Эпоха ивана грозного кратко: Грозный Иван — Узнай Москву

Эпоха Ивана Грозного — кратко.

Иван IV был сыном великого князя Василия III и Елены Глинской. После смерти отца Ивана правление взяла на себя его мать, которое продолжалось 5 лет. После смерти великой княгини власть перешла в руки членов семибоярщины.

Детство будущего царя прошло в обстановке постоянной борьбы за главные роли между боярскими родами Шуйских, Оболенских, Бельских. Сцены боярского своеволия и насилия развили в Иване подозрительность и глубокое недоверие к людям. Свое 15-летие (пора совершеннолетия в XVI веке) он ознаменовал лишь опалами да казнями.

Начало самостоятельного правления Ивана IV отмечено актом политического значения – 16 января 1547 года он принял титул царя.

В 1549 году образовалась партия реформ, возглавленная любимцем царя Алексеем Адашевым, и получившая название «Избранной рады». Сюда входили близкие царю люди — дьяк Иван Висковатый, митрополит Макарий, священник Сильвестр, А.М. Курбский. С этого времени начинается эпоха правления Ивана Грозного, ознаменованная успехами во внутренних делах и внешней политике.

Иван IV вместе с Избранной радой провели ряд реформ, направленных на централизацию Русского государства. На характер реформ повлияло Московское восстание 1547 года, показавшее царю, что власть его не самодержавна.

Первым шагом стал созыв в 1550 году Земского собора, или Великой земской думы. Иван IV дал понять, что время боярского самовластия миновало, и бразды правления берет в собственные руки. Плодом совещания явилось новое издание судебного свода, который повторил Судебник 1497 года, но исправленный и дополненный разными указами и грамотами, связанными с улучшением судебных порядков.

В 1551 году был созван Церковный собор, где были зачитаны «Царские вопросы». Все эти вопросы вместе с ответами были разделены на сто глав, почему и все соборное уложение получило название Стоглава. Стоглав имеет такое же государственное значение, как и Судебник. Церковная реформа Ивана Грозного касалась монастырского землевладения. В мае 1551 года был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Этот закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству.

Одновременно с судебной реформой Избранная рада занялась упорядочением местничества.

В 1553 г. Иван Грозный ввел на Руси печатное дело. Книгопечатание стало новым ремеслом, которое возглавил Иван Федоров.

В целях укрепления вооруженных сил правительство Адашева приступило к организации постоянного стрелецкого войска и сформировало трехтысячный стрелецкий отряд для личной охраны царя.

Центральным пунктом внешней политики Ивана Грозного было окончательное сокрушение татарской силы. В 1552 году была взята Казань, а в 1556 царские войска овладели Астраханью. Разгром Казанского и Астраханского ханств положил конец трехвековому господству татар в Поволжье. Вслед за этим башкиры объявили о добровольном присоединении к России, признали себя вассалами царя правители Большой ногайской орды и Сибирского ханства, пятигорские князья и Кабарда на Северном Кавказе.

Но с другой стороны покорение Казани и Астрахани усилило враждебное отношение к нам Крымской орды. На тот момент Иван IV был занят начавшейся в 1556 году Ливонской войной, поэтому он отказался от идеи наступления на Крым.

На втором этапе реформ возникла единая приказная система. Внешние сношения сосредоточились в Посольском приказе, военные дела – в Разрядном, земельные дела – в Поместном, жалобы на имя царя принимались Челобитным приказом. Боярская дума контролировала деятельность приказов. Принятие приказной системы привело к отмене «кормлений» в 1556 году.

С приходом к власти Избранной рады реформы Ивана Грозного приобрели резко выраженную антибоярскую направленность.

Вскоре Иван IV стал все более и более тяготиться своими советниками, его беспокоила мысль, что они руководят им и ни в чем не дают ему воли. Поэтому в 1560 году царь разогнал Раду. Вслед за этим последовала эпоха казней и опричнины.

