Жизнь и творчество Сергея Есенина. Есенин годы жизни
биография, когда умер, годы жизни и творчества. Где родился хулиган и похабник, как погиб русский Лель.
«Мне осталась одна забава…» — эти слова каждый из нас впитал с молоком матери, а ее автора во всем мире, а не только в России, знают и уважают за огромный талант и великолепные стихотворения. Жизнь Есенина, великого русского поэта двадцатого века, человека, которого современники называли крестьянским Орфеем, не продлилась долго, он едва перевалил за отметку в тридцать лет, но его литературное наследие будут помнить наши внуки и правнуки, а также поколения, следующие за ними.
К поэтическим «Олимпам» Сергей пришел действительно прямо из народа, а вся красота родного края и чистота русской души, вкупе с непреодолимой любовью к Родине, отразилась в его искусстве. Именно потому никто не может остаться равнодушным от его замечательных строк. Однако давайте разбираться, кто такой Есенин и какой запутанный, трудный путь уготовала его шутница-судьба.
О Русь – малиновое поле: биография Есенина
Поэт Сергей Есенин любил очень часто повторять, что вся его лирика жива лишь единственной огромной, глобальной любовью – любовью к Родине. Именно эти мотивы он считал самыми главными в своей жизни, здоровый патриотизм всегда стоял для него на первом месте. Вся его судьба окутана пеленой тайн и загадок, поступки часто не имеют под собой логической подоплеки, а слова зачастую странны и ощутимы только на уровне чувств, но Россия в них всегда чиста, прекрасна и даже если печальна, то все равно светлой грустью, легкой тоской и непреклонной верой в нее автора стихотворений.
Важно
В первую очередь Сергей Есенин имел истинную душу художника, который пишет природу, только не мазками краски на холсте, а прекрасными словами в душе каждого из нас. Творчество поэта началось с описаний прекрасной природы, так как он жил в окружении тенистых рощ и широких полей. Кроме всего, он не по книгам или альбомам изучал фольклор родного края, его дед прекрасно знал тысячи сказок и частушек, а мать могла петь весь вечер и ночь народные песни и «еще бы осталось на следующий день», как говорил сам поэт.
Невероятно прекрасная и дорогая сердцу русская природа стала первой темой, если можно так выразиться, ключевым лейтмотивом всего его творчества. Влюбленный в эти бескрайние степи и дремучие леса, он просто не мог остановиться. В его тетрадях сотни и даже тысячи коротеньких двустиший и четверостиший, посвященных красоте русской природы. Переехав в город и устроившись там, а попасть в святая святых литературного мира ему помог Блок, которого Сергей едва ли не боготворил, он стал набираться мастерства. После начала первой мировой его стихи наполнились болью за любимый родной край.
Все годы жизни и творчества Есенина выпали на переломный момент для страны и мира, он имел счастье жить в трудные времена, когда и родятся таланты, не способные молчать, когда хочется говорить и даже петь. Он и сам писал, что революцию принимает, но только с крестьянским уклоном. Ведь он был не просто лириком, но и глубоким философом с острым умом, который понимал весь драматизм и неотвратимость всего, происходящего вокруг. Только попав за границу, он наконец-то понял, какие перемены происходят на его Родине и даже сочувствовал большевикам, искренне надеясь, что они помогут избавить народ от всепоглощающего мещанства и вульгарных кошечек на полках в гостиных.
Происхождение русского Аристона
Отец будущего поэта Александр Никитич Есенин с детства имел поэтические и музыкальные задатки, а также обладал красивым и необычно высоким голосом (тенором), потому с юности пел в церковном хоре. Когда пришло время жениться, то родители выбрали ему в невесты Татьяну Федоровну, в девичестве Титову. Они никогда не любили друг друга, тем не менее 21 февраля 1895 года, в деревеньке Константиново, что относилась к Кузьминской волости в Рязанской губернии, в три часа пополудни, на свет появился крохотный светлоглазый и светлокудрый мальчишка, который был назван Сергеем Александровичем.
