Мифологическое сознание: основные черты. Мифологическое сознание


Мифологическое сознание: основные черты

Мифологическое сознание – это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из самых древних типов восприятия мира, и примечательно то, что действительность до сих пор многими людьми воспринимается мифологично. Обычно, чем больше развита наука, тем более скептично отношение общества к мифам, однако сейчас популяризация научных знаний приводит к искажению достоверной информации, и возникают так называемые «научные мифы».

Мифологическое сознание: определение

Чтобы определить и понять сущность сознания с мифологическим типом, нужно правильно представлять само явление мифа. В простейшем понимании миф – это рассказ, который объясняет процесс или явление окружающего мира. Так, нам известны многие истории про любовь и смерть, явления природы, человеческое поведение (преданность и предательство, например). Древние мифы имеют черты художественности и иногда передавались в поэтической форме. Несмотря на это, они содержат элементы научного знания, философии и религии. Такое объяснение мифа делает его мало отличимым от сказки, однако между ними существует большая разница в восприятии слушателя: человек воспринимает миф как истину, которая основывается на вере и сопереживании героям. Таким образом, мифологическое мировоззрение – это совокупность представлений, основанных на эмоциональном восприятии действительности и вере фактам, которые изложены, но не подтверждены и основаны на догадках.

Мифологическое сознание как целостность восприятия

Здесь мы видим, что люди, которые имеют мифологическое мировоззрение, способны объяснить все окружающие явления. В этом случае не существует «информационных пробелов», т.к. все объясняется с помощью историй, в которые верят. Например, необычное стечение обстоятельств объясняется не сложными понятиями с вплетением теорий о пространстве и времени, вероятности, а элементарным обращением к «духам» или «карме». Непонятные людям явления требуют немедленного объяснения с их стороны, и поскольку наука не может объяснить все, то они пытаются восполнить эту недостачу с помощью мифов. Наверняка несправедливо утверждать, что эти догадки не имеют отношения к реальности: они могут оказаться как верными, так и ложными, поэтому использование таких понятий как «карма» или «духи» вполне допустимо и совершенно не означает наличие психических отклонений у человека.

Мифологическое сознание как единство реальности и сверхъестественного

Люди с этим типом мировоззрения не отделяют сверхъестественное от нормы, поскольку в их понимании мир един. Даже Бог или божества существуют в согласии с законами мироздания и не противоречат им. Боги или духи предстают здесь как элементы нашего мира, которые вступают во взаимосвязь с элементами низших звеньев – животными или человеком.

Мифологическое сознание как символическое восприятие действительности

Здесь в мышлении превалирует символическое восприятие. Если в научном мире оперируют понятиями, то в мифологическом преобладают изображения, символы и знаки. Человек в этом случае ищет особый смысл в событиях, которые его окружают, и считает их неким «знаком».

Мифологическое сознание и вера в магические явления

Это, вероятно, самое яркое выражение мифологического мировоззрения. Здесь человек верит в магические силы природы, для него допустимо применение обрядов и ритуалов, чтобы склонить на свою сторону высшие силы, которые, по его верованию, могут облегчить состояние его дел и поддержать в сложной ситуации. Самым распространенным является вид симпатической магии, который проявляется в отождествлении символа и предмета. Человек верит, что, оказав воздействие на вещь, которая косвенно или прямо символизирует, например, другого человека, то это отразится на его состоянии. Обычно такие ритуалы сопровождаются словами, смысл которых зависит от цели воздействия.

fb.ru

Мифологическое сознание - это... Что такое Мифологическое сознание?

 Мифологическое сознание это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь, но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет обобщений, в нем не все осознается и осмысливается. Мифологическое сознание создает образы фантазии и пытается ими жить, из них исходить. В этом сознании много мистики, нет четких границ между природой, животным и человеком – все воспринимается как один мир. Элементы мифологического сознания есть у детей дошкольного возраста – они разговаривают с игрушками, сами уподобляются им, оживляют природу, нередко фантазируют по поводу своего прошлого до появления на свет. В таком сознании деформируется информация; ибо оно существует на основе слабой осведомленности, проявляется стихийно, в нем неясны нравственные понятия и идеалы. С возрастом оно преодолевается рациональным типом мышления.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Миф
  • Мифология

Смотреть что такое "Мифологическое сознание" в других словарях:

  • Мифология — Пенелопа  персонаж греческой ми …   Википедия

  • Миф — МИФ. Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Школьное определение мифа фантастические представления о богах и богоподобных героях, слагающиеся в донаучных сумерках первобытных… …   Литературная энциклопедия

  • Миф —     МИФ. Содержание этого понятия далеко не столь просто и прозрачно, как это обычно представляют в широких кругах. Школьное определение мифа фантастические представления о богах и богоподобных героях, слагающиеся в донаучных сумерках первобытных …   Словарь литературных терминов

  • МИФ — Это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Первое значение, или представление,… …   Энциклопедия культурологии

  • Карлова, Ольга Анатольевна — Ольга Анатольевна Карлова Дата рождения: 14 мая 1957(1957 05 14) (55 лет) Место рождения: Абакан, Хакасская автономная область, Красноярский край, СССР Страна …   Википедия

  • Мировозрение — Мировоззрение  одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и… …   Википедия

  • Миросозерцание — Мировоззрение  одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и… …   Википедия

  • Мифологическая картина мира — Мировоззрение  одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и… …   Википедия

  • Убеждения — Мировоззрение  одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и… …   Википедия

  • Мифы и сказы — Греческая мифология, Пенелопа. Мифология (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος  предание, сказание и греч. λόγος  слово, ра …   Википедия

Книги

  • Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Т. А. Смолицкая, Т. О. Король, Е. И. Голубева. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее  Купить за 925 руб
  • Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее  Купить за 852 руб
  • Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее  Купить за 539 руб
Другие книги по запросу «Мифологическое сознание» >>

spiritual_culture.academic.ru

Мифологическое сознние

Мифологическое и религиозное мировоззрение

Реферат

«Мифологическое и религиозное мировоззрение»

Мифологическое мировоззрение

Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была мифология. Мы встречаем мифы во всех культурных регионах Древнего мира. Мифология —систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества. Это — исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную мировоззренческую тему — о мироустройстве, о происхождении человеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях.

