Церковь спаса на нередице: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Церковь Спаса в Нередицах

Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198 года; вероятно, в это же время был основан и одноимённый мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи. Предположительно, его строил известный по летописям мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».

Нередицкий храм – яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети XII в.: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей. Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных ниш-аркосолиев в стенах.

Наряду с Георгиевским собором храм какое-то время служил княжеским некрополем. В 1322 году здесь погребен князь Афанасий Данилович, брат великого московского князя и внук Александра Невского (его саркофаг с останками находится в диаконнике), в 1552 году – сын новгородского наместника князь Федор.

До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В конце XVIII века покрытие переделано на восьмискатное, заложены боковые порталы, вместо западных пристроек сооружена вместительная паперть с приделом и отдельно стоящая колокольня. В 1839 году устроена четырехскатная кровля, закрывшая окна барабана.

В 1903-1904 годах архитектором П.П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

В 1941 году огнем немецкой артиллерии храм был превращен в руины, уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок. В 1940-х годах проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Реставрационные работы проведены в 1956-1958 годах (архитектор Г.М. Штендер). Здание было восстановлено в формах довоенного времени по точным обмерам П.П. Покрышкина. Эта реставрация также считается одной из лучших для своего времени, образцовой для руинированных памятников. В 1986 году под руководством Г.М. Штендера подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х-начале 2000-х годов.

Фресковая роспись Нередицы практически полностью сохранялась в интерьере вплоть до 1941 года, причем почти в первозданном виде, без записей и поновлений. Имеющаяся качественная фиксация всех композиций (схемы росписи, акварельные копии ХIХ-начала ХХ веков, фотографии) дает достаточно полное представление о характере живописного ансамбля. Иконографическая программа, составленная, видимо, архиепископом Мартирием, в целом была традиционна для конца ХII века и в то же время имела свои особенности, вызванные конкретным заказом. Фрески, размещенные в 9 ярусов, сплошь покрывали стены, столбы и своды храма. Нижние части стен и столбов были украшены характерными для византийских памятников декоративными панелями, имитировавшими мрамор.

Зеркало купола занимала большая композиция «Вознесение», окруженная и как бы поддерживаемая шестью ангелами. Ниже размещались изображения апостолов, среди которых можно было видеть и фигуру Богоматери с предстоящими ангелами. Еще ниже, в простенках окон барабана, были представлены ветхозаветные пророки, а в парусах – сидящие евангелисты. В северном, южном и западном люнетах находились огромные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила, еще два архангела – Михаил и Гавриил – были изображены на восточном своде. На стенах южного и северного рукавов креста и в алтарной части располагались евангельские сцены: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», на своде главного алтаря – Богоматерь-Оранта с предстоящими, ниже — «Евхаристия», два регистра святых отцов и в самом низу – своеобразный «Деисус»; на стенах северного алтарного полукружия – фигуры преподобных, в конхе над ним – Богоматерь-Знамение, на стенах перед апсидой — предыстория Богоматери. В диаконнике (юго-восточном углу) – Иоанно-Предтеченский цикл и изображения святых жен. Всю западную стену под хорами и примыкающие участки южной и северной стен занимала огромная композиция Страшного Суда.

В западной части южной стены, в нише представлена ктиторская композиция. Ктитор нередицкой церкви князь Ярослав Владимирович с моделью храма в руках стоит перед Христом, сидящим на троне. Часть фрагментов данной композиции была смонтирована реставраторами на первоначальное место.

В настоящее время один из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси является объектом музейного показа, входя в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Спаса на Нередице — Новгородская область, Россия

Фото с wikipedia.org, автор Витольд Муратов [CC BY-SA 3.0]

Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.

История

Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903—1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалево — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».

Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956—1958 годах.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.






  • Церковь Спаса на Нередице








  • Средневековые фрески








  • Интерьер храма до разрушения



Современное положение

В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей (см. статью Исторические памятники Новгорода и окрестностей).

Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород

Статьи » Путешествия » Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород

Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Над высоким холмом среди заливных лугов виднеется массивная и всем известная церковь Спаса на Нередице — Преображения Господня, расположенная в 1,5 км от г. Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца и недалеко от Рюрикова Городища.

Церковь построена летом 1198 года великим князем Ярославом Владимировичем. Спасская церковь — одна из последних каменных построек новгородских князей. И хотя размеры церкви не так велики, она воспринимается как монументальное и внушительное сооружение. Первоначально к церкви примыкала лестничная башня, которая вела прямо в горы, но вскоре ее не стало. В 1199 храм был расписан, после чего последовало несколько столетий безвестности. Позже, во второй половине 19 века, на Нередицу обратили внимание любители старины и историки.

Наибольшую известность церковь получила в начале 20 века. В то время стало точно ясно, что фрески Спаса на Нередице — это удивительное явление, которое по сохранности, целостности и художественной значимости выходит далеко за пределы русского искусства и имеет поистине мировое значение. Ценнейшим памятником новгородской монументальной живописи XII века являются фрески Нередицы, представляющие собой цельный и абсолютно законченный цикл.

Углубленное изучение фресок началось в 1910-х годах. В 1903-1904 годах была проведена первая реставрация храма под руководством известного архитектора П.П. Покрышкин. На зарисовку и изучение фресок Нередицы ушло всего 40 лет. В 1941 году знаменитый памятник мирового значения был утерян. Церковь Спаса на Нередице находилась на передовой, что привело к ее попаданию под огонь вражеской артиллерии; храм превратился в руины. Обрушились верхние части стен, купол и своды. Здание не уцелело даже наполовину, а от фресок остались лишь незначительные фрагменты.

Крупнейшим средневековым ансамблем была Картина Спаса Нередицы, которая была жестоко уничтожена немецко-фашистскими войсками, что стало невосполнимой потерей для всей русской культуры. Именно в этом ансамбле так ярко выразились все характерные черты новгородской живописи. Фрески Нередицы поражали своей удивительной сохранностью, а также законченностью в выборе сюжетов, знакомящих зрителя с невероятной системой средневековой живописи.

Церковь Нередицы чем-то похожа на церковь Покрова на Нерли, ведь не только Владимирский храм, но и Нередица находятся за чертой города и неразрывно связаны с окружающим ландшафтом. Спасская церковь по внешнему виду мало чем отличается от скромных купеческих, боярских и уличных новгородских построек конца XII века. Это небольшой одноглавый храм кубической формы из известняка, который является местным строительным материалом. У плиты есть удивительная особенность – этот камень невозможно идеально обработать, потому что его поверхности всегда будут шероховатыми и неровными, что создает видимость глины.

Интерьер храма утопает в полумраке и кажется особенно сжатым из-за массивности стен и веса колонн. Сохранившиеся фрагменты уникальных фресок можно увидеть на западной и южной стенах, а также в центральной апсиде храма. Образность росписей храма Нередицы подобна архитектуре самого здания, в котором выражается вся духовная мощь, соединенная с могуществом.

Мастера, расписывавшие храм, были новгородцами, хотя и относились к разным художественным школам. Первый мастер писал в византийской архаической манере, а два других мастера принадлежали к новгородской школе, преподававшей рисование в яркой графической манере, хотя один из художников явно писал примитивнее другого.

Сегодня фрески храма Спаса на Нередице можно увидеть только в специальных альбомах, созданных исследователями первой половины ХХ века. Альбом содержит копии фресок, которые помогут сохранить в памяти великое русское наследие величайших мастеров Средневековья. Люди продолжают посещать знаменитый храм, на древних стенах которого можно увидеть сохранившиеся бессмертные фрески.

Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Храм Герасима Болдинского — Россия — Прибалтика: Калининград

Тема: Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород .

Автор: Келли Костин


Древний Новгород

Спасская церковь представляла собой здание кубической формы, почти квадратное в плане, с четырьмя опорами, поддерживающими единый купол. Узкая лестница в западной стене вела на хоровую галерею. Новой особенностью стали небольшие закрытые часовни в северо-западном и юго-западном углах галереи. Только центральная часть галереи была открыта внутрь церкви. Применение квадратных простенков вместо крестообразных вместе с сокращением числа простенков и отсутствием пилястровых планок сделало интерьер более простым и менее дробным. За исключением капелл в хоровой галерее, которые были отрезаны глухими стенами, все внутреннее убранство можно было осмотреть с одной точки.

В отличие от Софийского и Георгиевского соборов, в Спасской церкви нет геометрической симметрии линий и форм. Стены непропорционально толстые, а кладка грубая, хотя и следует старой системе чередующихся рядов камня и плоского кирпича, скрепленных цементной смесью извести и битого кирпича. Сочетание неправильных линий, неровностей поверхностей и асимметричных углов придает церкви особую пластичность, отличающую новгородско-псковскую архитектуру от владимиро-суздальской, продолженной раннемосковской школой.
В отличие от роскошных царских построек XI и начала XII вв., Спасская церковь имеет небольшую простую структуру, олицетворяющую собой новое течение в новгородском зодчестве, возникшее, по-видимому, еще в середине XII в. развиваться до конца 13 в.
Фрески Нередицы, написанные в 119 г.9 были наиболее ценными сохранившимися образцами новгородской настенной живописи XII в., пока не были уничтожены во время последней войны. Они покрывали стены, простенки, своды, арки и купол церкви и прекрасно сохранились, что позволило воочию изучить всю систему фресковой композиции.

Купол вмещал Вознесение, а барабан украшали фигуры пророков. На арках в медальонах изображены Сорок мучеников Севастийских. Стены и простенки имели горизонтальные полосы отдельных фигур и композиций. Западную стену занимала большая фреска Страшного суда. Нижние участки стен были покрыты орнаментальной росписью в подражание мраморным панелям, которыми украшали такие же участки стен в византийских церквях.

На фресках можно было увидеть сюжеты, соответствующие предписаниям канонов того времени. На фресках были изображены сцены из Евангелий и многочисленные святые воины, мученики. Святые отцы и затворники на стенах и сводах были отнюдь не уникальными для Нередицы. В то же время эти фрески показывали, как предписанная схема могла то тут, то там дополняться и изменяться в зависимости от местных условий и требований. Помимо традиционных сцен и фигур были и другие, которые включались исключительно по указанию заказчика картины. Например, ряд святых склонялся к фигуре Богородицы Оранты, в центральной апсиде были представлены русские святые Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Киевского.
На фресках изображен портрет основателя церкви князя Ярослава, который при всей своей стилизации имеет весьма реалистические черты, придающие своеобразный характер.
Фрески также предоставили отличный материал для изучения того, как раньше работали бригады художников.
Таким образом, во второй половине XII века в Новгороде стали возникать церкви нового типа. В то время как церкви более раннего периода были роскошными, но немногочисленными, новые церкви были намного меньше, проще и интимнее, и их было гораздо больше.

Они также были упрощены с конструктивной точки зрения, став как бы сокращенной версией старого монументального типа. Интерьер претерпел значительные изменения. Замкнутые угловые помещения на сводах, соединенные между собой небольшой деревянной балюстрадой, заменили роскошную открытую хоровую галерею. В одной из этих комнат находилась часовня, часто посвященная святому покровителю того, кто заказал церковь, а другая часто использовалась как хранилище. За исключением этих угловых камер, интерьер стал более цельным и менее разделенным на секции.
Внешний вид также стал проще и монолитнее. Узкая лестница в западной стене заменила башни лестницами, ведущими в хоровую галерею. Блестящая множественность куполов, столь характерная для более ранней архитектуры, полностью исчезла вплоть до XVI века. Композиция стен стала проще и лаконичнее. Они были разделены на три части, отражающие внутреннюю структуру, только плоскими пилястрами. Каждая часть стены была арочной наверху, в целом соответствующей изгибу внутреннего цилиндрического свода.