Сперва семейство проживало в деревне, а потом перебралось в Москву, где отец поступил на должность приказчика в мясной лавке. Однако семейная жизнь так и не сложилась, потому через два года после рождения первенца, она собрала вещи и уехала на заработки на фабрику в Рязань, оставив крошечного Сереженьку на бабушку Наталью Евтихиевну и дедушку Федора Андреевича Титовых. Впоследствии она снова выйдет замуж и мальчишки появятся две единоутробные сестрицы – Катеринка и Шурочка, которых он очень любил. В доме проживали и молодые дядья будущего поэта, которые научили его читать, писать, плавать в реке, будто рыба, а заодно пасти коров, ездить на лошади, косить сено и работать в поле.
Детство и юность безбожника
В семействе были приняты вечерние чтения церковных книг, которые поводил дед, в особенности длинными осенними и зимними вечерами. Потому грамоте Сереже пришлось обучиться рано, ведь все читали по очереди. Бабушка научила его сотням и даже тысячам народных сказок, песен, легенд, именно они станут первым толчком для написания собственных стихотворений, как позже признается сам поэт. В возрасте девяти лет его решено было отдать в земское училище в Константинове, а спустя еще четыре года в церковно-приходскую, второклассную учительскую школу в городке Спас-Клепики, что в Рязанской области.
Именно там он впервые пытается сочинять, что сразу же получилось неплохо и приносило ему большое моральное удовлетворение. На данное время там располагается музей великого русского поэта Есенина. После этого он получил диплом учителя «школы грамоты», которого молодому дарованию показалось мало, он жаждал знаний и свершений, потому сразу же после школы собрал свой нехитрый скарб и махнул прямиком в Москву.
Как известно, в Москве приказчиком служил его отец и первое время Сергей жил у него, подрабатывая в мясной лавке. В 1912 году Есенин начинает трудиться типографии известного русского предпринимателя Ивана Дмитриевича Сытина. В следующем году он поступил в качестве вольного слушателя в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского, а именно на историко-философское отделение, после чего окончательно забросил работу в мясной лавке. При этом он постоянно пишет и совершенствуется в философии, знакомится с известными личностями и заводит полезные связи.
Обзор творчества повесы и гения-поэта
С момента поступления в университет, до того, как его стихотворения были впервые напечатаны в детском журнале под названием «Мирок», прошло еще более года. Тогда люди и стали потихоньку узнавать кто такой Есенин, но ему этого было мало. Он как раз и принадлежал к тем самым людям-кометам, которые ярко освещают все вокруг, пролетая по темному ночному небу, но быстро сгорают, оставив после себя только восторг от увиденного и легкую горечь утраты. В пятнадцатом году двадцатого века он перебирается из Москвы в Петербург, который всегда славился своей элитарностью. Там он сводит знакомство с такими людьми, как Александр Блок или Сергей Городецкий.
Ранний период: ну так что ж, что кажусь я циником
Когда грянула Первая мировая, Есенин тут же решил отправляться на службу, но хлопотами его приятелей, которые понимали, какой утратой может стать его преждевременная гибель, он получает назначение Царскосельский военно-санитарный поезд No 143, принадлежащий самой великой княгине и императрице Александре Федоровне, супруге Николая Второго. Именно там ему выпадает возможность прочесть свои произведения царице. Приблизительно в 1916 году выходит первый сборник стихотворений Сергея Есенина, под названием «Радуница», а сам входит в общество новокрестьянских поэтов. Этот сборник наполнен такой светлой грустью, такой натуральной русской тоской и красотой, что и сам поэт становится бешено знаменитым.
Начиная с пятнадцатого года Есенин дружит со многими опальными личностями, вроде Леонида Каннегисера, который впоследствии окажется убийцей руководителя ЧК Урицкого. В это время поэзия его становится все более городской. В самом начале восемнадцатого года, уже после революции, которую сам Сергей полностью поддержал, ратуя за освобождение крестьянства, вопроса ему до боли знакомого, он сводит знакомство с Анатолием Мариенгофом, который и приводит его в общество имажинистов. В этот период Есенин выпускает несколько сборников своих произведений, наполненных поразительной образностью этого литературного течения.
- Трерядица (1921).
- Исповедь хулигана (1921).
- Стихи скандалиста (1923).
- Москва кабацкая (1924).