Широко известны античные мифы — детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных.

Так, один из мифов Греции рассказывает: дочь Урана (Небо) и Геи (Земля) богиня памяти Мнемозина родила девятерых детей, которым было ведомо прошлое, настоящее и будущее. Будучи покровителями певцов и музыкантов, они передают им свой дар. Кто же эти удивительные существа? Боги, демоны? Нет, этой волшебной силой обладают хрупкие девушки, дочери Мнемозины и Зевса — музы:

Клио — муза истории со свитком и палочкой для письма;

Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком из плюща;

Терпсихора — муза танца с лирой;

Талия — муза комедии с комической маской;

Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем;

Каллиопа — муза знания и эпической поэзии;

Эрато — муза лирической поэзии, не расстающаяся с лирой;

Эвтерпа — муза песнопений, несущая флейту;

Полигимния—муза гимнов и торжественной музыки, со свитком в руке, вечно задумчивая.

Сопровождает муз Аполлон — хранитель гармонии, космической и человеческой, что родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю...

Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического творчества, равно как и разветвленные системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, славян. Большой интерес с точки зрения истории культуры представляют мифы народов Африки, Америки, Австралии.

Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека.

Здесь находят свое отражение практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового — проблемы происхождения мира (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жизненные мифы), вопросы будущего, пророчества о "конце мира" (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.

Для мифологии характерна своя пространственно-временная структура. Любое событие, о котором рассказывается в этого рода повествованиях, относится к далекому прошлому — к мифологическому времени. Таким образом, священное ("сакральное") время строго отделено от "профанного", т. е. эмпирического, "настоящего" времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла.

Структура мифологического сознания

Тот, кто "живет" мифом, говорит М. Элиаде, из профанного, хронологического времени вступает в другое время, другое состояние, а именно в сознания "священное время", которое дано изначально и все-таки может как угодно часто возобновляться.

Благодаря вовлеченности в ритуальное действо индивид как бы выпадает из своего повседневного существования в обычном мире с его обычной, естественной логикой и здравым смыслом и вступает в просветленный, сияющий мир, который пронизан присутствием сверхъестественного. Танцор, принимающий участие в мифической драме, не только олицетворяет бога, он внутренне, психологически отождествляется с ним.

Все события, явления и вещи в мифическом времени играют роль образца, правила, закона, т. е. приобретают значение парадигмы, стандарта поведения и масштаба оценок в настоящем. Тем самым стародавность мифологического» сюжета переживается в настоящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая традиции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры.

Архаическое сознание отражало неразвитость практики людей, зачаточный характер форм предметного освоения мира человеком. Оно двояко по своей структуре: во-первых, этоколлективное сознание (отсюда способность каждого члена рода к сопереживанию, отождествлению себя с другими), во-вторых, это родовое сознание, основанное на сохранении исторической памяти предков рода (отсюда устойчивость и традиционность содержательного измерения первобытного сознания).

Из этой двоякости вытекает сама возможность мифотворчества. Другой его предпосылкой, как утверждает К. Г. Юнг, являются архетипические формы, образы и мотивы, поднимающиеся из глубин коллективного бессознательного, как некие изначальные смысловые схемы.

Миф благодаря своим мировоззренческим сюжетам соединяет первобытного человека с бесконечностью космоса, вписывает его в структуру мироздания, в социальный и природный мир, ориентирует его поведенческие реакции на достижение нужных роду жизненных ценностей. Через ритуал, обряд, через музыку, танец, пение, ритм миф вовлекает индивида в качестве активной самодеятельной силы в жизнь социума, пробуждает в нем ощущение полноценности бытия, чувство стабильности и защищенности.

Основные черты мифологического сознания

Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты: 1) символизм; 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность. Рассмотрим их кратко.

Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов;обобщенный смысл в границах конкретно-чувственного мышления может формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).

Этиологизм (от греческого слова "причина") выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией: повествование заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение тем или иным явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает генетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась.

Синкретизм мифа — это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира — искусства, религии, морали и др. Синкретическая природа мифологии послужила исходной категориально-смысловой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последующих явлений духовного производства, и в сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос), и в сфере рационально-мыслительных форм — философии, науки и др.

Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным человеком с самой реальностью; индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации.

Прозрачность мифа означает, что человек видит мир через призму существующих мировоззренческих представлений, при этом сама эта призма, подобно стеклам оптического прибора, никак не воспринимается. Другими словами, концептуально-смысловая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта.

Отсюда: не существует никакого "зазора", никакого несовпадения, противоречия между мифом и реальностью. Прозрачность мифа позволяет ответить на кардинальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос: каким образом в данной системе мировоззрения обеспечивается стабильность и убедительность. Никакая мировоззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности.

