Какими были школы от древней Руси до современности
1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.
В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).
X век
В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.
XI век
Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.
Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.
XVI век
Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.
В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.
XVII век
До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.
В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.
XVIII век
К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.
На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.
В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд. Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян. В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».
До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы. О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.
Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!
Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.
В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
XX век
В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой. После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять. Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.
Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков
В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юридической наук, а также выявляют противоречия в современных научных публикациях о периодизации института государственной службы в России, определяют правовой статус первых государственных служащих в Древней Руси.
Ключевые слова: бояре, воеводы, Древняя Русь, дружинник, епископ, институт государственной службы, князь, митрополит, нарративные источники.
История развития государства и права свидетельствует о том, что первые государства сформировались в IV-V тысячелетии до н. э. Это были государства Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, то есть государства, возникшие на Востоке [2].
При возникновении государств власть встала над обществом и становилась политической, то есть обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Она стала цементирующим элементом государства, обеспечивая целостность общества и его управляемость.
Государственная власть реализуется через систему государственных органов, которые в своей совокупности представляют институт государственной службы. Таким образом, институт государственной службы представляет собой обязательный элемент государства необходимый для осуществления его целей и функций [4].
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственное управление не может быть осуществлено без государственного аппарата, который состоит из людей, профессионально занимающихся управленческим трудом [4].
Институт государственной службы, как управленческий аппарат государства, состоит из органов управления и принуждения. Соответственно, его можно исследовать с правовой и социальной точек зрения.
Рассматривая институт государственной службы через призму права следует анализировать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения связанные с порядком поступления на государственную службу, требования к кандидатам, их права и обязанности и т. д. Социальное значение этого института состоит прежде всего в деятельности специально уполномоченных лиц, действующих от имени государства.
Обращаясь к институту государственной службы в российском государстве следует отметить, что его зарождение имеет глубокие исторические корни, уходящие в VIII-IX века, т. е. к периоду, когда у славянских племен сложился государственный уклад. Во времена Древней Руси уже были заложены основы государственного управления, а соответственно — института государственной службы [2].
Институт государственной службы России становился одновременно с Русью, известной в истории как Киевская Русь. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением российских исследователей В. А. Тонких и Н. А. Летневой, что институт государственной службы в России возник в ХV- ХVI веках, и имеет всего пять столетий своего развития. Так, в частности, они утверждают, что «История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирования централизованного государства, государственная служба выполняла важную работу по укреплению государства». [6].
Система государственного управления зарождается одновременно с государством, ибо без государственного управления невозможна реализация властных полномочий, а значит и невозможно существование государства. В Киевской Руси, начиная с VIII века осуществлялось исполнение актов князей, обеспечивался порядок в стране, вершилось правосудие, взимались налоги и охранялись государственные границы [7]. Перечисленные факты свидетельствуют о наличии, пусть и слабого, неполноценного, но института государственной службы.
Древнерусское государство земского периода (IX-XIII вв.) представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин), которые обозначались терминами «земля», «княжение», под главенством одного из княжеств. За это главенство происходили постоянно междоусобные войны. Эти государства были разбросаны на огромном пространстве Восточной Европы, и потому сложно говорить о наличии в них какого-то централизованного и четко регламентированного института государственной службы, тем более что и в исторических документах это никак не отражено. Но это связано с тем, что основным источником права в Древней Руси оставался еще правовой обычай. Однако, в летописи «Повесть временных лет», в летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах и произведениях общественно-политической мысли Древней Руси упоминается о государевых людях. Кроме того, информация о них содержится в отдельных актах государственного управления и государственной службы России и в некоторых византийских и европейских нарравтивных источниках.
«Повесть временных лет» содержит в себе сведения об установлении налогов, о завоеваниях дружинами Рюрика, Олега и Игоря земель, что является прямым указанием на то, что существовала система государственного сбора налогов, управления завоеванными землями [3].