- Поэма Пугачев (1924-1925).
Приблизительно в начале зимы двадцать первого года он знакомится со знаменитым поэтом Яковом Блюмкиным, вместе с которым отправляется в путешествие, посещает Среднюю Азию, Урал, а также изрядно колесит по Оренбургской губернии. Уже в мае приятели отправляются в Ташкент, к еще одному хорошему приятелю Есенина – Александру Ширяевцу, где поэт читает свои стихи на публике, в домах приятелей, а то и просто так, прямиком в какой-нибудь аутентичной чайхане. Ненадолго удалось ему побывать также в древнем Самарканде, который поразил поэта своей красотой.
Путешествия Есенина за границей и последние годы жизни
К осени двадцать первого года Сергей случайно попадает в мастерскую авангардиста и кубиста Георгия Якулова, в которой знакомиться с уже бешено популярной танцовщицей, эксцентричной и несколько более зрелой, Айседорой Дункан. После этого он отправляется в путешествия за границу, причем успевает посетить Германию, Францию, Италию, Соединенные Штаты и Бельгию. Причем в США ему удается провести более четырех месяцев в 1922-1923 годах. После возвращения он даже опубликовал свои путевые записки, которые содержали все впечатления поэта и философа от поездок и увиденного в газете «Известия», под заголовком «Железный Миргород».
Стоит узнать
Приблизительно в 1922-19224 годах в советских газетах начинают то там, то здесь появляться разгромные статьи о Сергее Есенине. Его обвиняют в пьянстве, дебошах и даже антисемитизме. Беспокоится о его здоровье и власть и в 1925 году Раковский даже пишет официальное письмо самому Дзержинскому, в котором упрашивает его услать Есенина в санаторий для принудительного лечения от пьянства под присмотром «товарища из ГПУ». На оригинале письма имеется разрешительная резолюция главы ВЧК. Однако отыскать поэта тогда так и не удалось.
К двадцать четвертому году он начинает ощущать себя запертым в рамках имажинизма, разочаровавшимся в нем, как и его приятель Анатолий Мариенгоф. Вместе с поэтом-лириком Иваном Грузиновым, они пишут и публикуют открытое письмо о роспуске группы и полном уничтожении ее. К концу ноября, его супруга Софья Толстая, внучка известного писателя, договаривается о помещении Есенина в клинику профессора Ганнушкина, но в декабре Сергей уходит оттуда, снимает все средства со счета, разрывает договоренности с издательствами и просто уезжает в Питер, где и останавливается в пятом номере гостиницы «Англетер».
Личная жизнь Есенина: в глупой страсти сердце жить не в силе
Каким Есенин был поэтом и человеком знает каждый, да и о его бурных романах слышал любой, кто хоть сколько-нибудь интересуется биографиями великих. Такой мятежной душе сложно подыскать себе идеальную пару, да и усидеть на месте со взрывным характером Сергея было просто нереально.
Жены и дети
Работая и проживая у своего отца в Москве, Есенин знакомится с работницей типографии Анной Романовной Изрядновой, которая и устраивает его туда же на должность подкорректора. В официальный брак они так и не вступили, а жили гражданским и в 1914 году у них родился сын, назвали которого Юрием. В тяжелом 37-ом он был схвачен по ложному доносу и расстрелян, а реабилитирован только в 56-ом. В революционном 1917-ом, Есенин знакомится с актрисой Зинаидой Райх и решается даже вступить в официальный брак, что и происходит в Кирики-Улита. От этого брака родилось уже двое детей – Татьяна и Константин.
Зимой с девятнадцатого на двадцатый Сергей ушел из семейства, оставив супругу с огромным пузом и полуторагодовалой дочкой. Впоследствии Зина вышла замуж за известного режиссера Всеволода Мейерхольда, который даже усыновил ее детей. В 1920 году Есенин, ушедший из дома, поселяется у собственного агента – Галины Бениславской. Они имели личные отношения, но никогда это не перерастало в нечто большее. Тем не менее, поэт заглядывал сюда и впоследствии, вплоть до женитьбы на своей последней супруге, но об этом позже.