Для мифологии такими основаниями служит принцип прозрачности, обеспечивающий полное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззренческом сюжете.

Религиозное мировоззрение

Следующей исторической формой миропонимания явилась религия (от латинского слова "благочестие", "набожность"). Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы. Но самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм). Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных, мировых религий — буддизма (6—5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) иислама (7 в.).

Мировые религии

Появление национальных и мировых религий оказало мощное влияние на эволюцию всей духовной жизни человечества. В условиях глубоких социальных потрясений и катаклизмов, разломов в культурном бытии целых народов, в том числе в ситуации кризиса Римской империи, такие мировые религии, как христианство, позднее ислам, берут на себя задачу сохранения духовности и важнейших культурных традиций, "...христианство, — пишет Р. Тарнас, — царило в культуре Запада в течение почти всего ее существования — не только являясь ее главнейшим духовным стимулом на протяжении двух тысячелетий, но также оказывая влияние на философское и научное развитие в эпоху Возрождения и Просвещения.

Да и сегодня — пусть не столь явно, но от этого не менее властно — христианское мировоззрение все еще воздействует на культурную атмосферу Запада — по сути, пронизывая ее, — даже если на первый взгляд она и представляется совершенно мирской."

Любопытно, что Библия является самым распространенным в мире произведением; она полностью была переведена на 314 языков. Ее считают и первой книгой, связанной с печатным станком: в 1454 г. Иоганн Гутенберг, его изобретатель, опубликовал в Майнце, Германия, впервые типографским способом 42 строки из Библии. Подсчитано, что между 1815 и 1975 гг. было напечатано 2,5 млрд. экземпляров Библии. Самые древние библейские тексты, выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 г.; они относятся приблизительно к 587 г. до н. э.

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, "земной" (профанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень.

Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, "греховного", погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

В отличие от предшествующих религиозных учений, христианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой принадлежности. "Из всех характерных черт новой религии стержневым оказались притязания христианства на универсальность и на масштабность исторических свершений: подобная категоричность имела иудейские корни.

Иудео-христианский Бог — это не племенной либо полисный бог, один из немногих, но единственный подлинный и верховный Бог, Творец Вселенной, Повелитель истории, всемогущий и все ведающий, вездесущий Царь Царей, чьи непревзойденные сила и власть требовали преданности и подчинения равно от всех народов, от всего человечества".

Становление религиозного сознания падает на период разложения родового строя. В эпоху раннего христианства рациональная соразмерность, гармоничность космоса древних греков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипсических видений, тем восприятием социальной реальности, которое складывалось у порабощенных народов Римской империи, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрывающихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семитских племен.

В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего — крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. Именно в этот период, переломный и трагический момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все люди, независимо от социального положения и этнической принадлежности, равны перед Всевышним, человек — носитель величайшего, доныне невостребованного богатства — бессмертной души, источника нравственной силы, духовной стойкости, братской солидарности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос — космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и униженного человеческого существа.

Благодаря чему человек может находить опору, заглянув в свою собственную душу? Благодаря тому, что она получает в религиозном сознании особый онтологический статус. Душа бессмертна и дарована нам свыше. Благодаря этому мы получаем способность ощущать нашу жизнь как бытие в Боге и через Бога.

Для последователей другой мировой религии — ислама — воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям выражает сокровенную сущность тех событий, которые составляют реальную ткань человеческой истории. Ислам пришел в арабский мир в середине 7 века и положил начало формированию мощной исламской цивилизации, что находится в тесном взаимодействии с цивилизацией восточноевропейской, развившейся под сильным воздействием православного христианства, и западноевропейской, религиозным проявлением которой служат католицизм и протестантизм.

Следует обратить внимание на то, "что ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями прежде всего восточного (православного) христианства, а потому взаимопонимание между православными и мусульманами в значительной мере облегчено.

Так было на протяжении более чем тысячелетней истории нашей страны, и в наши дни можно видеть черты сходного отношения ко многим явлениям жизни у представителей этих цивилизаций... Кризис, который переживает современный мир (и Запад, и Восток), несмотря на очевидные успехи науки и бурный прогресс в области материального производства, ставит перед человечеством новые проблемы, разрешение которых потребует объединения всех духовных сил.

Преодолеть раскол между верующими и неверующими, между людьми различных вероисповеданий и между людьми, придерживающимися различных взглядов на желательное социальное устройство общества, — настоятельная необходимость нашего времени".

Вера как принцип религиозного сознания

Религия, в своей развитой форме, как на Западе, так и на Востоке предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей в новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к критическому взгляду на окружающую жизнь, способность к рефлексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности.

Для того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовался существенно иной способ их обоснования. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры. Вера есть уверенность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его таковым.

Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по определению они даны свыше.

Они либо принимаются сердцем, глубинной экзистенцией человека, либо не принимаются. Центральной задачей институализированной религии поэтому является "укрепление духа веры". Религия, согласно И. Канту, является познанием наших обязанностей в виде существенных законов любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как божественные заповеди.

Переход от мифологии к религии занял целую историческую полосу, включая промежуточные формы. Так, уже в эпоху египетского Древнего царства в знаменитом "Мемфисском богословском трактате" (середина III тысячелетия до н. э.) мы встречаем четко выраженную монотеистическую трактовку бога Птаха. К нему, как к единому началу, восходит все существующее — от других богов до червей.

Но и в Египте, и в Месопотамии, и в других древних цивилизациях божественное понималось как имманентное: боги были в природе. Египтяне видели в солнце все, что доступно человеку в его знании о Творце; вавилоняне видели в нем бога Шамаша, вершителя справедливости. Принципиально иную картину мы наблюдаем в верованиях древних евреев эпохи псалмистов и пророков. Их бог не был в природе. Он был трансцендентен природе, знаменуя выход религиозного мировосприятия в сверхприродную реальность.

Ответить на вопросы.

1 Как автор данного реферата определяет мифологическое мировоззрение? Приведите не менее 3-хдоказательств (используя текст реферата).

2. Какова, по автору, структура мифологического сознания. Вы согласны с точкой зрения автора? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.

3.Что общего в религиозном и мифологическом сознании?

studfiles.net

Мифологическое сознание - Илья Латыпов

- Биоэнергетические каналы у тебя забиты.

- Точно?

- Да. Чакры – вот здесь и вот здесь – закрыты, энергия не течет.

- А… Откуда вы вообще знаете про эти чакры?

- Древняя мудрость, которую в наше время подтверждают ученые.

     Так завершился мой эксперимент по изучению у меня же энергетических каналов. Мой собеседник продолжал много говорить о древней мудрости, о неких ученых, которые совершили прорывные открытия в области энергетики кундалини, а я все более и более приходил к ощущению, что живу в эпоху возрождения древнего, как человечества, мифологического сознания. То, что говорил «экстрасенс», было чистым потоком мифов, объединяющим его с древними шаманами, сказителями, жрецами. И, главное, у современного шамана было много слушателей… Попробуем разобраться.

Мифологическое сознание – древнейший тип общественного сознания человека. Общественное сознание определяет то, как мы воспринимаем окружающий нас мир, как его объясняем, и какое место в мире мы определяем для самих себя. Мы вырастаем в определенной среде, и наши родители, друзья, общественные институты раз за разом подсказывают нам, как смотреть на мир, и каким образом его объяснять. Современная Россия полна мифов, и общественное сознание во многом стало мифологическим… 

     Что такое миф? Если попытаться определить его совсем просто, то миф – это некая история, объясняющая то или иное явление окружающего мира. В древности миф чаще всего облекался в художественно-поэтическую форму, и содержал в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии. Миф – это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается слушателем как истина. Ощущение истинности мифа не основано на фактах, его подтверждающих. Оно базируется на вере и эмоциональном сопереживании, сопричастности. Иными словами миф – это некая информация, истинность которой пока не подтверждена (и не опровергнута) фактами, но в которую верят, потому что есть желание верить. Подчеркну – миф не синоним выдумке! Идея Бога, например, это миф. Идея о том, что наука рано или поздно может познать все явления окружающего мира и решить все проблемы человечества – миф. Идея о том, что человек использует только 10% возможностей своего мозга – неправда, но для множества людей это расхожая истина, т.е. – миф. Равно, как и знаменитый 25-й кадр (ложь, но в ней уверены множество людей, и в этом случае это – наукообразный миф).

     Мифологическое осознание мира обладает рядом особенностей, многие из которых ярко проявляются и во многих наших современниках, и в нас тоже есть элементы мифологического мировосприятия. Отмечу основные особенности.

1.      Целостность.

Целостность мифологического сознания заключается в том, что для него в природе не существует «белых пятен». Любое явление окружающей среды, любые процессы, происходящие с самим человеком, можно объяснить при помощи какой-либо истории-«объяснялки». Главное условие – чтобы в эту историю верили. Человек с мифологическим сознанием не скажет «я не знаю». Он спишет все на духов, проклятие, припомнит соответствующую легенду… «Белые пятна», неизвестные нам элементы мира, всегда вызывают тревогу (как напряжение, вызванное неизвестностью и непонятностью).   

       К.Г.Юнг в свое время с иронией отметил, что с течением времени содержание мифов меняется. Если раньше к людям являлись ангелы, то теперь их похищают инопланетяне. Собственно говоря, инопланетяне – часть современной мифологии, взявшей за основу научные идеи, и пытающейся объяснить некоторые непонятные для людей явления (НЛО). Другой классический пример – многочисленные теории заговоров, объясняющие чуть ли не все процессы в экономике и политике (а то и во всей истории) существованием всемирного заговора масонов, олигархов, сионистов и так далее. Роли древних божеств, колдунов и демонов в этой мифологии заняли таинственные комитеты, сверхмогущественные богачи и так далее. Ничто в мире не может произойти без их ведома. Мифологией является и креационизм – учение о том, что мир создан Богом (т.к. сам Бог является фигурой мифологической).<span small;"="">

     Так или иначе, объяснение будет подобрано любому явлению и процессу. Данная особенность играет очень важную роль для человека: она делает мир более уютным и объяснимым, создавая иллюзию контроля и снижая тревогу. Одно дело – считать землетрясения проявлением слепых и беспощадных сил природы, другое дело – считать их божественной карой за конкретные грехи. В этом случае с божеством можно попробовать и договориться…

     Другой аспект целостности – это одушевление неживого мира. Вы когда-нибудь на компьютер злились? На телевизор орали? С автомобилем разговаривали?

2.      Отсутствие деления на «естественное» и «сверхъестественное».