В классических исторических источниках [1] принято считать 862 год началом русской государственности, когда в Новгороде, или сначала в Старой Ладоге стал княжить Рюрик. И этот год начала княжения Рюрика, как основателя Древнерусского государства вполне справедливо считать датой начала исторического пути института государственной службы в России.
Согласно «Повести временных лет» Рюрик централизовал Русь из междоусобных княжеств в единое государство и присоединил к нему Муром, Смоленск, Ростов и многие другие города и укрепил границы государства. Все это было сделано силами его дружин. При Рюрике государственное управление и государственная служба были нераздельно связаны с военной организацией. Рюрик и его преемники почти во всех вопросах опирались на военную организацию на дружины, служившие опорой князю. Дружиной, в то время, был вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе [3]. Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности быть воеводами, тысяцкими, сотскими и прочими. Дружинники были необходимым элементом древнерусского общества. Князь не мог управлять без военной силы для наведения внутреннего порядка и обороны от внешних угроз. Некоторые из дружинников становились советниками князю. Князь обеспечивал содержание дружины за счет военных завоевательных походов, отчислений от дани, от судебных сборов [10]. За этот же счет дружинники постепенно обрастали собственностью.
В XII-XII веках дружинники становились из военных слуг слугами при дворе княжеского хозяйства, сборщиками налогов и писцами.
Силами военной организации дружин к 882 году великий князь Новгородский и Киевский Олег сумел объединить племенные союзы славян вокруг Киева, Новгорода, Рязани, тем самым соединив эти земли в единое государство — Киевскую Русь.
Дружинники в российской истории были первыми государственными служащими, заложившими фундамент института государственной службы в России.
Со становлением Киевской Руси как единого государства начинают формироваться все присущие институты и механизмы полноценной государственной службы.
В X веке племенные земли русских славян окончательно объединились под властью киевских князей, и это стало прорывом в развитии и становлении российского института государственной службы. Русские князья стали издавать постановления в форме уставов об учреждении епархии, о княжеской дани, о привилегиях дружинников, о церковных судах, людях и мерилах торговых и др. [10]. Содержание этих источников права Древней Руси позволяет утверждать, что стране стали вводится должности государственных служащих.
В X веке появились бояре [8]. Боярами становились сильные «лучшие люди», богатые землевладельцы и мужественные воители. Боярин — это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. Бояре были вторыми людьми после великого князя — главы государства. Из среды бояр выбирались правители городов.
В этот же период были выделены должности биричей — помощников князя по судебным и дипломатическим делам. В их обязанности входило объявлять по улицам и площадям постановления князя или воеводы; собирать подати, вызывать ответчиков в суд. Биричи были низшими административными работниками. За свою работу они получали так называемый «корм» за счет специальных сборов с населения [7].
В X веке появились воеводы — государственные и военные начальники, исполнявшие административные и военные функции на определенной территориальной единице.
Нельзя не отметить, что общество Древней Руси рассматриваемого периода состояло из 3-х классов [5, 10]:
– бояр — «лучших людей» общины и дружинников княжеского двора;
– горожан («мужей») — всего свободного населения городов, включая иноземцев, купцов и прочих;
– смердов, т. е. всего сельского населения, населения сельской общины. Класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных0 и несвободных — челяди и холопов.
С принятием христианства на Руси князем Владимиром в 988 году как основной государственной религии начался новый этап развития государственной службы, поскольку это был новый этап развития государства. Принятие и распространение христианства усилило процесс феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию. В Киеве стал жить присланный из Византии митрополит — предстоятель церкви, а в княжеских уделах — епископы, и во многом светская власть вольно и невольно стала подчиняться церковной власти. Так например, в уставе князя Владимира провозглашалась принадлежность русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии; введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов; освобождение церковных людей из-под юрисдикции светского суда; введение церковного суда и определение дел, находящихся в его компетенции [9].
В этот период появились первые управленцы, те, кто стоял на защите страны, ее экономическом и политическом развитии и, во многом, благодаря этим людям Русь обретала признаки государства.