В 1921 году, в мастерской авангардного художника Григория Якулова, Есенин неожиданно для себя влюбляется в известную танцовщицу Айседору Дункан, на которой женится 2 мая двадцать второго года. При этом она ни бельмеса не понимала на русском, а сам Сергей едва ли объяснялся по-английски. Это были бурные и скандальные отношения, женщина увлекла его в тур по всей Европе, но тоска по родине заставила его вернуться. Русская душа взмолилась о пощаде, и Есенин возвратился в Москву, не насладившись браком и двенадцати месяцев.
В двадцать третьем году Сергей влюбился в еще одну актрису – Августой Миклашевской, которой посвятил целых семь стихотворений. Однако там все обошлось фактически без романа, а отношения пары так и остались платоническими. В том же году поэт встречает переводчицу Надежду Вольпин, с которой у них разгорается бурный, но столь же скоротечный роман, в результате которого на свет появляется еще один сын Александр, который эмигрировал в Соединенные Штаты, где и прожил до глубокой старости.
Последним романом в жизни Есенина оказалась Софья Андреевна Толстая, внучка известного писателя и автора «Войны и мира», свадьба с которой состоялась в сентябре двадцать пятого. Она была заведующей библиотекой Союза писателей и во всем поддерживала супруга, потому что не любить его было просто нереально. Однако размеренная и спокойная жизнь была точно не для него и ему скоро наскучила тихая семейная жизнь и он ушел, а Софья посвятила свою судьбу работе с сочинениями мужа – сбору, расшифровке, хранению и печати его произведений.
Уход из жизни русского поэта и память о нем: месяц умер, синеет в окошко рассвет
Разбираться, как погиб Есенин было призвано целое ГПУ, которое, впрочем, ничего так и не выяснило, а списало все на самоубийство, мол неустойчивая психика поэта просто не выдержала травм и лишений, любовных переживаний и семейных драм. Однако стоит разобраться немного с хронологией и странными фактами, что сопровождали все эти трагические дни всех, кто хоть как-то был связан с поэтом. В последние месяцы жизни поэта, окружающие озаботились его физическим и психологическим состоянием, алкоголизм прогрессировал, а затяжные депрессии длились все больше времени. Тогда его поместили в лечебницу, но никакого эффекта это не дало, он сбежал оттуда и остановился в одной из питерских гостиниц.
Итак, как погиб Есенин, никто не понимает до сей поры. 28 декабря, как раз в преддверии Нового 1926 года Есенина обнаружили сотрудники отеля «Англетер» в Петербурге мертвым. А перед этим накануне он передал приятелю Вольфу Эрлиху свое последнее стихотворение-прощание. Тело поэта окоченело в странной позе и многие рассказывали, что на его теле были отчетливо видны следы побоев. Более того, были сведения, что у него даже вытек глаз. Однако в официальной версии все равно написали самоубийство. Похоронили Сергея 31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище.
В родной деревне поэта, под названием Константиново, что в Рязанской области открыт музей-заповедник Есенина. Кроме того, его именем названо множество учебных заведений, улиц, площадей и проспектов в разных городах России и не только. Памятники поэту установлены в Москве, Петербурге, Рязани, Краснодаре, Воронеже, Баку и других городах. В 1958 и 1975 годах были выпущены памятные марки в честь Сергея и даже на албанской марке 95-го года прошлого века имеется его изображение. О жизни и смерти великого русского поэта снято множество документальных и художественных кинолент.
Интересные факты из жизни Сергея Есенина
Вся жизнь русского поэта Сергея Есенина наполнена тайнами и загадками, мистикой и странными событиями. Самым странным событием можно назвать предсмертную записку со стихотворением, отправленным Вольфу Эрлиху «До свиданья, друг мой, до свидания…». Там был не только стих, но и письмо, в котором Сергей сетовал, будто в номере совсем нет чернил, отчего пришлось своей кровью. При анализе выяснилось, что письмо и правда написано при помощи крови.
- Есенин удивительным образом просто на дух не переносил милиционеров, а также боялся заразиться сифилисом, что было его идеей фикс. Увидев первых, он сразу бледнел, сникал и пытался остаться незамеченным, хотя только что буянил и дебоширил. Если у него вдруг вскакивал прыщ, как пишут те, кто его знал, он впадал в беспокойство и уже предполагал у себя венерическое заболевание.