     В первобытном мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Сверхъестественное – это то, что находится выше нашей реальности, то, что не подчиняется законам природы и, более того, может само их устанавливать. Например, это Бог в христианстве, иудаизме и исламе. Но в «чистом» мифологическом сознании все – естественно и подчиняется единым законам, даже боги. Боги или духи – это такие же обитатели нашего мира, как и люди, только обладающие большими возможностями. Боги по отношению к людям находится примерно в таком же положении, что и люди по отношению к животным. Люди в целом могущественнее животных, но это вовсе не значит, что животные не могут на нас воздействовать и что мы  можем совсем без них обходиться. Также и боги (духи) связаны с нами.

     Наглядным примером являются древнегреческие боги. Могущественные, но одержимые человеческими страстями, любящие земных женщин и мужчин. Чтобы не утратить вечной юности, боги употребляют в пищу амброзию и нектар. В «Илиаде» Гомера герой Диомед вступил в  схватку с двумя богами, Аресом и Афродитой, и ранил обоих, изгнав их с поля боя. Боги и духи – уязвимы, их можно обмануть, с ними можно заключать сделки.

     Например, характер сделки носят взаимоотношения некоторых африканских племен со своими божествами. Допустим, мы имеем племя, занимающееся поливным земледелием (сильно зависящим от дождей). Главный бог – бог дождя. Засуха… Бог не выполняет свою часть негласного договора. Тогда сначала ему перестают приносить жертвы. Засуха продолжается. Тогда его изображение начинают ругать. Конца засухе не видно. Тогда идол валят, начинают бить палками и втыкать в него гвозди. Наконец, дождь пошел – и идол торжественно водрузили на место. Сделка возобновлена.

     Мифологической в своей основе является индуистская концепция «бхакти», согласно которой индус выбирает себе из огромного сонма индийских божеств одно и поклоняется ему как главному покровителю (а к другим богам обращается по надобности). Главными «бхакти» традиционно выступают Шива и Вишну.

     В современном мир такая модель взаимоотношений нередко видна в религиозной практике. Когда верующие люди пытаются заключить с Богом сделку по принципу «ты мне – а я тебе». Когда мексиканские наркобароны, убивая людей направо и налево, при этом являются истовыми христианами и добрыми прихожанами, пытаясь таким образом подкупить Бога. А это возможно только в том случае, если Бог – не очень умное существо и уж точно не сверхъестественное существо… Когда представляют Бога в виде конкретного человеческого образа (старика на небе, например). Или когда начинают молиться не Богу, а святым – по сути, наделяя смертных людей божественными силами или полномочиями.

3.      Относительность морально-этических понятий.

У древних племён было весьма своеобразное, с точки зрения современного человека, представление о морали. Его хорошо иллюстрирует известный пример. Христианский миссионер в Южной Африке в середине XIX века пытался объяснить зулусу, что такое «добро» и что такое «зло», а заодно пояснял, что нехорошо воровать коров. На эти рассуждения зулус ответил так: «Добро – это когда я угнал у соседа коров. Зло – это когда сосед угнал у меня коров». Воровство для миссионера– практически всегда осуждаемое деяние, это грех (заповедь «Не укради»). Для зулуса этот «грех» относителен. Убийство своего соплеменника осуждается, но убийство представителя другого племени если не поощряется, то не наказывается (в христианстве, родившемся в рамках другого типа сознания, запрет на убийство носит абсолютный характер – пусть даже он фактически и не соблюдается). Знаменитые 10 заповедей первоначально относились только к одному племени, «хапиру» (они же евреи), и «не убивай» понималось как «не убивай еврея». Именно поэтому древнееврейские племена, уже после того, как Моисей сошел с горы Синай с заповедями, спокойно убивали людей других племен сотнями и тысячами, и заповедей – не нарушали. Это племенная мораль, относительная, а не абсолютная.

     Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

4.      Символическое мышление.

     Это базовая, общечеловеческая форма мышления. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь его небольшая верхушка, а основа – символическое. Этот вид мышления оперирует символами. Американский гештальт-психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм выделил три вида образов.

●        Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города). Форма и содержание в изображении полностью совпадают, автор изображения имеет в виду только то, что изобразил.

●        Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл. Например, красная роза – символ любви, изображение толстяка у некоторых народов – символ изобилия и богатства. Скрытый смысл так или иначе связан с конкретным изображением (яйцо выступает как символ жизни во многих мифологиях потому, что из яйца появляются живые существа).

●        Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются условными, искусственно созданными. О них всегда договариваются заранее. Если вы не подготовленный зритель, вы не обнаружите смысла в знаках. Например, к знакам относятся цифры, буквы алфавита, теоретические понятия (аутизм, имманентность и др.), условные обозначения (! ? +).

     Один и тот же образ может быть и изображением,  и символом, и знаком. Например, круг можно рассматривать, в зависимости от ситуации, и как мишень, и как символ солнца или луны, и как дорожный знак. Поэтому смысл символа определяется контекстом. В одном контексте чёрный цвет воспринимается как символ смерти, в другом – как символ ночи.

     Человек с мифологическим сознанием склонен видеть символы и знаки почти в любой ситуации. «Случайностей не бывает» - это мифологическая концепция, в рамках которой любое событие может быть наделено символическим, скрытым значением.   

5.      Вера в магию.

Ну вот, добрались до «классики» мифологического сознания. Магия… Магия – это вера в то, что при помощи определенного ритуала и определенных средств можно воздействовать на силы природы (в т.ч. и на духов – они же тоже часть природы!) для достижения собственных целей.

     Пожалуй, вера в магию – один из наиболее устойчивых элементов мифологического сознания, в той или иной степени сохранившийся у всех народов мира.

    Наиболее «популярна» так называемая симпатическая магия. Для нее характерна убеждённость в том, что вещь и символ (изображение), обозначающий эту вещь – суть одно и тоже, они находятся в неразрывной связи. Чтобы магически воздействовать на человека, необязательно видеть его – достаточно соорудить его фигурку, использовав, правда, какую-нибудь вещь, принадлежащую объекту колдовства (волосы, ногти и др.). После чего можно приступать к магическому ритуалу, например, наведения порчи через повреждение статуэтки. Поскольку статуэтка связана с тем, кого она изображает, то на голову несчастного должны будут обрушиться несчастья.

     Большинство ритуалов обязательно задействуют определённые словесные формулы. Слова так же обладают магической силой, и составленные в определённом порядке, могут воздействовать на силы природы и духов. Например, при раскопках древнеегипетских городов находили разбитые таблички, на которых были записаны имена вождей враждебных племён. Разбивая таблички и нарушая таким образом целостность имени, египтяне, с их точки зрения, наносили вполне реальный вред врагам – слово так же связано с вещью, как и любой другой символ, её изображающий. Слово имеет такую же силу, что и действие. Впрочем, магия была не только вредоносной, но и позитивной, которая строилась на тех же принципах.  

     В современном мире вера в магию сильна. Это и «диагностика и лечение по фотографии» экстрасенсов, и многочисленные суеверия (многие из которых базируются на том, что при помощи определённых действий – постукивание по дереву, вставание с правой ноги и т.п. – можно избежать неприятностей). Очистка ауры и чакр мало чем по сути своей отличаются от танцев шаманов перед костром. Сжигания флагов и чучел так же восходят  к древним магическим ритуалам – уничтожаемый флаг символизирует какую-либо ненавистную страну, а чучело (или портрет) – человека. Гомеопатия по главному своему принципу – «подобное лечить подобным» - полностью «симпатична», равно как мифологичен сам принцип изготовления гомеопатических средств. В общем, трудно найти человека, у которого не было бы своей приметы или суеверия, которое почти всегда сопровождается неким магическим действием, предохраняющим от враждебных сил.

     Многие религиозные действия также являются по сути свой магическими: крестик многими христианами по сути воспринимается как амулет, охраняющий от злых духов, а обряд крещения – как магический обряд (нередко, когда болеют некрещенные дети, сердобольные верующие настойчиво просят ребенка окрестить святой водой – даже не подозревая, что просят совершить магическое действие). Священник, окропляющий святой водой помещения или танки, в этот момент уподобляется колдуну. Водитель, вместо пристегивания ремня безопасности укрепляющий на стекле иконки, совершает магический обряд с амулетом. И так далее, и тому подобное…

     Второй популярный вид магии – мантическая магия, или, говоря проще, гадание. Хиромантия, астрология, руны, Таро и т.п. – все это древние и не очень способы утихомирить страх перед неизвестным будущим при помощи специальных предметов или действий (астрология).

    … Еще есть политические мифы. Исторические. Культурно-этнические… Их множество. В наше время в роли древних сказителей выступило телевидение – современный мифотворец номер 1, обладающий еще большей силой убеждения, чем какой-нибудь деревенский знаток преданий в африканской глубинке. Поразительным примером живучести древних, первобытных мифологических представлений является сооружение в XX веке в центре Москвы ступенчатой пирамиды, внутри которой лежит мумия фараона Ленина. Вспоминаю прочитанную когда-то надпись под фотографией длиннющей очереди в Мавзолей: «За советом к Ленину». Т.е. дух великого вождя по-прежнему возвращается в тело, как дух фараона возвращается в тело. «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». Или «Ленин и теперь живее всех живых!». А чего стоят однообразные мантры, которые в мегафоны выкрикивали жрецы культа, когда мимо пирамиды проходили толпы верующих, несущих флаги, выкрашенные в священный красный цвет, и эти толпы повторяли мантры? «Миру мир!» «Слава КПСС!» «Слава советскому народу!»…

     В общем, человек с доминирующим мифологическим сознанием живет в довольно понятном для него мире. В мире, где все можно объяснить, даже если нет никакой информации. И это оказывает очень успокаивающий эффект. Человек с мифологическим сознанием не скажет: «я не знаю». Потому что он может объяснить все.

tumbalele.livejournal.com

Мифологическое сознание: основные черты

Мифологическое сознание – это вид миропонимания, которое основывается, приемущественно, на желании веровать. Это один из самых старых типов восприятия мира, и броско то, что реальность до сего времени многими людьми воспринимается мифологично. Обычно, чем больше развита наука, тем паче скептично отношение общества к легендам, но на данный момент популяризация научных познаний приводит к искажению достоверной инфы, и появляются так именуемые «научные легенды».

Мифологическое сознание: определение

Чтоб найти и осознать суть сознания с мифологическим типом, необходимо верно представлять само явление мифа. В простом осознании миф – это рассказ, который разъясняет процесс либо явление мира вокруг нас. Так, нам известны многие истории про любовь и погибель, явления природы, человеческое поведение (преданность и предательство, к примеру). Античные легенды имеют черты художественности и время от времени передавались в поэтической форме. Невзирая на это, они содержат элементы научного познания, философии и религии. Такое разъяснение мифа делает его не достаточно отличимым от сказки, но меж ними существует большая разница в восприятии слушателя: человек принимает миф как правду, которая основывается на вере и сопереживании героям. Таким макаром, мифологическое миропонимание – это совокупа представлений, основанных на чувственном восприятии реальности и вере фактам, которые изложены, но не доказаны и основаны на гипотезах.

Мифологическое сознание как целостность восприятия

Тут мы лицезреем, что люди, которые имеют мифологическое миропонимание, способны разъяснить все окружающие явления. В данном случае не существует «информационных пробелов», т.к. все разъясняется при помощи историй, в которые веруют. К примеру, необыкновенное стечение событий разъясняется не сложными понятиями с вплетением теорий о пространстве и времени, вероятности, а простым воззванием к «духам» либо «карме». Непонятные людям явления требуют незамедлительного разъяснения с их стороны, и так как наука не может разъяснить все, то они пробуют восполнить эту недостачу при помощи легенд. Наверное несправедливо утверждать, что эти гипотезы не имеют дела к действительности: они возможно окажутся как верными, так и неверными, потому внедрение таких понятий как «карма» либо «духи» полностью допустимо и совсем не значит наличие психологических отклонений у человека.

Мифологическое сознание как единство действительности и сверхъестественного

Люди с этим типом миропонимания не отделяют сверхъестественное от нормы, так как в их осознании мир един. Даже Бог либо божества есть в согласии с законами мироздания и не противоречат им. Боги либо духи стают тут как элементы нашего мира, которые вступают во связь с элементами низших звеньев – животными либо человеком.

Мифологическое сознание как символическое восприятие реальности

Тут в мышлении превалирует символическое восприятие. Если в научном мире оперируют понятиями, то в мифологическом преобладают изображения, знаки и знаки. Человек в данном случае отыскивает особенный смысл в событиях, которые его окружают, и считает их некоторым «знаком».

Мифологическое сознание и вера в волшебные явления

Это, возможно, самое колоритное выражение мифологического миропонимания. Тут человек верует в волшебные силы природы, для него допустимо применение обрядов и ритуалов, чтоб склонить на свою сторону высшие силы, которые, по его верованию, могут облегчить состояние его дел и поддержать в сложной ситуации. Самым всераспространенным является вид симпатической магии, который проявляется в отождествлении знака и предмета. Человек верует, что, оказав воздействие на вещь, которая косвенно либо прямо символизирует, к примеру, другого человека, то это отразится на его состоянии. Обычно такие ритуалы сопровождаются словами, смысл которых находится в зависимости от цели воздействия.

live-note.ru

Мифологическое сознание

Понятие мифа.“Личность - история - чудо - слово” (А. Ф. Лосев). Миф и религия. Миф, сказка, священная история, историческое предание.

Миф как мистическое сознание. Понятие мистической реальности. Мистические свойства изображений, имен, сновидений. Примат веры над опытом. Погруженность сознания в природу, невыделенность сознания из бессознательного. Закон партиципации (сопричастия) как выражение мистической причинности. Анимизм и эволюция его форм.

Миф как пра-логическое сознание. Примат синтеза над анализом. Ассоциативность и совмещение противоположностей. Наглядность. Символический характер обобщений. Преобладание эмоционально-поведенческих элементов: миф и магия.

Миф как коллективное сознание. Традиционность и эмоциональность коллективных представлений. Архетипы коллективного бессознательного и миф.

Символ - миф - догмат(Н. А. Бердяев). Миф как символический рассказ о первофеноменах духовной жизни. Мифотворческий процесс и бессознательное. Миф как орудие религиозного ведения (С. Н. Булгаков). Догмат как “формула” мифа; рефлексивность догмата.

Вера - миф - догмат - культ.Вера как переживание. Миф как “живое знание”. Культ как переживаемый миф, оживляемый догмат.

Классификация мифов: этиологические, космогонические, антропогонические, астральные, близнечные, героические, тотемические, календарные, эсхатологические; их структура.

Специфика античного философского мышления

Античная философия и мифологическое сознание.

Космологизм античной философии. Проблема первоначала. Идея единства мира. Диалектика целого и части. Проблема дискретности и непрерывности мира. Макрокосм и микрокосм. Структура космоса. Особенности античного пантеизма. Натурфилософия.

Диалектические идеи античности. Идея становления. Противоположности и изменчивость. Диалектика объективная и субъективная.

Диалектика идеи и материи. Мир идей и мир вещей в учении Платона. Материя и форма в учении Аристотеля.

“Скульптурность”античного мышления.

Классическая и эллинистическая философия.

Учение стоиков о логосе. Зарождение этикиотрешения.Скептическоесознание и проблема фундамента мировоззрения.

“Схоластический” период античной философии. Эклектизм и мистицизм.

“Век синкретизма”: переходная эпоха между язычеством и христианством

Библия - основа христианской культуры. Ветхий и Новый Заветы. Иудейская апологетика и эллинская философия. Неоплатонизм: синтез древней философии. Христианская патристика и неоплатонизм. Система догматов.

Христианское религиозно-философское мышление Основные проблемы христианской философии: Бог, Мир, Человек

Трансцендентное и имманентное как основная антиномия религиозного сознания. Понятия трансцендентного и имманентного. Религиозная вера как двусторонняя связь Бога и человека.

Тринитарная проблема: идеи неоплатонизма и христианства.Единоев учении Плотина и личностное понимание Бога. Мифология, священная история, имена. “Ареопагитики”.

Проблема доказательства бытия Бога.

Проблема богопознания. Апофатическое и катафатическое богословие.Символизмрелигиозного сознания. Природа символа: “разделяя, связывать”.

“Разумное” знание и вера. Принцип превосходства веры над разумом. Идея гармонии веры и знания. Философия как “служанка богословия”. Богословие и религиозная философия: границы сходства и различия. Концепция “двух истин”. Научный прогресс и религия.

Христианское учение о творениии идея эманации. Экземпляризм.

Время и вечность. Мифологическое и эмпирическое время. Начало и конец времени. Эсхатология. Научно-техническая эпоха: “ускорение” времени и утрата вечности.

Телесность мира и природа зла. “Отрицательное” понимание зла. Человеческая воля как источник зла. Теодицея.

Христианское учение об образе Божием в человеке. Вочеловечение Бога и обожение человека. Тройственность человеческой души (воля, ум и чувство) и триединство Добра, Истины и Красоты.

Христологическая проблема. Единство Божественного и человеческого.

Грехопадение и спасение: диалектика единого и многого. Христианская концепция грехопадения как распадения единства.

Христианский персонализм.

“Град земной и град Божий”. Церковь как мистический центр и ее спасительная роль. Общественность и церковность. Проблема власти: спор о “двух светильниках”. Конец истории.

Европейская схоластика

Общая характеристика схоластической философии.

Сущность схоластики: построение вероучения на метафизических основах. Характер трудов: комментарии и “Суммы”.

Важнейшие источники схоластики: неоплатонизм, труды Аристотеля, “Ареопагитики”.

Главные “ориентиры” схоластики: Августин и Фома Аквинский.

Проблема универсалий. Проблемасущности и существования.

Философия мистического опыта

Схема космоса и путь мистического восхождения(учение Плотина). Микрокосм духовный и двоякая тяга человеческой души. Методическое восхождение к созерцанию Первоединого. Учение о нетварном свете и “умном созерцании”.

Мистическое состояние сознания. Главные характерные признаки: неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Мистическое чувство отчужденности от мира и единения с Абсолютом.

Систематически культивируемый мистицизм как элемент религиозной жизни. Мистический экстаз и откровение.

Мистическая истина и ее критерии. Многообразие содержания и субъективность; апофатизм. Внутренняя достоверность как критерий истинности.

Псевдо-Дионисий Ареопагит - глава христианского мистицизма: апофатическое богословие, познание как неведение и сопричастность.

Специфика христианской мистики: центральная роль Христа, концепция обожения, учение о катарсисе.

Основные направлениядревнецерковной мистики: нравственно-практическое, абстрактно-спекулятивное, этико-гностическое. Мистика эмоциональная и рациональная. “Праксис” и “теория” (gnosis). Обожение как духовно-осязаемое присутствие Христа в душе человека и как наивысшее упрощение человека.Исихазм. “Молчание ума”. Предстояние перед Богом и метод внутренней молитвы.

studfiles.net

§ 1. Мифологическое сознание и его эволюция. Генезис философии. Становление философского сознания

Похожие главы из других работ:

Возникновение начальных форм мировоззрения

§1 Мифологическое мировоззрение

Миф - необходимейшая - прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая - категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического...

Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования

1.Эволюция диалектики от Гегеля к Марксу

...

Закон взаимоперехода количества и качества

7. эволюция и революция как формы развития

Под ЭВОЛЮЦИЕЙ в философии понимаются медленные, постепенные накопления количественных изменений. РЕВОЛЮЦИЯ означает коренное, качественное изменение существующего, резкий переход из одного качества в другое...

Концепции естественных прав

2. Эволюция естественно-правовых концепций

Древнейший вариант идеи естественного права - представления об извечном мировом порядке, установленном по воле богов, содержащиеся в мифах и священных писаниях разных народов. Общество рассматривалось как органическая часть миропорядка...

Основы учения о бессознательном

1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

...

Основы философского знания

2. Сознание и бессознательное. Сознание и язык

...

От мифа к логосу: зарождение западноевропейской философии

§1. Мифологическое сознание

Мифологическое сознание, как и миф, не совсем понятный или проработанный термин, употребляемый в разных, не всегда совпадающих смыслах: с одной стороны, это сознание древних в его целостности, с другой -- сознание...

Россия: религия, нравственность, власть

Эволюция

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях...

Сущность и цели философии

3. Эволюция взглядов на пространство и время

Пространство и время - фундаментальные категории современного естествознания. Физические, биологические, географические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с пространственно-временными характеристиками объектов...

Учение о государстве. Чичерин и Кавелин

3. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина

Внимательное изучение эволюции взглядов Б.Н. Чичерина приводит к пониманию того, что здравый смысл, основанный на блестящем знании исторической обстановки и состояния общественного духа российского народа...

Феномен любви в различных языках и культурах

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения -- в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например...

Философия Бертрана Рассела

1. Эволюция философии Бертрана Рассела

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США...

Философия и культура

2. Эволюция взаимосвязи культуры и философии

На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно -- пожалуй, лишь в XVII--XVIII веках, в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера, И. Канта. Человек определяется как существо...

Философия Платона, ее объективный идеалистический характер

1.1 Эволюция платоновской философии

Знаменитым учеником Сократа был философ Платон Афинский (428-347 гг. до н.э.). Настоящее имя его - Аристокл, а Платон - это прозвище, которое переводится с греческого как «широкий». Он получил его то ли за кре-пость телосложения, то ли - за широкий лоб...

Философия человека Н. Бердяева

1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева

В Киеве в 1874 году в дворянской русской семье родился Николай Александрович Бердяев. Прежде чем в 1894 году он поступил на естественный факультет Киевского университета, а затем перешел на юридический, Н.А...

fil.bobrodobro.ru