или морской целью. Этот маневр был развернут только тогда, когда стало ясно, что самолету грозит неминуемая гибель. У пилота часто был выбор: бежать и попасть в плен, или ценой своей жизни уничтожить врага. Многие выбрали второй вариант.

Из примерно 600 случаев тарана (из них 506 по наземным целям) и 237 огневого тарана. В результате огневого тарана погибло более 450 летчиков, эта цифра превышала количество таранов из-за того, что в некоторых самолетах находилось по 2-4 человека.

Yokosuka D4Y3 (Type 33) «Judy» в самоубийственном пикировании против авианосца USS Essex (CV-9), 12:56, 25 ноября 1944 г. Закрылки выпущены, горящий несамоуплотняющийся танк левого крыла «Йокосука» «Суйсэй» — это шлейф дыма.

Редко пилоты выживали после тарана. На самом деле выжило только 6 пилотов. Одним из таких летчиков был лейтенант Колдыбин. Он врезался своим самолетом в немецкий самолет, форсировавший Днепр. В результате столкновения произошел взрыв, выбросивший Колдыбина из самолета.

Первым летчиком, который совершил таран в горящем самолете, был старший лейтенант Петр Чиркин. 22 июня 1941 года во время боя под городом Стрый на Западной Украине направил свой истребитель Поликарпов И-153 в центр немецкой танковой колонны.

Портретная фотография Екатерины Зеленко в военной форме

Единственный известный случай тарана, совершенного женщиной, произошел в сентябре 1941 года. Летчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике СУ-2 сначала уничтожила один немецкий истребитель, а затем протаранила второй. В результате Messerschmitt Bf.109был разрушен, а Зеленко убит.

Подвиг Николая Гастелло широко освещался в советских СМИ. Попав под обстрел немецкой зенитной артиллерии, самолет Гастелло получил повреждение топливного бака, в результате чего на борту возник пожар.