- Поговаривали, что Есенин постоянно таскал с собой заряженный револьвер, так как опасался покушения и убийства. Писатель и исследователь Василий Кузнецов даже издал книгу про последние дни поэта и расследование его убийства, которое было полностью сфальсифицировано.
- Во время службы в армии в Первую мировую, Сергей был санитаром при царском поезде, что и дало ему возможность читать свои стихи самой императрице.
- Владимир Маяковский и Сергей Есенин никак не могли поэтический олимп страны, из-за чего постоянно вспыхивали конфликтные ситуации. Они спорили и в жизни, и в стихах, однако вполне признавали талант друг друга.
Стоит поделиться еще одним фактом, как Есенин «выбивал» бумагу для печати произведений в созданном им издательстве «Трудовая артель художников слова». Он надевал длинную рубаху, подвязывал ее веревкой, зачесывал волосы на крестьянский манер, хватал в руку шапку и бежал кланяться и старательно окать, будто нет бумаги для крестьянских поэтов. Такому «просителю» отказать уже не могли, и он несся обратно, вдохновленный полученной победой.
perstni.com
| / Биографии / Есенин С.А. -Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6-Вариант 7-Вариант 8-Вариант 9-Вариант 10ЕСЕНИН, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – русский поэт, (1895–1925). Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов. В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем – в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики. В 1910–1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина Радуница вышел в 1916. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, – свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания. Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть… Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки.., Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари…, Дымом половодье зализало ил.., Хороша была Танюша, краше не было в селе…). После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать… Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…». В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете „Новь", „Парус", „Заря"…». Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова – собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского – первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет – Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате – одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: …Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914). Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась – жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной… Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя – их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие – например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл…). В конце 1915 – начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага». Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…». И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди… Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами… Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь… (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти (Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина, / Я – большевик. Иорданская голубица, 1918). Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников: Языком вылижу на иконах я Лики мучеников и святых. Обещаю вам град Инонию, Где живет божество живых. Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение: Облаки лают, Ревет златозубая высь… Пою и взываю: Господи, отелись! В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в «узловой завязи природы с сущностью человека», в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня». Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное…». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика. В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени. Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести «новый град – Инонию» придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже «по-осеннему», свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть… Я последний поэт деревни – пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно – руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так «страна негодяев» для Номаха – и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где …если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем… Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть… Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно «крыть» советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали – к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, «крестьянский» поэт. Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет – Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать… И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом… В 1925 Есенин пишет поэму Черный человек – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил: …Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов. В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди... В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей. А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи… веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь». Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни …». До середины 1950-х Есенина издавали редко. Многие его произведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина создавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широких слоях общества. / Биографии / Есенин С.А. | Смотрите также по Есенину: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Главнаястатьи о поэтах |
t-smertina.narod.ru
Последние годы жизни Есенина С.А.
Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания («Письмо деду», «Письмо к сестре», «Письмо матери»). В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее. Исследователь В. Базанов отмечал, что «в стихотворных “посланиях” Есенин искусно переплавляет бытовой, казалось бы, сугубо прозаический материал, превращая его в достояние лирической поэзии, создавая особую атмосферу интимности, задушевности».
«Письмо матери» (1924) поражает музыкальностью, удивительно правильным для элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф — всё это формирует песенное начало стихотворения.
Мотив света пронизывает всё стихотворение — это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой «вечерний несказанный свет», и в первой строфе — мать: «Ты одна мне несказанный свет». Через стихотворение проходит мотив дороги: «Что ты часто ходишь на дорогу...» Ожидания матери сбудутся, встреча состоится. Лирический герой сам живёт мечтой об этой встрече, о «низеньком доме»: «Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад». Пока же он сам в дороге, в пути, усталый скиталец, но с ясным ощущением того, что «к старому возврата больше нет».
В 1924 году внезапно скончался друг С.А. Есенина А.В. Ши-ряевец. Есенин посвятил ему стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» (1924).
Много дум я в тишине продумал,Много песен про себя сложил,И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших,Никогда не бил но голове.Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить, так как «...в той стране не будет / Этих нив, златящихся во мгле...».
В 1925 году увидел свет сборник Есенина «Русь советская». Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Поэт вновь и вновь пытался понять и принять «коммуной вздыбленную Русь». Стихотворение «Русь советская» (1924) начинается элегическим воспоминанием:
Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.На перекличке дружбы многих нет.Я вновь вернулся в край осиротелый,В котором не был восемь лет.Ураган революции уничтожил целое поколение, на смену которому пришли люди с другим мышлением, другим отношением к деревне («Уж не село, а вся земля им мать», «Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец»). Но грусть не единственный и не основной мотив стихотворения. Звучит пушкинский мотив встречи с «племенем младым, незнакомым...»:
С горы идёт крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно,Поют агитки Бедного Демьяна,Весёлым криком оглашая дол.Однако это не только осознание бытия, естественности смены поколений, но и трагизм отторжения: «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», «Ни в чьих глазах не нахожу приют». Строящие новую жизнь земляки отвергают поэта. Он не осуждает их, напротив, приветствует. Его пожелания добры и светлы: «Цветите, юные, и здоровейте телом!» Но «другой напев» лирический герой не принимает: «А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей навеки присмирев». Советскую реальность он не отождествляет с Русыо, которой он будет служить вечно:
Но и тогда,
Когда на всей планете Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». '
В стихотворении «Русь уходящая» (1924) С. Есенин признаёт новую Россию, хотя понимает, что многое изменилось на родине и осознать происходящее непросто. «Я человек не новый! / Что скрывать? / Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою».
Размышляя о судьбах людей, лирический герой осознаёт трагичность тех, которые «ещё несчастней и забытей», завидует тем, «Кто жизнь провёл в бою, / Кто защищал великую идею», грустит о своём прошлом: «А я, сгубивший молодость свою, / Воспоминаний даже не имею». Подводя итоги элегическим размышлениям, он понимает трагичность своего положения:
Я знаю, грусть не утопить в вине,Не вылечить души Пустыней и отколом.Знать, оттого так хочется и мне,Задрав штаны,Бежать за комсомолом.Философское и эмоциональное наполнение поздней поэзии Есенина — избавление от внутреннего конфликта и стремление к гармонии. Это ощущается и при знакомстве с циклом «Русь советская». Ещё яснее эти настроения пронизывают стихотворение «Неуютная жидкая лунность...» (1925). Его лирический герой стремится найти гармонию в новой жизни. Воспоминаниям юности («Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин...», «По дорогам усохшие вербы / И тележная песня колёс...») лирический герой противопоставляет мечту об индустриальной деревне: «Мне теперь по душе иное... /Ив чахоточном свете луны / Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны».
В стихотворении слышится желание лирического героя увидеть новую Русь, «мощь родной стороны», возрождение деревни через индустриализацию: «Но и всё же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь». Однако и это стихотворение нельзя назвать оптимистическим, скорее это оптимистическая трагедия. «Я не знаю, что будет со мною... / Может, в новую жизнь не гожусь...» Новую жизнь лирический герой принимает разумом, а подлинные чувства — тоски и боли — в подтексте стихотворения. Мысль «может, в новую жизнь не гожусь» проходит через многие поздние стихотворения С. Есенина.
lit-helper.com
биография, личная жизнь, читать книги писателя.
Самый деревенский из русских поэтов родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Мальчик закончил земское училище, а затем два класса церковно-приходской школы. Осенью 1912 года 17-летний Есенин ушел из дома и приехал в Москву, где на заработках уже трудился его отец. Сначала он работал в мясной лавке, затем в типографии Сытина, а на следующий год стал вольнослушателем историко-философского факультета Народного университета им. А.Л. Шанявского.
Работа в типографии и учеба помогли ему сделать первые шаги в русской литературе и познакомиться с другими писателями. В 1914 году состоялась первая публикация нескольких его стихов. На следующий год он перебрался в Петроград, а затем был призван на фронт и благодаря хлопотам друзей стал служить санитаром в царскосельском военно-санитарном поезде. Тогда же Есенин сблизился с «новокрестьянскими поэтами», издал первые сборники стихов и начал приобретать популярность.
В 1918–1920 годах Есенин вошел в московскую группу имажинистов. В 1921 году он познакомился со всемирно известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала его женой и увезла его в свадебное путешествие по Европе и США с весны 1922 по лето 1923 года. Впрочем, вскоре они разошлись.
В 1924 году он порвал с имажинистами и начал вести беспорядочную жизнь, которая вызывала большую критику, а также стала причиной заведения нескольких уголовных дел, в основном из-за хулиганства. В конце ноября 1925 года его жена Софья (внучка Льва Толстого) организовала лечение Есенина в психоневрологической клинике. Однако спустя месяц Есенин покинул клинику и уехал в Ленинград, где в гостиничном номере покончил с собой.
Вспоминаем, где писали первые стихотворения Пушкин и Есенин.
Деревни, поселки и села, в которых жили известные литераторы.
Представляем пять графических портретов литераторов — друзей Юрия Анненкова и отрывки из воспоминаний художника.
www.culture.ru
Сергей Есенин - Биография
Ранние годы
Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец — Александр Никитич Есенин (1875—1967), мать — Татьяна Федоровна Титова (1875—1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.
Осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил вольнослушателем в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Профессиональная жизнь
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал в стилизованной «народной» одежде, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе.
В 1915—1917 Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.
В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
К 1918 — началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.
В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Несмотря на неформальный характер визита, Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и в США, где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.
В одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй четверти 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей.
В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти все время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз в Константиново.
В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание "евангелисту "Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.
В 1924 году Сергей Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом; Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки. Осенью 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой, внучке Л. Н. Толстого. Однако брак оказался не слишком счастливым для поэта.
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. По одной версии причиной госпитализации Есенина явилась необходимость лечения его депрессивного состояния, в котором он находился, в том числе и по причинам, связанным с алкогольной зависимостью, по другой — необходимость скрыться от постоянной опеки ОГПУ. Боязнь внимания (мнимого или реального) со стороны ОГПУ заставила поэта 23 декабря 1925 года покинуть, соблюдая конспирацию, клинику и уехать в Ленинград.
Есенинская символика
Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».
В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.
Творчество Есенина 1914—1917 годов предстает сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. Не случайно в книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди».
Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «На алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».
В дореволюционном поэтическом мире Есенин Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.
И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Даже бог не может одолеть «нечистую силу», побороть мировое зло. Тем более это не под силу людям на земле. Злая судьба, как думал Есенин, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:
Но и в эти предреволюционные годы поэт верил в то, что заколдованный круг будет разорван. Верил потому, что считал всех «тесной родней»: значит, должно наступить такое время, когда все люди станут «братьями».
Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле — важнейший принцип художественной композиции Есенина. Отсюда один из основных законов его мира — всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все они, по Есенину, дети единой материи-природы. Его дореволюционное творчество отмечено поисками своей концепции мира и человека, которую окончательно сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные», «животные» и «космические» черты.
Личная жизнь
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).
В 1917—1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой В. Э. Мейерхольда. Свой «мальчишник» перед венчанием Сергей Есенин устроил в Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, д. 50). Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин — впоследствии футбольный журналист.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и США. Их брак был краток и в 1923 году Есенин вернулся в Москву.
12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения.
Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.
Гибель
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден писать кровью.
По официальной версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.
В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «… опубликованные ныне „версии" об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).
В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы против неё. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
myesenin.ucoz.ru
Есенин Сергей Александрович - это... Что такое Есенин Сергей Александрович?
Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895(18951003), село Константиново Рязанской губернии — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.
Биография
Родился в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье, отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать Татьяна Фёдоровна (1875—1955).
В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, потом начал учебу в закрытой церковно-учительской школе.Осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами московского кружка имени Сурикова. Через год у Есенина родился сын Юрий (Георгий) от Анны Романовны Изрядновой (брак не был зарегистрирован). Юрий был расстрелян в 1937 году.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал в стилизованной «народной» одежде, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе.
В 1915—1917 Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером[1], впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.