В 1564 году вся царская семья выехала из столицы, захватив с собой казну и церковные сокровища, и остановилась в Александровской слободе. Иван Грозный объявил о своем отречении от престола, рассчитывая на уговоры вернуться. В феврале 1565 года царь вернулся в Москву и принял власть на выдвинутых им условиях.

Иван Грозный учредил опричнину со своей системой управления, армией и территорией, а Московское государство (земщину) передал в управление Боярской думы. Царь присвоил себе неограниченные полномочия расправляться с «непослушными» боярами без совета с думой.

В состав опричнины входили наиболее экономически выгодные уезды страны, которые служили основным источником доходов для опричной казны.

Царь настаивал, что создание опричнины необходимо для борьбы со злоупотреблением властью бояр и их изменой. Начался период кровавых казней, избиения граждан целыми толпами, варварского разгрома городов. Этот период эпохи Ивана IV Грозного получил название «Смутного времени».

Иван Васильевич умер 19 марта 1584 года. Россия в эпоху Ивана Грозного сначала была возвеличена, а потом доведена до великого истощения и унижения. Подъем промышленности и торговли сменился упадком. А русское просвещение, упавшее в татарскую эпоху, в Смутное время упало еще ниже.

Эпоха Ивана Грозного в российской историографии

Новое время
Эпоха Ивана Грозного в российской историографии

     С легкой руки Николая Михайловича Карамзина, эпоху Ивана Грозного принято подразделять на два периода. Первый – с 1549 по 1560 год. Второй период – с 1560 по 1584 год. По поводу такого раздвоения царствования В. О. Ключевский писал: «Иоанн двоится в глазах Карамзина; было два царя Иоанна: один, царствовавший до 1560 года, герой добродетели, другой – неистовый кровопийца, свирепствовавший с 1560 года. Такой взгляд на исторического деятеля отразился и на общей оценке его деятельности, сделанной историографом. Карамзин признает за Иоанном много правительственных доблестей, деловитость, веротерпимость, любовь к просвещению, талант законодателя и государственного организатора. Тем не менее, царствование Иоанна, одно из прекраснейших по его началу, историограф ставит по его конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени» (В. О. Ключевский Краткий курс по русской истории «Эксмо-Пресс. М. 2000; стр. 137).

     Резко отрицательную характеристику Ивану Грозному можно найти в трудах Н. И. Костомарова. В частности Костомаров по личности и деятельности писал следующее: «Напрасно старались бы мы объяснить его злодеяния каким-нибудь руководящими целями и желанием ограничить произвол высшего сословия; напрасно пытались бы мы создать из всего образ демократического государя. С одной стороны, люди высшего звания в московском государстве совсем не стояли к низшим слоям общества так враждебно, чтобы нужно было из-за народных интересов начать против них истребительный поход: напротив, в период правления Сильвестра, Адашева и людей их партии, большой частью принадлежавших к высшему звании, мы видим мудрую заботливость о народном благосостоянии. С другой стороны, свирепость Ивана Васильевича постигала не одно высшее сословие, но и народные массы, как показывает бойня в Новгороде, травля народа медведями для забавы, отдача опричникам на расхищение целых волостей, и тому подобное. Иван был человек, в высшей степени бессердечный: во всех его действиях мы не видим ни чувства любви, ни привязанности, ни сострадании; если, среди совершаемых злодеяний, по-видимому, находили на него порывы раскаяния и он отправлял в монастыри милостыни на поминовение своих жертв, то это делалось из того же, скорее суеверного, чем благочестивого страха божьего наказания, которым, между прочим, пользовался Сильвестр для обуздания его диких наклонностей. Будучи человеком злым, Иван представлял собой также образец чрезмерной лживости, как бы в подтверждение того, что злость и ложь идут рука об руку» (Н. И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 3-х т.; т.1 стр. 447 «Феникс» Ростов-на-Дону ).

 

     Еще более резко (по словам В. О. Ключевского) свое отношение к личности Ивана Грозного высказал русский историк М. П. Погодин в 1828 году. По словам В. О. Ключевского, М. П. Погодин назвал Ивана Грозного «громким ничтожеством» (В. О. Ключевский Краткий курс по русской истории «Эксмо-Пресс. М. 2000; стр. 138). Погодин считал предрассудком мнение Карамзина о величии Ивана IV, которое проявилось в первые десятилетия его правления. Реформы 1550-х годов, Погодин относил не к личности царя, а к прогрессивной боярской партии во главе с Адашевым и Сильвестром. Действительно, реформы 50-х годов XVI столетия были подготовлены Адашевым и его единомышленниками. Однако, в этих реформах видна и роль самого Ивана Грозного как реформатора. Ведь по существующим тогда порядкам ни один проект не мог стать законодательным актом без участия самого царя. Следовательно, Иван IV подписывал эти документа, а перед этим происходило их обсуждение в боярской думе, где снова главенствовал царь. Таким образом, Иван Грозный санкционировал проведение реформ, одобрил их. Можно считать, что в данном случае царь являл собой последовательным верховным гарантом этих реформ.

     Интересно узнать мнение об Иване Грозном и его эпохе, высказанное в многотомном труде «История России с древнейших времен» С. М. Соловьевым. По мнению историка, эпоха Ивана Грозного являла собой борьбу нового со старым, которая проявилась, во-первых: в переходе «…родовых отношений между князьями в государственные…»; во-вторых: в изменениях «…в быте городов, в положении дружины…» (С. М. Соловьев Чтения и рассказы по истории России «Правда». М. 1989 г.; стр. 191). Эти изменения, считал историк, привели к организованному сопротивлению. «…Великие князья московские, — пишет Соловьев, — в своих государственных стремлениях должны были встретить сопротивление не со стороны одних князей-родичей, но со стороны всего того, что получило свое бытие или по крайне мере поддерживалось родовыми княжескими отношениями…» (Там же стр. 191). Именно борьба «нового» со «старым» было для Соловьева оправдательным моментом появления опричнины, и последовавшим террором.
     Многие историки в своей оценке личности и политики Ивана Грозного ссылаются на его переписку с князем Андреем Курбским. Вот одно из самых ярких писем царя опальному князю, известному под названием: «Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского с товарищами». Вот и само письмо.

      «…Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала…Почему же ты взялся быть учителем моей душе и телу? Кто тебя поставил судьей или властителем надо мной? Разве же ты даешь ответ за мою душу в день Страшного суда?.. И кто тебя сделал архиереем и позволил принять на себя учительский сан? Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари слушались духовных и советников, и как погибали эти страны! Неужели и нам посоветуешь так поступать, чтобы тоже прийти к гибели? Это ли благочестие не подавлять злодеев, не управлять царством и отдать его на разграбление иноплеменникам? Этому, по-твоему, учат святители? Хорошо и поучительно!
     Одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах других людей; одно дело – отшельничество, одно дело – монашество, одно дело – священническая власть, а другое дело – царское правление. Отшельническая жизнь – жить подобно агнцу, который ничему не противится, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницы; монахи же, хотя и отреклись от мира, но имеют уже заботы, правила и даже заповеди,– если они не будут всего этого соблюдать, то совместная жизнь расстроится; священническая власть требует многих запретов, наказаний за вину: у священников существуют высшие и низшие должности, им разрешаются украшения, слава и почести, а инокам это не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых преступников – последним наказанием. Пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священнику подобает так делать,– пойми же поэтому  разницу между  царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира существуют многие тяжелые наказания, хоть и не смертная казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!
     Не может осуществиться и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом; «Горе дому, которым управляет женщина, горе городу, которым управляют многие!» Как видишь, управление многих, даже если они сильны, храбры, разумны, но не имеют единой власти, будет подобно женскому безумию. Ибо так же, как женщина не способна остановиться на едином решении – то решит одно, то другое, так и многие правители царства: один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы многих людей подобны женскому безумию.
     Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством вместо царей,– имеющему разум следует это понять…
     …Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя!
     Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом, – говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние; но известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая, зеленая на куницам, да еще на ветхих, – так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. ..
     …Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым; потому ты и считаешь свои бранные подвиги, что ты оказался беглецом, не вынесшим бранных подвигов и захотевшим покоя…
     Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда, – видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?..
     Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем, но ты не имеешь на это права, ибо повелеваешь с угрозами. Как все это напоминает коварство дьявола! Он ведь то заманивает и ласкает, то гордится и пугает; так и ты: то, впадая в безмерную гордость, ты воображаешь себя правителем и пишешь обвинения против нас, то притворяешься беднейшим и скудоумнейшим рабом. Как и другие, бежавшие от нас, ты написал свое письмо собачьим, неподобающим образом – в исступлении ума, в неистовстве, по — изменнически и по-собачьи, как подобает одержимому бесом…
     Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем православном граде всей России в 7072-м году, от создания мира в 5-й день июля (5 июля 1564 г)» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. 2007 г.).

     Именно это и другие послания, Соловьев считал признаком борьбы нового государственного устройства со старыми удельно-княжескими порядками. Если вчитываться в данное послание, то оно выглядит именно так. Князь Курбский отстаивает порядки, бывшие в русском государстве в XII – XIV веках. Напротив, Иван Грозный утверждает необходимость усиления центральной власти для прекращения усобиц и единения государства. Тем самым, он оправдывает террор, уничтожение космополитической и западно-ориентированной Новгородской республики, террор против русского народа.
     Русский историк, автор пятитомной «Истории России» Д. И. Иловайский обратил внимание на такой психологический момент в трансформации личности Ивана IV. Вот, что он писал по этому поводу. «Наряду с тиранством и самодурством Ивана IV, видим у него черты замечательной подозрительности, трусости и малодушия. Окружив себя преданною, надежною дружиною опричников или телохранителей, он далеко не считал себя в безопасности и постоянно опасался боярских замыслов и козней, направленных будто бы к свержению его с престола. На сей случай он заранее искал себе верного убежища, свой семье и своими сокровищами; а потому не только строил для себя каменные укрепления в Вологде, но и устремлял свое внимание за море, на отдаленную Англию…» (Д. И. Иловайский История России в 5 т.; т. 3.; стр. 287. М. 1890 г. ).
     Таким образом, либерально настроенная историческая наука видела в Иване Грозном лишь тирана, поступки которого диктовались его самыми отрицательными качествами личности: подозрительностью, необоснованными страхами, властолюбием, жестокостью.
     Более консервативная часть историков считали, что в эпоху Ивана Грозного началось строительство новой государственности, возникли элементы централизованной власти, положительно сказавшиеся на социально-экономическое развитие страны и на внешнеполитическое положение России.
     В современной исторической науке относительно Ивана Грозного существует резко противоположные взгляды. Одни считают его тираном, а его поступки и деятельность – направленными не на укрепление государства, а на его личную власть. Другие же видят в Иване Грозном царя с твердой волей и последовательной политикой по формированию русского централизованного государства, отвечающего требованиям времени.
     Так или иначе, Иван Грозный и его эпоха – это наша история, эта наша память. И мы не можем не отметить как положительные, так и отрицательные стороны этого времени. Конечно, можно последовать примеру авторов «Новой хронологии» и создать образ не одного правителя – Ивана IV, а нескольких царей, якобы правивших с 1533 по 1584 год и не вошедших в историю. Но этот путь ошибочен и не историчен. Поэтому мы здесь можем говорить только об одном царе – Иване Грозном.
     Система государственного управления, сформированная реформами 1550-х годов, для своего времени была прогрессивна. Приказная система, Судебник 1550 года, Земские соборы многие историки отмечают как явления прогрессивные. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что именно при Иване IV начался процесс по формированию крепостного права в России, которые завершается полным закабалением крестьянства во второй половине XVII века, после издания в 1649 году Соборного Уложения.
     Джером Горсей – англичанин долгое время живший в России, в своем сочинении «Записки о Московии» в частности писал: «Строй и управление Русским государством так изменилось против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым; все получило другой вид, противоположный старому…» (П. П. Епифанов, О. П. Епифанова Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века; М. «Просвещение» 1989 г.; стр. 130). И там же Горсей дает личностную характеристику царю: «…Он был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф – остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен» (Там же стр. 131). Именно Горсей выступил первым свидетелем, оправдывающим жестокость Ивана IV постоянными заговорами против него и государственной необходимостью. «Если бы Иван IV, — писал в своих «Записках» Горсей, — не держал правление в жестоких и суровых руках, то он не жил бы так долго; против него постоянно составлялись коварные и предательские заговоры; но он всегда открывал их…» (Там же стр. 130 – 131 ). Вот откуда проистекают теории, которые современные околонаучные круги считают истинными, оправдывающими все тиранические устремления царя.
     Таким образом, мы можем сказать, что время правления Ивана Грозного – это один из переломных моментов российской истории. Именно в этот период ликвидировались останки удельно-княжеского строя, слагались основы самодержавия и крепостничества, формировалась будущая имперская идеология.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

человек нападает на картину Ивана Грозного, обвиняя водку | Умные новости

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина
Архив GL / Alamy Stock Photo

Сотрудники Государственной Третьяковской галереи в Москве готовились закрыть музей в прошлую пятницу вечером, когда мужчина вбежал в один из пустых залов, схватился за охранный столб и начал бить «Ивана Грозного и его сына Ивана ». Самые известные и противоречивые картины. По словам Софьи Кишковской из Арт-газета , вандал позже объяснил свои действия пьянством, вызванным водкой.

На картине русского реалиста Ильи Репина 1885 года изображен царь с дикими глазами, сжимающий только что убитого им сына, царевича Ивана. В заявлении галереи говорится, что стекло, закрывающее картину, было разбито, а работа разорвана в трех местах. К счастью, нападавший не повредил репинскую визуализацию рук и лиц отца и сына — «самую важную часть» произведения искусства, говорится в заявлении галереи, как сообщает Кишковский.

Российские СМИ установили, что подозреваемым является 37-летний Игорь Подпорин. На видео, опубликованном полицией, Подпорин, кажется, признается в преступлении и связывает свои действия с водкой, которую он выпил во время посещения музея.

«Я пришел посмотреть на картину», — сказал он полиции, согласно Reuters . «Я хотел уйти, но тут заскочил в буфет и выпил 100 граммов водки. Я водку не пью, и меня что-то захлестнуло».

Но подозреваемый мог подпитываться чем-то большим, чем алкоголь; Разбивая картину, он якобы «кричал что-то о том, что Иван Грозный не убил своего сына», согласно Немецкая волна .

Иван IV, «царь и великий князь всея Руси» конца XVI века, более известный под своим нелестным прозвищем, долгое время считался одним из самых жестоких правителей России. Стремясь вырвать власть у потомственной знати России, Иван Грозный и его последователи конфисковали имения и казнили тысячи людей. Также считается, что он убил своего сына — и единственного жизнеспособного наследника — в приступе ярости.

Русские националисты, однако, раструбили об альтернативном наборе событий: что Иван IV был не мстительным и кровожадным тираном, а скорее мишенью клеветнической кампании противостоявших ему западных лидеров.

В статье Guardian 2016 года, посвященной тому, почему Иван Грозный снова в моде в России, Шон Уокер сообщил, что, поскольку сохранилось мало оригинальных рукописей времен царского правления, его правление стало несколько открытым для интерпретации. «Для некоторых, — писал Уокер, — он был жестоким и непостоянным сумасшедшим, в то время как для других он был жестким лидером, безжалостно, но эффективно реагирующим на сложные вызовы государственности». Иосиф Сталин был фанатом; на самом деле Уокер указал, что советский премьер «лично редактировал» книги по истории, чтобы изобразить правление царя в благоприятном свете. После смерти Сталина наследие Ивана IV пришло в упадок до последних лет.

Картина Репина с изображением печально известного царя была в центре недавних дебатов о наследии Ивана IV. В 2013 году группа православных обратилась в министерство культуры России с жалобой на то, что картина оскорбительна и представляет неверный взгляд на российскую историю. Однако Третьяковская галерея отказалась его снимать.

Происшествие в музее на прошлой неделе — не первое нападение на «Ивана Грозного и его сына Ивана». По словам Боднера, в 1913 году «психически больной человек» трижды полоснул полотно ножом. Репин, который в то время был еще жив, лично реставрировал произведение.

Третьяковка сейчас собирает специальную экспертную комиссию для планирования и контроля реставрации картины. По данным DW, Подпорину грозит до трех лет тюрьмы за нападение, но официальные лица заявили, что его приговор может быть продлен для сдерживания других потенциальных вандалов.

Третьяковка также прилагает усилия, чтобы убрать алкоголь из меню местного кафе и ресторана.

Рекомендуемые видео

6 главных свершений Ивана Грозного

Вы здесь: Главная / Главные свершения / 6 главных свершений Ивана Грозного

Многие люди в истории печально известны, но тем не менее вызывают большой интерес. Иван Грозный или Иван IV был одной из таких личностей. Родившийся в роду Ивана Великого, Иван Грозный имеет несколько достижений, но в основном его помнят за его недостатки и некоторые серьезные ошибки, которые были приписаны его расстройствам.

1. Первый царь России

Иван IV стал первым царем, также пишется как царь, России. Известен как Иван Четвертый Васильевич, Иван Грозный, Иван IV; Иван Васильевич и по прозвищу Грозный. Иван Грозный правил Россией с 1533 по 1584 год. Он был первым правителем централизованной России, известным как Царь, термин, вдохновленный Цезарем Древнего Рима. Хотя его средства не были праведными, он был ответственен за массовое расширение территории России. В какой-то момент он правил самой большой страной на планете, и ему удалось сохранить полностью централизованную систему управления. Даже династии в Китае и такие, как Чингисхан, должны были полагаться на правителей и представителей в своих обширных королевствах.

2. Военные завоевания

В древности и даже во время правления различных династий в Китае расширение европейских территорий или колоний, во времена темного средневековья в Европе и монгольского господства в Азии насилие и безжалостные подходы к войны всегда были краеугольным камнем военной стратегии. Они часто закладывали основу для быстрой экспансии, роста военной мощи и доминирующего положения на завоеванных землях. Иван Грозный не был известен как таковой, когда начал завоевывать земли, находившиеся под контролем ханств. Его долгое правление с 1533 по 1584 год частично укрепилось, когда на ранних этапах своего правления он разгромил Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

Иван Грозный был очень умен. Он обладал острым умом и склонностью к проницательности. Неясно, было ли это следствием его сложного поведения или его неконтролируемая ярость была побочным продуктом того, как работал его разум.

3. Действующий царь Московии

Иван Грозный был тогда известен как Иван IV, когда он стал царем Московии. В первые годы своего правления, когда он был женат на Анастасии Романовне, он показал себя очень эффективным правителем. Он институционализировал несколько реформ, которые установили самоуправление или своего рода самоуправление в сельской России. Он также провел налоговые реформы, статутные законы и религиозные реформы, в основном касающиеся церкви. Следует отметить, что в это время монголы кружили вокруг, чтобы узурпировать больше земель и имели достаточное господство на землях до Балтийского моря. Ивану IV удалось сорвать все попытки наступления, и ему в конце концов удалось завоевать те земли, которые стали неотъемлемой частью централизованной России.

4. Экспансия России

Иван IV имел склонность к экспансии, которая проявилась, когда он начал завоевывать земли до Урала и Каспийского моря. Именно в это время, с 1552 по 1556 год, Иван IV стал более жестоким в своих действиях. Он хотел построить буферную зону между Русью и монголами.

5. Экономические неурядицы

Иван IV помешался на экспансии и на монголах. В своей попытке установить свое правление он игнорировал экономику. Хотя он громко заявлял о своей защите ортодоксальных религиозных верований, его поддержка со временем ослабла, и такие усилия, как ввод в эксплуатацию базилики на Красной площади в Москве, не понравились знатным семьям или влиятельным стратегам в королевстве.