Содержание
Церковь Спаса в Нередицах
Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198 года; вероятно, в это же время был основан и одноимённый мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи. Предположительно, его строил известный по летописям мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».
Нередицкий храм – яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети XII в.: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей. Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных ниш-аркосолиев в стенах.
Наряду с Георгиевским собором храм какое-то время служил княжеским некрополем. В 1322 году здесь погребен князь Афанасий Данилович, брат великого московского князя и внук Александра Невского (его саркофаг с останками находится в диаконнике), в 1552 году – сын новгородского наместника князь Федор.
До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В конце XVIII века покрытие переделано на восьмискатное, заложены боковые порталы, вместо западных пристроек сооружена вместительная паперть с приделом и отдельно стоящая колокольня. В 1839 году устроена четырехскатная кровля, закрывшая окна барабана.
В 1903-1904 годах архитектором П.П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).
В 1941 году огнем немецкой артиллерии храм был превращен в руины, уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок. В 1940-х годах проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Реставрационные работы проведены в 1956-1958 годах (архитектор Г.М. Штендер). Здание было восстановлено в формах довоенного времени по точным обмерам П.П. Покрышкина. Эта реставрация также считается одной из лучших для своего времени, образцовой для руинированных памятников. В 1986 году под руководством Г.М. Штендера подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х-начале 2000-х годов.
Фресковая роспись Нередицы практически полностью сохранялась в интерьере вплоть до 1941 года, причем почти в первозданном виде, без записей и поновлений. Имеющаяся качественная фиксация всех композиций (схемы росписи, акварельные копии ХIХ-начала ХХ веков, фотографии) дает достаточно полное представление о характере живописного ансамбля. Иконографическая программа, составленная, видимо, архиепископом Мартирием, в целом была традиционна для конца ХII века и в то же время имела свои особенности, вызванные конкретным заказом. Фрески, размещенные в 9 ярусов, сплошь покрывали стены, столбы и своды храма. Нижние части стен и столбов были украшены характерными для византийских памятников декоративными панелями, имитировавшими мрамор.
Зеркало купола занимала большая композиция «Вознесение», окруженная и как бы поддерживаемая шестью ангелами. Ниже размещались изображения апостолов, среди которых можно было видеть и фигуру Богоматери с предстоящими ангелами. Еще ниже, в простенках окон барабана, были представлены ветхозаветные пророки, а в парусах – сидящие евангелисты. В северном, южном и западном люнетах находились огромные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила, еще два архангела – Михаил и Гавриил – были изображены на восточном своде. На стенах южного и северного рукавов креста и в алтарной части располагались евангельские сцены: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», на своде главного алтаря – Богоматерь-Оранта с предстоящими, ниже — «Евхаристия», два регистра святых отцов и в самом низу – своеобразный «Деисус»; на стенах северного алтарного полукружия – фигуры преподобных, в конхе над ним – Богоматерь-Знамение, на стенах перед апсидой — предыстория Богоматери. В диаконнике (юго-восточном углу) – Иоанно-Предтеченский цикл и изображения святых жен. Всю западную стену под хорами и примыкающие участки южной и северной стен занимала огромная композиция Страшного Суда.
В западной части южной стены, в нише представлена ктиторская композиция. Ктитор нередицкой церкви князь Ярослав Владимирович с моделью храма в руках стоит перед Христом, сидящим на троне. Часть фрагментов данной композиции была смонтирована реставраторами на первоначальное место.
В настоящее время один из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси является объектом музейного показа, входя в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Спаса на Нередице — Новгородская область, Россия
Фото с wikipedia.org, автор Витольд Муратов [CC BY-SA 3.0]
Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
История
Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).
Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903—1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».
В период Великой Отечественной войны всемирно известный памятник погиб. «Отступая, русская армия оставила Новгород и закрепилась на оборонительном рубеже Липна — Нередица — Кириллов — Ковалево — Волотово, то есть по руслу Волховца. Противостояние двух сил продолжалось около полутора лет, в течение которых древние храмы на линии нашей обороны, превращенные в долговременные огневые точки, подвергались систематическому артиллерийскому обстрелу. Одной из первых, еще в августе — октябре 1941 года, погибла Нередица. Она была разрушена более чем наполовину: уцелели лишь те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и вся — за очень немногими исключениями — роспись храма. Была сожжена деревня Нередица. Полностью разрушено Городище с Благовещенской церковью».
Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Работы по спасению памятника начались в 1944 году. Полностью восстановлен в 1956—1958 годах.
В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года и гробница с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.
Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году.
-
Церковь Спаса на Нередице
-
Средневековые фрески
-
Интерьер храма до разрушения
Современное положение
В настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект.
По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей (см. статью Исторические памятники Новгорода и окрестностей).
Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород
Статьи » Путешествия » Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород
1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Church of the Savior on Nereditsa description and photos — Russia — North-West: Veliky Novgorod»> Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеНад высоким холмом среди заливных лугов виднеется массивная и всем известная церковь Спаса на Нередице — Преображения Господня, расположенная в 1,5 км от г. Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца и недалеко от Рюрикова Городища. Церковь построена летом 1198 года великим князем Ярославом Владимировичем. Спасская церковь — одна из последних каменных построек новгородских князей. И хотя размеры церкви не так велики, она воспринимается как монументальное и внушительное сооружение. Первоначально к церкви примыкала лестничная башня, которая вела прямо в горы, но вскоре ее не стало. В 1199 храм был расписан, после чего последовало несколько столетий безвестности. Позже, во второй половине 19 века, на Нередицу обратили внимание любители старины и историки. Наибольшую известность церковь получила в начале 20 века. В то время стало точно ясно, что фрески Спаса на Нередице — это удивительное явление, которое по сохранности, целостности и художественной значимости выходит далеко за пределы русского искусства и имеет поистине мировое значение. Ценнейшим памятником новгородской монументальной живописи XII века являются фрески Нередицы, представляющие собой цельный и абсолютно законченный цикл. Углубленное изучение фресок началось в 1910-х годах. В 1903-1904 годах была проведена первая реставрация храма под руководством известного архитектора П.П. Покрышкин. На зарисовку и изучение фресок Нередицы ушло всего 40 лет. В 1941 году знаменитый памятник мирового значения был утерян. Церковь Спаса на Нередице находилась на передовой, что привело к ее попаданию под огонь вражеской артиллерии; храм превратился в руины. Обрушились верхние части стен, купол и своды. Здание не уцелело даже наполовину, а от фресок остались лишь незначительные фрагменты. Крупнейшим средневековым ансамблем была Картина Спаса Нередицы, которая была жестоко уничтожена немецко-фашистскими войсками, что стало невосполнимой потерей для всей русской культуры. Именно в этом ансамбле так ярко выразились все характерные черты новгородской живописи. Фрески Нередицы поражали своей удивительной сохранностью, а также законченностью в выборе сюжетов, знакомящих зрителя с невероятной системой средневековой живописи. Церковь Нередицы чем-то похожа на церковь Покрова на Нерли, ведь не только Владимирский храм, но и Нередица находятся за чертой города и неразрывно связаны с окружающим ландшафтом. Спасская церковь по внешнему виду мало чем отличается от скромных купеческих, боярских и уличных новгородских построек конца XII века. Это небольшой одноглавый храм кубической формы из известняка, который является местным строительным материалом. У плиты есть удивительная особенность – этот камень невозможно идеально обработать, потому что его поверхности всегда будут шероховатыми и неровными, что создает видимость глины. Интерьер храма утопает в полумраке и кажется особенно сжатым из-за массивности стен и веса колонн. Сохранившиеся фрагменты уникальных фресок можно увидеть на западной и южной стенах, а также в центральной апсиде храма. Образность росписей храма Нередицы подобна архитектуре самого здания, в котором выражается вся духовная мощь, соединенная с могуществом. Мастера, расписывавшие храм, были новгородцами, хотя и относились к разным художественным школам. Первый мастер писал в византийской архаической манере, а два других мастера принадлежали к новгородской школе, преподававшей рисование в яркой графической манере, хотя один из художников явно писал примитивнее другого. Сегодня фрески храма Спаса на Нередице можно увидеть только в специальных альбомах, созданных исследователями первой половины ХХ века. Альбом содержит копии фресок, которые помогут сохранить в памяти великое русское наследие величайших мастеров Средневековья. Люди продолжают посещать знаменитый храм, на древних стенах которого можно увидеть сохранившиеся бессмертные фрески. Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Храм Герасима Болдинского — Россия — Прибалтика: Калининград Тема: Церковь Спаса на Нередице описание и фото — Россия — Северо-Запад: Великий Новгород . Автор: Келли Костин |
Спасская церковь представляла собой здание кубической формы, почти квадратное в плане, с четырьмя опорами, поддерживающими единый купол. Узкая лестница в западной стене вела на хоровую галерею. Новой особенностью стали небольшие закрытые часовни в северо-западном и юго-западном углах галереи. Только центральная часть галереи была открыта внутрь церкви. Применение квадратных простенков вместо крестообразных вместе с сокращением числа простенков и отсутствием пилястровых планок сделало интерьер более простым и менее дробным. За исключением капелл в хоровой галерее, которые были отрезаны глухими стенами, все внутреннее убранство можно было осмотреть с одной точки. |