Завершая краткий исторический обзор истории института государственной службы в России, можно утверждать, что эта тема одновременно и историческая, и юридическая. Она — часть истории юриспруденции и России, а вместе с тем и часть мировой истории. Она стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил. Как часть юридической науки история института государственной службы в России заявляет своим объектом правовые институты России в определенный исторический период. История института государственной службы России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их хронологической последовательности, взаимозависимости и взаимосвязи.
Литература:
- Карамзин Н. М. История государства Российского. — Москва. — Эксмо, 2018, с.211–230.
- Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран. — Москва. — Юрайт, 2013, с.36.
- Нестор Летописец преподобный, Повесть временных лет // Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/ (дата обращения 11.11.2019).
- Кочетков А. В., Сульдина Г. А., Халилова Т. В., Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум для СПО. — Москва. — 2019. с.19–26.
- Буравлев Ю. М., Исторический опыт развития государственной службы в России. — Рязань. — 2008. с.44, 52–53.
- Тонких В. А., Лытнева Н. А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 310–312. — URL https://moluch.ru/archive/149/42208/ (дата обращения: 11.11.2019).
- Бондаренко Е. Ю. История государственного управления России. — Владивосток. — 2011. с. 4–6.
- История государственной службы России. Учебное пособие под редакцией д. э.н. Игнатова В. Г. — Ростов-на-Дону. — 2002. с. 17–19.
- Зуев Ю. П. История государственно-конфессиональных отношений В России // Азбука веры. — 2019. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-gosudarstvenno-konfessionalnyh-otnoshenij-v-rossii-20-nachalo-21-veka-vypusk-1/1 (дата обращения 11.11.2019).
- Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси. — Москва. — Наука. 1989, с.49–54.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Древняя Русь, государственное управление, Россия, институт, Киевская Русь, век, государственная служба России, единое государство, история института.
Русская община 17-го века, живущая на Аляске 21-го века
Этот клан путешествовал из России через Китай, Бразилию и Орегон, чтобы обосноваться на отдаленном севере, пытаясь избежать модернизации.
Венди Джонассен и Райан Лафлин
Отец Николай говорит, что свечи представляют собой небольшую жертву. Они обходятся прихожанам в доллар, который идет на содержание церкви.
Воскресным днем, посреди холодной зимы, прихожане и семья отца Николая собираются в его гостиной, чтобы отведать рыбного пирога, соленого лосося и шотов Хосе Куэрво 1800 года. Но перед тем, как сесть за стол, они встают, как группа стоит перед иконным уголком, украшенным золотыми изображениями святых покровителей, свечами и старинными русскими украшениями. Они молятся в унисон, распевая старинный славянский распев, прежде чем умолкнуть и перекреститься, поклонившись двенадцать раз.
Клан Якуниных был намного меньше в 1968, когда они начали строить русскую православную деревню под названием Николаевск в изолированном уголке полуострова Кенай на Аляске. Члены старообрядчества — русской православной секты, покинувшей церковь в 1666 году перед лицом церковных реформ, проведенных государством, — прошли более 20 000 миль за пять столетий в поисках идеального места для защиты своих традиций от внешнего мира. влияет.
Женщины носят бирюзовые, розовые, красные и фиолетовые атласные платья, все выполненные с одним и тем же базовым дизайном, который покрывает их тела до лодыжек. Замужние женщины покрывают волосы шарфами, которые гармонируют с их яркими платьями. У отца Николая окладистая рыжая борода, доходящая до верхней части его круглого живота, а волосы собраны в хвост, спускающийся по спине поверх традиционной русской рубашки.
Толстощекий младенец дремлет в качалке рядом с сыном отца Николая, Василием Якуниным, который, по мнению большинства, станет следующим священником в общине. Николаевск назначил своего первого священника в 1983 году после столетий жизни без духовенства, что создало раскол, который разделяет общину по сей день.
Василий ссутулился в кожаном кресле, играя в космическую видеоигру на своем iPad, в то время как остальные гости толпятся вокруг обеденного стола, смеясь и раздавая тарелку с пирожными с джемом на десерт. Единственная женщина старше двадцати одного года, которая освобождается от случайных порций текилы, — это Ефросиния Якунина, которая находится на четвертом месяце беременности пятнадцатым внуком отца Якунина.
«Если бы мы перестали верить и перестали ходить в церковь и соблюдать православный образ жизни, — говорит отец Николай, — мы перестали бы существовать».
В путешествии во времени, которое затрагивает некоторые из самых отдаленных уголков земного шара — поколение назад, Орегон, до этого Бразилию, Китай и Сибирь — клан Якуниных выходит из истории как семья в поисках способ жить без компромиссов. Но даже на краю света невозможно вечно сопротивляться переменам.
***
Прежде чем отправиться в эти 20 000-мильные классики по земному шару, старообрядцы почти 200 лет мирно жили в отдаленной части Сибири. Беспорядки начались примерно в 1666 году, когда патриарх Никон, глава церкви, изменил русские православные молитвенники и традиции. «То, что произошло, было навязано людям, понимаете, люди были вынуждены принять это», — говорит отец Николай. — А если бы вообще не было вопросов. Если кто-то поднимал вопрос, его били. Пальцы ему отрезали или что-то в этом роде, языки отрезали.
Изменения, внесенные патриархом Никоном, такие как написание имени Иисуса в молитвенниках и количество пальцев, используемых для крестного знамения, кажутся тривиальными, но вызвали сильные волнения. «Нам, современным, это трудно понять, — говорит Джек Коллман, профессор русистики в Стэнфорде. «Но это скорее как у Шекспира, там есть волшебство, есть чистота. Нельзя превратить стихотворение в прозу, не потеряв при этом ее волшебства. А для русского православного мужика… крест… насколько кто-либо знал, это был способ, которым Бог научил их делать это. И [их] отец, дед и предки попали на небеса, потому что они исповедовали веру, которой нас учили», — объясняет он. «Вы не перефразируете Шекспира».
Старообрядцы отвергли реформы и патриарха Никона, решив, что власть антихристовая и конец света обязательно грядет. В ответ государство заключало в тюрьму или убивало тех, кто не хотел адаптироваться. Многие старообрядцы либо исповедовали свою веру подпольно, либо переехали в Сибирь, чтобы жить в изоляции. Старообрядцы остались в Сибири на пару столетий, но многие, в том числе семья Якуниных, были вынуждены уехать после коммунистической революции в начале века. «Если бы их оставили одних без угрозы ареста, они бы до сих пор были там. Они бы остались [в Сибири]», — говорит отец Николай о своей семье. Вместо этого «им сообщили, что есть приказ об… аресте моего деда». Семья решила бежать.
Они в спешке покинули свою деревню в Сибири, — вспоминает отец Николай. Они ходили только ночью и время от времени чиркали спичками по компасу. Путешествие проходило посреди зимы. Отец Николай уверен в этом, потому что они перешли замерзшую реку в Маньчжурию.
***
Из всех их остановок по всему миру Китай был местом, которое они называли домом дольше всего. Они жили недалеко от города под названием Харбин до окончания Второй мировой войны, когда закончилась японская оккупация Китая. Они быстро адаптировались к своей новой среде в Китае и зарабатывали на жизнь охотой на лосей ради их рогов, отловом тигрят для зоопарков и убийством тигров-людоедов. «Мой отец за свою жизнь подстрелил 36 тигров», — с улыбкой говорит отец Николай, держа в руках фотографию пятерых бородатых россиян и одного китайца, стоящих над трупом тигра.
Но когда японцы покинули Китай в 1949 году, китайское правительство приказало всем иностранцам покинуть страну. У старообрядцев не было документов, подтверждающих право на жительство. «У нас ничего нет, — вспоминает Акати Калугин, член общины на Аляске. «У нас нет ни книг, ни сертификатов. Мы были как призраки». Калугин не помнит, родился ли он в Китае или в России, хотя большую часть своего детства он помнит в Маньчжурии.
Итак, когда Китай дал всем иностранцам пять лет на выезд из страны, у старообрядцев был выбор: вернуться в Россию, где их накажут как дезертиров из коммунистической России, или попытать счастья в другой стране. Вернувшихся в Россию немедленно арестовывали и отправляли в тюрьму.
«Моего отца забрали, когда мне было два года», — говорит Калугин, вспоминая время, когда, по словам сообщества, советская армия перешла на китайскую территорию, чтобы арестовать старообрядцев. «Они погрузили их в поезд и увезли обратно в Россию». Калугин не видел отца снова пятьдесят лет, когда они воссоединились на Аляске.
***
С началом холодной войны многие страны отказались принимать религиозных беженцев. Старообрядцы рассеялись по земному шару в Турцию, Аргентину и Австралию, а Якунины и Калугины составили часть группы, отправившейся в Бразилию.
Недалеко от Сан-Паулу семья отца Николая Якунина и Акатий Калугин занимались натуральным хозяйством, живя в трех импровизированных православных деревнях в сельской общине. Хотя Бразилия была первым местом, где они могли свободно исповедовать свою веру, в Южной Америке было трудно зарабатывать на жизнь.
«У нас [было] две или три коровы, я думаю. [Мы] доили коров, делали сливки и масло, ходили в город и продавали это. Это было скудное существование», — говорит отец Николай.
Помимо тропического климата, старообрядцам было трудно приспособиться к новому календарю, который диктует, когда у них праздники. «Бразилия находится по другую сторону экватора, поэтому Рождество там в середине лета, — посмеиваясь, говорит отец Николай, — …горячо».
Отцу Николаю было всего девять лет, когда он уехал из Бразилии, но Акати Калугин уже заводила семью. Имея несколько ртов, которые нужно было кормить, ему было трудно зарабатывать на жизнь и содержать свою семью. Однажды его дети играли на улице, когда он услышал их крики. Он выбежал и увидел, что у его маленького сына идет пена изо рта. «Это было в деревне в Бразилии. Он ползал повсюду, видел что-то и хватал это. Дети есть дети», — говорит Калугин. «Змея или скорпион укусила его в рот, всего 3 следа на нижней губе. Вот так я потерял первый».
На этот раз, когда семья Калугиных снова решила переехать, это было сделано не для того, чтобы избежать религиозных преследований, а для улучшения экономических возможностей. В разгар холодной войны тогдашний генеральный прокурор Роберт Ф. Кеннеди предложил им убежище. Некоторые старообрядцы поселились в Нью-Джерси, но многие оказались в Вудберне, штат Орегон, в надежде найти место, которое можно навсегда назвать домом.
***
«Брат мне недавно рассказывал, что в первый день… в Орегоне для них уже была работа», — говорит отец Николай. «Они с папой пошли и поработали. Им в тот же день заплатили наличными. И они пошли и купили мешок муки, мешок картошки. И папа говорит, да, мы можем жить здесь. Мы можем зарабатывать здесь на жизнь. .»
Но всего через несколько лет старейшины начали опасаться, что молодое поколение слишком американизируется, слишком много пьет и тусуется не с той компанией. «Некоторые члены моей семьи стали работать в лесу, занимаясь лесозаготовками и посадкой деревьев, а также работать в разных компаниях», — говорит Акати Калугин. «Тогда мы все поняли, что это не продлится долго [в Орегоне], потому что город начал расти слишком быстро. Пожилые люди поняли, что им нужно уехать куда-нибудь подальше».
С помощью Фонда Толстого пять семей продолжили миграцию на небольшой участок земли недалеко от Анкор-Пойнт на полуострове Кенай. Первые несколько месяцев они жили в палатках, пока все брались за строительство первых нескольких домов и построек. Вначале община пыталась вести натуральный образ жизни, собирая собственные овощи. Это были ворота в сообщество, которые усиливали самоизоляцию, к которой они стремились.
Пять русских семей переехали на полуостров Кенай, живя в палатках, пока они строили свой географически изолированный поселок Николаевск в период с 1968 по 1970 год. Приемлемые холостяки должны покинуть крошечную деревню в поисках невесты. «С моей женой мы познакомились на вечеринках в Орегоне, — говорит Василий. «Многие из нас, молодых мужчин, которые одиноки, нам нравится ехать в Орегон в поисках невесты, потому что [есть] больше шансов найти женщину, невесту в Орегоне, и у нас есть семья там, так что это сделало это. намного проще».
Благодаря рыболовству и способности к адаптации клан Якуниных комфортно живет на Аляске и может позволить себе большие лодки и грузовики. Хотя Василий Якунин говорит, что его отец и дядя ничего не знали о рыбалке, когда пришли на Аляску, российский рыболовный флот сегодня имеет репутацию агрессивной тактики и самоконтроля. Американцы в близлежащих сообществах могут рассказывать истории о том, как русский флот расставляет сети слишком близко к другим лодкам, игнорирует призывы береговой охраны и отвечает на помощь только в том случае, если она исходит от другого россиянина.
***
Это не значит, что внутри клана не было трещин. Когда в 1970 году на Аляску прибыл род Якуниных, в общине не было священника. Со времен реформы в Русской Православной Церкви они жили без духовенства. «Если вы вернетесь в 1660-е годы и отвергнете официальную церковь, вы не сможете принять новорукоположенных священников, потому что рукополагать их могут только епископы церкви», — говорит профессор Коллман. «И никакие епископы в XVII веке не переходили в старообрядчество». Так что на протяжении столетий, пока старообрядцы путешествовали по земному шару, приспосабливая и сохраняя, все они в целом соглашались с тем, что настоящих священников больше нет.
Но с новообретенной свободой в Соединенных Штатах у этой общины были средства на поиски священника, и отец Николай говорит, что они жаждали лидера. В 1983 году они отправились в Румынию, нашли епископа и сочли его достойным рукоположения первого нового священника группы за более чем 300 лет.
«Это вызвало огромные споры, очередной раскол», — говорит отец Николай в их маленьком обществе.
Новый священник и его последователи построили традиционную луковичную церковь через дорогу от более скромной беспоповской церкви в Николаевске, где продолжали собираться те, кто подозревал богохульное рукоположение. В 1985, беспоповская церковь сгорела дотла, не оставив ничего, кроме холма пепла.
Акатий Калугин, принадлежащий к группе безжрецов, каждый раз, рассказывая об инциденте, так оживляется, что начинает терять и без того скользкое владение английским языком. «Говорят, что пожар начался с чердака, из-за электричества. Угадайте, что? Электричества в церкви нет. Как, черт возьми, оно начинается? Электричества не было? ?»
После пожара несколько семей уехали из Николаевска, чтобы образовать новые деревни без священников в еще более изолированных частях Кенайского полуострова. Единственная дорога в Качемак Село — это крутой поворот, который зимой покрыт льдом, а летом — скользкой грязью. «Раньше они приезжали на лодке или вертолете, когда начинали вот эту деревню», — говорит Калугин. Оказавшись в безопасном месте, Качемак Село все еще находится примерно в полумиле вниз по пляжу, прижатому к горе. Зимой куски чистого льда размером с матрас, окрашенные в неоново-голубой цвет, выбрасываются на пляж, загромождая вход в Качемак Село новыми препятствиями.
Единственный способ добраться до одной из разрозненных общин без жрецов — спуститься по крутому и опасному повороту, а затем пересечь тонкую полоску ледяного пляжа. Географическая изоляция помогает защитить сообщество от внешнего влияния.
Посторонние не приветствуются в сообществе. Беспоповское село тише и традиционнее Николаевска. На въезде в село рядом на деревьях висят два знака «Вход запрещен». Такое ощущение, что это город-призрак. Здесь нет ни магазинов, ни ресторанов, только школа, молитвенный дом и несколько десятков домов.
«Я думаю, что с точки зрения старообрядцев мир — враждебное место. Их опыт, их история, их «предательство», как они говорят», — говорит Коллман. «Они понятия не имеют, откуда мы пришли, каковы наши идеи, почему они нам могут быть любопытны». Сравнивая их с амишами, Коллманн говорит, что более консервативные общины без священников могут лишить посторонних возможности наблюдать за тем, как они живут.
С некоторых точек зрения это плюс. «По моему мнению, [беспоповская община] гораздо лучше справляется со своей задачей, — говорит Василий Якунин, сын отца Николая, — потому что они не любят чужих вхождений, влияющих на их образ жизни, привносящих больше Английский и тому подобное».
***
Хотя Качемак Село и Николаевск сегодня имеют богословские разногласия, они прошли ту же борьбу, пытаясь сохранить старообрядчество и традиционный русский образ жизни. Объединяющим вызовом для обоих является сохранение своих традиций, которые они несли по всему миру.
Но даже в конце пути, на Аляске, когда уже некуда идти, американская культура и модернизация все равно просачиваются. Кажется, что как бы далеко они ни убежали, от будущего им не убежать.
Беа Клаух, тренер женской баскетбольной команды николаевской школы К-12, за двадцать три года работы в школе увидела эти перемены. «Родители больше не отказывают своим девочкам в получении высшего образования, — говорит она. «Они поощряют это. Но проблема в том, что мы отправляем детей учиться, и они уезжают, а иногда и не возвращаются, чтобы построить здесь свои дома. Набор в деревенскую школу постоянно сокращается каждый год».
Небольшие признаки ассимиляции появились даже на более коротких остановках общины в других частях земного шара, например, в Бразилии. «По-русски фасоль — это фразол , — говорит Василий. — А мы говорим фихон . Это португальское слово, обозначающее бобы». Однако спустя столетие после того, как они покинули Сибирь, многие старообрядцы все еще говорят по-славянски, старому крестьянскому диалекту, которому сотни лет. Церковная служба в Николаевске, длящаяся четыре-пять часов, все еще полностью ведется на славянском языке. И во многих домах старшие говорят только по-славянски, а детей ругают, когда они перескакивают на английский в неправильной обстановке. они могут говорить по-славянски разговорно, это только вопрос времени, когда язык полностью вымрет.0003
В Николаевской начальной школе до сих пор есть урок русского языка. Учитель , Люба Дорвалл, проработавшая там двадцать семь лет, начинала как переводчик для детей, не знавших английского языка. Но сейчас, в 2013 году, Дорваль обучает детей-старообрядцев, не говорящих по-русски. Она заставляет их писать в гроссбухах с крупными линиями, повторять слова, когда она показывает ламинированную карточку перед классом, и петь русские песни в кругу, точно так же, как учитель знакомит с испанским группу американских детсадовцев. Но она говорит, что становится все труднее поддерживать любовь детей к языку.
«[Я] пытаюсь заинтересовать [детей], заинтересовать их изучением языка и продолжать [это]. У нас есть программа до шестого класса. И на этом она заканчивается.» Дорвалл говорит на ломаном английском. «У нас его нет в старшей школе. Но некоторые из них, например, мои дочери, изучают русский онлайн на Rosetta Stone».
Славянские церковные службы могут быть даже в опасности. «Я смотрю в будущее, может быть, не при жизни, но тот, кто будет священником после меня, должен будет серьезно подумать о том, чтобы включить больше английского языка в богослужения», — говорит отец Николай.
Несмотря на неизбежную угрозу модернизации, Николаевск сохраняет многие свои традиции и находит время для праздника. Каждое 19 декабря деревня чествует своего святого покровителя во время большого общего застолья после пятичасовой церковной службы. Все женщины покрывают головы и носят длинные атласные платья. Дети сидят за собственным столиком в глубине, мальчики-подростки сидят вместе, молодые женщины сидят за одним столом, а у русских женщин постарше есть своя секция. Отец Николай, Василий Якунин и диакон сидят в передней части зала перед красочно украшенным алтарем.