Содержание
Калинов мост
В русском фольклоре широко распространены упоминания о Калиновом мосте, который проходит через легендарную реку Смородину, огненную реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, являющуюся аналогом реки Стикс в греческой мифологии, через которую переправляются души на тот свет.
Калинов мост соединяет мир живых от мира мертвых. Название данного моста происходит от слова древнего слова «калить», что означает нагревать до красна металл. За рекой Смородиной жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы-Яги.
Калинов мост охраняется трехглавым змеем (Змеем Горынычем, Чудом-Юдом. Через него души умерших уходят на тот свет.
Иван Билибин: Змей Горыныч
Однако со стороны Калинова моста часто может исходить опасность, так как враждебные существа потустороннего мира рвутся в наш мир, чтобы вредить людям. Поэтому на Калиновом мосту происходят схватки с многоголовыми змеями в целях защиты населения мира живых.
Единоборство со Змеем Горынычем у Виктора Васнецова, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год
Примером сказки, в которой происходят такие схватки, является «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Главный герой и его братья говорят встретившей их старушке:
«— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост, хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.».
После этого Иван три раза сражается с шестиголовым, девятиголовым и двенадцатиголовым чудо-юдами и побеждает их.
В сказке интересно описывается и жилище чудовищных змеев за Калиновым мостом и огненной рекой.
«Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются.
Первая говорит:
— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!
— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!
— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!
— И ты хорошо придумала! — молвила змеиха. — Ну а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу.
Послушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.»
Отрывок из данной сказки описывает не только жилище многоголовых змеев, но и других обитателей, которые настроены прийти в мир живых и уничтожить людей.
Баба-Яга, избушка которой находится за Калиновым мостом и огненной рекой, тоже является персонажем, охраняющим вход в царство мертвых. Кроме того, у нее есть общие черты со змеем. Согласно преданиям, первоначально у Бабы Яги вместо ног был змеиный хвост. Позже ей стали приписывать костеногость. Змеи в фольклоре являются хтоническими существами и часто олицетворяют преисподнюю. Часто змеи охраняют вход в иной мир. Прекрасная змеедева Ехидна из греческой мифологии, жившая под землей и похищающая путников, тоже была связана с миром мертвых и Тартаром, бездной, находящейся под царством Аида.
Баба-Яга летает в ступе подобно змею.
Еще одним змееподобным существом в славянском фольклоре, охраняющим вход в царство мертвых либо рай, является дева Горгония, являющаяся девой с волосами в виде змей, лик которой смертоносен. Ее образ восходит к Медузе Горгоне из греческой мифологии, которая тоже связана со змеями.
Этрусский аналог греческой богини подземного царства Персефоны Ферсипнея изображается на фресках с двумя змеями в волосах, которые могут выполнять охранительные функции.
Фреска: Гадес («Айта», справа) и Персефона («Ферсипнея», в середине) возглавляют процессию.
(Гробница Оркуса II, Тарквиния, Италия)
В наши дни многие люди всерьез интересуются фольклором и древней историей. А с интересом к истории пришел и интерес к тем вещам, которыми пользовались наши далекие предки. Напоминать об этих вещах могут амулеты, обереги, этническая посуда, музыкальные инструменты, магические атрибуты, косметика. Если кого-нибудь интересуют эти вещи, то можно узнать о них здесь https://www.slavyarmarka.ru/?tracking=1272
загробный мир, сказки
Баба-Яга, греческая мифология, Змей Горыныч, Калинов мост, Персефона, потусторонний мир, славянская мифология, царство мертвых
Калинов мост — где находится граница между мирами?
В славянских мифах, былинах нередко можно встретить слова о Калиновом мосте. Что же это такое? Как и любой мост, он соединяет две части, но речь идёт не о берегах, а о мирах. В мифах Калинов мост описывается как некая граница между Явью и Навью, а вот в былинах на нём происходят сражения богатырей с тёмными силами.
Порой мост упоминается даже в заговорах, ведь, несомненно, имеет огромную силу. А сказки повествуют, что неподалёку от этого места жила знаменитая Баба-Яга, а сам мост охранялся Змеем Горынычем. Что же особенного в Калиновом мосте? И правда ли, что он может существовать на самом деле?
Мост над рекой огня
Благодаря исследователю В.Я.Проппу мы смогли не просто насладиться русскими сказками и былинами, но и взглянуть на них под непривычным ракурсом. Учёный отметил, что важным символом мифологии славян была река Смородина, что была границей между мирами живых и мёртвых. Но как перебраться с одного берега на другой? Именно с этой целью и был построен над рекой Калинов мост, пройти по которому мог далеко не каждый.
Калинов мост – это соединение между берегами, разделёнными рекой пламени. Охраняет это место Трёхглавый Змей, который нередко сражается с былинными героями, намереваясь погубить человека, рискнувшего пересечь запрещённую границу.
Но почему же мост Калинов? На этот счёт у исследователей есть несколько предположений. Первое говорит о том, что название может быть связано со словом “калёный”. Мост ведь расположен над огненными водами Смородины, а потому явно раскалён от жара пламени. Вторая гипотеза говорит о том, что мост этот славяне представляли ярко-красным, как ягоды калины. На мой взгляд, обе версии можно сложить в одну, получив раскалённый алый мост.
Калинов мост соединял два разных мира
Создание границы и Калинова моста
Кто же построил Калинов мост? Об этом нам рассказывают древние легенды. Согласно им, изначально между мирами не было границы. Мертвецы выходили из Нави, отправляясь к живым. Бродя по земле, они уводили с собой в мир мёртвых тех, кому ещё рано было умирать. Всюду, где ступали ноги мертвецов, алела от огня земля. Вскоре люди поняли, что обречены, а потому взмолились к богам.
Услышав призыв людей, верховные божества вырыли огромный ров между мирами. С одной его стороны собрали только живых, с другой – лишь мёртвых. Через ров перекинули мост – настолько призрачный и тонкий, что он мог выдержать только душу, а не тело человека. В сам ров сбросили мертвецов, которые стали ходить по дну. Так и образовалась огненная река. Правда, со временем и сам мост стал крепче, из-за чего потребовал охранника, что не пропускал бы в мир Нави незваных гостей.
Калинов мост – место былинных битв
Калинов мост в ритуалах
Интересно, что Калинов мост часто упоминается в обрядовых песнях. Например, перед замужеством невеста вместе с подругами исполняла девичью песню, где рассказывала о предстоящем ей переходе. Вероятно, мост тот олицетворял не только смену миров для человека, но и изменение его статуса.
Во время свадеб для молодых также исполняли торжественную песню, где желали успешно пройти по Калинову мосту. На мой взгляд, здесь используется ещё и символ испытаний, трудностей, которые приходится преодолеть любой семье.
Конечно, Калинов мост был связан и с похоронными ритуалами. В деревнях Белоруссии нередко после смерти родственника делали небольшой мостик из дерева, который перебрасывали через канаву или топкое, заболоченное место. Неподалёку от места, где был поставлен мост, люди останавливались, вырезали на соседнем дереве дату смерти родственника, после чего поминали его, желая успешно преодолеть Калинов мост.
Где искать Калинов мост?
Когда знакомишься с подобными преданиями, поневоле задумываешься о том, не был ли списан образ легендарного моста с реального места. Как оказалось, Калинов мост может существовать на самом деле. Где же он? Неподалёку от подножия Эльбруса протекает река Кызылсу (в переводе означает “красная вода”). Не исключено, что именно она послужила образом реки Смородины.
В одном из мест Кызылсу преодолевает слой лавы и несёт свои воды в долину. Именно там, над водопадом Султан, располагается узкий перешеек скалы. Лишь по нему можно перейти реку. Застывшие пласты чёрной и красноватой лавы действительно напоминают мёртвый огонь. Не исключено, что именно эти места могли стать основой для легенд о границе между мирами, таинственном мосте и пламенной реке.
А может, Калинов мост стоит искать не снаружи, а внутри? В сказаниях говорится, что человек, ступивший на него, уже подчинён своей судьбе. Выбор между добром и зло уже предрешён.
Переход через реку Смородину мог отождествляться с неким символическим рубежом в наших душах. Словно острые зубы и громадные пасти змея, прошлые ошибки и прегрешения не оставляют человека. Не так просто отбросить их и направиться к свету и красоте, что ждут по другую сторону “моста”.
Чтобы перейти мост, нужно было сразиться со Змеем, охранявшим его
Многие философы древности говорили, что части добра и зла не стоит искать в окружающем мире – достаточно заглянуть в самого себя. По сути, в каждом из нас они граничат друг с другом, и только от самого человека зависит, на какую сторону “Калинова моста” он свернёт в очередной раз.
Калинов мост – не просто место битв и великих свершений в славянском фольклоре. Он сравнивался с переходом из одной ипостаси в другую, с переменами в жизни, с единством светлого и тёмного в человеке. Таинственный мост славян превзошёл по своей значимости в мифах даже древнегреческую реку Стикс, что протекала между мирами. Он – суть вечного выбора, что неизменно возникает перед человеком. И только от выбранного пути будет зависеть то, что ожидает нас в будущем.
Русская сказка (Книга в мягкой обложке) (2012)
Если обложка и название не совпадают, то название правильное
Расскажите об этом товаре друзьям:
Битва на Калиновом мосту: русская сказка
Цена
21.99
Ожидается поставка 19 — 26 декабря
Наши клиенты говорят:
Возврат до 31 января
Высший рейтинг в Trustpilot
Новый список желаний…
«Битва на Калиновом мосту» — пересказ захватывающей русской сказки через текст и иллюстрации Натальи Георгиевны Тореевой. Однако она не дает дословного перевода сказки. «В этой истории я старался оставаться близким к оригиналу, но я попытался рассказать историю своими словами и значениями для современной аудитории». Обычно русские сказки не писались специально для детей или взрослых, поэтому каждый мог найти в них свой смысл. В то время как дети могут быть очарованы приключениями мальчиков, сражающихся с многоголовыми змеями, взрослые будут рассматривать скрытый смысл символической битвы, интерпретируя ее как борьбу между добром и злом. В конце концов, все усвоят важный урок о дружбе и верности, которые следует давать друг другу и своей стране. Родом из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург, Россия), Наталья Григорьевна Тореева — опытный, отмеченный наградами художник, чьи работы находятся в коллекциях музеев Чикаго и России. Она получила степень магистра искусства и дизайна в Санкт-Петербурге, Россия, и степень магистра компьютерных наук в Университете ДеПола в Чикаго. Инженер на пенсии, член Профсоюза художников России и писательской группы DuPage в Иллинойсе. Она иллюстрировала романы, стихи и детские книги, а также написала письменные работы для ряда литературных журналов. Автор считает, что чтение является важным способом получения детьми знаний и вдохновения на творчество. Ее предыдущие детские книги — «Цыпленок Люси и ее друзья» и «Грег и морское чудовище». Она мать близнецов и живет в Кэрол Стрим, штат Иллинойс. Сайт издательства: http://sbpra.com/NataliaGToreeva
Медиа | Книги Книжка в мягкой обложке (Книга в мягкой обложке и склеенной корешкой) |
Выпущено | 25 апреля 2012 г. |
ISBN13 | 9781618974341 |
Издатели | Стратегическое книгоиздание |
Страниц | 48 |
Размеры | 216 279 3 мм · 136 г |
Язык | Английский |
Показать все
Еще от
Наталья Г. Тореева
Книга
Курица Люси и ее друзья
(2010)Тореева Наталья Георгиевна
16.49
Купить
Sealt med Тореева Наталья Георгиевна (например, книга и книга в мягкой обложке)
Поляна Эммануэля — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Участок Джилы-Су, Приэльбрусье, заповедник, Кавказ и Черное море
Поляна Эммануэля — горное плато в долине реки Кызылколь, на высоте 2500 метров. Расстояние от природного участка Джилы-Су до Поляны – 3 километра. Он имеет прямоугольную форму размером 1 км на 800 метров. Рядом с Серебряным ключом расположены два кемпинга, где альпинисты проходят акклиматизацию перед восхождением на Эльбрус.
Ручей, вытекающий через Поляну Эммануила из Серебряного источника
Кристально чистая вода Серебряного источника на Поляне Эммануила
Поляна Эммануила названа в честь генерала от кавалерии Георгия Арсеньевича Эммануила. В 1829 году он организовал и возглавил экспедицию, участники которой впервые поднялись на Эльбрус. Сам генерал Эммануэль в восхождении не участвовал, но находился на поляне с великолепным видом на северный склон Эльбруса. В подзорную трубу он постоянно наблюдал за восхождением людей из своей экспедиции на Эльбрус.
Портрет генерала от кавалерии Джорджа Эммануэля работы художника Джорджа Доу
В состав отряда альпинистов, который двинулся на первое в истории покорение Эльбруса, входили офицеры Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер, Бернардаци, 20 казаков и 5 местных жителей, которые были взяли в качестве гидов. Они начали подниматься слишком быстро. За первый день прошли 1300 метров без акклиматизации. Очень скоро все офицеры и казаки заболели горной болезнью.
Памятник ахии Соттаеву, в 1874 году впервые поднявшемуся на Западную вершину Эльбруса в Баксанском ущелье
Памятник Хиллару Гаширову, поднявшемуся на восточную вершину Эльбруса в 1829 году с экспедицией генерала Эммануэля Эльбрус. Так, в 1829 году вершина Эльбруса была взята впервые. Через несколько лет другой альпинист, Ахия Соттаев, поднялся на западную вершину Эльбруса. Сейчас в Баксанском ущелье стоят памятники этим двум покорителям вершин.
Ослиный лагерь на Поляне Эммануэля, где акклиматизируются альпинисты перед восхождением на Эльбрус
Лакколитский лагерь на Поляне Эммануэля, где альпинисты акклиматизируются перед восхождением
Река Кызылколь протекает через Поляну Эммануэля, которая берет свое начало из Уллу-Чираны ледник на северном склоне Эльбруса. Есть два кемпинга, а также база МЧС. Один кемпинг называется Donkey, другой называется Laccolite. В обоих кемпингах есть места для установки палаток, а также трейлеры, где можно переночевать в относительно комфортных условиях. Все удобства расположены во дворе, но в вагончиках можно спать на кроватях. В Donkey Camping есть кафе, где вам предложат вкусную и калорийную еду, которая необходима на высоте, особенно если вы планируете серьезный треккинг.
Река Кызылколь на Поляне Эммануэля у подножья северного склона Эльбруса
Осыпь берега реки Ткумиль на Поляне Эммануэля у подножия северного склона Эльбруса
До Поляны Эммануила от Участок Джилы-Су можно пройти двумя тропами: по Калиновскому мосту в ущелье реки Кызылколь или по левому берегу реки Кызылколь. Путь через Калинов мост гораздо красивее, правда, пройти нужно по обоим пути. Например, туда через Калинов мост, а обратно по левому берегу.
Калинов мост — камень, упавший на края ущелья реки Кызылколь, теперь по нему можно пересечь ущелье
Вид сверху на ущелье реки Кызылколь, над ним возвышается двуглавый Эльбрус
Если вы планируете подняться на Поляну Каменных Грибов, то обязательно нужно запланировать ночлег в одном из кемпингов. Расстояние от Поляны Эммануила до Каменных Грибов всего 4,5 километра, зато набор высоты превышает 700 метров. Вы стартуете с Поляны Эммануэля (2500 м), а Каменные Грибы находятся на высоте 3200 м.
Поляна Каменных Грибов на северном склоне Эльбруса на высоте 3200 метров
Каменный гриб с профилем человека на Поляне Каменных Грибов на Эльбрусе
Это очень значительная высота для неподготовленных людей, поэтому люди обычно проходят расстояние в 4,5 километра за несколько часов, за это же время нужно вернуться обратно. Вы должны покинуть Поляну Эммануэля не позднее 9 утра, чтобы вернуться обратно к 18:00. Это время рассчитывается исходя из возможностей человека со средней подготовкой. Кто-то может идти быстрее, но смысла в этом нет, так как тропа проходит через невероятно красивые горные пейзажи.
Поляна Эммануэля — абсолютно плоское горное плато на северном склоне Эльбруса
На Поляне Эммануэля в природной достопримечательности Джилы-Су много сусликов
Так как маршрут от Поляны Эммануэля уже начинается в значительная высота, здесь нет деревьев и кустарников.