В 1917—1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой В. Э. Мейерхольда. От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин — впоследствии футбольный журналист. От переводчицы Надежды Вольпин у Есенина был сын Александр (р. 1924), впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения).
К 1918 — началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.
В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая[2] по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Несмотря на неформальный характер визита Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и в США, где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.
В одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй половине 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей.
В начале 1920-х годы Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти все время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз в Константиново.
В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.
В 1924 году Сергей Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом; Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки. Осенью 1925 Есенин женился в третий и последний раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого. Однако брак оказался не слишком счастливым для поэта.
Барельеф Сергея Есенина на доме, в котором он жил со своей женой, Софьей Толстой. Москва, Петровский пер
В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. По одной версии причиной госпитализации Есенина явилась необходимость лечения его депрессивного состояния, в котором он находился, в том числе и по причинам связанным с алкогольной зависимостью, по другой — необходимость скрыться от постоянной опеки правоохранительных органов. Боязнь внимания (мнимого или реального) со стороны правоохранительных органов заставила поэта 23 декабря 1925 года покинуть, соблюдая конспирацию, клинику и уехать в Ленинград.
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение было написано в этой гостинице, кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы (преимущественно в националистических кругах) возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В качестве аргументов сторонники этой версии приводят также некоторые, с их точки зрения, странности и непоследовательности в документах о гибели Есенина.
Похороны Сергея Есенина. Слева у гроба поэта — первая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа — сестра Екатерина и мать Татьяна ФёдоровнаВ 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «…опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).
В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы против неё. Версия убийства Есенина троцкистами представлена в сериале «Есенин».
Поэзия
С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Издания
Прижизненные
- «Радуница», Издание М. В. Аверьянова, Петроград, 1916.
- «Сельский часослов», 1918
- «Москва кабацкая» (1924)
- «Страна Советская», Изд. Советский Кавказ, Тифлис, 1925.
- «Русь Советская» (1925)
Адреса в Петрограде — Ленинграде
- 1915 год — квартира С. М. Городецкого — Малая Посадская улица, 14, кв. 8;
- декабрь 1915 — март 1916 года — Квартира К. А. Расшепиной в доходном доме — набережная реки Фонтанки, 149, кв. 9;
- 1917 год — доходный дом — Литейный проспект, 49;
- 1917—1918 годы — квартира П. В. Орешина — 7-я Советская улица, 40;
- начало 1922 года — гостиница «Англетер» — улица Гоголя, 24;
- апрель 1924 года — гостиница «Европейская» — улица Ласаля, 1;
- апрель — июль 1924 года — квартира А. М. Захарова — Гагаринская улица, 1, кв. 12;
- 24—29 декабря 1925 года — гостиница «Англетер» — улица Гоголя, 24.
Авторы воспоминаний о Сергее Есенине и исследований жизни и творчества поэта
Памятник С. А. Есенину на Тверском б-ре в Москве
- Асеев, Николай Николаевич
- Бениславская, Галина Артуровна
- А. Ветлугин
- Вольпин, Валентин Иванович
- Воронский, Александр Константинович
- Городецкий, Сергей Митрофанович
- Грузинов, Иван Васильевич
- Дружинин, Павел Давидович
- Есенина, Александра Александровна
- Есенина, Екатерина Александровна
- Есенина, Татьяна Фёдоровна
- Зинин, Сергей Иванович
- Иванов, Всеволод Вячеславович
- Изряднова, Анна Романовна
- Либединский, Юрий Николаевич
- Мануйлов, Виктор Андроникович
- Мариенгоф, Анатолий Борисович
- Орешин, Пётр Васильевич
- Рюрик Ивнев
- Розанов, Иван Никанорович
- Табидзе, Тициан Юстинович
- Фурманов, Дмитрий Андреевич
- Эрлих, Вольф Иосифович
Примечания
Ссылки
Мелодекламации
Официальные документы по смерти поэта
- Акт о самоубийстве Есенина 1925 год
- Акт патологоанатомического вскрытия тела Есенина 1925 год
- Справка о смерти Есенина Ленинградского ЗАГСа 1926 год
- Заключение об обоснованности прекращения 23.01.26 г дознания по факту самоубийства С. А. Есенина 1993 год
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru