Церковь спаса на нередице: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Церковь Спаса в Нередицах

Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198 года; вероятно, в это же время был основан и одноимённый мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи. Предположительно, его строил известный по летописям мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».

Нередицкий храм – яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети XII в.: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей. Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных ниш-аркосолиев в стенах.

Наряду с Георгиевским собором храм какое-то время служил княжеским некрополем. В 1322 году здесь погребен князь Афанасий Данилович, брат великого московского князя и внук Александра Невского (его саркофаг с останками находится в диаконнике), в 1552 году – сын новгородского наместника князь Федор.

До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В конце XVIII века покрытие переделано на восьмискатное, заложены боковые порталы, вместо западных пристроек сооружена вместительная паперть с приделом и отдельно стоящая колокольня. В 1839 году устроена четырехскатная кровля, закрывшая окна барабана.

В 1903-1904 годах архитектором П.П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

В 1941 году огнем немецкой артиллерии храм был превращен в руины, уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок. В 1940-х годах проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Реставрационные работы проведены в 1956-1958 годах (архитектор Г.М. Штендер). Здание было восстановлено в формах довоенного времени по точным обмерам П.П. Покрышкина. Эта реставрация также считается одной из лучших для своего времени, образцовой для руинированных памятников. В 1986 году под руководством Г.М. Штендера подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х-начале 2000-х годов.

Фресковая роспись Нередицы практически полностью сохранялась в интерьере вплоть до 1941 года, причем почти в первозданном виде, без записей и поновлений. Имеющаяся качественная фиксация всех композиций (схемы росписи, акварельные копии ХIХ-начала ХХ веков, фотографии) дает достаточно полное представление о характере живописного ансамбля. Иконографическая программа, составленная, видимо, архиепископом Мартирием, в целом была традиционна для конца ХII века и в то же время имела свои особенности, вызванные конкретным заказом. Фрески, размещенные в 9 ярусов, сплошь покрывали стены, столбы и своды храма. Нижние части стен и столбов были украшены характерными для византийских памятников декоративными панелями, имитировавшими мрамор.

Зеркало купола занимала большая композиция «Вознесение», окруженная и как бы поддерживаемая шестью ангелами. Ниже размещались изображения апостолов, среди которых можно было видеть и фигуру Богоматери с предстоящими ангелами. Еще ниже, в простенках окон барабана, были представлены ветхозаветные пророки, а в парусах – сидящие евангелисты. В северном, южном и западном люнетах находились огромные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила, еще два архангела – Михаил и Гавриил – были изображены на восточном своде. На стенах южного и северного рукавов креста и в алтарной части располагались евангельские сцены: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», на своде главного алтаря – Богоматерь-Оранта с предстоящими, ниже — «Евхаристия», два регистра святых отцов и в самом низу – своеобразный «Деисус»; на стенах северного алтарного полукружия – фигуры преподобных, в конхе над ним – Богоматерь-Знамение, на стенах перед апсидой — предыстория Богоматери. В диаконнике (юго-восточном углу) – Иоанно-Предтеченский цикл и изображения святых жен. Всю западную стену под хорами и примыкающие участки южной и северной стен занимала огромная композиция Страшного Суда.

В западной части южной стены, в нише представлена ктиторская композиция. Ктитор нередицкой церкви князь Ярослав Владимирович с моделью храма в руках стоит перед Христом, сидящим на троне. Часть фрагментов данной композиции была смонтирована реставраторами на первоначальное место.

В настоящее время один из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси является объектом музейного показа, входя в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Спаса на Нередице — Новгородская область, Россия

Фото с wikipedia.org, автор Витольд Муратов [CC BY-SA 3.0]

Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.

История

Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.

Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.

Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.

На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903—1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалево — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».

Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956—1958 годах.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.






  • Церковь Спаса на Нередице








  • Средневековые фрески








  • Интерьер храма до разрушения



Современное положение

В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей (см. статью Исторические памятники Новгорода и окрестностей).

Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород

Статьи » Путешествия » Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород